Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) / Православие.Ru
Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января
Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.
Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)
Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.
Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.
В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.
Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.
Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.
В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.
Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».
Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него.
Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».
Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.
Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей.
Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).
Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.
Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).
Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.
Киккская Богоматерь: почему на эту икону нельзя смотреть
7 октября 2018
Кириллица
Киккская икона Божьей Матери, названная также «Милостивой», хранится в одном из монастырей острова Кипр, который был возведен специально в честь обретения этого образа. Вот уже более 9-ти столетий Богоматерь скрыта под расшитым покрывалом, и никто не смеет заглянуть под него.
Фото: КириллицаКириллица
Как икона оказалась на Кипре
Видео дня
Как гласит легенда, упомянутая в том числе и в научно-популярном издании под авторством В. Н. Сингаевского «Самые известные русские иконы», Киккская Богоматерь – это один из образов, написанных самим апостолом и евангелистом Лукой. Лука же и отправил свою работу в Египет, где та и находилась до 980 года. Когда пришли сарацины и начались гонения на христиан, святыню пытались переправить по морю в Царьград, но по пути на корабль напали пираты. Греческие моряки спасли икону и доставили ее в Константинополь. Там образ пробыл до XII века. Местопребывание Киккской иконы вновь изменилось, когда на престол взошел император Алексей I Комнин. В период его правления наместником Кипра был Мануил Вутомит. Как пишет епископ Пензенский Амвросий в своем труде «Чудотворные иконы Богоматери на Руси», однажды Мануил избил одного праведника по имени Исаия, который, как показалось наместнику, отнесся к нему с пренебрежением. После этого Вутомит тяжело заболел, а потому решил попросить прощения у обиженного им старца. Исайя же ответил Мауилу, что ему было видение, согласно которому образ Богоматери следовало было отправить на Кипр. Вскоре Мануил был у Алексея Комнина. Так святыня оказалась на острове и получила новое имя Киккская в соответствии с названием местности. В Киккском монастыре она, скрытая материей, хранится и по сей день.
Расшитое покрывало и медная рука
Согласно описанию, приведенному в книге Н. А. Иониной «Православные святыни» (издана по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II), искусно вышитое покрывало скрывает образ от левого верхнего угла до правого нижнего, поэтому лики Богородицы и младенца, сидящего у нее на руках, увидеть невозможно. К иконе привешена медная рука, которую подарил монастырю один мавр. Однажды он покусился на святыню, после чего у него отсохла рука. Мавр раскаялся в своем поступке, попросил прощения у Божьей Матери и был исцелен. Но случаи, когда на Киккскую икону кто-либо покушался, на самом деле редки. Многие не смели даже тронуть ткань, под которой скрывается Богородица. Н. А. Ионина утверждает, что в разное время этого не сделали ни патриарх Антиохийский Сильвестр, ни патриарх Александрийский Косма, ни архиепископ Кипрский Филофей, ни другие представители духовенства.
Воля императора и слепота патриарха
По материалам исследовательского центра монастыря «»Эн-колпион». Краткое описание Святого Монастыря Киккоса» (авторы Коккинофтас Костис и Теохаридис Иоаннис), икону закрывают тканью в соответствии с традицией, которую ввел Алексей I Комнин. Он проникся таким трепетом к святыне, что посчитал ненужным беспокоить Богородицу хоть одним лишним и мимолетным взглядом. Да и покров, по мнению императора, вызывал большее почтение к образу Богоматери. Дело в том, что после того как Алексей распорядился увезти икону на Кипр, поправился не только наместник Мануил Вутомит, но и дочь самого правителя, которая в это время тоже страдала тяжелым недугом. Кроме того, однажды произошло событие, которое только подтвердило правильность выбранной Алексеем позиции. По легенде, Александрийский патриарх Герасим как-то приподнял покров на Киккской иконе и тут же потерял зрение.
Другое,АЛЕКСИЙ II,
Чудотворная Кипрская икона Божией Матери
Существует большое количество почитаемых образов Богородицы, так как для многих верующих это опора в различных жизненных ситуациях. В данной статье будет рассмотрена кипрская икона Божией Матери в различных ее вариантах, так как изображений, вышедших с этого острова, очень много.
Первое явление иконы
Первая кипрская икона Божией Матери в наиболее известном для нее виде была явлена в 392 году. Произошло это в городе Ларнаке на месте погребения Лазаря. На этом месте был построен монастырь Ставруни, а после специально построена церковь, где и стала храниться икона. Ее поставили на ворота церкви, с чем и было связано первое чудо.
Однажды мимо этой церкви проходил мужчина, араб. Что послужило причиной его действий, не совсем понятно, возможно, он просто хотел поиздеваться. Так или иначе, он выпустил стрелу, которая попала в колено образа Богородицы. В то время много крови вылилось на землю, и через некоторое время человек умер в пути, так и не дойдя до дома.
Первоначальная иконка до сих пор не сохранилась. Однако в той самой церкви сохранилась его копия в мозаичном виде на стене.
Стромынская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери в селе Стромынь является одним из списков первого образа, распространившегося по многим православным храмам. На ней изображена Богородица, сидящая на троне, и на руках у нее Младенец. Рядом находятся два святых мученика — Антипа и Фотина.
О его появлении в России доподлинно мало что известно. По одной из легенд, этот список икон благословил Сергий Радонежский игумен Стромынского монастыря Савва. В 1841 году образ стал чудотворным, когда он исцелил восемнадцатилетнюю девушку от болезни, грозившей ей смертью. Именно об этой иконе говорил голос во сне. По его повелению она должна была сделать в доме образ и перед ним отслужить молебен. После выполнения всего девочка полностью выздоровела. Это событие привело к тому, что верующие стали толпами приходить к иконе, просить защиты и избавления от телесных неурядиц.
Дни празднования иконы двадцать второе июля и первое воскресенье Великого поста. В селе Стромынь еще один день — шестнадцатое февраля. Именно в этот день произошло первое исцеление.
Другие списки Кипрской иконы
Кипрская икона Божией Матери имеет другие списки. Кстати, по написанию они могут отличаться, но название у всех будет одинаковое. Например, есть списки, где Богородица не восседает на престоле, а по бокам изображены Петр Афонский и Онуфрий Великий. На некоторых изображениях Младенец держит скипетр. Другой вариант изображения, также распространенный, где Богородица восседает на престоле, а Младенец на руках. Вокруг стоят ангелы с пальмовыми ветвями.
Итак, один из списков находится в Нижнем Новгороде и славится многими чудесами. На этой иконе Богородица изображена сидящей на престоле, на голове у Ней венец. Младенец сидит на его руках, благословляя правой рукой. Его голова непокрыта.
Еще один список находится в Москве, в Голутвине, в храме Николая Чудотворца. И последний, довольно известный, подобный образ можно найти и в Москве, в Успенском соборе. На ней изображена Богородица с Младенцем, снизу — сила.
Кроме того, некоторые древние списки с иконы можно найти в музеях России, которые хранятся там как величайшие святыни.
Чем помогает икона-молитва?
Молитва Кипрской иконе Божией Матери – это помощь человеку во время болезней, особенно если он страдает параличом или другими заболеваниями, связанными с опорно-двигательным аппаратом. Особо покровительствует и оберегает молитвенный образ во время эпидемий, если они уже есть. Они также просят избавиться от них.
Как молиться иконе?
Вы должны знать, что специального акафиста Кипрской иконе Божией Матери не существует. Если вы хотите помолиться перед образом, вы можете прочитать любой тропарь, кондак или молитву от другой иконы иконы Богородицы. Это не будет ошибкой. Есть две особые молитвы на эту икону, как и на ее славу.
Впрочем, если вы хотите найти акафист — канон иконе Божией Матери «Кипрская», то в принципе можно использовать тот, который читается перед всеми подобными изображениями.
Икона Божией Матери «Милостивая» (Кикк)
Самая известная на сегодняшний день икона Божией Матери на Кипре — образ «Милостивая». Это древний образ, который написал Лука. Сегодня икона находится в императорском монастыре. Именно там в ее честь был воздвигнут храм.
Теперь изображение закрыто, чтобы лица не были видны. Однако это не умаляет ее чудодейственных способностей. Даже язычники обращаются к ней за помощью, и благодать снисходительна ко всем.
С помощью Kikk Icon написано много списков, которые сегодня есть во многих местах. Например, он есть в Салониках, в храме иконы Божией Матери «Десна». Также он находится в России. Одна в женском Никольском монастыре, другая в Зачатьевом монастыре в Москве. Дни памяти приходятся на двенадцатое ноября и двадцать шестое декабря.
Икона Акафист
Итак, как видно из вышеприведенного материала, невозможно найти акафист иконе Божией Матери «Кипрская», который был бы написан именно для нее, так как его не существует. Однако он за образ Богородицы «Милостивая». Акафист довольно длинный, и, в принципе, его можно читать тем богоносным иконам, у которых нет своей.
Чудеса у икон
Все эти иконы чудотворные. Конечно, не всегда события фиксировались, но все же некоторые из них сохранялись. Например, были записаны те чудеса, которые происходили у Стромынской иконы. Самым первым было чудо исцеления девушки, описанное выше.
Еще одним событием стало полное выздоровление крестьянина Алексея Порфирьева, давно уже парализованного, полностью потерявшего подвижность. После молитвы у иконы он обрел прежнюю подвижность и смог продолжать полноценную жизнь.
Такие исцеления случались не раз. Именно при двигательных проблемах сильнее всего проявлялась сила значка. Согласно летописям, это случалось не менее двух раз, когда верующие полностью излечивались от расслабления рук и ног.
Очень большое исцеление произошло с другим списком. Молитвами Кипрской иконы, находящейся в Нижнем Новгороде, в 1771 году была остановлена вспышка эпидемии моровой язвы, унесшей множество жизней. Было также много исцелений благодаря ее помощи. В то время икона переходила из дома в дом, где перед ней совершались молитвы. Так было множество исцелений.
Иконки Miracles и Kikks не менее значимы. Впервые о них упоминается в то время, когда икона перебралась в Константинополь, потому что, несмотря на многочисленные нападения, она благополучно и благополучно прибыла к месту назначения. Однако в двенадцатом веке его перевезли на Кипр. Этому предшествовала череда удивительных событий. Правитель Кипра был наказан параличом за то, что в гневе избил старейшин. Позже он раскаялся, и старец рассказал ему о своем видении. Правитель должен был привезти на Кипр икону Богородицы из Константинополя. Отправившись в путь, он обнаружил дочь императора в таком же состоянии, как и он сам. Это был знак. Икону унесли и принесли на остров, где она продолжала творить свои чудеса.
Заключение
Кипрская икона Божией Матери – особый чудотворный образ, имеющий множество списков во всем православном мире. Каждое из них находит отклик в душах молящихся. Его особое значение видно из того, что это изображение часто выполнялось в виде мозаики или росписи на алтарных частях храма. Символика иконы достаточно проста. Это Воплощение через Царицу Небесную, а также путь праведности. Все это дает надежду и вселяет веру.
Икона «Страстная Богородица»
Печать
Страстная Богородица Икона
Отношение Господа Иисуса Христа к Богородице – спасительное отношение с отличием.
Эта связь впервые появляется при Благовещении, когда Господь воплотился в ее чреве. Позже он прошел через все этапы, что Иисус жил и продолжается во веки веков.
Богородица переживала страдания со Своим Божественным Сыном так же, как пережила радость и славу, ибо между этими тремя нет разделения. Путь Господа Иисуса был наполнен этими тремя элементами с самого момента Его рождения.
Потому и сказал Старец Симон Богородице: «Се, предназначено Сие на падение и на восстание многих в Израиле, и в знамение, о котором будут говорить против (да, и Твоих пронзит меч и душу), да откроются помышления многих сердец» (Луки 2:34-35).
Меч — это, конечно же, распятие и все, что с ним связано.
Эта икона называется «Богоматерь Страстная» и датируется второй половиной шестнадцатого века нашей эры. Длина 79,5 см, ширина 51 см, толщина 6 см.
Соответствует образцу византийских икон, известных в Константинополе и распространенных во всех православных странах (Европа, Кипр, Греция и Афон), где Богородица и Христос созерцают символы страданий, которые несут два ангела. Титул Богородицы может различаться: Αμολυντος (чистая) или «страшная заступница», а здесь ἡ Παμμακάριστος «Блаженнейшая»[1].
Натуральные красители пигментов смешиваются с яичным желтком, и этот метод известен как темпера, который распространился после седьмого или восьмого века нашей эры и заменил смесь пчелиного воска пигментами — энкаустикой.
Эта форма близка к форме «Одигитрии», где мы обычно видим Деву Марию, несущую на руке Господа Иисуса Христа, а другой рукой указывающую на Него.
Здесь мы видим Богородицу, держащую руки Господа.
Некоторые из них могут подумать, что она утешает Его, но на самом деле он подбадривает ее, говоря: «Мать, не пугайся, когда увидишь меня на кресте. Я действительно умру во плоти в моей человеческой природе, но я воскресну из мертвых, потому что я также Бог».
Несмотря на это домостроительство спасения, наблюдая за своим сыном Иисусом, висящим на кресте и пронзенным мечом, дозволено ей в сердце (Луки 2:35).
Господь Иисус Христос:
На этой иконе мы видим Господа Иисуса Христа, смотрящего вверх влево. Иконописец хотел, чтобы Он посмотрел на архангелов Михаила и Гавриила в верхней части иконы, несущих орудия распятия. Ангел справа от Божией Матери — Михаил, (имеется в виду «кто подобен Богу»).
Михаил несет копье, которым был пронзен Господь на кресте (Ин. 19:34), и трость, на которую римские воины возложили губку с уксусом, чтобы преподнести ее Иисусу, когда Он сказал, что я хочу пить: «Теперь там стоял сосуд, полный кислого вина; и наполнили губку кислым вином, положили на иссоп и поднесли к устам Его (Ин.
Другой ангел — Гавриил. Он несет крест, на котором был распят Господь. Имя Гавриил означает «могущество Бога».
Скользящий ботинок :
Скользящий ботинок в ногах Господа, который вот-вот упадет, имеет несколько интерпретаций, разработанных учеными-иконографами:
1- Относится к наготе, когда Он был распят, когда с него сняли одежду.
2- Он добровольно идет на смерть, отбирает у него все, встает на крест умирать, потом воскресает и вместе с ним поднимает нас, как мы снимаем ветхого человека, чтобы облечься в нового человека.
3- Упоминается во Второзаконии, глава 25, что, если человек умрет и не будет иметь детей, его жена выйдет замуж за его брата, и первый сын будет приписан мужу, так что его потомство будет продолжаться, а его имя не будет быть стертым из дома Израилева.
Евреи ждали пришествия Мессии и считали прерывание потомства из-за смерти или бесплодия проклятием от Бога.
Если брат умершего мужа отказывается быть в паре с женой брата, овдовевшая жена снимает башмак и плюет в лицо перед старейшинами своего города, а его называют «снятой подошвой».
Общение вдовы с братом умершего мужа обычно очень древнее и упоминается в Книге Бытия (8:38).
Господь Иисус Христос отменил эти обычаи и упразднил эти мирские понятия, потому что Он есть Истинный, Ожидаемый Мессия.
Вместо того, чтобы ждать, они должны следовать за Ним, и отсюда он сказал евреям:
«Когда вы воскрешаете Сына Человеческого, тогда вы понимаете, что Я есть Он» (Иоанна 8:38).
Наши имена также фигурируют в книге жизни в небесном Иерусалиме.
Божия Матерь:
Божия Матерь смотрит на нас и говорит: «Что Он скажет вам, то сделайте» (Ин. 2:5).
Она действительно произнесла этот стих на свадьбе Каны Галилейской, но свадьба каждого верующего христианина есть его воскресение со своим Господом из мертвых, чтобы испить доброго вина на свадьбе вечной беременности.
«Блаженны званые на брачный пир Агнца» (Откр. 19:19).
Одежда на иконе:
Одежда на иконе темного цвета. Богородица окутана божественной славой, на что указывает темно-красный цвет, а на ее правой руке золотая нить. «Одежды ее сотканы из золота» (Псалтирь 45:13).
Три звезды на Божией Матери:
На иконах Божией Матери мы видим три звезды, одну на голове, одну на правом плече и одну на левом плече. Эти звезды указывают на то, что Матерь Божия является девой до рождения Господа Иисуса Христа, а также во время и после Его рождения.
Надписи на иконе:
Они на греческом языке.
— MP ΘV: Эти буквы обобщают слова ΜΗΤΗP ΘΕΟΥ (Митир Теоу), что означает Богородица.
— IC XC: «ΙΗϹΟΥϹ ΧPΙϹΤΟϹ» означает Иисуса Христа.
— ἡ Παμμακάριστος: блаженнейший.
В этом месте принято писать название значка, определяющее его идентичность.
Обозначение ἡ Παμμακάριστος «благословеннейший» может относиться к Великому Константинопольскому монастырю, носившему это имя, который стал патриаршей церковью между 1455 и 1587 гг.