История возведения Исаакиевского собора — ГМП «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма.
Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Подготовлено Е.В.Шаповаловой
г. Санкт-Петербург,
Исаакиевская пл.
,
д. 4, лит. А
г. Санкт-Петербург,
наб. канала Грибоедова,
д. 2б, лит. А
г. Санкт-Петербург,
наб. канала Грибоедова,
д. 2а, лит. Л
© ГМП «Исаакиевский собор» 2009-2021
Официальный сайт
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
В Санкт-Петербурге освящён Исаакиевский собор
30 мая (11 июня) 1858 г. в Санкт-Петербурге состоялось освящение нового кафедрального собора русской православной церкви — Исаакиевского собора.
В 1710 г. по указу Петра I в Санкт-Петербурге, рядом с Адмиралтейством была построена небольшая деревянная церковь. Храм был освящён в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.
В 1717-1727 гг. на этом же месте по проекту архитектора Г. И. Маттарнови был построен небольшой каменный храм. Уже через несколько лет из-за неравномерного оседания грунта по сводам и стенам храма пошли трещины, а пожар 1735 г.
, вызванный ударившей в шпиль молнией, довершил разрушение.
В 1768 г. началось строительство третьей Исаакиевской церкви по проекту архитектора А. Ринальди. Возведение храма затянулось, Ринальди покинул Россию и заканчивал стройку придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна.
Новый храм не гармонировал с парадной застройкой центра Петербурга, и в 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового собора. В нём приняли участие выдающиеся архитекторы того времени: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Д. Кваренги и другие. Все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, что противоречило основному условию конкурса — требованию Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Из-за этого требования конкурс 1813 г. также окончился безрезультатно. Подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора было поручено молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану. Работы по возведению храма начались в 1818 г. и продолжались в течение сорока лет до 1858 г.
30 мая (11 июня) 1858 г., в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи состоялась торжественная церемония освящения храма. Накануне освящения была опубликована высочайше утверждённая «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года», в которой предусматривалось поочередное проведение обряда освящения трёх соборных приделов: главный алтарь — 30 мая (11 июня), приделы — 1 (13) и 8 (20) июня.
В день освящения вокруг собора были выстроены войска в полной парадной форме. На Петровской (Сенатской) и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа, соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми. Церемония освящения собора началась в 9 часов утра и завершилась около 4 часов пополудни.
Исаакиевский собор стал одним из крупнейших соборов в мире, его грандиозный купол является высотной доминантой города. В отделке храма использовалось более двадцати видов камня: малахит, мрамор, лазурит и порфир, а также многочисленные золоченые и медные скульптуры работы Петра Клодта, Ивана Витали, Филиппа Лемера.
В росписи собора принимали участие такие выдающиеся художники, как Карл Брюллов, Фёдор Бруни, Василий Шебуев и другие.
Со времени своего освящения храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых покровителей членов царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии. Отмечались и воинские праздники — даты славных побед русского оружия.
В июне 1928 г. Исаакиевский собор был закрыт, а его ценности изъяты. В 1931 г. в соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем и само здание храма получило статус музея-памятника.
Вновь богослужения в храме возобновились лишь 17 июня 1990 г., когда божественную литургию св. Иоанна Златоуста здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В настоящее время богослужения в Исаакиевском соборе проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
Лит.: Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор.
Л., 1974; Серафимов В. И., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1865; Толмачева Н. Ю. Исаакиевский собор. СПб., 2003.
См. также в Президентской библиотеке:
Лозовский В. Н. Горожане возле Исаакиевского собора после литургии. Л., 17 июня 1990;
Лозовский В. Н. Прибытие Ельцина Б. Н. на первую службу в Исаакиевский собор. Л., 17 июня 1990;
Первая служба в Исаакиевском соборе. Мэр города Собчак А. А. и Ельцин Б. Н. Л., 17 июня 1990.
Путеводитель по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге
21.08.2019
|
Новости искусства
Все, что вы должны знать об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
Кэндис Осмонд 2738 0 0 0 Доля
Исаакиевский собор, также известный как Исаакиевский собор, расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, Россия.
Он был завершен в 1858 году как почетное посвящение святому покровителю Петра Великого, родившемуся в день памяти этого святого. Он был превращен в музей в 1931 году советским правительством и остается музеем по сей день.
Чем собор наиболее известен, так это впечатляющими мозаичными изображениями внутри и снаружи здания. Люди путешествуют со всего мира, чтобы увидеть эти впечатляющие исторические виды. Все мозаичные произведения, вдохновленные возрождением, занимают в общей сложности около 500 квадратных метров, что делает собор домом для некоторых из самых вдохновляющих и плодотворных мозаичных произведений 19-го века.й век.
История
Изображение из Википедии
Первоначально произведениями искусства внутри Исаакиевского собора были картины. Со временем и из-за холода и сырости внутри собора картины начали портиться. Карл Брюллов, один из величайших художников России того времени, отвечал за роспись этих шедевров внутри собора вместе с другими великими художниками того времени.
Архитектор Огюст де Монферран, человек, ответственный за большую часть дизайна и структуры самого собора, хотел воссоздать все произведения искусства, используя интерпретацию мозаики. Кропотливая процедура воспроизведения этих картин как мозаики древней мифологии была введена Михаилом Ломоносовым, но из-за огромного объема художественных работ не все картины могли быть воссозданы как желанные мозаики.
Мозаики Исаакиевского собора известны во всем мире благодаря своей реалистичности. Сами материалы были подобраны так, чтобы передать сходство с различными священными картинами через теплоту и ощущение. Например, тона плитки для рук были тщательно подобраны, чтобы передать тепло человеческой плоти. Драгоценности сияют на одеждах святых, как будто они сделаны из драгоценных камней, и даже текстильные элементы произведений искусства были выбраны так, чтобы представлять настоящую ткань. Именно такие мелкие детали делали религиозные мозаичные произведения искусства еще более интригующими для зрителя.
В то время как сам собор подвергался сотням различных реконструкций, произведения искусства из мозаики остаются в своем первоначальном состоянии, тщательно сохраняясь и охраняемые персоналом собора и садовниками.
Произведения искусства
Изображение из Википедии
В то время как мозаичные настенные рисунки оригинальны по своей конструкции, настоящие картины были воспроизведением предыдущих священных эскизов и произведений искусства, найденных в Священных Писаниях. Работа по воспроизведению фрагментов с помощью мозаики была изнурительной и чрезвычайно сложной. Учитывая период времени, было не так много машин, которые могли бы имитировать мелкие детали, которые изображают мозаики сегодня. Учитывая этот факт, задача вырезания мозаики часто выполнялась вручную. Каждая часть должна была быть тонко вырезана, чтобы вписаться в более грандиозное изображение. Каждая крошечная часть мозаики также должна была пройти через несколько слоев тонирования, поскольку ни одна часть не могла быть намного светлее или темнее, чем предыдущая.
Некоторые из этих великих произведений искусства включают «Страсти Христовы», известные как иконостас, включая четырех евангелистов в подвесках. Блестящие произведения искусства, такие как культовая «Тайная вечеря» и портреты Марии Магдалины, блестят в мягком свете собора. После того, как кусок мозаики был готов, процесс его воплощения еще не закончен. Сам собор имеет массивную и впечатляющую архитектуру. Все, от куполообразной крыши до потолков собора, было рассчитано на то, чтобы сделать собор настолько потрясающим, насколько это возможно, даже сам Бог так подумал бы.
Эта игра света делает эти мозаичные узоры такими завораживающими. Архитектура пространства также помогает настроиться на священное царство религиозной мозаичной настенной живописи. Даже для тех, кто не религиозен или исповедует другую религию, есть красота, которую можно найти в явном благоговении, испытываемом при простом просмотре этих великолепных мозаичных рисунков. Старые и молодые энтузиасты искусства были поражены, увидев эти восхитительные произведения искусства.
Смешанная техника
Изображение из Pinterest
В некоторые мозаичные узоры вкраплены драгоценные камни и мрамор. Камни, такие как лазурит малахит и лазурит, можно увидеть вставками в мозаичный узор.
Поскольку искусство мозаичной работы заключается в крошечных фрагментах цвета и кусочках плитки, вам нужно очень внимательно смотреть, чтобы заметить драгоценные камни. Среди великолепно раскрашенных плиток может быть немного сложно увидеть что-либо из них, если вы их не ищете, поскольку все они так ярко сверкают. Разница в использовании этих драгоценных камней для текстуры заключается в деталях и оттенках. Есть изделия, которые светятся гораздо ярче, чем другие, из-за того, что эти камни перемежаются с ярко окрашенными плитками.
Алебастровый мрамор также освещает собор в некоторых местах. Возвращаясь к этим тактичным методам освещения, мрамор используется не только для придания яркого блеска определенным пространствам, но и может действовать как отражатель света для определенного религиозного мозаичного искусства. Это отбрасывание света чрезвычайно тонкое, но блеск и мерцание плитки привлечет внимание зрителя как более яркое и захватывающее дух. Поскольку белый цвет обычно используется в мире живописи для смягчения цвета, имеет смысл только то, что светлый мрамор можно использовать в качестве зеркала, от которого отражается свет для создания того же эффекта.
Опять же, настоящие художники и ремесленники помогали создавать интерьер собора, поэтому во всем пространстве можно найти множество хитростей, чтобы каждое блестящее мозаичное произведение искусства выглядело как можно лучше.
Непревзойденная красота
Изображение из Pinterest
Несмотря на то, что по всему миру существуют сотни тысяч произведений религиозного мозаичного искусства, относительно редко можно найти настенную мозаику, столь же потрясающую и реалистичную, как картина. Именно такую мозаику вы найдете внутри Исаакиевского собора в России. С тщательной точностью каждое мозаичное произведение искусства было воспроизведено и изготовлено, чтобы выдержать испытание временем и радовать потомки. Потребовались сотни опытных мастеров, чтобы не только построить эти копии, но и убедиться, что их красота и целостность сохранятся на века вперед.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
День труда: история, праздник и мозаика
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Лучшие современные тенденции декорирования с использованием современного мозаичного искусства
Назад в блог Купить сейчас
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург: смотровая площадка
У каждого города есть свой знаковый символ, который, несомненно, связан с первой ассоциацией, возникающей при упоминании названия города.
Относительно Санкт-Петербург , одним из таких символов является Исаакиевский собор с его куполом . Он известен тем, что имеет самый высокий купол в мире и теперь работает как музей с отличной смотровой площадкой.
Спасибо Петру Великому
© istock/yulenochekkИсаакиевский собор расположен недалеко от Медного всадника, памятника, изображающего Петра Великого, российского императора и основателя Санкт-Петербург . Он родился 30 мая, в день памяти года Исаака Далматского, который года был христианским монахом и святым. Нынешний Исаакиевский собор построен на месте, где раньше строились три разные церкви. Намеренно выбранное место было близко к Адмиралтейству , и первая деревянная церковь была построена здесь в начале 18 века. В день 19 февраля 1712 года Петр Великий женился на своей жене, Екатерина I России, есть.
Великолепный вид
© istock/Никита Биржаков В 1818 году началось строительство Исаакиевского собора, , каким мы его знаем сегодня.
Он просуществовал сорок лет и был закончен в 1858 году. Фундамент его прямоугольный, а при возведении Исаакиевского собора было использовано сорок три вида минералов . Гранит и серый мрамор можно увидеть в его покрытии. Как и многие православные соборы, Исаакиевский собор имеет пять куполов . Главный, находящийся в самом центре, выполненный из металла и облицованный чистым золотом, визуально доминирует над видом на город. Вокруг нее стоят статуи двенадцати апостолов. Внутри Исаакиевский собор, есть на что посмотреть. Неофициально его также называют музеем цветных камней, если он наделен белым, желтым и зеленым мрамором, , а также яшмой , и 9.0096 порфир. А еще есть на что посмотреть на мозаиках, их более 60 в Исаакиевском соборе.
Исаакиевский собор в разные годы
После Октябрьской революции Исаакиевский собор в Санкт-Петербург оказался опустошенным.
Превратить его в антирелигиозный музей было решено в 1931 году, хотя тремя годами ранее экспозиция, посвященная строительству 9-гоСобор 0034 был открыт. В годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда в здании хранилось множество шедевров из разных музеев города. Также башенка была замаскирована, так что ей удалось пережить войну нетронутой. До сих пор на стенах Исаакиевского собора можно увидеть пулевые отверстия. Сегодня собор больше похож на музей. Здесь проводятся выставки и экскурсии. Самое любимое занятие многих гостей – посетить его крыша чтобы поймать потрясающие панорамные виды оттуда. Кстати, недавно Исаакиевский собор отреставрировали, и теперь это одно из самых популярных мест для сногсшибательных фото.
Исаакиевский собор определенно входит в число знаковых и удивительных мест в центре Санкт-Петербурга. Посещение этого музея со смотровой площадкой под его куполом подарит вам самые лучшие воспоминания и, кроме того, красивые фотографии.
