Исаакиевский собор в петербурге: История возведения Исаакиевского собора — ГМП «Исаакиевский собор»

История возведения Исаакиевского собора — ГМП «Исаакиевский собор»

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.

Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра. 

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи.

В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней.

Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана. 

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

 

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн. 

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка. 

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади. 

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга. 

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

 

Подготовлено Е.В.Шаповаловой

Исаакиевский собор в Санкт‑Петербурге: история и легенда.

Справка

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор.  Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора  продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым,  казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв.

метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку  главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

как строили Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — РБК

160 лет назад, 11 июня 1858 года, в Петербурге был освящен Исаакиевский собор. О том, как шло строительство одного из самых известных архитектурных сооружений России, — в фотогалерее РБК.

Первый Исаакиевский собор, 1710 год

Фото: cathedral. ru

Первый Исаакиевский собор в Петербурге был открыт в 1710 году и представлял собой небольшую деревянную церковь. Город быстро рос, поэтому вскоре появилась необходимость построить храм больших размеров. В результате уже в 1717 году на берегу Невы, недалеко от того места, где сейчас стоит Медный всадник, началось строительство второго Исаакиевского собора.

Оно длилось более десяти лет и закончилось в 1728 году, уже после смерти Петра I, присутствовавшего при закладке фундамента собора. В 1730-х годах во время одного из ремонтов выяснилось, что этот фундамент уходит под грунт. Было решено строить собор на новом месте.

Проект третьего Исаакиевского собора

Фото: cathedral. ru

Место для строительства третьего Исаакиевского собора в 1766 году выбрала императрица Екатерина II. Было решено возвести церковь в том месте, где Исаакий стоит сейчас.

Проект храма с пятью куполами, облицованного мрамором, разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Однако строительство шло очень медленно, а в 1796 году, после смерти Екатерины и последовавшего за ней отъезда Ринальди, было приостановлено.

Третий Исаакиевский собор

Фото: isaak.spb.ru

Заканчивать строительство собора пришлось Павлу I — он поручил завершить работы новому придворному архитектору Винченцо Бренне. Тот сильно изменил первоначальный проект: был оставлен всего один купол, который стал значительно меньше, а мрамор, который готовили для облицовки, был отправлен на строительство Михайловского замка, в итоге стены были сделаны из кирпича.

Здание, достроенное и освященное в 1802 году, оказалось настолько неудачным, что стало объектом насмешек горожан. Сразу же стало понятно, что ему требуется новая перестройка.

Фрагмент разобранного Исаакиевского собора, 1845 год

Фото: cathedral.ru

Конкурс на проект был объявлен в 1809 году императором Александром I. Выбор пал на 23-летнего французского архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он предложил свой проект пятиглавого собора с колонными портиками, в котором должны были сохраниться пилоновые опоры и три алтаря, построенные еще Ринальди.

Каменоломня Пютерлакс под Выборгом

Фото: cathedral.ru

Строительство четвертого собора началось в 1825 году. Гранитные колонны для нового храма вырубались в каменоломне около Выборга.

Выгрузка с судна на Сенатскую площадь

Фото: cathedral. ru

Многотонные колонны ​доставлялись до Петербурга по воде, а по самому городу их впервые в российской истории перевозили по рельсам.

Сарай для окончательной доводки колонн

Фото: isaak.spb.ru

Чистовая обработка колонн производилась под руководством камнетеса Самсона Суханова.

Установка колонн

Фото: cathedral. ru

Само поднятие 17-метровых колонн, каждая из которых весила 114 т, также требовало сложного инженерного решения. Для подъема каждой из колонн был разработан отдельный проект, сам подъем занимал около часа, а участие в процессе принимали более ста человек.

Подъем первой колонны стал большим событием — собралось множество жителей города и иностранцев, посмотреть на процесс приехала и императорская семья.

Исаакиевский собор в лесах, 1845 год

Фото: cathedral.ru

После установки колонн были сооружены пилоновые опоры и начали возводиться стены толщиной до 5 м. Сами стены покрывались мрамором.

Подъем колонн на верхнюю колоннаду

Фото: isaak.spb.ru

После возведения стен и пилонов в соборе установили перекрытия из железного каркаса и кирпича. К 1837 году закончилась подготовка купольного основания, на которое начали устанавливать 24-купольную колоннаду: 64-тонные колонны поднимали на высоту 43 м.

Внутри купола

Фото: isaak. spb.ru

После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. По предложению Монферрана он был сделан не из кирпича, а из металла и состоял из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Подобную конструкцию купола использовали при постройке собора Святого Павла в Лондоне.

Сам купол был отлит из, как писал Монферран «комбинации чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров». Таким образом, планировалось сделать его легким, но прочным. Его внешняя окружность по периметру была обшита листами позолоченной меди.

Исаакиевский собор в лесах

Фото: cathedral. ru

Для улучшения акустики внутри купола были установлены около 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров.

Подъем креста на главный купол собора, 1845 год

Фото: isaak.spb.ru

30 мая (по новому стилю — 11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение собора, на котором присутствовал император Александр II с семьей. Чин освящения возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий.

Старейшая из сохранившихся фотографий собора

Фото: photo.gradpetra.net

Первый фотоснимок строящегося Исаакия был сделан в октябре 1839 года, но, к сожалению, он не сохранился. Старейшая фотография собора из сохранившихся — это калотип одного из пионеров британской фотографии Роджера Фентона, сделанный в 1852 году. Однако на нем храм является лишь частью общего вида города.​

Снимок Исаакия, сделанный Иваном Бианки

Фото: photo. gradpetra.net

Первым качественным снимком Исаакиевского собора следует считать работу Ивана Бианки, сделанную в 1853–1854 годах.

Почему власти передумали передавать РПЦ Исаакиевский собор

Исаакиевский собор останется в ведении Санкт-Петербурга и не будет передан Русской православной церкви. На принятие такого решения повлияли сами петербуржцы, открыто выражавшие негативное отношение к идее передать собор РПЦ. Вопрос о передаче Исаакиевского собора Церкви впервые был поставлен еще в конце 2016 года, когда комитет имущественных отношений издал соответствующее распоряжение.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не будут передавать Русской православной церкви (РПЦ) — во многом потому, что недовольство этими планами выражали сами петербуржцы. Об этом сообщили РБК источник в правительстве и собеседник, близкий к Минкультуры.

«Во-первых, чтобы церковь там нормально функционировала [могла проводить службы], никакая передача не нужна. Во-вторых, все стороны пришли к пониманию, что передача Исаакия не первостепенный вопрос», — сообщил источник, близкий к Минкультуры.

Ранее свое отношение к возможной передаче Исаакиевского собора РПЦ высказал временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов. Он объяснил телеканалу «78», что этот вопрос должен решаться в рамках закона, но с учетом мнения горожан.

«Собор остался в ведении города, он остается и работает. Сегодня есть договоренности между городом, музеем, Русской православной церковью о том, чтобы в соборе проходили богослужения. Там нет сегодня каких-то противоречий: церковь не мешает музею, музей не мешает церкви», — отметил Беглов.

Он также обратил внимание, что некоторые депутаты настойчиво пытаются встретиться с ним по этому вопросу, но организовать встречу не удавалось, поэтому они обратились к прокурору. «Но эти депутаты не вышли с инициативой отменить федеральный закон [о передаче имущества религиозным организациям]. Свои права защищают, а права других нет, переводят [ситуацию] в политическую плоскость», – заметил он.

Около двух лет назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко принял решение на 49 лет передать Исаакиевский собор РПЦ в безвозмездное пользование. Об этом администрация Санкт-Петербурга сообщила 10 января 2017 года. При этом распоряжение комитета имущественных отношений о подготовке к передаче Исаакиевского собора РПЦ было датировано 30 декабря 2016 года.

Эта ситуация получила большой общественный резонанс и обсуждалась на различных уровнях. Свое мнение по этому вопросу в 2017 году в ходе «Прямой линии» высказал и президент России Владимир Путин. «Вы, как человек, родившийся и выросший в Санкт-Петербурге, считаете правильным оставить собор городу и сохранить его именно как музей-памятник? Или же передать Русской православной церкви?» — спросили у Путина сотрудники Балтийского завода.

Президент в ответ на это напомнил, что Россия — светское государство и таковым должно оставаться. Он уточнил, что по закону все религиозные здания должны передаваться религиозным организациям, но с Исаакиевским собором ситуация осложняется тем, что он находится под охраной ЮНЕСКО: как памятник архитектуры он не может быть передан в другие руки.

«Нужно деполитизировать эту проблему, забыть о том, что она существует как таковая, с уважением относиться и к религиозным чувствам людей и не забывать, что это здание и сооружение строилось как церковь, а не как музей. Но музейная функция там, конечно, должна сохраниться», — констатировал Путин.

Министр культуры РФ Владимир Мединский объяснял в интервью программе «Действующие лица» на телеканале «Россия 1», что Исаакиевский собор может быть передан РПЦ, если она возьмет на себя содержание, обслуживание и реставрацию храма.

«Мне кажется, было бы разумно в целом передать это церкви, если есть приход, если есть служба, если Церковь готова взять этот храм на обслуживание, содержание, восстановление. Тем более, таких разрушенных храмов по стране у нас тысячи и тысячи», — отметил министр культуры, назвав этот вопрос очень «тонким и деликатным».

Но, если политики относятся к передаче собора РПЦ в целом снисходительно, то большинство петербуржцев были настроены категорически против такой идеи. Информация о том, что Исаакий передадут в ведение Церкви, вызвала возмущение горожан. 18 марта 2017 года в этой связи в Санкт-Петербурге прошел митинг, на который пришли более трех тысяч человек. Согласованную протестную акцию на Марсовом поле организаторы назвали «Маршем в защиту Петербурга».

Предполагалось, что на Марсово поле придут около 200 человек, но оказалось, что горожан, несогласных с передачей памятника архитектуры, намного больше.

«Губернатору Полтавченко нет прощения!», «Руки прочь от культуры», «РПЦ, забери у нас лучше Полтавченко» — было написано на плакатах участников митинга.

Акция была посвящена не только передаче Исаакиевского собора РПЦ, но и застройке Пулковской обсерватории и объединения библиотек. Протесты поддержали режиссеры Юрий Мамин, Александр Сокуров, актеры Иван Краско и Ирина Мазуркевич.

В итоге 30 декабря прошлого года срок распоряжения о передаче Исаакия РПЦ истек, а новой заявки от Церкви на передачу храма не поступало, сообщила пресс-служба комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор строили почти 40 лет

Собор преподобного Исаакия Далматского, известный всем как Исаакиевский, освятили в Санкт-Петербурге 161 год назад, 11 июня 1858 года. Этой церемонии предшествовали десятилетия строительства, а храм оказался едва ли не последним примером русского классицизма.

Это уже четвёртый по счёту храм, посвящённый Исаакию. Первую, деревянную церковь в честь этого святого поставили в Петербурге ещё в 1710 году по велению Петра Первого, который родился в день памяти преподобного Исаакия, 30 мая по старому стилю. В ней он в 1712 году обвенчался с Мартой Скавронской, будущей Екатериной Первой.

Каменное здание заложили в 1717 году примерно на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В 1735 году в шпиль церкви ударила молния, а само здание к тому времени заметно просело в болотистую почву.

Архитектором нового Исаакиевского собора в 1761 году назначили Савву Чевакинского, но он отошёл от дел из-за постоянных проволочек со строительством, а это место занял Антонио Ринальди. Собор торжественно заложили в 1768-м. При жизни Екатерины II успели возвести только до карниза. Винченцо Бренна по поручению Павла Первого изменил проект. Собор освятили в 1802 году.

В 1809 и 1813 годах проводились конкурсы на облагораживание облика собора, но все участники предлагали снести здание. Император Александр Первый поручил заняться реконструкцией собора инженеру Августину Бетанкуру, а тот передал это дело молодому коллеге Огюсту Монферрану.

Здание собора, который знаком нам, заложили в 1819 году. Строительство продолжалось почти сорок лет. В основание фундамента вбили 10 тысяч 762 сваи, только на это потребовалось пять лет. Гранит для 48 колонн добывали недалеко от Выборга. Каждая из них вытесана из монолитной глыбы. Установка нижних колонн завершилась в 1830 году, а в 1841-м 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров. Чтобы позолотить купол, потратили 100 килограммов золота, ещё 300 килограммов ушло для украшения интерьера.

Высота Исаакия — 101,5 метр, а его вес — около 300 тысяч тонн. Для его отделки использовали около 20 видов декоративного и поделочного камня.

С 1928 года службы в соборе прекратились, он действовал исключительно как музей, под куполом висел 91-метровый маятник Фуко. В 1990-м возобновились воскресные службы.

Музей-памятник «Исаакиевский собор». Отель Австрийский Дворик

Собор преподобного Исаакия Далматского является частью масштабного музейного комплекса, который объединяет сразу несколько значимых памятников церковной архитектуры: Смольный собор, Спас на крови, Сампсониевский собор и, собственно, Исаакиевский. Эта статья будет посвящена одному из самых грандиозных сооружений Санкт-Петербурга, самому внушительному православному храму в городе – Исаакиевскому.

Исторический экскурс

Иссакиевский собор был торжественно освящено 30 мая 1858 года в честь Исаакия Далматского, эта дата была выбрана не случайно, ведь именно в день памяти святого родился его ярый почитатель Петр I. Таким образом, Исаакиевский собор, как и Питер, обязан своим появлением великому императору.

Некий прообраз современного Исаакиевского собора появился еще в 1707 году, когда к югу от верфи было сооружено небольшое деревянное здание, в котором спустя несколько лет Пётр I венчался с Екатериной. Поскольку на Адмиралтейском острове не было ни одного храма из камня, это упущение решено было исправить с помощью строительства Исаакиевской церкви. Поклонник всего западного, Петр I желал построить церковь в духе храма Святого Петра в Риге.

В дальнейшем сооружение достраивалось и украшалось другими императорами. Существенный вклад в строительство внесла Екатерина II, она пригласила известного архитектора Антонио Ринальди. Тогда же было принято решение перенести здание на другое место, это было сделано для того, чтобы отдалить его от берега реки. Чтобы воочию насладиться величием архитектурного сооружения, проникнуться его историческим прошлым, можно остановиться в близлежащей небольшой гостинице эконом-класса.

Современным своим обликом храм обязан другому известному архитектору – Огюсту Монферрану. Эта веха строительства продолжалась с 1818 по 1858 гг. За воздвижением данного величайшего архитектурного памятника следил сам император Николай I. Почему же здание строили так долго? По легенде, некий загадочный прорицатель предрек Монферрану скорую смерть по окончании воздвижения здания. Поэтому неудивительно, что суеверный архитектор не спешил справляться со своим заданием. Как ни странно, предсказание сбылось, и Монферран в действительности умер менее чем через месяц после того, как храм освятили.

Внешний вид и характерные особенности храма

Исаакиевский собор величественно возвышается над Санкт-Петербургом на высоте более 100 метров. Хотя собор построен с соблюдением канонов позднего классицизма, тем не менее, в его облике уже просматриваются черты, характерные для новых архитектурных направлений: неоренессанса, эклектике и византийского стиля. Само здание украшают более ста монолитных гранитных колонн, при установке которых использовались деревянные конструкции.

Выдержанный в классическом стиле, собор имеет четыре портика.

Северный портик запоминается надписью, возвеличивающей царя. Эта фраза является воплощением всей идеи собора. Каждый год в честь Пасхи на этом портике символически зажигают светильники. В углах и вершинах фронтонов величественно расположились 12 апостолов, ближайших учеников Христа.

Западный портик запоминается своим барельефом с изображением встречи Исаакия Далматского и императора Феодосия. В центре сюжета – единство царской и духовной власти, поэтому портик не зря расположен в направлении Сената и Синода.

Следующий портик, южный, имеет на своем фронтоне барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является изображение восседающей на троне Марии с младенцем в окружении поклоняющихся ей волхвов.

Восточный портик обращен к Невскому проспекту. Центральная композиция барельефа рассказывает о том, как Исаакию Далматскому удалось остановить императора Валента.

При внимательном рассмотрении на фризе одного из портиков можно увидеть изображение архитектора Монферрана.

Интересные факты

Общий вес здания — 300 тысяч тонн, по своему внушительным размерам архитектурное строение уступает лишь таким великолепным сооружениям, как:

  • Римский собор Святого Петра;
  • Лондонский собор Святого Павла;
  • Флорентийский собор Святой Марии.

Вместимость сооружения — 12 000 человек. Однако Монферран предполагал, что поместиться в нем смогут не более 7 тысяч человек, это объяснялось тем, что архитектор учитывал комфортное размещение горожан, делая скидку на размер пышных дамских юбок. Кроме того, он резервировал примерно по квадратному метру на каждого посетителя, неслыханная роскошь по нынешним временам.

В настоящее время настоятелем собора является Варсонофий.

Над зданием трудились такие великие архитектурные умы, как:

  • В. Бренн;
  • А. Ринальди;
  • А. Бетанкур;
  • О. Монферран и другие.

Будучи в Петербурге, следует непременно посетить этот величественный храм, в котором витиевато переплелась история города.

В Санкт-Петербурге освящён Исаакиевский собор

30 мая (11 июня) 1858 г. в Санкт-Петербурге состоялось освящение нового кафедрального собора русской православной церкви — Исаакиевского собора.

В 1710 г. по указу Петра I в Санкт-Петербурге, рядом с Адмиралтейством была построена небольшая деревянная церковь. Храм был освящён в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.

В 1717-1727 гг. на этом же месте по проекту архитектора Г. И. Маттарнови был построен небольшой каменный храм. Уже через несколько лет из-за неравномерного оседания грунта по сводам и стенам храма пошли трещины, а пожар 1735 г., вызванный ударившей в шпиль молнией, довершил разрушение.

В 1768 г. началось строительство третьей Исаакиевской церкви по проекту архитектора А. Ринальди. Возведение храма затянулось, Ринальди покинул Россию и заканчивал стройку придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна.

Новый храм не гармонировал с парадной застройкой центра Петербурга, и в 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового собора. В нём приняли участие выдающиеся архитекторы того времени: А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Д. Кваренги и другие. Все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, что противоречило основному условию конкурса — требованию Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Из-за этого требования конкурс 1813 г. также окончился безрезультатно. Подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора было поручено молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану. Работы по возведению храма начались в 1818 г. и продолжались в течение сорока лет до 1858 г.

30 мая (11 июня) 1858 г., в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи состоялась торжественная церемония освящения храма. Накануне освящения была опубликована высочайше утверждённая «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского 30 мая 1858 года», в которой предусматривалось поочередное проведение обряда освящения трёх соборных приделов: главный алтарь — 30 мая (11 июня), приделы — 1 (13) и 8 (20) июня.

В день освящения вокруг собора были выстроены войска в полной парадной форме. На Петровской (Сенатской) и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа, соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми. Церемония освящения собора началась в 9 часов утра и завершилась около 4 часов пополудни.

Исаакиевский собор стал одним из крупнейших соборов в мире, его грандиозный купол является высотной доминантой города. В отделке храма использовалось более двадцати видов камня: малахит, мрамор, лазурит и порфир, а также многочисленные золоченые и медные скульптуры работы Петра Клодта, Ивана Витали, Филиппа Лемера. В росписи собора принимали участие такие выдающиеся художники, как Карл Брюллов, Фёдор Бруни, Василий Шебуев и другие.

Со времени своего освящения храм стал центром общегородских празднеств. В его стенах проводились торжественные богослужения в честь святых покровителей членов царствующей фамилии, сопровождавшиеся крестными ходами и парадами гвардии. Отмечались и воинские праздники — даты славных побед русского оружия.

В июне 1928 г. Исаакиевский собор был закрыт, а его ценности изъяты. В 1931 г. в соборе был открыт Антирелигиозный музей, а затем и само здание храма получило статус музея-памятника.

Вновь богослужения в храме возобновились лишь 17 июня 1990 г., когда божественную литургию св. Иоанна Златоуста здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В настоящее время богослужения в Исаакиевском соборе проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Лит.: Бутиков Г. П., Хвостова Г. А. Исаакиевский собор. Л., 1974; Исаакиевский собор [Электронный ресурс] // Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Б. д. URL: http://www.isaac.spb.ru/isaac; Серафимов В. И., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1865; Толмачева Н. Ю. Исаакиевский собор. СПб., 2003.

См. также в Президентской библиотеке:

Лозовский В. Н. Горожане возле Исаакиевского собора после литургии. Л., 17 июня 1990;

Лозовский В. Н. Прибытие Ельцина Б. Н. на первую службу в Исаакиевский собор. Л., 17 июня 1990;

Первая служба в Исаакиевском соборе. Мэр города Собчак А. А. и Ельцин Б. Н. Л., 17 июня 1990.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Россия Обзор и информация

Этот богато украшенный златоглавый собор XIX века является одним из символов Санкт-Петербурга, и его история тесно связана с историей города. .

Святой Исаак был византийским монахом, жившим в 4 веке нашей эры. День его памяти 30 мая. Русский царь Петр I родился 30 мая и решил почтить память святого. В 1707 году перед Адмиралтейством была заложена небольшая деревянная церковь, фактически перестроенная из склада.

В 1712 году в этой церкви Петр I обвенчался с Екатериной I. Вскоре после свадьбы Санкт-Петербург стал столицей России, город начал расти, и вскоре маленькая церковь затерялась среди больших каменных домов. В 1717 г. она была перестроена в камне с деревянной колокольней, но через несколько лет церковь сильно пострадала от пожара и, наконец, начала тонуть, так как была построена на заболоченном берегу реки.

В 1768 году на месте нынешнего собора по указу Екатерины II была заложена третья Исаакиевская церковь.Этим решением Екатерина доказала свое уважение к Петру Великому и выразила желание быть его преемницей. Новый проект представлял собой величественное сооружение, увенчанное пятью куполами, но собор требовал больших затрат и к 1796 году, когда умерла Екатерина II, был достроен только до карниза. Собор был отделан кирпичом; архитектор исказил проект по приказу Павла I. Церковь была открыта в 1802 году. Было видно, что она не соответствует архитектуре столицы.

В 1809 году был проведен конкурс на лучший проект нового собора Св.Объявлен Исаакиевский собор. Участвовало много одаренных архитекторов, но, в конце концов, Александр I доверил проект известному инженеру Огюсту Бетанкуру, председателю Комитета по строительству, который, в свою очередь, поручил руководить строительным проектом молодому французскому архитектору Огюсту Монферрану. Царь утвердил собор в классическом стиле. Строительство началось в 1818 году, продолжалось 40 лет, а освящение состоялось 30 мая 1858 года, в Исаакиевский день. Таким образом, Исаакиевский собор стал главным собором города.

В 1928 году он был превращен в музей, а богослужения возобновились только в 1990 году. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство собора было повреждено, но полностью восстановлено. Однако на некоторых колоннах снаружи можно увидеть следы бомбардировок времен ВОВ. Сегодня Исаакиевский собор является одним из самых посещаемых музеев города.

Часы работы

Открыто ежедневно с 10:30 до 18:00.
Выходные дни: среда.

Рекомендации

Первый или повторный визит в Санкт-Петербург.Петербург, Историко-художественный тур.

Обязательное место для круизных путешественников.

Исаакиевский

Слова, воспевающие красоту этого собора, давно перешагнули границы России. Эта жемчужина архитектурного искусства приводит в восторг ценителей искусства всего мира. Это гордость и слава петербуржцев. Величественный Исаакиевский, как многие называют собор, своим благородным, но в то же время роскошным видом вызывает гамму эмоций.Безупречный силуэт золотого купола, четко выделяющийся на фоне голубого неба, является символом Северной столицы.

Начнем с того, что Исаакиевский собор является одним из самых высоких купольных зданий в мире: его высота составляет 102 м. Площадь составляет 4000 квадратных метров; внутренняя вместимость – 14 000 человек. Диаметр его золотого купола достигает 22 м. По своим размерам он лишь немногим меньше собора Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне и собора Санта-Мария во Флоренции.Храм может вместить 10 тысяч человек. Для его полной отделки было использовано 400 кг золота и 16 тонн малахита. История собора уникальна и даже драматична, как и судьба многих великих церквей России. Его возведение было инициировано императором Петром I. Он задумал здание как посвящение своему небесному покровителю – византийскому святому Исааку Далматину. Первоначально Петр построил деревянную церковь в 1710 году. А 19 февраля 1712 года в ней состоялось венчание Петра I и Екатерины I. В августе 1717 года на его месте была заложена новая каменная церковь.К сожалению, из-за близости к Неве он начал тонуть. На смену ему пришел третий вариант Исаакиевского собора, предложенный архитектором Антонио Ринальди, но его вид был настолько нелеп и не соответствовал фасаду города, что в 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект нового собора. . Победителем стал французский архитектор Огюст Монферран. Монферран начал строительство в 1818 году. Оно длилось долгих 40 лет. Результатом его блестящей работы стал монументальный пятиглавый собор в стиле классицизма.Исаакиевский собор был торжественно открыт 30 мая 1858 года и провозглашен собором Русской Православной Церкви. Здесь проходили церковные службы, крестили членов императорской семьи. Собор посещали короли и королевы разных государств, президенты, зарубежное духовенство: восточные митрополиты, католические и англиканские епископы, армянские католикосы.

Весь облик Исаакиевского собора пронизан идеей роскоши и имперского величия.Стены с арочными окнами облицованы серым мрамором. Собор поддерживают колонны из красного гранита. Каждый из них имеет высоту 15 м и весит 100 тонн. Бронзовые двери, каждая створка которых весит 10 тонн, украшены горельефами и орнаментом. По углам фронтонов здания установлены 16 статуй апостолов и евангелистов. Кроме того, углы акцентированы статуями ангелов с фонарями. На лицевой стороне можно увидеть сцены из Библии. Позолоченный купол оригинальной конструкции состоит из трех оболочек.На его позолоту ушло около 100 кг чистого золота. Собор красив как снаружи, так и внутри. В оформлении интерьера использовано более 300 картин, мозаик, скульптур, различных видов драгоценных камней и позолоты. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей площадью 28,5 квадратных метров. Внутри стены собора облицованы дорогими итальянскими и российскими сортами мрамора и других камней: малахита, лазурита, порфира. Именно поэтому Исаакиевский собор еще называют «музеем камней».

Художественное оформление собора включает крупнейшее собрание русской живописи середины XIX века, насчитывающее более 150 экземпляров. Среди них работы известных живописцев Василия Шебуева, Карла Брюллова, Федора Бруни. Иваном Витали создано более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов. Исаакиевский собор не имеет аналогов как в русской, так и в мировой культуре. Музей-памятник Исаакиевский собор — один из красивейших соборов Европы и один из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга.Петербург. В 1859 г. в центре Исаакиевской площади под руководством Монферрана был установлен конный памятник императору Николаю I работы П. Клодта. В 1928 году собор был закрыт и функционировал как музей атеизма. А в 1990 году в Исаакиевском соборе состоялась торжественная литургия.

Достопримечательности Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — выдающийся памятник позднего классицизма.Собор был построен в 1818-1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана, руководил строительством император Николай I. История церкви восходит к 1707 году, когда рядом с Адмиралтейством была построена небольшая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского. День святого приходится на день рождения Петра I (30 мая по юлианскому календарю). Позднее была построена Исаакиевская церковь в камне в стиле петровского барокко, а в 1768—1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора (архитектор А. Ринальди), которая так и не была завершена. В 1818-1858 годах по проекту архитектора А. Р. де Монферрана был построен существующий ныне собор. Собор был одним из крупнейших в мире купольных сооружений (диаметр купола 21,8 м). Высота Исаакиевского собора 101,5 м. Площадь собора 4000 кв м может вместить до 12 000 человек. Исаакиевский собор, как и почти все православные храмы, пятиглавый. На портиках барабана купола установлены 72 массивные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн.Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту 40 метров. На позолоту всех куполов собора ушло около 100 пудов чистого золота. Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного корпуса. В 1848 году на северо-западе колокольни собора был установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями русских монархов. При строительстве собора использовались сорок три вида минералов.Основание собора облицовано гранитом, а стены — серым мрамором. Портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над кровлей собора. Со всех сторон здания расположены фронтоны, украшенные горельефами работы скульптора И. Витали. Внутренние стены здания и напольная плитка выложены русским, французским и итальянским мрамором. Стены здания облицованы белым мрамором с отделочными панелями из зеленого и желтого мрамора, яшмы, порфира.Выдающиеся художники и скульпторы, такие как К. Брюллов, Ф. Бруни, П. Басин, В. Шебуев, И. Виталий, А. Логановский, П. Клодт. принимали участие в проектировании Исаакиевского собора. В соборе три престола. Главный престол посвящен святому Исаакию Далматскому, правый престол — святой Екатерине, левый престол — святому князю Александру Невскому. В соборе также установлен маятник Фуко, показывающий нам, что Земля движется. В наше время многие туристы поднимаются на колоннаду собора св.Исаакиевский собор. Здесь с высоты 43 метра открывается панорамный вид на город. Исаакиевский собор — один из символов Санкт-Петербурга и один из шедевров мировой архитектуры.

Главный Исаакиевский собор

Соборами Санкт-Петербурга можно восхищаться по-разному, но самым известным и выдающимся из них является Исаакиевский собор. Огромных размеров и величины здания в стиле позднего неоклассицизма достаточно, чтобы полностью доминировать над горизонтом Санкт-Петербурга!

Исаакиевский — не первый храм, который стоит именно на этом месте на Исаакиевской площади.На самом деле на одном и том же месте стояло четыре собора, но ни один из них не был таким величественным, как нынешний. На строительство собора ушло 40 лет, и он был заказан царем Александром I в 1818 году. Исаакиевский собор на сегодняшний день является крупнейшим русским православным собором в городе, самой большой православной базиликой и даже был назван четвертым по величине собором в мире. Перед началом строительства группа известных российских архитекторов проинспектировала и тщательно изучила несколько потенциальных проектов.Огюст де Монферран, талантливый французский архитектор, был выбран организатором огромного проекта, но только после обвинений в том, что его проект скучный и будет выглядеть довольно приземистым. Царю Александру I пришлось вмешаться и договориться с Монферраном!

Под руководством Монферрана в 1959 году был завершен Исаакиевский собор, построенный с использованием замечательных и новаторских инженерных решений. 25 000 свай и 10 000 стволов деревьев были забиты в болотистую местность города, чтобы поддержать 102-метровый собор.Гигантские колонны здания до сих пор опираются на эти хрупкие, но потрясающе устойчивые конструкции. Купол самого собора представляет собой зрелище, так как он был покрыт настоящим золотом с использованием ранней формы распыления краски. Однако токсичные пары, исходящие от этой новой техники, на самом деле приводят к гибели многих рабочих. Вокруг купола собора расположены двенадцать статуй ангелов, каждая из которых смотрит на разные части города, создавая впечатление, что они охраняют его.В общей сложности 112 колонн из красного гранита составляют внешний вид церкви.

Интерьер такой же красивый и завораживающий, как и внешний вид Исаакиевского собора. Бронзовые двери, мраморные колонны, малахит и мозаика создают фантастический вид и настоящее ощущение королевской власти. Здание имеет историю с момента его создания. В советское время Исаакиевский был выпотрошен от всех религиозных икон и памятников и превращен в Музей истории религии и атеизма. Во время Второй мировой войны купол собора был окрашен в серый цвет, чтобы не привлекать к нему вражескую авиацию.После распада Советского Союза собор возобновил религиозную деятельность, но только в левой части интерьера. Остальная часть по-прежнему является крупным туристическим центром и до сих пор является музеем.

Исаакиевский собор, на мой взгляд, самое выдающееся из царских творений в городе Санкт-Петербурге. С любой высокой точки города ваш взгляд будет автоматически прикован к огромной и доминирующей фигуре собора, независимо от времени суток и года. Его размер так же впечатляет, как и его красота, и он остается одним из самых впечатляющих соборов в мире.

[св. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия]

Подробнее об авторских правах и других ограничениях

Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок см. Ссылаясь на первоисточники.

  • Консультант по правам : Видеть Страница информации о правах и ограничениях
  • Репродукция номер : LC-DIG-ds-04738 (цифровой файл оригинального товара) LC-USZ62-113418 (черно-белая копия пленки, отрицательная.)
  • Номер телефона : ИНОСТРАННЫЙ ГЕОГ ФАЙЛ — Россия—Санкт-Петербург. Петербург [P&P]
  • Консультативный доступ : —

Получение копий

Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт. )

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано прямо с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
  2. Если в поле «Репродукционный номер» выше указана информация: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет сделано из источника, указанного в скобках после номера.

    Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Печать». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)

    • Да, элемент оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав ограничения.
      В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
  2. Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?

    • Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
  3. Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.

Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.

10 интересных фактов об Исаакиевском соборе — Guide For You Tours

Исаакиевский собор строился 40 лет, и когда его наконец сняли с лесов, необходимость в строительстве храма отпала практически сразу.О том, кто построил знаменитый храм, сколько перестроек он пережил и какие легенды его окружают — в материале портала «Путеводитель для вас».

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первая церковь в честь Исаака Далматского была построена для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга.Вернее, он был перестроен из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в Исаакиевский день, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь начала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительством руководили Георг Маттарнови и Николас Гербель. Через полвека, когда вторая Петровская церковь пришла в негодность, был заложен третий корпус — уже в другом месте, чуть дальше от берега Невы.Его архитектором был Антонио Ринальди.

Победа художника над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие архитекторы своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по строительству и гидротехническим работам Огюстена Бетанкура работы над собором были поручены молодому архитектору Огюсту Монферрану.Решение было неожиданным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — это оказались не здания, а чертежи.

Неудачное начало строительства

Сыграла роль неопытность архитектора. В 1819 году началось строительство собора по проекту Монферрана, но уже через год его проект подвергся обстоятельной критике со стороны члена Комитета по постройкам и гидротехническим работам Антона Модуи. Он считал, что при планировании фундаментов и причалов (опорных столбов) Монферран допустил грубую ошибку.Это было связано с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, которые остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами давал отпор критике Модуи, позже он согласился с критикой и строительство остановилось.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 году Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизма. Его высота составила 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров.Строительство шло крайне медленно: на создание Фонда ушло всего 5 лет. Для основания пришлось рыть глубокие траншеи, куда забивали просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили вместе и заполнили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи срубили до уровня льда. Два года ушло на установку четырех колонн, крытых галерей, портиков, гранитных монолитов, доставленных из каменоломен Выборга.

Следующие шесть лет строились стены и куполообразные столбы, еще четыре года — арки, купола и колокольни.Главный купол был сделан не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При разработке этого дизайна Монферран сосредоточился на куполе лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На позолоту купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в украшение собора

Скульптурное убранство собора создано под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми воротами флорентийского баптистерия он изготовил внушительные бронзовые двери с изображениями святых.Виталий также создал статуи 12 апостолов и ангелов по углам здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами были размещены бронзовые рельефы библейских сцен в исполнении Виталия и Филиппа Оноре Ле Мэр. Также в скульптурном оформлении храма принимали участие Петр Клодт, Александр Логановский.

Витражи, украшения из камня и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора велась 17 лет и закончилась только в 1858 году.Внутри храм был украшен драгоценными камнями — лазуритом, малахитом, порфиром, разными породами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во славе» в потолке, площадь этой росписи составляет более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выполнен в виде триумфальной арки и украшен монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в мозаичной технике, были созданы по оригинальной росписи Тимофея Неффа.Мозаика украшала не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христова», выполненный Генрихом Марией фон Гессом.

Дорогое удовольствие

На момент постройки Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом Европы. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего Исаак обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения, все строительство церкви Св.Исаакиевский Троицкий собор стоил два миллиона. Этому способствовали грандиозные размеры (церковь до сих пор является одним из самых больших соборов в мире), а также роскошь интерьера и экстерьера здания. Николай I, опешивший от таких затрат, приказал экономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора проходило как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, и мероприятие длилось около семи часов. Вокруг Собора располагались места, билеты на которые стоили больших денег: от 25 до 100 рублей.Предприимчивые горожане даже арендовали квартиры с видом на Исаакиевский собор, где можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то, что желающих посетить мероприятие было много, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и поначалу из-за своих размеров храм прозвали «Чернильница» (Чернильница).

Мифы и легенды

Говорили, что столь долгое строительство Собора было вызвано не сложностью работ, а тем, что ясновидящая предсказала Монферрану смерть сразу после завершения храма.Действительно, зодчий умер через месяц после освящения Исаака. Воля зодчего — похоронить его в храме — так и не исполнена. Гроб с телом архитектора пронесли по храму, а затем передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, блуждающий по ступеням собора — войти в храм он не решился. По другой легенде, дом Романовых должен был рухнуть после снятия лесов, окружавших собор еще долгое время после освящения.Совпадение или нет, но окончательно леса были вырублены в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти церковь оставалась действующей, но государство не финансировало ее, а все церковные ценности были конфискованы. В 1931 году при музее открыли антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал маятник Фуко шириной 90 метров, подвешенный к куполу собора, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора использовался немецкими летчиками как ориентир, то прямо по собору стрелять не стали — и свод остался цел. Однако собор все же пострадал во время войны: разорвавшиеся возле храма осколки повредили колонну, а от холода (во время блокады Исаакиев не отапливался) — настенные росписи.

Чтобы сэкономить время на знакомство с городом, закажите экскурсию.

Магия мозаики Исаакиевского собора — Санкт-Петербург | by Mosaics Lab

Санкт-Петербург является домом для некоторых из крупнейших христианских православных церквей в Восточной Европе, в которых сверкает множество блестящих произведений искусства, невероятной архитектуры и изображений библейских сцен.

Исаакиевский собор на сегодняшний день является самым большим и всемирно известным благодаря своему потрясающему мозаичному декору. Великолепное классическое декоративное настенное искусство, украшающее интерьер Исаакиевского собора, на самом деле вдохновило возрождение мозаичного искусства в России в XIX веке, составив в общей сложности 62 отдельных шедевра на площади 500 квадратных метров!

Нижний уровень собора Святого Исаака украшен мозаикой по эскизам Т.Нефф; с изображением святых в льняных одеждах и знаменитых драматических библейских сцен среди величественных золотых колонн и мраморных стен.

Второй ярус собора посвящен «Страстям Христовым» и четырем евангелистам.

Замена мозаики была гениальным способом переосмыслить классическое церковное искусство, святые сцены можно было переосмыслить. Размещение плитки и корюшки там, где раньше была масляная краска, защитило фреску от выцветания, повреждения водой и придало интерьеру уникальный стиль.

Прекрасным примером замены этой мозаики является изображение «Тайная вечеря»; Ссылаясь на эскизы художников-мозаиков И. П. Кудрина, декоративное настенное искусство великолепно ренессансно, перекликаясь с собственной концепцией Леонардо да Винчи библейской сцены.

Для достижения удивительно богатого цветового вкуса; использовалась сложная серия приемов; маленькие кусочки цветной смальты более чем 12 000 цветов использовались для достижения богатых цветовых переходов в оттенках кожи и металлов, складок на одежде и световых эффектов, тщательно расположенных для достижения идеального эффекта при взгляде издалека.Аналогичный эффект можно увидеть в более сложной пиксельной графике, которая вместе образует градиент, если смотреть на него с расстояния, независимо от отдельных плиток.

Декоративное настенное искусство в Исаакиевском соборе славится своим совершенством, качество выполненных работ получило высокую оценку на Всемирной выставке 1862 года; Лондон; где отмечалось, что русские «достигли совершенства в изготовлении смальты, не имеющей аналогов в Европе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *