Никто не ждет испанскую инквизицию! • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПреступление и наказание в Средние векаЛекцииМатериалыКомик-группа «Монти Пайтон» создала сотню мемов: их цитируют режиссеры, создатели видеоигр и миллионы пользователей интернета. Arzamas проследил историю одной из шуток сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“»
Составил Олег Коронный
Исторические скетчи, наряду с пародиями на телепрограммы, — самые популярные орудия в арсенале группы «Монти Пайтон». За четыре сезона «Летающего цирка» и в нескольких полнометражных фильмах англичане успели пошутить о скандинавских сагах, короле Артуре, Гитлере, Сталине и Иисусе. Не были обойдены стороной также Первая и Вторая мировые войны.
Сцена из фильма Терри Гиллиама и Терри Джонса «„Монти Пайтон“ и cвященный Грааль» (1975)Интерес к истории неслучаен: Терри Джонс — один из участников группы и фактический режиссер шоу (хотя в титрах справедливо отмечено коллективное авторство) — всегда ей увлекался. После «Монти Пайтона» он написал несколько книг и сделал серию документальных фильмов для BBC, посвященных древности и Средневековью. Фильмы вызвали жаркие споры в научной среде, но ироничный тон и модный дух школы «Анналов», заинтересовавшейся историей мировоззрений, сделали их весьма популярными даже за пределами Британии.
Одна из самых цитируемых шуток «Монти Пайтона» — «испанская инквизиция». Суть скетча такова: как только один из героев произносит фразу «Я не ожидал, что здесь будет испанская инквизиция», на сцену врывается трио инквизиторов, крича: «Никто не ждет испанскую инквизицию!»
Скетч из эпизода «Испанская инквизиция» (1970) сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“» (1969–1974)Впервые шутка прозвучала в 1970 году во второй серии второго сезона «Летающего цирка», причем сразу несколько раз. Инквизиторы не выскочили на сцену только при последнем упоминании, поскольку оказались заложниками общественного транспорта.
В следующих эпизодах «Летающего цирка» испанская инквизиция фигурирует дважды.
Кадр из эпизода «Шоу Базза Алдрина» (1970) сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“»(1969–1974) Аптекарь возмущен обвинением полицейского, но инквизиция так и не появляется
После «Летающего цирка» мем «Никто не ждет испанскую инквизицию!» впервые обнаруживается в весьма неожиданном месте — в комиксе «Batman Family» за 1976 год. По сюжету Робин и Бэтвумен оказываются на «острове тысячи ужасов», где кроме динозавров, варваров и полиции мыслей из романа Оруэлла «1984» врагами супергероев становятся испанские инквизиторы — которых, конечно, никто не ожидал встретить на острове.
В своей познавательной телепередаче «Quite Interesting» Стивен Фрай начинает разговор об испанской инквизиции с цитаты из «Летающего цирка»: «Кто ждал испанскую инквизицию? С точки зрения „Mонти Пайтона“, ее никто не ждал. Но в действительности они абсолютно не правы. Испанская инквизиция всегда предупреждала обвиняемого за 30 дней. <…> Они давали людям 30 дней на то, чтобы подготовить свою линию защиты и доказать, что они не еретики».
Сцена из эпизода «Нерешительность» (2011) телешоу «QI» («Quite Interesting», выходит с 2003 года)Англичане любят свои шутки. Вот эпизод романтической драмы «Осторожно, двери закрываются» с Гвинет Пэлтроу в главной роли.
Кадр из фильма Питера Хауитта «Осторожно, двери закрываются» (1998)Кроме того, эпизод «Испанская инквизиция» цитировался в самых разных американских сериалах. Из относительно свежего — «Никто не ждал испанскую инквизицию» в сериале «Эврика» (2011 год).
Кадр из эпизода «На этот раз в космическом лагере» (2011) сериала «Эврика» (2006–2012)Особой популярностью юмор «Монти Пайтона» пользуется у разработчиков видеоигр. Пасхалки Пасхалка — разновидность секрета, спрятанного разработчиками в видеоигре. Отличие пасхалки в игре от обычного секрета состоит в том, что ее содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию игры и зачастую является внешней ссылкой на какое-то художественное произведение, горячо любимое разработчиками.
В недавнем хите Dragon Age: Inquisition диалог о преимуществах инквизиции был процитирован полностью. Эпизод из видеоигры «Век дракона: Инквизиция» (2014) Третья игра в серии Dragon Age вышла в конце года на всех современных платформах и собрала хорошую критику
Теги
Цитаты
Кино
Развлечения
Видео
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
12 минут
1/6
Признание Синей Бороды
О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки
Читает Ольга Тогоева
О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки
15 минут
2/6
«Смертельный ответ» Жанны д’Арк
Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада
Читает Ольга Тогоева
Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада
12 минут
3/6
Тюрьма аббатства святого Ремигия
Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса
Читает Ольга Тогоева
Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса
12 минут
4/6
Идеальный преступник
Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой
Читает Ольга Тогоева
Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой
14 минут
5/6
Казнь цареубийцы
За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование
Читает Ольга Тогоева
За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование
13 минут
6/6
Оскопление Абеляра
Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей
Читает Ольга Тогоева
Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей
Материалы
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Какой вы еретик?
Пройдите допрос виртуального инквизитора, чтобы выяснить, в какую ересь вы впали
Атрибуты правосудия
Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах
Ольга Тогоева: «Мы по‑прежнему гоняемся за ведьмами»
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Угадайте животное
Как представляли себе крокодила и страуса авторы средневековых бестиариев
Никто не ждет испанскую инквизицию!
История одной шутки
Современная инквизиция
Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци — о Конгрегации доктрины веры
О чем страдает «Страдающее Средневековье»
Медиевисты разбирают известный паблик
Петр Абеляр — композитор и музыкант
Гимн о радости и славе, написанный по просьбе Элоизы
Как развлечься в Средние века
Тринадцать способов организовать досуг в средневековом городе
Что вам известно о Средневековье и средневековых судах
Проверьте, хорошо ли вы знаете курс Ольги Тогоевой
Что читать о человеке Средневековья
5 книг, с которых имеет смысл начинать занятия антропологией Средних веков
Было ли Возрождение?
Давид Крашовец — о том, почему слово «Возрождение» вводит в заблуждение
Реабилитация Синей Бороды
Как в конце XX века активисты попытались оправдать Жиля де Ре
Испытания водой, огнем и чудом
Как ордалии описываются в разных средневековых текстах
Как узнать ведьму
Историк Ольга Тогоева о том, что делать, заподозрив ведьмовство в Англии XVI или XVII века
Допрос мужеложцев
Показания англичанина, который носил женское платье и имел беспорядочные половые связи
Показания вора и скотоложца
Признание Жаннена Ле Вуаррье и приговор, который ему вынес суд
Дебаты судей
Как Пьера Пайю приговорили к позорному столбу, клейму и объяснительной табличке
Апелляция колдуна
Филипп Кальве, признанный колдуном, обвиняет судей в превышении полномочий
Казнь еврея и чудесное спасение
Описание «еврейской казни» из дневника одного падуанца
К чему приговаривали 650 лет назад
Повешение, изгнание, покаяние и пожизненное заключение «на хлеб скорби и воду раскаяния»
Как прославилась деревня Монтайю
Нежность, страсть и судьба в одной еретической деревне
Краткая история индульгенции
Как возникла идея о том, что грех можно искупить деньгами
10 фактов о Фоме Аквинском
Самое важное о биографии и изобретениях великого схоласта
Вийон в XX веке
Илья Эренбург читает свой перевод «Баллады поэтического состязания в Блуа»
Шесть жертв средневекового суда
К каким способам приговорить оппонента прибегали монархи в средневековой Европе
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Путеводитель по Реймсу XVII века
Где в Реймсе можно было найти тюрьмы, игорные дома, рынки, кладбища и огороды
Тюрьма, агония и гниение у Вийона
Жаклин Серкильини-Туле — о том, как в одном поэте совмещаются грабитель и интеллектуал
Наказание в назидание
Как выглядели таблички, объясняющие, чего делать не надо
Первое письмо Элоизы
Почему Элоиза не хотела выходить за Абеляра замуж и в чем обвиняла его через двадцать лет разлуки
1117 год в истории
Что происходило в мире, пока в Париже разворачивалась драма Абеляра и Элоизы
Весь курс за 5 минут
Все о средневековых судах, инквизиторах, подсудимых, тюрьмах, казнях и их зрителях
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
7 мифов об инквизиции, навязанных нам популярной культурой
28 мая 2021 Ликбез Жизнь
На самом деле никто не сжигал Коперника на костре.
Сегодня мы видим в инквизиторах жестоких палачей и религиозных фанатиков. Такое отношение сформировалось в эпоху войн между католиками и протестантами в XVI–XVII веках. Обе стороны старались очернить друг друга. Одной из мишеней стали церковные суды, которым приписывали всяческие злодеяния. В последовавшую вслед за этим эпоху Просвещения инквизиторов тоже не жаловали и считали противниками научного прогресса.
В результате в массовом сознании инквизиция стала символом «тёмного» Средневековья, когда тысячи неповинных людей сжигали на кострах. Лайфхакер рассказывает, почему это не совсем так.
1. Ведьмы и колдуны — главные противники инквизиторов
Инквизиторы считаются главными преследователями ведьм, к которым могли причислить любую рыжую или просто красивую женщину, а также хозяйку котов. Но это лишь распространённое заблуждение.
На самом деле инквизиторы боролись с ересями — отклонениями от ортодоксального католического учения, пороками и с нарушением нравственных норм того времени. Например, с тайной приверженностью иудаизму или лютеранству, двоежёнством.
«Сожжение голландского анабаптиста XVI века Аннекена Хендрикса, обвинённого в ереси», гравюра Яна Лёйкена, 1685 год. Изображение: Wikimedia CommonsВ Испании инквизиция гораздо чаще осуждала людей за богохульство, тайную приверженность исламу, иудаизму или лютеранству, аморальные поступки и сексуальные преступления, чем за суеверия, в том числе и колдовство.
В 1610 году инквизитор Салазар‑и‑Фирас и вовсе провёл «следственный» эксперимент, в котором доказал, что обвиняемые в ведовстве женщины никак не связаны с магией, а либо психически нездоровы, либо оговаривают себя. Через несколько лет инквизиция перестала рассматривать дела о колдовстве.
Зато охота на ведьм была широко распространена в странах, в которых не было инквизиции. В Центральной и Северной Европе в XV–XVII веках стали массово выискивать магов и колдунов. При этом их преследованием в основном занимались именно светские суды. Также нередки были случаи самосуда.
Печально известный Салемский процесс вообще состоялся в британской колонии в Америке и лежит на совести именно светского суда.
В итоге количество жертв 300‑летней охоты на ведьм по разным данным составило от 35 до 100 тысяч человек. Однако в странах, где действовала инквизиция, то есть в Испании, Италии и Португалии, эта цифра была значительно ниже. И в основном это были мужчины.
Количество убитых ведьм в странах Европы в XV–XVII веках. Изображение: ANELKAOS / Wikimedia Commons2. Инквизиторы старались сжечь каждого, кто попадал им в руки
В отличие от светских судов, инквизиторы подробно документировали свою деятельность. Благодаря доступу к этим архивам мы знаем многое о ходе процессов и решениях церковных судов. Оказывается, трибуналы были не такими уж кровожадными, а приговоры — довольно мягкими по нормам средневековой морали.
В основном инквизиторы были образованными юристами, ведь в средневековой Европе монастыри были центрами науки и знаний. Поэтому церковники использовали следственные процедуры, заимствованные из практики Древнего Рима: поиск улик, построение линии обвинения, выяснение беспристрастности свидетелей. Следствие и допросы они вели обычно тщательно и дотошно.
Трибунал в инквизиторском дворце в Витториороса, Мальта. Фото: Marie‑Lan Nguyen / Wikimedia CommonsЧтобы не допустить случаев лжесвидетельствования, перед расследованием инквизитор узнавал у обвиняемого, нет ли у того врагов. Также разделялись понятия «сознательного» и «несознательного деяния». Суд мог принять во внимание, в каком состоянии был человек, который, к примеру, произносил «кощунственные» речи.
Отчасти поэтому больше 90% приговоров были оправдательными. Но даже если вина была доказана, церковные суды чаще назначали не казнь, а телесные наказания, изгнание, штрафы, конфискацию имущества или ношение специальных «покаянных» одежд. На костёр же отправлялись только те, кто упорствовал в своих убеждениях или попадался второй раз на деянии, в котором уже признавался.
Известны даже случаи, когда обычные преступники начинали богохульствовать во время светского следствия. Так они надеялись получить более мягкий приговор инквизиторского трибунала.
Показательна и история 1580 года, когда в Миланском герцогстве местные жители стали истерично выискивать ведьм среди соседей. Инквизиторы арестовали 17 женщин, обвиняемых в колдовстве. Девять из них были оправданы сразу, ещё пять — после принесения клятвы, что они не ведьмы. Лишь одна женщина полностью признала вину, а две оставшиеся — частично, но все они получили незначительные наказания.
В общем, инквизиция скорее стремилась установить мотивы проступка, добиться раскаяния, а не просто наказать виновного. Казнь же демонстрировала, что еретика не удалось вернуть к католической вере и заставить раскаяться в содеянном. Например, Джордано Бруно сожгли только через семь лет после начала процесса. Всё это время с учёным вели теологические диспуты.
3. На совести инквизиторов кровь миллионов людей
Хотя инквизиторы не были добродушными «санитарами» средневекового общества, масштаб их злодеяний чаще всего завышается. Сохранившиеся архивы испанской и португальской инквизиций позволяют сделать некоторые выводы.
С 1478 по 1834 годы испанские инквизиторы рассмотрели около 150 000 дел, вынесли около 10 000 смертных приговоров. Приведено в исполнение было не более 7 000 из них.
А ведь именно церковные суды Испании считались самыми жестокими! В действительности это тоже миф. Его называют чёрной легендой. Считается, что протестанты распространили её во время войн с католиками.
В Португалии за 250 лет существования (с 1540 года) инквизиция рассмотрела в три раза меньше дел, чем в Испании, но вынесла на 4% больше смертных приговоров. Связано это было в первую очередь с сохранением иудейских традиций у крещёных евреев в дальних уголках страны.
Хоть это и немалые числа, но о миллионах жертв говорить всё же не приходится.
4. Инквизиторы были главными сторонниками пыток и применяли их бесконтрольно
«Святой Доминик председательствует на аутодафе», картина Педро Берругетте, конец XV века. Изображение: Museo Nacional Del Prado / Wikimedia CommonsСуды инквизиции сильно отличались от современных. Например, прокурор, следователь и судья были одним и тем же лицом. Действовала презумпция вины, а не невиновности.
Убеждённость в заведомой виновности подсудимого оправдывала применение пыток.
Однако насилие и презумпция вины в те времена были характерными чертами любого судебного процесса, не только церковного. В той же Испании гражданское судопроизводство в таком виде просуществовало до начала XVIII века.
При этом в деле истязания подозреваемых церковники были намного гуманнее светских властей. Пытать разрешалось не больше одного раза в сутки не более двух дней подряд. Причём только тех, кого на предварительном дознании уличили во лжи, или тех, чья вина была почти доказана. Также в ходе следствия арестованный не должен был умереть или остаться инвалидом.
Кроме того, инквизиторам запрещалось проливать кровь, поэтому пыточный арсенал был ограничен. В основном использовались три вида истязаний:
- водой: подозреваемого клали на спину вниз головой и обливали так, что он начинал захлёбываться;
- подвешивание на дыбе;
- растягивание на доске.
Также подсудимых могли заключать в одиночных камерах и заставлять голодать.
Применение пыток не было обязательным, а полученное под ними признание обвиняемый должен был подтвердить повторно уже без истязаний. Инквизиторы обычно были тонкими психологами и больше полагались на перекрёстные допросы.
Например, 69‑летний Галилей во время инквизиторского расследования ни дня не провёл в темнице, а пытками, скорее всего, ему только угрожали. А перед процессом его осмотрел врач из флорентийского отделения Римской инквизиции.
Впрочем, всё это не делает инквизиторов менее жестокими.
5. Суды инквизиции выносили приговор и сами приводили его в исполнение
«Трибунал инквизиции», картина Франсиско Гойи, 1808–1812 годы. Изображение: Google Arts & CultureВопреки расхожему мнению, сами инквизиторы никогда не казнили тех, кого преследовали.
Инквизиторы работали в связке с местными властями. Если в городе или деревне не было доминиканского монастыря, светский правитель должен был обеспечить церковника всем необходимым, а также организовать надзор за подозреваемым. Более того, члены инквизиции не имели права пытать обвиняемых самостоятельно, поэтому местные власти призывали для этого специального человека.
После окончания следствия и вынесения приговора инквизиция передавала арестованного светской власти. Та и наказывала виновного.
6. Инквизиторы преследовали учёных
Якобы поэтому инквизиторы сожгли Джордано Бруно и Николая Коперника, а Галилея вынудили отказаться от своих взглядов.
Однако никакому церковному преследованию Коперник не подвергался. Астроном умер в возрасте 70 лет от инсульта, а вовсе не от пламени костра. Есть даже версия, что талантливого учёного, известного по всей Европе, приглашал ко двору римский папа Лев X. Он хотел, чтобы знаменитый астроном поучаствовал в разработке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался.
Теорию Коперника о том, что не Земля, а Солнце находится в центре мира, католическая церковь запретила в 1616 году, спустя почти 70 лет после его смерти. Папы придерживались теории Птолемея, согласно которой все небесные тела вращаются вокруг Земли.
Но в первую очередь инквизиторы боролись не с научными убеждениями, а с ересями. Например, Джордано Бруно попал на костёр в 1600 году вовсе не из‑за того, что пропагандировал учение Николая Коперника: оно ещё даже не было запрещено. Итальянский учёный пострадал из‑за того, что утверждал, к примеру, что души могут жить в нескольких телах, Моисей был колдуном, Иисус стремился избежать смерти и был распят не по доброй воле, от Адама и Евы произошли только евреи, а Библия — это подделка.
В отличие от Коперника и Бруно, Галилео Галилей действительно пострадал за свои научные взгляды. Его процесс состоялся в 1633 году. Но судили учёного не за веру в гелиоцентрическую модель мира, а за то, что он обсуждал эту «ересь». Припомнили Галилею и фразу из его книги, что Священное Писание — не единственный источник истины. Впрочем, хотя астроном не подвергся суровому наказанию, менее унизительным это его отречение не делает.
Кстати, нет ни одного свидетельства, что после процесса Галилей сказал: «И всё-таки она вертится!».
Искоренением ересей занимались не только инквизиторы. Так, в протестантской Женеве в 1553 году сожгли испанского учёного Мигеля Сервета, первого европейца, который описал малый круг кровообращения. Поводом для казни стало то, что Сервет отрицал триединую сущность Бога (Отец, Сын и Святой дух).
7. Инквизиция существовала только в Средние века
Истоки церковных судов в средневековой Европе уходят в глубь истории. Ещё во II веке н. э. христианские богословы стали осуждать еретиков.
Официально первые органы розыска виновных в преступлениях против католической веры учредил папа римский Луций III в 1184 году. При нём же была принята концепция покаяния — аутодафе. Церковный же суд с названием «инквизиция» создал папа Иннокентий III в 1215 году. В основном инквизиторами становились члены монашеского ордена доминиканцев.
Да, аутодафе — это не сожжение еретика. Так именовалось публичное покаяние. Обычно это было шествие, во время которого обвиняемый каялся в деянии, а инквизитор зачитывал приговор.
Римские папы использовали инквизицию для борьбы с ересями. Секты катаров, вальденсов, альбигойцев открыто бросали вызов власти римского понтифика и считали католическую церковь погрязшей в грехах.
Инквизиция оставалась влиятельной и в XVI–XVII веках, в эпоху Реформации и Контрреформации. Тогда церковные суды сохранились только в Испании, Португалии и Италии. Здесь они просуществовали до XIX века. Последняя казнь по приговору инквизиции случилась в 1826 году. Это произошло в Испании: школьного учителя Каэтано Антонио Риполя обвинили в ереси.
Существует инквизиция и сегодня. С 1908 года она носит другие названия, сейчас — Священная конгрегация доктрины веры.
Читайте также ⚔️🛡️⏳
- 9 заблуждений о боях на мечах, которые нам навязали фильмы и сериалы
- 6 мифов о Крестовых походах, в которые многие верят
- От Александра Македонского до Владимира Ленина: 10 мифов об исторических личностях
- «Исчадия ада»: как папа римский Григорий IX развязал войну с кошками
- 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
Франсиско Хименес де Сиснерос | Биография, наследие и факты
Кардинал Хименес де Сиснерос
См.
- Дата рождения:
- 1436 Испания
- Умер:
- 8 ноября 1517 г. (81 год) Испания
- Роль в:
- Испанская инквизиция
Просмотреть весь связанный контент →
Франсиско Хименес де Сиснерос , настоящее имя Гонсало Хименес де Сиснерос , (родился в 1436 году, Торрелагуна, Кастилия [ныне в Испании] — умер 8 ноября 1517 года, Роа, Испания), прелат, религиозный реформатор и дважды регент Испании (1506, 1516–17). В 1507 году он стал одновременно кардиналом и великим инквизитором Испании, и во время своей общественной жизни добивался насильственного обращения испанских мавров и способствовал крестовым походам для завоевания Северной Африки. См. также Испанская инквизиция.
Хименес был сыном бедного сборщика налогов идальго (низшее дворянство) и был крещен Гонсало. Он учился в Саламанкском университете и, приняв священный сан, провел несколько лет в Риме (1459–1466 гг.
В 1492 году по рекомендации Мендосы Изабелла I Католическая из Кастилии назначила его своим духовником. С тех пор его влияние быстро росло. В 1495 он сменил Мендосу на посту архиепископа Толедо. Эта должность дала Хименесу возможность инициировать реформу испанского духовенства.
Вопреки совету Эрнандо де Талавера, архиепископа Гранады (который хотел постепенно обратить мавров Гранады с помощью образования), Хименес ввел принудительное массовое обращение. Мориски (испанские мусульмане, ранее принявшие крещение), хотя теперь и номинально христиане, не желали ни ассимилироваться с испанцами-христианами, ни считать их равными последними. Вмешательство Хименеса было непосредственной причиной мавританского восстания в 1499–1500 годах, и он должен нести большую ответственность за то, что проблема мориско оказалась неразрешимой. В 1609 г.Мориски были окончательно изгнаны из Испании.
Хименес провел последние годы правления Изабеллы в основном при ее дворе в качестве ее главного религиозного и политического советника. После ее смерти в 1504 году он поддержал претензии Фердинанда II Арагонского католика против его зятя Филиппа Бургундского, но помог выступить посредником в Саламанкском соглашении, по которому Филипп остался королем Кастилии. После смерти Филиппа (1506 г.) Хименес учредил правительство регентства для Фердинанда, который в то время находился в Неаполе, и остановил интриги группы высокопоставленных дворян, которые хотели передать регентство императору Священной Римской империи Максимилиану I. Фердинанд сделал его великим инквизитором и получил для него шляпу кардинала в 1507 году. Как великий инквизитор, Хименес настаивал на том, чтобы инквизиторы строго соблюдали инквизиционные правила, но он также расширил полномочия Верховного совета инквизиции («Святой канцелярии») над местные инквизиционные суды. Говорили, что он предложил из собственных средств выплатить Фердинанду сумму в 600 000 дукатов, которую conversos (обращенные евреи) предложили королю отмену инквизиции.
Хименес руководил испанскими кампаниями в Северной Африке (1505–1510 гг.), которые он финансировал за счет доходов своего архиепископа. Но из-за большего интереса к Италии Фердинанд удовлетворился захватом Орана и других портов и отказался поддержать план Хименеса о крестовом походе для завоевания всей Северной Африки.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Хименес знал, что реформа нравов и пастырской работы духовенства не может быть эффективной без параллельной интеллектуальной реформы церкви. Таким образом, он начал планировать основание нового университета в Алькала-де-Энарес в 1498 году. Он открылся в 1508 году. Помимо обычных кафедр томистского богословия, Хименес также учредил кафедры скотистского и номиналистского богословия, а также восточных языков. Он привлек в Алькалу некоторых из лучших современных ученых (хотя Эразм отказался от его приглашения). Эти ученые сотрудничали в создании знаменитой Библии Complutensian Polyglot (завершенной в 1517 году и опубликованной около 1522 года).
После смерти Фердинанда (1516 г.) Хименес снова стал регентом Кастилии. Снова вспыхнули старые антагонизмы между дворянством и городом, между кастильцами и арагонцами. Некоторые из кастильских противников Фердинанда ранее предстали перед судом в Брюсселе. Теперь к ним присоединились арагонские министры Фердинанда, которые пытались закрепить свое положение с предполагаемым новым правителем, внуком Фердинанда, Карлом Бургундским (позже Карлом I Испанским и императором Карлом V). Они были горько возмущены теми, кто остался в Испании. Группа кастильской знати замышляла посадить на трон младшего брата Карла Фердинанда, но Хименес опередил их и добился всеобщего признания Карла в Кастилии. Во многом благодаря усилиям кардинала Карл смог захватить свое новое королевство без открытого сопротивления (сентябрь 1517 г. ). Но Хименес умер, так и не увидев нового короля.
Гельмут Георг Кенигсбергер
Испанская инквизиция: значение, факты и изображения
Пытки, террор, тюремное заключение. С 1478 по 1834 испанская инквизиция пронеслась через Испанию и распространила свое влияние на Европу и Америку. Созданный для борьбы с ересью, он также служил для укрепления власти монархии, способствовал иностранным войнам и вселял страх в население из-за своих печально известных жестоких методов.
Ересь
Вера или мнение, противоречащее ортодоксальной религиозной доктрине (здесь этой доктриной был католицизм).
Хронология испанской инквизиции
История испанской инквизиции насчитывает почти 400 лет, поэтому лучше иметь обзор ключевых событий, чтобы понять их влияние на Испанию и весь мир. Фокус испанской инквизиции менялся с течением времени, сначала сосредоточив свои усилия на conversos (обращенных евреях), затем на moriscos (обращенных мусульманах), а затем и на протестантах.
Дата | Событие |
1478 | Папа Сикст IV издал папскую буллу, разрешающую инквизицию в Кастилии. Он быстро распространился по владениям Фердинанда и Изабеллы. |
1483 | Монах Томас де Торквемада стал первым Великим Инквизитором. Он был известен своим правлением террора, по сообщениям, сжег на костре 2000 человек. |
1492 | Католические монархи издали декрет Альгамбры , предписывающий изгнание всех евреев из Испании. Тысячи решили обратиться в католицизм, чтобы избежать изгнания. Этот указ не был официально отменен до 1968 . |
1507 | Кардинал Франсиско Хименес де Сиснерос был назначен Великим Инквизитором и сосредоточил усилия Инквизиции на M oriscos . |
1570 | Инквизиция распространилась на Америку, и первый трибунал состоялся в Лиме, Перу. |
1609 | Король Испании и Португалии Филипп III издал указ об изгнании всех мусульман и морисков из Испании.![]() |
1834 | Мария Кристина де Бурбон, исполняющая обязанности королевы Испании (регент), издала указ об отмене испанской инквизиции. |
История испанской инквизиции
Хотя испанская инквизиция, возможно, является самой известной формой религиозного преследования в Европе, она не была первой в своем роде. Чтобы понять испанскую инквизицию, мы должны взглянуть на ее предшественницу, а также на другие инквизиции в Европе.
Рис. 1 —
21 мая 1558 года. Процессия около тридцати протестантов, приговоренных к смертной казни испанской инквизицией
Средневековая инквизиция
В двенадцатом веке Римско-католическая церковь разработала Инквизицию для борьбы с ересью, особенно в христианском сообществе. Такие страны, как Франция и Италия, использовали инквизицию, чтобы сосредоточиться на искоренении движений, которые они считали еретическими по отношению к римскому католицизму, таких как катаризм и вальденсов 9. 0028 .
Эти два движения были христианскими, но расходились с учением Римско-католической церкви, поэтому считались еретическими. В это время власть монархии резко росла, и по всей Европе эти инквизиции рассматривались как полезный инструмент для контроля над религией в своих королевствах и укрепления власти.
Средневековая инквизиция играла значительную роль в Испании в двенадцатом и тринадцатом веках, но со временем потеряла свое влияние, поскольку католические монархи сосредоточились на Реконкисте.
Реконкиста
Испанское слово, означающее «отвоевание», которое использовалось для описания усилий католических монархов по возвращению территорий на Пиренейском полуострове, которые они уступили маврам в восьмом веке.
Причины, приведшие к созданию испанской инквизиции
Если уже существовала средневековая инквизиция, то зачем Испания создала свою? И почему это было так печально известно? Чтобы понять его происхождение, нам нужно взглянуть на население Пиренейского полуострова, как изменилась роль монархии и подход Испании к некатоликам в королевстве.
Convivencia
Пиренейский полуостров был домом для христианского, еврейского и исламского населения, жившего в сосуществовании, которое историк Америко Кастро назвал convivencia или , утверждая, что они жили в относительном мире. Хотя историки продолжают спорить о том, действительно ли существовала эта convivencia, верно, что военные действия нарастали на протяжении всего средневекового периода. Христиане сражались с мусульманами (маврами), чтобы попытаться отвоевать старые территории, а еврейское население полуострова столкнулось с усилением преследований, насилия и убийств.
Пиренейский полуостров
Географический район, который сейчас является Испанией и Португалией.
В Средние века антисемитизм был распространен по всей Европе, и такие страны, как Англия и Франция, изгнали свое еврейское население в 1290 и 1306 годах соответственно. Напротив, еврейское население Пиренейского полуострова оставалось самым большим в Европе, и многие евреи занимали видные должности. Историк Генри К. Ли описывает евреев как обладающих большой властью при дворах королей, прелатов и знати в Кастилии и Арагоне.¹
Conversos
Однако в конце 1300-х годов Пиренейский полуостров стал свидетелем одного из самых жестоких проявлений антисемитизма в Европе. Генрих III Кастильский и Леонский (1390–1406) занял трон и начал заставлять евреев обращаться в христианство, предлагая крещение или смерть. Во время погрома из 1391 антисемитские толпы наводнили улицы Испании и совершили насилие над евреями. Погром начался с агитации испанского священнослужителя Феррана Мартинеса в Севилье и быстро распространился по всей Испании. Еврейское население Кастилии, Арагона и Валенсии подверглось нападениям, их дома были разрушены, многие были убиты. Опасаясь за свою жизнь, тысячи людей приняли христианство или попытались бежать из страны. Погром был одним из крупнейших нападений на евреев в средние века.
Погром
Организованная резня определенной этнической группы (здесь еврейского народа).
Погром создал большое количество евреев, обратившихся в христианство, известных как conversos (обращенные). Несмотря на свое решение, они по-прежнему сталкивались с подозрениями и преследованиями. Среди conversos, вероятно, было много людей, которые все еще продолжали тайно исповедовать свою веру.
Однако важно помнить, что масштабы этого могли быть преувеличены антисемитской пропагандой того времени. Известный оскорбительно как marranos (испанское слово, обозначающее свиней), они рассматривались как угроза католической церкви и общественному порядку и были объявлены опасными для христианской Испании после того, как Фердинанд и Изабелла (католические монархи) поженились.
Рис. 2. Резня евреев в Барселоне во время антиеврейских беспорядков 1391 года
Антисемитизм
Враждебность и предубеждение по отношению к еврейскому народу, или антисемитизм, были повторяющейся темой на протяжении всей истории, приводящей к ужасающим последствиям. Он был широко распространен в христианской Европе и Испании в средние века. Чтобы понять, почему (и почему conversos стали мишенью испанской инквизиции), нам нужно посмотреть, почему росло недовольство еврейским населением.
Иудаизм зародился на Ближнем Востоке около 4000 лет назад как религия евреев, народ еврейской Библии. Евреи представляют собой этно-религиозную группу , это означает, что они имеют общее этническое или религиозное происхождение. Одно из верований иудаизма состоит в том, что есть только один Бог.
Распространение дезинформации о еврейском народе в Средние века породило недоверие и недовольство людей. Их обвинили в Черной чуме и назвали ростовщиками 9.0028 — люди, дающие деньги в долг под неоправданно высокие проценты. Религиозная враждебность по отношению к евреям, исключение евреев из христианской жизни и распространение дезинформации привели к подозрительности и ненависти к еврейскому населению.
Католические монархи: религия
Католические монархи, королева Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский, были ключевыми фигурами испанской инквизиции. Хотя система давно пережила их, они установили ее и связаны с религиозным рвением, которое привело к их миссии в стиле крестового похода против ереси.
Изабелла и Фердинанд поженились в 1469 , и Изабелла была коронована королевой в 1474. Она была набожной (искренне религиозной) в своих убеждениях, что привело к тому, что она и Фердинанд были названы католическими монархами. Обеспокоенные религиозным единством, в 1478 католические монархи посовещались с Папой Сикстом IV об угрозе необращенных, и вскоре он издал папскую буллу . Это позволило им выбрать инквизиторов для расследования религиозных вопросов, начиная с Севильи. Через год в 1483 Кастилия, Арагон, Валенсия и Каталония были отданы под власть инквизиции.
Папская булла
Официальное письмо или документ, изданный папой католической церкви.
Рис. 3 — Папская булла Ex quo Singulari 1742
Католические монархи: власть
Когда Изабелла и Фердинанд взошли на трон, Испания была разделена (разные королевства управлялись независимо) и финансовое положение было нестабильным. Изабелла преодолела Война за Наследие в 1474 году, чтобы стать Королевой, но было ясно, что ей необходимо утвердиться в качестве авторитетного лидера, чтобы противостоять любым будущим движениям против нее. Испанская инквизиция не только контролировала религию по всей Испании, но и позволяла католическим монархам утверждать свое господство над ранее независимыми регионами.
Совет по экзамену: Степень, в которой католические монархи были мотивированы набожной религиозной верой или рассматривали ее как возможность консолидировать власть путем объединения страны под одной религией, — это то, что вы, возможно, захотите рассмотреть в контексте экзамена.
Чем была испанская инквизиция?
Понятно, что испанская инквизиция была создана, чтобы попытаться искоренить еретиков и установить христианское единообразие, но что на самом деле представляла собой испанская инквизиция и как она работала?
Испанская инквизиция была судебным учреждением (системой судов), созданным для осуждения любого, кто подозревается в ереси (о подозреваемых часто сообщали соседи или даже друзья и члены семьи). В его состав входили генеральный инквизитор и Верховный совет. Шесть членов Совета встречались с Генеральным инквизитором каждое утро для обсуждения ересей, связанных с верой, и три дня в неделю для обсуждения мелких правонарушений, таких как двоеженство.
Двоеженство
Акт вступления в брак с другим человеком, когда вы уже состоите в браке.
В Супрему входило четырнадцать трибуналов, в каждом из которых было по два следователя и прокурор. Один из инквизиторов, известный как alguacil , был ответственен за тюремное заключение или пытки подсудимого. Когда в разные районы прибывала испанская инквизиция, людям давали от 30 до 40 дней эдикт благодати для исповедания своей ереси. Если они сделают это в течение этого периода, их наказание снизится.
Знаете ли вы?
Многие набожные католики, которые не сделали ничего плохого, исповедовали ереси во время 30-дневного эдикта, опасаясь, что их все равно будут судить.
Пытки и испанская инквизиция
Инквизиторы использовали методы пыток для получения признаний, в первую очередь дыбу или подвешивание кого-либо к потолку за запястья. Обвиняемых часто судили на церемониях, известных как autos-da-fé (по-португальски выражение веры) 9.0028 . Эти церемонии были грандиозными мероприятиями, предназначенными для того, чтобы на них смотрели и чтобы послать сообщение.
Осужденные получали различные наказания, от конфискации имущества или тюремного заключения до смертных приговоров и сожжения на костре. Коррупция проникла в Инквизицию, поскольку инквизиторы могли получить прибыль от конфискации. Эти обвиняемые не предстали перед справедливым судом.
Рис. 4. Иллюстрация, показывающая пытки во время испанской инквизиции
Последствия испанской инквизиции
Испанская инквизиция оказала долгосрочное влияние не только на Испанию, но и на весь мир. Он был нацелен на еврейское, мусульманское и протестантское население, а также на коренные общины в Америке. Это привело к ужасающим последствиям для этих общин и породило недовольство и инакомыслие, которые переросли в восстания.
Испанская инквизиция дома
В Испании инквизиция помогла монархии значительно увеличить свою власть и способствовала созданию более однородной Испании. Протестантизм был быстро устранен из страны, в то время как в других странах происходили длительные конфликты из-за религии. По сути, это удерживало Испанию в значительной степени от конфликтов, за исключением некоторых восстаний, хотя инквизиция действительно вмешивалась в религиозные споры в других местах. Инквизиции также приписывают предотвращение судебных процессов над ведьмами, которые охватили такие страны, как Англия, между пятнадцатым и восемнадцатым веками.
Однородный
Состоит из одинаковых частей (т. е. все население принадлежит к одной религии или культуре).
Экономические последствия
В финансовом плане испанская инквизиция имела меньше явных последствий, по словам историка Генри Кеймена. ² В то время как корона и инквизиторы получали выгоду от конфискации имущества и наложения штрафов, изгнание мусульман и евреев оставило Испанию с дефицитом квалифицированной рабочей силы. , что имело негативные последствия для экономики.
Испанская инквизиция в Америке
Испанская инквизиция распространилась на Америку, где местные общины были вынуждены обратиться в католицизм или столкнуться с последствиями. Эти общины имели свою культуру и религию. Колонисты также преследовались испанской инквизицией.
Восьмидесятилетняя война и независимость Нидерландов
Использование королем Филиппом II инквизиции для подавления протестантизма в Нидерландах вызвало несогласие и гнев по поводу вмешательства Испании во внутренние дела. Восстания из-за жестокого обращения с протестантами привели к движению сопротивления, которое переросло в Восьмидесятилетнюю войну за независимость Нидерландов. В конечном итоге повстанцы добились успеха, что привело к независимости Голландии от Испании в 1648 .
В контексте экзамена вы можете получить такой вопрос: В какой степени испанская инквизиция была создана для религиозных целей?
При ответе на этот вопрос вы должны учитывать религиозные мотивы католических монархов, а также любые другие причины, по которым Инквизиция могла им помочь. Затем вы сделаете вывод о том, какими, по вашему мнению, были их мотивы. Вы также можете подумать о том, как испанская инквизиция трансформировалась в ходе ее реализации и повлияло ли это на ее цели. Вот некоторые аргументы, которые вы, возможно, захотите включить:
Религиозные мотивы | Другие мотивы |
|
|
Испанская инквизиция — Ключевые выносы
- Средневековая инквизиция предшествовала испанской инквизиции в двенадцатом веке и была распространена по всей Европе.
- Пиренейский полуостров был местом встреч, где христиане, мусульмане и евреи жили вместе.
- Антисемитизм был распространен по всей Европе, и такие страны, как Франция и Англия, изгнали евреев.
- Антисемитизм в Испании достиг своего пика во время погрома 139 г.