Золотой век испанской живописи в Эрмитаже.
Эрмитажная коллекция испанских художников XV — начала XIX века насчитывает более ста шестидесяти полотен и является самой многочисленной за пределами Испании
Но наиболее известные в мире испанские художники этого периода Эль Греко, Веласкес и Гойя представлены в Эрмитаже всего несколькими полотнами.
Единственное полотно Франсиско де Гойи (1746-1828) — «Портрет актрисы Антонии Сарате». Эта картина недавно подарена Армандом Хаммером Эрмитажу. Но надо помнить, что братья Хаммер были в числе тех, кто по дешевке скупил часть коллекции нашего музея, выставленную на продажу в 30-ые годы.
Диего Веласкес представлен двумя ранними работами — «Мужская голова в профиль» и «Завтрак» и более поздней — «Портрет графа-герцога Оливареса», первого министра. Кроме того, в Эрмитаже находятся еще четыре работы мастерской художника и его последователей. Одна из картин Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X» была продана в 30-е годы, так же как работы таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль и многие другие. Некоторые из этих полотен находились в собрании ещё со времен его основания Екатериной Великой. Также была продана часть коллекции нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею П. П. Семеновым-Тян-Шанским, а также часть других собраний, пожертвованных Эрмитажу в поздний период (например, Строганова).
Доменикос Теотокопулос, по прозвищу Эль Греко (1542-1614) — уроженец острова Крит, много лет проживший в Италии, вошел в историю как великий испанский художник. Его полотно «Апостолы Петр и Павел», шедевр собрания, относится к первому периоду деятельности художника на Иберийском полуострове.
Среди более ранних произведений испанских художников XV — начала XVI века выделяются доски конца XV века «Положение во гроб» Неизвестного художника кастильской школы и «Св. Себастьян и св. Фабиан»
Большой популярностью во второй половине XVI века пользовался в Испании Луис де Моралес (ок. 1515-1586). Он представлен в Эрмитаже двумя превосходными работами — «Богоматерь с Младенцем» и «Скорбящая Богоматерь».
В Эрмитаже находятся редкие ранние работы художника Франсиско Рибальта, среди них — «Пригвождение к кресту» и «Мученичество св. Екатерины». Большое развитие при испанском дворе получил портрет. Создание школы придворных портретистов связано с Алонсо Санчесом Коэльо (ок. 1531/2-1588), автором «Портрета инфанты Каталины Микаэлы Австрийской». Кисти ученика Санчеса Коэльо, Хуана Пантохи де ла Круса (1553-1608) принадлежит «Портрет Диего де Вильямайора».
Но наивысшего расцвета испанская живопись достигла в XVII веке, который называют Золотым веком испанского барокко.
Изображение человека в Испании ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.
В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.
Ниже рассказ о трех великих испанских художниках Золотого века.
Хосе де Рибера
Удивительны обстоятельства его жизни.
Ученик Рибальты из Валенсии, он совершенствовал своё художественное мастерство в Италии под влиянием Караваджо.Появившись в Неаполе, художник выставил на балконе одну из своих ранних картин, которая вызвала огромное скопление народа. Проезжавший мимо испанский вице-король герцог Осуна заинтересовался картиной и, узнав, что к тому же ее автор — испанец, сделал его придворным живописцем.
Получив признание при неаполитанском дворе, Рибера в то же время стал героем жутких легенд и сплетен. Причиной тому послужили его странные творческие пристрастия: многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. Тематика его произведений разнообразна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых.
Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Его произведения посылались в Испанию, в королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных кругах. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).
Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа IV, молодым принцем Хуаном Австрийским. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Родившаяся от этой связи Маргарита Австрийская, внучка испанского живописца и испанского короля, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини.
В жизни Риберы эта романтическая история осталась бы печальным эпизодом, если бы не одно обстоятельство: моделью для прославленных и самых прелестных женских образов художника послужила одна из его дочерей, и традиция прочно связала ее с той, которую соблазнил Хуан Австрийский.
Конец своей жизни Рибера провел в своем доме в предместье Неаполя всеми забытый, больной и нуждающийся.
В Эрмитаже находятся 5 картин Хосе де Риберы.
Хосе де Рибера. «Св. Себастьян и св. Ирина». 1628г. Эрмитаж
Святой Себастьян — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.Проповедовал христианство в III веке.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
Хосе де Рибера. «Святая Инесса». Дрезден, Картинная галерея.
Согласно легенде, юная христианка была обнаженной осуждена на поругание. В ответ на горячую молитву девушки совершилось чудо: с неба слетел ангел, бросивший ей покрывало, а распущенные волосы скрыли ее наготу. Моделью для Инессы, воплощения целомудренно чистой, трогательной и светлой юности, Рибере послужила одна из его дочерей, как принято считать, Мария Роза.
Хосе де Рибера. «Святой Иероним и Ангел». 1626. Эрмитаж
Иероним -церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков. Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником и атрибутом (символом) в иконописи.
Хосе де Рибера. «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо).
На основании тщательного иконографического анализа в настоящее время установлено, что изображенный мученик — это Святой Филипп, в честь которого был назван король Филипп IV, заказчик картины, а не Варфоломей, как считалось ранее. Напряженное мускулистое тело, маленькая бритая голова, грубое скуластое лицо с низким лбом, стонущим ртом и глубоко запавшими глазами написаны с конкретностью реальной модели.
Франсиско де Сурбаран
Испанский художник, представитель севильской школы живописи, был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. По контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». Одно из лучших его творений — картина «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.
Вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.
В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
Сурбаран. « Св. Лаврентий». Эрмитаж
Св. Лаврентий Римский — архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, устроенных императором Валерианом.
Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться язычески богам, заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!»
В искусстве католических стран Лаврентий часто изображается с решёткой — орудием своей казни — и облачённым в далматику; в живописи популярны сюжеты с раздачей денег беднякам и исцелением слепых.
Сурбаран. «Отрочество Богоматери». Эрмитаж
Сурбаран. «Апофеоз св. Фомы Аквинского». Лувр, Париж
Фома Аквинский — философ и теолог
Сформулировал пять доказательств бытия Бога.
Бартоломе Эстебан Мурильо
Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, которого в Европе XVIII и XIX веков ценили больше всех других испанских живописцев.
Рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать.
Занятие живописью привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.
Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. Художник был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия. Мурильо не был рожден борцом, и не смог стать философом. Но стал великим живописцем, сумев удержать свой внутренний мир в динамическом равновесии перед ударами судьбы. В 1682 году Мурильо приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер
Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450
Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери. Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.
Мурильо писал также и реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.д.
Эрмитажное собрание картин Мурильо очень богато, оно содержит девятнадцать оригиналов.
Бартоломе Эстебана Мурильо. «Мадонна с чётками». Музей Прадо, Мадрид
Бартоломе Эстебана Мурильо. «Благословение Иакова». Эрмитаж
В основе картины «Благословение Иакова» (1637 г.) лежит библейский сюжет. У прародителя еврейского народа Исаака и его жены Ревекки было двое сыновей-близнецов. Любимцем матери был Иаков, который появился на свет вторым. Хитростью он вынудил брата Исава продать свое первородство и право на благословение отца за миску чечевичной похлебки, когда тот был голоден. По совету Ревекки Иаков, воспользовавшись слепотой отца, получил его благословение (и тем самым права наследника) как старший сын. Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман.
Бартоломе Эстебана Мурильо. «Сон Иакова». Эрмитаж
Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове, который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне и видел вещий сон. Иакову приснилась лестница, одним концом касавшаяся земли, а другим уходившая в небо, по ней восходили и нисходили ангелы. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля».
Бартоломе Эстебана Мурильо.«Непорочное Зачатие». Эрмитаж
Католические художники обычно иллюстрируют доктрину Непорочного зачатия Девы Марии следующим образом: в Царстве Небесном, сразу после его создания, дух Марии (в виде молодой женщины) созерцает лик Бога (чаще всего взгляд женщины обращён вверх). В словах Откровения Иоанна Богослова «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» католикам видится образ Непорочного Зачатия Девы Марии. Поэтому солнце, луна и венец из 12-ти звёзд — атрибут канонического изображения этого догмата. Также путем изображения Богоматери, попирающей ногами змея, иллюстрируются слова из Бытия о вражде между змеем и женою (эти слова указывают о свободу Девы Марии от греха). Часто рядом с духом Марии изображаются ангелы.
Коллекция Эрмитажа «Испанская живопись XV — начала XVIII веков» в Санкт-Петербурге
Коллекция Эрмитажа «Испанская живопись XV — начала XVIII веков» в Санкт-Петербурге 1
mix» data-ping-position=»1″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/place/muzej-galaktorium/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/place/muzej-galaktorium/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»> 30
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/dohodnyie-doma-kommunalnyie/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»>
Реклама
Реклама
53545
11 35676
mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/list/interesnyie-ekskursionnyie/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»>
4 433
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/event/detyam-art-yolka-v-artista/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/event/detyam-art-yolka-v-artista/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»> 181
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/spb/event/obuchenie-novogodnie-master-klassyi-v-artista-handmade/» data-item-url=»https://kudago.com/spb/event/obuchenie-novogodnie-master-klassyi-v-artista-handmade/» data-featured-path=»/spb/exhibitions/»> 1261
Антонио Переда. Положение во гроб
Фото: hermitagemuseum. or
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел
Франсиско Рибальта. Пригвождение к кресту
Диего Веласкес. Завтрак
Франсиско Гойя. Портрет актрисы Антонии Сарате
Коллекция, формировавшаяся с 1760-х по 1850-е годы, включает в себя картины испанских мастеров, работавших в XV — начале XVIII веков. Готический стиль, господствовавший в испанском искусстве в этот период, представлен в музее такими произведениями, как «Святой Себастьян и святой Фабиан» неизвестного художника арагонской школы, «Встреча святого Иоакима и святой Анны у Золотых ворот» Пабло де Сан Леокадио.
Испанская живопись второй половины XVI века неотделима от имени Луиса де Моралеса. В Эрмитаже хранятся его творения «Богоматерь с младенцем» и «Скорбящая Богоматерь». В конце 70-х годов XVI века в Испании обрёл популярность Доменикос Теотокопулос, известный как Эль Греко. Его картина «Апостолы Пётр и Павел» является украшением экспозиции.
Кроме этого, в музее можно увидеть работы мастеров, творивших при королевском дворе. Речь идёт о Франсиско Рибальте, Алонсо Санчесе Коэльо, Хуане Пантохе де ла Крусе.
Реалистические тенденции, проявившиеся в испанской живописи в начале XVII века, гости музея заметят в таких произведениях, как «Чудо с хлебом и рыбами» Педро Орренте, «Поклонение пастухов» Хуана Баутисты дель Майно, «Святой Онуфрий» Хосе де Риберы.
Севильская художественная школа представлена шедеврами Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана и Бартоломе Эстебана Мурильо. Посетителям музея будет интересно взглянуть и на примеры мадридской живописи второй половины XVII столетия, к которой относятся работы Франсиско Кольянтеса, Антонио Переды, Матео Сересо, Антонио де Пуги, Хосе Антолинеса. Единственное полотно Франсиско Гойи в Эрмитаже — «Портрет актрисы Антонии Сарате».
Самые интересные события в городе.
Лучшие концерты, выставки и спектакли по версии редакции KudaGo.
Посмотреть
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Когда?
Круглый год | вт, пт, сб 11:00–20:00 ср, чт, вс 11:00–18:00 |
Где?
Место проведения
Эрмитаж (Зимний дворец, Главный музейный комплекс)
Адрес Эрмитажа
пл. Дворцовая, д. 2
Ближайшее метро
Адмиралтейская, Гостиный двор
Дополнительная информация
Вид выставки
- Картины, живопись, графика
Цена
от 0 до 500
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
Испанская живопись семнадцатого века
Испанская живопись семнадцатого века
Обзор
В 1500-х годах Испания обогатилась сокровищами из Америки, а в следующем столетии наступил Золотой век испанской живописи. Представлено большинство художников, которые сделали этот выдающийся период.
Хуан ван дер Хамен был сыном фламандского аристократа при дворе в Мадриде. Из-за своих владений в Нидерландах Испания имела тесные политические и художественные контакты с Севером. Ван дер Хамен, широко известный как один из величайших художников-натюрмортов семнадцатого века, был известен подробными и убедительными изображениями повседневных предметов. Натюрморт стал рассматриваться как самостоятельный предмет только в конце 1500-х годов, когда он появился на Севере, в Италии и Испании более или менее одновременно.
В возрасте двадцати пяти лет Хусепе де Рибера поселился в Неаполе, находившемся под контролем испанской короны. Поскольку его картины часто возвращались в Испанию, хотя он и не возвращался, Рибера оказал сильное влияние на других испанских художников и помог им познакомить их с новыми достижениями в итальянской живописи. Отвечая на призывы Контрреформации к произведениям, в которых задействованы эмоции верующих, его образы святых передают как физическую реальность, так и мистицизм религиозного опыта.
Даже после того, как Мадрид стал центром испанского двора, Севилья оставалась важнейшим экономическим центром страны. В течение 1620-х и 1630-х годов многочисленные религиозные фонды заставляли Франсиско де Сурбарана и его большую мастерскую выполнять заказы. Однако примерно после 1640 года стиль Сурбарана — трезвый и сдержанный — уступил место более мягкому взгляду и более эмоциональной привлекательности молодых художников, и он начал создавать большое количество картин для экспорта в Новый Свет.
Бартоломе Мурильо сменил Сурбарана на посту ведущего художника Севильи. Его сюжеты увлекательны, воодушевлены его талантом к повествованию. И его, казалось бы, непринужденный стиль — хотя на самом деле он создавал свои композиции с большой тщательностью и оставался прилежным учеником живописной техники — придает им привлекательную непосредственность.
Диего де Веласкес посвятил большую часть своей карьеры поразительно новаторским портретам испанской монархии и королевского двора. В возрасте двадцати четырех лет он стал художником Филиппа IV и до самой смерти служил королю портретистом и придворным. Стенография кисти Веласкеса имитирует эффект света и цвета с необычайной реалистичностью. Его свободный и подвижный стиль, наследие венецианского ренессанса, в свою очередь, оказал влияние на Мане и первых мастеров современного искусства.
Круг Диего Веласкеса , Папа Иннокентий X , c. 1650 г., холст, масло, Коллекция Эндрю В. Меллона, 1937.1.80
1 из 8
Этот натюрморт, долгое время считавшийся одной из лучших работ ван дер Хамена, является одним из первых экспериментов художника с многоуровневыми аранжировками. Три постамента разной высоты добавляют композиции интереса и сложности. Повторение форм, особенно кругов, объединяет разрозненные элементы на этих уступах. Образ, установленный красным глиняным кувшином с открытым центром, усиливается краями других сосудов, круглыми деревянными коробками из марципана и даже кондитерскими изделиями в форме пончиков. Текстура этих сладостей, посыпанная сахаром выпечка и сверкающий сахарной глазурью инжир контрастируют с угловатыми и твердыми каменными поверхностями. Это продукты, которыми мадридские высшие классы наслаждаются на 9-й неделе.0023 Гонрадас ocasiones .
Виртуозная способность Ван дер Хамена имитировать природу проявляется в его обработке маленькой стеклянной чаши, наполненной водой, которая не только отбрасывает тень, но и преломляет проходящий через нее свет. Поэт Лопе да Вега, принадлежавший к тому же образованному кругу, что и художник, написал два сонета, восхваляющих творчество ван дер Хамена, предлагая в одном из них самой природе копировать его плоды и цветы.
Хуан ван дер Хамен и Леон , Испанский, 1596–1631, Натюрморт со сладостями и керамикой , 1627, холст, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.75
2 из 8
Святой Варфоломей, с которого заживо содрали кожу Рибера лечили несколько раз. Здесь живописец акцентирует внимание не столько на телесных страданиях святого, сколько на его мистическом опыте. Необычная Х-образная композиция вовлекает зрителя в сцену, чтобы разделить глубокие эмоции, которые проходят в тот момент, когда Варфоломей противостоит своему палачу, подняв глаза к Богу. Обращает на себя внимание и заточка ножа; положение лезвия и точильного камня образует крест, вовлекая нас не только в мученичество Варфоломея, но также в жертву и распятие Христа.
Густые насыщенные краски Риберы передают реальное физическое присутствие. Он использует грубую щетину своей кисти, чтобы текстурировать краску и придать ей тактильный объем. Белые волосы в бороде святого созданы серебристыми нитями краски. Вокруг его глаз пигменты сморщиваются, как старая кожа.
Прежде чем поселиться в Неаполе, Рибера провел некоторое время в Риме, изучая произведения Караваджо. В этой картине очевидно влияние драматического освещения, глубоких теней и неослабевающего реализма Караваджо, но интенсивность религиозного рвения Риберы и его умелое обращение с краской принадлежат ему самому.
Хусепе де Рибера , Испанский, 1591 — 1652, Мученичество святого Варфоломея , 1634, холст, масло, Подарок 50-летия Комитета подарков, 1990. 137.1
7
0 угощение — фрукты или небольшие пирожные — которые Люси предлагает на маленьком подносе, но не ее собственные глаза. Согласно ее легенде, сложившейся спустя столетия после ее смерти в 304 году, юная дева вырвала их из глазниц, потому что их красота мучила юношу. Он был настолько впечатлен силой ее веры, что сразу же обратился в христианство. Глаза Люси чудесным образом вернулись к ней однажды, когда она возносила свои молитвы, но, тем не менее, она приняла мученическую смерть за свою веру. Люси была предана языческим властям, которые отправили ее в публичный дом. Однако ее нельзя было сдвинуть с места, поэтому они подожгли ее, но она осталась нетронутой пламенем. Наконец ей пронзили шею мечом. Сурбаран придает Люси внушительную монументальность, не просто делая ее фигуру крупной и близкой к передней плоскости картины, но и упрощая задний фон. На фоне его темноты она выделяется, привлекая наше внимание яркими красками в ее костюме и усыпанном цветами венке, а также проницательным реализмом дисциплинированного стиля живописи Сурбарана.
Франсиско де Сурбаран , Испанский, 1598–1664, Сент-Люси , гр. 1625/1630, холст, масло, Коллекция Честера Дейла, 1943.7.11
4 из 8
В Испании семнадцатого века религиозные ордена не имели себе равных в покровительстве искусствам. Среди наиболее важных были иеронимиты, чьи белые и коричневые одежды носят эти три святых: Паула, ее дочь Евстохия и Софроний Евсевий Иероним, которого по-английски зовут Иероним. Под духовным руководством Иеронима две женщины основали приют и монастырь на Святой Земле, которые считались первоначальными учреждениями Ордена иеронимитов. Паула и Джером держат книги, намекая на роль Джерома как переводчика Библии на латынь. Паула, хорошо образованная женщина из знатной римской семьи, помогала Иерониму с переводами с греческого. Хотя Джерома традиционно изображают в облачении кардинала, это неисторично. Он умер около 420 года, но должность кардинала не была создана до конца одиннадцатого века, а красная мантия и шляпа не были приняты до середины 1200-х годов.
Эта работа основана на формуле, которую Сурбаран использовал для серии картин, написанных им в конце 1630-х годов для монастыря иеронимитов на Гваделупе. Контуры фигур сильно переработаны — вероятно, это указывает на то, что, пока Сурбаран создавал композицию, фактическая роспись выполнялась помощниками. Халат Паулы, например, кажется рыхлым и лишенным объема, когда он падает на пол. Ее каменное выражение лица и неуклюжий большой палец также наводят на мысль о руке помощника.
Франсиско де Сурбаран и мастерская , испанский, 1598–1664, Святой Иероним со святой Паулой и святым Евстохием , ок. 1640/1650, ткань, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.5.88
5 из 8
В течение тридцати восьми лет Веласкес в основном занимался портретами королевской семьи и ее окружения, но он писал и другие предметы, вроде этого, видимо, для собственного удовольствия. Голландские изображения женщин, занятых рукоделием, прославляли трудолюбие и добродетель, но здесь нет никаких указаний на намерения Веласкеса. Возможно, женщина была его домочадцем, но это тоже невозможно установить.
Эта картина, находившаяся в мастерской Веласкеса на момент его смерти, осталась незаконченной, что позволяет по-новому взглянуть на его метод работы. Он начал с теплого серо-коричневого грунта. (Подушка состоит исключительно из этого базового слоя.) Затем черной краской он быстрыми мазками набросал очертания своего рисунка, которые хорошо видны в левой части рисунка. В некоторых местах — например, в белой шали — сама текстура холста помогает смоделировать тень. Это обычный элемент картин Веласкеса, как и быстрые вспышки белого цвета, которые оживляют лиф платья. Завершено только женское лицо. Там тонко нанесенные полупрозрачные глазури создают впечатление мягкого света, падающего на ее лицо. На плавный живописный стиль Веласкеса повлияли работы венецианских художников, особенно Тициана. Он дважды ездил в Италию, но мог также видеть картины Тициана во дворце в Мадриде — одним из самых преданных покровителей Тициана был испанский король Филипп II.
Диего Веласкес , Испанский, 1599 — 1660, Рукодельница , c. 1640/1650, холст, масло, Коллекция Эндрю У. Меллона, 1937.1.81
6 из 8
Это может показаться невинной сценой: молодая женщина выглядывает из окна, а ее компаньонка пытается заглушить смех шалью. . А может быть и так, но возможно и то, что здесь изображено совсем другое. Самое раннее название, данное этой картине, было Las Gallegas 9.0024 (Галицкие женщины). Как поняли современные зрители, Галисия, бедная провинция на северо-западе Испании, была родиной большинства куртизанок и проституток Севильи. Прямой взгляд молодой женщины, а также ее декольте и красный цветок могут манить покупателя или самого зрителя.
Голландская традиция нравоучительных картинок изображала своенравных молодых женщин со своими сводницами. Мурильо наверняка видел бы такие работы в Испании. Многие из его клиентов были фламандскими и голландскими купцами, жившими в Севилье. Северные картины, однако, обычно содержали более явные указания на свой предмет — сводница была более старой и зловещей фигурой, и также могли быть включены другие подсказки, такие как животные, связанные с похотью. Картина Мурильо остается загадкой.
Бартоломе Эстебан Мурильо , Испанский, 1617–1682, Две женщины у окна , ок. 1655/1660, холст, масло, Коллекция Уайденера, 1942.9.46
7 из 8
Мурильо был членом Hermandad de la Caridad, мирского братства, занимавшегося благотворительностью, и этот большой холст был одним из серии он рисовал для церкви братства в Севилье. Лидер братства назвал их «шестью иероглифами, объясняющими шесть дел милосердия». История блудного сына, рассказанная в Евангелии от Луки 15:11-32, широко использовалась в семнадцатом веке, чтобы сосредоточить внимание на темах прощения и воскресения. Сын, растративший свое богатство на греховную жизнь, раскаялся и вернулся в дом своего отца, но не для получения привилегий, а для работы. Сжалившись над ним, отец его обнял его, сказав слугам: «Принесите скорее лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на палец его и обувь на ноги его… и будем есть и веселиться, потому что это сын мой был мертв и ожил, пропадал и теперь нашелся».
Большие фигуры в центре, отец и сын, привлекают внимание своим размером и мощной треугольной компоновкой, но наш взгляд также привлекает яркий цвет — желтый, синий и красный — к фигуре справа. Этот слуга держит обувь и новую одежду, а рядом с ним другой мужчина держит большое кольцо. Хотя акцент Мурильо на одежде необычен, он подчеркивает один из шести актов благотворительности Hermandad — одевать нагих.
Бартоломе Эстебан Мурильо , Испанский, 1617–1682, Возвращение блудного сына , 1667/1670, холст, масло, Дар Фонда Авалон, 1948.12.1
8 из 8
10 самых известных испанских картин
Вклад испанских картин в мире искусства нельзя недооценивать.
В то время как французские художники в значительной степени ответственны за движение импрессионизма, испанцы внесли очень значительный вклад в движения кубистов и сюрреалистов.
Такие имена, как Пикассо, Дали и Гойя, регулярно фигурируют в списках известных художников мира.
1.
ГерникаОдно из крупнейших произведений искусства, которое Пабло Пикассо создал за всю свою жизнь, Герника также является одной из самых известных испанских картин, когда-либо созданных .
Пикассо нарисовал Гернику как антивоенный протест против шокирующей бомбардировки города Герника в Стране Басков на севере Испании нацистскими немецкими и фашистскими итальянскими войсками по просьбе испанских националистов во время гражданской войны в Испании.
Впервые представленный на Парижской международной выставке в 1937 году, он был заказан испанским республиканским правительством.
Позже картина была отправлена в мировое турне, чтобы помочь собрать средства для помощи Испании во время войны.
Это помогло привлечь внимание к гражданской войне в Испании.
Читайте также: Черно-белые картины
Гигантский гобелен с изображением Герники висит в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
В то время Пикассо жил в Париже и никогда не вернется в Испанию до своей смерти в 1973.
Он считается самым известным испанским художником всех времен, а его работы регулярно продаются на аукционах по рекордно высокой цене.
2.
Постоянство памятиОдно из самых знаковых изображений Сальвадора Дали, поражающее воображение, «Постоянство памяти» бесчисленное количество раз воспроизводилось на плакатах и гравюрах.
И провозглашена одной из самых известных картин в мире одним из самых узнаваемых имен в искусстве.
Дали нарисовал произведение в 1931, и с тех пор она стала определяющей картиной сюрреалистического художественного движения.
Рассматриваемое изображение считается одним из первых произведений Дали, в которых он использовал свою «параноидально-критическую» технику, когда после переживания галлюцинаций, вызванных самим собой, художник проецировал свои собственные фобии на холст.
Читайте также: Знаменитые картины Сальвадора Дали
О которых он сказал: «Разница между сумасшедшим и мной, — сказал он, — в том, что я не сумасшедший».
Впоследствии он несколько раз использовал образ плавящихся часов в более поздних работах.
Картина «Постоянство памяти» была анонимно подарена Музею современного искусства в Нью-Йорке в 1934 году, где она висит и по сей день.
3.
Las MeninasДля современного глаза Las Meninas может показаться не таким уж экстраординарным, но в то время это было одно из самых революционных произведений искусства своего времени.
Диего Веласкес написал «Менины» в 1656 году, и это был серьезный отход от более традиционной королевской портретной живописи.
Раньше портреты того времени изображали только членов королевской семьи, и в таких работах было значительно больше структуры и иерархии в отношении расположения каждого из членов.
Las Meninas, однако, решительно порывает с традицией и включает в себя не только монахиню, гнома и принцессу, но и самого художника.
В то время Веласкес занимал должность дворцового камергера при испанском королевском дворе, должность, которая давала ему значительную свободу действий по сравнению с другими художниками того времени.
4.
Третье мая 1808В 1807 году Наполеон заключил союз с королем Испании Карлом IV в попытке завоевать Португалию.
В результате французская армия сосредоточилась в Испании по пути в Португалию.
Однако вскоре испанцы поняли, что это была уловка со стороны Наполеона, и его настоящим намерением было завоевать и Испанию.
2 мая 1808 года сотни испанских подданных подняли восстание в Мадриде. К 3 мая они были схвачены и казнены французами, а улицы Мадрида окрасились кровью.
Франсиско Гойя почтил своих павших соотечественников двумя картинами, изображающими каждый день.
Читайте также: Картины Франсиско Гойи
«Второе мая 1808 года» — классическая сцена битвы с лошадьми и искривленными телами.
Третье мая 1808 года в Мадриде, тем не менее, считается одной из самых известных картин в мире, так как считается первой по-настоящему современной картиной.
Причина этого в том, что он трансформирует христианскую иконографию и является четким изображением бесчеловечности человека по отношению к человеку.
Бедный рабочий занимает место Христа в центре изображения, жертвуя собой ради своей страны.
При ближайшем рассмотрении есть даже стигматы, которые хорошо видны на его правой руке.
Говорят, что он повлиял на Пикассо, когда он написал Гернику, представленную выше.
5.
Авиньонские девицыОдна из самых ярких кубистских картин Пикассо «Авиньонские девицы» изображает группу проституток с Авиньонской улицы в Барселоне, известной своими публичными домами и количеством художников, которых она привлекала. .
В более ранних подготовительных работах для произведения фигура слева изначально была молодым человеком, который как раз собирался войти в бордель, однако впоследствии Пикассо уважал это решение, поскольку он думал, что мужское влияние прервет повествование образов.
Говорят, что картина шокировала, когда ее впервые увидели, а кубистический стиль в сочетании с тремя обнаженными женщинами, смотрящими прямо на зрителя, был сочтен крайне конфронтационным в тот день.
Это был серьезный отход от более традиционных стилей живописи, которые создавали многие французские художники того времени.
Пикассо находился под сильным влиянием «первобытного» искусства и, в частности, африканских масок, о чем убедительно свидетельствуют большие миндалевидные глаза каждой из женщин.
Пикассо было всего 25 лет, когда он написал «Авиньонских девиц», живя и работая в тесной студии в Париже.
6.
Погребение графа ОргазаЭль Греко был одним из самых известных художников эпохи Возрождения своего времени и одним из немногих неитальянских художников того времени, добившихся огромной известности благодаря своим работам.
Как и большинство картин эпохи Возрождения того времени, «Погребение графа Оргаса» было заказано церковью и украшает церковь Санто-Томе в Толедо, Испания.
Читайте также: Знаменитые картины Эль Греко
Говорят, что сцена изображает интернирование графа Оргаса, и во время этой церемонии небеса взорвались, и небо было заполнено более чем живыми изображениями Иисуса, Богородицы и многие другие святые и ангелы.
Эль Греко решил увековечить многих местных сановников на картине, в том числе священника Нуньеса, который заказал картину о поведении церкви дель Сордо» и украсил его множеством фресок на стенах.
Известно, что некоторые из этих фресок принадлежат к серии художников, известной как «Черные картины», поскольку он использовал очень большую долю черного пигмента во всех фресках.
Читайте также: Знаменитые темные картины
В 1873 году барон Эмиль д’Эрланже приобрел «Квинту» и приступил к переносу фресок на холсты.
К сожалению, в процессе передачи многие краски на фресках были повреждены, после чего барон принял решение передать полотна в музей Прадо, где они находятся в постоянной экспозиции с 1889 года.
Сатурн — романизированное название Греческий титан Хронос, который боялся, что его свергнут его дети.
Говорят, что после их рождения Кронос съел всех своих детей, однако его жена спрятала от него третьего ребенка (Юпитера), Юпитер в конечном итоге вытеснит его отца и исполнит пророчество.
8.
Старый гитаристПикассо провел большую часть своей жизни в крайней нищете, и за это время он, как говорят, нашел большое сходство с бедными и угнетенными мира.
«Старый гитарист» был написан в 1903 году, в то время, когда Пикассо жил в Барселоне почти без гроша в кармане.
Картина была написана во время его «Синего» периода, когда почти каждый холст был написан в тусклой монохромной палитре синего цвета, который подходил для типа предмета, который он освещал.
Читайте также: Blue Paintings
Гитара — это прорыв в приглушенных, почти плоских, двухмерных формах, которые создает монохромный синий цвет, в то время как гитарист выглядит согбенным и подавленным.
Последующие рентгеновские снимки картины показали, что есть призрачный персонаж (женщина), которого Пикассо изначально начал рисовать, но передумал и решил закрасить.
9.
Ферма После окончания Первой мировой войны, как и тысячи других подающих надежды художников, Хуан Миро прибыл в Париж в 1920 году.
Ферма должна была стать одной из его самых известных картин и одной из из самых известных испанских картин.
Художник описал его как своего рода поворотный момент в своей карьере, отметив его как «подведение итогов всей моей жизни в деревне» и «подведение итогов одного периода моей работы, но также и отправную точку для того, что должен был следовать».
Миро очень любил сельскую местность, так как он вырос на небольшой испанской ферме или «масиа» (традиционный каталонский фермерский дом).
На картине изображены все аспекты сельской жизни и жизни на ферме.
Она была написана в то время, когда кубизм был в моде, и поначалу Миро изо всех сил пытался найти покупателя.
Позже он был подарен Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1987 году Мэри Хемингуэй, женой Эрнеста Хемингуэя, с которым Миро был другом.
10.
Портрет Пикассо В 1906 году Хуан Грис отправился в Париж, где познакомился с Жоржем Браком и Пабло Пикассо.