Іспанський танець: TikTok — Make Your Day

Іспанський танець — хота

Я приглашаю Вас в  путешествие. Нас ждут зеленые холмы и цветущие поля, виноградники и апельсиновые рощи.

Испания. Родина музыкантов Исаака Альбениса и Пабло де Сарасате, художников Сальвадора Дали и Диего Веласкеса, актера Антонио Бандераса, знаменитых оперных певцов – Монтсеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Я хочу рассказать об испанском танце. Танец – это и душа, и история  испанского народа.  Неудержимая страсть, звуки гитары, ритм кастаньет, зажигательные мелодии – все это испанский танец, многогранный и колоритный. Страстный фламенко, знаменитый пасадобль, энергичная севильяна, традиционный сальтарелло, ритмичный болеро – все это яркие страницы красочной палитры испанского танца. 

Каждый танец достоин отдельного рассказа, но я хочу рассказать Вам о своем любимом танце. Это танец Хота. Он возник еще в 18-м веке. Местом рождения этого танца принято считать провинцию Арагон на севере Испании. Этот яркий танец связан с культом  Пиларской божьей матери – святой покровительницы Арагона, а также с празднествами в ее честь.

Слово «Хота» происходит от латинского слова «скачок», что и описывает главные, скачкообразные движения танца. Это оживленный, подвижный, энергичный танец. Аккомпанирует ему инструментальный ансамбль «рондалья». Ансамбль «рондалья», состоит из  гитары, гитарроны (гитара несколько меньшего размера), типле (гитара ещё меньшая, чем гитаррон), басовых барабанов «бомбос» и бандуррии. На бандурриях исполняется мелодия танца, остальные инструменты создают ритмическое сопровождение.

Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Во время осады  наполеоновскими войсками города Сарагосы, защитники города, бросаясь в бой, воодушевляли себя пением хоты.  Арагонцы считают, что когда девушка танцует хоту, она способна пленить сердце любого мужчины.

В арагонской хоте  используются только мажорные тональности и только гармонии I и V ступеней. Начинается интродукция обязательными четырьмя аккордами тонического трезвучия, а завершается также 4-тактовой

кадансовой формулой на доминанте, служащей сигналом для вступления певца.

Мелодия этого танца украшает списки произведений многих европейских композиторов. «Испанские мотивы» можно услышать  в «Испанской рапсодии» Ференца Листа, в финале балета «Треуголка» испанского композитора Мануэля де Фалья, «Испанском каприччио» Николая Римского – Корсакова, в опере «Кармен» Жоржа Бизе», в Наваррской хоте Пабло де Сарасате. 

А это произведение не требует объявления.

(аудио отрывок «М.  Глинка «Арагонская Хота»)

Один из величайших композиторов Михаил Глинка в середине девятнадцатого столетия путешествовал по городам Испании. Его досуг составляли пешие прогулки по историческим улочкам, конные поездки по окрестностям городов. Глинка с упоением изучал культуру, обычаи, традиции и нравы этой солнечной страны. Народное творчество испанцев глубоко поразило композитора.

А когда Глинка впервые услышал хоту, которую исполнял на своей гитаре один из  купцов, глубине его впечатлений не было предела. Он постарался запомнить каждый оттенок мелодии, чтобы затем воссоздать его в своем творении, которое было названо Capriccio brilliante. Позже Глинка переименовал пьесу на «Испанское каприччио». Но все же мировой известности и признания произведение достигло под третьим вариантом названия — «Арагонская хота».

В произведении Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. Основная изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза. В ней весь красочный мир народной Испании. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Жизнерадостное, веселое пиццикато арфы и струнных сменяется более выразительной и серьезной темой деревянных духовых инструментов.

В дальнейшем все темы хоты становятся более взволнованными, напряженными. Их развитие привносит в музыку драматизм, даже суровость. Один из мотивов хоты повторяется в низком регистре на фоне фанфар вступления, приобретающих грозный характер. Бурная, безудержная пляска все поглощает в своем вихре. Все темы, интонационно сближаются. Величественное, торжествующее  tuttiзвучание всех инструментов оркестра,  завершает картину народного веселья.

Арагонской хоты темперамент

Зажигает сердце, наполняет душу

Взмах руки, ритмический орнамент

Кастаньетам, что в руках, послушны.

Я на сцене, я для Вас станцую

Гордо плечи распрямив и смело

Закружусь и всех заворожу я

Под аплодисменты кабальеро.

Іспанські народні танці – Факультет хореографічного мистецтва

 

Фламенко

Якщо попросити будь-яку людину сказати назву знаменитого іспанського танцю, майже зі стовідсотковою ймовірністю вона вимовить слово “фламенко”. І це дійсно так. Цей найпопулярніший у всьому світі танець зародився на землях Андалусії, коли туди в п ‘ятнадцятому столітті прибули цигани. Саме вони сформували особливу танцювальну касту.

Щодо того, чому фламенко отримав таку назву, є багато теорій. Одні вважають його синонімом слова “gitano”, з іспанського жаргону перекладається як “циган”. Інші ототожнюють походження терміну з фламандськими солдатами, які охороняли іспано-бельгійські території. Вони носили особливий одяг, що підкреслює показну гордість і впевненість у собі. Такі ж якості були притаманні і характеру циган.

Таким чином, достовірно дізнатися не можна, звідки відбулася назва відомого іспанського танцю – фламенко.

Цигани кажуть, що фламенко висловлює їх душу. Зараз цей танець популярний не тільки в Іспанії, а й у всьому світі. Напевно, навіть помилково позиціонувати його як виключно іспанський або циганський – це унікальне з ‘єднання танцювальних форм усіх народів, що жили на території Іспанії за всю її історію.

Фанданго

Цей іспанський танець, назва якого сталася від португальської народної пісеньки, зародився в області Уельва. На розвиток фанданго значний вплив справив фламенко. В основі лежать типові для танцю залицяння обертання і фігури. У провінціях Андалусії зараз популярні різні варіації фанданго, але тільки особливі риси старого стилю, що зародився в Уельві, роблять цей танець неперевершеним. Однак треба сказати, що за межами Іспанії фанданго мало відомий.

Пасодобль

Насправді зародився цей танець на півдні Франції, але його рухи, драматичність і звучання відображають кориду – іспанський бій биків. З іспанської слово “пасодобль” перекладається як “подвійний крок”. В основі танцю лежить музика, яка звучить в той час, коли тореадори виходять на арену, або ж безпосередньо перед тим, як звершується вбивство бика. Пасодобль характеризується швидкістю рухів – він складається з поворотів і кроків. Зараз без нього не обходиться програма латиноамериканських танців.

Болеро

Це національний танець Іспанії, родоначальником якого є придворний танцюрист на ім ‘я Себастьян Серезо. Він придумав його ще в 1780 році для свого французького балету. За основу були взяті танцювальні форми з Марокко. Болеро можна назвати одним з найбільш старих “шкільних” танців. Імовірно його назва походить від іспанського дієслова “volar”, який перекладається як “літати”. Це пов ‘язано з тим, що під час виконання болеро створюється відчуття, що танцюристи ніби парять у повітрі.

Болеро може виконуватися однією парою чоловіка і жінки або відразу кількома парами. Є варіант танцю у вигляді кадрилу.

Сарабанда

Цей танець відомий в Іспанії ще з дванадцятого століття. Колись католицька церква навіть наполягала на його забороні, оскільки під час виконання використовувалися деякі відверті рухи, занадто відкрито демонструвалися витонченість і вигини жіночого тіла. Потім почалося свідоме переосмислення танцю, в результаті чого він став більш урочистим і серйозним. Його навіть почали виконувати на похороні, а музику під замовлення писали в мінорному ладі.

Все це призвело до того, що в сімнадцятому – вісімнадцятому століттях облагороджений варіант сарабанди поширився по всій Західній Європі в якості бального танцю.

Етнічні танці

Взагалі перші танці, що з ‘явилися в Іспанії, базувалися на темі чарівництва. У їхній основі лежали різноманітні релігійні ритуали, які були нерозривно пов ‘язані з циклами природи. Наприклад, у Країні Басків з часів язичництва популярний відьмівський танець. Його назва – Sorgin Dantza.

Крім того, у басків є танець з мечами, що символізує прихід весни, – Galicians. Також цей народ відомий своїм бойовим танцювальним мистецтвом. У таких танцях беруть участь два конкуруючі танцюристи, вони використовують палиці або мечі. Захопливо і грандіозно виглядають їхні стрибки.

Кожен іспанський танець являє собою історію свого народу і показує колоритність і індивідуальність його душі.

Габриэла Гранадос, фламенко, испанский танец, специализированные курсы испанского танца

Школа » О школе танцев » Руководство, преподаватели и сотрудники » Габриэла Гранадос, Фламенко, Испанский танец, Специализированные занятия по испанскому танцу

Фламенко, Испанский танец, Специализированные занятия по испанскому танцу

изучение широкого спектра классических и региональных испанских танцев, фламенко, классического балета, характерного танца и латиноамериканского фольклора. Она училась в Университете Лимы в Перу, где изучала коммуникативные науки. Г-жа Гранадос активно выступала на протяжении всей своей юности, включая постановки в муниципальном театре и театре Сегура в Лиме, ​​Перу. Появляясь в классических постановках, она выступала в полнометражных балетах, таких как «Кармен», «Жизель», «Сильфиды», «Щелкунчик» и Grand Pas de Quatre Пуни.

В 1980 году она переехала в Нью-Йорк, где продолжила обучение танцам и исполнительскую карьеру. Она поехала в Испанию в 1985 году и дебютировала в легендарном Tablao Flamenco Los Canasteros в Мадриде. Г-жа Гранадос также училась в Севилье и выступала в известных мадридских таблао фламенко Las Brujas и Zambra, где у нее была возможность работать вместе с лучшими профессионалами фламенко Испании. Вернувшись в США, она стала участницей танцевальных коллективов фламенко Марии Бенитес, Андреа дель Конте и Карлоты Сантаны.

В 1996 году г-жа Гранадос основала American Bolero Dance Company (ABDC) с миссией представить другие аспекты испанской музыки и танца, помимо фламенко.

Ее компания получила грант «Наследие и сохранение» от Национального фонда искусств в 2002 году, а с 2009 года — ежегодные последовательные гранты от NYC-DCA и NYSCA через Совет по искусству Квинса. Ее работа для ABDC включает в себя классические и фольклорные испанские танцы, Болеро 18-го века, Сарсуэлу и Фламенко. В 2002 г. г-жа Гранадос основала Школу испанского танца, принадлежащую ее компании, которая занимается исключительно сохранением всех этих танцевальных стилей.

В качестве художественного руководителя, танцовщицы и хореографа ABDC г-жа Гранадос успешно представила свои постановки в Нью-Йорке, Среднеатлантических штатах и ​​Европе. Она создала и спродюсировала «Ole! Оле!» в 1998 году в Театре Интар «Оле! Оле! Fin de Siglo» в 1999 году в The Kaye Playhouse, «Spanish Gems» в 2005 году в Flushing Town Hall, «Tablao Flamenco» с 2008 по 2015 год, который проходил в Astoria-NYC в течение восьми сезонов. В 2014 году она представила свою «Ретроспективу» в Концертном зале Тони Беннета в Школе искусств Фрэнка Синатры; а в 2016, 2017 и 2019 гг.

, она продюсировала «ФламенкоЛИК» в The Secret Theatre в Лонг-Айленд-Сити, штат Нью-Йорк.

Среди ее хореографических достижений — создание испанских танцев для муниципального балета Лимы в Перу, Куадро Фламенко для виллы Панчо в Нью-Йорке, Травиата для опер Вирджинии и оперы Манн, Кармен для оперы Орландо, La Vida Breve для Оперного театра ДиКапо, Гойески и La Vida Breve для Bronx Symphony, а также оригинальную версию El Amor Brujo для Ансамбля Америки Уэслианского университета, где она выступала с певицей фламенко Эсперансой Фернандес.

Она выступала в качестве приглашенной солистки с различными компаниями и музыкальными ансамблями, такими как Оркестр Святого Луки в Карнеги-холле, Симфонический оркестр Королевы, Балтиморская опера, а в 2007 году г-жа Гранадос гастролировала с ансамблем Шермана и струнными музыкантами Саратоги. , танцуя свою недавно созданную работу «Фанданго» Луиджи Боккерини; а в 2008 году она выступила на гала-концерте Метрополитен-опера в честь Пласидо Доминго.

Г-жа Гранадос более десяти лет работает на факультете балетного института Нойберта, постоянно работает артисткой в ​​Высшей школе исполнительских искусств LaGuardia, на факультете Бродвейского танцевального центра, внештатным преподавателем в Fazil’s Times Circle Studios и приглашенный преподаватель и лектор танцевального факультета Нью-Йоркского университета и колледжа Барнарда, а также Элвин Эйли и Джоффри Балет. В настоящее время она преподает в Ballet Hispanico и в школе испанского танца American Bolero. Она была показана в сети Oxygen TV Network и была выбрана журналом It’s Queens The Magazine в «15 лучших движущих сил и шейкеров 2011 года», в список закулисных предпринимателей, художников и лидеров района. В 2017 году она получила Почетную грамоту Ассамблеи штата Нью-Йорк в знак признания ее достижений. The New York Times назвала ее постановку Olé! Оле! «Яркая и стильная», а ее сольная работа «потрясающая… проявление силы». www.ambolero.com

Ballet Hispánico является аккредитованным институциональным членом Национальной ассоциации школ танца (NASD).

Национальная ассоциация школ танца
11250 Roger Bacon Drive, Suite 21
Reston, VA 20190-5248
(703) 437-0700

Испанский танец Чайковского из «Лебединого озера»

Морин Бужа 27 июля 2020

Tags : Чайковский

Петр Ильич Чайковский в 1872 году

В два разных балета Петр Ильич Чайковский добавил в набор народных балетов. В Щелкунчик (1892 г.), частью развлечений Клары в Стране Сладостей во Дворце был набор национальных танцев, изображающих, откуда пришли сладости: Испания (шоколад), Аравия (кофе), Китай (чай), Россия (конфеты трости). В более раннем

«Лебедином озере» (1876 г.) в третьем акте был набор национальных танцев, которые танцевали подходящие девушки на балу принца Зигфрида: венгерский чардаш, испанский танец, неаполитанский танец и польская мазурка.

Испанский танец (Ballett Zürich, 2018) (фото Джека Деванта)

На протяжении 19 века, примерно до 1890 года, серьезные композиторы редко писали балеты. Как правило, они были написаны композиторами, которые почти ничего не писали, кроме балетов и опер, таких как Лео Делиб (известный по Coppélia и Sylvia ) и Адольф Адам (известный по Giselle и Le corsair ). Поскольку в большинство опер были включены балеты, двойная специализация не была чем-то необычным. Однако для Чайковского, более известного как композитор-симфонист, балет был новым полем деятельности.

Работая с хореографом Юлиусом Райзингером, он разработал свой метод работы, который заключался в создании отдельных тем (лейтмотивов) для каждого персонажа. Когда Райзингер получил свою работу, он отложил некоторые части как «непригодные для танцев». Иногда Райзингер заменял произведения Чайковского произведениями других композиторов, но прекратил это после протеста Чайковского. Чайковский начал произведение весной 1875 года и завершил его в апреле 1876 года, а премьера произведения состоялась в марте 1877 года в Большом театре в Москве. Премьера в Санкт-Петербурге состоялась только в январе 189 г.5 в Мариинском театре.

Испанский танец (Ballett Zürich, 2018) (фото Джека Деванта)

Вернуться к нашим танцам. Для русских, какими бы космополитами они ни были, эти танцы чужих земель были частью той экзотики, которой композиторы наполняли свои произведения. Танцоры могли быть одеты в экзотическую одежду, но, безусловно, должны были принимать экзотические позы, а для испанского танца фанаты должны были быть задействованы для того, чтобы щелкать, жестикулировать или прятать лицо. В своей музыке Чайковский имеет быструю мелодию для показательных партий, а затем более медленную мелодию. В оркестре использование бубнов также сигнализировало об экзотическом юге.

Чайковский: Лебединое озеро – Испанский танец

Джон Холлингсворт

В этой записи 1958 года Симфонию Лондона возглавляет Джон Холлингсворт (1916-1963). Помимо своей работы помощником дирижера сэра Малкольма Сарджента в выпускных вечерах, он сделал себе имя в 1950-х и 1960-х годах в качестве дирижера британских фильмов, многие из которых были для Hammer Films, известных своими научно-фантастическими фильмами и фильмами ужасов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *