Страна басков: из истории загадочного народа
Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.
Надежда Перцева: Откуда произошли живущие на севере Испании баски? Что это за загадочный народ, который так отличается и традициями, и культурой от всех своих соседей? Как, к примеру, удалось баскам на протяжении тысячелетий сохранять свой древний язык, в то время как живущие рядом народы — испанцы и французы — свои коренные языки давно утратили и говорят на относительно молодых романских наречиях? Обо всем этом спорят ученые.
Виктор Черецкий: Одна из теорий происхождения басков гласит, что в незапамятные времена горцы с Кавказа пересекли всю Европу и остановились на севере Пиренейского полуострова, поскольку нашли для себя место, весьма напоминающее родину, напоминающее и своими живописными горами, и ущельями, и климатом.
Говорит, кстати, на баскском языке, преподаватель истории из города Сан-Себастьян Ману Аристеги…
Ману Аристеги: «Кавказская теория» происхождения басков подтверждается схожестью баскского языка с некоторыми кавказскими языками, в том числе грузинским. Баски всегда были свободолюбивым, гордым и воинственным народом. На их национальном характере, безусловно, сказался образ жизни горцев, изолированность от окружающего их мира.
Виктор Черецкий: Любопытно, что Страна Басков была единственным районом Пиренейского полуострова, который не удалось завоевать римлянам. Позднее, приняв христианство, баски по-прежнему оставались в стороне от кипящих вокруг страстей, оберегая свои вольности. В истории Средневековья баски всплыли в VIII веке, когда наголову разбили в ущелье Ронсеваль арьергард войск Карла Великого, умертвив его предводителя — легендарного Роланда.
Ману Аристеги: Этот случай доказывает, что баски крайне ревниво относились к любым завоевателям, оказавшимся на их земле и не проявившим к ним должного уважения. Именно в этом они обвиняли франков Карла Великого.
Виктор Черецкий: Последующая история повествует о том, что баски, хотя и вошли в состав испанского королевства, но и в рамках единого государства пользовались неким особым положением, жалованными испанскими монархами «вольностями», или, выражаясь современным языков, широкой автономией.
Время от времени центральные власти пытались эти вольности урезать и тогда баски восставали или участвовали в междоусобицах, принимая сторону тех испанских властителей, которые обещали им большие свободы.
А между тем, в конце 19-го столетия Страна Басков стала быстро развиваться в промышленном отношении. Сюда хлынул иностранный, в основном английский капитал. Появляется тяжелая промышленность, горцы становятся пролетариями. Потянулись в Страну Басков и внутренние переселенцы, испанцы с юга и с юго-запада страны. В результате Баскония, наряду с Каталонией, стала наиболее промышленно развитой зоной Испании. В первой четверти 20-го столетия баскский пролетариат считался самым боевым в стране. Из его рядов вышла знаменитая «Пасионария» — Долорес Ибаррури и многие другие рабочие лидеры. Диктатор Франко, поднявший мятеж против законного правительства Испании в 1936 году, ненавидел басков, считая их всех подряд «красными». Одним из злодеяний, совершенных франкистами в годы гражданской войны в Испании, была бомбардировка Герники, исторического центра баскской цивилизации. Стратегического значения этот городок не имел. Авиация Гитлера, союзника Франко, разбомбила его именно как символ баскского свободолюбия.
Ману Аристеги: Разделавшись с испанской демократией, Франко лишил Страну Басков какой-либо автономии и даже запретил баскам говорить на их родном языке. Десятки тысяч баскских демократов вынуждены были покинуть родину или оказались во франкистских тюрьмах.
Виктор Черецкий: Кстати, добрая половина испанских детей, которые в ходе гражданской войны конца тридцатых годов эвакуировались в Советский Союз, были из Страны Басков.
Шло время. Несмотря на жесточайшие репрессии со стороны режима Франко, в Стране Басков возродилось националистическое движение. Отколовшиеся от Баскской националистической партии левые радикалы создали организацию под названием ЭТА, увлеклись марксизмом-ленинизмом, а заодно и террором.
После смерти диктатора и восстановления демократии баскам была возвращена автономия, возможность иметь свой собственный парламент и правительство, собственную полицию, флаг, гимн и так далее.
Идеи террора не поддерживаются большинством басков. Их общество расколото. Оно устало от постоянного чувства страха, от царящей здесь атмосферы насилия.
История традиционного дома Страны Басков — касерио
Касерио или басерри на баскском — это тип сельской среды обитания, традиционная постройка родом с севера Испании. Касерио традиционны для Страны Басков, Наварры и французской стороны Страны Басков. Их также можно встретить на севере Сории, в Паленсии и Кантабрии. Но в этих регионах их принято называть «кинтана» или «касона».
Касерио — это не просто дом. Чтобы понять основные его функции, давайте немного углубимся в историю.
В период между 12 и 13 веками начинается эра строительства касерио, которые в то время были фундаментом семейного очага и ведения семейного сельскохозяйственного производства. Строили такие дома в горной части Страны Басков.
Со временем структура касерио улучшалась благодаря опыту, накопленному крестьянами, и превращалась в дом, приспособленный для ведения земледелия и уходу за животными.
У каждого баскского касерио есть собственное имя и на протяжении всей истории дома они всегда сохраняли одно и тоже имя. Это помогало в отслеживании его обитателей. Но сегодня зачастую считают, что нынешние здания касериос в Стране Басков являются оригинальными, а это не совсем верно. Так как подавляющее большинство сохранившихся касерио было перестроено или отремонтировано.
И прежде всего это связано с тем, что с тех пор как в Стране Басков были построены первые касерио, общество сильно изменилось. Будучи изначально пастухами и занимаясь собирательством, баски постепенно приходят к земледелию, но при этом не все имели одинаковый статус.
Свободными владельцами были те, кто не имел никаких обязательств перед сеньорами и сами были владельцами земли, которую обрабатывали. Ниже по статусу были те, которые работали самостоятельно на королевских землях и поэтому выполняли ряд обязанностей: уплата налогов в определенное время, невозможность покинуть землю ни при каких обстоятельствах. И самым низшим сословием были вассалы, крестьяне, которые обрабатывали землю и не имели никаких вольностей. Вплоть до того, например, что разрешение на брак они должны были просить у своего хозяина.
Главной проблемой касериос в Стране Басков в те далёкие времена было их расположение и как следствие — отсутствие защиты. Обычно касериос находились в горах, в отдаленных районах и были уязвимы для любого вида атаки как со стороны диких животных, так и вторжения знатных особ региона. Нужно учитывать тот факт, что первые касериос были не такие большие, как те, которые мы можем видеть сегодня в Стране Басков. Раньше это были хижины из деревянных досок, мало устойчивые к любой атаке.
Было много способов строительства касерио и сегодня по разным регионам Страны Басков мы можем наблюдать различные стили. Но в тот период все семьи следовали основным критериям: на нижнем этаже жила семья и все животные, на верхних этажах хранили урожай. Крестьяне выращивали, в частности, пшеницу и яблоки, улучшая с годами технику возделывания и расширяя земли для работ, тем самым увеличивая количество урожая. По этой причине, а также следуя принципам уважения общества, стали строить большие дома, чтобы увеличить площади для собранного урожая. И только в более поздние времена стали строить отдельные хранилища и амбары для лучшего сохранения урожая.
В ходе развития земледелия, крестьяне заметили, что с одного и того же участка урожай кукурузы получался больше, чем других зерновых. Переход на выращивание кукурузы в поисках больших доходов, привело к тому, что все земли стали засевать постоянно, не давая участкам отдохнуть, в результате чего почвы стали сильно истощаться, а урожаи падать. И в конце 18 века это привело к резкому росту строительства новых касериос на новых землях. Так дворяне заселяли пустые земли.
Но в 19 веке наступила эра индустриализации, одним из центров которой в Испании стала Страна Басков. Фабрики требовали большого притока рабочей силы. Крестьяне стали покидать свои дома, отправляясь в город работать на заводах. Местное дворянство поняло, что касериос пустеют, а некоторые и вовсе были заброшены. Чтобы спасти репутацию, дворянство замораживает выплату арендной платы и даже снижает её. Но все их усилия были напрасны, касериос приходят в упадок.
Много лет прошло с тех пор, как был заложен фундамент последнего касерио. Но в последнее время их реставрируют, адаптируют к современному образу жизни, открывают в них отели, рестораны и прочую коммерцию.
В моих авторских турах по Стране Басков вы сможете побывать в гостях в семейном ресторане, открытом в таком касерио 19 века, разместиться в отеле, открытом в переоборудованном традиционном сельском доме или побывать на экскурсии в настоящем касерио, в котором сохранилось всё в первозданном виде.
А так-же я познакомлю вас со множеством легенд и преданий, связанных с касерио, основой семейного рода.
Ваш индивидуальный гид по Стране Басков Елена Вивас Гарсия
Поделиться:
басков
Первые баски прибыли в Орегон в конце 1880-х годов. Эти эускалдунаки, или пришельцы, обычно мигрировали на север и восток из Невады и Калифорнии, часто в качестве пастухов, и селились в юго-восточной части штата. Число басков продолжало расти в восточном Орегоне в 1920-е и 1930-е годы, особенно в районах долины реки Иордан, горы Стинс и Онтарио, но после 1940 года приток басков-иммигрантов быстро сократился.
К концу двадцатого века присутствие басков в Орегоне заметно сместилось, и теперь самые большие концентрации проживают за пределами восточных частей штата и в западных городских районах, таких как Портленд, или рядом с ними. Ранее известные как пастухи и скотоводы, многие баски позже перешли к другим занятиям, в то время как другие остались фермерами или владельцами ранчо. За прошедшее столетие американуаки (американские баски) утвердили свою идентичность как заметную часть социокультурной мозаики Орегона.
Баски-первопроходцы в Орегоне прибыли из двух стартовых площадок. Некоторые из них были частью исхода эускалдунаков из Калифорнийской золотой лихорадки и первых ранчо Невады. Другие прибыли прямо из Европы, покинув Пиренейские горы, разделявшие Францию и Испанию, пересекли Атлантику на корабле и отправились через континент по железной дороге в свои новые западные дома. Новички постепенно стали известны своим косноязычием, неевропейским языком; их роль пастухов; и их упрямство индарра, или стойкость. Некоторые эускалдунаки медленно распространились из регионов долины реки Иордан и Онтарио, в то время как другие быстрее скопились в Бойсе, Нампе и других районах Айдахо. Вместе эти баскские колонии в восточном Орегоне, северной Неваде и западном Айдахо стали известны как «треугольник Нампа».
В сообществе долины реки Иордан количество баскских и небаскских семей увеличилось примерно до 600 семей в 1920-х годах. Баски установили важные маркеры своего этнического присутствия, возведя несколько до сих пор стоящих зданий из песчаника, в том числе три пансионата, фронтон (для джай алаи, пелоты или гандбола) и католическую церковь, построенную в основном басками. На протяжении более века община долины реки Иордан остается наиболее узнаваемым, хотя и все менее густонаселенным, баскским поселением в восточном Орегоне. Со временем в долине реки Иордан укоренились символы непреходящей баскской культуры, а знак на шоссе 95 проезжающих через этот район объявили его «Домом басков».
За два десятилетия с 1920 по 1940 годы в баскских общинах Орегона произошли значительные изменения. Баски поселились в небольших общинах Макдермитт (на границе штатов Орегон-Невада), Эндрюс, Филдс и Арок или рядом с ними, поддерживая связи с друзьями и семьями, которые часто переезжали в общины Эускалдунак в Айдахо и Неваде. Помимо работы пастухами или другими работами на ранчо, некоторые мужчины находили работу шахтерами или рабочими на орошаемых фермах. По оценкам, баски, вероятно, составляли более половины от 1000 до 2000 жителей юго-восточного Орегона, но, возможно, их было почти 90 процентов местных овцеводы.
Проблемы межвоенных лет резко изменили характер присутствия американуаков в Орегоне, поскольку Великая депрессия, иммиграционные ограничения, Закон Тейлора о выпасе скота и процессы ассимиляции взяли свое. Тяжелые экономические времена вынудили басков сократить свои расходы, сократить стадо и больше заниматься собственной работой. В то же время снижение квот на испанских и французских иммигрантов уменьшило количество пастухов, доступных из Старой страны. Когда Конгресс Нового курса принял Закон Тейлора Грейзинга в 1919 г.34, баскские скотоводы, которые полагались на общественные земли для выпаса овец, сразу же почувствовали острый, ограничивающий укол.
По другому вопросу, сухому закону, баски часто нарушали закон, производя самогон и ввозя нелегальные спиртные напитки для своих домашних столов и для обслуживания в своих пансионах. Когда давление ассимиляции подорвало этническое самосознание американуаков во втором и третьем поколении, баски старшего возраста начали спонсировать пикники, собрания в пансионах и другие праздники, чтобы сохранить эускара (баскский язык), способы питания и другие этнические обычаи.
В годы, последовавшие за началом 1940-х годов, орегонские баски постоянно менялись. Овцеводство, столкнувшееся с международной конкуренцией и снижающимся спросом на шерсть, переживало тяжелые времена. Поскольку экономика Франции и Испании постепенно восстанавливалась после послевоенного спада после Второй мировой войны, меньше баскских мужчин были готовы иммигрировать на американский Запад в качестве низкооплачиваемых пастухов, изолированных от европейских связей и удаленных на большую часть года от других басков. Одинокая жизнь под большим западным небом казалась все менее и менее привлекательной. Из-за своей изоляции и скудной оплаты скотоводство также редко привлекало американцев из пригородов. Это означало, что баски и другие скотоводы были вынуждены искать пастухов в других местах. Владельцы ранчо начали искать своих пастухов в Мексике, Южной Америке и даже в таких странах, как Непал.
Другие смены еще больше изменили орегонских басков. Начиная со Второй мировой войны все меньше и меньше американуаков хотели оставаться на изолированных фермах и ранчо. После того, как молодые баски ушли в колледж или поступили на службу, они редко возвращались, чтобы заняться сельскохозяйственными занятиями своей семьи. Вместо этого они направились в такие города, как Онтарио, Бенд, Бернс, Бойсе и Портленд, чтобы получить больше возможностей для работы. Большинство этих мигрантов вышли замуж за не басков. Происходил явный сдвиг в демографических моделях: все большее число басков переезжало из сельских районов восточного Орегона в более крупные соседние или более отдаленные города.
Переписи населения 1980, 1990 и 2000 годов, зафиксировавшие соответственно 2253, 2257 и 2627 американуаков, показали, что все большее число орегонских басков переселялось в Бойсе и Портленд. Два известных баска периода после 1950 года оставили свой след в Орегоне. Энтони Ютурри после окончания юридического факультета Орегонского университета и переезда в Онтарио стал известным юристом и влиятельным законодателем штата Орегон. Джон Элорриага стал генеральным директором банка США и важным бизнес-лидером Орегона.
В начале двадцать первого века образы и реальности, окружавшие орегонских басков, были поразительно непохожи друг на друга. Воскресные газетные статьи и краеведческие рассказы, застывшие в прошлом, часто прославляли басков штата как крепких пастухов и овцеводов. Но факты говорят о другом: большинство американуаков штата покинули свои ранчо и фермы, чтобы стать горожанами. Несмотря на то, что богатое и уникальное наследие басков в Орегоне поддерживало давние убеждения, они все больше и больше становились похожими на других орегонцев.
Здесь были баски | Искусство и культура
Билл Фитцхью наносит на карту цех кузницы, 2008 год.Билл Фитцхью понял, что нашел что-то, когда летом 2001 года сошел со своего исследовательского судна в Хэр-Харбор в Квебеке и увидел красные плитки под мокрым мхом.
Фитцхью, директор Смитсоновского центра арктических исследований в Национальном музее естественной истории, плыл вдоль побережья Канады в поисках баскских памятников. Изогнутые красные плитки привлекли его внимание, потому что они были уникальными для баскских зданий. Следующие семь лет Фитцхью возвращался на одно и то же место, чтобы вести археологические раскопки.
Хотя баски были широко распространены в Канаде и Южной Америке с 16 по 18 века, вещественных свидетельств их деятельности было мало, и именно это Фитцхью и искал. Независимый народ, баски возникли в гористой местности на юго-западе Франции и северо-западе Испании. Они были опытными мореплавателями и одними из первых, кто бороздил воды между Европой и Новым Светом. Баскские торговцы разбивают летние лагеря на восточном побережье Канады. Они ловили треску и охотились на китов, собирая мясо и масло для продажи в Европе. Историки часто упускали из виду басков, потому что, в отличие от более поздних британских, французских и голландских исследователей, интерес басков к Новому Свету был чисто коммерческим.
«Баски не устанавливали флаги. Они просто зарабатывали деньги и не интересовались ничем другим», — говорит Марк Курлански, автор книги «Баскская история мира ».
Предыдущие археологи находили свидетельства существования баскских аванпостов в Ред-Бей в проливе Бель-Айл в Нью-Фаундленде, где баски ловили китов в конце 16-го века. Когда Фитцхью начал раскопки в Хейр-Харбор, в 150 милях к западу от Красного залива, он предполагал, что найдет остатки того же периода.
Но работа Фитцхью преподнесла два сюрприза. Во время первых раскопок на этом месте он обнаружил разноцветные стеклянные бусы, смешанные с характерными баскскими железными орудиями. Торговые бусы использовались басками и другими европейцами в качестве валюты в их отношениях с коренными племенами. Лабораторные исследования показали, что эти бусы были изготовлены между 1680 и 1720 годами — первое археологическое свидетельство того, что баски продолжали путешествовать в Канаду в начале 18 века.
Второй сюрприз прошлым летом. Команда начала раскопки того, что, по их мнению, было кучкой мусора, оставшейся после заброшенного поселения или лагеря. Вместо этого они нашли баскскую кузницу. Полы и стены были обуглены, что свидетельствует о возгорании. Затем, когда Фитцхью поднял каменные плиты пола, он обнаружил еще один обугленный деревянный пол. Повсюду были разбросаны игрушки, вырезанные из мыльного камня, ручной работы инуитов. «Именно тогда мы узнали, что на этом месте находится семья инуитов, — говорит Фитцхью.
Как и баски, инуиты были привлечены в этот регион для охоты на китов, а также на тюленей и моржей. Исторические отчеты той эпохи, в том числе труды священников-иезуитов, предполагают, что контакты между басками и инуитами были ограниченными, но враждебными. Хотя инуитов возмущало присутствие европейских рыбаков, они избегали прямых столкновений с более многочисленными басками. Вместо этого, когда китобои каждую зиму возвращались в Европу, инуиты совершали набеги на заброшенные баскские береговые станции в поисках небольших лодок, железного оружия и посуды, а иногда сжигали рабочие сараи, чтобы достать гвозди.
Но Фитцхью говорит, что обнаруженное им жилище инуитов предполагает, что эти два народа могли иногда жить вместе. «Это первый раз, когда мы действительно наблюдаем сотрудничество, — говорит Фитцхью. «Мы думаем, что баски наняли эту семью инуитов, чтобы они помогали им летом, а затем наняли их охранять это место зимой».
Партнерство басков и инуитов в Хейр-Харбор, вероятно, было недолгим. К 1700 году в Канаду прибыли французские торговцы. Инуиты атаковали изолированные французские аванпосты, совершая набеги на них в поисках товаров. Французы нанесли ответный удар и объединились с местными индейцами, чтобы атаковать инуитов. В 1728 году французский полководец зафиксировал гибель семьи инуитов во время одного из таких набегов. Фитцхью считает, что француз мог писать о семье инуитов, чье хозяйство он нашел в Хейр-Харбор.
Резня была настолько печально известной, что, возможно, это место и дало название этому месту. «Мы знали, что местные жители, которые до сих пор живут здесь, называют нашу маленькую гавань «Эскимосской гаванью», — говорит Фитцхью. «До сих пор мы не могли понять, почему».
Рабочие осматривают остатки кузницы и дома инуитов, которые находятся за баскской кухней. Билл Фицхью Билл Фитцхью наносит на карту цех кузницы, 2008 год. Исследовательское судно Смитсоновского института PItsuilak стоит на якоре в заливе. Фитцхью и его команда живут на борту лодки, которая получила свое название от инуитского слова, обозначающего морскую птицу, во время раскопок.