История храма спаса на крови в санкт петербурге: описание, режим работы и фото в путеводителе по музеям Санкт-Петербурга

Храм Спаса на Крови — несокрушимая святыня Санкт-Петербурга

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас — самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спаситель).  А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.
Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже — как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

В 1997 году Спас-на-Крови открылся для посещения, а в 2004 году в нём была отслужена литургия, восстановившая его православную сущность. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

В этом храме все пронизано символикой, историей. Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ, наполненный удивительными историями и фактами о несокрушимой святыне Санкт-Петербурга. Очень интересно. Рекомендую!

Источник фото на превью: vladorlando

Рекомендуем также:

  • Терроризм в России. История, факты, мнения
  • Мифы, загадки, тайны и легенды Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербург в вопросах и ответах
  • «Грандиозные проекты России» — Живописный мост
  • 11 самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Храм Спас на крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге
Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге
Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Отели в Санкт-Петербурге на Невском проспекте

Храм Спаса-на-Крови: история и архитектура

Последнее обновление:

28.09.2020

Знаменитые луковичные купола и красочный экстерьер уникального по внешнему виду храма — Спаса-на-Крови — такими его часто вспоминают путешественники, приехавшие в Петербург.

На самом деле путешественники, побывавшие в столице России, наверняка сразу подумали, что на снимке изображен знаменитый собор Василия Блаженного в Москве, поскольку обе достопримечательности имеют много общего. Еще одним сходством достопримечательностей является количество названий, на которые они оба ссылаются. Красочная достопримечательность Санкт-Петербурга также известна как Храм Воскресения Иисуса Христа, Храм на Крови, Храм Спаса на Крови и Собор Воскресения Христова. Точно так же Собор Василия Блаженного также известен как собор Василия Блаженного, собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Пакровский собор.

1. История позади

Тем не менее, этот пост о храме Спаса-на-Крови и трех причинах, по которым вам стоит посетить главную достопримечательность Санкт-Петербурга. Одной вещью, которая привлекает путешественников в это место, является его увлекательная история. Церковь была впервые построена в 1883 году в память об Александре II, ответственном за освобождение крепостных в 1861 году, положившее конец русскому рабству, — за пять лет до освобождения рабов в США.

13 марта 1881 года царская карета проезжала набережную канала Грибоедова, где сейчас находится Спас-на-Крови, когда брошенная анархистом граната взорвалась. Попытка убийства не удалась, так как невредимый царь вышел из кареты и начал увещевать протестующего.

Хотя через минуту второй заговорщик бросил еще одну бомбу, убив себя и унеся с собой жизнь Александра II. Место нападения было отмечено временной святыней, в то время как планировалось построить более постоянный мемориал.

Храм Спаса-на-Крови Факты

  • Адрес: Санкт-Петербург, Россия
  • Принадлежность: Русская православная
  • Стиль: Русское возрождение
  • Начало строительства: 1883
  • Завершено: 1907

Строительные работы были начаты в 1883 году при царе Александре III и закончены 24 года спустя, при Николае II. Сметная стоимость строительства мемориала составляет около 4,6 млн рублей, что намного превышает заложенные в бюджете 3,6 млн. Достопримечательность финансировалась императорской семьей и многими частными пожертвованиями. К сожалению, во время русской революции 1917, достопримечательность была сильно повреждена и закрыта Советским Союзом в 1930-х годах.

Во время Второй мировой войны церковь служила складом для продуктов и пострадала еще больше, а после окончания войны снова использовалась как склад, на этот раз для местной оперной труппы. Однажды Исаакиевский собор вернул себе в управление достопримечательность и начал работы по реконструкции, которые длились 25 лет. Церковь, какой мы ее знаем сейчас, снова открыла свои двери в 1997 году, но не функционирует как общественное место поклонения.

2. Архитектурное великолепие

Другим важным аспектом церкви, который обычно вызывает желание посетить ее, является ее захватывающая дух архитектура. Храм Спаса-на-Крови отличается от других зданий и культовых сооружений Санкт-Петербурга. Кроме того, большинство зданий в городе выполнены в архитектурном стиле барокко или неоклассицизма, а церковь отражает дух романтического национализма. Церковь построена по образцу ярославского архитектурного стиля церквей 16-17 веков (такого же, как собор Василия Блаженного в Москве).

Назначенным архитектором знаменитого религиозного сооружения был Альфред Александрович Парланд, родившийся не в России. Нерусские корни архитектора могли быть причиной того, что архитектура памятника сильно отличается от других зданий второй столицы.

3. Большая коллекция мозаики

Третья причина, по которой путешественникам стоит посетить удивительную достопримечательность Санкт-Петербурга, – это внутреннее убранство церкви. Интерьер, несомненно, захватывает дух благодаря коллекции мозаики площадью 23 130 квадратных футов (включая мозаику экстерьера) — одной из крупнейших в Европе. Красочная мозаика создана по мотивам картин Васнецова, Нестерова и Врубеля. Внутренняя часть главного купола церкви украшена иконическим мозаичным изображением Христа Пантократора и является одним из самых запоминающихся произведений искусства церкви. В мозаике представлено еще много необычных произведений искусства, которые лучше всего увидеть лично. Посмотрите, как наш представитель Вера покажет вам достопримечательность и расскажет о ней подробнее: