«Белая лебедь» из школьного учебника
Уроки Древней Руси: из непройденного
«История, представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия», — так писал историк Николай Карамзин. Посещение исторических мест — это не только познавательные экскурсии, но и глубокая работа души, способ разобраться и в себе, и в том, что происходит в мире. Наш паломнический маршрут в этот раз был направлен в Суздаль и Боголюбово. Нам предстояло посетить церковь Покрова на Нерли, окунуться в глубокую древность и почувствовать радость от осознания того, что мечты, казавшиеся несбыточными, со временем могут оказаться явью.
«И створи Боголюбовный град»
Сначала мы отправились в Боголюбово — небольшой поселок в устье реки Нерли при впадении ее в Клязьму. Боголюбово было основано в 1158 году по распоряжению князя Андрея, сына Юрия Долгорукого, в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном Верхней Волги. Основание Боголюбова духовенство связало с легендой о явлении Богоматери князю. Когда он вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. Пришлось остановиться и заночевать, где пришлось. В ту ночь произошло явление Божией Матери, и на этом самом месте были основаны Боголюбово и Боголюбский монастырь.
Вот как об этом упоминается во Владимирской летописи: «И потом приде от Киева Андреи Юрьевич и створи Боголюбовный град и спом осыпа, и постави две церкви камены, и ворота камены, и палаты».
Андрей Юрьевич был глубоко верующим человеком, и жизнь его была неразрывно связана с богослужением. Огромную часть своих средств он тратил на возведение, украшение храмов и богословские книги.
При князе Андрее Боголюбово стало городом с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремеслами, ополчением, посадом, то есть фактической столицей Северо-Восточной Руси. Внутри белокаменных городских укреплений располагался тоже белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского.
Наш гид Марина рассказывает страшную историю гибели Андрея Боголюбского в 1174 году. Смерть его была мученической, принятой от рук предателей из его собственного окружения. Как и должно верующему человеку, князь умер с молитвой на устах, завершив свой земной путь словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»
Мы посетили монастырь Рождества Богородицы. Одним из главных элементов его архитектурного ансамбля является одноименный храм, соединенный с дворцом Андрея Боголюбского. Храм представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный золотой главкой.
Поднимаемся на колокольню и, миновав 66 крутых ступеней, оказываемся на площадке, с которой обозревается весь поселок с куполами церквей, мостами, деревянными строениями. Чистота, ухоженность, доброжелательность монахинь. За решетчатой оградой — огород с грядками молодого зеленеющего укропа, а прямо вдоль забора растут грушевые деревья с налитыми спелыми плодами.
Наш дальнейший путь лежит в церковь Покрова на Нерли.
В чем были мудрость и честность князя?
Автобус останавливается в полутора километрах от церкви. Дальше — только пешком. По дорожке, аккуратно выложенной плиткой, не спеша двигаемся к храму. Он виден издалека, а по правую сторону ровным полотном простираются заливные луга. Они кажутся бесконечными: площадь их занимает 170 гектаров, зона усиленной охраны — 76,5.
Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная, в зависимости от времени года, то зеленью лугов, то их белым покрывалом, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.
Церковь была построена в середине XII столетия, по одной из версий, в 1165 году. Помню, в школьные годы, рассматривала этот храм в учебнике истории… В детском восприятии он остался лишь одним из архитектурных творений древних мастеров. Десятки лет спустя мне, учителю с многолетним педагогическим стажем, пришло время не только воочию видеть эту рукотворную красоту и прикасаться к стенам храма с восьмивековой биографией, но и заново осмыслять уроки древней истории, которые нам, далеким потомкам, преподали русские князья.
Храм Покрова на Нерли был построен князем Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами. Дата рождения Изяслава Андреевича неизвестна, одно можно предположить: он был очень молод. В древности сыновей женили рано, а у Изяслава, как известно, не осталось ни жены, ни детей. Зато битва с булгарами, на которую он пошел вместе с отцом и другими князьями, была в его жизни третья. Впервые в 1159 году Андрей Боголюбский послал своего сына в город Вжище, находившийся в осаде, а в 1162 году Изяслав Андреевич ходил на половцев. Через два года, в 1164 году, была в жизни юноши последняя битва, после которой он скончался от ран.
Как пережил Андрей Боголюбский такую утрату? Какие стоны разрывали его грудь, когда припадал он к хладным ногам своего первенца? С великим плачем, как гласит летопись, похоронили Изяслава в новоустроенном Успенском соборе города Владимира. Через год на берегу речки Нерли воссиял куполом храм, построенный в память о сыне. Мудр был князь Андрей: через постройку храма увековечил имя своего сына. И честен был. В древности был у русских князей негласный порядок: сыновей своих не отправлять для обучения и становления в богатые чужестранные земли, а с юности доверять им защиту своих земель, даже если это будет стоить им жизни.
Секрет холма-пьедестала
Храм Покрова на речке Нерль был построен всего за год, предположительно, немцами, о чем свидетельствуют особенности архитектуры и декора. Что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте, на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы? Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих.
При археологическом исследовании открылся удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесаного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Стоя у подножия храма, так и представляешь, как в былые времена из-за поворота выплывали старинные торговые суда, и перед ними открывался великолепный вид на храм, который часто сравнивают с белым лебедем. Романтичное воображение дает возможность услышать и колокольный звон, и плеск воды, когда разом поднимают весла сорок два гребца, и ржание коней на пристани. А трезвый разум подсказывает: хочешь строить на века — делай прочное основание, на много метров уходящее в землю. Впрочем, пословица «вода камень точит», возможно, и подтвердила бы здесь себя, но, кажется, сама природа оберегала это рукотворное чудо от разрушения: речки Клязьма и Нерль изменили свои русла и отступили, так что у подножия храма сейчас только небольшое озерцо на месте старицы, то есть старого русла.
Ученые доказали, что были здесь в свое время и другие постройки, и в XVI веке действовал мужской монастырь, впоследствии упраздненный Екатериной II.
Первый в честь Ее Покрова
Снаружи церковь выглядит весьма скромно, но все здесь продумано и наполнено глубоким смыслом. Барельефы из белого камня изображают царя Давида, известного псалмопевца, львов, символизирующих силу и власть, голубей, напоминающих нам о терпении и кротости. Женские лики символизируют Богородицу. Внутри храм украшен небогато, старые фрески не сохранились. Но впечатляют мозаичные иконы, выложенные из мельчайших золоченых пластин. Одна из них представляет образ Андрея Боголюбского, причисленного к лику святых.
И все-таки здесь не покидает ощущение чуда. Храм небольшой по размерам, а кажется, что внутри просторно. Оконца здесь, в отличие от других храмовых построек, очень узкие и вытянутые, снаружи кажется, что через них совсем не проникает свет, а в храме светло!
Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Образ Богородицы был любимым у Андрея Боголюбского, тем более что летописи повествуют, как во время похода на булгар икона Пресвятой Богородицы, находящаяся при войске, воссияла огнем. Но праздника Покрова тогда еще не было в Византии. Существовало только предание о том, как во время службы в осажденном городе Константинополе юродивому Андрею и ученику Епифанию явилась Пресвятая Богородица, Которая вместе со всеми молилась об освобождении от сарацинов, а потом сняла с головы плат и простерла его над всеми молящимися, после чего наступило чудесное спасение. Церковь на Нерли была первым храмом, освященным в честь Покрова. Князь Андрей Боголюбский, воин и отец воина, принял этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле владимирской, потому что как никто другой понимал, насколько важно в битвах покровительство Богородицы. Ведь до сих пор мы обращаем свои молитвы о воинах: «Пресвятая Богородица, сохрани их под кровом твоим!»
К концу дня мы успели посетить и Суздаль, прекрасный своими древностями, святынями и историями… Эх! Пришлось себе признаться, что в этот городок я приеду в следующий раз. На исходе осени темнеет рано, а тут еще начался неприятный холодный дождь. На центральной площади мы посетили выставку-ярмарку деревянных скульптур, обошли палатки с сувенирами. Но, честно говоря, уже не хотелось, чтобы новые впечатления затмили образ церкви Покрова на Нерли. Хотелось сесть в теплый автобус, прикрыть глаза и двинуться в обратный путь, воскрешая в памяти белокаменное чудо, которое иногда в народе называют Невестой.
Текст: Нина Никонова
Храм Покрова на Нерли — Города и веси России — LiveJournal
| ||||||||||||||||||
|
Храм муси Нерли (Боголюбово, Владимирская нхарунда): цанангуро, нхороондо уйе мифананидзо
Кана мукакумбира мунху упи русский инонзи куношамиса, ари маонеро аке, мачечи православный, цвичида аизотумидза кушонгедзва Собор Василия Блаженного, кузвикупного Красная площадь — Собор Василия Блаженного, кузвикупного тембери памусоро Нерл. Сей звакадаро? Sei chakabereka rudo rwakadaro uye mwero rudzi широкий mukurumbira uye kwete chechi dingindira Заступничество pamusoro Нерл?
Князь Андрей
Звечоквади, тембери памусоро Нерль — купфуура аквегура Россия, уезде, муньика пане кударо ринопиндирана мабаса тембери оуньянзви, уйе мумве мукуру мабаса оуньянзви зваво. chechi iyi yakakurumbira zvaaita uye wayo wekare kare uye kuvinga makemikari mubatanidzwa mapurani uye nzvimbo. Храм на Нерли — кувирирана пачайо! Памятник Изви звиноита куфема мхепо чете звосе звисинганцвисисви макоре куре кана якатумбука квавабати восе Владимир.
Удивительный Князь Андрей Боголюбский вайняцода кувака имве гуру куРоссия, звири нани муКиев, аканака Константинополь, куфанана Иерусалим. Makore manomwe vanga kuvaka Владимир будит принца Андрея, yakawanda mutemberi akanaka dzakavakwa. Manhengatenga basa iri rakanga Bogolubovo takananga — Церковь Покрова памусоро Нерли 1165. Пано Нерл Клязьма райванзобатана уе ндипийона пэдхи жинджи звокутенгесерана водные пути. Храм памусоро Нерл кана акура такасунунгука пачикомо, аси аканга асина куваква, сака кусарудза нзвимбо нокути.
История чокусика
Пакасиква Памятник ири чокуита звакаванзика звижинджи, уе кувака, уе энхорундо. YaMakoronike kutaurwa kuvakwa iri murombo chaizvo, ivo vasingawanzotauri zvine misi uye kunyange mazita asina akaratidza. Мумве аканёра кути князь Андрей Юрьевич вачибва Киев, акавака Боголюбный нечимвурамабве ибве уйе чечи мбири. Chimwe mashoko pitikoti kuti chechi yakavakirwa pamusoro Nerl, uye kuti Заступничество.
Жизнь Андрея Боголюбского куноратидза кути Владимирец акаенда куБолгария, апо афа кукунда кубва маронда мучинда Изяслав Андреевич. Куваква памусоро Заступничество памусоро Нерл чечи вакатанг пашуре квидза ичи зваканака. куношанда пакувака йемичиндве тембери уйе нгува йеду кусингаензанисви. Panguva imwe zhizha, uye akavaka temberi, uye mamongi akagara naye. Кажинджи, куньянге звино звивако изви звири якаваква макоре машома йосе язвино уйе кушандишва квемичина.
nemutambo Защита
Pakanga pasina mhemberero dzakadaro muByzantium, Kurevererwa cheTheotokos muna Россия akafara uye akanga akudzwa pano. Танга mifananidzo hwakawanda huripo musi kubvira muzana remakore rechigumi nemana. Покровская церковь chero enhoroondo makore iwayo haana kurondedzerwa. Сака, памве Князь Андрей Боголюбский уйе ису кусонганира ити пазороро аношамиса, кусанганисира пахвакагадзва муРоссия звири пакати регуми намавири ремакоре.
Пано нхаро чинху чиноняня кукоша атумидзва Покровская церковь памусоро Нерл, ремакоре пашуре ремакоре, акамира памусоро пеньика ёмучинда, анэнге ари яайгара. Пачаке Принц Эндрю, сезво невацвакурудзи вакаванда ванофунга, аканёра магваро уйе кунамата паружинджи, ракативира ари мазита яказотевера кумведзи. Описание тембери памусоро Нерл пакати Андрея Боголюбского риносанганисира «Проложное нгано», «Сервис» уйе «Шоко». Zvingava kuti pfungwa iri Church iri Nerl chokuita kurevererwa Musikana ari Russian pamushandirapamwe wakanga wachinjwa chokuita nokunamata Blachernae vakazochinja chishamiso.
кунеймве шандуро
нёра звимве чимве чишамисо чакаитика мунгува курвиса волжские булгары. Mauto eRussia akaita pasi pomumvuri pamuchinjikwa uye zvifananidzo Muponesi uye Vladimir Amai vaMwari, iro kamwe kamwe vakatanga kuuya moto mwaranzi. Икона Ндичо Йеду Леди пакати Владимир уе рваканга рваказвитсаурира куна пакувака Чечи Заступничество памусоро Нерл. Кажинджи, вакаванда изво звасвика йеду нгува звиньорва ваноти тембери хачифанани Покровский, аси сезво Богородичный.
Ндие вакати уйе Жизнь Андрея Боголюбского. Звонокванисика чаизво кути тембери йокутанга яканга якацаурирва куна мавири кузвидхори, уйе аказова кузивиканва Василий, куньянге звазво яканга исири чайё переименование. Черо звазвингава, чоквади кути изви ватсвене мбири муфананидзо ваитсигира хондо вокуруссия памушандирапамве, машоко ари кучинджика. Владимир нхарунда дзакаванда дзеньика анозивиканва купфуура восе нокути акавака тембери асина рунако.
патани звакаванзика
Куньянге ийе звино, пашуре пемазана эмакоре акаванда кударо, язвино Кутарира чечи риноемурва муфананидзо пакуквана. Это chete zvinoenderana kwenzvimbo sokunge nzvimbo zvikuru akasikwa pachisikirwo kuitira kuti zvakaitika pano pakuvaka wesangano Заступничество pamusoro Нерл. Аси ваночера матонго кубвиса нхема идзодзо кваво цвакурудзо. Pakutanga, uye temberi pacharwo pamberi akatarira siyanei, kunyange anotsvaka denga siluetti kuchinja zvakanga zvisingaiti. Изменения памусоро нгува кваве кунеца, аси, пфунгва, мучиванде. Ази Хилл! .. Его haana kusikwa hunhu uye namaoko evanhu.
Izvi nechigadziko temberi wakadururwa pazvitendero yakaoma. Пляж панорама паси, пойма, уйе хапана чикомо хунху хаана инопива. Теура мвура акасимука мамита анопфуура матату. Kutanga kuvaka mamamiriro ezvinhu akadaro haagoni kuva chaivo, kudirana temberi kuti oparadzwa ose gore. Сака кутанга ису нхейо хомбе булыжник, учишандиса мадота дакка. хваро удзаму — анопфуура римве нехафу метров, кусвикира континентальный невху рукоко. Asi chimwe chinhu itembere nzizi tisina kuponeswa.
The pevhu Chikamu
Panguva nheyo mujinga masvingo — pano akashandisa tsime rakacherwa uye zvakasimba chaizvo ibwe chakakodzera. Kukwirira masvingo aya anenge мана метров, uye vose vakazadzwa zvachose uye zvakasimba yakazara nevhu, uye kunze uye mukati. Сака, чете пачиванде чикаму кереке, инова ванодада Владимир Нхарунда, ндие макубхити машану уе матату масендимита.
Zvino unonyengera chitubu mvura haina kutyisidzirwa yekereke, iyo inomira pamusoro yakatanhamara chakagadzirwa chikomo. Описание цика Памятник «Церковь Покрова памусоро Нерли» kutange nepfungwa iyi uye vakakudza engineering mapurani tarenda vanhu Russian, изво звагара звонованика квавари пакутанга, акадаро каре. Uyezve, zvinofanira kucherechedzwa kuti chikomo ichi yose kunze akazadza chena ibwe Slabs, sezvinoita goko, vakanga vakapakata tsvina nemvura chimiro maiiswa uye chengarava vakanga vakanaka manera.
The netemberi
Havaikwanisa kuita kuvimbika uye kukwana kutemberi Nerl pasina yakakwirira nokuda rakagadzirwa nevanhu chikomo. Asi ichi ndicho chete chinoumba chikuru tsvimbo, iro anozorora zvizhinji zvinoshamisa kuti vavaki uye ezvivako nguva yedu. Изви чена ibwe tiers pamusoro mvura iri rakafara pachikomo, Arcade maberere svnushitelnym bhandi, uye temberi pachayo pamwe humburumbira Drum shongwe, uye pakupedzisira, cupola uye pamuchinjikwa, vanoda kudenga pamusoro payo zvose.
Звино купол тембери — восхождение ханьяниси, уйе аканга раканга ракапфека звиновхара кумесо, памве эмапуранга пачикеро. Uye kwete kuti ndicho zvose kuchinja. Кана секамуфаренци йосе тембери ваканга вакагадзирира аказарука намаберере кути прогулки якаквирира макубхити машану нехафу, уе заси-кумадокеро йосе аркада акапфуура аношамиса русвинго укобву, йо йаива вомукати манера кумукова кумутунгамирири.
звикуру
Кукура тембери кувайананиса пачаво акафанана няша уйе рунако, куньянге звакаджайрика чаизво мхандо куваква: римве вхудзи, мучинжиква-купольный, трохапсидный, четырехстолпный, навесуйату — продольно-поперечный. Kunyange zvakadaro, temberi pamusoro Nerl zvakajeka kusiyana akawanda kereke ino mhando. Чинангва чикуру ваваки айва мугумисиро стройность уйе куквирира квесимба куношамиса, уе акабудирира звакаванда звиноита звиконзеро зваказара.
Chakavanzika ari mashoko, izvo vasiri unoshamisa, asi yekudyidzana kusimbisa wehunyambiri marongerwo. Heano avhareji apse zvishoma akakwidziridzwa, pakati hwindo zvishoma pamusoro zororo. Барабан ири купфуура дзосе, уйе каре, памве рефу, намахвиндо аканга акапфигва. Uye zvazvinoita pamusoro yakatanhamara kukwidza tembere yose iri kunyanya anotowedzera kumukomborera chido ichi Mudenga. Kunyange mukati metemberi yose nzvimbo yakarongwa nenzira inoonekwa somunhu mbiru dzedenga apukunyuka kumusoro.
украшение
Murovedzi chena ibwe kuvesa, Chairwo emo mapurani hunofanira temberi. A kufarira mufananidzo vaKristu Православный hwaMambo Dhavhidhi chaiyo uye tarenda mhuka, kupfuma tsika zvishongo uye pakarepo — рельефы zvinoshamisa wevasikana ‘zviso, pakubhiti pamadziro ose mutembere. Мотивы акагадзирва ари квокунзе кушонгедзва якарамба исингазивиканви скульптурные кушонгедзва. Zvino kwete zvose achiripo, портреты nemapfumbamwe chete, asi ivo vari maberere chaicho скульптурные портреты.
Белая ибве кувеса — звири чаизво нгува унопарадза. It kunoda nguva uye chihombe wakachena unyanzvi unyanzvi. Kunyange nemazvo kuti kudimburira dombo — anopfuura chiuru zvitoro zvibhakera kamnetosa. A zvakaumbwa ibwe mifananidzo uye рельефы kereke pamusoro Nerl — vanenge zviuru zvina murume-mazuva.
kuchinja
Купарадзва тембери йокутанга вакауя мачинда феод афа Андрея Боголюбского. Shure vakanga uwandu kukuvara rechipiri uye rechitatu, uye zvisingaverengeki akatambura temberi. Uye zvakakomba vaigadzire vakatanga chete pakapera nemanomwe remakore: iri chakasakara maberere abvisa, хипп Денга. Panguva mafashamo rwizi anomuka zvikuru masvingo: floe akaputsa pamusoro plinth chetemberi. Аси ичи хачиси акаиписиса. Пане Нгози Звикуру 1784 г., апо аббат пакати вемамонги айбвумирва парсе ари Покровской церкви падомбо чете ванофанира кувака вемамонги. Kwete zvimwe zvakavhiringidza Владимира аидзивирира haana kubvumirana pamutengo pamwe Muvaki mutengi.
Кусазива — ане денда якатокура.