Инквизиция — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Доброе слово об инквизиции диакон Андрей
- Инквизиция. Просто статистика протодиакон Андрей
- 10 мифов об инквизиции
- За что сожгли Джордано Бруно? Владимир Легойда
- «Мученики» науки: Галилей и инквизиция С. Верейкин, В. Легойда
- Инквизиция проф. А.П. Лопухин
- Инквизиция Лев Карсавин
- Римско-католическая церковь как абсолютная монархия свящ. Максим Козлов
Инквизи́ция (от лат. inquisitio – розыск, расследование, следствие) – общее название органов, действовавших под эгидой римско-католической церкви с начала XIII века, имевших задачей борьбу с распространением ересей, расследование деяний, считавшихся в католической церкви преступлениями против христианской веры и нравственности. При этом инквизиция осуществляла лишь функцию следствия, смертные приговоры осуществляло государство.
Происхождение термина «инквизиция»
Термин «inquisitio» был широко распространён в правовой сфере ещё до XIII в. Он означал выяснение обстоятельств дела, расследование, которое обычно совершалось путём допросов, часто с применением пыток.
Руководствовались ли инквизиторы в своей деятельности Священным Писанием?
История христианства содержит множество примеров нарушения веро- и нравоучения Церкви, ложных интерпретаций Божественных повелений. О ложном понимании ряда церковных вопросов говорилось уже на Иерусалимском Соборе, упоминаемом в 15 главе Книги Деяний Святых Апостолов, а также мы знаем случаи, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях апостола Иоанна, а также в Откровении Иоанна Богослова. Такого рода случаи нередко происходили и во времена Средневековья. Римская церковь, отступившая от истинного учения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, отпав от неё, стремилась, тем не менее, бороться со злостными, как ей представлялось, нарушениями церковных догматов, законов и устоев. Борясь, официально, с такого рода нарушениями, органы инквизиции нередко сами преступали законы, нормы христианства.
Какова была главная задача инквизиторов по отношению к подозреваемым в нарушениях, с которыми она была призвана бороться?
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси или в других преступлениях, подлежащих рассмотрению органами инквизиции.
Инквизиция существовала только в Средние века?
Инквизиция существовала не только в Средневековье, но и в Новое Время, на которое пришёлся её расцвет. В Европе она просуществовала до второй половины XVIII – начала XIX вв. , в некоторых случаях до середины XIX в., в Риме же – до 1908 г., когда была переименована в «Конгрегацию священного судилища» (священной канцелярии), которая впоследствии была преобразована в «Конгрегацию доктрины веры».
Институт инквизиторов, учрежденный в России при Петре I, не идет в сравнение с инквизицией, действовавший в католической Европе. Обязанности инквизиторов состояли тогда, главным образом, в наблюдении за тем, чтобы каждый чин исполнял свои задачи, в донесении о преступлениях и прежде всего в наблюдении за раскольниками. Во главе инквизиторов были поставлены два протоинквизитора. Однако этот институт не нашел себе широкой поддержки и массового сочувствия ни в среде духовенства, ни среди светской власти. Его деятельность была прекращена при Екатерине I.
Кто такой Великий инквизитор?
Великий инквизитор – главный инквизитор. Нередко так, в особом значении, называют Томаса де Торквемаду (XV век), первого великого инквизитора Кастилии и Арагона, активного сторонника преследования мавров и евреев в Испании. Его — небезосновательно — считают творцом и идеологом испанской инквизиции.
Кроме того, «Великий инквизитор» – притча, рассказанная одним из персонажей романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эта притча представляет собой аллегорический рассказ Ивана Карамазова, адресованный брату, Алёше Карамазову, затрагивающий важные вопросы из области христианской веры и нравственности.
Каково количество жертв инквизиции?
На сегодняшний день вопрос не только о точном, но даже и о приблизительном количестве жертв инквизиции является открытым. Разница в оценках ученых по этому поводу является существенной. Один из аргументов исследователей данной тематики, указывающих на то, что мнение об огромном количестве жертв инквизиции является ложным, сводится к доводу, что казнили еретиков не инквизиторы, а гражданские власти. Им противопоставляют довод о том, что поскольку казни над людьми, чьи «преступления» рассматривали инквизиционные органы, совершались по вердиктам инквизиторов, далеко не всегда справедливым, постольку, по крайней мере, доля ответственности за эти казни лежит и на инквизиции. В конце 1990‑х – начале 2000‑х годов комиссия ученых, как принадлежащих, так и не принадлежащих к католической церкви, шесть лет изучала архивные документы. В итоге на свет появился объемистый том с подробными статистическими выкладками. Из них следует, что, ужасы инквизиции сильно преувеличены; что, например, великий инквизитор Томас Торквемада в конце XV века сжег в Испании не миллионы, как часто думают, а около 2 тысяч человек; с 1540 по 1700 год испанская инквизиция преследовала по обвинению в ереси 44 тысячи человек, из которых пошли на костер около 2%. Насколько полно эта комиссия изучила сохранившиеся архивы и насколько точно представленные в них данные о жертвах инквизиции соответствуют действительности – другой вопрос.
Следует заметить, что в значительном количестве случаев представители инквизиции требовали от обвиняемых покаяния разных степеней строгости. К примеру, Галилей, по некоторым сведениям, получил два наказания: читать ежедневно 8 псалмов; проводить три месяца в году (самые жаркие) в летней резиденции герцогов Миланских.
Как современная римско-католическая церковь относится к деятельности средневековой или более поздней инквизиции?
В 2000 году Иоанн Павел II принес публичные извинения за прошлые ошибки и прегрешения людей католической церкви. Понтифик выразил сожаление по поводу, как он выразился, нехристианских поступков, совершенных ей во имя веры.
Можно ли проводить сравнительные параллели в действиях православия и католицизма по отношению к еретикам?
Несмотря на стремления защитников инквизиции доказать, что она не явилась преступным нововведением, перегибом в сфере политики Западной Церкви, но восходит корнями к ранним векам существования христианства, этот довод не имеет действительной почвы, как не имеет фактических оснований и то утверждение идеологов, что во времена существования инквизиции на католическом Западе, она существовала и на православном Востоке. Подчеркнем, что в раннехристианские времена Церковь не занималась насильственным принуждением масс к принятию веры во Христа. Напротив, Церковь сама была гонима со стороны иноверцев – иудеев и язычников. Это с одной стороны, а с другой, применять к тем лицам, которые не исповедуют учения Христова, зверские истязания и пытки – разве когда-нибудь Вселенская Церковь этому учила?
Отношение Православной Церкви к еретикам было принципиально отличным от того отношения, которое проявляла к ним Западная инквизиция. Это отличие усматривается с нескольких сторон.
- Православная Церковь, отдавая себе отчёт в том, что христианство – религия любви (Мф.22:37-39), предоставляла еретикам право и действительную возможность отказаться от своих заблуждений, принести покаяние, воссоединиться с Богом и Его Церковью. В случае нежелания еретиков признавать за собой заблуждения, они сами отлучали себя от Собрания верных; Церковный же суд анафематствуя их, по сути, лишь констатировал и публично вскрывал факт их отступничества.
- Православная Церковь, распространяя Евангельскую проповедь и утверждая веру, проявляла терпение к несогласным, избегала чрезмерной жестокости. Встречались, конечно, в истории Православной Церкви и такие эпизоды, за которые впоследствии приходилось оправдываться. Но они не являлись следствием решения полноты Церкви, были вызваны частными обстоятельствами и не могут использоваться в качестве упрека, адресованного Церкви как таковой.
- Инквизиция же ставила жестокость на поток. Не секрет, что инквизиторы в общем обладали широкими полномочиями, хорошо развитой системой доносительства, розыска, допросов и пыток. При этом находилось немало фанатиков, усматривавших в этой чудовищной дикости Божье благоволение.
- В Православной Церкви понятие «ересь» четко отделяется от других понятий, связанных с перечнем нарушений церковного благочиния. Еретиками именуются лишь те, кто осознанно и упорно сопротивляются (сопротивлялись) Истине, нарушая и попирая церковные догматы.
- Инквизиция же размывала это понятие, как ей было удобно. Так, обвинение в ереси могло быть предъявлено самому широкому кругу инакомыслящих. По большому счёту противоречие папе, как особой сакральной фигуре, наделенной особым сакральным авторитетом, могло навлечь обвинение в ереси даже и тогда, когда речь не шла о прямом нарушении догматических истин.
- К сожалению, расправы над инакомыслящими (не еретиками) чинились и от лица Православной Церкви (вспомним хотя бы расправу над преподобным Максимом Исповедником, святым папой Мартином). Но всё же такие бесчинства осуществлялись руками отдельных зарвавшихся иерархов, или же зарвавшейся толпой, и не получали общецерковного одобрения.
- 2 тыс. 0
-
- И
что это? Святая инквизиция в истории
Моральная сторона инквизиции не обсуждается. Сколько бы человек ни были ею от имени христианской церкви отправлены на смерть – три, три тысячи, тридцать тысяч или три миллиона – к Нагорной проповеди Христа это имеет лишь взаимно-несовместимое отношение.
Но есть три уровня разговора о ней:
- моральный
- историко-культурологический
- пропагандистский
Вот именно от третьего хорошо бы уйти.
2014 год показал, как настырно могут вестись информационные войны. Но одна из первых таких войн в истории — это протестантско-масонское пестование «черной легенды» о католической инквизиции.
«Миллионы жертв инквизиции» вошли в каноны школьной науки. И лишь в конце 20 века, когда у историков проснулся вкус к дотошному копанию в пыльных архивах, когда стало принятым интересоваться не только «жизнью замечательных людей», но и обычными обывателями, эта легенда стала шататься.
«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812—1819)
Тотальный чёс историков по архивам показал непривычно малые цифры:
Инквизиция в Испании
В архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся сейчас в Национальном историческом архиве, сохранились отчеты, ежегодно предоставляемые всеми местными судами. Дела были изучены Густавом Хеннингсенем и Хайме Контрерасом.
Всего там хранятся 49 092 досье.
Из них:
- иудействующие 5007;
- мориски — 11 311;
- лютеране- 3499;
- гностики (alumbrados) — 149;
- суеверия — 3750;
- допускавшие еретические суждения — 14 319;
- двоеженцы — 2790;
- сексуальные преступления духовенства (solicitación) — 1241;
- хула на Святую Инквизицию (ofensas al Santo Oficio) — 3954;
- разное — 2575.
Из них смертные приговоры вынесены всего лишь 775 обвиненным. Большинство из них по-прежнему составляли иудаизанты, но среди них было и несколько десятков морисков, более сотни протестантов (главным образом, иностранцев, особенно французов), около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм.
По расчетам этих авторов, только 1,9 % приговоров определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора.
Остальные 98,1% обвиняемых были либо оправданы, либо получили легкое наказание (штраф, покаяние, паломничество).
От четверти до трети всех привлеченных к суду отпускались безо всякого наказания; в Толедо этот показатель составлял две трети (Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987, р. 79).
В ряде случаев (1,7 процента от общего числа казней) казни были совершены лишь на бумаге: сжигались манекены отсутствующих осужденных; в этой более поздней публикации цифра процессов ниже, чем ранее: 44 674 за несколько больший период: с 1540 по 1700).
Эти 49 092 процесса проходили не во времена Торквемады, а с 1560 по 1700 годы.
Для дел, более ранних, чем 1560, надо изучать архивы из местных судов, но большинство из них были потеряны. Сохранилось лишь архивы Толедо, Куэнка и Валенсии.
Dedieu изучил дела из Толедо (12 000 приговоров). García Cárcel проанализировал работу суда Валенсии. Исследования этих авторов показывает, что в 1480-1530 годах процент людей, приговоренных к смертной казни был гораздо более значительным, чем в годы, изученные Хеннингсеном и Контрерасом.
После 1530 года преступлением, каравшимся с наибольшей (сравнительно) суровостью, было скотоложество, которое подпадало под юрисдикцию инквизиции только в Арагоне: здесь мы обнаруживаем 23 смертные казни на 58 приговоров, причем число казненных достигало 40% (по контрасту, число казненных даже среди обвиняемых-иудаизантов теперь составляло 10%)».
Carcel полагает, что всего инквизиция на протяжении всей своей истории рассмотрела примерно 150 000 дел. Число жертв можно оценить в пределах 3000.
Х. Стивен, один из ученых, работавших в архивах инквизиции, сказал, что он обнаружил, что инквизиторы использовали пытки «нечасто» и, как правило, они длились не более 15 минут.
Читайте также — Община или святая инквизиция?
Из 7000 дел в Валенсии в менее чем 2% были использованы пытки и никто не подвергался им более двух раз. Дважды пытка применялась только в одном проценте случаев. Кроме того, сборник рекомендаций, разработанный испанской инквизицией, запрещал различные формы пыток, используемые в других странах Европы. Инквизиторы были образованными людьми, которые скептически относились к ценности пыток для обнаружения ереси.
О том же: — Томас Мэдден Правда об испанской Инквизиции.
- Генри Кеймен «Испанская инквизиция» (Henry A. Kamen The Spanish Inquisition: A Historical Revision. London and New Haven: Yale University Press, 1998.
- Geoffrey Parker. Some Recent Work on the Inquisition in Spain and Italy // The Journal of Modern History, vol. 54, no. 3 (Sept, 1982): 519-532.
- Edward Peters. Inquisition. New York: The Free Press, 1988.
Испанская Supremo уже в 1538 году советовала своим отделениям: инквизиторы не должны верить всему, что содержится в
Впрочем, французский историк отмечает, что высший инквизиционный трибунал Испании (Supremo) никогда не верил в колдовские шабаши. Более того, «он систематически заставлял освобождать обвиняемых», оказывая для этого давление на местные суды (Dedieu, p. 48).
Кстати, «при Филиппе 4 расширилась самостоятельность инквизиции: она не признавала более за Римской курией права запрещать в Испании чтение какой-либо книги, как об этом свидетельствует случай с Галилеем. В Риме нашли необходимым внести в индекс «Диалоги», и папский нунций в Испании распорядился прибить к дверям церкви эдикт о запрете этой книги, не испросив разрешения великого инквизитора. Инквизиция обратилась за помощью к Филиппу 4, доказывая ему, что она в борьбе между королевской властью и абсолютистскими стремлениями римской Курии всегдал становилась на сторону первой, и не запрещала, несмотря на требования Римской курии, тех книг, которые защищали прерогативы королевской власти. Было бы поэтому справедливо, чтобы Филипп теперь принял сторону инквизиции и не допускал бы вмешательства Рима в дело цензуры книг. Филипп внял просьбе Великого инквизитора, и имя знаменитого флорентийца действительно не фигурирует на страницах испанских индексов» (Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании Спб., 1914, С. 306).
Инквизиция в Италии
«Около 80% венецианских инквизиционных процессов, относившихся к периоду до 1580 года, были связаны с обвинениями в лютеранстве и родственных ему формах крипто-протестантизма. 130 приговоров, о которых было сообщено в Рим в 1580—1581 годах изо всех районов северной Италии, показывают постоянное внимание инквизиции к протестантизму. Однако различные ответвления римской инквизиции изменили основное направление своей деятельности незадолго до 1600 года, когда внимание к еретикам было вытеснено одержимостью искоренением магии и других суеверий. Во Фриули до 10% судебных процессов (из 390), состоявшихся до 1595 года, было связано с магией, а в течение последующих пятнадцати лет под эту рубрику подпадала половина дел (558). В других местах этот сдвиг был менее заметным и произошел быстрее; в Неаполе магия стала единственным обвинением, породившим значительное число инквизиционных процессов в 1570-е годы, и оставалась таковой на протяжении десятилетий, вплоть до 1720-х годов. В Венеции переход от ереси к (с. 90) был столь же резким, как и во Фриули, но произошел на двенадцать лет раньше. В течение XVII века предметом озабоченности римской инквизиции стали все формы магии, от ведовства до предсказаний: в каждом трибунале около 40% дел, рассматривавшихся на протяжении этого столетия, могли быть отнесены к разряду преследований суеверия и магии. Самые тщательные оценки количества еретиков, казненных в Риме на протяжении первого столетия деятельности инквизиции, насчитывают сотню — по большей части протестантов» (Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 90-91 и 95).
Среди других дел, рассматриваемых в инквизиции, до 15 процентов было дел, связанных с обвинениями священников в сексуальных домогательствах, плюс двоеженство, гомосексуализм и т.п. Заметим, что ученых-астрономов и физиков среди жертв инквизиции нет.
В целом по католическим странам Европы:
За два с половиной столетия «между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти» (Монтер, с.84), то есть все те же почти два процента.
Исследование, которое в течение шести лет вели светские историки по просьбе папы Иоанна-Павла Второго, опубликованное в 2004 году, дает схожие цифры:
«Из 125 000 испытаний, проведенных в истории испанской инквизиции, 59 «ведьм» были приговорены к смерти. В Италии казнено 36 ведьм, в Португалии – 4. Если мы складываем эти данные, мы не получаем и ста случаев». Хуже (особенно в пропорции к численности населения) было в протестантских регионах:
- в Швейцарии с населением около 1 миллиона сожгли 4000 ведьм;
- в Речи Посполитой с населением 4 400 000 — около 10 000 человек;
- в Германии с населением в 16 млн – 25 000 казней;
- в Дании-Норвегии с населением 970 000 – 1350 человек».
Протестантские страны по сравнению с католическими были гораздо более суровы в отношении женщин, обвиняемых в занятиях магией или общении с демонами. Так рушится распространенное представление, милое либеральной итальянской мысли, согласно которому лютеранский протестантизм превосходил католицизм в том, что касается гарантии индивидуальных прав.
Читайте также — Так сколько ученых сожгли церковники?
Привычную морализаторскую позицию надо хотя бы дополнить исторической и спросить: альтернативой чему была инквизиция? Ответ, по-моему, очевиден: инквизиция как гласный суд была альтернативой стихийному линчеванию.
Инквизиция предоставляла слово самому обвиняемому, а от обвинителя требовала ясных доказательств. В итоге — ни один другой суд в истории не выносил так много оправдательных приговоров. Для обвинения требовались показания двух свидетелей, которые в одно и то же время в одном и том же месте видели и слышали одно и то же. В случае расхождения показания свидетелей обвиняемый отпускался.
Реально инквизиция функционировала как учреждение, скорее защищающее от преследований, нежели разжигающее их. Как ни странно, но у рождающейся науки и инквизиции была общая черта: и там и там требовали доказательств и не слишком верили субъективным свидетельствам, доносам и заявлениям, стараясь найти способы объективной их проверки.
В Инквизицию отбирались наиболее образованные священослужители – «до 17 века они рекрутировались в интеллектуальной элите страны» (Dedieu, p. 64).
Великий Инквизитор Испании Франсиско Хименес де Сиснерос с 1507 по 1517 годы уничтожал арабские библиотеки. Но сам стал основателем Университета Алкала де Хенарес, созданного с целью открыть Испанию для новых течений европейской мысли (там же с. 63).
Аналогично и в России при первой попытке создать инквизицию как регулярную службу обратились к единственному университету: В грамоте, данной царем Федором Алексеевичем на учреждение в Москве Славяно-Греко-Латинской Академии, было сказано: “А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити и учителей таковых не имети. Аще же таковые учители где обрящутся, и оны со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся” (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 3. М., 1995, сс. 300-301). Инициатором этой нормы был самый просвещенный публицист эпохи — Симеон Полоцкий. Впрочем, «привилегия, которая должна была бы превратить Академию в своего рода инквизиционный трибунал, так и осталась на бумаге, не оказав никакого влияния на судьбу реального учреждения» (Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000, с. 352).
По мнению французского историка Мюшамбле, охота на ведьм была частью просветительской программы: «Собственно колдовство в этот период никак не изменилось. Изменился подход к нему со стороны судей и культурной элиты. Отныне колдовство стало символом народных предрассудков, с которыми боролась королевская власть и миссионеры. Чтобы аккультурировать деревню, надо было изгнать магические верования и обряды. Были ли судьи согласны с этим или нет, но аутодафе позволяли динамичной ученой культуре отбросить и ослабить почти неподвижную и очень древнюю народную культуру, которая с огромной силой противодействовала всяческим изменениям» (Muchemblet R. Culture populaire et culture des elites dans la France moderne (XVe-XVIIIe siecles). Paris, 1978, p. 288).
Монтер — американский историк из университета Огайо, книга которого в русском переводе увидела свет благодаря «Фонду Сороса» — пишет:
«Согласно настойчиво повторяющейся, хотя и непроверенной легенде, инквизиционные трибуналы средиземноморского региона были фанатичными и кровожадным, а испанская инквизиция являлась самой жестокой из всех. Само слово «инквизиция» давно стало синонимом нетерпимости. Однако когда историки наконец стали систематически изучать огромный массив протоколов инквизиций, были получены совершенно иные результаты, и постепенно начало вырабатываться новое представление о них. Сейчас, пожалуй, уже можно говорить о всеобщем признании двух принципиальных выводов, хотя исследования еще не завершены.
Во-первых, средиземноморские инквизиции были менее кровожадными, нежели европейские светские суды раннего Нового времени. Второй важный вывод состоят в том, что средиземноморские инквизиции, в отличие от светских судов, выглядели более заинтересованными в понимании мотивов, двигавших обвиняемыми, нежели в установлении самого факта преступления. Ранее представлялось, что инквизиторы, тщательно соблюдавшие анонимность своих информаторов, в меньшей степени заботились о правах обвиняемых, чем светские суды. Но последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и оказывались вполне способными прийти к корректному — а зачастую и снисходительному — приговору.
В целом они, в отличие от светских судей, почти не полагались на пытку, чтобы убедиться в истинности утверждений обвиняемых. Инквизиторы пытались проникнуть в сознание людей, а не определить правовую ответственность за преступление, поэтому протоколы инквизиторских допросов выглядят совсем иначе, нежели протоколы светских трибуналов, и предоставляют богатый материал историкам обычаев и народных верований… В отличие от светского судопроизводства того времени, суды инквизиции работали очень медленно и кропотливо. Если одни особенности их деятельности, такие, как анонимность обвинителей, защищали информаторов, многие другие обычаи работали на благо обвиняемых.
Поскольку инквизиторы в меньшей степени заботились о том, чтобы установить факт совершения преступления — ереси, богохульства, магии и т.д., — но, скорее, стремились понять намерения людей, сказавших или сделавших подобное, они главным образом различали раскаявшихся и нераскаявшихся грешников, согрешивших случайно или намеренно, мошенников и дураков. В отличие от многих светских уголовных судов раннего Нового времени, инквизиторы мало полагались на пытку как на средство установления истины в сложных и неясных обстоятельствах. Они предпочитали подвергнуть подозреваемого многократному перекрестному допросу, проявляя подчас удивительную психологическую тонкость, чтобы разобраться не только в его словах и действиях, но и в его мотивах.
Инквизиторы были вполне способны рекомендовать светским властям, которые только и могли предать смерти нераскаявшегося еретика, применить смертную казнь, и сами вынесли много суровых приговоров. Однако в основном инквизиторы просто предписывали покаяние различной продолжительности и интенсивности. Их культура была культурой стыда, а не насилия» (Монтер, сс. 84-85 и 99).
Из исследования инквизиционных архивов Монтер делает вывод, что инквизиция, встречая дела о колдовстве, «расследовала подобные дела неохотно и карала преступников не слишком сурово. Мягкость инквизиторских приговоров по обвинениям в ведовстве составляет разительный контраст с суровостью светских судей Северной Европы в те же столетия. Филиал римской инквизиции в Миланском герцогстве противостоял местной панике, приведшей в 1580 году в миланские тюрьмы 17 ведьм. Девять из них были оправданы по всем статьям обвинения, еще пять — освобождены после принесения клятвы, одна из них полностью признала свою вину, а две сделали частичные признания, — но даже и эти три отделались незначительными наказаниями.
Принимая во внимание такое отношение, не стоит удивляться тому, что немногие были казнены за ведовство по приговору одной из средиземноморских инквизиций (дюжина басков в 1610 г., пpичем половина из них умерла в тюрьме), невзирая на все предоставлявшиеся для этого возможности. Странно созерцать огромные папки с собранными инквизиторами бумагами, материалами дел о ведовстве, зная о незначительном реальном ущербе, нанесенном ими людям. … Поистине, настал век Просвещения. Как мы видели, средиземноморские инквизиторы осудили несколько тысяч человек за недозволенную магию, но казнили лишь около дюжины ведьм. Если уж на то пошло, в раннее Новое время они лишали жизни по обвинению в ереси относительно небольшое количество людей. Если сравнить эти данные с числом анабаптистов, убитых в Австрии, Империи и Нидерландах, средиземноморские инквизиции покажутся почти снисходительными» (с. 95) — «ибо цель была не убить, а обратить» (Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. p. 78).
«Иоанн Павел II пожелал подчеркнуть, что акт покаяния Церкви был совершен перед Иисусом Христом ради большей истинности веры, а не ради удовлетворения требований мира. Справедливый критерий суждения о прошлом Церкви, по словам Папы, — это sensus fidei («чувство веры»), а не «менталитет, господствующий в определенную эпоху». В том числе и по этой причине Иоанн Павел II пожелал, чтобы просьба о прощении сопровождалась строгим историческим исследованием: «Прежде, чем просить прощения, необходимо иметь точное представление о фактах и выявить, в чем действительно проявились несоответствия евангельским требованиям». Кардинал Жорж Коттье, доминиканец и в этом смысле прямой потомок инквизиторов, выразил это еще более точно: «Просьба о прощении может касаться только подлинных и объективно признанных фактов. Невозможно просить прощения за некие образы, распространенные в обществе, в которых больше мифа, чем реальности».
Каковы же результаты многолетнего исследования?
Масштабы многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены. Например, «охота на ведьм». В 80-х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев.
Католической Церкви в скандинавских странах часто приходилось пресекать беспорядочные обвинения или случаи самосуда, выражение атавистических и языческих страхов по отношению к людям, подозреваемым в наведении порчи. Не только протестанты были суровее католиков, но и гражданское правосудие было гораздо более жестким, чем пресловутое правосудие религиозное. Число осужденных Инквизицией на сожжение исчисляется сотнями против ста тысяч осужденных светскими судами».
Читайте также:
- За что сожгли Джордано Бруно
- «Мученики» науки: Галилей и инквизиция
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Проект Галилео > Христианство > Инквизиция |
||
Инквизиция Инквизиция была постоянным учреждением в Католическая церковь обвиняется в искоренении ересей. В отличие от многих других религий (например, буддизм, иудаизм), католическая церковь имеет иерархическую структуру с центральной бюрократией. В первые годы существования церкви существовало несколько конкурирующих сект, называвших себя христианскими. Но после того, как император Константин I (280?-337 гг. н.э.) сделал христианство государством религия Римской империи и местные административные структуры были объединены в одну иерархию с центром в Риме, доктринальные аргументы решались церковными соборами, начиная с Никейского собора в 325 (который сформулировал Никейский символ веры). Те, чьи убеждения или обычаи достаточно отклонился от ортодоксальности соборов, теперь стал объекты усилий, чтобы привести их в лоно. Сопротивление часто приводило к преследование. Ереси (от л. haeresis , секта, школа вера) были проблемой для Церкви с самого начала. Рано века были ариане и манихеи; в средние века там были катары и вальденсы; а в эпоху Возрождения были Гуситы, лютеране, кальвинисты и розенкрейцеры. Попытки подавить ереси изначально были ad hoc. Но в средние века постоянный структура возникла для решения проблемы. Начиная с 12-го века церковные соборы требовали от светских правителей преследования еретиков. В 1231 году папа Григорий IX издал указ, предусматривавший пожизненное заключение. со спасительным покаянием для еретика, который исповедался и раскаялся и смертная казнь для упорствующих. Светские власти были осуществить казнь. Папа Григорий освободил епископов и архиепископов этого обязательства и возложил на доминиканскую Ордена, хотя многие инквизиторы были членами других орденов или светское духовенство. К концу десятилетия инквизиция стала общее учреждение во всех землях под компетенцией Папы. Посредством конец 13 века инквизиция в каждом регионе имела свой бюрократический аппарат чтобы помочь в его функции. Судья или следователь может подать иск против кто-нибудь. Обвиняемый должен был свидетельствовать против самого себя и не иметь право встретиться лицом к лицу и допросить своего обвинителя. было приемлемо взять показания преступников, лиц с дурной репутацией, отлученных от церкви, и еретики. Обвиняемый не имел права на адвоката и кровного родства не освобождал от обязанности давать показания против обвиняемого. Фразы не подлежало апелляции Иногда инквизиторы опрашивали целые народы в их юрисдикции. Инквизитор допросил обвиняемого в присутствии не менее двух свидетелей. Обвиняемому представили краткое изложение обвинения и должен был дать клятву говорить правду. Для этого использовались различные средства получить сотрудничество обвиняемого. Хотя традиции не было пыток в христианском каноническом праве этот метод вошел в обиход к середине 13 века. Выводы инквизиции были прочитаны раньше большая аудитория; кающиеся отреклись на коленях с одной рукой на Библия, которую держал инквизитор. Штрафы шли от посещения церквей, паломничества и ношение позорного креста к тюремному заключению (обычно пожизненно, но приговоры часто смягчались) и (если обвиняемый не отрекаюсь) от смерти. Смерть была через сожжение на костре, и ее несли вне светскими властями. В некоторых серьезных случаях, когда обвиняемый умер до того, как дело могло быть возбуждено, его или ее останки могли быть эксгумированы и сожжены. Смерть или пожизненное заключение всегда сопровождались с конфискацией всего имущества обвиняемого. Злоупотребления местной инквизицией на раннем этапе привели к реформе и регулирование Римом, а в 14 веке вмешательство светских власти стали общими. В конце 15 века при Фердинанде и Изабель, испанская инквизиция стала независимой от Рима. В своем отношения с обращенными мусульманами и евреями, а также с иллюминатами, испанцы Inquisition со своим пресловутым autos-da-fé представляет собой Темная глава в истории инквизиции. В северной Европе Инквизиция была гораздо мягче: в Англии ее никогда не учреждали, а в скандинавских странах это почти не имело никакого влияния. Папа Павел III учредил в 1542 г. постоянную общину укомплектованный кардиналами и другими чиновниками, задачей которых было поддерживать и защищать целостность веры, а также проверять и запрещать ошибки и ложные учения. Этот орган, Конгрегация Священной канцелярии, сейчас называлась Конгрегация вероучения, входившая в состав Римской Курия стала надзорным органом местных инквизиций. сам папа имеет титул префекта, но никогда не занимает эту должность. Вместо этого он назначает одного из кардиналов председательствовать на собраниях. Обычно есть еще десять кардиналов. Конгрегация, а также прелат и два помощника, выбранные из Доминиканский орден. Священная канцелярия также имеет международную группу консультанты, опытные ученые богословия и канонического права, которые консультируют это по конкретным вопросам. В 1616 году эти консультанты дали свою оценку предположений, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенную и что Земля движется вокруг нее, посчитав и то, и другое «глупыми и абсурдным в философии», и первым, кто был «формально еретическим» и второй «по меньшей мере ошибочный в вере» в богословии. Эта оценка привели к Копернику De Revolutionibus Orbium Coelestium для размещения в Индексе запрещенных книг, до тех пор, пока не будет исправлено, и Галилей не будет предупрежден о его коперниканстве. Это же самое тело в 1633 году судило Галилея. Источники : Из-за характера этого предмета следует соблюдать осторожность при выборе чтений. До недавнего времени протестантская литература об инквизиции была настроена враждебно. католической церкви, в то время как католическая литература носила апологетический и оправдательный. Сбалансированное введение в ранний период Бернард Гамильтон, Средневековая инквизиция (Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 1981). Для откровенного католического обсуждения инквизиции и ее проблем см. John A. O’Brien, The Inquisition (Нью-Йорк: Macmillan; Лондон: Кольер Макмиллан, 1973). Для более историографического подхода см. Эдвард Peters, Inquisition (Нью-Йорк: Free Press; Лондон: Collier Macmillan, 1988). Что касается инквизиции и ее процедур в Италии во времена Галилея, см. Джон Тедески, Преследование ереси: Сборник исследований Инквизиция в Италии раннего Нового времени (Бингемтон, Нью-Йорк: Центр средневековья и Исследования раннего Возрождения, 1991). |
||
1995 Эл Ван Хелден |
Главная
| Галилей | биография
| Хронология | Семья
| Портреты | Обратите внимание: мы не отвечаем на запросы об авторских правах.
|
Инквизиция — Энциклопедия Нового Света
Галилей противостоит Инквизиции.
Инквизиция, (с заглавной буквы I) в широком смысле относится к осуждению ереси Римско-католической церковью при содействии светских властей. Это может означать церковный трибунал или институт Римско-католической церкви для борьбы с ересью или ее подавления, ряд исторических движений за очищение ереси (организованных Римско-католической церковью) или суд над лицом, обвиняемым в ереси. Известные события инквизиции включают суд над Жанной д’Арк, подавление рыцарей-тамплиеров, а также заставление замолчать и заключение в тюрьму Галилео Галилея. Тереза Авильская также находилась под следствием инквизиции.
Содержание
- 1 Древнее происхождение
- 2 Инквизиционные трибуналы и учреждения
- 3 Исторических движения инквизиции
- 3. 1 Средневековая инквизиция
- 3.2 Испанская инквизиция
- 3.3 Португальская инквизиция
- 3.4 Римская инквизиция
- 3.5 Недавние расследования
- 4 Производные произведения
- 5 Примечания
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Инквизиция чужда и чрезмерна для современного мышления. Однако понятие религиозной свободы и свободы совести не признавалось в то время, когда и церковные, и светские правители считали, что общество не будет функционировать должным образом, если в нем будут люди, несогласные с официальными учениями или обычаями христианства или христианства. которые занимались нехристианскими делами. Такое поведение, по их мнению, угрожало здоровью всего общества, поскольку угрожало общественному порядку. Те, кого считали еретиками, часто ставили под сомнение авторитет церкви или необходимость священников быть посредниками между собой и Богом, что также воспринималось как нападение на структуру общества. Общество понималось как христианское государство под суверенитетом Бога, который был представлен в светской сфере королем, которому помогали его дворяне и их рыцари, а в религиозной сфере — папой, которому помогали его епископы и их священники. Если священники не нужны, то и короли не нужны. Карл I вел войну против пресвитериан в Шотландии, потому что считал, что если епископы будут упразднены, то и монархия станет излишней.
Древнее происхождение
Два quaestores paricidii (инквизиторы по отцеубийству) были назначены в Римском королевстве для расследования и уголовного преследования преступлений, караемых смертной казнью, таких как поджоги, убийства, колдовство и уничтожение посевов. («Отцеубийство» имело в римские времена отдельную этимологию и гораздо более широкое значение, чем отцеубийство.) Они были описаны в Двенадцати таблицах, когда законы Римской республики были освобождены от секретности в 449 90 128 до н. э. Принятые на фоне жестокого голода, из-за которого римляне приняли Цереру, богиню земледелия, Двенадцать таблиц предписывали приносить в жертву Церере не только «любого, кто с помощью заклинаний и магических искусств предотвращает получение зерна или урожая любого рода принадлежащее другому от выращивания», но также и любого, кто «тайно и ночью уничтожает или срезает и присваивает себе урожай другого» или поджигает кучу зерна. [1] Даже лисиц, которые украли кур у фермера, приносили в жертву Церере в Большом цирке, привязывая к их хвостам факелы, после чего им позволяли бегать на свободе.
Количество квесторов значительно увеличилось во время расширения Рима, что привело к созданию более высокой должности. quaestor sacri palatii занимал видное место в составлении указов при императоре Константине I и последующих императорах, таких как Феодосий I, известных своими гонениями на язычников. Римская империя в целом не уважала свободу вероисповедания и быстро перешла от преследований христиан к преследованию их раскольников и противников.
На церковной основе христиане обсуждали доктринальные вопросы с самых ранних времен. Примеры включают Иерусалимский собор, описанный в Деяниях апостолов (глава 15), и многочисленные случаи, когда апостол Павел защищал свое собственное апостольство и призывал христиан в разных местах остерегаться лжеучителей или всего, что противоречит тому, что им было передано. от него. Послания Иоанна и Иуды также предупреждают о лжеучителях, как и автор Книги Откровения Иоанн Патмосский. Однако следует отметить, что в каждом из этих примеров казнь никогда не применялась как форма наказания.
Со второго века церковные власти (епископы и местные синоды) реагировали на эти споры, осуждая некоторых богословов как еретиков и определяя доктрины более четко для борьбы с предполагаемыми ошибками. Таким образом, ортодоксия (греч. правильный взгляд) противопоставлялась ереси (неправильный выбор). Наиболее заметными ересями были гностицизм, маркионизм, монтанизм и различные формы монархианства. В этот период осужденные за ересь были отлучены от церковной общины и вновь приняты только после того, как отреклись от спорных мнений. Епископы и другие церковные лидеры были лишены своих должностей и были вынуждены отказаться от переданных им ценностей.
Когда римский император Константин I принял христианство в 313 году, он надеялся, что новая религия поможет объединить Империю. Однако таким ожиданиям угрожало появление ересей внутри Церкви. Константин чувствовал себя обязанным принять участие в этой доктринальной или дисциплинарной борьбе, как в случае с донатистами или арианами. Он пытался проводить в жизнь решения, принятые Церковью, изгоняя упорных противников — духовенство и мирян — этих решений. По его мнению, так же, как была одна империя и один император, должна быть одна церковь с одним официальным набором догм. Некоторые из его преемников, хотя и склонялись к арианам, усилили применение силы в церковных делах, регулярно изгоняя епископов со своих кафедр. Феодосий, безоговорочный сторонник православия, также сделал христианство официальной религией Империи.
Первым человеком, казненным как «еретик», был Присциллиан из Авилы. Осужденный синодом за ересь, он обратился к императору Максиму; последний, однако, приказал обезглавить Присциллиана и шестерых его последователей в Трире в 385 году. Этот акт был одобрен синодом, собравшимся в Триве в том же году, хотя наиболее видные епископы того времени, Амвросий Миланский, Мартин Турс и Папа Сириций протестовали против казни Присциллиана, в основном на том основании, что церковное дело не должно решаться гражданским трибуналом, и работали над уменьшением преследований.
Католическая энциклопедия отмечает, что «христианскими императорами были приняты различные уголовные законы против еретиков как виновных в преступлениях против государства. И в кодексах Феодосия, и в кодексах Юстиниана они именовались печально известными людьми… В некоторых особо отягчающих случаях приговор к смертной казни был произнесен над еретиками, хотя и редко казнился во времена христианских императоров Рима». [2] Хотя смертная казнь редко приводилась в исполнение в раннем Средневековье, эти законы, тем не менее, позже послужили основой для судебного преследования еретиков, особенно после того, как император Фридрих II утвердил эти постановления.
Трибуналы и учреждения инквизиции
До двенадцатого века католическая церковь постепенно подавляла ересь, обычно через систему церковных трибуналов. Первоначально гонения осуществлялись в основном государственными органами, но постепенно активизировалась католическая церковь по мере усиления епископской юрисдикции. Наказание церкви включало отлучение от церкви, запрет и тюремное заключение. Хотя многие государства разрешали церкви применять смертную казнь, первоначально она применялась нечасто, так как у этой формы наказания было много противников в церковной среде. [3]
В двенадцатом веке, чтобы противостоять распространению катаризма, участились судебные преследования за ересь. Церковным советам, состоящим из епископов и архиепископов, было поручено установить инквизицию.
Позднее, в тринадцатом веке, папа возложил обязанность проводить расследования на Доминиканский орден. Инквизиторы действовали от имени Папы и с его полной властью. Они использовали следственные процедуры, которые в то время были обычной юридической практикой. Они единолично судили ересь, используя местные власти для создания трибунала и преследования еретиков. После конца пятнадцатого века инквизиции возглавлял Великий инквизитор. Инквизиция таким образом сохранялась до девятнадцатого века.
В шестнадцатом веке папа Павел III учредил римскую инквизицию. Это была система трибуналов, управляемая «Высшей Священной Конгрегацией Всемирной Инквизиции», в состав которой входили кардиналы и другие церковные чиновники. В 1908 году ее название было изменено святым Папой Пием X на «Высшая Священная Конгрегация Священной канцелярии». Это, в свою очередь, было изменено в 1965 году на Конгрегацию доктрины веры, [4] , которая продолжается. быть современным названием.
Исторические движения инквизиции
Историки различают четыре различных проявления инквизиции: средневековую инквизицию, испанскую инквизицию, португальскую инквизицию и римскую инквизицию.
Из-за своей цели, борьбы с ересью, инквизиция имела юрисдикцию только над крещеными членами Церкви (которые, однако, охватывали подавляющее большинство населения). Светские суды все еще могли судить нехристиан за богохульство. Кроме того, большинство процессов над ведьмами проводились светскими судами. Инквизиция могла действовать только с согласия светских властей, признававших за Церковью законную юрисдикцию в тех областях, которые подпадали под действие церковного права, в том числе право на вынесение смертных приговоров.
Средневековая инквизиция
Средневековая инквизиция — это термин, который историки используют для описания различных инквизиций, начавшихся примерно в 1184 году, включая епископскую инквизицию (1184–1230-е годы) и позже папскую инквизицию (1230-е годы). Это было ответом на крупные народные движения по всей Европе, которые считались отступниками или еретиками по отношению к христианству, в частности катары и вальденсы на юге Франции и севере Италии. Это были первые движения инквизиции из многих последующих. Точно так же, как Константин полагал, что его империи нужна одна церковь с единым вероисповеданием, чтобы объединить его подданных, так и средневековый мир считал, что подчинение учениям церкви необходимо для поддержания социальной ткани. Церковь была полностью интегрирована в социальную систему. Ни один король не мог взойти на трон без благословения Церкви. Епископы и аббаты также были феодалами, крепостные подчинялись их власти и выступали в качестве королевских советников наряду с дворянами. Считалось, что цари помазаны Богом, как библейский Давид. Несогласие с учением Церкви или даже прекращение богослужения в Церкви считалось подрывом ее авторитета. Если авторитет церкви был подорван, то и авторитет короля и его помощников тоже. Люди, которых считали еретиками, часто задавались вопросом, нужны ли им услуги священников. Они также часто критиковали богатство духовенства, указывая на то, что Иисус был беден. В основе инквизиции лежала забота о сохранении общественного порядка. Светские правители думали, что если авторитет Церкви будет поставлен под сомнение, то будет подорвана основа их собственной власти и прав и наступит анархия.
Испанская инквизиция
Представительство Auto de fe, (1475). Многие художественные изображения изображают пытки и сожжение на костре, происходящие во время аутодафе года. Вообще-то сжигание на костре обычно происходило после, а не во время церемоний.
Испанская инквизиция была создана королем Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой Кастильской в 1478 году с одобрения Папы Сикста IV. В отличие от предыдущей инквизиции, она действовала полностью под королевской властью, хотя и была укомплектована светским духовенством и орденами, и независимо от Святого Престола. Он был нацелен в первую очередь на новообращенных из иудаизма и ислама (которые все еще проживали в Испании после прекращения контроля мавров над Испанией), которых подозревали либо в том, что они продолжали придерживаться своей старой религии (часто после того, как были обращены по принуждению), либо в том, что они откатился к ней, а позже и к протестантам; на Сицилии и в Южной Италии, которые находились под властью Испании, его целью были греческие православные христиане. После того как в семнадцатом веке религиозные споры пошли на убыль, испанская инквизиция все больше и больше превращалась в тайную полицию против внутренних угроз государству.
Испанская инквизиция впоследствии будет работать в некоторых испанских колониях, таких как Перу и Мексика. Испанская инквизиция существовала в Америке до обретения Мексикой независимости и не была отменена в Европе до 1834 года.
По оценкам одного источника, во время испанской инквизиции было убито до 60 миллионов коренных американцев, некоторые из которых уже были христианами. [5] Большинство экспертов отвергают этот номер. Оценки того, сколько людей проживало в Америке, когда прибыл Колумб, сильно различались; научные оценки двадцатого века варьировались от 8,4 миллиона человек до 112,5 миллиона человек. Учитывая фрагментарный характер свидетельств, невозможно получить точные данные о доколумбовом населении, и оценки часто производятся путем экстраполяции сравнительно небольших фрагментов данных. В 1976, географ Уильям Деневан использовал эти различные оценки для получения «консенсусного подсчета» около 54 миллионов человек, хотя некоторые недавние оценки ниже этой цифры.
Португальская инквизиция
Португальская инквизиция была создана в Португалии в 1536 году королем Португалии Жуаном III как португальский аналог более известной испанской инквизиции.
Инквизиция Гоа была офисом Инквизиции, действовавшим в индийском городе Гоа и остальной части Португальской империи в Азии. Основанный в 1560 году, он был нацелен в первую очередь на своенравных новообращенных из индуизма.
Римская инквизиция
В 1542 году Папа Павел III учредил постоянную конгрегацию, укомплектованную кардиналами и другими официальными лицами, задачей которых было поддерживать и защищать чистоту веры, а также исследовать и осуждать заблуждения и ложные учения. Этот орган, Конгрегация Священной канцелярии, ныне называемая Конгрегацией доктрины веры, входящая в состав Римской курии, стала надзорным органом местных инквизиций. Папа назначает одного из кардиналов председательствовать на собраниях. Обычно в Конгрегацию входят еще десять кардиналов, а также прелат и два помощника, все они выбираются из доминиканского ордена. Священная канцелярия также имеет международную группу консультантов, опытных ученых в области богословия и канонического права, которые консультируют ее по конкретным вопросам.
Вероятно, самым известным делом римской инквизиции было дело Галилео Галилея в 1633 году, которого заставили замолчать и заключили в тюрьму. Из-за власти Рима над Папской областью деятельность римской инквизиции продолжалась до середины 1800-х годов.
В 1908 году Святая канцелярия инквизиции была изменена на Священная конгрегация Священной канцелярии . В 1965 году название снова было изменено на Конгрегацию доктрины веры.
Недавние расследования
В 2000 году Папа Иоанн Павел II созвал «Симпозиум инквизиции» и открыл Ватикан для 30 внешних историков. То, что они обнаружили, развенчало многие преувеличенные факты, которым ранее верили. Стало известно, что в протестантских странах умерло больше женщин, обвиненных в колдовстве, чем при инквизиции. Например, инквизиция сожгла 59 женщин в Испании, 36 в Италии и 4 в Португалии, в то время как в Европе гражданское правосудие привлекло к суду около 100 000 женщин; 50 000 из них были сожжены, 25 000 в Германии, в шестнадцатом веке последователями Мартина Лютера.
Производные работы
Инквизиции были предметом многих культурных работ. Некоторые включают:
- Испанская инквизиция была героем классического скетча Монти Пайтона (« Никто не ожидает испанской инквизиции!»), который упоминается в фильме « Раздвижные двери».
- Действие рассказа Эдгара Аллана По «Колодец и маятник» происходит во времена испанской инквизиции.
- В романе по альтернативной истории, The Two Georges, Гарри Тертледова и Ричарда Дрейфуса, испанская инквизиция остается активной в самой Испании и по всей Латинской Америке на протяжении всего двадцатого века.
- Организация, известная как Инквизиция, существует в вымышленной вселенной Warhammer 40,000.
- Фильм Мела Брукса 1981 года, История мира, часть I, содержит музыкальный номер об испанской инквизиции.
- В « маленьких богах» Терри Пратчетта , омнианская церковь имеет Квизицию с подразделами Инквизиция и Эксквизиция.
- В Дж.К. Книга Роулинг 2003 года, Гарри Поттер и Орден Феникса, Профессор Долорес Амбридж учреждает Инквизицию в Школе чародейства и волшебства Хогвартс, выступая в роли Верховного инквизитора.
- Сеттинг «Темные века» фэнтезийной вселенной World of Darkness (WoD) широко использует Инквизицию. поскольку эта конкретная обстановка имеет место в начале тринадцатого века.
- Компьютерная игра, Львиное Сердце: Наследие Крестоносца, , созданный покойной Black Isle Studios, использует испанскую инквизицию в качестве ключевого сюжета для сюжетной линии и развития игры.
- Человек из Ла-Манчи — бродвейский мюзикл, рассказывающий историю классического романа «Дон Кихот » как пьесу в пьесе, которую исполняют заключенные, ожидающие слушания дела в испанской инквизиции.
- Конгресс Звездных Путей — это элемент стихов об Эндере Орсона Скотта Карда. В последних книгах они играют важную роль в определении судьбы Лузитании. В Глашатай мертвых, Эндер Виггин угрожает стать инквизитором и отозвать католическую лицензию Лузитании, тем самым разрушив там хрупкую католическую культуру.
- В фильме Даррена Арнофски, Фонтан, представлены элементы испанской инквизиции.
Примечания
- ↑ Конституция.орг, Законы Двенадцати Таблиц. Проверено 19 октября 2007 г.
- ↑ Дж. Вильгельм, Ересь. Проверено 19 октября 2007 г.
- ↑ Джозеф Блетцер, Расследование. Проверено 19 октября., 2007.
- ↑ Ватикан, Конгрегация вероучения. Проверено 19 октября 2007 г.
- ↑ Д. Стэннард, Американский холокост (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета). ISBN 0195075811
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Бейкер, Дж. История инквизиции . Вестминстер, Великобритания: О. Пейн, 1736. .
- Бурман, Эдвард. Инквизиция: Молот ереси . Глостершир, Великобритания: Sutton Publishers, 2004. ISBN 07509.3722X
- Кэрролл, Уоррен Х. Изабель: католическая королева . Front Royal, VA: Christendom Press, 1991. ISBN 0931888433
- Фокс, Джон и Гарольд Дж. Чедвик (ред.). Книга мучеников Фокса . Северный Брансуик, Нью-Джерси: Bridge-Logos, 1997. ISBN 0882706721
- Гивен, Джеймс Б. Инквизиция и средневековое общество . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1997. ISBN 0801433584
- Камен, Генри. Испанская инквизиция: историческая редакция. Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1999. ISBN 0300078803
- Леа, Генри Чарльз. История инквизиции Испании. Нью-Йорк: AMS Press, 1966.
- Мэйкок, Алабама Инквизиция . Сиг, MT: Kessinger Publishing, LLC, 2003. ISBN 0766172902
- Никерсон, Х. Инквизиция . Бостон: Houghton Mifflin Co., 1932. .
- Паркер, Джеффри. Некоторые недавние работы об инквизиции в Испании и Италии. Журнал современной истории (1982): 54:3.
- Петерс, Эдвард М. Инквизиция. Беркли, Калифорния: University of California Press, 1989. ISBN 0520066308
- Стэннард, Дэвид Э. Холокост в Америке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1992. ISBN 0195075811 .
- Рот, Сесил. История Маррано . Бруклин, Нью-Йорк: Sepher-Hermon Press, 1992. ISBN 0872030407
- Твисс, Миранда. Самые злые мужчины и женщины в истории . Лондон: Michael O’Mara Books Ltd, 2002. ISBN 185479.4884
- Уолш, WT Изабелла Испанская . Лондон: Шид и Уорд, 1931. .
- Уолш, Уильям Томас. Персонажи Инквизиции . Рокфорд, Иллинойс: TAN Books, 1997. ISBN 0-895553260- .
- Уайтчепел, Саймон. Инферно плоти: зверства Торквемады и испанской инквизиции . Гилберт, Аризона: Creation Books, 2003. ISBN 1840681055
Внешние ссылки
Все ссылки получены 3 марта 2018 г.
- Ханнэм, Джеймс. Часто задаваемые вопросы об инквизиции.
- Католическая энциклопедия: «Инквизиция»
- Секретные файлы следствия PBS.
- «Неизмеримое любопытство Эдварда Питерса», стр. 4, опубликованное в Pennsylvania Gazette, издании Пенсильванского университета.