История йошкар ола: Ола | Достопримечательности Йошкар-Олы, музеи, гостиницы

История Йошкар-Олы | Марийский туристический портал

   Впервые Йошкар-Ола упоминается 1 ноября 1584 года в разрядной книге — главном документе «Разрядного приказа» 1475 — 1598 годов. Однако, археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях этих мест жили уже с эпохи мезолита (12 тыс. лет до н. э.).
   Территория вокруг современного города всегда была окружена богатыми лесами, что позволяло местному населению заниматься охотой и собирательством, а лес использовать в качестве строительного материала. Места лесных вырубок распахивались и использовались под нужды земледелия и скотоводства. Были развиты бортничество и рыболовство. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг), обломки глиняной посуды, украшения.

   Между XIII и XV веком территория современной Йошкар-Олы была заселена коренными марийцами и входила в состав Золотой Орды, а затем, до середины XVI века, являлась северной периферией Галицкой даруги Казанского ханства, через которую осуществлялись торгово-экономические и военно-политические связи между Казанью и северо-восточными русскими землями.

В частности, известно, что эту местность пересекала Галицкая дорога, проходившая на северо-запад от Казани в сторону города Галича — важного средневекового города северо-восточной Руси.

В составе Казанского ханства у марийцев не было городов, они жили небольшими поселениями — «илемами».

   Длительное военное соперничество между русскими княжествами и Золотой Ордой, а в последующем — между Русским государством и Казанским ханством, завершилось в октябре 1552 года разгромом Казанского ханства войсками Ивана Грозного, и присоединением Среднего Поволжья, в том числе и Марийского края, к Российскому государству. С этим непосредственно связано основание города Царевококшайска. Часть местного населения уже в середине октября 1552 года была приведена к присяге на верность русскому царю и обязалась платить ему ясак. Но уже в декабре марийцы во многих местах восстали, отказались подчиняться новым порядкам московского правительства, а с весны 1553 года на всей развернулось широкое национально-освободительное движение, получившее название «черемисских войн».

   Для подавления восстания на земли луговых марийцев направлялись московские войска под управлением воевод «на вылазке». И характерно, что важным пунктом их дислокации была «волость Ошла» (речка Ошла впадает в Кокшагу рядом с городом), а наряду с ней в летописных сообщениях впервые упоминаются Кокшага, Манага и другие окрестности. В одном ряду с ними называется также Мамич-Бердеева волость по имени предводителя мятежного движения. Возможно, и она находилась на Малой Кокшаге, близ устья Ошлы, включая место будущего города. Здесь Мамич-Бердей даже попытался провозгласить независимое «царство» с приглашением править ногайского царевича, но при попытке склонить «горных черемис» на совместную войну с Москвой был пленен и отправлен в Москву на расправу.

   Черемисские войны прошли тремя волнами: 1552—1557 гг., 1572—1574 гг., 1582—1584 годы. Во время второй из них Иван Грозный решил не ограничиваться временными военно-ресурсными базами, опорными военными пунктами на вновь присоединенной территории и указал там «городы и остроги ставити». Так, в 1574 году был построен между устьями Большой и Малой Кокшаги город Кокшажск (Кокшайск), и контроль над значительной частью Луговой стороны был установлен — восстание прекратилось. Но через несколько лет вновь стало неспокойно в центре марийской земли. Сюда многократно посылались войска, но подавить сопротивление долго не удавалось. Тогда решили построить города-крепости и в глубинных районах на расстоянии дневного перехода пеших войск (это составляло тогда 50-60 верст), чтобы окончательно усмирить мятежников. Это было осуществлено уже после смерти Ивана Грозного, в царствование Федора Иоанновича. «Сам государь праведный, — сказано в летописи, — рассмотрев, да видя их, и чая от них впредь измены, и посла воевод своих и повелел ставити во всей Черемисской земле городы», и тем укрепил здесь московское правление.

   Летом 1584 года войска русских воевод поднялись по Малой Кокшаге из Кокшайска, разгромили основные силы мятежников и на Малой Кокшаге, в её среднем течении на правом берегу в наиболее удобной местности, уже освоенной ими со времен первой черемисской войны, заложили крепость и сообщили об этом в Москву. И появилось в «Разрядных книгах» первое документальное упоминание Царёва города на Кокшаге «в Черемисе».
   «Лета 7093-го ноября в 1 день государь царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новый Царёв город с нарядом и с запасы воевод на три полки. В большом полку воевода князь Иван Ондреевич Ноготков да голова князь Григорий Вельской. В передовом полку воевода князь Иван Васильевич Гагин-Великого. В сторожевом полку князь Петр Шеховской. И как воеводы запасы и наряд в город провезут, и быти в Царёве городе воеводами князю Ивану Ноготкову да Михаилу Александрову сыну Нагово; в городничих быти Звяге Воейкову…    » В другом летописном сообщении указано: «Лета 7092. Того же году и в Черемисе Царёв город»

   По бытовавшему тогда византийскому календарю «от сотворения мира» 7092 год охватывал время с 1 сентября 1583 года по 31 августа 1584 года. Следовательно, 1 ноября — дата первого упоминания города, построенного уже до 31 августа. Поскольку Царёвых городов оказалось несколько, то для уточнения стали писать Царёв город на Кокшаге или Царёв Кокшайский, а через эту форму в первой половине XVII века закрепилось название Царевококшайск. К городу был приписан уезд, который ещё в течение длительного времени назывался «Царегородский» (отсюда и распространенная в этих краях фамилия Царегородцев).

   Основание Царевококшайска было частью политики правительственной колонизации вновь приобретенных земель. С территории застройки города и в окружности не менее пяти верст коренные жители выселялись подальше или сами уходили, не дожидаясь насильственного изгнания.

   «Царёв город на Кокшаге» (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск) был основан в 1584 году при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне, границы города тоже вышли за прежние пределы, образовав посад и слободу. Основным занятием населения стало земледелие. В окрестностях города выращивался хмель. Процветали пушной, лесной и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.

   Царевококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царевококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими.

Царевококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царевококшайцы участвовали и в военных походах Петра I.

   С созданием Царёва города на Кокшаге здесь появилось и русское население. Рядом с крепостью был расположен посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. В середине XVII в. деревни, находившиеся в окрестностях Царевококшайска, ныне вошедшие в черту города (Вараксино, Лапшино, Гомзово, Берёзово, Кожино, Марково, Пахомово, Ширяйково, Жуково, Княжна), принадлежали царскому окольничему князю В. Г. Ромодановскому. Во второй половине XVII в. после его смерти, они перешли в ведение дворцового управления, то есть государственной казны. Из нерусского населения в городе и его окрестностях проживали новокрещённые служилые люди — тарханы, о которых напоминает до сих пор название городского микрорайона «Тарханово».

   Возникнув как укреплённый город, Царевококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII в. управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. Он руководил вооружёнными силами, исполнял юридические функции, собирал ясак с марийского населения.

   При Петре I Царевококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царевококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии.

   В XVIII в. город несколько видоизменился: появились каменные дома, было построено 5 церквей: Троицкая (1736 год), Входо-Иерусалимская (1754 год), Вознесенская (1756 год), Воскресенский собор (1759 год), Тихвинская (1774 год). В «Экономических примечаниях Царевококшайского уезда», составленных в конце XVIII в., указывалось, что в Воскресенском соборе помещалась кладовая для хранения собираемой государственной денежной казны; в казённом помещении возле Троицкой церкви размещались городская полиция и тюрьма. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, наблюдался бум каменного строительства (до этого город был полностью деревянным). В городе стала проводиться Александро-Елизаветинская ярмарка. Тогда же в городе складываются купеческие династии.
   В 1835 году был создан первый регулярный план Царевококшайска. На нём 1 марта 1835 года император Николай I собственноручно начертал: «Быть по сему». По этому плану город и развивался в дальнейшем, постепенно превращаясь в торгово-экономический и культурный центр Марийского края, хотя его население составляло всего около 2000 чел.

   С середины XIX века Царевококшайск становится местом политической ссылки. Сюда были сосланы участники Польского восстания 1863 года.
   По уровню среднего образования Царевококшайск в этот период занимал первое место в губернии, опережая саму Казань: здесь на две тысячи населения было пять школ. Но в то же время в городе не было развитой промышленности. В 1837 году местный краевед, — уездный исправник, барон Александр фон Келлер, в очерковых заметках писал: « … фабрик и заводов нет … разных ремесленников находится: столяр — 1, сапожников — 2, портных — 2, медник — 1, оловянник — 1, красильщиков — 2».

   Спустя почти полвека, в 1876 году, другой краевед, учитель И. О. Дерюжев, констатировал: «За исключением булочника, мясника, сапожника и немногих других ремесленников, занимающихся такими работами, без которых никакое скопление людей не могло бы существовать при самой небольшой степени образованности населения, ни одна отрасль промышленности не известна городскому населению». Только в конце XIX века в Царевококшайске был построен небольшой винокуренный завод, на котором работали 70 рабочих.

   К началу XX века Царевококшайск оставался тихим провинциальным городом. Основу экономики составляло сельское хозяйство, самым многочисленным сословием было крестьянство.
   17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области, а уже 25 ноября Краснококшайск становится её административным центром.

   25 января 1928 года Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола («Красный город»). В декабре 1936 года Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и город Йошкар-Ола становится её столицей.
   В годы Великой Отечественной войны в Йошкар-Олу было решено эвакуировать некоторые заводы, что дало мощный толчок промышленному и социально-экономическому развитию, город стал активно застраиваться в западном и южном направлениях, а после и в заречной части. Большое значение для экономического роста города имело проведение из Зеленодольска высоковольтной линии электропередач (1959 год) и газопровода (1967 год).

   В 1950—1960-х годах была осуществлена ансамблевая застройка центрального района города, которая явилась большим достижением йошкар-олинских архитекторов. Постепенно сформировалась застройка по ул. Институтской (ныне Ленинский проспект), которая стала главной улицей города. Здесь были возведены новые здания администрации города, дома правительства, гостиницы «Йошкар-Ола». В 1970—1980-х годах было реализовано наиболее крупное градостроительное мероприятие Йошкар-Олы — освоение левобережья Кокшаги и создание нового Заречного жилого массива — микрорайона Сомбатхей.
   Одной из самых памятных дат в истории Йошкар-Олы является награждение города в 1984 году орденом Трудового Красного Знамени «За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 400-летием со времени основания».

   В 1990 году город Йошкар-Ола был включен в число исторических городов России. В 2010 году был исключён из списка.
   16 июля 1997 года Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл зарегистрирован устав муниципального образования города Йошкар-Олы, который определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы городского самоуправления, роль жителей города и органов самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов самоуправления города.

   10 июля 2003 года Государственное Собрание Республики Марий Эл утвердило республиканскую целевую программу социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003—2008 годы под названием «Столица». Её целью стало «создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов», что дало новый толчок к развитию города. Сейчас на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции немногих сохранившихся зданий и церквей, строятся новые дома, создается благоприятные условия для жизни йошкаролинцев.

 

См. также:

→ Купеческие дома

→ Памятники в Йошкар-Оле

→ Экскурсии по городу

→ Достопримечательности Йошкар-Олы

→ Музеи Йошкар-Олы

 

История Йошкар-Олы

Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл. Коренным населением считаются мари. Расположен на берегу реки Большая Кокшага.

История города до присоединения к Москве


Известно, что территория Республики была населена еще с эпохи мезолита. Коренными жителями были луговые и нагорные марийцы. Территория города была окружена непроходимыми лесами. “Черемиса” вели обособленный образ жизни. Основными занятиями были охота, собирательством.

В 13-15 веках территория современного города принадлежала Золотой Орде. А позже до середины 16 века приграничным районом Казанского ханства. В этот период города еще не были основаны и мари проживали в поселениях.

16

-19 века
В 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным марийская территория была присоединена к Московскому государству. Жители были вынуждены присягнуть на верность царю. Но уже через год начинаются “Черемисские войны” — противостояние Москве, которое пролилось до 1584 года. Летом этого же года впервые появилось упоминание о Царевом городе на Какшаге. Таким образом, первое название города было Царев город. Так как подобных городов существовало много, то уточнялось название приставкой на Кокшаге — отсюда появилось название Царевококшайск. К городу был присоединен уезд, который получил название Царегородский. Изначально город был типичным военным укреплением, но со временем стал центром ремесла и торговли тех краев. К городу стали подтягиваться ремесленники, торговцы и простые люди. Получило распространение земледелие.

За стенами города, в основном проживали русские воины, которые должны были подавлять всевозможные бунты со стороны местного населения.

Жители Царевококшайска принимали участие в ополчении Минина и Пожарского.

Постепенно в городе начали появляться и русские жители, которые селились в посаде.

При Петре Великом город был присоединен к Казанской губернии. В 18 веке изменился облик города: появились каменные постройки, возводились храмы для православных. Коренное население большинство оставалось язычниками. В 1835 году появляется первый регулярный план развития Царевококшайска. По разработке город должен был стать культурным центром Марийского края.

В середине 19 века в город и его окрестности ссылаются политические заключенные.

20 —

21 века
В начале 20 века город оставался тихим и провинциальным. С приходом к власти большевиков Царевококшайск был переименован в Краснококшайск в 1919 году. А с июня 1920 года присоединен к Вятской губернии. Но уже через несколько месяцев — в ноябре — образовалась Мариская автономная область, центром которой становится Краснококшайск.

В январе 1928 года городы был переименован согласно национальному языку в Йошкар-Олу, что в переводе означало Красный город. В декабре 1936 года образовывается Марийская автономная ССР с центром в Йошкар-Оле.

В военные годы из-за нахождения в глубоком тылу в город были эвакуированы ряд предприятий. Это событие послужило толчком к развитию в промышленном и экономическом плане.

50-60 гг. 20 века ознаменованы усиленной застройкой города.

В 1984 году город получил орден Трудового Красного Знамени.

С 1990 по 2010 гг. Йошкар-Ола входила в список городов исторического значения.

Наши дни


На современном этапе город является туристическим центром Марийской Республики. Отстроены Кремль, Набережная р. Кокшага. Одной из главных достопримечательностей города являются часы с изображением Иисуса и Девы Марии, изображающией инсталяцию Рождения Христа.

Заключение


Практически за 400 с небольшим лет Йошкар-Ола превратился в один из процветающих городов России. До сих пор ему удается сохранить самобытность народов мари и соединять их с современностью.

История Царевококшайска 1900-1919 годов: взгляд изнутри | Статьи

(История Йошкар-Олы нач. 20 в. в письмах и личных воспоминаниях)

Одним из ведущих направлений работы музея истории города Йошкар-Олы является изучение истории города на основе материалов фондовых коллекций. Интерпретация исторических событий всегда имеет две стороны: официальную и неофициальную. Как правило, официальная общепринятая история города широко изучается и общеизвестна по научным изданиям, учебным пособиям и монографиям. Для исследования другой, менее известной истории необходимо подробное изучение личных писем, воспоминаний, фотографий людей, соприкоснувшихся с событиями прошедших лет.

В фондах музея истории города Йошкар-Олы хранится обширный документальный материал, свидетельствующий о жизни города и горожан прошлого века. Активная работа ведется по накоплению и изучению воспоминаний старожилов города. Быть может, порою не точные, но всегда эмоциональные и подробные, воспоминания горожан наполняют сухие исторические факты особой душевностью, словно поворачивают их лицом к каждому отдельно взятому человеку.

Так, официальный текст «Статистических сведений о г. Царевококшайске, социально-экономическом положении и населении города» от 1903 года гласит, что в городе проживало 2554 человека, насчитывалось 15 улиц и 5 переулков. Мощеных улиц не было, но были деревянные тротуары, улицы освещались керосиновыми фонарями (их было 70). В городе располагалось 5 церквей, 5 часовен, одно кладбище. Жилых домов было 268, из них 8 каменных, 8 полукаменных и 252 деревянных дома. Сухим статистическим сведениям вторит «живой голос» воспоминаний старожила города Людмилы Петровны Полубарьевой, оставившей много повествований о городских улицах, домах и их жителях. Позвольте зачитать некоторые из них.

«На улице Поперечно-Кирпичной (ныне Волкова) купил земельный участок и построил три дома князь Иван Яковлевич Болховский, потомственный дворянин. Один из домов он сдавал в аренду купеческому клубу, но в 1907 г. этот дом сгорел, а потом на этом месте был построен новый деревянный одноэтажный дом с мезонином, где в зимние вечера интеллигенция города ставила любительские спектакли, а мужчины играли в карты. Это был своего рода клуб. В саду князя Болховского было красиво. Росла сирень, липы, рябина, барбарис. Цвели левкои, астры, георгины и розы. В летние праздничные вечера в Троицу и Иванов день княжеское семейство устраивало в своем саду искусственную иллюминацию в виде зажженных в плошках огоньков. Приглашали гостей. И.Я. Болховский был женат на артистке Марии Васильевне, имел двух сыновей – Бориса и Аркадия. Они окончили юридический факультет Казанского университета. Кроме того, в семье жил приемный сын, учащийся Царевококшайской мужской гимназии, и воспитывалась девушка Акулина Федоровна Федорова, которая окончила Царевококшайскую женскую гимназию, а после революции вышла замуж за председателя ОБИКА И.П. Петрова, именем которого названа улица в Йошкар-Оле. Болховская умерла в 1905 г. от воспаления легких, а князь Иван Яковлевич – в 1914 году».

Как вспоминает Л.П. Полубарьева, когда-то в «Царевококшайске центральной улицей считалась Ново-Покровская (ныне Советская). Местные студенты и молодежь называли ее в шутку «Невским проспектом», а местечко около бывшей женской гимназии и городского училища (по ул. Карла Маркса – в прошлом ул. Вознесенской) называли «Тургеневский городок». Здесь находились довольно красивые дома, было много деревьев, по вечерам встречалась молодежь. Здание женской гимназии было построено в 1913 г. С трех сторон дом окружал липовый сад с тенистыми аллеями, огороженный высоким дощатым забором. В саду среди деревьев гуляли и отдыхали гимназистки, играли в крокет, горелки, учили уроки. После революции 1917 года женскую гимназию реорганизовали в учительскую семинарию. Позднее в 1920 г. в этом здании открылся педагогический техникум. Со зданием женской гимназии связано много событий, произошедших в нашем городе. Когда 14 августа 1918 г. в городе произошел контрреволюционный переворот, в гимназии собралась вновь организованная городская дума. В первые годы Советской власти в актовом зале бывшей женской гимназии проходили первые уездные съезды Советов».

Неслучайно темой данного доклада стал период истории Царевококшайска с 1900 по 1919 год. Это было время кардинальных перемен в России и, конечно, в нашем городе. Революционные события 1917 г. не сразу затронули мирную жизнь Царевококшайска. В одном из воспоминаний старожил города Иван Семенович Максимов написал об установлении Советской власти в Марийском крае: «… революционные события до Царевококшайска доносятся лишь солдатами. Газеты, как центральные, так и местные, в город не поступают. Слухи распространяются в городе самые ужасные, буржуазия и мещанство ожидают конца света. Пришел антихрист и всем на лбу накладывает клеймо. В церквях ежедневно происходит богослужение. Молятся за веру, царя и Отечество. Из Казани в Царевококшайск приехали несколько знатных семейств со своим богатством и разместились в городе у родственников и знакомых. В городе спокойно, никаких волнений и изменений нет. Единственное происшествие было: пьяные солдаты окрестных деревень выбили окна у полицейского пристава, хотели убить пристава, но он успел спрятаться. Уездная полиция растерялась и не показалась на улице. Единственный полицейский пост на Базарной площади самоликвидировался, постовой полицейский сбежал. Еще было одно событие: в чайной общества трезвости собрались солдатки города и близлежащих деревень. Одна из бойких солдаток встала на табуретку и начала свою несложную речь: «Женщины, солдатки! Вот у нас забрали мужей на войну. Многие убиты, много искалеченных. Мы вот здесь с ребятишками голодаем, а буржуи едят белый хлеб, а мы хоть полено грызи. Правильно, бабы, я говорю?». Устроили митинг против дома уездной продовольственной конторы. Потребовали снабжения их хлебом и другими продуктами. Выбрали делегацию, которая должна была вести переговоры с продкомитетом. Но члены продкомитета разбежались. Комитетские склады находились во дворе дома купца Соколова, и женщины бросились во двор, сломали замки у складов и начали насыпать в найденные мешки муку и зерно. К вечеру все склады были очищены. Город в эту ночь погрузился во мрак, так как страх настолько объял буржуазию, что тут уж было не до света, все сидели в темноте и ждали своего часа. В деревнях много возвратилось солдат из разных городов, с фронта и даже из Петрограда. Рассказывают народу, что власть будет народная, земля будет разделена между крестьянами. Я задал вопрос деду Павлу о том, как народ смотрит на это? Подумав, дед Павел сказал так: «За новые переделы стоит в деревне больше всего эта голь перекатная, у кого ни кола, ни двора. А вот против новых переделов стоят мужики самостоятельные, имущие, крепкие мужики».

Л.П. Полубарьева также вспоминает неспокойное революционное время. «Шли тревожные годы 1918-1919. Пришла революция. Простые люди плохо представляли, что это такое. При встречах вполголоса говорили, что делать, куда податься, или ждать? В город пришел полк латышей с духовым оркестром. В доме фабриканта Булыгина по ул. Советской был создан первый Революционный Совет. В те времена моя мама продавала почтовые газеты (Русский вестник, Казанский телеграф, Волжско-Камская речь) из окна своего дома, сюда по утрам приходило много людей. Всем хотелось прочесть что-то новое. В городе у богатых людей прежде всего были конфискованы магазины (у купцов Кореповых, Наумовых, Козлихиных и др.) Многие из них незаметно стали исчезать в другие города. Появилась новая власть Советов, старые учреждения, такие как Городская управа, Полицейское управление, Казначейство, были закрыты, но открывались новые учреждения – Обисполком, Потребительское общество и др. Осенью 1918 г. мы вместе со многими семьями убегали в деревню Княжну и Березняки от подходящих войск, все боялись за свою жизнь. В деревне Княжне был контрреволюционный мятеж, деревенские кулаки зверски убили четырех чекистов – Данилова, Анисимова, Зарубина и Волкова <…>. Наш отец в это время уехал в г. Тюмень искать работу, а мама с четырьмя малолетними детьми вместе со знакомыми тронулась за город, захватив с собой в узелок все самое необходимое. Идти было нелегко, мы бежали от часовни до деревенских ворот и снова до часовни… Куда мы бежали, зачем, от кого? Никто ничего не знал, не понимал. К вечеру добрались до дер. Березняки. Здесь в школе когда-то в юности работала учительницей наша мама. Нас очень тепло приняла сторожиха школы старая марийка Катерина, накормила ржаными пирогами с морковью и калиной и уложила спать в школе на нары, которые существовали для ночлега школьников, приходящих учиться из отдаленных деревень. Утром мы с сестрой сидели и плакали. Катерина нас успокаивала, говоря на ломаном русском языке, что все пройдет, и мы вернемся домой. Прожив в деревне три дня, женщины решили отправить нашу маму в город, узнать, какая там обстановка, можно ли обратно вернуться домой. Для безопасности мама переоделась крестьянкой, ей дали в узелке фунт сливочного масла, якобы для продажи в городе. Было страшно. После ее возвращения женщины решили идти обратно в город. <…> В Княжну не заходили, шли по ее задам, огородам, страшно боялись. Вечером вошли в город и свой дом, все было на своих местах. Первым делом мама побежала кормить корову и кур. На другой день в 12 часов ночи в дверь раздался громкий стук: к нам пришли чекисты с обыском. Одеты были в кожаные пиджаки, брюки-галифе, военные фуражки, с револьверами. До чего же мы все перепугались, ведь такого никогда не было в нашей жизни. Войдя, один из них произнес: «Вы все арестованы, никто ни с места!». Мы плакали, мама волновалась. Затем они перерыли все наши вещи, сундук, все ящики комода, пересмотрели наши альбомы, книги, гардероб. Увидев письменный стол, сказали, что его они конфискуют завтра утром. Наконец, перерыв все, в два часа ночи они ушли. Утром приехали какие-то люди, увезли стол и сказали, что в одной комнате поселят двух музыкантов из латышей. Когда провожали погибших чекистов, они играли оркестром новую для всех мелодию «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Мы тоже шли с мамой и братом Петей провожать чекистов. Услышали впервые выстрелы и испугались, что нас всех будут убивать. Но мама успокоила, сказав, что это просто салют в память погибших за революцию».

Так мирная неторопливая жизнь Царевококшайска резко изменилась с приходом Советской власти, да и сам город в 1919 году стал называться Краснококшайском.

Воспоминания, материалы из личного архива горожан формируют взгляд на историю города «изнутри», позволяют потомкам максимально приблизиться к событиям, стать их опосредованными очевидцами.

 

Использованная литература:

1)      Полубарьева Л.П. Воспоминания о старом г. Царевококшайске и людях того времени (1918-1929 гг.).

2)      Воспоминания Максимова Ивана Семеновича.

3)      Воспоминания Марии Трофимовны Чулковой о первых годах революции (1917-1920 гг.) в городе Царевококшайске-Краснококшайске.

Культурно-историческое наследие села

Россия / Республика Марий Эл / г. Йошкар-Ола район

город Йошкар-Ола

Описание

Йошкар-Ола

Описание 

Йошка́р-Ола́ (луговомар. Йошкар — «красный», Ола — «город» — «Красный Город», устар. Чарла, Цар-ола) — город в России, столица Республики Марий Эл.

География

  Город находится на равнинной территории в центре Марийской низменности, в 50 км к северу от Волги, на южной границе таёжной зоны в районе смешанных лесов, на берегах реки Малая Кокшага, разделяющей город на две части. Площадь города составляет 101,8 кв. км.

     История города

     Ранний период

  Археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях современной Йошкар-Олы жили уже с эпохи мезолита (12 тыс. лет до н. э.).

  До середины XVI века эта территория входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства и была заселена марийцами. В октябре 1552 года Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к своему царству. 

  «Царёв город на Кокшаге» (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск) был основан в 1584 году при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Царевококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. Царевококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. 

  С созданием Царёва города на Кокшаге здесь появилось и русское население. Рядом с крепостью был расположен посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. В середине XVII века деревни, находившиеся в окрестностях Царевококшайска, ныне вошедшие в черту города (Вараксино, Лапшино, Гомзово, Берёзово, Кожино, Марково, Пахомово, Ширяйково, Жуково, Княжна), принадлежали царскому окольничему князю В. Г. Ромодановскому. Во второй половине XVII века после его смерти, они перешли в ведение дворцового управления, то есть государственной казны. Из нерусского населения в городе и его окрестностях проживали новокрещённые служилые люди — тарханы, о которых напоминает до сих пор название городского микрорайона «Тарханово».

  Возникнув как укреплённый город, Царевококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII веке управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. 

  При Петре I Царевококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царевококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии.

  В XVIII веке город несколько видоизменился: появились каменные дома, было построено 5 церквей: Троицкая (1736 год), Входо-Иерусалимская (1754 год), Вознесенская (1756 год), Воскресенский собор (1759 год), Тихвинская (1774 год). В «Экономических примечаниях Царевококшайского уезда», составленных в конце XVIII века, указывалось, что в Воскресенском соборе помещалась кладовая для хранения собираемой государственной денежной казны; в казённом помещении возле Троицкой церкви размещались городская полиция и тюрьма. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, наблюдался бум каменного строительства (до этого город был полностью деревянным). В городе стала проводиться Александро-Елизаветинская ярмарка. Тогда же в городе складываются купеческие династии.
 

XIX век в истории города

     В 1835 году был создан первый регулярный план Царевококшайска. На нём 1 марта 1835 года император Николай I собственноручно начертал: «Быть по сему». По этому плану город и развивался в дальнейшем, постепенно превращаясь в торгово-экономический и культурный центр Марийского края, хотя его население составляло всего около 2000 чел.

По уровню среднего образования Царевококшайск в этот период занимал первое место в губернии, опережая саму Казань: здесь на две тысячи населения было пять школ. Но в то же время в городе не было развитой промышленности. В 1837 году местный краевед, — уездный исправник, барон Александр фон Келлер, в очерковых заметках писал: « … фабрик и заводов нет … разных ремесленников находится: столяр — 1, сапожников — 2, портных — 2, медник — 1, оловянник — 1, красильщиков — 2».
 
  К началу XX века Царевококшайск оставался тихим провинциальным городом, состоящим из 13 улиц и 300 различных строений; в таком виде он сохранялся практически до 20-х годов XX века. Основу экономики составляло сельское хозяйство, самым многочисленным сословием было крестьянство.

  17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области, а уже 25 ноября Краснококшайск становится её административным центром.

  25 января 1928 года Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола («Красный город»). В декабре 1936 года Марийская автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и город Йошкар-Ола становится её столицей.
Одной из самых памятных дат в истории Йошкар-Олы является награждение города в 1984 году орденом Трудового Красного Знамени «За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 400-летием со времени основания».
  Современный период

  В 1990 году Йошкар-Оле присвоен статус исторического города и определена заповедная зона, охраняемая государством.

  16 июля 1997 года Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл зарегистрирован устав муниципального образования города Йошкар-Олы, который определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы городского самоуправления, роль жителей города и органов самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов самоуправления города.

  10 июля 2003 года Государственное Собрание Республики Марий Эл утвердило республиканскую целевую программу социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003—2008 годы под названием «Столица». Её целью стало «создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов», что дало новый толчок к развитию города. Сейчас на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции немногих сохранившихся зданий и церквей, строятся новые дома, создаётся благоприятные условия для жизни йошкаролинцев.

     

Набережная Брюгге в Йошкар Оле: фото, история создания

Главное

Набережная Брюгге – пешеходная набережная реки Малай Кокшага в городе Йошкар-Ола. Она известна своей необычной для России архитектурой, которая напоминает средневековую северную готику. Набережная Брюгге – один из архитектурных ансамблей, стилизованных под разные страны и эпохи, которые появились в Йошкар-Оле в XXI веке. Масштабная застройка центра города полностью изменила его облик, превратив Йошкар-Олу в один из самых интересных и необычных городов региона.

История

Прототипом застройки набережной Брюгге в Йошкар-Оле принято считать небольшой город Брюгге в Бельгии – один из самых красивых городов Европы, сохранивший прекрасные образцы средневековой архитектуры. Однако в качестве прототипа стоит упомянуть и набережную Брюгген в норвежском городе Бергене, внесенную в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По мнению специалистов, в архитектуре набережной Брюгге использованы элементы фламандской архитектуры, северной готики: застройка сплошным фасадом, разноцветные дома, яркие декоративные элементы, башенки, шпили, орнаменты. Набережная была образована в 2010 году и застраивалась примерно до 2014 года. Ранее на этом месте были пустыри и пляжи.

Состояние

Набережная Брюгге открывается масштабной Патриаршей площадью, на которой находится памятник Патриарху Алексию Второму работы Андрея Ковальчука (он же – автор других памятников на набережной). Величественный замок на площади напоминает по своей архитектуре самую известную постройку в Мари Эл – замок Шереметьевых в Юрино. Главный интерес на площади (а возможно и во всем городе) представляют часы «12 апостолов». Каждые три часа можно видеть шествие «Вход Господень в Иерусалим»: полутораметровые фигуры Христа и апостолов двигаются от одних ворот к другим. Представление занимает семь минут. Фигуры сделаны из бронзы и покрашены, имеют движущиеся элементы (руки, головы и пр.). Уникальная конструкция создана в Поволжском университете Йошкар-Олы, автор скульптур — Андрей Ковальчук.

Рядом с замком находится здание кукольного театра, которое напоминает известный замок Нойшвайнштайн в Баварии. Также на Патриаршей площади находится часовня Петра и Февронии Муромских и памятник им.

В домах на набережной Брюгге находятся министерства и ведомства, интернат для одаренных детей, есть и жилые дома. Завершается набережная ЗАГСом, пред которым стоит памятник счастливой супружеской паре, в качестве образца такой пары выбраны принц Монако Ренье и актриса Грейс Келли.

Впечатления

Завершив прогулку по набережной Брюгге, стоит перейти реку по Театральному мосту и увидеть Площадь Республики и Пресвятой девы Марии. Вход на нее открывает копия Спасской башни Кремля. На площади находится Благовещенский собор, напоминающим Собор Василия Блаженного в Москве и Спаса-на-крови в Петербурге. Далее можно пройти на площадь Оболенского-Ноготкова (первого воеводы Царевококшайска, переименнованного позже в Йошкар-Олу) со зданием Национальной художественной галереи, напоминающей Дворец Дожей в Венеции, увидеть другие, не менее удивительные здания, памятники и ансамбли Йошкар-Олы.

Отношение туристов и местных жителей к набережной Брюгге и другим достопримечательностям новой Йошкар-Олы противоречивое: от восхищения и мнения, что подобного нет нигде в России, до презрения и резкой критики. Однако несомненно, что туристская привлекательность Йошкар-Олы существенно выросла и может стать основой для развития города и региона.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Йошкар — Ола

Версия для слабовидящих

История Центрального Парка Культуры и Отдыха в Йошкар-Оле

Что же было раньше на том месте, где расположен сейчас Центральный Парк Культуры и Отдыха? В южной части современного парка находилось лесное ведомство по снабжению посадочным материалом ряда лесничеств Марийской АССР и в 1927 году заложило питомник.

Северная часть была занята кладбищем, которое было закрыто решением Йошкар-Олинского горисполкома 28 ноября 1926 года. Могилы старого кладбища были уже не видны, сохранилась лишь одна надгробная плита одного из участников Отечественной войны 1812 года. Было произведено перезахоронение всех найденных останков на Марковском кладбище. На месте бывшего кладбища и прилегавшей к нему ярмарки был создан сначала дендрологический питомник, а потом в начале 60-х годов на месте кладбища строили кафе “Молодежное», сейчас здесь находиться банк Траст.

В 1932 году из города Казани в Йошкар-Олу был переведен Поволжский лесотехнический институт им М. Горького и питомник передаётся институту для создания дендрологического сада. В связи с этим питомник обогащается древесно-кустарными породами из Раифского дендрариума Татарской АССР. Во исполнение постановления совета народных комиссаров МАССР от 19 октября 1940 года питомник Марийского Управления Лесоохраны передается Горкомхозу для организации городского Парка Культуры и Отдыха. Здесь уже было посажено до ста различных видов древесных и кустарниковых пород. Территория его равна 6,5 га.

В июне 1941 года город Йошкар-Ола готовился к праздничным мероприятиям, посвящённым двадцатилетию Марийской Автономной Советской Социалистической Республики. Последние приготовления проводились и в Парке Культуры и Отдыха. Открытие его было намечено на 22 июня [1; с.23]. В этот день началась Великая Отечественная война. Советскому народу стало не до отдыха. Он защищал от немецко-фашистских захватчиков свою Родину. Но и в эти тяжелые дни наш Парк не прекращал своей деятельности. Он воспитывал у жителей города патриотизм. Вся его работа была подчинена мобилизации трудящихся на оказание помощи защитникам Родины, на выполнение заказов для фронта.

22 апреля 1948 года парк культуры и отдыха постановлением городского совета выделяется как самостоятельная единица. А 29 октября 1949 года, в ознаменование ХХХ-летия ВЛКСМ, совет министров Марийской АССР по ходатайству коллектива присваивает парку имя «Парк Культуры и Отдыха имени ХХХ-летия ВЛКСМ» [2; с.10].

После Великой Отечественной войны в нашей стране началось восстановление разрушенных гитлеровцами городов и сел. Не было возможности выделять денежные средства на новое строительство и благоустройство даже таких небольших предприятий, как наш Парк Культуры и Отдыха. Но уже в 1951 году парк имел возможность построить читальный (Приложение 2, фото 1) и биллиардный (Приложение 2, фото 2) залы и комнату смеха (Приложение3, фото 1), а с 1958 года начались большие работы по реконструкции и благоустройству. Построена красивая ограда, главный вход украшен балюстрадой (Приложение 3, фото 2), от которой идет широкая аллея с цветниками. Построен летний театр на 660 мест. Внесены большие изменения в планировку. Закреплен участок под расширение территории Парка. Его границами определены улицы Комсомольская, Первомайская, Пушкина и Коммунистическая (ныне Кремлевская). Территория Парка составит 18 гектаров.

Дорожки и площадки в Парке были заасфальтированы. На 1200 человек построена танцевальная веранда.

По итогам проведения Всероссийского смотра работы культпросвет учреждений в 1958 году Министерство культуры РСФСР наградило Парк Культуры дипломом «Лучший Парк РСФСР» и присудило вторую премию.

В 1961 году проведены большие посадки. Создан розарий, в которыйвысажено более 500 роз. В условиях наших суровых зим сохранить их трудно, но дружный коллектив Парка с этой трудностью успешно справился.

В 1962 году был построен планетарий на 60 мест и крытая эстрада, установлены 8 металлических лодок-качалок и детская карусель (Приложение4, фото2).

Парк Культуры богат растительностью. В нем имеются такие ценные и редкие породы деревьев, как: кедр сибирский, пробковое дерево, манжурский орех, черемуха Маяка, груша Уссурийская, лиственница и другие. Всего в Парке насчитывается около 50-ти древесно-кустарниковых пород.

В 1962 году коллектив парка принял участие в общественном смотре Парков Культуры и Отдыха и городских садов страны, объявленного Министерством культуры СССР и редакцией газеты «Известия». По итогам смотра Парку Культуры присвоено звание «Лучший Парк Культуры и Отдыха РСФСР» и, вручены почетные дипломы первой степени Министерства культуры СССР и РСФСР. Парк награждается Почетной Грамотой Президиума Всероссийского Совета Союза Спортобществ.

В 1963 году площадь около аттракционов уложена сборной цветной бетонной плиткой. В розарии Парка дополнительно было высажено 1000 кустов. Ведется большая работа по дальнейшему расширению территории. В связи с этим сносятся ветхие частные жилые дома, расположенные на его территории.

Говоря о парке 50 – 70-х годов ХХ века, хочется отметить, что за этот период наш парк из городского сада превратился в «Центральный Парк Культуры и Отдыха имени ХХХ-летия ВЛКСМ». За это время парк преобразился, были возведены клумбы с выкладкой лозунгов «Слава Труду»; «Жить стало лучше, жить стало веселей!», цветники, статуи, что вполне соответствовало идеалам социалистической пропаганде того времени. Он стал белее демократичен. Основной посещавшей его массой были рабочие и служащие, интеллигенция того времени. Несмотря на то, что вход в парк стал платным, в парк приходило довольно много йошкаролинцев, которые стремились найти здесь занятия, и развлечения по душе и парк многое мог им предложить.

Как мы видим, парк не стал, да и не мог стать исключением из списка советских культурных центров, задачей которого стало воспитание «нового человека».

Совершенствовались формы и методы работы с посетителями. Коллектив работников Парка Культуры и Отдыха все свои усилия направлял на то, чтобы людям было в парке весело, интересно, чтобы больше было улыбок и уходили бы они из парка с хорошим настроением.

С 1976 года начиналось активное оснащение Парка Культуры большими аттракционами:«Круговой Обзор» и «Ромашка» были установлены в 1976 г., «Сюрприз» в 1980 г., «Орбита»  1983г., «Юнга» и «Солнышко» в 1984 г., «Весёлые горки» в 1985 г., «Вихрь» и «Колокольчик» в 1988 г., «Карнавал» и «Детская железная дорога»в 1989 г., паровозик «Экспресс шоссе» в 1997 г., «Брейк-Данс» в 2001 г., «Корабль НЛО» в 2006г., «Супер-Пупер» в 2005 г., «Лодочки фигурные»в 2011 г.

На сегодняшний день в парке насчитывается более 25 аттракционов для различных категорий посетителей. Многие из этих аттракционов, благодаря беспрекословному соблюдению правил эксплуатации и постоянному техническому контролю умелых специалистов, работают по сегодняшний день.

В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.

Центральный парк следует социально-культурным изменениям, происходившим как во всей стране, так и в нашем городе. Единственное, что оставалась неизменным, так это любовь горожан к своему парку. «На территории нашего парка насчитывалось несколько сотен деревьев и кустарников. Как по своему зелёному богатству, так и по художественному оформлению, по культурно-массовой и идеологической работе «Центральный парк культуры и отдыха имени ХХХ-летия ВЛКСМ»г. Йошкар-Олы явился одним из лучших в РСФСР.

Источники

ГАРМЭ. – Ф.Р-857. – Оп.1. – Д.1. – Л.10.
ГАРМЭ. – Ф. Р-873. – Оп.1. – Д.1. – Л.10.
МБУК «Музей истории г. Йошкар-Ола», Фотоальбомы «ЦПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ», НВФ 960/4
МБУК «Музей истории г. Йошкар-Ола», Фотоальбомы «ЦПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ», НВФ 960/1
МБУК «Музей истории г. Йошкар-Ола», Фотоальбомы «ЦПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ», НВФ 960/2

 

 

 

 

Йошкар-Ола » Города России » Мир России. Достопримечательности городов России. История городов России. Регионы России

По данным древних записей на территории современной Йошкар-Олы находилось поселение ещё во времена мезолита марийцев – её коренных жителей. Более полная картина образования города начинается с 1553г., когда на Казанских землях начинается освободительное движение. Жители не хотели подчиняться Московскому государству по приказу Ивана Грозного. Силы мятежников были настолько велики, что пришлось строить город-укрепление на этих землях. Так, в 1584г. был возведён город Царёвококшайск.

Длительное время Царёвококшайск оставался военным центром Марийского края и развивался в этом направлении благодаря тому, что основная масса жителей были военные. В 1775г. Царёвококшайск стал центром Казанской губернии. С 1863г. город становится местом политических ссылок.

К началу ХХ века город заметно изменился в лучшую сторону, хотя и остался провинциальным. В 1919г. получил новое название – Краснококшайск. Через год образовывается Марийская автономная область, центром которой становится Краснококшайск. В 1928г. город переименовали в Йошкар-Ола, что на марийском языке означает «Красное дерево» и в 1936г. он становится столицей Марийской Республики. После войны, с 1950г. город начал стремительно расширятся и застраиваться новыми улицами и заводами.

В 1990г. Йошкар-Ола получила звание исторического города, и было отведено много исторически важных мест под охрану и опеку государства. Об этом статусе свидетельствуют около 200 памятников культуры.

Самой старой, пожалуй, является Вознесенская церковь, построенная в 1756г. Реконструкция была проведена к 1995г. и сейчас здесь проводятся служения. В 1736г. была построена Церковь Пресвятой Троицы, но в советские времена была полностью разрушена. Сейчас же на её месте восстановили церковь, но немного другой конструкции. Это не помешало Церкви Пресвятой Троицы стать самой красивой в городе. Из всего изобилия православных храмов в городе есть один главный – Собор Воскресения Христова.

Обо всей истории и про быт народов, который жил на этой территории можно узнать в Музее истории города Йошкар-Олы. Здесь собраны коллекции археологических раскопок, этнографии и старинных документов. В Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл собрано большое количество экспозиций древнего марийского изобразительного искусства. Кроме этого здесь расположены коллекции российской и западноевропейской живописи и скульптуры.

Кроме большого количества исторических мест в Йошкар-Оле очень популярны скверы и парки с необычными статуями. Самой популярной из таких является Скамья любви и верности на бульваре Победы. На скамье изображено два лебедя и по приданию, если кто прикоснётся к ним, то они подарят этому человеку счастье. Очень красивыми скульптурами, возле которых постоянно много любителей фотографироваться, являются «Дерево жизни» и «Счастливая семья».

Йошкар-Оле уже исполнилось 427 лет, но этот город с каждым годом всё больше радует своих жителей интересными нововведениями и ежегодными праздниками.

Музей истории города Йошкар-Ола

Музей истории города Йошкар-Ола


Телефон: (8362) 42-3632

Адрес: 424000, Республика Марий Эл,

Время работы: *

Интернет:
www.russianmuseums.info/M2198 — официальный сайт
Музей истории города Йошкар-Ола — W1878, официальный сайт www.i-ola-museum.ru/

E-Mail:

Рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Музей истории города Йошкар-Ола открылся 30 сентября 1996 года. Он расположен в частном доме царевококшайского лесопромышленника Т.В. Чулкова. Этот дом был построен в 1911 году, имеет красивое флигель и украшен прекрасной резьбой по дереву и кирпичу.Здание является памятником истории и архитектуры республиканского значения. Неизменная экспозиция музея посвящена истории Йошкар-Олы, от основания города (1584 г.) до событий октября 1917 г. В этом музее представлено большое количество экспонатов, рассказывающих о помещениях и происхождении город-крепость Царев на реке Кокшаге; о его социально-экономическом развитии; об истории городского строительства; о жизни и быте, традициях и будущем его жителей.Большую ценность представляют музейные коллекции этнографического искусства, декоративно-прикладного искусства, предметов археологии и геологии, рисунки и фотодокументы.

Музей истории города Йошкар-Олы не только хранит и собирает свидетельства древней истории Йошкар-Олы, но и коллектив музея проводит культурную и просветительскую деятельность. Традиция музея — организация этнографических лекций, культурных вечеров и встреч с известными людьми Йошкар-Олы.В Музее истории города Йошкар-Олы действует «Клуб знатоков города».

Двери музея всегда открыты для всех, кто интересуется историей одного из древних русских городов.

В музее:
фольклорный ансамбль

Рядом с музеем:
ресторан (ы) или кафе

для музейных работников

Административный телефон:
(8362) 42-3632

Основание и день открытия:
основан: 01.02.1996
открыт: 30.09.1996

Статус организации:
Муниципальный

Организационная форма:
Некоммерческая

Тип организации:
культура для общества

Классификация:
Исторический, Краеведческий музей


Площади:
выставочные залы 130 2
временные выставки 208 2
музейный магазин 40 2

Номер сотрудника:
27 (кураторов: 7)

Среднее количество посетителей в год:
30000

Объем сборов:
20000, ед. Ред. Коллекции: 12356 ед.

Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2019 Музей истории города Йошкар-Ола

Copyright (c) 1996-2021 Русские музеи.инфо


Учеба в аспирантуре по истории в Йошкар-Оле

Йошкар-Ола — кандидат исторических наук
1

Годы обучения

2-4

Средние комиссии

~ 102 755 ₽