История создания храма церковь покрова на нерли: Храм Покрова на Нерли. Где находится церковь, история создания, картина Герасимова, фото, описание, архитектурные особенности, сочинение

Храм Покрова на Нерли. История создания. Культурная ценность. Духовное наследие

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Храм Покрова на Нерли

История создания
Культурная ценность
Духовное наследие
Храм
Покрова
на Нерли-
памятник
древнерус
ского
зодчества
1165 год
Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от
слияния рек Нерли и Клязьмы. В XII веке Клязьма протекала
несколько севернее, и церковь находилась практически на
речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных
торговых путей.
Князь Андрей
Боголюбский внук Владимира Мономаха,
сын Юрия Долгорукого, он в
юности был назван
Боголюбским за присущее ему
глубокое молитвенное
внимание и прилежание к
церковным службам. От деда,
Владимира Мономаха, внук
унаследовал великую
духовную сосредоточенность
и привычку обращаться к
Писанию во всех случаях
жизни.
Андрей Боголюбский и
Владимирский епископ без
согласия киевского патриарха
ввели на Руси праздник
Покрова Пресвятой
богородицы, в честь которой
на р.Нерли и был воздвигнут
Храм.
Предание
рассказывает, что князь
Андрей Боголюбский
построил Храм после гибели
во время похода в Волжскую
Булгарию своего старшего
сына Изяслава — в память о
нем. Сам поход закончился
победой русского войска.
В Лаврентьевской летописи
говорится, что от образа
Владимирской Божией
Матери, который находился в
русском войске, исходили
огненные лучи.
А белый камень для
постройки церкви доставили
в качестве контрибуции сами
побежденные волжские
булгары.
Сооружение Храма началось на
пойме.
Здесь каждую весну разливалось широкое
половодье. Специально под храм было
сооружено высокое основание искусственный холм из глины и
булыжного камня… Выкопав
полутораметровую траншею, строители
заложили фундамент, на котором в два
приема были возведены стены и дважды
изнутри и снаружи засыпаны грунтом.
Возник приподнятый над уровнем
весеннего разлива искусственный холм,
на котором и был возведен храм. Общая
глубина его основания составляет пять
метров тридцать сантиметров.
Когда весной разливается Нерль, церковь
остается на небольшом островке,
отражаясь в быстротекущих водах,
подступающих прямо к стенам…
Художественное совершенство
памятника производит впечатление, что
храм дошел до нас таким, каким был
задуман и создан зодчими. Однако, как
показали раскопки Н.Н. Воронина 19541955 гг., первоначальный облик его был
иным.
Оказалось, что храм Покрова на Нерли
стоит не на естественном возвышении, а на
искусственном насыпном холме,
поверхность которого была облицована
белокаменными плитами и снабжена
водосточными желобами.
Реконструкция
Н.Н.Воронина.
Чуть вытянутый вверх храм
Покрова на Нерли напоминает
башню. Слабо выступающие
алтарные полукружия, отвесные линии
ребристых пилястр, членящих
наружные стены, подчеркивают
устремленность храма ввысь. Церковь
увенчана стройным световым
барабаном с узкими окнами,
обрамленными тонкими
полуколонками.
В 1803 году шлемовидное покрытие
главы заменено луковичным.
В 1874 году игумен Боголюбова
монастыря получил разрешение
Владимирского епископа разобрать
Храм Покрова на Нерли и использовать
материал для постройки монастырской
колокольни. Церковь уцелела лишь
потому, что заказчики и подрядчики не
сошлись в цене.
Купол
Белокаменный резной узор Покровского храма прост и немногосложен.
Купол, паруса, своды и арки парят где-то высоко над головой, причудливо
круглясь и энергично изгибаясь.
На всех фасадах повторена одна и та же композиция рельефов
включающая изображение царя Давида с гуслями в руках, фигуры львов, птиц и
женские маски. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех
владимирских храмах той эпохи С особым изяществом выполнен аркатурный
пояс. Его близко сдвинутые резные колонки, образуя ряд частых вертикалей,
усиливают устремленность здания ввысь. Сохранились все три портала храма,
украшенные резными ступенчатыми дугами.
На рельефах церкви Покрова
юный царь Давид восседает на троне,
прижимая к себе струнный музыкальный
инструмент – Псалтирион – и
благословляя воздетой правой рукой. Он
держит музыкальный инструмент как
атрибут, и главная суть– в
благословляющем жесте . Его поза и жест
напоминают традиционные изображения
Христа Вседержителя на троне.
Прообразом этой композиции могли стать
романские кадила и миниатюры
византийских Псалтирей, на которых
фигуры царя Давида увенчивали
изображения храма.
Возвеличивают царя Давида
окружающие рельеф фигуры резных
зверей и птиц. Застывшие позы и строгая
симметрия композиции придают им
характер геральдических эмблем.
Вероятно, они и являются эмблемами
власти.
Интерьер Покровской
церкви легок и светел.
Паруса, своды и арки парят где-то
высоко над головой, причудливо
круглясь и энергично изгибаясь
Четыре суживающихся кверху
подкупольных столба эффектно
подчеркивают его высоту. На сводах
и в куполе видны широкошляпочные
гвозди, закреплявшие в древности
грунт фресковой росписи, остатки
которой сохранялись до середины
XIX века и были полностью
уничтожены при ремонте храма в
1877 году.
Интерьер Покровского Храма
В древности интерьер белокаменного храма
складывался в стройный ансамбль: невысокая
алтарная преграда, настенные фресковые
росписи, керамические полы из разноцветных
поливных плиток. Белокаменной резьбы внутри
здания почти нет: только пары лежащих львов в
основаниях подпружных арок. Возможно, от
древнего времени сохранился престол в алтаре,
сложенный из девяти белокаменных блоков на
известковом растворе.
Икона «Покров Богоматери»
(последняя четверть XV в.)
В верхней части иконы изображена
Богоматерь с красным покровом в руках.
Ниже – стоящий на амвоне Роман
Сладкопевец со свитком в левой руке.
Справа и слева симметрично расположены
группы молящихся, пророков,праведников,
архангелов.
Фоном служит архитектура: за розовой
стеной – киворий и Влахернский храм в
виде базилики, слева и справа – здания с
колоннами и башнями. Справа по кровлям
перекинут красный велум. На стенах
зданий – белильный геометрический
орнамент, на стене базилики – прорись
фигурки льва. Колорит иконы построен на
сочетании оттенков красного, зелёного,
охристого цвета.
Икона написана на трёх липовых досках,
скреплённых двумя врезными сквозными
шпонками.
Икона представляет владимиросуздальский перевод композиции«Покров».
Слияние рек Нерли и Клязьмы
являлось важным узлом торгового и
военного пути из Новгорода через
Ростовскую землю и дальше на
восток. Надо полагать, что выбор
места не был обусловлен только
эстетическими мотивами, но прежде
всего соображениями
политического и экономического
характера. В глазах иностранных
гостей и послов этот сказочный
храм на белокаменном холме был
олицетворением мощи и
величия ВладимироСуздальской земли.
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся
вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную
белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой
безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
«…На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют
солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно
колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн,
как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы
и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а
лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
Поэт Наум Корживин
в 1954 г. написал стихотворение
«Церковь Покрова на Нерли»
Невысокая,
небольшая,
Так подобрана
складно ты,
Что во всех навек
зароняешь
Ощущение высоты…
Так в округе твой
очерк точен,
Так ты здесь для
всего нужна,
Будто создана ты
не зодчим,
А самой землей
рождена.
Среди зелени белый камень,
Луг, деревья, река,
кусты.
Красноватый
закатный пламень
Набежал — и
Источники создания данной презентации:
— http://www.pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj-xram-
sozdannyj-na-rusi/
— http://trip-guide.ru/page_239.htm
— http://www.greenmama.ru/nid/2463795/
— http://zagraevsky.com/pokrov.htm
— http://rusarch.ru/timofeeva3.htm
— http://www.liveinternet.ru/
— http://korzhavin.ouc.ru/cerkov-pokrova-na-nerli.html

19. Домашнее задание

Что роднит эти образы? (письменно в тетради)

English     Русский Правила

Церковь Покрова Богородицы на Нерли | Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему:

Слайд 1

Церковь Покрова на Нерли Подготовил: Могайбо Максим Руководитель: Громова Е. В.

Слайд 2

Покров на Нерли Це́рковь Покрова́ на Нерли’ ( Покро́в на Нерли’ ) — белокаменный храм во Владимирской област и России, в полутора километрах от Боголюбова , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Слайд 3

История Церкви Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Слайд 4

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси[ источник не указан 1040 дней ]. По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Слайд 5

Архитектура Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами . Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Слайд 6

Стены

Слайд 7

Купол Осмотром установлено, что внутри главы луковичной формы сохранился первоначальный купол, выполненный из пористого туфа обычной системой кладки. Поверхность выровнена смазкой из известкового раствора; смазка неравномерно покрывает кладку (от 0 до 5—6 см), что свидетельствует о неровности поверхности кладки. В вершине купола имеется отверстие размером 7 X 7 см , глубиной 16 см.

Слайд 8

Разрез купола

Слайд 9

Покров на Нерли юго-западная сторона

Слайд 10

Северо-западная сторона

Слайд 11

Западный фасфад

Слайд 12

Чертёж

Слайд 13

Система соотношений церкви

Слайд 14

Общий вид

Святая Русь с высоты птичьего полета

14 ноября 2012 г.
Россия Вне заголовков

Оптина пустынь, Калужская область — Оптина пустынь — православный монастырь примерно в 240 км от Москвы. Большая часть монастырских построек была возведена на рубеже 18-19 веков.

В то время Оптина Пустынь была важнейшим духовным центром Русской Православной Церкви и послужила образцом для нескольких других монастырей.


Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов, Ярославская область — Спасо-Яковлевский монастырь, расположенный на окраине Ростова на берегу озера Неро, один из древнейших русских городов, расположенный в 210 км к северо-востоку от Москвы. Монастырь был основан в 14 веке преподобным Иаковом Ростовским.

Никольская часовня, Вершинино, Кенозерский национальный парк — Никольскую часовню иногда называют «прообразом всех Кенозерских часовен» и ее строительство относится к XVIII веку. Первоначальный вид часовни представлял собой дом с купол, открытый променад и высокое крыльцо В середине XIX века часовня была обшита досками.


Кирилло-Белозерский монастырь, г. Кириллов Вологодской области — Кирилло-Белозерский монастырь, расположенный в г. Кириллове на берегу Северского озера, основан в конце XIV века.

Его основатель святой Кирилл был потомком знатного московского рода Вельяминов. Он прошел долгий путь от монаха до архимандрита в Московском Симоновом монастыре, однако отказался от высокого чина и в возрасте 60 лет приехал в Белоозерье, где основал монастырь.


Боголюбовский женский монастырь, г. Боголюбово Владимирской области — Монастырь расположен в селе Боголюбово, в 13 км к северо-востоку от древнего города Владимира. Боголюбово было основано князем Андреем Боголюбским в 1158 году. По преданию, князь заночевал на этом месте и увидел Богородицу, которая повелела ему основать поселение и построить монастырь.


Церковь Святой Троицы, с. Поленово (Бехово) Тульской области — Церковь Святой Троицы на Бехово (1904-1906) был создан по проекту Василия Поленова (1844-1927), одного из крупнейших русских пейзажистов XIX века. Стиль храма во многом заимствован из архитектурных традиций северо-западных областей России XII века.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Боголюбово Владимирской области — Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли — православный храм, символ средневековой России. Церковь расположена при слиянии рек Нерли и Клязьмы в Боголюбово, в 13 км к северо-востоку от древнего города Владимира. Церковь построена из белого камня в 1165 г.


Новоиерусалимский монастырь, Московская область — Новоиерусалимский монастырь — монастырь, расположенный в городе Истра Московской области, Россия. Он был основан в 1656 году Патриархом Никоном и получил свое название от Нового Иерусалима. Это место было выбрано из-за его сходства со Святой Землей.


Иоанно-Предтеченский женский монастырь, г. Вязьма, Смоленская область

— Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположен в г. Вязьме в 175 км юго-восточнее г. Смоленска Смоленской области и стоит на берегу реки Вязьмы. Первые постройки были возведены здесь в начале 16 века.

Свято-Спасский женский монастырь, г. Костомарово, Воронежская область — Свято-Спасский женский монастырь в г. Костомарово — древний пещерный монастырь, расположенный в Воронежской области на реке Дон. В этих пещерах есть две церкви: большой Спасский храм с колоннами и малая церковь Серафима Саровского. Большой подземный Спасский храм вмещает до 2000 человек.


Антониево-Сийский монастырь, Архангельская область — Русский православный монастырь, расположенный в 160 км от Архангельска, на полуострове Михайловского озера. Река Сия, вытекающая из озера, дала название монастырю. Монастырь был основан в 1556 году святым Антонио, поселившимся на острове вместе с другими монахами.


Борисоглебский монастырь, г. Дмитров Московской области — Дмитровский Борисоглебский монастырь основан в 15 веке. В конце XVII века вокруг него была возведена каменная стена высотой 4 метра с круглыми угловыми башнями. Композиционным и художественным центром монастыря стал Борисоглебский собор, построенный в 1537 году.


Углич. Кремль, Ярославская область — Углич — исторический город на реке Волге в Ярославской области, Россия. Впервые он был задокументирован в 1148 году. Считается, что название города связано с близлежащим поворотом («угл» по-русски) на Волге.


Ферапонтов монастырь, Вологодская область — Ферапонтов монастырь в Вологодской области России считается одним из чистейших образцов русского средневекового искусства. В 2002 году ансамбль Ферапонтова монастыря и фрески Дионисия были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году на Русском Севере к востоку от Кирилло-Белозерского монастыря, названного в честь его сподвижника. , преподобный Кирилл Белоозерский.


Богоявленская церковь, с. Ошевенское Архангельской области — Село Ошевенское, расположенное в Каргопольском уезде по правому берегу реки Чурюги, возникло рядом с монастырем, который был основан монахом Александром Ошевеньким в 1460 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *