Кафедральные соборы: Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Успенский собор в Смоленске.

Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Успенский собор в Смоленске.

Публикации раздела Традиции

Кафедральные соборы России. Истории и святыни.

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм в знак благодарности. Главный собор Русской православной церкви, храм Христа Спасителя был построен в честь победы русского народа над войсками Наполеона. Строительство велось почти полвека, и 7 июня 1883 года по новому стилю собор был освящен. В декабре 1931 года храм-памятник воинской славы уничтожили взрывом, и в 2000-м году собор построили вновь. Так же как главный кафедральный собор в России, многие храмы рушились и восстанавливались из руин. Но устояли, хотя и утратили большинство своих святынь.


Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве

Храм, в котором крестили Александра Сергеевича Пушкина. С 1938 года собор становится кафедральным, а затем и Патриаршим. С 1943 и до 1991 года здесь проходила интронизация предстоятелей церкви — патриархов. Храм то собирались снести и расширить Елохинскую площадь, то намеревались сделать домом редкой книги или кинотеатром. Но и по сей день собор остается кафедральным для Московского патриархата и хранит святыни: икону «Собор Божией Матери», запечатлевшую 164 образа Богородицы, мощи святителя Алексия Московского — одного из наставников Дмитрия Донского. Окрестности Спартаковской площади Москвы оглашает звон 17 колоколов, которые сохранились с ХIX века.


Успенский кафедральный собор в Смоленске

Один из самых почитаемых храмов России построен в память о героической обороне города от войск Речи Посполитой. Храм на Соборной горе был заложен еще Владимиром Мономахом, но та церковь не устояла при штурме. Новый собор возводили около ста лет. Чудом церковь уцелела при нашествии Наполеона, лишилась шлема покровителя Смоленска — святого Меркурия, но смоленские партизаны отбили у французов плащаницу, подаренную Московским Кремлем. Во время Великой Отечественной войны собор утратил свою главную святыню — Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия», которая попала на Русь в ХI веке. Сейчас в соборе хранится образ Одигитрии ХVII века, списанный с чудотворной иконы при царе Иване Грозном.


Кафедральный собор Равноапостольного Князя Владимира в Астрахани

Храм, построенный в честь 900-летия Крещения Руси. Возвели церковь на границе русской и татарской слободок в миссионерских целях — приобщать татар-мусульман к православию. Один из приделов храма — святителя Николая, которого почитали даже мусульмане, а главное — моряки, во множестве проживавшие на астраханских землях. По преданию, крест был сооружен из чугунного якоря. Собор претерпел немало бедствий. Побывал храм и складом, и автовокзалом. В 1919 году боевые суда в упор расстреливали церковь. По легенде, огонь прекратили после явления лика Богородицы на куполе собора. Среди особо чтимых святынь, особенно моряками, — икона «Никола на водах», подаренная адмиралом Владимиром Масориным.


Собор Иконы Божией Матери «Знамение» в Знаменском монастыре в Курске

Храм на месте городской крепости. В 1612 году город был захвачен и разорен польско-литовскими войсками. Неприступной осталась лишь цитадель. В память о событиях построен монастырь Курской иконы Божией Матери «Знамение». Строительство Знаменского собора началось в 1816 году. После революции в величественном храме разместился кинотеатр «Октябрь», чудотворная икона была вывезена из страны Добровольческой армией и оказалась в США. Лишь в 90-е годы XX века храм стал кафедральным собором, а среди святынь появился список с образа «Знамение», написанный в 1902 году иноками Знаменского монастыря.


Казанский кафедральный собор

Храм, построенный на историческом месте — вместо придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Время и сырость повредили деревянное барокко, и Павел I решил возвести храм, величием не уступающий ватиканскому собору Святого Петра. Снесли 11 домов на Невском и начали строить по проекту бывшего крепостного Строгановых Андрея Воронихина. Собор стал правопреемником снесенной церкви. Сохранилась традиция чествования русской армии после воинских побед. Даже иконостас собора сделан из трофея — на облицовку ушло 40 пудов трофейного серебра. Главная святыня собора — список Казанской иконы Божией Матери, царицы Прасковьи Федоровны, попавший в Петербург после переноса столицы в 1712 году.

Читайте также:

  • Где зарождалась Русь
  • Вдали от мира
  • От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России

Свято-Успенский кафедральный собор в Махачкале

Главный православный храм в столице Дагестана. Построен в 1906 году на пожертвования жителей поселка Порт-Петровск, как раньше называлась Махачкала, и деньги от Николая II. Освящен был в честь покровительницы Кавказа — иконы Иверской Божией Матери. В 90-х годах ХХ века храм практически опустел, в то время русскоязычные махачкалинцы покидали город. Но уже двадцать лет спустя в храме строился новый придел в честь Александра Невского, заново расписывались своды. Всю настенную роспись выполнили местные мастера-мусульмане под руководством знаменитого дагестанского художника Абдулзагира Мусаева. Главная святыня храма — копии даров волхвов из греческого монастыря Святого Павла.


Свято-Екатерининский кафедральный собор

Главный храм Екатеринодарской и Кубанской епархии, один из самых крупных в России. Строительство храма началось после крушения царского поезда, на котором Александр III возвращался из поездки по югу России. Все царское семейство осталось невредимым, и местная Городская дума в честь этого события решила построить храм. Строили на совесть, и это спасло храм в 30-е годы. В кирпичной кладке использовали яичный белок, и собор не взорвали, опасаясь разрушить окружающие кварталы. В этом заслуга и архитектора Ивана Мальгерба. В 1944 году приделы собора вновь освящали, но уже не в честь небесных покровителей членов царской семьи. Главные святыни храма — это мощи великомученицы Екатерины и блаженной Матроны Московской.


Новочеркасский Свято-Вознесенский кафедральный собор

Главный храм Донского казачьего войска. Открыт и освящен в 1905 году. По высоте купола собор на седьмом месте в России. Крест инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, из-за его отблесков храм называют «второе солнце Дона». В нижнем храме покоятся останки основателя столицы донского казачества — «вихорь-атамана» Матвея Платова. В 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы и превратили собор в хранилище для мазута. Но уже спустя 20 лет благодаря историкам храм начали восстанавливать. Среди многочисленных святынь собора уцелела икона Успения Богоматери, подаренная войску Донскому в конце ХIX века митрополитом Киевским и Галицким Платоном.


Всехсвятский собор в Туле

Белоснежный храм XVIII века в стиле русского классицизма появился в старинном городе после эпидемии чумы. Кладбища вынесли за городские стены, и в 1776 году на купеческие деньги при Всехсвятском некрополе был построен собор. Иконы для одноэтажной церкви создал иконописец, тульский оружейник Григорий Белоусов. В 1859 году дополнила архитектурный ансамбль 82-метровая колокольня с трубящими ангелами — подарок от церковного старосты, купца Пирожникова. Но первые колокола украли, сторожей за халатность били розгами. Освящение колокольни состоялось спустя четыре года. Особо почитаются в храме афонская икона Божией Матери «Милующая», Казанская и икона святителя Николая с частицей его мощей.


Богоявленский кафедральный собор Томска

Храм в стиле сибирского барокко построен на месте Богоявленской церкви 1630 года. Он знаменателен тем, что в 1804 году в еще не достроенном соборе, без крыши, губернатор всенародно объявил о создании Томской губернии. Постреволюционная история храма похожа на многие. В соборе открывали курсы Сибжелдорстроя, вермишелевую фабрику, завод «Красный богатырь». Лишь к ХХI веку полуразрушенному собору вернули исторический облик. Величайшая святыня храма и всего города — образ Живоначальной Троицы, которым Борис Годунов благословлял казаков на основание Томской крепости. Сама икона работы Андрея Рублева была утрачена в советское время, но ее точную копию подарили храму к 400-летию Томска.

Теги:

Города РоссииТрадицииПубликации раздела Традиции

Кафедральный собор

5 ступеней веры


Кафедра́льный собо́р – в разных кон­фес­сиях храм, в кото­ром рас­по­ла­га­ется епи­скоп­ская кафедра и где насто­я­те­лем явля­ется сам епи­скоп. Кафед­раль­ный собор, как пра­вило, явля­ется глав­ным храмом епар­хии.

Про­ис­хож­де­ние слова

Слово собор про­ис­хо­дит из ста­ро­сла­вян­ского языка и озна­чает «собра­ние, съезд». Уместно пред­по­ло­жить, что собо­ром стали назы­вать тот храм, где всегда вместе с епи­ско­пом слу­жило много свя­щен­ни­ков. В наше время помимо кафед­раль­ных собо­рами часто назы­вают глав­ные храмы внутри мона­стыря (напр. Успен­ский собор Троице-Сер­ги­е­вой Лавры) или церкви, име­ю­щие особый статус (напр. Собор Покрова на Рву, более извест­ный как храм Васи­лия Бла­жен­ного). Статус собора церкви при­сва­и­ва­ется раз и навсе­гда.

Слово кафедра (καθέδρα) гре­че­ского про­ис­хож­де­ния и озна­чает оно «сиде­нье, седа­лище; сиде­ние». Уже во вре­мена древ­него хри­сти­ан­ства в храмах для пред­сто­я­те­лей стали устра­и­вать почёт­ные седа­лища в абси­дах алта­рей на воз­вы­ше­нии, о чём сви­де­тель­ствует архи­тек­тура древ­них бази­лик и ката­комб­ных церк­вей. Окрест него рас­по­ла­га­лись седа­лища (стулья) для свя­щен­ни­ков. Место и способ рас­по­ло­же­ния выбрано не слу­чайно – оно соот­но­сится с виде­нием Иоанна Бого­слова, кото­рое он опи­сы­вает в 4 главе Откро­ве­ния: «И тотчас я был в духе; и вот, пре­стол стоял на небе, и на пре­столе был Сидя­щий; и Сей Сидя­щий видом был подо­бен камню яспису и сар­дису; и радуга вокруг пре­стола, видом подоб­ная сма­рагду. И вокруг пре­стола два­дцать четыре пре­стола; а на пре­сто­лах видел я сидев­ших два­дцать четыре старца…».

Почти сразу слово кафедра стало одним из сим­во­лов епи­скоп­ской власти. Тер­тул­лиан в сочи­не­нии «О пре­скрип­ции против ере­ти­ков» упо­треб­ляет сло­во­со­че­та­ние апо­столь­ская кафедра, имея ввиду пре­ем­ствен­ность епи­скоп­ской власти помест­ных церк­вей от апо­сто­лов.

Во многих евро­пей­ских языках поня­тие кафед­раль­ный собор эти­мо­ло­ги­че­ски напря­мую свя­зано со словом кафедра (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем.  Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral). В совре­мен­ном цер­ков­ном языке кафед­рой может назы­ваться ста­ци­о­нар­ное или пере­нос­ное воз­вы­ше­ние в центре храма, куда епи­скоп выхо­дит в опре­де­лён­ные моменты бого­слу­же­ния, а также в пере­нос­ном смысле епар­хия, мит­ро­по­лия или город, кото­рым управ­ляет епи­скоп.

Наи­бо­лее извест­ные кафед­раль­ные соборы хри­сти­ан­ских кон­фес­сий в Европе

В Москве всем хорошо изве­стен храм Христа Спа­си­теля. Полное его назва­ние Кафед­раль­ный собор­ный храм Христа Спа­си­теля. Храм имеет тра­ги­че­скую исто­рию. Первое здание собора была завер­шено к 1881 г. Но в 1931 г. в надежде иско­ре­нить пра­во­сла­вие он был взо­рван по при­казу совет­ской власти и впо­след­ствии на его месте был построен бас­сейн «Москва». Однако в 1980-ых годах появи­лось дви­же­ние за вос­со­зда­ние храма и в 2000 году состо­я­лось вели­кое освя­ще­ние Храма Христа Спа­си­теля пат­ри­ар­хом Алек­сием II, когда он пред­стал перед все­об­щим взором в небы­ва­лом вели­ко­ле­пии и до сих пор явля­ется глав­ным храмом г.

Москвы.

В Храме Христа Спа­си­теля ныне служит пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси. А после его раз­ру­ше­ния и до его вос­со­зда­ния пат­ри­ар­шая кафедра нахо­ди­лась в Ело­хов­ского Бого­яв­лен­ском соборе. О его суще­ство­ва­нии известно с 1845 г. Сейчас он явля­ется кафед­раль­ным собо­ром Мос­ков­ской город­ской епар­хии. У входа в собор висит памят­ная таб­личка о кре­ще­нии в нём в 1799 г. Алек­сандра Сер­ге­е­вича Пуш­кина.

Глав­ный като­ли­че­ский кафед­раль­ный собор – это собор свя­того Петра в Риме. Долгое время был самой боль­шой хри­сти­ан­ской цер­ко­вью в мире, поскольку на всей тер­ри­то­рии собора внутри и сна­ружи одно­вре­менно могут участ­во­вать в бого­слу­же­нии до 75 000 чело­век. Под алтар­ной частью поко­ятся мощи свя­того апо­стола Петра, над кото­рыми по при­ка­за­нию импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого воз­вели первую бази­лику в 326 г.

Бер­лин­ский собор – одна из досто­при­ме­ча­тель­но­стей Бер­лина и кафед­раль­ный собор Еван­ге­ли­че­ской церкви Гер­ма­нии. Он стро­ился несколько лет и был достроен в 1905 г., но во время Второй Миро­вой войны постра­дал и открылся вновь после рекон­струк­ции в 1993 г. Выпол­нен в стиле барокко и явля­ется усы­паль­ни­цей для цар­ской дина­стии Гоген­цол­лер­нов.

Собор святой Софии, Пре­муд­ро­сти Божией г. Стам­була (бывш. Кон­стан­ти­но­поля). Пер­во­на­чально храм святой Софии был воз­двиг­нут в IV в., затем, как утвер­жда­ется, после пожара, был воз­двиг­нут другой, а после того, как и он под­вергся дей­ствию огня, – оче­ред­ной; после того, как сгорел в пожаре и он, ещё один — вели­че­ствен­ный. Он был зало­жен при ини­ци­а­тиве импе­ра­тора Юсти­ни­ана, в VI в. На про­тя­же­нии дол­гого вре­мени этот собор был кафед­рой Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, кото­рый имеет титул Все­лен­ский и счи­та­ется primus inter pares, т.е. первым среди равных. С этим собо­ром свя­зано огром­ное коли­че­ство важ­ней­ших собы­тий для пра­во­слав­ной церкви. После паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 г. этот храм стал собор­ной мусуль­ман­ской мече­тью.

Убран­ство храма изоби­лует древними моза­ич­ными изоб­ра­же­ни­ями извест­ных святых. Но глав­ная его осо­бен­ность – это отсут­ствие колонн в цен­траль­ной части, поскольку купол дер­жится на ароч­ных кон­струк­циях. Такое архи­тек­тур­ное реше­ние можно назвать шедев­ром архи­тек­тур­ной мысли для своего вре­мени. К сожа­ле­нию, сейчас собор — это Боль­шая мечеть Айя-София. Долгое время она была музеем, однако в 2020 г. в ней воз­об­но­ви­лись мусуль­ман­ские бого­слу­же­ния, что не ума­ляет её исто­ри­че­ской цен­но­сти для пра­во­сла­вия.

  • 931 0