Как доехать до ватикана: что нужно знать путешественнику (советы и секреты)

достопримечательности, музеи, скульптуры, территория, храмы, соборы, церкви, население Ватикана

И начнем мы с главного – с сердца этого удивительного государства, с собора Святого Петра.

Собор Святого Петра

Это один из самых известных и красивейших соборов мира.

Если мы обратимся к началу статьи, то вспомним о том, что он был воздвигнут на месте древней базилики, установленной Константином Великим в честь одного из любимых апостолов Христа – Святого Петра.

Собор строился в течение 150 лет разными папами, и к этой грандиозной задумке на всех этапах привлекались ведущие художники, скульпторы, деятели культуры. Даже Рафаэль и Микеланджело.

Эта историческая церковь потрясает своими размерами и богатейшим убранством.

Интерьер украшает вереница скульптур, надгробий, мозаик, дверей и произведений искусства.

Об этом невероятном соборе и сокровищах, таящихся в нем, можно рассказывать бесконечно. Но впереди нас ждет еще целый калейдоскоп памятников и шедевров, поэтому давайте выйдем на улицу и осмотрим повнимательнее огромную площадь, это каменное великолепие, которое раскинулось у подножия собора.

Площадь Святого Петра

Можно сказать, что Ватикан начинается именно отсюда. Ведь это первое, что вы видите, ступив на территорию государства.

Грандиозная площадь как будто разделена на два полушария и украшена точкой посередине. Эта точка – 25-метровый обелиск, привезенный из Египта в Рим императором Калигулой. Когда-то обелиск венчался золотым шаром, в котором, согласно преданию, покоился прах Юлия Цезаря. В XVI веке шар был заменен на крест с кусочком Креста Господня.

Площадь Святого Петра – творение рук еще одного одаренного итальянского архитектора. Джованни Бернини, перед которым была поставлена задача спроектировать место собраний католиков всего мира.

Бернини придумал и организовал поистине грандиозное пространство, окруженное знаменитыми колоннадами, крылья которых расходятся вправо и влево от портика и охватывают площадь большими полукружиями. Очень впечатляет!

А теперь давайте пройдем в еще одно знаковое место, в Его Сиятельство Апостольский Дворец, являющийся на сегодняшний день объектом всемирного наследия.

Апостольский дворец

Помните песню: «Как, с чего начать мою историю»? Так вот, в случае Апостольского дворца все именно так и обстоит. Я не знаю ни с чего начать, ни чем продолжить, ни как закончить свою историю об этом восьмом чуде света.

Я объездила полмира, была в самых знаменитых и самых укромных уголках нашей планеты. Судьба дала мне шанс увидеть лучшие коллекции произведений искусства, услышать лучшие сочинения величайших композиторов в исполнении симфонических оркестров, почувствовать благоговейный трепет при прикосновении к манускриптам, записям, черновикам гениальных литераторов. Но нигде, абсолютно нигде я не встречала такого сосредоточения шедевров на один квадратный сантиметр.

Подробное описание этого комплекса (куда, к слову сказать, входит не одно здание) займет у меня несколько часов, коими мы не обладаем. Поэтому мы с вами сделаем остановку только в некоторых местах.

Итак, сами итальянцы именуют его Папским дворцом. Оно и понятно, ведь это – резиденция главы Католической Церкви. Официальное название – Дворец Сикста V.

Достоверных данных о начале возведения этого монументального сооружения нет. Одни историки утверждают, что начало было положено Константином Великим в IV веке, другие связывают это событие с Папой Римским по имени Симмаха, который стоял во главе церкви в VI веке.

Как бы там ни было, после смены нескольких резиденций в XIV веке папы окончательно оседают в Ватикане, и вот тут-то и начинаются глобальные проекты.

Один папа возводит Сикстинскую капеллу, другой строит Бельведерский дворец, третий приказывает сделать ложи, которые позже распишет Рафаэль… этот список можно продолжать еще долго. Но думаю, вы уже поняли, сколь масштабен комплекс, помещения которого соединены между собой прекрасными галереями и переходами.

Да, вижу, вы уже догадались, что Апостольский дворец – это целое собрание дворцов, капелл, залов, галерей разных эпох и стилей, которые окружены прекрасными садами.

Папские апартаменты, правительственные учреждения Святого Престола, часовни, пинакотека, музеи, библиотека – все находится здесь. Этот комплекс насчитывает 12 тыс. комнат, 200 лестниц и 20 дворцов.

А теперь давайте заглянем внутрь…

По главной лестнице мы поднимаемся в Царскую залу, а из нее попадаем в Сикстинскую и Паолинскую капеллы.

С первой капеллой все понятно, нет на свете человека, которому было бы незнакомо это название. А вот чем же примечательна вторая капелла, Паолинская?

А тем, что во время Пасхи здесь проходят службы.

Капелла украшена двумя фресками Микеланджело, которые уже пострадали от копоти свечей.

На втором этаже находятся знаменитейшие ложи.

Станцы Рафаэля

Создать роспись для этих 4 небольших помещений – лож и зала – поручили совсем юному художнику Рафаэлю Санти, которому на тот момент было 25 лет.

Он и его ученики успели расписать только помещения, а вот зал ученикам пришлось завершать самим по эскизам мастера. Причиной тому послужила преждевременная кончина Рафаэля от римской лихорадки, которой он, предположительно, заразился во время раскопок в римских катакомбах .

Одна стена – это целая фреска, так что в станце (помещении) их 4. Тематика – философия и религия. В каждой картине скрыт глубокий смысл, каждая сцена поражает мастерски выполненным рисунком, палитрой красок и оттенков.

Лучшей из фресок считается «Афинская школа», одно из величайших творений Рафаэля.

Композиция этой фрески, ее история, персонажи, изображенные на ней, представляют большой интерес, но сейчас я не буду останавливаться на этом подробно.

Вы сможете прочитать обо всем в отдельной статье «Станцы Рафаэля».

Через Зал Константина можно попасть в Зал светотеней, а потом выйти в капеллу Никколлина с фресками доминиканского монаха и художника Раннего Возрождения Фра Беато Анджелико, что в переводе с итальянского означает «Брат Блаженный Ангельский».

Анджелико был причислен Ватиканом к лику блаженных, и теперь он является небесным покровителем всех художников.

Третий этаж.

Тут размещены тронные залы, Климентинский зал, зал консисторий, кабинет папы, помещения для его частных аудиенций.

В одном из крыльев Бельведерского дворца в начале прошлого века открылась Ватиканская пинакотека, для которой впоследствии построили целое отдельное здание.

Пинакотека

Здесь размещается коллекция произведений живописи.

В пинакотеке 18 залов, в которых представлены работы итальянских мастеров и собрание византийского искусства. Всего в коллекции порядка 450 картин религиозной тематики, датируемых XII—XIX веками.

Италия дала миру немало великих мастеров, так что пинакотеке есть чем гордиться, ведь в состав ее коллекции входят и Фра Анджелико, и Рафаэль, и Филиппо Липпи, и Караваджо, и Тициан, и Вазари, и сам Леонардо да Винчи (его незаконченная картина «Святой Иероним»).

А теперь я хочу пригласить вас прогуляться по Бельведерскому дворцу, заглянуть в его сады и некоторые галереи. Там есть на что посмотреть, поверьте :).

Бельведерский дворец

Входит в состав архитектурного комплекса, о котором говорилось выше, и является памятником эпохи Возрождения. Включает в себя само здание (дворец), парадный двор и сады.

Бельведерский дворец изначально возводился для наслаждения прекрасным видом окрестностей и был просто виллой, которая стояла отдельно на холме.

Позже папа Юлий II приказал соединить дворец с Ватиканом галереями, а сейчас эти два памятника архитектуры объединены обширным садовым пространством, которое завершается одним весьма примечательным двориком.

Двор Сосновой шишки

«Но почему такое странное название?» – спросите вы.

Ответ прост: эта площадка украшена 4-метровой позолоченной бронзовой шишкой, отлитой в I-II вв.

Сосновая шишка издревле считалась символом источника жизни и изображала шишковидную железу, которая почиталась как «третий глаз», т. е. связь человеческого и божественного начала. Заметили? В Ватикане нет ни одной бессмысленной детали.

В этом дворике есть еще одна выдающаяся скульптурная работа, но уже из категории современного искусства. Это очень знаменитый элемент, который известен как «Золотой шар» и «Сфера в сфере»».

Автор этого творения, итальянский скульптор Арнальдо Помодоро, хотел показать, какой вред наносит окружающей среде человечество.

Верхний слой шара (сферы) символизирует Вселенную. Этот слой имеет «шрамы» – результат человеческой деятельности. Благодаря этим своеобразным разломам можно увидеть другой шар, маленький, который олицетворяет нашу планету. Вот как раз на этой планете и живут люди, разрушающие Вселенную своими мыслями и действиями. Кстати, сферу можно раскрутить, и она будет вращаться вокруг своей оси.

Двор Сосновой шишки очень любим туристами со всего света. Для максимально комфорта Ватикан установил здесь лавочки, организовал кафе, где можно перекусить в такой величественной обстановке и осмыслить все увиденное.

А мы продолжаем свое путешествие по Бельведерскому дворцу.

Музей Пия-Климента

В самом дворце расположился Музей Пия-Климента, который является хранилищем греческих и римских произведений искусства.

Сейчас мы выйдем из вестибюля в его внутренний дворик, и вы ахнете!

Смотрите, в четырех углах дворика устроены ниши, отделенные аркадами, вот к каждой из них мы и подойдем. Зачем? Увидите сами:

Ниша №1

Здесь красуется одна из знаменитейших мраморных групп – Лаокоон и сыновья.

Эта скульптура датируется началом I века н.э. Предположительно она находилась во дворце римского императора Тита. В начале XVI века фрагменты этой группы были найдены при раскопках на территории Золотого дворца Нерона и отреставрированы Микеланджело.

Ниша №2

Здесь живет Персей – герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, победитель горгоны Медузы (чью голову он держит в своей руке) и спаситель царевны Андромеды. Достойный герой – достойное место.

Эта скульптура была создана в начале XIX века в замен оригинала, разрушенного войсками Наполеона.

Ниша №3.

Аполлон Бельведерский – бог солнца и света. Собственной персоной. Прошу любить и жаловать.

Здесь стоит мраморная римская копия. Оригинал же был отлит в бронзе в IV веке придворным скульптором Александра Македонского Леохаром. Этот бронзовый шедевр, к сожалению, не сохранился. Копия была найдена в XV веке при раскопках на вилле все того же Нерона. Эстет был, однако…

Ниша №4.

Место атлета Гермеса, древнегреческого бога торговли, прибыли, ловкости и красноречия.

Изображение долгое время принимали за Антиноя – греческого юношу, фаворита римского императора Адриана, обожествлённого после смерти. Именно по этой причине статуя именовалась Антиноем Бельведерским. Но позже появились неопровержимые доказательства того, что это именно бог Гермес.

Египетский музей

Также в Бельведерском дворце находится Египетский музей.

В нем – интересная коллекция базальтовых и деревянных саркофагов, статуй богов и фараонов, мумий, папирусов, погребальных урн.

Этрусский музей

Я от души рекомендую вам посетить это место, так как музей обладает богатейшим собранием археологических сокровищ, добытых при раскопках этрусских некрополей и городов.

Этруски – это древний народ с мрачной и жестокой религией, но очень самобытной культурой, обитавший на северо-западе древней Италии и многое передавший италийцам. В частности Риму, с которым состоял в наиболее тесной связи.

Господа, это лишь небольшая часть доступных для посещения мест, на самом деле их намного больше. Но обо всем в рамках одной статьи и не расскажешь. Ведь еще так много хочется вам поведать!

А теперь я приглашаю вас в одно из самых знаменитых мест в мире, возможно, в самую большую реликвию и сокровищницу Ватикана, в Сикстинскую капеллу. Эту капеллу я уже упоминала выше, но пришло время поговорить о ней более подробно.

Сикстинская капелла

Здание было возведено в XV веке по заказу папы Сикста IV, отсюда и такое название – Сикстинская. И вы знаете, внешне это ничем непримечательное строение, можно сказать даже невзрачное.

Но весь мир стремится попасть именно сюда внутрь, потому что за скромным фасадом скрывается такое, от чего можно просто лишиться дара речи. Я о росписи стен, сводов и потолка, сделанной Ботичелли, Микеланджело и другими известными мастерами эпохи Ренессанса.

Сикстинская капелла – один из самых посещаемых памятников архитектуры, если не сказать, что самый посещаемый. По моему скромному мнению, ее слава не сравнится ни с чем.

А увековечил эту бывшую домовую церковь именно Микеланджело Буонарроти.

У Микеланджело была своя собственная Вселенная, центром которой являлся его гений. Масштаб его личности не перестает поражать до сих пор.

Микеланджело работал над сводом капеллы в течение 4 лет. И его первоначальные довольно скромные планы изображения Иисуса и его 12 апостолов превратились в грандиозный и величественный проект по воссозданию 9 главных сюжетов из Ветхого Завета, в которых повествуется история сотворения мира до Пришествия Христа.

Самый известный из них – Сотворение Адама.

Вообще, история создания и росписи капеллы нетривиальна и очень интересна, но все факты, домыслы, легенды и предположения я расскажу вам в отдельной статье, посвященной только этой теме. А пока, как говорится, «буду краток» :).

После того, как мы с вами насладились поистине мировым шедевром, давайте заглянем в еще одно хранилище реликвий. Тут нам встретятся и древние манускрипты, и уникальные книги, и тайные материалы, накопленные за 16 веков истории.

Так что, господа, приготовьтесь. Вдохните поглубже. Ведь сейчас речь пойдет о библиотеке и ТОМ САМОМ Секретном архиве Ватикана, о котором вы наверняка столько слышали!

Как доехать до Ватикана? • Ватикан • Европа • Страны

Ватикан – самое маленькое государство в мире с самым маленьким числом граждан окружен Римом со всех сторон. Таможенные правила опеделяются законодательством Италии, вход, равно как и въезд на территорию Ватикана иностранных туристов не регламентируется. В Ватикане нет собственного аэропорта, поэтому попасть в эту страну можно только из Рима. В Ватикане есть собственная вертолетная площадка и железнодорожная ветка, соединяющаяся с итальянской сетью железных дорог. Основными способами попадания в страну автотранспорт, как рейсовый, так и такси, метро, электрички и местные поезда, можно также добраться пешком.

Автобусом
Автобусы № 40 и № 64 следуют от Stazione Termini в центре Рима до южной границы Ватикана. Проблему при передвижении на автобусе представляют карманники, которые отдают предпочтение этим маршруты.

Метро
В Ватикан по линии А из Рима идут поезда к Собору Святого Петра до станции Ottavio — San-Pietro и к музеям Ватикана до станции Cipro.

Поездом
К железнодорожной станции Святого Петра — Roma San Pietro в Ватикане из Рима регулярно прибывают электрички и местные поезда, в час в каждую сторону движется примерно пять составов. Путь к главному римскому вокзалу  Termini  занимает не более 20 минут.

Трамваем
На трамвае из Рима можно добраться до площади Пьяцца дель Рисорджименто в Ватикане.

Пешком
Существует два популярных пешеходных маршрута из Рима в Ватикан. Один из них начинается от площади Венеции и идет по Виа Плебещита, затем через Корсо Витторио Эммануэле и далее по Виа Делла Кончильяционею. Второй маршрут начитнается от центра Рима – Термини и идет по Виа Национале.

Добраться в Рим из России удобнее всего самолетом. Прямые рейсы из Москвы в столицу Италии выполняют «Аэрофлот» или Alitalia. В сезон рейсы выполняются и рядом других авиакомпаний. Также удобны и экономичны рейсы со стыковкой в крупных городах Европы, например, с персадкой в городах Германии выполяют рейсы несколько бюджетных авикомпаний. Можно также добраться через Швейцарию, Францию, Австрию, страны Балтии. Поездка на поезде стоит довольно дорого, занимает много времени и является весьма утомительной. Можно добраться автобусом. Кроме автобусных туров, огранизованных туристическими компаниями, выполняет автобусные рейсы из России    «Интеркарс». Часть пути можно преодолеть на пароме.

 

История Банка Ватикана | Журнал Esquire.ru

В июне 1982 года банкир Роберто Кальви бежал из Рима в Венецию. Там его ждал фальшивый паспорт на имя Жана Кальвини и личный самолет. Банкир покинул страну, вылетев сначала в Цюрих, а затем в Лондон.

Через неделю тело Кальви, подвешенное за ноги, найдут под лондонским мостом Черных Братьев. В карманах у него обнаружат толстые пачки купюр. За день до этого из окна пятого этажа в римском офисе Banco Ambrosiano выпадет секретарша Кальви. Жена банкира потом вспомнит, что Кальви незадолго до побега сказал ей: «Понимаешь, милая, священники верят в жизнь после смерти и не считают убийство таким уж страшным грехом».

Getty Images

Папа римский Пий XII

1. Банкиры

Банк Ватикана (Институт религиозных дел) в 1942 году основал папа Пий XII. Новая структура должна была объединить управление церковными активами по всему миру. Банк обязан был отчитываться только перед папой римским, наместником Христа на Земле. В мире 2,5 миллиарда христиан. Каждый третий из живущих родился под крестом и упокоится под крестом. Чуть больше половины всех христиан принадлежат к Римской католической церкви. Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю, и этими деньгами ведает банк.

В годы Второй мировой войны Ватикан был наводнен агентами всех разведок. Святой престол успешно лавировал между лагерями. С одной стороны, Муссолини признал независимость Ватиканского государства и вернул ему земли в центре Рима (Римский дукат). С другой — церковь отчаянно не желала открыто поддерживать нацистов и фашистов и вела переговоры с союзниками. Банк был создан в том числе и для сохранения информации о финансовых потоках, сходящихся в Ватикане, — банковская тайна оказалась приравнена к тайне исповеди.

Getty Images

Папский нунций (посол) в Германии кардинал Чезаре Орсениго покидает резиденцию Адольфа Гитлера после дипломатической встречи на высшем уровне

Банк Ватикана не давал деньги в рост, но принимал любые вклады — золотом, драгоценностями, произведениями искусства. Сколько и от кого — не знал никто, в том числе Министерство финансов Италии. Все работники банка были гражданами Ватикана — временными, так как постоянное ватиканское гражданство есть только у римских пап. Счета открывались просто: чтобы попасть из Рима в Ватикан, из одной юрисдикции в другую, достаточно было перейти через улицу. Скромный, хорошо одетый банковский служащий, посверкивая крестиком на лацкане, подсчитывал ценности, заносил их в банковские книги и запирал в хранилище. Над дверями хранилища был изображен герб Ватикана — два скрещенных ключа от рая.

В 1945 году по римским улицам проехали десять грузовиков. Их встречал католический священник, говоривший на хорватском. Все десять грузовиков были забиты ящиками с золотом, конфискованным хорватским диктатором Анте Павеличем у югославских сербов, евреев и цыган. Независимое государство Хорватия, созданное в 1941 году как нацистский протекторат, прекращало свое существование — а его казна меняла владельцев. Золото усташей уехало в Рим, а Павелич — в Южную Америку, где раскинулась сеть католических монастырей и университетов. Именно там нашли укрытие многие хорватские военные преступники и католические священники, благословлявшие убийства и насильное перекрещивание югославских сербов. Золото бесследно исчезает, а папа Пий XII ободряет истерзанный войной мир пастырским словом.

Getty Images

Послевоенный Ватикан переживает интересные времена. Власть старых итальянских родов, веками избиравших пап из своего числа, ослабевает, в Ватикане появляется все больше кардиналов-неитальянцев. Значительную часть новых высокопоставленных прелатов составляют американцы; американские диоцезии, не тронутые войной, богаты и влиятельны. Смена поколений происходит болезненно, в Италии многие католики (и обычные, и самые высокопоставленные) с тревогой следят за переменами. Патриоты требуют у Святого престола бороться за каждого итальянца в церкви, но американская экспансия продолжается. Победоносные американцы обустраиваются в Европе и не забывают об Италии: ЦРУ налаживает контакты с ультраправыми итальянскими партиями и спонсирует их, рассчитывая противопоставить итальянским коммунистам.

2. Бандиты

Getty Images

Пол Марцинкус

В 1950-м в Рим прибывает американский священник Пол Марцинкус. После того как близкий друг Марци­нкуса кардинал Монтини становится папой Павлом VI, Марцинкус берет на себя организацию всех заграничных поездок понтифика. Высокий мускулистый священник рос в гангстерском Чикаго 1930-х и был не только переводчиком, но и телохранителем — за глаза его называли «ручной гориллой папы». Перед встречей Павла VI и Никсона он выгнал из помещения даже охрану президента: «Даю вам ровно 60 секунд, чтобы убраться отсюда, или сами объясняйте Никсону, почему аудиенция сорвалась».

В Ватикане вокруг Марци­н­куса начинает собираться группа очень разных, но неизменно интересных людей — святого отца (с 1969 года — епископа) подозревают в связях с американской мафией, итальянскими неофашистами и совсем уж таинственными масонами. Называют даже имена: Микеле Синдона, Роберто Кальви и Личо Джелли.

AP/East News

Микеле Синдона

Синдона, сицилиец, прошедший иезуитскую школу, еще с 1950-х консультирует организованную преступность по финансовым вопросам. Он не просто советник — у него множество знакомых среди клира, а папа Павел VI сошелся с Синдоной еще в бытность миланским епископом. Синдона переправляет деньги мафии из США в Италию, встречается с послами и вхож в дом преступной семьи Гамбино.

Через Джелли Синдона связан с Propaganda Deu (P-2), тайным обществом, в котором, по слухам, состоят все уважающие себя итальянские политики. В 1980-е, когда итальянские власти начнут громить P-2, среди записей Личо Джелли обнаружат список членов ложи и проект нового государственного устройства Италии, очень напоминающий планы Муссолини. В списках членов найдут и имя Сильвио Берлускони.

Getty Images

Роберто Кальви

В 1971 году епископ Марцинкус становится во главе Банка Ватикана. Подчиняется он только папе и имеет право сам выбирать себе сотрудников. Синдона и Кальви начинают сотрудничать с банком. Синдона работает в Америке (в 1972 году он приобретает Franklin National Bank), а Кальви занимает высокие посты в Banco Ambrosiano, втором по размеру частном банке Италии.

Членский билет ложи P-2 на имя Сильвио Берлускони

Пол Марцинкус получает в Вати­кане огромное влияние. Именно через его руки проходят все деньги католической церкви, именно его дружбы ищут все итальянские политики. Церковь в его лице милосердна и не спешит судить: Марцинкус принимает вклады от мафиозных семей, причем самые щедрые бандиты получают от епископа рекомендательные письма, с которыми не стыдно идти даже к премьер-министру. Одно из таких писем всплывет в 1974 году, когда Банк Ватикана переживет первый серьезный скандал — пытаясь спасти Franklin National Bank, стоящий на грани разорения, Синдона переведет на свои счета в Банке Ватикана 30 миллионов долларов. Вскоре Franklin National обанкротится.

Крах Franklin National Bank вызвал в Италии оторопь. Микеле Синдона, друг пап и кардиналов, замешан в мошенничестве? За Марцинкусом и его друзьями охотятся журналисты. Марцинкус открещивается от старой дружбы.

Getty Images

Личо Джелли

По-видимому, вести дела через Синдону становится слишком накладно, и рядом с Марцинкусом появляется новый мафиозный связной, Энрико де Педис по прозвищу Ренатино, один из лидеров «Банды-делла-Мальяна» — небольшой, но уважаемой римской ОПГ, которая прославилась еще в 1977 году, когда похитила герцога делла Роверо. Бандиты требовали за герцога полтора миллиарда лир, но, получив их, все равно убили заложника. Римское общество оценило красоту жеста, и к Ренатино потянулись люди с деловыми предложениями. В 1979-м члены банды убивают журналиста Кармине Пекорелли, слишком интересовавшегося связями тогдашнего премьер-министра Италии с организованной преступностью, а уже в 1980-м Ренатино начинают видеть в компании Марцинкуса и Роберто Кальви, к тому времени управляющего Banco Ambrosiano; 10% акций Ambrosiano принадлежат церкви.

В 1982 году Banco Ambrosiano лопается, оставив после себя долги на $1,5 миллиарда. Капитал выведен через Банк Ватикана. Ватикан отказывается признавать ответственность перед вкладчиками, несмотря на то что Кальви работал под покровительством и прямыми гарантиями Марцинкуса. Незадолго до банкротства Кальви пишет Иоанну Павлу II паническое письмо, грозя «грандиозной катастрофой, которая нанесет церкви тяжелейший урон». Не получив ответа, банкир бежит в Лондон, и вскоре его труп находят под мостом Черных Братьев. Выбор места — злая шутка: frati neri, «черные братья» — так называют себя члены ложи P-2. В карманах у Кальви находят 15 тысяч долларов наличными в трех разных валютах.

Getty Images

Вверху: Иоанн Павел II во время дипломатического визита целует землю Британии. Справа от него архиепископ Марцинкус

Неизвестно, кто именно вешал Кальви: люди в черных рясах, посланные Марцинкусом, или люди в черных костюмах, посланные Ренатино. Оба были вызваны на допросы, но Ренатино просто не явился, а Пол Марцинкус, к тому времени уже архиепископ, категорически отказался давать показания и следующие семь лет провел в Ватикане, вне досягаемости мирского правосудия. Через несколько лет пострадавшие вкладчики получат от церкви £145 миллионов компенсации «за моральный ущерб». Марцинкусу так и не предъявят никакого обвинения. Осаждающим его со всех сторон журналистам банкир-архиепископ даст единственный комментарий: «Одной молитвой церковь не построишь».

3. Праведники

Getty Images

Марцинкус и Ренатино были замешаны и в еще одной странной и страшной истории — исчезновении 15-летней Эммануэлы Орланди, дочери служащего Банка Ватикана. Девочка пропала в 1983 году. Семья Орланди жила в Ватикане, Эммануэла обучалась игре на флейте в Папском институте церковной музыки. В день пропажи девочку должен был довести до школы ее старший брат, но у него не нашлось времени — Эммануэла пошла одна. Больше ее никто не видел.

Исчезновение Эммануэлы Ор­ланди расследовали полицейские, семья пропавшей, журналисты, сам папа Иоанн Павел II во время проповеди обратился к похитителям. Неожиданно на связь с семьей Орланди вышел неизвестный человек, которого называли «Американец» — по‑итальянски он говорил с американским акцентом, используя множество латинизмов и церковных фраз. Американец предложил желающим поискать в урне у здания парламента — там нашелся школьный пропуск девочки. Потом намекнул на комнату отдыха в римском аэропорту, где обнаружили еще одну копию пропуска. Иногда вместо Американца обезумевшая от страха и горя семья Орланди слышала аудио­запись голоса Эммануэлы — «Я Эммануэла Орланди, я учусь в музыкальной школе» — и ничего больше. Иоанн Павел II семь раз призывал похитителей отпустить ребенка, но тщетно. Поползли слухи, что отец девочки пытался шантажировать банк некими документами, имеющими отношение еще к Синдоне и его делам с мафией. Марцинкуса опять хотели допросить — и Ватикан опять отказал.

Под подозрением был и Рена­тино — его люди уже попадались на заказных похищениях. Но и его допросить не удалось — а в 1990-м Ренатино прикончили товарищи. За заслуги перед церковью бандит и убийца удостоился похорон в усыпальнице церкви Сент-Апполинаре, рядом со святыми. Считалось, что Ренатино «много помогал бедным». Куда более вероятно, что за мертвого бандита замолвил слово его друг кардинал Полетти, в то время второй человек в Римской диоцезии после папы. К тому же вдова покойного вовремя пожертвовала церкви миллиард лир.

AP/East News

Архиепископ Марцинкус прогуливается по Ватикану незадолго до отставки

В 2005 году на итальянское телешоу Chi l’ha visto? («Кто видел?» — аналог «Жди меня». — Esquire) дозвонился анонимный доброжелатель и рассказал в прямом эфире, что тело Эммануэлы похоронено в могиле Ренатино. Могилу вскрыли только в 2012 году — кроме костей Ренатино там нашли и неизвестные останки, но генетическая экспертиза показала, что это не Эммануэла Орланди. После вскрытия могилу Ренатино перенесли из знаменитой церкви, и миллиард лир пропал зря.

Пол Марцинкус сложил с себя полномочия управляющего Банка Ватикана в 1990 году. Он пережил трех пап и всех своих товарищей — Кальви висел под мостом, Ренатино расстреляли, Синдону отравили в тюрьме цианидом еще в 1986-м. Марцинкус уехал домой, в США. После него не осталось финансовой отчетности, зато осталось множество вопросов: правда ли, что Банк Ватикана ссужал деньгами никарагуанских контрас? Правда ли, что церковь финансировала революцию польской «Солидарности»? Правда ли, что Личо Джелли, великий магистр ложи Propaganda Deu, сел в тюрьму в 1989-м в обмен на свободу для Марцинкуса? Правда ли, что папа Иоанн Павел I был отравлен — причем первой, случайной жертвой этого отравления стал православный епископ Никодим, отпивший на встрече с понтификом кофе не из той чашки?

Архиепископ Марцинкус умер в Аризоне в 2006 году. В 2010-м против Этторе Тедески, нового главы Института религиозных дел, было начато расследование по подозрению в отмывании денег. В 2014-м, вскоре после того как папу Бенедикта сменил папа Франциск, итальянские власти арестовали монсиньора Нунцио Скарано: святой отец летел в Швейцарию на частном самолете в сопровождении вооруженной охраны, в чемоданах у него нашли 26 миллионов долларов наличными. Скарано утверждает, что собирался на эти деньги построить приют для бедных. «Я не намерен раскрывать имена жертвователей, — заявил он полиции и журналистам. — Ибо Господь говорит: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Каждый католик в среднем жертвует церкви десять долларов в неделю. Восемь из этих десяти долларов остаются в ведении диоцезии, церковной области, управляемой обычно епископом. Остальные два доллара невозможно найти — за этим следит Банк Ватикана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кристофер Хитченс о том, почему религия — зло

Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ

Как церковь уничтожает церковную культуру

Как получить максимум удовольствия от посещения музея Ватикана

Зал Рафаэля в музее Ватикана

Я слушал мужчину в костюме передо мной и действительно пытался сосредоточиться на том, что он говорил. Я быстро делал заметки о датах, религиозных графиках, лидерах и войнах. Он авторитетно назвал имена и периоды, как будто читал эту лекцию тысячу раз. Мой разум начал задаваться вопросом, как написать Рафаэль — это «ф» или «ф»? Я действительно хотел бы, чтобы он написал эти вещи на доске, о которой я подумал.Меня внезапно охватила волна паники, когда я задумался, будут ли нас спрашивать по этому поводу, и я быстро снова начал писать заметки.

Сегодня в Риме я чувствовал себя так, словно меня переносили обратно в мой старый лекционный зал колледжа, пытаясь сосредоточиться на большом экране со слайдами, которые вспыхивали передо мной на уроках истории искусств. Однако вместо слайдов и лекций профессора я видел произведения искусства воочию, всего в паре футов от меня. А мой «профессор» на самом деле был гидом; чрезвычайно знающий гид по имени Грегори.

Грегори «читает лекции» нам в Картографической комнате

Я до сих пор помню, как два года назад на туристической конференции я получил глянцевую, хорошо оформленную брошюру о туре и спрятал ее, чтобы использовать в то время, когда она мне действительно нужна. Когда я спросил Бетани, что она хочет увидеть в Риме, она удивила меня и сказала, что хотела бы увидеть Ватикан. Она не особенно религиозна или артистична, поэтому мне стало интересно, какова ее цель. Опять же, кто я такой, чтобы судить, после четырех предыдущих поездок в Рим я ни разу не был в Ватикане; он всегда казался слишком многолюдным, слишком религиозным и слишком вычурным.По правде говоря, это намекало на меня, поскольку я не очень разбираюсь в религии или искусстве. Поэтому, когда Бетани решила, что хочет увидеть музеи и территорию Ватикана, я понял, что пора откопать брошюру «Контекстные туры».

Посещение музея Ватикана с экскурсиями

Context — это нишевая туристическая компания, которая укомплектовывает свои туры экспертами, доцентами и профессорами. С лозунгом «туры для интеллектуально любопытных» они выделили себя отдельно от обычного тура.Ватикан казался идеальным местом, чтобы использовать эти экспертные знания и действительно попытаться извлечь из них максимальную пользу. В конце концов, я так долго ждал, чтобы познакомиться с Ватиканом, я вполне мог бы сделать его полностью стоящим для нас обоих.

Наш проводник, Грегори, провел нас через входные ворота и очереди, как будто он был Наполеоном, а мы, миньоны, просто ехали на его фалдах. Прежде чем я узнал об этом, процесс, которого я больше всего боялся, пройти через ужасные очереди в Музее Ватикана, был завершен, и это совсем не повредило! Компания Context зарезервировала билеты, что позволяет избежать многих хлопот, связанных с простым входом в музей.

Оказавшись внутри, Грегори приблизился к следующим четырем часам, как к лекции. В этом был смысл и цель. Он повсюду вводил персонажей и теории, но все они идеально сочетались друг с другом, и он упростил отслеживание очень сложного исторического времени. Он впервые познакомил нас с 3 скульптурами разных периодов времени, которые послужили моделями всего, что мы собирались увидеть в следующие 4 часа. Вместо слайдов мы смотрели на реальные вещи, и, как любой великий профессор колледжа Грегори, добавлял юмористические, но информативные элементы в то, что, как я боялся, может быть скучной информацией.

Аполлон стреляет стрелой

Модель будущего

Торс Бельведера

Внедрение повседневной культуры в искусство

Я волновался, что Бетани может наскучить тур, поскольку он мог слишком напоминать ее уроки в колледже, а она все-таки была на весенних каникулах. Вместо этого она была полностью в курсе всех лакомых кусочков информации, которые передавал Грегори. У него был отличный способ говорить за пределами картин и скульптур и вливать повседневные культурные события того времени в произведения искусства.Он поместил эти культурные лакомые кусочки в понятие современности, точно так же, как мы говорим о папарацци, «знаменитостях» и эго. Он взял историю искусств и религию и сделал ее столь же увлекательной, как Access Hollywood.

Бетани восхищалась потолочными фресками и отказалась поверить Грегори, когда он сказал нам, что они не трехмерны. Мне нравилось наблюдать, как она обрабатывает сложность и красоту того, что она видела. Как и любой хороший учитель, я думаю, что для Грегори это было одинаково интересно, когда он подшучивал над ней, забавляясь ее неверием.Когда Грегори объяснял обнесенные стенами фрески в комнатах Рафаэля, а также в Сикстинской капелле, вы знали, что мы даже не коснулись поверхности того, что знал этот человек. Он указал на элементы, характеры и мотивы, о которых я никогда бы не узнал, если бы я шел по этим комнатам самостоятельно. После 30 минут в Сикстинской капелле я по-новому оценил Микеланджело и личные, политические и религиозные оттенки каждого удара.

Эти фрески не трехмерны, они совершенно плоские — к большому удивлению Бетани!

Затем мы въехали в г.Базилика Петра, самая большая христианская церковь в мире. Когда вы вошли в здание, вас затмили, как если бы вы были муравьем, впервые выбегающим из муравейника в большой мир.

Грегори провел нас по разным часовням и поделился с нами множеством архитектурных фактов, которые оказались любимой частью Бетани всего тура — или, по крайней мере, самым запоминающимся, поскольку она ахнула от недоверия, когда Грегори рассказал нам о пространственных оптических иллюзиях в мире. архитектура.

Высота надписи на самом деле превышает 6 футов!

Чувство маленького…

Главный алтарь был высотой около 10 этажей

Через 4 часа мы едва коснулись того, что можно было увидеть в музеях. Грегори, однако, ловко провел нас через важные дела, и, к счастью, в конце теста не было. Грегори попрощался с нами, и я почувствовал, что это был конец полного семестрового курса колледжа, и я прощался со своим уважаемым профессором.

Теперь я могу, наконец, вычеркнуть Ватикан из своего списка в Риме; Я был счастлив, что так долго ждал, чтобы сделать все правильно. Мы с Бетани вышли на площадь и в последний раз взглянули на гигантские строения, с совершенно новым уважением относясь ко всему, что находится внутри этих святых стен.

Мы с Бетани после тура — разве мы не выглядим умнее?

Хорошее:

• Контекст только для небольших групп в их поездках. В нашем туре нас было всего 5 человек.
• Гиды очень хорошо осведомлены, и это действительно то, что выделяет Context.Это позволяет действительно вникнуть в предмет.
• Контекст предоставил руководство для предварительного чтения, которое было полезно для некоторой ориентации перед тем, как появиться в Ватикане. Общее качество информации о туре было на высшем уровне.
• Вы просто следуете за своим гидом по очень многолюдному музею Ватикана, и вам не нужно думать, куда идти дальше или как передвигаться!
• Не стойте в очереди с зарезервированными входными билетами в музей Ватикана.

Что может быть лучше:

• 4 часа — это долгий срок, поэтому не забудьте перекусить, поскольку вы все время находитесь на ногах.
• Можно было бы использовать запланированный перерыв в ванной, но, честно говоря, Грегори был так увлечен своим «обучением», что забыл.
• Не было много времени на фотосъемку, но этот тип тура не обязательно для фотографирования, он предназначен для того, чтобы увидеть, узнать и присутствовать.

Я бы порекомендовал это:

Если вы не изучали историю искусства, я считаю, что это лучший способ увидеть Ватикан. Здесь так много всего, что можно увидеть, что легко растеряться и получить от этого не так уж много, кроме как сказать, что вы видели Сикстинскую капеллу. Совершив такой тур, вы уйдете знающим… и увидите Сикстинскую капеллу.

Дополнительная информация:
Веб-сайт: Context Arte Vaticana Tour (включает в себя Санкт-Петербург и Сикстинскую капеллу)
Стоимость: 85 евро на человека + билет в музей Ватикана по полной цене — 19,00 евро (обязательно)
Другие туры по контексту: www.contexttravel. com

Посмотреть все фотографии из музеев Ватикана и собора Святого Петра:

Связанные

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла Быстрый доступ с аудиогидом

  • +39055 5321180

распечатайте ваучер

  • Связаться с нами
  • Отель

EN
  • ES
  • DE
  • FR
  • ЭТО
  • EN
JavaScript в настоящее время отключен. Пожалуйста, включите его для лучшего опыта.
  • Колизей и Римский форум
    • Билет без очереди в Колизей и Римский форум
    • Колизей с билетом на Arena Full Experience
    • Билет без очереди в Колизей с видеогидом
    • Горящий билет без очереди в Колизей
    • Колизей Подземный тур
    • Ночной тур по Колизею
    • Forum Pass — Имперские форумы и Римский форум
    • Экскурсия по Колизею и Римскому форуму
    • Частный тур по Колизею и Римскому форуму
  • St.Собор Петра
    • Базилика Святого Петра — специальный вход для ускоренного прохода
    • Экскурсия по базилике Святого Петра
    • Частный тур по базилике Святого Петра и замку Сант-Анджело
    • Частный тур по базилике Святого Петра
  • Музеи Ватикана И Sistine
    • Музеи Ватикана Билеты без очереди
    • Музеи Ватикана Билеты без очереди с аудиогидом
    • Входные билеты в Сикстинскую капеллу
    • Билеты в музеи Ватикана Ночное открытие
    • Экскурсия по Ватикану — Музеи и церковь Св.Петра
    • Частный тур по музеям Ватикана
    • Частный тур по музеям Ватикана и святому Петру
    • Экскурсия по садам Ватикана
    • Папские виллы в Кастель-Гандольфо — Сады Барберини
  • Достопримечательности Рима
    • Билеты в галерею Боргезе
    • Экскурсия в галерею Боргезе
    • Частный тур в галерею Боргезе
    • Частный тур по Караваджо в Риме
    • Пантеон с аудиогидом
    • Экскурсия по Domus Aurea
    • Билеты на рынок Траяна
    • s Билеты на Каракалла
    • Билеты в музей Ара Пацис
    • Этрусский музей Вилла Джулия
    • Билеты в Капитолийский музей
    • Билеты в Кастель Сант-Анджело
    • Экскурсия по секретному замку
    • Билеты на виллу Адриана в Тиволи
    • Билеты в музей Палаццо Альтемпс
    • Билеты в музей Палаццо Массимо
    • Пешеходная экскурсия по Риму в стиле барокко
  • Экскурсии

Посещение музеев Ватикана | Италия Блог

Музеи Ватикана хранят одни из самых красивых и культурно значимых произведений искусства в мире.Немногие музеи в мире могут быть настолько трогательными для посетителей, но в некоторых музеях также сложно и утомительно ориентироваться.

Во дворце около 1400 комнат, часовен и галерей, большинство из которых являются частью библиотеки и музеев Ватикана. Огромное количество картин, скульптур и других работ, расположенных внутри, может легко стать ошеломляющим даже для самого много путешествующего посетителя. Следуя плану или представлению о том, что вы найдете внутри, — лучший способ избежать множества вариантов.В то время как большинство приезжают просто посмотреть Сикстинскую капеллу, музеи Ватикана могут предложить гораздо больше, чем просто часовню.

Мы также проводим наши собственные туры по Ватикану, которые позволяют вам пропустить длинные очереди и ощутить уникальное великолепие с помощью опытного местного гида, который оживит искусство с помощью историй и информации, которые только может знать тот, кто изучал эти произведения всю свою жизнь. Вы можете ознакомиться с нашими турами по Ватикану прямо здесь, но если вы пойдете самостоятельно, мы хотим убедиться, что вы получите от этого максимум удовольствия, поэтому ознакомьтесь с информацией ниже.

Что посмотреть

Сикстинская капелла Потолок

Фото с сайта Wikicommons

Пожалуй, самая известная комната в музеях Ватикана, Капелла Систина имеет гораздо более высокую посещаемость, чем сами музеи, потому что так много посетителей приезжают дважды. Потолочные фрески были первой крупной заказной работой Микеланджело, но на ее выполнение у него ушло всего четыре года. Потолок площадью 8600 квадратных футов разделен на девять панелей, каждая из которых изображает библейскую историческую сцену.Самая известная сцена — Сотворение Адама, показывающая, как Бог протягивает руку, чтобы коснуться кончика пальца Адама. Освещение и тишина Сикстинской капеллы добавляют волшебства, но огромное количество людей может сделать посещение менее чем безмятежным. Сохраняйте тишину, спокойствие и игнорируйте других, когда вы обращаетесь к Giudizio Universale , или Страшному суду.

Страшный суд

Эта массивная фреска «» Микеланджело была начата в 1535 году, почти через 25 лет после потолка.Художник покрыл две существующие настенные росписи, чтобы изобразить свое видение Страшного суда, композиции, которая показывает ад, описанный Данте. Обнаженные фигуры, святые и апостолы окружают разгневанного Христа: благословенные слева и проклятые справа. Картина ужасная и завораживающая, и многие считают, что Микеланджело нарисовал свое собственное лицо на содранном теле Святого Варфоломея — его (не такой тонкий) способ сказать Папе, что он предпочел бы содрать кожу живьем, чем снова раскрасить Сикстинскую капеллу.

[Примечание: посещение Сикстинской капеллы может быть многолюдным делом, если вы не хотите сражаться локтями и коленями, посмотрите наш Pristine Sistine Tour , который приведет вас в музеи Ватикана до того, как они откроются для широкой публике, и идет прямо к Сикстинской капелле, пока там еще тихо.]

Комнаты Рафаэля

В огромной Афинской школе представлены некоторые из самых выдающихся ученых, художников и философов Древней Греции.Фото с сайта Wikicommons

В то же время, когда Микеланджело начал строительство потолка Сикстинской капеллы, Рафаэлю было поручено покрыть потолки и стены четырех из частных квартир Папы . Помимо того, что это первая работа, выполненная великим художником в Ватикане, его работа также знаменует начало высокого Возрождения. Самая известная из комнат — Сегнатура, кабинет и библиотека Папы Юлия, а также первая комната, расписанная Рафаэлем. Здесь вы найдете его шедевр « La Scuola di Atene », «Афинская школа», воспевающий прогресс науки и представляющий философов и ученых, собравшихся вокруг Платона и Аристотеля.Рафаэль также включил себя в картину — он вторая фигура из правого нижнего угла. Как и Сикстинская капелла, в этих комнатах всегда довольно многолюдно. Если у вас есть время во время визита, стоит посетить Пинакотеку (Художественную галерею Ватикана), где вы найдете другие работы Рафаэля.

Художественная галерея Ватикана

В « Пинакотека Ватикана », как ее называют по-итальянски, хранятся полотна величайших итальянских мастеров того времени, в том числе картины Джотто, Перуджино и Караваджо.Здесь также находятся работы Рафаэля «Преображение», «Мадонна из Фолиньо» и «Коронация Богородицы», которые считаются тремя из самых красивых и божественных картин Рафаэля.

Лаокоон

Статуя Лаокоона I века была найдена в 1503 году и определена Микеланджело как шедевр из скульптур Родоса. Фото с сайта Wikicommons.

Расположенная в восьмиугольном дворе музея Пио-Клементино, первое столетие Лаокоон — это культовая мраморная статуя, все еще почти в первозданном виде.На нем изображена бурная, эмоциональная смертельная битва между мускулистым троянским священником (Лаокооном) и двумя его сыновьями против двух морских змей, посланных Афиной. История гласит, что во время Троянской войны Лаокоон предупреждал своих собратьев-троянцев о деревянном коне, оставленном греками за воротами их города. Афина и Посейдон благоволили грекам и послали двух морских змей убить его. Согласно римлянам, смерть Лаокоона и его детей была сигналом для Ромула и предка Рема бежать из Трои, что в конечном итоге привело к основанию Рима.

Аполлон Бельведер и торс Бельведера

Также расположенный в Музее Пио-Клементино, Аполлон Бельведерский и Торс Бельведера оказали большое влияние на художников эпохи Возрождения того времени, особенно на Микеланджело. Аполлон Бельведерский — это римская копия еще более древней греческой бронзы второго века. Это шедевр классической скульптуры, изображающий бога солнца Аполлона. Торс Бельведера — это скульптура мускулистого искривленного мужского торса, предположительно Геркулеса, датируемая первым веком до нашей эры.Это поза, предположительно воспроизведенная Микеланджело на его картине Христа на Страшном суде в Сикстинской капелле.

Порфировый бассейн

Порфировая котловина, также известная как Купальня Нерона, возвышается над неоклассическим помещением Ротонды. Этот бассейн из красного камня диаметром почти 40 футов был извлечен из Domus Aurea Нерона — еще одно доказательство роскоши и излишеств в Золотом доме безумного императора.

Купальня Нерона, также известная как Порфировая котловина, в музеях Ватикана (здесь вы видели во время нашего тура по Нетронутой Сикстине).

Борджиа Апартаменты

Задолго до того, как сериал был показан на Showtime и Netflix, семья Борджиа уже хорошо просматривалась и хорошо отслеживалась в Италии. Посмотрите на некоторых из выдающихся исторических личностей Ватикана на тщательно расписанных потолках апартаментов Борджиа. Картины, написанные Пинтуриккьо в 15 веке, были отретушированы и отреставрированы. Говорят, что Чезаре Борджиа убил мужа своей сестры Лукреции в Комнате Сивиллы и что картина Св.Екатерина Александрийская на самом деле представляет Лукрецию Борджиа.

Пророк Осия и дельфийская сивилла Фреска в зале сивиллов. Фото с сайта Wikicommons

Когда, как и куда идти

Не секрет, что музеи Ватикана переполнены — порой их посещают более 20 000 человек в день! Несмотря на то, что здесь размещены произведения искусства мирового класса, посетители могут столкнуться с такими неприятностями, как длинные очереди, неадекватная или неправильная маркировка и необъявленное закрытие галерей. Не говоря уже о том, что в Папском дворце длиной 9 миль может быть довольно сложно ориентироваться.Тем не менее, есть способы избежать скопления людей и получить максимум удовольствия от посещения. Заблаговременное планирование — лучший способ обеспечить успех при посещении музеев Ватикана.

Когда

Музей Ватикана открыт с понедельника по субботу с 9:00 до 16:00. и в последнее воскресенье каждого месяца с 9:00 до 12:30. Музеи открываются в 10:00 и закрываются в 18:00. Посетите веб-сайт Ватикана здесь, чтобы получить дополнительную информацию о закрытии праздников и специальных открытиях.

Как

Хотя музеев Ватикана популярны круглый год , в высокий сезон (июнь — сентябрь) очереди могут длиться до трех часов, а небольшой высокий сезон приходится на Пасху.Независимо от того, в какое время года, вы захотите спланировать свой визит заранее. Мы бы рекомендовали забронировать один из наших Skip the Line Vatican Tours для ускоренного входа, но, опять же, мы бы сделали это.

Тем, у кого гибкий график, вы можете попробовать посетить музей во второй половине дня, чтобы укоротить очередь, или совершить поездку по более тихим галереям, таким как Пинакотека, в часы пик и по знаменитым остановкам ближе к концу дня. Также рекомендуется посетить рано утром, особенно в высокий сезон (или вы можете взять наш тур Pristine Sistine tour и войти до того, как двери даже откроются для толпы!)

И мужчины, и женщины также должны закрывать плечи и колени.Хотя некоторым туристам удалось надеть более короткую одежду, очередь слишком длинная, чтобы рискнуть свернуть на входе.

Где

Музеи Ватикана расположены на Виале Ватикано, 00165, Ватикан. Помимо такси, вы можете добраться до метро линии А, на станциях Ottaviano — S.Pietro-Musei Vaticani или на станциях Cipro. От любой остановки до музеев 10 минут ходьбы. Или сядьте на автобус № 49, идущий перед входом в музеи. Для получения дополнительной информации нажмите здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *