Готовый кроссворд по мировой художественной культуре (МХК) — на тему «Художественная культура Мезоамерики». Готовый кроссворд по мировой художественной культуре (МХК)
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Художественная культура Мезоамерики 10 класс
Доколумбовая Америка (до 1492 г.)
Территория Центральной и Южной Америки Возникли культурные цивилизации: Ольмеков Ацтеков Майя Инков
Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Проживали на побережье Мексиканского залива во 2-1 тысячелетия до н.э. У ольмеков были спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно – прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь.
Архитектура Архитектура сохранилась плохо. Мировую известность получила огромная каменная голова высотой до 3м и весом до 40т. Не известно её предназначение, вероятно – культовый характер.
Новая цивилизация Город Теотиуакан в Центральной Америке. Сохранилось два главных храма, посвящённых Солнцу и Луне. С. 54 аб.2
Художественная культура ацтеков В 11 веке с севера пришли завоеватели – ацтеки, которые создали свою цивилизацию. Основной чертой искусства охотничьих племён ацтеков было поклонение богам.
Главным местом поклонения богам были храмы. Поражала великолепием столица ацтеков Теночтитлан, или Мехико – ныне столица Мексики. Центр города находился на острове посреди озера.
Скульптура ацтеков Монументальные статуи божеств носили абстрактный и условный характер. Статуя Коатликуэ – богиня земли и весеннего плодородия. Она выполнена из початков кукурузы, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т.д.
Чтение. С. 56 аб 1 снизу, с.57 Погребальная маска Ювелирные изделия
Художественная культура майя Племя майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение, изобрели иероглифическую письменность.
Архитектура. Отличие. (с. 58 аб.1) Египетские пирамиды Храм Надписей ацтеков
Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Правила игры с. 59 аб.1 снизу
Художественная культура инков. Империя инков – индийский народ, живущий с 11 в. На территории современного Перу. Существуют легенды о появлении империи инков (с.61 аб.2)
Скульптура. Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако
Домашнее задание: Искусство первобытного человека Художественная культура Передней Азии Архитектура Древнего Египта Художественная культура Мезоамерики. ПОВТОРИТЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке — мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке — мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение. ..
«Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура»- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал «Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура» знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв…
Презентация «Художественная культура Древнего Рима». Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р…
Тест по МХК 10 класс «Искусство народов доколумбовой Америки»
- Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки является:
А) цивилизация ольмеков; б) инков; в) майя; г) ацтеков.
2. Главным божеством какого народа являлся ягуар? А) инков; б)ацтеков; в) майя; г) ольмеков.
3. Характерными памятниками ольмекской культуры являются: а) огромные каменные «головы»;
б) зиккураты; в) «Золотой сад»; г) статуя Коатликуэ.
4. Черепа и кости – символы смерти – частые мотивы в искусстве: а) майя; б) инков; в) ольмеков;
г) ацтеков.
5. Многообразие архитектурных форм характерно для культуры: а) майя; б) инков; в) ольмеков;
г) ацтеков.
6. Для изобразительного искусства этого народа характерна каноничность: костюм, головной убор, атрибуты власти. А) инков; б) ацтеков; в) майя; г) ольмеков.
7. В культуре этого народа 0 появился на 1000 лет раньше, чем в Европе. а) майя; б) инков; в) ольмеков;
г) ацтеков.
8. Главная цель искусства этого народа – умилостивить богов. С этой цель строилось огромное количество великолепных храмов (более 40 тыс). а) майя; б) инков; в) ольмеков; г) ацтеков.
9. Одной из причин гибели этой цивилизации стало наличие больших запасов золота, которые привлекали европейцев. А) инков; б) ацтеков; в) майя; г) ольмеков.
- Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки является:
А) цивилизация ольмеков; б) инков; в) майя; г) ацтеков.
Ответы: 1-а; 2 –г; 3- а; 4- г; 5- а; 6 – в; 7 –а; 8 –г; 9 –а.
Конспект урока по мхк.
Тема: «Проверочная работа»
Цели: проверить усвоенные знания по темам Художественная культура Древнего Египта и Мезоамерики.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами изучили культуру Древнего Египта и Мезоамерики, а на сегодняшнем уроке, в форме игры, мы с вами проверим, как же вы усвоили данные темы. Для начала вам следует разделиться на три команды и придумать название для своих команд. На листочке запишите название и фамилии участников команды. (Ученики делятся на команды и придумывают название)
Итак, на экране вы видите темы, которые вы можете выбирать, каждый блок содержит подтемы, и каждый вопрос будет оцениваться в баллах, сколько балов вы хотите заработать, выбираете сами, как и темы вопросов. Отвечаем по очереди, все баллы будет учитывать наш судья. За каждый неправильный ответ у команды будет сниматься балл.
Давайте ознакомимся с темами: (слайд2) Вот три темы на выбор:
Архитектура Древнего Египта
Художественная культура Мезоамерики
Каждая из этих тем имеет подтемы, давайте с ними ознакомимся.
Архитектура Древнего Египта
ПИРАМИДЫ — « Жилище вечности»
Скальные храмы и гробницы
Имена и определения.
И сложность вопроса вы можете выбрать сами, 5 баллов- сложные вопросы, 4- вопросы полегче и 3 самые простые вопросы, но помните, что каждый неправильный вопрос заберет у вас 1 балл. Если вопросы того или иного блока заканчиваются, вы не можете его выбирать.
Итак, начнем.
Вопросы:
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Пирамиды- «жилища вечности»
Вопросы на 5 баллов.
Эта пирамида достигает 66м. в высоту, её окружают еще меньшие пирамиды-спутницы. Что это за пирамида? (пирамида Микерина)
Назовите пирамиду единственную сохранившую полированную облицовку. (Пирамида Хефрена)
Сколько метров в высоту пирамида Хеопса на сегодняшний день? (137м. )
Сколько пирамид в Египте всего? (их число превышает 90)
(слайд 11)Что изображено на экране? (Пирамида Хефрена)
Вопросы на 4 балла.
Назовите самые известные пирамиды в Гизе? (Хеопса, Хефрена, Микерина)
Назовите назначение пирамид в Древнем Египте? (скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена)
(слайд 10) что изображено на экране? (пирамида Микерина)
Кто захоронен близости от пирамиды Хеопса? (его потомки, сын и внук)
Вопросы на 3 балла.
Самая большая из трех пирамид в Гизе? (пирамида Хеопса)
(слайд 5)Что изображено на экране? (сфинкс — расположен в комплексе пирамид в Гизе)
(слайд 9) что изображено на экране? (саркофаг — место захоронения, мумифицированного фараона)
Скальные храмы и гробницы
Вопрос на 5 баллов .
Чем соединены между собой два храма в честь Амона -Ра в Карнаке и Луксоре? (Дорогой, охраняемой сфинксами)
Каковы характерные особенности храма царицы Хатшепсут? (Храм высечен в скале, состоит из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенными межу собой пологими пандусами)
(слайд 8) что изображено на экране? (статуи бога Гора)
(слайд 6) что изображено на экране? (храм Амона-Ра в Карнаке)
Вопросы на 4 балла.
Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни — пилоны. Это самый большой храм с колонами в мире. О каком храме идет речь? (Храм Амона-Ра в Карнаке)
Главным украшением этого храмам была колоннада, имеющая 260м. в длину. Вход в этот храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами. (храм Амона- Ра в Луксоре)
Храм высечен в скале, состоит из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенными межу собой пологими пандусами (Храм царицы Хатшепсут)
Что охраняет вход в Храм бога Гору в Эдфу? (Статуи бога Гора)
Вопросы на 3 балла.
Чем украшены пилоны храма Амона — Ра в Луксоре? (барельефами)
Опишите, что представляет из себя Сфинкс? (голова человека, туловище льва)
Назовите изобретения Древних Египтян. (папирус, сутки разделены на 24 часа)
(слайд 7) что изображено на экране? (храм царицы Хатшепсут)
Имена и определения.
Вопросы на 5 баллов.
Назовите архитекторов пирамид, чьи имена нам известны. (архитектор пирамиды Хеопса-Хемиун, архитектор пирамиды Джосера — Имхотеп)
Перечислите эпохи, которые выделяют в развитии художественной культуры Древнего Египта. (Архаический период — до XXVII века, Древнее царство — сер. XXVII в. до н.э.-2155 г. до н.э., Среднее царство — 2040 — 1785 гг. до н.э., Новое царство — 1552 — 1070 гг. до н.э., Позднее царство — 1070-332 гг. до н.э., Эллинистический период — 332 — 32 гг. до н.э.)
Что такое ушебти? (статуэтки слуг, которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни)
Вопросы на 4 балла.
Что такое сокральность? (Священный)
Что такое барельеф? (это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину объёма)
Назовите самого почитаемого бога Древних египтян, в честь которого были построены самые примечательные архитектурные комплексы. (бог Амон — Ра)
Вопрос на 3 балла.
Что такое пилоны? (Ворота, в виде трапеции с узким входом посредине)
Что такое колонна? (Вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба)
Что такое капитель? (Верхняя часть колоны, служащая непосредственно переходом к покрытию)
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
Скульптурные памятники
Вопросы на 5 баллов.
Как Древние Египтяне изображали человека на плоскости? (ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс — три четверти)
Что служило материалом для статуй? (Дерево различных пород или камень)
Назовите особенность скульптуры писца Каи, что придает ему такую живность? (глаза инкрустированы горным хрусталем, черным камнем.)
Назовите, как Древние Египтяне окрашивали статуи? (мужские фигуры- темно-коричневый цвет, женские — желтый)
Вопросы на 4 балла
(слайд 12) что изображено на экране? (Царский сановник Каапер)
(слайд 13) что изображено на экране? (скульптурный портрет писца Каи)
(слайд 14) что изображено на экране? (царевич Рахотеп и его жена Нофрет)
Назовите каноны, которым подчинялись Древние Египтяне в изобретении скульптур. (волосы всегда черные, одежда-белая, одежда мужчин — набедренная повязка, женщин- длинное, облегающее платье, на широких лямках.)
Вопросы на 3 балла
Что такое канон? (свод правил)
(слайд 15) что изображено на экране? (золотая маска Тутанхамона)
(слайд 16) что изображено на экране? (Портрет жены фараона царицы Нефертити)
Рельефы и фрески, музыка и поэзия.
Вопросы на 5 баллов.
что такое регистр? (Горизонтальный пояс стен храмов)
какую роль в жизни общества играла музыка? (без музыки не обходилось ни одно театральное действо, в честь наиболее почитаемых богов)
что древние египтяне изображали на рельефах и фресках? (сцены загробной жизни, сцены повседневной жизни египтян)
Вопросы на 4 балла.
какие музыкальные инструменты были широко распространены у древних египтян? (флейты, систры, барабаны)
для чего служили рельефы и фрески? (с их помощью декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов. )
назовите главный канон, по которому выполнялись рельефы и фрески (пропорциональность)
Вопросы на 3 балла.
что такое мистерии? (театральное действо в честь наиболее почитаемых богов.)
какой музыкальный инструмент занимал почетное место у древних египтян?(арфа)
какие цвета преобладали в рельефах и фресках?(желтый, коричневый, зеленый и голубой)
Художественная культура Мезоамерики.
Культура ольмеков
Вопросы на 5 баллов.
В каком веке проживали ольмеки? (во 2-1 тысячелетии до н.э.)
Где проживали ольмеки? (побережье Мексиканского залива)
Сколько весит скульптура ольмеков — голова, и из какого материала она выполнена? (до 40т., в высоту 3м, из камня)
Вопросы на 4 балла.
Что использовали в качестве строительного материала? (земля, щебень)
Какие храмы сохранились в городе Теотиукан? (храм Солнца и храм Луны)
Грандиозное сооружение, имеющее высоту 64,6 м. представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую (пирамида Солнца)
Вопросы на 3 балла.
Как называли Америку до 1492 года? Почему? (Доколумбовая Америка)
Что пришло на замену культуры ольмеков? (город Теотиукан)
Назовите скульптуру ольмеков, которая получила мировую известность? (каменная голова юноши)
(слайд 18) что изображено на экране? (каменная голова юноши)
Художественная культура ацтеков и инков.
Вопросы на 5 баллов.
В каком веке существовало племя ацтеков? (11в.)
Назовите столицу ацтеков (Теночтитлан)
Назовите одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода(храм Солнца)\
На лицевой стороне огромного монолитного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, обращенных к нему взором. Что это? (рельеф на вратах Солнца в Тиауанако)
Вопросы на 4 балла.
(слайд 20) что изображено на экране?(рельеф на вратах Солнца в Тиауанако)
Назовите современную территорию проживания инков? (территория современного Перу)
Назовите современную территорию проживания ацтеков? (Мехико)
(слайд 22) что изображено на экране? (ювелирное украшение ацтеков)
Вопросы на 3 балла.
Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру, у нее нет ни рук, ни ног, ни лица, ни головы. Что это за статуя? (статуя Коатликуэ)
(слайд 21) что изображено на экране? (погребальная маска ацтеков)
Коатликуэ — это? (богиня земли и весеннего плодородия)
Из чего сделана статуя Коатликуэ? (кукурузные початки, когти, клыки ягуаров, человеческие черепа, перья)
(слайд19) что изображено на экране? (статуя Коатликуэ)
Художественная культура майя .
Вопросы на 5 баллов.
В каком веке происходит расцвет племен майя? (7век.)
На полуострове Юкатан. 25 зданий, разбросанных по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. О каком сооружении идет речь? (Дворцовый комплекс в Паленке)
Сооружение представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м., на ее верхней площадке возведен храм, к котором ведет лестница из 69 ступеней. О чем речь? (храм Надписей в Паленке)
Как чаще всего изображали правителей майя? (в военных сценах или восседающем на троне)
Вопросы на 4 балла.
Назовите изобретения племен майя? (точный солнечный календарь, изобрели иероглифическую письменность, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение)
Чем отличаются пирамиды Мезоамерики, от пирамид Древнего Египта.(пирамиды Мезоамерики имели ступенчатую форму, а наверху возвышался храм, от подножия к двери вела лестница.)
Сооружение представляет собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка. Что это? (стадион для игры в мяч)
Вопросы на 3 балла.
(слайд 23) что изображено на экране? (площадка для игры в мяч)
Расскажите правила игры в мяч у племени майя? (участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками и ногами, играть можно было только плечами, боками или локтями, выигрывал тот, кто первый закинет мяч в отверстие)
Подведение итогов.
Молодцы, вы хорошо поработали. А теперь наш судья подведет итоги. Команда набравшая наибольшее количество очков получает за урок 5, все остальные 4. Спасибо за урок, до свидания!
» 10 класс
1. Как называется пещера, открытая испанским адвокатом и
археологом Марселино Саутуола в 1875 году, стены которой
украшали 25 цветных изображений бизонов в натуральную
величину?
а) Альтамира б) Ласко в) Фон де Гом г) Нио
2. Почему искусство первоначально носило синкретический характер?
Потому что оно было связано с…
а) потребностью познания окружающего мира;
б) ограничениями в орудиях труда;
в) религиозными верованиями первобытного человека;
г) отсутствием первобытного человека интереса к искусству.
3. К какому этапу Каменного века ученые относят первые скульптурные
произведения?
а) Мезолит б) Палеолит в) Неолит г) Энеолит
4. Дайте название скульптуре.
а) «Венера» б) «Афродита»
в) «Мадонна» г) «Эвридика»
5. Самые простые из мегалистических сооружений — …
а) Дольмен б) Кромлех в) Кромлен г) Менгир
6. Самый известный Кромлех называется…
а) Теночтитлан б) Зиккурат в) Стоунхендж г) Пропилеи
7. Что является самой ранней формой театрального искусства?
а) Пантомима б) Музыка в) Танец г) Цирк
8. Что такое тотем?
а) Танец – заклинание.
б) Пластическое изображение сцен охоты.
в) Предмет почитания или культа группы людей.
г) Божество.
9. Одно из семи чудес света, расположенное в Египте:
а) Стоунхендж б) Зиккурат в) Библиотека г) Пирамида
а) Геродот б) Имхотеп в) Хемиун г) Джоссер
11. Единственная пирамида, сохранившая полированную облицовку.
а) Пирамида Хефрена б) Пирамида Хеопса
в) Пирамида Джоссера г) Пирамида Микерина
13. Этот храм находится в Луксоре, вход в который оформлен
монументальным пилоном, украшенным барельефами с
изображениями военных походов фараонами и текстом поэм о
военных подвигах. В честь какого бога поставлен этот храм?
а) Амон Ра б) Аменхотеп в) Хатшепсут г) Яхмос
14. Там находится сорок гробниц царей и их потомков, некоторые
захоронены в углублениях скал на сотни метров.
а) Храм Амон – Ра б) Храм царицы Хатшепсут
в) Храм бога Гора в Эдфу г) Долина царей
15. Обряд мумификации иначе называется…
а) эци б) бальзамирование в) канон г) скальпирование
16. Как называется выпуклое изображение на плоскости, с помощью
которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных
храмов в Древнем Египте?
а) Фреска б) Скульптура в) Живопись г) Рельеф
17. Царица, «прекрасная ликом» – …
а) Пенелопа б) Аменхотеп в) Нефертити г) Клеопатра
18. В помещении одной из погребальных камер гробницы фараонов
Говард Картер нашел его Золотую маску. О ком идет речь?
а) Эхнатон б) Тутанхамон в) Атон г) Рахотеп
19. На каком музыкальном инструменте не играли в Древнем Египте?
а) Арфа б) Флейта в) Систры г) Лира
20. Дайте названия изображенным предметам.
а) б)
в) г)
21. Культура какой цивилизации не является частью культуры
Мезоамерики?
а) майя б) пеласги в) инки г) ольмеки
22. Религиозное поклонение материальным предметам, которым
приписываются сверхъестественные свойства, получило
название…
а) теоцентризма б) фетишизма
в) тотемизма г) анимизма
23. Какой этап развития первобытного общества не является частью
Каменного века?
а) палеолит б) мезолит
б) эллинизм г) неолит
24. Первобытная вера в происхождение рода, племени, народа от
какого-либо животного, или растения:
а) тотемизм б) анимизм
в) шаманизм г) фетишизм
25. Здесь был изобретен папирус, заложены основы геометрии,
сутки разделены на 24 часа, определена роль кровеносной
системы в организме человека. Определи, о каком государстве
идет речь.
а) Древняя Передняя Азия б) Мезоамерика
б) Древний Египет г) цивилизация майя
Зачёт по МХК «Культура первобытного общества » 10 класс
ОТВЕТЫ
1) а 11) а
2) в 12) г
3) б 13) а
4) а 14) а
5) г 15) б
6) в 16) г
7) а 17)в
8) в 18) б
9) г 19) г
10) в 20) а – зиккура
б – храм Амона
в – менгира
г – дольмен
21) б
22) б
23) б
24) а
25) б
Самостоятельная работа по главе
«Художественная культура первобытного общества
и древнейших цивилизаций».
1.Перечислить периоды основных этапов развития первобытной культуры.
2.Что такое синкретизм?
3.Что такое тотем?
А) священное животное
Б) наскальный рисунок
В) скульптура
4 .Кромлех это…
А) вертикальные каменные блоки, перекрытые широкой плитой
Б) каменная плита или столб, образующие окружность
В) продолговатый камень-столб или плиты разной высоты
5.Что из себя представляет дольмен?
6.Что такое зиккурат?
7.Перечислить эпохи развития культуры древнего Египта.
8.Перечислить культурные и научные достижения древнего Египта
9.Какая пирамида считалась самой высокой до строительства Эйфелевой башни?
А) Хеопса
Б) Хефрена
В) Микерина
10.Расставьте в нужном порядке основные части храмового комплекса:
11.Что такое канон?
12.Перечислите главные каноны в изображении скульптуры Древнего Египта .
13.Чем знаменит амарнский период?
14.Как звали жену Эхнатона?
А) Клеопатра
Б) Нефертити
В) Хатшепсут
15.Сопоставить главные достижения народов мезоамерики:
Археологи разобрались в хронологии испанского памятника с палеолитическим искусством
Археологи уточнили хронологию испанской пещеры Ардалес, известную многочисленными палеолитическими наскальными изображениями. Получив 62 радиоизотопные датировки, они пришли к выводу, что неандертальцы оказались на этом памятнике больше 58 тысяч лет назад и, видимо, присутствовали там примерно до 50 тысяч лет назад. После этого наступила продолжительная пауза примерно до 35 тысяч лет назад, которую прервали уже люди современного анатомического типа. Пещера периодически использовалась людьми вплоть до позднего неолита или медного века, причем, похоже, на протяжении всех эпох она была связана только с символической деятельностью. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
На юге Испании, в провинции Малага, находится пещера Ардалес (Cueva de Ardales). Этот археологический памятник, состоящий из двух галерей, был открыт в 1821 году после того, как землетрясение вновь открыло вход, который долго время был завален оползнем. В 1918 году французский археолог Анри Брейль (Henri Breuil) обнаружил в пещере наскальные рисунки, относящиеся к эпохе палеолита. За долгие годы исследований ученые описали более тысячи разных изображений, большинство из которых относятся к эпохе верхнего палеолита.
Однако недавние исследования показали, что по крайней мере часть абстрактных изображений, сделанных охрой, вероятно, создали неандертальцы (Homo neanderthalensis), а не люди современного анатомического типа (H. sapiens). Этот вывод был сделан на основе радиоизотопного датирования кальцита, которое показало, что самые ранние абстракции были созданы не менее 65,5 тысячи лет назад. Раскопки этого памятника также позволили обнаружить палеолитические каменные орудия, кости животных, кусочки древесного угля, фрагменты керамики, а также человеческие останки.
Группа ученых из Германии, Дании и Испании под руководством Хосе-Рамоса Муньоса (Jose-Ranos Munoz) из Университета Кадиса исследовала материалы из пещеры Ардалес, чтобы уточнить хронологию этого памятника. Для этого они получили серию из 12 уран-ториевых и 50 радиоуглеродных датировок, полученных методом ускорительной масс-спектрометрии.
Полученные данные показали, что первые люди (неандертальцы) оказались в пещере больше 58 тысяч лет назад, то есть в эпоху среднего палеолита. Самые поздние отложения среднего палеолита были накоплены не позднее 43 тысяч лет назад (вероятнее, около 50 тысяч лет назад), после чего они были запечатаны натечными образованиями. В этих слоях археологи обнаружили небольшую коллекцию каменных артефактов, фаунистические остатки и многочисленные комочки охры. Кроме людей, в это время в пещере присутствовали и хищные животные — гиена, дикая кошка и обыкновенная лисица.
Ученые не нашли свидетельств того, что неандертальцы использовали пещеру в качестве жилища, лагеря или места изготовления орудий. Найденные 36 фрагментов охры происходили из слоев, которые по хронологии совпадают с несколькими красными абстрактными наскальными изображениями из этой пещеры, созданными около 65520–45290 лет назад. Однако датировка одного из рисунков показала, что его могли сделать уже в верхнем палеолите — не позднее 28590 лет назад.
После неандертальцев пещера была оставлена на несколько тысяч лет. Две датировки, полученные после анализа фрагментов древесного угля, что люди оказались в ней около 35956–35732 лет назад. С хронологической точки зрения, эти данные могут указывать на присутствие на стоянке носителей ориньякской культуры. Однако нахождение ориньякцев в это время на юге Пиренейского полуострова весьма спорно. Зато археологи зафиксировали присутствие на памятнике людей во времена граветта. Свидетельства, относящиеся к периоду существования солютрейской и мадленской культур, оказались сомнительными.
Археологи отметили, что на памятнике присутствуют несколько сталагмитов с выдолбленными углублениями и остатками древесного угля. Ученые интерпретировали эти находки как древние лампы, поскольку в доисторические времена в пещере практически отсутствовал солнечный свет. Радиоуглеродный анализ показал, что в последний раз одна из них использовалась около 4664 лет назад, то есть в позднем неолите / медном веке.
В пещере также были найдены многочисленные свидетельства присутствия людей, относящиеся к раннему неолиту. Археологи считают, что в этот период она могла использоваться в качестве места для захоронения. Самая поздняя датировка, связанная с доисторическими временами, относится к переходному периоду между поздним неолитом и медным веком.
Археологи заключили, что пещера, видимо, никогда не использовалась в качестве долгосрочного лагеря. Обнаруженные свидетельства указывают лишь на символическое использование этого памятника, включая погребение эпохи неолита и значительное количество комков охры, относящихся к разным эпохам. Вероятно, базовый лагерь древних людей находился неподалеку под открытым небом. Так, в ста метрах к склону от памятника есть местонахождение, где обнаружили каменные артефакты, древнейшие из которых относятся к среднему палеолиту.
Ранее на N + 1 рассказывали о других испанских памятниках, связанных с неандертальцами. Так, археологи нашли неподалеку от Мадрида охотничий лагерь этих древних людей, который сезонно использовался для добычи животных больше 70 тысяч лет назад. Кроме того, ученые зафиксировали на севере Испании смену одной популяции неандертальцев на другую.
Михаил Подрезов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Пещерные стены свидетельствуют о ранних встречах между Старым и Новым Светом
Три Голгофских креста, высеченные в мягком известняке в начале испанского колониального периода, появляются над именем Иисуса на латыни в одной из многочисленных пещер на острове Мона.
Фотография Яго Купера
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Глубоко в известняковых недрах одинокого острова, расположенного в 41 миле (66 км) к западу от Пуэрто-Рико, археологи обнаружили сеть подземных галерей, полных интригующих произведений искусства. Созданные как коренными народами, так и первыми европейскими посетителями, изображения фиксируют первый контакт между двумя очень разными мировоззрениями, как сообщается сегодня в журнале 9.0009 Древность .
Всего лишь 19 квадратных миль (49,2 квадратных километра) Исла Мона, или остров Мона, пронизан примерно 200 пещерами. Археологи исследовали 70, обнаружив в темных нишах более двух десятков произведений искусства коренных народов.
NG Maps
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пещеры — единственные постоянные источники пресной воды на острове, ныне необитаемом заповеднике. Эксперты видят четкую связь между этим ресурсом, благодаря которому здесь возможна жизнь, и богатой образностью, наполняющей камеры.
Фантастические завитки, линии и фигуры были созданы путем проведения ногтями по мягкой поверхности стен и потолков. «Эти узоры с рифлеными пальцами отражают духовные верования коренных народов», — говорит исследователь Джаго Купер, куратор американского отдела Британского музея в Лондоне. Работа Купера частично поддерживается грантом Национального географического общества.
Представляя самую разнообразную коллекцию таких мотивов во всем Карибском бассейне, тысячи дизайнов, каталогизированных до сих пор, включают людей, животных и геометрические символы. Некоторые имеют ширину в несколько ярдов, а многие накладываются друг на друга, образуя иллюстрированный отчет о повторных посещениях пещер.
Элис Самсон, археолог из Университета Лестера и один из руководителей исследования пещеры, созерцает огромные меняющие форму фигуры, которые местный художник нарисовал на потолке пещеры.
Фотография Яго Купера
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Стили иконографии, связанная с ними керамика и датировка C14 факелов, которые использовались для освещения темных пространств — некоторые из них уже в 12 веке — все это поддерживает доиспанские даты искусства.
Коренные жители жили на этом скалистом аванпосте более 5000 лет, причем прошлый век совпал с началом европейской колониальной эры. Христофор Колумб остановился здесь в 1494 году, нанеся остров на карту Испанского Майна вдоль того, что впоследствии стало хорошо проходимым маршрутом между Европой и Новым Светом. И вот тогда в подземных переходах становится вдвойне интересно.
В одной из тех же пещер, где хранятся произведения искусства коренных народов, археологи обнаружили следы, которые, по-видимому, оставили ранние европейцы, посетившие остров из испанских крепостей Пуэрто-Рико и Эспаньолы. Знаки включают испанские имена, фразы на латыни и испанском языке, сокращения имени Иисуса и множество христианских крестов. Многие из них были вырезаны в скале острыми инструментами.
Наиболее полезными, с исторической точки зрения, были удивительно современные граффити — имена и даты, большинство из которых относится к середине 16 -го -го века, которые люди, должно быть, нацарапали на стенах пещеры, чтобы отметить свое присутствие.
Одно имя явно указывает на европейца: Франсиско Алегри. Исторические документы идентифицируют его как испанца, прибывшего в Вест-Индию в 1530-х годах. Обосновавшись в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, он в конце концов был назначен ответственным за королевские поместья, в том числе на острове Мона.
Сходство между его подписью и надписью в пещере позволяет предположить, что сам Алегри посетил эту пещеру и поддался вековому порыву оставить свой след.
Темная пасть пещеры с виноградными лозами и веревкой для лазания с одной стороны возвышается над мерцающими водами Карибского моря. «Коренные жители намеренно исследовали труднодоступные пещеры, — говорит Купер.
Фотография Яго Купера
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
«То, что мы видим здесь, — это дихотомия между двумя очень разными видами искусства, — говорит Купер. «Поздний набор определенно нарисован европейцами, которые реагируют на местное искусство и ведут с ним диалог».
Сопоставление европейских и местных отметин, отсутствие изображений, показывающих конфликт, и тот факт, что европейцам понадобились местные проводники, чтобы найти эту пещеру, — все это предполагает повествование, которое сильно отличается от обычной саги об испанском завоевании Новый мир. Это был момент времени, когда две группы незнакомцев знакомились друг с другом, обменивались идеями и выясняли, что эта новая межкультурная связь может означать для будущего всех заинтересованных сторон.
Читать дальше
Водный кризис в Европе намного хуже, чем мы думали
- Окружающая среда
Водный кризис в Европе намного хуже, чем мы думали вызывает тревогу сокращение запасов пресной воды в водоносных горизонтах континента.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету 32 79
3 3Почему люди так чертовски одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Подробнее
Обнаружено старейшее в мире пещерное искусство, созданное неандертальцами?
В пещере Эль-Кастильо ручные трафареты соединяются с красным диском (не изображен), который может быть старейшим наскальным искусством Земли.
Фотография предоставлена Педро Саура через Science/AAAS
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Доисторические точки и малиновые ручные трафареты на стенах испанских пещер в настоящее время являются старейшими известными в мире пещерными рисунками, согласно новым результатам датирования — возможно, лучшим доказательством того, что неандертальцы были первыми наскальными художниками Земли.
Если это так, то открытие сокращает культурную дистанцию между нами и неандертальцами и подпитывает аргумент, по крайней мере одного ученого, что люди с густыми бровями были не отдельным видом, а всего лишь другой расой.
Из 11 подземных участков вдоль побережья Кантабрийского моря на севере Испании, изученных командой, пещера под названием Эль-Кастильо содержала самые старые рисунки, самым древним из которых был простой красный диск.
Имея возраст более 40 800 лет, «это в настоящее время самое старое произведение искусства в Европе, возраст которого составляет не менее 4000 лет», — сказал ведущий автор исследования Алистер Пайк, археолог из Бристольского университета в Великобритании. 0003
Если новые даты верны, они также могут сделать искусство Эль-Кастильо старейшими известными хорошо датированными наскальными рисунками в мире — название, которое ранее принадлежало французским наскальным рисункам Шове, которым, как полагают, не менее 37 000 лет.
Команда Пайка вычислила новые даты, используя метод, основанный на известных скоростях распада урана, особенно урана в кальциевых отложениях, образовавшихся на краске. Саму краску на минеральной основе нельзя было датировать, потому что она не содержит ни урана, ни углерода, необходимых для радиоуглеродного датирования.
Согласно исследованию, опубликованному сегодня в журнале Science, в нескольких случаях испанские произведения искусства оказались старше, чем предполагалось ранее на основе косвенных методов, таких как стилистическое сравнение с картинами на более датированных участках.
(Посмотрите изображения реконструированного неандертальца и пройдите тест по неандертальцам.) около 30 000 или 40 000 лет назад. Считается, что современные люди также жили в этом районе в то время, прибыв сюда около 41 500 лет назад.
(См.: «Последняя битва неандертальцев была в Гибралтаре, предполагает исследование».)
Ранее в этом году археологи нашли то, что они считают наскальными рисунками неандертальцев возрастом 42 000 лет в Малаге, Испания. Но, по словам Пайка, эти доказательства противоречивы.
«Они определили возраст угля на полу пещеры, а затем экстраполировали его» на картины, — сказал Пайк.
«Все, что показывает, это то, что кто-то зажег огонь в пещере 42 000 лет назад, но они связали это с рисунками. И мы думаем, что это абсолютное безумие.»
Эксперт по пещерному искусству Мишель Лорбланше тоже не считает доказательство Пайка железным. По его словам, потребуются дополнительные доказательства, чтобы твердо установить, что некоторые из испанских наскальных рисунков были продуктом разума неандертальца.
«Я один из тех, кто ждет объективных доказательств того, что картины были созданы неандертальцами, а также Homo sapiens», — сказал Лорбланше, почетный профессор Тулузского университета во Франции.
«Но на сегодняшний день картина около 40 000 [лет назад] не доказывает, что она была сделана неандертальцами.»
Руководитель исследования Пайк, тем не менее, указал, что новые даты касаются только минимального возраста.
«Кальцит мог образоваться через много тысяч лет после того, как картина была написана», — сказал он. «Но я согласен, что нам нужно датировать больше картин, чтобы окончательно доказать, что они были созданы неандертальцами, и в настоящее время мы отбираем больше произведений искусства, чтобы увидеть… Я думаю, что в ближайшие несколько лет мы действительно докажем это».
(См. также: «Секс с людьми привел к вымиранию неандертальцев?»)
Дело в неандертальском искусстве
Многие ученые долгое время сомневались в том, что неандертальцы были способны создавать символическое искусство.
Но это начало меняться в последние годы, отчасти благодаря открытию пигментов, крошечных предметов искусства и того, что может быть краской для тела на стоянках неандертальцев, по словам Пола Бана, эксперта по пещерному искусству и члена Археологического института. Америки.
«Остается кучка зашоренных ученых, которые до сих пор считают неандертальцев грубыми дикарями, немногим лучше животных, но, к счастью, их меньшинство, — написал Бан, не участвовавший в исследовании, в электронном письме.
«Я думаю, что почти все объективные ученые теперь полностью признают неандертальское искусство.»
Соавтор исследования Жоао Зильхао пошел еще дальше, предположив, что если неандертальцы были ответственны за некоторые наскальные рисунки в Испании, то, возможно, между ними и современными людьми нет реальной разницы.
«Это дополняет доказательства… того, что неандертальцы были европейским расовым вариантом Homo sapiens, а не отдельным видом», — сказал Зилхао из Барселонского университета.
По крайней мере, как сказал руководитель исследования Пайк, новые результаты помогают сократить дистанцию между культурной эволюцией неандертальцев и современных людей.
«Если вы посмотрите на траекторию [современного человека] к искусству, мы найдем в Африке бусы из ракушек, кусочки охры и страусиные раковины с геометрическим орнаментом примерно от 70 000 до 100 000 лет назад», — сказал он.
Теперь, на европейских сайтах, «мы видим, что неандертальцы следуют той же траектории. Мы видим бусы из ракушек, резные скульптуры и геометрические узоры на кусочках костей. А теперь мы видим то, что может быть неандертальским искусством».
(«Изображения: доисторические европейские пещерные художники были женщинами».)
Гигантский прыжок для неандертальца?
Хотя самыми старыми рисунками в исследовании были стилистически простые диски и ручные трафареты, в пещерах также есть фигуративное искусство — например, лошади и бизоны — которые появились после падения неандертальцев.
«Возможно, что точки и другие нефигуративные мотивы были созданы неандертальцами, а [изображения] животных — Homo sapiens», — сказал член исследовательской группы и эксперт по пещерному искусству Пол Петтит из британского Шеффилдского университета.
Но «это не должно подразумевать какие-либо ментальные различия между ними. Если вы нарисуете животное, а я нарисую несколько точек, в нашем познании нет никаких основных различий».
Эти предполагаемые различия — а теперь и эти картины — лежат в основе дебатов о том, что значит быть человеком или, по крайней мере, Homo sapiens.
«Существует теория, согласно которой ускорение культурных инноваций позволило людям переселиться на территорию, оккупированную неандертальцами», — сказал руководитель исследования Пайк.
Для современных людей «наскальные рисунки могли быть частью этого культурного пакета, как и музыкальные инструменты и скульптуры животных и людей».
Некоторые ученые утверждают, что наш вид пережил «большой скачок вперед» или «верхнепалеолитическую революцию» около 35 000 лет назад. (См. доисторическую временную шкалу.)
Согласно этой идее, что-то — возможно, генетическая мутация или развитие языка — вызвало технологический и творческий взрыв в Homo sapiens.
Но, по словам соавтора исследования Зилхао, новые доказательства того, что неандертальцы могли создавать искусство, «должны заставить ученых отказаться от идей Большого скачка».