История Казани. История улиц города Казани, картинки и ретро фото Казани
Казань и Татарстан
История Казани
На протяжении длительного периода времени история возникновения Казани оставалась невыясненной. Научный спор о дате основания города, по известным нам данным, продолжался более ста лет. Попытки определения его возраста предпринимались Городской Думой в 1894 году, а также руководством города и казанскими учеными 25 лет назад. И в том, и в другом случае бесспорных научных доказательств и фактов обнаружено не было.
Кропотливые исследования последних лет, которые проводились в 32 археологических раскопах, в 62 библиотеках и архивах, в том числе в 46 зарубежных, — в буквальном смысле вскрыли новые пласты истории.
Ученые признали, что сделано крупное научное открытие — обнаружен V культурный слой, в котором найдены уникальные предметы. Среди них: позолоченная накладка, которую венгерские ученые датируют по своим аналогам серединой Х века; часть серебряного арабского дирхема, чеканившегося, по заключению каирских ученых, в первой половине Х века и находившегося в обращении до рубежа X-XI веков, отнесенного к эпохе Саманидов; стеклянные бусы, которые произвели сенсацию в скандинавских странах благодаря своему происхождению; чешский денарий Святого Вацлава — монета, которая датируется учеными Чехии концом Х века и изучение которой позволило чешским исследователям сделать сенсационное открытие: что монеты на их родине начали чеканить на столетие раньше, чем считалось.
Научные экспертизы находок и заключения по ним делались отделом нумизматики Государственного Эрмитажа, Национальными музеями Венгрии и Чехии, специалистами университетов Москвы, Берлина, Каира.
Принимая во внимание частоту совпадения экспертных оценок, ученые путем математической аппроксимации вывели дату возникновения Казани как города — 1005 год.
Результаты исследований были рассмотрены на трёх международных научных форумах с участием ученых 21 страны.
В итоге пять институтов отделения истории Российской академии наук и его бюро вынесли вердикт о времени возникновения г.Казани и, более того, признали, что открыта новая методика датировки образования древнейших городов.
Древняя Казань
Булгары, пришедшие в Среднее Поволжье в конце VII века, быстро подчинили себе тюркские и угорские племена. Это племя активно осваивало не только Нижнее Прикамье и Поволжье, но и передвигалось на север. Одновременно у булгар формируется государство и начинают возникать города.
Своеобразным катализатором этих социальных изменений в булгарском обществе стало становление и развитие балтийско-волжской торговой магистрали — Великого Волжского пути — и движения по нему викингов. Контакты булгар со скандинавами протекали на фоне «волн» торгово-экономической активности различных народов на этом волжском пути. Среди находок X века из городов Волжской Булгарии — целый комплекс вещей североевропейского происхождения. Наиболее интересными из них являются находки каролингских мечей и их фурнитуры (мечи и их детали, наконечники ножен). Сопоставление с рядом других находок, в том числе деталей костюма, позволило сделать вывод о неслучайном их характере. Все они так или иначе связаны с военно-дружинным бытом, а мечи, как редкое и дорогое оружие, использовались в основном военной знатью.
Новые виды вооружения, не известные до этого времени у булгар, демонстрируют распространение общеевропейских средств ведения вооруженной борьбы, характерных для феодальных обществ. Кроме того, выделяется ряд находок, связанных с женским скандинавским костюмом (фибулы-застежки). Своеобразным пунктиром очерчивают раннесредневековые торговые магистрали клады монет.
Картографирование этих находок демонстрирует, что все они концентрируются близ раннегородских центров Булгарии: Болгар, Биляр, Балымер, городищ у Старой Майны и Старых Нохрат, частично Казани. Показательно, что такая концентрация подобных социально престижных изделий характерна и для Руси, и для Венгрии в период становления государственности.
Видимо, в этот период наряду с крупными городами начинает складываться целая городская сеть — торгово-ремесленные центры, торговые фактории в устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье. В Приказанье такие булгарские поселения X-XII веков найдены в районе сёл Русский Урмат, Уньма, Сосновка, Чурилино и Бужа. Все это создало основу для возникновения близ устья Казанки города — административного, хозяйственного и религиозного центра округи.
По данным археологических исследований, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность Кремлевского холма. Крепость эта была довольно хорошо укреплена.
Во время раскопок на Кремлевском холме в последнее десятилетие, начатых профессором А.Х.Халиковым и продолженных доктором наук Ф.Ш.Хузиным и профессором А.Г.Мухамадиевым, археологи сделали целый ряд важнейших открытий, позволивших уточнить дату образования раннего поселения и представить его характер. Среди находок — обломки горшков из грубого теста с волнистым узором по плечику, характерным для гончарных традиций Хазарского каганата до конца X века, обломок восточного дирхема, бусы из стекла и полудрагоценных камней, медные браслеты, а также бронзовая накладка для конской сбруи. Сенсационной находкой стала свинцовая подвеска (печать?) с оттиском чешской монеты первой половины X века (по определению профессора Я.Хасковой из Праги, — 929-930 годов), которая не только указала на контакты булгар со странами Средней Европы, но и заставила скорректировать дату начала чеканки монет в Чехии, «удревнив» ее почти на сто лет. Судя по всем этим материалам, первое булгарское поселение на Кремлевском холме, возникшее в конце X — начале XI веков, имело торгово-ремесленный характер и активно участвовало в торговле по волжскому пути.
Город постепенно разрастался. Менялись его функции. В районе кремлевского сада с южной напольной стороны А.Х.Халиковым в 1977-1978 годах были найдены остатки земляного вала шириной до 12 м и высотой до 2 м, по верху которого шла белокаменная стена шириной до 4,5 м, и рва перед ним (ширина до 14 м и глубина до 5 м). В 1990-х годах эти данные были уточнены и дополнены, когда остатки подобных стен выявились также с северной, западной и восточной сторон западной оконечности Кремлевского холма. В северо-восточной части города, видимо, располагались проездные ворота в виде башни и целые системы валов и деревянных стен в виде срубов. Все это окружало площадь около 5 га. На этой площадке обнаружены многочисленные находки булгарской гончарной посуды, наконечники стрел и другие детали вооружения и конского снаряжения, бытовые предметы (железные замки и ключи, прясла из шифера и т.д.), а также фрагменты ближневосточной поливной посуды и стеклянные браслеты из Древней Руси. Все это заставляет считать, что Казань XII-XIII веков была сильной крепостью и важным торгово-экономическим центром в северо-западных районах булгарского Поволжья. Не исключено, что возникновение такой сильной крепости в устье Казанки, где был целый ряд булгарских поселений, связано с усилением экспансии владимиро-суздальских князей в Среднем Поволжье.
Казань золото ордынского периода
Монгольское нашествие, прокатившееся в первой половине XIII века по судьбам многих государств и народов Европы и Азии, опалило и Волжскую Булгарию. Первое вторжение монголов в 1223 году булгары отбили, нанеся поражение лучшим полководцам Чингис-хана. Однако силы были слишком неравными, и в 1236 году огромное войско под командованием Бату-хана, пройдя огнем и мечом, завоевало Булгарию. Особенно сильно пострадали закамские земли, где многие города и селения были сожжены дотла. Население их было частично уведено в рабство, а частично бежало на север — в Предкамье. Булгарское государство распалось на ряд феодальных владений, которые вошли в состав Улуса Джучи (Золотой Орды) как вассальные владения.
Постепенно страна начала возрождаться после разгрома. Быстро стали отстраиваться разоренные города, такие как Болгар, Джукетау, и возникать новые — Керменчук, Тубулгатау. Появились и укрепились новые политические и торговые связи. Способствовали этому выгодное расположение булгарских земель — на перекрестке торговых путей из Северной Европы и Руси в Нижнее Поволжье и Центральную Азию — и политика ханов Улуса Джучи, поощрявших торговлю и веротерпимость. Особого расцвета достигли города по рекам Волге и Каме, которые стали основными торговыми артериями Улуса Джучи.
Период наивысшего политического и экономического могущества империи Джучидов пришелся на конец XIII — первую половину XIV веков. Именно тогда, на волне подъема хозяйства и торговли, произошло усиление центральной власти, сложилась единая система управления, стабилизировались границы и прекратились междоусобицы. Интенсивно развивались десятки крупных городов, где вырабатывались единый литературный язык и пышная имперская культура. В качестве государственной религии был принят ислам. Одновременно происходило активное формирование сословия золотоордынской военно-служилой знати, включавшей в свои татаро-монгольские кланы также булгарскую и кыпчакскую аристократию. В среде этой знати вырабатывалось сознание новой «татарской» общности.
Стабильно развивались и булгарские земли. Традиционно основой хозяйства населения оставались земледелие, стойловое скотоводство, а также различные ремесла, такие как кузнечное, оружейное, гончарное, косторезное, ювелирное. Своеобразие булгарской культуры этого периода определялось сочетанием золото ордынских тенденций с до монгольскими традициями. Несмотря на завоевание, значительных переселений кочевников в Булгарию не было. Как правило, сюда переселялась лишь татарская знать со своими военными отрядами, которая заняла, тем не менее, главенствующее положение в булгарских землях и постепенно ассимилировала булгарскую аристократию, включив ее в состав своей клановой системы. В это время шло непрерывное освоение окраин булгарских земель, где резко увеличилось количество сельских и торгово-ремесленных поселений. Уже к началу XIV века их экономическое положение заметно укрепилось, что выразилось в возвышении городов — центров этих земель: Казани, Кашана и Чаллов в Предкамье, Тетеша и Япанче в Предволжье.
Казань, удачно расположенная близ северных пределов страны и на пути с берегов Волги на север в Верхнее Прикамье, и прежде была важным стратегическим пунктом. Но в золотоордынское время она стала центром обширной округи — земель бассейна реки Казанки (Казан Арты — Заказанья). Не исключено, что именно она служила местом сбора налогов и даней в пользу ханов Улуса Джучи. Соединение выгодного торгового местоположения с возросшей экономической самостоятельностью вызвало резкое усиление политической власти правителей Казани. Судя по сохранившемуся в окрестностях города надгробию, в конце XIII века ее правитель Хасанбек, сын Мир-Махмуда, имел пышный титул «Султан великий, знатнейший помощник султанов, эмир чтимый… победоносный… гордость рода и веры, тень Господа мира». Наличие этого титула достаточно красноречиво свидетельствует о том, что казанский султан имел статус, равный по значимости статусу правителя Болгара, и являлся вассалом ханов Улуса Джучи.
Коренные перемены в политической жизни булгарских султанатов произошли в 60-е годы XIV века, когда Улус Джучи вступил в полосу кризиса. По мере ослабления центральной власти все более самостоятельными и независимыми становились правители вассальных земель. Теперь во многом именно от их поддержки зависел успех того или иного претендента на ханский трон, и они стали принимать активное участие во внутриордынских усобицах и войнах. Булгарские султанаты, среди правителей которых особо выделялись могуществом правители Болгара и Джукетау, были в ряду таких ключевых регионов. Именно они оказались наиболее сильно втянутыми в ордынскую междоусобицу. В 1361 году Болгар захватил эмир Булат-Тимур, пытавшийся укрепить свою власть в Орде, а в 1376 году его осаждали московские войска по приказу эмира Мамая и булгарские владения попали под московский протекторат. Постоянными стали набеги новгородских пиратов — «ушкуйников», из года в год разорявших волго-камские берега. В результате этих войн и набегов Болгар начал терять главенствующее положение среди булгарских земель, в то время как Казань постепенно усиливалась.
За XIII-XV века город заметно вырос, но внутренняя планировка его существенно не изменилась. Укрепленная цитадель города расширилась в длину до 400 м, и площадь достигла 10 га. Однако продолжали функционировать ранее возникшие улицы с деревянным настилом. Начинается активное строительство каменных и кирпичных зданий — внутри крепости выявлены остатки башни (или минарета) и ряд белокаменных построек — мавзолеи и, возможно, мечеть. Здесь же фиксируются наиболее ценные и богатые находки предметов быта. С юга, востока и запада к крепости примыкают неукрепленные посады, где выявлены остатки меднолитейной (раскопки 1971 года) и кожевенной (раскопки 1953-1988 годов), а также следы гончарных и металлургических мастерских. Город в это время был важным торговым пунктом Поволжья, о чем говорят многочисленные находки китайского фарфора, кашинной среднеазиатской посуды и сфероконических сосудов.
К этому же времени относится целый ряд городских кладбищ, например, в районе современного Государственного объединенного музея Республики Татарстан и в Кремле, у здания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Оба эти кладбища мусульманские. Из какого-то городского кладбища происходят и знаменитые надмогильные плиты конца XIII века (1297 год). К этому периоду относится также находка 1893 года — большой монетный клад (597 штук), датируемый первой третью XV века.
Впервые Казань была упомянута в русских летописях, наравне с Джукетау, в 1391 году, а во время большого похода на Булгарию князя Юрия Дмитриевича в 1399 году Казань названа центром одного из султанатов, наряду с Болгаром, Джукетау и Керменчуком. В это время в Казани начинается чеканка своей монеты с указанием места чеканки — «Булгар ал-Джадид», то есть Новый Булгар. Все это указывает на усилившуюся военную мощь и политическое влияние казанских султанов, на их возросшие претензии на суверенитет в конце XIV — начале XV веков.
Важнейшим этапом на пути объединения всех булгарских земель под властью Казани стало приглашение на ее престол правителя из рода Джучидов — Гийас Ад-дина (1422 — 1438/1445? годы). При нем в Казани была проведена денежная реформа и началась чеканка монеты с его титулом «Султан высочайший» и собственным гербом — лировидной тамгой.
Казань пытается влиять и на внутриордынские дела, но неудачно. Уже с 1426 года Казань снова чеканит монеты от имени ханов Улуса Джучи. Одновременно неудачи в войнах с Московским великим княжеством (например, разорение Болгара в 1431 году) продемонстрировали неспособность булгарских правителей противостоять русским войскам порознь и отсутствие помощи от занятых междоусобными войнами ордынских ханов
Столица ханства
Угроза со стороны московских князей и ханские междоусобицы заставили казанскую знать стремиться к независимости и созданию собственного сильного государства. Поэтому, когда у границ казанских владений после декабря 1438 года появился изгнанный из Нижнего Поволжья и воюющий с московским великим князем Василием II Темным хан Улуг-Мухаммед с небольшой дружиной, казанская аристократия заключила с ним союз. Источники не сообщают, был ли тогда свергнут Гийас Ад-дин и был ли провозглашен ханом Улуг-Мухаммед, но несомненно участие казанских войск в походах этого хана на Русь. Во всяком случае после победоносной войны с Москвой в 1445 году и смерти Улуг-Мухаммеда ханом уже суверенного Казанского ханства был провозглашен его сын Махмудек.
Крепость Казани в XV-XVI веках занимала почти всю территорию современного Кремля, ограничиваясь с юга укреплениями, шедшими по краям так называемого Тезицкого оврага. Укрепления цитадели состояли из глубокого (до 3 м) рва и вала, поверх которого были наставлены дубовые стены в виде срубов (6-7 м шириной), заполненных землей. Укрепленная площадь города достигала 13 га. Внутри крепости раскопками был выявлен целый ряд построек. Город имел в основном деревянную застройку.
В северо-восточной части Кремля (район современного Президентского Дворца) выявлены остатки укрепленного царского двора, который занимал большую часть Кремлевского холма и для защиты которого использовались более ранние белокаменные укрепления. На его территории находилась белокаменная мечеть (мечеть Нур-Али) с высоким минаретом (недалеко от башни Сююмбике), близ которой размещались ханские мавзолеи. Все они имели подквадратную форму и были сложены из белого камня. Внутри были вскрыты богато орнаментированные резные гипсовые надгробия, под которыми в двух гробах, вложенных один в другой, располагались захоронения, совершенные по мусульманскому обряду. Здесь же, внутри крепости, обнаружены остатки деревянных и кирпичных сооружений усадеб (дома и хозяйственные постройки), а также большого белокаменного здания (возможно, ханского дворца).
Ближе к южной части крепости, у Тезицкого оврага, находились мечеть и медресе Кул-Шарифа. С юга и юго-запада к крепости примыкал обширный посад, расположившийся, судя по археологическим находкам, в следующих пределах: с востока — улица Лобачевского, с севера — цепь озер (Банное, Черное, Поганое), с запада -правый берег реки Булак, а с юга — улица Ташаяк. Посад Казани был уже в середине XV века обнесен стеной и рвами, которые неоднократно подновлялись и перестраивались. Вал имел ширину 15-20 м и высоту 3-4 м. В городе процветали металлургия, гончарство, деревообработка, камнерезное и кожевенное производства, ювелирное и военное дело. Кроме того, как внутри города, так и вне его располагался целый ряд кладбищ. Из одного из них, находящегося в районе Государственного объединенного музея Республики Татарстан, происходит каменное надгробие 1530 года. Большие кладбища XV-XVI веков зафиксированы в районе улицы К.Наджми и здания физфака Казанского государственного университета.
Вокруг города располагались обширные слободы и села. Одна из таких слобод — Кураишева — находилась на левом берегу реки Булак. Остатки ее кладбища неоднократно фиксировались в районе современного центрального рынка. Не менее известна и слобода плотников и кораблестроителей «Бишбалта» («Бежболда»). Здесь же, в заливе устья Казанки, была стоянка торговых и военных кораблей казанцев.
К югу от города, на холмах (район улицы Калинина), располагалась армянская слобода с собственным кладбищем (надгробия XIV-XVI веков). В окрестностях города находились многочисленные села и резиденции беков и мурз. Часть их имен сохранилась в городской топонимике: Кул-Маметово (Кул-Мухамед), Аметьево (Ахмед) и другие. По поздним летописям, близ озера Средний Кабан находилась резиденция казанских ханов, в том числе и сады Сююмбике.
В 1552 году город был взят штурмом после семинедельной осады войсками Ивана IV Грозного. Хан Йадгар был взят в плен. В слое пожара археологами зафиксированы человеческие кости и каменные пушечные ядра. Город был практически полностью разрушен, а его население частью — погибло, частью — было уведено в плен или выселено за озеро Кабан. Борьба за освобождение, однако, не окончилась. Отдельные выступления и восстания продолжались вплоть до 1557 года.
Казань в составе Российского государства
Во второй половине XVI века Казань превращается в русский город. Татарам запрещено было селиться в пределах городских стен. Небольшое татарское поселение возникло на заболоченном месте за рекой Булак, на берегу озера Кабан, где возникает Старо-Татарская слобода. Сам город активно заселяется русскими переселенцами. В Кремле располагаются гарнизон из стрельцов и воеводские учреждения.
В 1556 году на месте прежнего деревянного Кремля начинается строительство белокаменного. Для этого из Пскова и Новгорода специально пригласили артель каменщиков во главе с мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Мощные кремлевские стены толщиной 5-6 м были дополнительно укреплены невысокими одноярусными каменными башнями. Внутри Кремля были построены двор воеводы, дворец архиепископа, Благовещенский собор и другие церкви, жилые дома для высокопоставленных духовных лиц, служилых и военных людей. Вокруг Кремля расположились посады и слободы — в 60-е годы XVI века было всего около 300 дворов, где проживало торгово-ремесленное население.
В XVII веке город стал развиваться экономически. Появляются первые мануфактуры. Расширяются торгово-ремесленные пригороды: Ямская, Татарская, Горшечная, Кирпичная, Красная слободы. Частично перестраивается Казанский Кремль: обновляются стены, над Спасской башней возводятся два восьмигранных яруса с шатровым завершением; одновременно, видимо, строится многоярусная башня, увенчанная высоким шпилем, которая позднее получила название «башня Сююмбеки».
Казань стала центром губернии в 1708 году, когда по реформе Петра I Россия была разделена на ряд губерний. В XVIII веке город значительно изменился и стал делиться на три части: кремль, посад и слободы. К середине века в кремле были в основном каменные постройки. Здесь располагались губернаторская канцелярия, дом губернатора, собор, десять церквей и два монастыря (Спасский и Троицкий), дом архиерея, оберкомендантский двор с караульнями, гауптвахтой и арсеналом. Казанский гарнизон насчитывал до пяти тысяч человек.
К кремлю примыкал посад с дубовой стеной, обветшалые стены которого были снесены по приказу губернатора Волынского в 1729 году. От кремля по всему посаду веером расходились улицы с торговыми рядами. Дома богатых купцов располагались вокруг Гостиного двора близ кремля. С 60-х годов XVIII века постепенно вводится плановая застройка города. Было спланировано несколько улиц в центре: Арская (ныне К.Маркса), Воскресенская (Кремлевская), Проломная (Баумана), Мокрая (Чернышевского) и другие. На этих улицах появились деревянные мостовые. Были построены мосты через Булак и большой мост через Казанку. Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары.
Казань была центром просвещения и культуры в регионе
В 1758 году по указу Сената в Казани была открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Вопреки противодействию властей развивалась и мусульманская система образования.
В 1771 году были открыты два больших медресе — Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году — медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И.Веревкин (1732-1795), поэты Г.П.Каменев (1772-1803) и Г.Р.Державин (1743-1816).
В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.
Развитие промышленности в крае вызвало бурный рост городов. Население Казани в 1858 году составило более 61 тысячи человек. К 1890 году в Казани было 84 предприятия (кожевенные, мыловаренные, свечные, кумачные и прочие) фабрично-заводского типа. Крупнейшими частными предприятиями Казани были мыловаренный завод купцов Крестовниковых (1855 год) и кожевенно-ткацкое производство братьев Алафузовых (1860 год). Крупным государственным предприятием являлся пороховой завод.
Казань сохраняла свое значение крупного торгового центра и на востоке Европейской России, на пути в Центральную и Среднюю Азию. В 1900 году Казань по развитию промышленности и торговли входила в пятерку крупных городов России. Население города в 1897 году достигло 130 тысяч человек, из них татар — до 22 процентов.
К середине XIX века Казань окончательно сформировалась как единый градостроительный организм с четким регулярным планом, функциональной структурой и элементами благоустройства. Четкое разделение города на аристократические, промышленные, торговые, административные районы и рабочие окраины предопределило и их архитектурный облик.
До настоящего времени сохранили свой облик торговые улицы — Проломная (ныне Баумана), Московская (Кирова), Воскресенская (Кремлевская). Средоточием финансовой и деловой жизни города была улица Банковская (М.Джалиля). Аристократический район — это улицы Грузинская (К. Маркса), Лядская (М.Горького) и другие. С 1874 года улицы в центре города стали освещаться с помощью газовых фонарей, а с 1897 года — электричеством.
Произошли значительные изменения в развитии городского и межгородского транспорта и связи.
В 1875 году состоялось открытие конно-железной дороги, а в 1899 году в городе появился первый электрический трамвай. В 1891 году начались работы по сооружению железной дороги. К 1896 году после завершения строительства моста через Волгу было открыто сквозное движение от Казани до Москвы. Открытие Московско-Казанской железной дороги способствовало укреплению и расширению экономических связей Казани с крупными городами России. Первая телеграфная станция в Казани была открыта в 1859 году, а в 1876 году Казань подключилась к международному телеграфному агентству. В 1881 году началось строительство телефонной станции, и к 1886 году телефонная связь соединила Казань с миром.
В конце XIX века Казань была крупным религиозным центром. Здесь функционировало 6 монастырей, множество церквей, часовен и храмов (всего 88) и 13 мечетей.
Важнейшим событием культурной жизни города стало открытие в 1804 году университета. В конце XIX века в нем обучалось 847 студентов. Среди выпускников университета были выдающиеся люди России — Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков. Прославившийся на весь мир гениальный математик, создатель неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевский (1792-1856) почти двадцать лет являлся его ректором. В Казанском университете преподавали и занимались научной деятельностью выдающиеся ученые: химики Н.Н.Зинин (1812-1880), А.М.Бутлеров (1828-1886) и В.В.Марковников (1837-1904), историки и филологи Х.Д.Френ (1782-1851), И.Хальфин (1778-1828), И.Н.Березин (1818-1896), Н.Ф.Катанов (1862-1922) и И.А.Бодуэн де Куртене (1845-1929), математик П.С.Порецкий (1846-1907), геологи Н.А.Головкинский (1834-1897) и А.А.Штукеберг (1844-1905), астроном М.А.Ковальский (1821-1884), медики П.Ф.Лесгафт (1837-1909), Е.В.Адамюк (1839-1906), В.М.Бехтерев и Н.А.Миславский (1854-1928), юристы и правоведы А.П.Щапов (1831-1876) и Н.П.Загоскин (1851-1912) и многие другие.
С Казанью связаны молодые годы великого русского певца Ф.И.Шаляпина (1873-1938), здесь же начинал свою творческую карьеру В.И.Качалов (1875-1948).
В Казани трудились деятели татарского просвещения и религиозные реформаторы: Ш.Марджани (1818-1889), Х.Фаизханов (1828-1866). Здесь творили поэт Г.Тукай (1886-1913) и драматург Г.Камал (1879-1933). В 1906 году на основе любительской труппы возник татарский профессиональный театр.
Первая русская газета в Казани — «Казанские известия» — вышла в 1811 году, традиционной газетой губернских властей была старейшая газета «Казанские губернские ведомости» (1838-1917). Первый татарский печатный календарь был выпущен Р.Амирхановым в 1841 году, а первая татарская газета в Казани — «Казан мэхбире» — вышла в свет в 1905 году.
Казань — город удивительной судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. Тысячи нитей связывают этот город с ближними и дальними странами, делая его местом пересечения разных цивилизаций и религий, средоточием различных и многообразных культур: русской и татарской, христианской и мусульманской. Многие черты этого симбиоза воплощены в топонимике города, его постройках и самой истории.
Все это делает Казань не только местом встречи этих цивилизаций, но и их воплощением, воплощением единства культуры при всем своем многообразии и сохранении своеобразного колорита.
Казань сегодня
Казань — столица Республики Татарстан — один из крупнейших экономических, научных и культурных центров России. Город, площадью около 425,3 кв. км. где проживает 1110,0 тыс. человек, более 101 национальности, расположен на левобережье реки Волги по обеим сторонам реки Казанки. 30 августа 2005 года Казань отметила свое тысячелетие.
Богатое прошлое города связано с древней цивилизацией казанских татар и их прямых предков — волжских булгар. Город, лежащий на границе Европы и Азии, был и остается связующим звеном между Западом и Востоком и хранит традиции двух великих культур.
Казань с ее впечатляющим Кремлем, мечетями, церквами и богатыми музеями, является уникальной достопримечательностью туристических маршрутов по Волге и входит в список городов всемирного наследия, отмечена дипломами и медалью ЮНЕСКО. Это город театров, музеев, город музыки, международных фестивалей, богатейших библиотек, новейших технологий, деловых партнерских отношений и богатого научного потенциала.
Казань признана лучшим городом России 2004 года и стала лауреатом всероссийской общественной премии «Российский Национальный Олимп». Указом Президента РТ год был объявлен Годом 1000-летия Казани в Республике Татарстан.
Назад в раздел
История Казани – Арриво
- Страны
- Сервисы
- Тексты
- Отели
- Билеты
- Авто
-
- Войти
- Азия
- Африка
- Ближний Восток
- Европа
- Северная Америка
- Центральная Америка
- Южная Америка
- Австралия и Океания
- Ханой
- Хошимин
- Нячанг
- Далат
- Вунгтау
- Сапа
- Хюэ
- г. Муйне
- г. Хой Ан
- о. Фукуок
- Гоа
- Дели
- Мумбаи
- Керала
- Агра
- Калькутта
- Варанаси
- Джайпур
- Ришикеш
- Удайпур
- о. Бали
- о. Ява
- о. Ломбок
- Джакарта
- о. Суматра
- Астана
- Алма-Ата
- Караганда
- Шымкент
- Пномпень
- Ангкор
- Сиемреап
- г. Баттамбанг
- г. Кампот
- г. Кеп
- Пекин
- Шанхай
- Гонконг
- Остров Хайнань
- Гуанчжоу
- Тибет
- Джохор-Бару
- Куала-Лумпур
- Малакка
- о. Борнео
- о. Лангкави
- о. Пенанг
- Атолл Ари
- Атолл Баа
- Атолл Мале
- Мале
- Бангкок
- о. Пхукет
- Паттайя
- о. Самуи
- пр-я Краби
- о. Ко Чанг
- Пай
- Хуа Хин
- Чианг Май
- о. Ко Сичанг
- о. Панган
- Бентота
- Галле
- Дамбулла
- Канди
- Коломбо
- Негомбо
- Нувара-Элия
- Хиккадува
- Токио
- Осака
- Киото
- Хургада
- Шарм-эль-Шейх
- Каир
- Александрия
- Луксор
- Асуан
- Дахаб
- Марса-Алам
- Эль-Гуна
- Лусака
- Порт-Луи
- Агадир
- Касабланка
- Марракеш
- Мекнес
- Рабат
- Фес
- Маэ
- Праслин
- Ла-Диг
- Тунис
- Сусс
- Хаммамет
- о. Джерба
- Баку
- Гянджа
- Ленкорань
- Нагорный Карабах
- Сумгаит
- Иерусалим
- Тель-Авив
- Хайфа
- Нетания
- Эйлат
- Вифлеем
- Акаба
- Амман
- Джераш
- Дубай
- Абу-Даби
- Шарджа
- Аль-Айн
- Фуджейра
- Стамбул
- Алания
- Белек
Казанские татары — происхождение народа, где и как живут, фото
Казанские татары являются этнической группой, входящей в татарскую народность. Они сохранили традиции, складывающиеся на протяжении многих веков. Эти традиции касаются не только повседневного уклада, но и культуры питания, а также одежды.
История
Предки казанских татар длительное время проживали на территории Волжской Булгарии. В 1236 году она оказалась завоевана Золотой Ордой, несмотря на все восстания. В дальнейшем происходит ассимиляция народов и образование Казанского ханства. Консолидация булгар с кыпчаками и финно-уграми в результате обуславливает появление казанских татар.
Историки связывают образование казанско-татарской народности с 15–16 веками. Уже в те времена они имели все признаки буржуазной нации: налаженную экономику, культуру, образование. Большинство населения занималось земледелием, другие же прославились как ювелиры, краснодеревщики, ремесленники. Тем не менее многие татары занимались кустарным производством.
Отметим, что существуют и другие теории происхождения казанских татар. Например, некоторые историки полагают, что татары произошли от волжско-камских булгар, другие же относят их предков к тюркоязычным народам.
Традиции
Традиции казанских татар восходят к нормам шариата. Особое место в них занимает семейный уклад. Брак в исламе — священная обязанность. Традиционно родители невесты или жениха в дела супругов не вмешиваются. Главным в семье всегда остается старший мужчина. Однако некоторое время молодожены обязаны жить у родителей мужа — ослушаться этого правила всегда было постыдно.
- Раньше семьи казанских татар были многодетны, но сейчас число детей, как правило, не превышает 2–3. Детей старались никогда не баловать, они должны были чтить авторитет отца, почитать своих бабушку и дедушку;
- В домах казанских татар до сих пор можно найти шамаиль — вставленный в рамку листок с текстом Корана, адресующий добрые пожелания семье;
- Казанские татары гостеприимны и соблюдают обычай гостеприимства, который велит угощать не только чак-чаком и чаем, но и хлебом с солью. Эту традицию ввел Петр I, отпраздновавший 50 лет в имении казанского купца Ивана Михляева.
Культура
Казанские татары с давних времен любили сочинять песни, играть на музыкальных инструментах. Музыка как жанр может быть светской, духовной, плясовой, игровой. Влияние ислама привело к появлению уникального жанра напевов Корана. Особенно их любят женщины. Татары исполняют мелодии на гуслях, кобызе (маленький губной инструмент с одной струной), свистковом курае. Казанским татарам знакомы и русские инструменты. Редко татары исполняют мелодии целыми оркестрами. Обычно действует правило «один инструмент — один голос», хотя бывают исключения. Песни у татар могут быть короткие (восьмисложный стих) и длинные (десятисложный стих).
Особо важно отметить ювелирное дело. Именно им казанские татары прославились на всю Россию и за ее пределами. Разнообразие продукции позволяет найти покупателей из любого уголка планеты. Наиболее популярными изделиями являются украшения для женской одежды. Казанские татары создают неповторимые застежки, серьги, браслеты. Залогом неповторимого мастерства являются уникальные методики гравировки, литья, инкрустации, чернения. Бугорчатая скань — чисто казано-татарская техника, которая отличается уникальной орнаментацией. Изделия, при изготовлении которых применяется такая техника, отличаются высокой дороговизной.
Кожаная мозаика тоже стала визитной карточкой казанских татар и всего народа в целом. Из кожи мастера делают узорчатую обувь, отражающую национальный колорит. Сапоги делали не только для татар, но и представителей русской знати. Орнаментации добивались путем сшивания разноцветной кожи, используя золотые и серебряные нити. Техника швов неповторима и не имеет аналогов.
Золотое шитье стало нишевым ремеслом для казанских татар. Они освоили его в начале 18 века. Уникальность работ заключалась в создании рельефа, что стало возможным благодаря подкладыванию кусочков бумаги. Сейчас наблюдается расцвет художников. Мастера стремятся отразить в своих композициях булгарское наследие, отражают сюжеты, рассказанные в легендах и Коране на металле, дереве, ткани и коже.
Еда
В татарской кухне особое место занимают горячие блюда. Это прежде всего супы. Они могут быть молочными, постными и мясными.
- Супы часто готовят с лапшой токмач, отличающейся изысканным вкусом.
- Известные на всю Россию пельмени считаются в татарской кухне праздничным блюдом. Их подавали на свадьбу зятю. Если раньше пельмени делали исключительно дома, то теперь появились супермаркеты в той же Казани, в которых можно приобрести любую национальную еду.
- Мясо обычно подают мелко нарезанным и тушеным с луком, картофелем и маслом. Это блюдо так и называется — мясо по-казански. Кстати, картофель является наиболее распространенным гарниром.
- Тушеное азу с овощами, бараниной (говядиной) тоже подают с картошкой, а благодаря соленым огурчикам блюдо приобретает пикантность.
- У казанских татар популярны как несладкая, так и сладкая выпечка. Эчпочмак пробовали многие, а бэлеш, наоборот, мало кому знаком. Это круглый пирожок, который подают с бульоном, а в качестве начинки в нем присутствуют картошка и курица. Это чисто дорожное блюдо, которое раньше брали с собой в путешествие. Если вы хотите насытиться до отвала, то выбирайте зур бэлиш. Это большой пирог, рассчитанный на компанию. В него добавляют мясо, зелень, картошку и кашу.
- Лепешка кыстыбый начиняется картофельным пюре или пшенкой, благодаря чему получается простое и сытное блюдо, которое считается одним из древнейших в татарской кухне.
- Для любителей по-настоящему сытной выпечки есть перемяч. Этот пирог жарят в масле, подают с бульоном, а его начинка представляет собой жареный фарш. Рис едят нечасто, но зато добавляют его в сладкую выпечку. Например, в губадию — большой открытый пирог с изюмом, курагой и рисом.
- Из жженого сахара делают птичьи гнезда, похожие на пирамидки, а из теста выпекают отличные сметанники с творогом, персиками и яблоками.
- Татлы похожи на знакомые всем рулеты, но в их составе используют много сухофруктов.
Запивать сладости принято чаем. Во время чаепития на каждого гостя рассчитано по 10–15 больших чашек, так что чаепитие может длиться не один час.
Внешность
Одежда
Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Мужчины и женщины носят шаровары, которые внешне похожи, но рубашки отличаются существенно: украшения женской рубахи выполняются с помощью мелких оборок. Эффект создает аппликация на груди, а у мужчин рубаха имеет более строгий вид. Поверх рубахи носили камзолы, причем у женщин они были без рукавов. Материалом для шитья выбирали бархат, украшая борта тесьмой и мехом. Оттенки использовали яркие.
В качестве украшений использовали металлические пояса, воротниковые застежки, ажурные пуговицы. Татары очень любили монеты «екатерининские» и «елизаветинские» — они тоже красовались на нарядных одеждах.
Мужчины носят полусферическую или подобную конусу тюбетейку. Материал, из которого она вышивается, декорируется вышивкой. Женские головные уборы иногда украшают жемчугом, монетами, гладью.
Основным женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины. Для украшения кос до сих пор используют кисти с чулпами. Применение таких приспособлений нужно для ускорения роста волос — по крайней мере, так считают сами татарки. Настоящий шик татарской моды — сапоги ичиги, сделанные из цветного сафьяна. Их делали исключительно из кожи, украшая растительным орнаментом. Казанские татары прославились нанесением мозаичных узоров.
На украшения татары никогда не скупились, особенно если речь шла о женщине. Общий вес украшений мог достигать 6 кг. В ход идут серебро, яшма, коралл, янтарь, бирюза. Такая страсть обуславливается не только стремлением к красоте, но и желанием защититься от злых сил. Например, бирюза оберегает от сглаза, а браслеты из серебра помогают защитить любовь.
Без преувеличения, казанских татар можно считать мастерами на все руки. Они добились значительных высот в ремеслах, кулинарии, создали неповторимую культуру. Неудивительно, что именно их творчеством восхищались во всей Российской империи и за ее пределами. До сих пор изделия прославленных ремесленников можно видеть в музеях Казани, что служит наглядным свидетельством непревзойденного мастерства.
Видео
Страниц истории
Большие города никогда не появляются внезапно, они вырастают из маленьких поселений.
Территория, на которой сейчас расположена Казань, привлекала людей в Среднем Поволжье почти 100 000 лет назад после ледникового периода.
Городище выросло на месте впадения реки Казанки в Волгу.
Множество волжских булгар приходили на эти земли в эпоху бронзы.
Мужчины были охотниками, женщины занимались примитивным земледелием.
В эпоху бронзы на территории нынешней Казани возникло несколько поселений. 20000 лет назад финно-угорские племена пришли с Урала и Сибири
Они построили поселение на Кремлевском холме, которое превратилось в современный город Казань. Здесь жили торговые и трудолюбивые люди. Волжская Булгария была сильной и быстро развивающейся. Булгары чеканили собственные монеты из серебра.
Это государство было важным центром международной торговли. Качественные булгарские кожгалантереи, меха, шерсть покупали не только в странах Востока, но и в Литве, Польше, Италии.В Средней Азии и Иране лучшая кожа с тех пор называется булгарской
.
Тогда были построены города с красивыми дворцами и школами, каменными и деревянными домами, зданиями с центральным отоплением и другими постройками. Развивались также наука, философия и литература.
Культура Золотой Орды оказала большое влияние на татарский народ. Во время монгольского нашествия в 1236-1240 годах было сожжено множество деревень и городов. Вскоре их реконструировали.Со второй половины 13 века для города начались тяжелые времена. Страна вошла в состав Золотой Орды.
Некоторые булгары переехали в другое место. Он стал центром нового независимого государства. Его развитие началось во второй половине 14 века. Это привлекало переселенцев и купцов.
В 1399 году московский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, полностью разрушил город. К середине 15 века город был отстроен заново.В то время на берегу Волги образовалось Казанское ханство.
Он играл роль бывшего государства Волжской Булгарии с Казанью как культурным и торговым центром.
В свой золотой век Казань занимала территорию в 70 га. Жило около 15 000 человек. Казань быстро росла и к концу 15 века стала крупнейшим городом Среднего Поволжья.
В начале 16 века мирная жизнь города закончилась.
Жизнь Казанской губернии была полна борьбы различных партий. В конце V века Московское княжество окрепло и стало активно вмешиваться в политическую жизнь Казанского ханства. Казань выиграла бой.
Летом и осенью 1552 года русский царь Иван Грозный напал на Казань. А 150-
-тысячное войско во главе с Иваном Грозным взяло Казань штурмом.Он стал частью Московского государства. Царь Иван попросил своих людей восстановить город. Жизнь стала спокойнее и Казань
стал торговым и административным центром области. В середине 17 века
Казань была одним из крупнейших городов России. Его население составляло 20 000 человек.
Реформы Петра I открыли новый период в истории России и Казани.
Его реформы сильно повлияли на жизнь города.С 1708 года он стал центром одной из крупнейших провинций. Начались реформы в экономической и культурной жизни.
В июле 1774 года со стороны Арского поля появились облака пыли. Они входили в состав армии Емельяна Пугачева
года. Ранним утром 12 июля 1774 года
пугачевцев разделились на 4 группы и атаковали город. Они не смогли взять Кремль, а потом
начали грабить и убивать. Сгорели 2200 зданий.Последний бой произошел 15 июля
г. 1774 г., у села Царичино. Бой длился целый день. Армия Пугачева потеряла 2000
человек и ушла по Кокшайской улице
. Казань выиграла битву. Так летом 1774 года закончилось вторжение Пугачева в Казань.
В начале 19 века здесь было много больших и малых предприятий и ремесленных мастерских. Казанские купцы отправляли свои товары в города России, а также в Китай, Бухару, Хиву и Персию.Купцы и промышленники превратили Казань в экономический центр.
В 1874 году заработала система водоснабжения. Улицы были освещены газом. В некоторых домах было электричество.
В 1875 году была построена первая линия конной железной дороги. В 1899 году на улицах появился первый электропоезд. В Казани было более 5 000 домов и 237 улиц. Население сильно выросло.
В конце XIX века Казань входила в пятерку первых промышленных и деловых городов России.В новом веке в Казани было 300 различных предприятий.
В 20 веке Казань стала важным административным и культурным центром страны.
В начале ХХ века Казань стала столицей Татарской Советской Республики. Жизнь города в то время была тяжелой. Проблемы питания и медицины
были очень важны. В 1919-1920 годах началась эпидемия тифа.Многие люди погибли, тысячи людей мигрировали из города.
Позже предприятия были реконструированы, построен новый мост через реку Казанку. Начало работать городское радио. Открывались новые клиники. Были организованы новые парки и рабочие клубы. В культурной жизни произошли большие изменения. Начали работать известные татарские композиторы, художники, архитекторы. С началом Второй мировой войны жизнь в городе изменилась. Казань оказала большую поддержку Советской Армии. В 1941 году на строительство укреплений на правом берегу Волги и Камы ушло более 32 000 человек.
В 1950-е годы появились новые общественные здания: Театр оперы и балета, множество домов культуры и кинотеатров: Дружба, Победа, Мир, Звезда. В 1959 году начал работу Казанский телецентр.
В конце ХХ века Казань вместе со всей страной переживала стремительные изменения. К середине 80-х годов Казань превратилась в крупный промышленный центр. В городе производился ассортимент товаров. Население республики сильно увеличилось. В 2002 году здесь проживало 3 782 600 человек.Настоящая жизнь города наполнена творчеством и новыми надеждами на будущее.
В 21 веке в Казани будут реализованы крупные инвестиционные проекты. Жизнь в городе тоже меняется. Статистика переписи 2006 года показала, что в Татарстане проживало 3 768 500 человек. Город становится комфортнее, чище и красивее. Празднование 1000-летия в 2005 году стало символом богатой истории города.
Казань — перекресток православной и исламской культур
Тысячелетняя Казань
Казань — «третья столица России»
Казань — столица Республики Татарстан и крупный порт на левом берегу Волги.Это один из крупнейших политических, экономических, образовательных, промышленных, торговых и туристических центров России.
Как и любой другой город, Казань имеет богатую историю. Город был основан как форпост в северной части Волжской Болгарии более тысячи лет назад. В XIII-XIV веках он стал главным политическим и торговым центром Золотой Орды. Это был период расцвета Казани, чему способствовало выгодное географическое положение на пересечении основных торговых путей, соединяющих Запад и Восток.В 1438 году Улу-Мухаммад-хан из Золотой Орды занял Булгарскую крепость, и город стал столицей Казанского ханства. Казань установила торговые отношения с Турцией, Москвой, Крымом и другими регионами, но череда войн с Великим княжеством Московским в конечном итоге закончилась оккупацией города войсками Ивана Грозного в 1552 году. Это было время, когда Началось транскультурное формирование Казани, поскольку город был соткан из двух культур: православной и исламской.
Современная Казань, как и прежде, является одним из центров многонациональной культуры России.Взаимопроникновение западного и восточного менталитета в Казани создает самобытную независимую коммуникативную культуру, встретить которую можно только здесь. В Казани проживает более 115 национальностей, хотя татары и русские составляют основную часть населения города.
Сегодня Казань вдохновляет туристов (почти миллион в год) со всего мира на поиски новых культурных открытий. Казанский Кремль, «визитная карточка» города, выделяется на фоне его многочисленных достопримечательностей.Этот старинный архитектурный комплекс исторических, архитектурных и археологических памятников находится под защитой ЮНЕСКО. Строительство Казанского Кремля началось в XVI веке по приказу царя Ивана Грозного, а формирование самого архитектурного комплекса продолжается до сих пор. На территории Казанского кремля расположено 8 башен, каждая из которых представляет собой своеобразную самостоятельную достопримечательность. Высота некоторых башен достигает 58 метров. В состав комплекса также входят Благовещенский собор, построенный в XVI веке, Спасо-Преображенский монастырь и главная Джума-мечеть Республики Татарстан — Кул-Шариф, открытая в 2005 году, приуроченная к тысячелетию Казани.Интересен тот факт, что внешний вид и структура мечети реконструированы по внешнему архитектурному облику легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, снесенной по приказу Ивана Грозного в 1552 году. Здесь же находится Музей ислама и всемирно- известный петербургский филиал Эрмитажа «Эрмитаж Казань» на территории Казанского Кремля.
Еще одна достопримечательность Казани — одна из самых красивых и многолюдных улиц — улица Баумана или как ее еще называют «Казанский Арбат».Эта старинная «четырехвековая» улица — сосредоточение множества разнообразных архитектурных достопримечательностей и просто интересных туристических мест. Здесь огромное количество кафе и ресторанов, бутиков и развлекательных центров и, конечно же, множество архитектурных достопримечательностей, начиная от Русского драматического театра имени Качалова и кончая колокольней Богоявленской церкви, а также знаменитой гостиницы «Казань», которая когда-то приютили многочисленные известные гости, такие как Максим Горький, Федор Шаляпин и так далее.
Символ современной архитектуры города — развлекательный комплекс «Пирамида», в котором проводятся официальные культурные, общественные и спортивные мероприятия российского и мирового уровня. Здесь по сложившейся традиции проходит КАЗАНСУММИТ, ежегодный саммит исламского бизнеса и финансов, который собирает представителей зарубежных финансовых институтов: топ-менеджеров, инвесторов, бизнесменов, ученых, аналитиков и других экспертов финансового сектора.
Достопримечательности
Досуг
Разное
Казань официально стала Третьей столицей России
Борьба за звание «Третья столица России» (вслед за Москвой и Питером).-Петербург) между правительствами Казани и Нижнего Новгорода закончился. Победила столица Республики Татарстан Казань. Власти города уже зарегистрировали товарные знаки «Третья столица России» и «Третий город России» в Российском патентном агентстве.
Казань официально стала Третьей столицей России
Казань начала использовать слоган «Третья столица России» в марте 2007 года на международных выставках во Франции и Германии.Использование лозунга вызвало конфликт между властями Казани и Нижнего Новгорода, официальные лица которых утверждали, что Казань незаконно присвоила высокий статус.
На право титула претендует и город Нижний Новгород. Город широко известен в России как один из старейших российских городов. Раньше он был столицей Новгород-Суздальского княжества во второй половине XIV -х годов века. В правительстве Татарстана заявили, что Владимир Путин назвал Казань третьей столицей России во время празднования 100- -й -й годовщины основания города в 2005 году.
Казань — один из крупнейших городов России с миллионным населением (52 процента татар и 43 процента русских). Это крупный промышленный, торговый и культурный центр страны.
В 1552 году город был завоеван Россией при Иване Грозном, и большая часть населения была уничтожена. Во время наместничества Александра Горбатого-Шуйского большинство татарских жителей ханств было убито, репрессировано или насильственно обращено в христианство.Мечети и дворцы были разрушены. Уцелевшее татарское население было переселено в 50 км от города и насильно заселено русскими крестьянами и солдатами. На русской службе татары поселились в татарском поселении Бистэзэ у городской стены. Позже здесь поселились татарские купцы и ремесленники.
Казань была в значительной степени разрушена в результате нескольких крупных пожаров. После одного из них в 1579 году в городе была обнаружена икона Казанской Богоматери.В Смутное время в России независимость Казанского ханства была восстановлена с помощью русского населения, но эта независимость была подавлена Кузьмой Мининым в 1612 году. История этого периода требует дальнейшего изучения.
В городе есть красивая цитадель, которая была объявлена объектом Всемирного наследия в 2000 году. Основные памятники кремля — 5-купольный 6-колонный Благовещенский собор (1561-62 гг.) И таинственная наклонная башня Сююмбике, названная в честь последнего. царица Казани и считается самой заметной достопримечательностью города.
Также представляют интерес башни и стены, возведенные в 16-17 веках, но позже реконструированные; мечеть Кул-Шариф, которая уже перестроена внутри цитадели; остатки Спасского монастыря (великолепный собор XVI века снесен большевиками) со Спасской башней; и Губернаторский дом (1843–53) по проекту Константина Тона, ныне Дворец президента Татарстана.
, почему вам стоит посетить этот уникальный российский город + чем заняться
Казань — не первый город, который приходит на ум, когда думаешь о России.Большинство людей могут думать только о Москве или Санкт-Петербурге, двух самых известных городах России. Но в самой большой стране мира есть и другие красивые города, и один из них — Казань. Этот город часто называют третьей столицей России. Казань с более чем 1000-летней историей может многое предложить любителям культуры. Кроме того, Казань является столицей Российской республики Татарстан. Название Казань в переводе с татарского означает «котелок» и относится к плавильному котлу культур, который вы увидите в этом городе.В этой записи блога я расскажу, почему вам нужно приехать в Казань, а также о том, чем лучше всего заняться, когда вы там
.Читать далее : Чем заняться в Санкт-Петербурге: 4 основных момента.
6 причин, почему вам стоит посетить Казань + чем заняться
1. Казань — прекрасная архитектура
Одна из причин, по которой я рекомендую посетить Казань, — красивая архитектура. Этот город потрясающий! Возьмем, к примеру, Министерство сельского хозяйства и продовольствия .Он расположен в огромном дворце с рядом колонн спереди и бронзовым деревом в середине входа. Строительство обошлось в 1 миллиард рублей, и получился настоящий зрелище, он расположен на берегу Волги. Я рекомендую прогуляться по нему вечером, потому что листья дерева красиво подсвечиваются. Еще одна архитектурная изюминка — Гостиный двор. Построен с 1800 по 1803 год на месте бывшего караван-сарая (двор, где путешественники могли остановиться и отдохнуть).Средневековая Казань, расположенная на Волге, была важной остановкой на транспортных путях. Сегодня здесь располагается Национальный музей Республики Татарстан.
2. Яркая набережная: улица Боумана,
.В самом центре Казани находится улица Боумана. Длинная пешеходная улица с бутиками, ресторанами и сувенирными лавками. Эта улица существует уже с пятнадцатого века и функционировала как торговый центр. На протяжении всей истории улица носила разные названия, пока в 1930 году она не была названа Боуменской улицей, названной в честь местного героя-большевика Николая Баумана.Боумен-стрит — хорошее место для обеда или кофе, здесь много красочных зданий и церквей. Даже местный Макдональдс красив!
3. Посетите восточный Кремль Казани
Когда вы думаете о Кремле, вы сразу же думаете о Москве, верно? Но знаете ли вы, что во многих городах России есть свои Кремли? Кремль — это в основном старый укрепленный центр города с дворцами и церквями. Кроме того, в Казани есть собственный Кремль с впечатляющим расположением на берегу Волги.Белые стены содержат красочную коллекцию зданий, таких как официальная резиденция президента Татарстана, собственная наклонная башня Казани, башня Сююмбике, и восточная жемчужина мечети Кул-Шариф. Эта мечеть была гордостью средневекового Казанского ханства, исламской республики, завоеванной Российской империей в 1552 году. Во время нашествия царь Иван Грозный разрушил мечеть. Сейчас вы видите копию, открытую в 2005 году. Нынешняя мечеть Кул Шариф считается самой большой мечетью в Европе.
Казанский Кремль днем. Казанский Кремль ночью.4. Казань — очень нетипичный российский город
В России 22 автономные республики. Казань — столица одной из этих республик: Татарстан. Татарстан — один из богатейших регионов России с большими запасами нефти и газа. Более половины населения составляют исламские татары, за ними следует большая группа ортодоксальных русских. Кто эти татары? Татары — тюркское население, пришедшее в Европу в XIII веке после того, как монгольский правитель Чингисхан расширил свою империю на Россию.Сегодня миллионы татар проживают в России и в Азии.
Не только русский язык
Из-за такого культурного фона Казань — не обычный русский город. Например, у каждого уличного знака есть два языка: русский и татарский. А еще в Казани на удивление много английского. В общественном транспорте об остановках говорят на трех языках: татарском, русском и английском. Казань кажется намного более прогрессивной, чем Москва, где общественный транспорт до сих пор является драмой для иностранных туристов.
5. В городе хороший выбор кафе
Казань известна как деловой город России. В центре города есть дорогие отели и крупные банки. Даже рестораны предлагают посетителям специальное бизнес-меню. К счастью, есть и туристические кафе. От фламандского пивного кафе Leuven до сирийского ресторана хумуса. Моим фаворитом был Koffein , красиво оформленное кафе с большими диванами, хорошим чаем, кофе и специальными пирожными. Конечно, есть и типичные татарские рестораны с такими блюдами, как Öçpoçmaq (треугольное тесто с говядиной, луком и картофелем) и äkçäk (шарики из теста с медом).Определенно стоит попробовать!
6. У Казани есть забавная причудливая сторона
В Казани вы найдете не только красивые церкви и мечети. У этого города есть и необычная сторона. В районе Старого Аркчино находится знаменитый Храм всех религий (сесть на автобус 2 из центра города). Здание, которое буквально представляет основные религии мира. Строительство храма началось в 1994 году и продолжается до сих пор. Архитектор этого храма Ильдар Ханов хотел показать мирное сочетание разных культур.Это также немного отражает Татарстан, место, где исламские татары и православные русские живут вместе в одной большой республике.
Еще одно необычное здание в Казани — Казанский семейный центр . Это здание имеет форму горшка, которое, по мнению архитектора, представляет собой горящее сердце центра города. Уникальность этого здания в том, что в нем можно одновременно проводить до 100 свадеб. Глядя со стороны, я бы об этом не догадался.
Где остановиться в Казани
Я останавливался в хостеле «География» и очень рекомендую его.Хорошая цена, недалеко от центра города и железнодорожного вокзала, персонал очень дружелюбный, а номера отличные. Более того, на Booking.com он получил оценку 9,4. Нажмите здесь, чтобы просмотреть отели в Казани.
Как добраться до Казани
- Вы можете легко добраться до Казани ночным поездом из Москвы (время в пути 11 часов). Покупайте билеты на поезд на сайте РЖД. Путешествуете Транссибирским экспрессом? Включите Казань в качестве остановки в свой маршрут.
- Аэропорт Казани расположен в 26 км от города Казань.К счастью, есть аэроэкспресс, который довезет вас до центра города за 20 минут. Билет стоил 40 рублей.
Хотите посетить Казань?
Это сообщение в блоге содержит партнерские ссылки. Если вы бронируете что-то по этим ссылкам, я получаю небольшую комиссию, а вы не платите за это дополнительно. Вы можете прочитать об этом в моем отказе от ответственности.
.