Запрет Великобритании на российскую нефть и нефтепродукты
В данном руководстве представлен обзор некоторых запретов и требований, касающихся нефти и нефтепродуктов, в санкционном законодательстве Великобритании и, при необходимости, ссылки на дополнительную подробную информацию. Его следует читать вместе с законодательством, которое имеет приоритет над данным руководством.
1. Контекст санкций Великобритании против российской нефти
Наряду с нашими союзниками, Великобритания вводит санкции против России. Поскольку Россия продолжает свое неспровоцированное нападение, мы будем продолжать вводить меры, чтобы ослабить ее экономическую и финансовую способность вести войну против народа Украины.
Узнайте больше о полном пакете санкций Великобритании против России.
Мы согласовали наш подход с ЕС и другими партнерами, такими как G7 , чтобы максимизировать воздействие этих мер на Россию. Запрет ЕС на российскую сырую нефть вступил в силу 5 декабря 2022 г.
а. запретить морскую транспортировку российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны
б. запретить вспомогательные услуги для такого транспорта
c. изменить дату вступления в силу существующего запрета на нефть на 5 декабря 2022 г.
Руководство только объясняет действие 14-го Положения о санкциях в отношении России. В нем не обсуждается 16-й Положение о санкциях в отношении России — для них есть отдельное руководство.
2. Детали запрета Великобритании на российскую нефть и нефтепродукты, предназначенные для ввоза в Великобританию
Запрет Великобритании запрещает импорт, приобретение, поставку и доставку российской нефти и нефтепродуктов в Великобританию и сопутствующие сопутствующие услуги в отношении этой деятельности. «Основным регламентом», вводящим в действие санкции против России, является Регламент о России (Санкции) (выход из ЕС) 2019 г. (S.I. 2019/855) (который включает поправки, внесенные 14-м Положением о санкциях в отношении России). Основные правила упоминаются в настоящем руководстве как «Российские правила». Запрет на ввоз российской нефти и нефтепродуктов установлен, в частности, в Главе 4I Части 5. См. Российские правила с изменениями.
Запрет вступил в силу 5 декабря 2022 года для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Эта дата совпадает с запретом ЕС на импорт морской нефти из России, а также со страхованием и финансированием транспортировки, особенно морскими путями, российской нефти в третьи страны.
См. санкции ЕС, содержащиеся в статьях 3m и 3n Регламента Совета (ЕС) № 833/2014 (с изменениями)
Предполагаемый ввоз российской нефти и нефтепродуктов в Великобританию
Запрет запрещает:
- импорт всей нефти и нефтепродуктов российского происхождения
- импорт нефти и нефтепродуктов, отправляемых из России
- прямое или косвенное приобретение нефти и нефтепродуктов, происходящих из России или находящихся в России, с намерением доставить эти товары в Великобританию
- прямая или косвенная поставка или доставка нефти или нефтепродуктов из России в Великобританию
Запрет распространяется на всю запрещенную деятельность, включая действия, происходящие за пределами Великобритании.
Запрет распространяется на широкий спектр товаров, включая любую нефть или нефтепродукты в пределах кодов
HS ниже, которые производятся, изготавливаются, добываются или перерабатываются в России.Запрет распространяется на сырую нефть, нефтепродукты, биоэтанол, битум и нефтяные газы. Эти продукты определяются на основе 4-значных кодов Гармонизированной системы ( HS ) для идентификации товаров, входящих в сферу охвата. Коды HS в области применения указаны в правиле 21 и Приложении 3F Правил для России, а также в таблице ниже.
Коды HS , подпадающие под действие запрета Великобритании на импорт российской нефти и нефтепродуктов
ТН ВЭД Код | Описание |
---|---|
2709 | Нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных минералов, сырые.![]() |
2710 | Нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных минералов, кроме сырых; препараты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие по весу 70% или более нефтяных масел или масел, полученных из битуминозных минералов, причем эти масла являются основными составляющими препаратов; отработанные масла. Включает HSFO , VGO , керосин. |
бывший 2711 | Нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды, кроме ТН ВЭД код 2711 11 (сжиженный природный газ), на который будет распространяться отдельный запрет |
2712 | Вазелин; парафиновый воск, микрокристаллический нефтяной воск, гач, озокерит, буроугольный воск, торфяной воск, прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные путем синтеза или другими способами, окрашенные или неокрашенные.![]() |
2713 | Нефтяной кокс, нефтяной битум и прочие остатки нефтяных масел или масел, полученных из битуминозных минералов. |
2714 | Битум и асфальт, природные; битуминозные или горючие сланцы и битуминозные пески; асфальтиты и асфальтовые породы. |
2715 | Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральной смолы или минерального пека (например, мастики битумные, разжиженные). |
2207 | Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или выше; спирт этиловый и прочие спирты денатурированные любой крепости |
3826 | Биодизельное топливо и их смеси, не содержащие или содержащие менее 70 мас.% нефтяных масел или масел, полученных из битуминозных минералов |
Запрет на сопутствующие вспомогательные услуги
Российские правила запрещают британским компаниям предоставлять прямо или косвенно:
- техническую помощь
- финансовые услуги
- фонды и брокерские услуги
, касающийся импорта, приобретения, поставки и доставки нефти и нефтепродуктов российского происхождения в Великобританию.
Определения «технической помощи», «финансовых услуг и фондов» и «брокерских услуг» приведены в статье 21(1) Положения о России (Санкции) (выход из ЕС) 2019 г., а также в статьях 60(1) и 61. (1) Закона о санкциях и борьбе с отмыванием денег 2018 года. Эти определения следующие:
Брокерские услуги означают любые услуги по обеспечению или иным образом связанные с соглашением, включая (но не ограничиваясь):
а. отбор или представление лиц в качестве сторон или потенциальных сторон соглашения
b. переговоры по договоренности
c. облегчение всего, что позволяет заключить соглашение в
d. предоставление любой помощи, которая каким-либо образом способствует или способствует договоренности
Техническая помощь в отношении товаров или технологий означает:
a. техническая поддержка, связанная с ремонтом, разработкой, производством, сборкой, испытанием, использованием или обслуживанием товаров или технологий
б. любые другие технические услуги, связанные с товарами или технологиями
Средства означают финансовые активы и выгоды любого рода, включая (но не ограничиваясь):
a. наличные деньги, чеки, денежные требования, векселя, платежные поручения и другие платежные инструменты
b. депозиты, остатки на счетах, долги и долговые обязательства
c. публичные и частные ценные бумаги и долговые инструменты, включая акции и доли, сертификаты, представляющие ценные бумаги, облигации, векселя, варранты, долговые обязательства и производные продукты
д. проценты, дивиденды и другие доходы от активов или стоимость, полученная или полученная от активов
e. кредит, право зачета, гарантии, гарантийные обязательства и другие финансовые обязательства
f. аккредитивы, коносаменты и купчие
г. документы, подтверждающие интерес к денежным средствам или финансовым ресурсам
h. любой другой инструмент финансирования экспорта
Финансовые услуги означает любую услугу финансового характера, включая (но не ограничиваясь):
а.
i. прямое страхование жизни
ii. прямое страхование, кроме страхования жизни
iii. перестрахование и ретроцессия
iv. страховое посредничество, такое как брокерские и агентские услуги
v. вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультации, актуарные услуги, оценка рисков и услуги по урегулированию убытков
b. банковские и другие финансовые услуги, состоящие из –
i. прием депозитов и других возвратных средств
ii. кредитование (включая потребительский кредит, ипотечный кредит, факторинг и финансирование коммерческих сделок)
iii. финансовый лизинг
iv. платежные услуги и услуги по переводу денег (включая кредитные, платежные и дебетовые карты, дорожные чеки и банковские векселя)
v. предоставление гарантий или обязательств
vi. финансовая торговля (как определено в подразделе (2))
vii. участие в выпуске любых видов ценных бумаг (включая андеррайтинг и размещение в качестве агента, публично или в частном порядке) и оказание услуг, связанных с такими выпусками

ix. управление активами, например управление денежными средствами или портфелем, все формы управления коллективными инвестициями, управление пенсионными фондами, кастодиальные, депозитарные и трастовые услуги
x. расчетно-клиринговые услуги по финансовым активам (включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные инструменты)
xi. предоставление или передача финансовой информации, а также обработка финансовых данных или соответствующее программное обеспечение (но только поставщиками других финансовых услуг)
xii. предоставление консультационных и других вспомогательных финансовых услуг в отношении любой деятельности, перечисленной в подпунктах (i)–(xi) (включая кредитную справку и анализ, исследования и консультации по инвестициям и портфелям, консультации по приобретениям и корпоративной реструктуризации и стратегии)
3. Как определить происхождение импорта нефти в Великобританию
Для целей запрета на импорт, приобретение, поставку и доставку нефти «происхождение» товаров определяется в соответствии с Законом о налогообложении (приграничной торговле) 2018 г. и действующие в Великобритании непреференциальные правила происхождения.
См. более подробное руководство по действующим в Великобритании непреференциальным правилам происхождения.
Если нефть или нефтепродукты не происходят из России и не находятся в России, на них не распространяются запреты на ввоз, приобретение, поставку и доставку. Таким образом, нефть и нефтепродукты, происходящие из другой страны, которые находятся или отправляются из страны, отличной от России, не подпадают под запреты.
При применении этих правил следующие нефть и нефтепродукты не будут отнесены к категории происходящих в России:
Полностью полученные
Нефть и нефтепродукты считаются происходящими из страны или территории, если они полностью получены в стране или территории. Например, если сырая нефть была добыта, а затем переработана в дизельное топливо в Соединенных Штатах (США), это будет считаться полностью полученным из США.
Значительная переработка
Раздел 17(3) Закона о налогообложении (приграничная торговля) 2018 г. гласит, что товары, полученные в одной или нескольких странах, будут иметь происхождение из последней страны, в которой произошла существенная переработка, которая экономически оправдана .
Переработка считается существенной только в том случае, если она приводит к производству нового продукта или представляет собой важную стадию производства и осуществляется на предприятии, оборудованном для этой цели.
Переработка экономически не оправдана, если лицо инициирует переработку товаров для получения другого происхождения с целью избежать запрета на импорт.
Российская нефть или нефтепродукты, которые были смешаны с нефтью или нефтепродуктами нероссийского происхождения в третьей стране, автоматически не считаются существенно переработанными и должны демонстрировать, что в результате переработки был получен новый продукт (это может быть, например, доказательства того, что код ТН ВЭД для нового продукта, отличающегося от оригинала) или что обработка представляет собой важную стадию производства. В обоих случаях обработка должна осуществляться на предприятии, оборудованном для этой цели. Все эти шаги нужно делать в обычных коммерческих целях, а не для того, чтобы избежать санкционного режима Великобритании.
Например, если сырая нефть из Объединенных Арабских Эмиратов перерабатывается в Швеции для производства дизельного топлива, считается, что она произведена в Швеции.
Другим примером является российское промежуточное сырье или продукты, импортированные в Швецию, а затем переработанные для производства готового продукта, отвечающего требованиям Великобритании, которые будут считаться происходящими из Швеции.
Пятка цистерны
Если контейнер (не расположенный в России) ранее использовался для транспортировки или хранения российской нефти или нефтепродуктов, на дне емкости может остаться неперекачиваемое количество вещества «хель цистерны», т.е. вещество, которое не может быть удалено без повреждения контейнера. Если в тару долить нероссийскую нефть, то она смешается с пяткой российского танка. Нероссийские продукты, хранящиеся в резервуаре, по-прежнему могут быть ввезены в Великобританию.
Совместное смешивание
Нефть или нефтепродукты, происходящие из России, находящиеся в России или поставляемые из России, подлежат санкциям в соответствии с главой 4I Положения о России (Санкции) (выход из ЕС) 2019 года. Эти запреты также распространяются на Российская нефть смешалась с нефтью другого происхождения, кроме как в отношении сопроводительного руководства по пяткам резервуаров и трубопроводам.
Обход санкций
Российские правила также запрещают кому-либо умышленно обходить или пытаться обойти санкции Великобритании и квалифицируют это как уголовное преступление (см. правило 55). Поэтому любые преднамеренные действия, направленные на избежание санкций, например, смешивание или переработка продуктов исключительно для того, чтобы предотвратить их российское происхождение, не допускаются. Это не препятствует нормальной обработке или смешиванию продуктов, которые осуществляются для целей, отличных от избежания санкций.
См. Положение о России (Санкции) (Выход из ЕС) 2019 г.
Чтобы обеспечить соблюдение, мы рекомендуем вам предоставлять любую информацию относительно обхода или намерения уклониться от этих санкций в налоговую и таможенную службу Его Величества, позвонив по номеру 0800 788 887.
Это горячая линия работает с 8:00 до 20:00, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Нефть, происходящая из третьих стран и перекачиваемая по трубопроводам в России
Нефть и нефтепродукты нероссийского происхождения неизбежно могут транзитом проходить через территорию России или вывозиться из нее. В дополнение к любым другим применимым исключениям, Правила для России содержат конкретное исключение для определенных видов нефти и нефтепродуктов, которые неизбежно проходят транзитом, загружаются в Россию или отправляются из России – см. Правило 60H. Это применимо, где:
- товар не из России
- товар не принадлежит лицу, связанному с Россией
- товары только загружаются, отправляются из России или проходят транзитом через Россию
Это означает, что запрет не нарушается, если нефть и нефтепродукты, происходящие из третьих стран и не принадлежащие России, проходят только транзитом через Россию. Таким образом, запреты не будут применяться, если Россия указана в качестве страны экспорта в таможенных декларациях, если страна происхождения нефти или нефтепродуктов указана в этих декларациях как третья страна, а товары не принадлежат России.
Например, по трубопроводу КТК казахстанская нефть транспортируется через Россию, и в результате транспортировки казахстанская нефть смешивается с российской нефтью. Масло не может быть физически отделено после смешивания, но часть, соответствующая количеству нефти казахстанского происхождения, будет сертифицирована как казахстанское происхождение. Наше намерение состоит в том, чтобы эту сертифицированную в Казахстане нефть можно было импортировать, поскольку она имеет казахстанское происхождение.
4. Как будет осуществляться запрет Великобритании на предполагаемый ввоз российской нефти и нефтепродуктов
Все импортеры нефти и нефтепродуктов в Великобританию должны иметь возможность предоставить правоохранительным органам доказательство происхождения, чтобы продемонстрировать, что товары не российского происхождения. Как правило, это будет осуществляться посредством документации, такой как сертификат происхождения, подтверждающий точное количество нефти, происходящей из нероссийской третьей страны. В некоторых случаях таможня может потребовать дополнительную информацию о товарах, которые должны быть произведены. Это может включать, помимо прочего, любой счет-фактуру, коносамент или другую книгу или документ, относящийся к товарам.
Мы советуем всем звеньям цепочки поставок нефти в Великобританию принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы санкции не обходили прямо или косвенно. Несоблюдение санкций может квалифицироваться как одно из ряда уголовных преступлений.
Импортерам также рекомендуется включать в договорные соглашения гарантии того, что импорт не имеет российского происхождения.
Если импортер не может доказать, что нефть или нефтепродукты, ввозимые в Великобританию, не происходят из России, партия или соответствующая часть груза может быть не допущена к разгрузке или может быть конфискована.
Какой ущерб нанесут России санкции? | Российско-украинская война
За последнюю неделю западные страны усилили санкции против России в ответ на ее вторжение в Украину. Эти меры являются самыми жесткими после тех, которые были введены в отношении Ирана в 2010 году и Северной Кореи в 2013 году.
Россия является страной с крупнейшей экономикой и самой большой страной в мире по численности населения, против которой когда-либо применялись такие жесткие санкции. Западные лидеры знают, что они не остановят войну сразу, но надеются, что нанесут достаточный ущерб российской экономике, чтобы способствовать деэскалации конфликта.
Насколько жесткие санкции? Они намного жестче тех, которые ранее были навязаны России после аннексии Крыма и начала войны на востоке Украины в 2014 году, но я бы не назвал их «ядерными». То есть они могут повредить российской экономике, но не уничтожить ее, учитывая некоторые крупные лазейки, которые намеренно оставляют авторы санкций.
Далее следует мое понимание того, как нынешний пакет санкций нанесет и не нанесет вред российской экономике и почему.
Санкции в отношении ЦБ
Несомненно, самым сильным ударом по российской финансовой системе является введение санкций в отношении Центрального банка России (ЦБ РФ), играющего важнейшую роль на внутреннем валютном рынке.
ЦБ РФ имеет огромные валютные резервы в размере 640 миллиардов долларов и традиционно регулирует уровень курса рубля.
Замораживание активов и счетов ЦБ РФ в странах G7 означает, что у него остались золотые резервы на сумму 127 миллиардов долларов, хранящиеся в России, и резервы в юанях на сумму 70 миллиардов долларов. И то, и другое бесполезно с точки зрения поддержания стабильности на внутреннем валютном рынке.
С 24 февраля по 2 марта ЦБ РФ выдал банкам кредиты на сумму 4,4 трлн рублей (3,4 процента ВВП) в рамках усилий по поддержанию стабильности финансовой системы.
Санкции против ЦБ затронули внутренний валютный рынок сразу после того, как о них было объявлено в воскресенье. К концу дня курс продажи долларов в обменных пунктах банков вырос не менее чем на 45 процентов по сравнению с пятницей. В последующие дни разрыв между курсами продажи и покупки в офисах банков составлял от 20 до 50 процентов.
Начиная с вечера воскресенья, ЦБ РФ и правительство издали несколько новых постановлений, введя валютный контроль. Экспортеры теперь должны продавать 80 процентов валютной выручки за рубли. Иностранцы не могут продавать российские акции и облигации и переводить купоны и дивиденды на свои счета, а резиденты и нерезиденты из 43 стран (которые ввели санкции против России) не могут переводить средства на свои счета в банках за пределами России.
Побочным эффектом санкций для ЦБ РФ является замораживание активов, принадлежащих Министерству финансов, текущих счетов и средств Фонда национального благосостояния. Но не похоже, что это окажет какое-либо влияние на текущую экономическую ситуацию.
С одной стороны, при нынешнем уровне цен на нефть бюджет России находится в профиците, и Минфину не нужно использовать резервы. С другой стороны, когда Министерство финансов продает свои валютные резервы, покупателем является ЦБ РФ; Министерству финансов для этого не нужно выходить на рынок.
Следовательно, даже если счета ЦБ будут заморожены, Минфин сможет получить от него рубли, если в какой-то момент захочет продать часть своих валютных резервов.
Однако девальвация рубля обязательно повлияет на потребительскую инфляцию, которая может вырасти еще на 4-5 процентов при 40-50-процентном росте стоимости доллара. К концу февраля инфляция потребительских цен в России превысила 9%, а инфляция цен на продукты питания превысила 12,5%.
Девальвация рубля, возможные проблемы с импортом и общая политическая неопределенность могут подорвать желание бизнеса идти на риск и привести к замедлению роста в сельском хозяйстве, сокращению предложения и даже к повышению инфляции на продукты питания. Кроме того, сбои в платежной системе могут привести к перебоям в поставках импортных товаров в Россию, что еще больше ускорит инфляцию за счет сокращения предложения.
SWIFT и международные платежи
ЕС и США внесли в санкционный список ряд российских банков и крупных компаний. Это приведет к тому, что крупнейший российский банк Сбербанк, которому принадлежит 33 процента активов банковской системы, не сможет осуществлять свои платежи и платежи своих клиентов в долларах. Его корреспондентские счета в банках США будут заблокированы, и банку придется уйти с европейского рынка. Та же участь ждет еще четыре банка: ВТБ, Открытие, Новикомбанк и Совкомбанк.
Кроме того, США заблокировали 13 крупным российским компаниям и банкам доступ к своим рынкам капитала и запретили американским инвесторам покупать новые выпуски российских государственных облигаций при первичном публичном размещении и на вторичном рынке. Страны G7 также решили отключить несколько российских банков от системы SWIFT. Отключение банков от системы SWIFT не ограничивает их возможности по осуществлению платежей в иностранной валюте. Это только замедляет платежи и делает их дороже.
Что это означает для экономики России? Российская финансовая система сильно интегрирована в мировую систему. Россия является одним из крупнейших поставщиков сырья на мировой рынок. В то же время российская экономика является значительным импортером товаров народного потребления, технологий и инвестиционного оборудования. Вот почему международные платежи имеют решающее значение.
Отключение крупнейших банков от расчетов с клиентами приведет к нарушению потока товаров, накоплению дефицита потребительского рынка и ускорению инфляции. Некоторые компании, чей бизнес заключается в импорте товаров в Россию или продаже импортных товаров в России, могут обанкротиться. Расплачиваться за это будет средний гражданин России, поскольку реальные доходы населения сокращаются. Как обычно, инфляция сильнее ударит по бедным.
Однако важно отметить, что западные страны не ограничивают платежи, связанные с российскими энергоресурсами, которые составляют 50 процентов российского экспорта. Таким образом, Европа гарантирует, что цены на энергоносители не взлетят до небес и не нанесут ущерб ее собственной экономике.
Для России это означает, что она сможет компенсировать негативное влияние финансовых санкций солидным балансом текущих операций за счет поступлений от экспорта сырья, которому ничего не угрожает. Кроме того, масштабы применения санкций ЕС значительно меньше, чем у США, что оставляет возможность практически неограниченных платежей в евро. Это означает, например, что пока долларовые счета подсанкционного российского банка будут заблокированы, его счета в евро будут работать.
Внешний долг
Еще одним важным аспектом западных санкций является запрет на доступ российских банков и компаний к западным рынкам капитала. В результате произойдет значительный отток иностранных инвесторов из России; прогнозы различных экспертов варьируются от 30 до 50 миллиардов долларов инвестиций, потерянных за год.
Запрет также повлияет на способность банков погасить внешний долг. Если верить официальной статистике, внешний долг России не слишком велик. По состоянию на 1 октября он составлял 478 миллиардов долларов или 27 процентов ВВП. Однако с точки зрения его влияния на экономику имеет значение не столько размер долга, сколько график его погашения и доля краткосрочного долга.
В ближайшие 12 месяцев российским банкам и компаниям предстоит выплатить более 100 миллиардов долларов. Это изрядный график, и многие российские заемщики рассчитывали на рефинансирование старых долгов. Теперь эта возможность будет закрыта для многих из них.
Это означает, что российской экономике придется направить значительные финансовые ресурсы на погашение внешнего долга. Единственный способ сделать это — использовать внутренние сбережения, подрывая и без того слабый экономический рост. Пока слишком рано оценивать, насколько замедлится российская экономика, но ясно, что недавний прогноз МВФ о росте на уровне 2,8% нереалистичен.
Может ли Россия рассчитывать на то, что Китай предоставит финансовые ресурсы для поддержки своей экономики? Такие надежды у российского руководства были в 2014-2016 годах, когда оно попало под санкции Запада из-за аннексии Крыма. Но, несмотря на многочисленные просьбы о кредитах с российской стороны, Пекин оказал лишь минимальную помощь и увязал ее с доступом китайских компаний к российскому производству и экспорту. Нет никаких причин, по которым позиция Китая могла бы измениться сегодня.
Технологии и авиационная промышленность
Санкции также ограничивают западный экспорт технологий, оборудования и компонентов в Россию, что может повлиять на российский импорт машин, оборудования и технологических товаров.
Эти санкции серьезно повлияют на технологический уровень российской экономики. Россия традиционно является импортером передовых технологий, используемых во всех видах технологически сложной продукции, от пылесосов до атомных ледоколов. Многие товары военного назначения невозможно будет производить в России, если санкции останутся в силе.
Строгость этих санкций усиливается бойкотом России глобальными компаниями, не желающими идти на политический риск. BP и Shell отказываются от нефтегазовых проектов в России. Автомобильные компании, такие как Ford, Volvo, Jaguar, Hyundai, BMW и Toyota, объявили о прекращении производства или прекращении поставок автомобилей в Россию.
Судоходные компании прекратили отправку контейнеров в Россию и из России. Банки перестали кредитовать трейдеров на покупку российской нефти, а страховые компании резко повышают тарифы на ее транспортировку морем.
Для одной отрасли российской экономики, авиации, экспортные санкции будут иметь катастрофические последствия. Санкции ЕС повлияли на поставку самолетов и комплектующих, а также на оказание услуг по техническому обслуживанию самолетов.
Самолеты европейского производства (Airbus) составляют около 40 процентов парка российских авиакомпаний и перевозят 41 процент их пассажиров. Две крупнейшие компании, «Аэрофлот» и S7, эксплуатируют соответственно 117 и 66 самолетов Airbus, а значит, они существенно пострадают от санкций.
Россия выпускает свой узкофюзеляжный Суперджет, который не сможет заменить Airbus, поскольку выпускается в небольшом количестве и его вместимость не превышает 98 пассажиров, а максимальная дальность полета составляет 4500 км. Это означает, что его нельзя использовать для более длительных рейсов с большим количеством пассажиров.
Важным ограничением, которое существенно повлияет на текущую ситуацию, но, скорее всего, будет недолгим, является закрытие странами ЕС своего воздушного пространства для российских самолетов, в том числе бизнес-авиации. Рейсы в Европу необходимы российским авиакомпаниям, потому что они более прибыльны; они активно используют транзитные рейсы из стран Азии в страны Европы. Это ограничение коснется самых состоятельных россиян, летающих в Европу по делам или на отдых. Подобные запреты российские власти ввели и для европейских авиакомпаний, что означает настоящий «железный занавес 2.0» для граждан России.
Существуют и более символические санкции, в том числе направленные против конкретных лиц с запретом на въезд и замораживанием активов, разрывом деловых связей, отменой спортивных соревнований и культурных мероприятий, ограничением доступа российских государственных СМИ и т.