Как работают фонтаны в петергофе: Как работают фонтаны Петергофа

Фонтанам Петергофа исполняется 300 лет: интересные факты

Общество

20 августа 2021, 00:01

Виды фонтанов Петергофа/РИА «Новости»

Читать 360tv в

Фонтанам Петергофа исполняется в августе 300 лет. С 1721 года и по сей день эта система работает без единого насоса, лишь за счет естественного напора воды. Аналогов Петергофского фонтанного водовода, который насчитывает 147 действующих фонтанов, нет нигде в мире. И это еще далеко не все интересные факты о фонтанах Петергофа.

Идея их создания принадлежит Петру I: реформатор пожелал иметь на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт резиденцию с дворцами, садами и парками. И непременно с фонтанами — это слово, кстати, ввел в обращение на Руси именно царь Петр. Кроме того, «двор Петра» должен был стать памятником побед русского оружия в Северной войне.

Однако если с постройками и парками все было в порядке, то на фонтанах архитекторы споткнулись: было непонятно, откуда брать для них воду. Собирались было построить специальные мельницы и даже искусственные озера, но все решил случай. В августе 1720 года на Ропшинских высотах нашли подземные водяные ключи.

https://www.instagram.com/p/CA4_n9UlJFj/

Уникальная природная ситуация позволила устроить самотечный канал, используя разницу высот рельефа. Именно благодаря этому природному водоводу уже через год, в августе 1721 года, ожили удивительные фонтаны Петергофа и его Большой каскад. Эта гидротехническая система до сих пор работает без единого насоса и какой-либо автоматики.

Сто лет спустя после открытия фонтанный водовод модифицировали. Длина всех каналов составила уже 40 километров, а площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объемом более миллиона 300 тысяч кубометров. В годы Великой Отечественной войны система подачи воды получила тяжелейшие повреждения, но мастера сумели ее возродить.

«Самсон, раздирающий пасть льва»

Самый большой фонтан Большого каскада — «Самсон, раздирающий пасть льва» — изначально должен был быть «Гераклом, побеждающим Лернейскую гидру». Во всяком случае так хотел Петр I. Однако императрица Анна Иоанновна, празднуя в 1734 году 25-летие победы над шведами в Полтавской битве, решила, что Самсон будет уместнее.

https://www.instagram.com/p/CStCv0TKH_0/

Дело в том, что лев присутствует на гербе Швеции, а битва, воспетая Пушкиным, случилась как раз в день Сампсона Странноприимца. Первого, оловянного, Самсона создал в 1735 году Бартоломео Растрелли: у героя была борода и развевающийся плащ. К 1801 году скульптура обветшала и ее заменили вместе с постаментом.

Во время Великой Отечественной войны фонтан сильно пострадал и статуя была уничтожена огнем артиллерии. В 1947 году на основе архивных данных, фотографий «Самсона» удалось воссоздать. Сегодня у ног героя восемь дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр.

https://www.instagram.com/p/CQXqcw-Lqs8/

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» — близнецы по художественному и инженерному решению, а отличаются лишь фигурами библейских прародителей человечества. Скульптуры установлены в центре бассейна на высоком постаменте. Их обрамляет круг из шестнадцати наклонных струй высотой семь метров.

Уникальность фонтанов в их водометах: они устроены таким образом, что вода, высоко поднявшись, не распыляется, а распадается на крупные капли, и их падение в бассейн заметно издалека.

«Римские фонтаны»

Эти фонтаны скопировали с двух оригиналов на площади Святого Петра в Риме. Первые «Римские фонтаны» появились в парке Петергофа в 1739 году и были выполнены из дерева, а чаши обшиты свинцом. Спустя несколько десятилетий Растрелли заменил деревянные постаменты каменными, а оставшиеся деревянные части выкрасили под мрамор.

https://www.instagram.com/p/CP7jiGyrHfx/

В конце XVIII века «Римские фонтаны» снова перестроили. На этот раз они предстали перед публикой из кирпича и гранита с мраморной облицовкой, а украшения из дерева заменили на свинцовые. Высота фонтанов более 10 метров.

Фонтаны-шутихи

Эти фонтаны стали изюминкой Петергофа. Фонтаны-шутихи в петровское время назывались «мочильными местами». Чтобы попасть на территорию парка, гостям императора приходилось проходить через камни, из-под которых неожиданно начинала бить вода. Струи накрывали дам в шелковых платьях и кавалеров в бархатных камзолах. Такая сцена очень веселила Петра I.

Сейчас фонтаны-шутихи — любимое развлечение детей. «Диванчики» — самые старые из шутих, дошедших до наших времен. Петр I лично исправлял чертежи, по которым построили фонтаны. Их запустили в 1723 году и с тех пор их внешний вид ни разу не меняли.

https://www.instagram.com/p/Bq2tsFTAk2n/

Самым жестким фонтаном-шутихой считается «Водяная дорога». Когда систему запускают, часть аллеи оказывается под аркой из 300 водяных струй. В этот момент все гуляющие промокают с головы до ног. В петровское время аллею называли «Мочильной дорогой». Затею императора посчитали слишком грубой, поэтому фонтан не работал 280 лет. Сейчас фонтан включают три раза в день — и желающих посмотреть на него всегда собирается довольно много.

https://www.instagram.com/p/CK5sOARAP-K/

Авторы:

Анастас Машковцев

Дарья Бунякова

Санкт-Петербург

В чем особенность фонтанов Петергофа

О том, по какой схеме работают фонтаны и кто следит за их состоянием, можно узнать в Музее фонтанного дела и на выставке «Мастера игральных вод» (так раньше называли специалистов по фонтанам), открытой в парке, рядом с Большим каскадом. К слову, великий государь также лично положил начало Петергофской фонтанной команде, повелев указом от 3 сентября 1721 года «для обучения фонтанного дела у мастеров итальянцев из государственной военной коллегии выбрать из рекрутов молодых и добрых людей — 9 человек, и быть им у кашкад и фонтанов безотлучно». Сейчас команда мастеров игральных вод — 32 человека, которые работают посменно.

Но сначала рекомендуем заглянуть в музей. Здесь на интерактивной карте можно увидеть, почему петергофским фонтанам не нужны насосы и электричество, как вода из Ропши идет вниз, преодолевая по наклонной расстояние примерно в 25 километров, и, по принципу сообщающихся сосудов, поднимаясь мощными струями вверх. Среди экспонатов секции труб — петровского времени, из дерева, и более поздние — чугунные (замена дерева на чугун закончилась уже при Екатерине II). Интересно, что секции труб — небольшой длины. Сделано это было специально: чтобы в случае порчи трубы быстро заменить ее на другую. Кстати, для увеличения герметичности трубы поливали расплавленным свинцом. И нельзя не заметить еще один знаковый экспонат : огромный старинный фонтанный ключ. Именно таким «открывали» фонтаны.

Что касается мастеров игральных вод, то это была достаточно привилегированная группа работников. Набирали в команду не только взрослых, но и невысоких мальчиков девяти-десяти лет. В их обязанности входило устранение засоров в трубах и подземных коридорах. Некоторые из них со временем сами становились признанными мастерами. Работа фонтанщика считалась почетной и сопровождалась повышенным денежным жалованьем, хлебным довольствием и пенсией после выхода из команды. Часто отцы передавали опыт своим сыновьям, сохранялась преемственность поколений. Ведь специально на фонтанного мастера нигде не обучают.

Преемственность сохраняется порой и в наше время. Яркий пример — руководитель фонтанной команды Андрей Бирюков, сын Нины Ершовой, под руководством которой шла реставрация фонтанов на протяжении более тридцати лет.

— Когда я был ребенком, мама часто брала меня с собой на работу. Позже мне уже было разрешено работать на фонтанах-шутихах, разумеется, вместе с фонтанщиками, которые мне очень много интересного рассказывали об истории фонтанов, их устройстве и принципах работы. Они брали меня в Розовый павильон — на главные водораспределительные устройства, давали огромные тяжелые сачки, которыми они черпали водоросли с поверхности воды. Также вместе с мастерами я учился паять и ремонтировать свинцовые насадки. Это работа мне настолько понравилась, что уже тогда я решил: буду фонтанщиком, — рассказал Андрей Бирюков.

— Самый главный инструмент фонтанщика — голова. И руки. Сначала подумай головой, потом сделай руками, — пояснил Олег Рыбкин, гидротехник.

Все игральных вод мастера любят свою работу, вкладывая в фонтаны не только умение, но и частицу души. У каждого из них есть свои фонтаны-любимчики. В фаворитах может быть как суровый «Самсон», замысловатая Шахматная гора, так и фонтан-шутиха «Дубок». Кстати, что касается фонтанов-шутих. Действует негласное правило: экскурсоводов — не обливать. Что и понятно: как им, изрядно промокшим, потом дальше-то работать?

Кстати

Водоподводящая система 150 фонтанов включает 18 прудов, 12 каналов, десять рек и крупных ручьев, 140 гидротехнических сооружений, включая шлюзы. Общая протяженность основных водоподводящих каналов — 56 километров, из них 14 километров проходят по территории Нижнего парка.

Прямая речь

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

— Мы с благодарностью вспоминаем наших предшественников и говорим спасибо всем, кто в наше время своим ежедневным трудом содержит фонтаны и все хозяйство Петергофа в безупречном состоянии, кто хранит наследие нашей страны, чтобы передать будущим поколениям.

Российская газета — Санкт-Петербург: №192(8543)

Поделиться:

Санкт-ПетербургСеверо-ЗападВ регионах

ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА. Большой Каскад — Петергоф

T Главным сооружением величественной фонтанной системы Петергофа является Большой каскад. По размерам и обилию воды, по богатству архитектурного декора, по графическому разнообразию водометов, по композиционному единству и выразительности всех элементов Большой каскад, прекрасный памятник искусства барокко, стоит в как один из лучших среди самых известных фонтанов во всем мире.

T Фокус Большого Каскада — Нижний (Великий) Грот . Его внешняя стена, облицованная туфом, пронизана пятью высокими арками, замковые камни которых украшены позолоченными маскаронами. Площадка перед Нижним гротом ограничена двумя каскадными лестницами. Семь ступеней каждой из лестниц украшены золоченой барельефной скульптурой, выступами, водосточными желобами и золочеными статуями, чередующимися с чашами. В центре площадки находится фонтан «Корзина». Вода стекает из фонтана по трем ступеням водопада в бассейн. Стену Нижнего грота завершает гранитный карниз с мраморной балюстрадой, украшенной вазами и расположенной перед террасой

Верхний (Малый) грот . Фасад грота, по-видимому, стилистически соответствует архитектуре Большого дворца, что проявляется в его декоре, подчиненном трехчастной членимости, полукруглых арках и нишах, замковых камнях и, наконец, в бело-желтом колорите. Еще одна особенность, объединяющая эти две структуры, — балюстрада, обозначающая центр дворца, которая также украшена вазами и перекликается с дизайном и материалами перил террасы Верхнего грота.

T Современный вид каскада сформировался более века назад, но его общую схему придумал сам Петр Великий. Его первые сохранившиеся эскизы будущих построек Петергофа показывают, что царь был знаком с их европейскими прототипами. Петр I предложил соорудить на склоне террасы два грота и две каскадные лестницы, чтобы вода стекала в прямоугольный бассейн, соединенный каналом с морем.

Строительство канала было начато в 1715 г., а Нижнего грота — в мае 1716 г. Французский архитектор Жан-Батист Ле Блон, приехавший в Петергоф в том же году, предложил поставить водометы, чтобы увеличить поток воды, на восемь ступеней каскада, бассейн преобразовать в полукруг, расширить канал и укрепить его берега.

A После смерти Ле Блона в 1719 году строительством на короткое время руководил Иоганн Браунштейн, а в течение следующего года работы продолжил итальянский архитектор Никколо Микетти. По его указанию грот был украшен камнями и ракушками, а балюстрада украшена вазами. Чуть позже на террасе над Нижним гротом разместили два маскарона с изображением Вакха и Нептуна, а в нишах между ними установили четыре мраморных бюста, аллегории времен года. Там же был возведен Верхний грот. Микетти сократил количество каскадных ступеней до семи и украсил их барельефной скульптурой. Пробный пуск гидроузла состоялся в присутствии Петра I 13 июля 1721 года. В то время еще не было произведено скульптурного убранства, но велась работа над барельефами.

Летом 1723 года три фонтана и в Нижнем гроте соорудили трюковой стол-фонтан , а вход в грот закрыли водяными завесами. Центр площадки украшал Кольцевой фонтан с 17 струями воды.

I В августе 1723 года состоялась церемония открытия фонтанной системы и Большого каскада. Но работа не прекратилась после этой даты. Скоро фигурки Персей , Актеон , Галатея , Меркурий и два новых маскарона. В 1735 году, уже после смерти Петра, в центре бассейна была установлена ​​фигура Самсона, а через три года в просвет (над Нижним гротом) была помещена группа из двух тритонов, трубящих в раковины, работы Карла Растрелли. мраморной балюстрады. После этого основной объем работ по декору каскада был закончен.

O В течение следующих шестидесяти лет каскад и грот неоднократно перестраивались — деревянные пьедесталы заменялись каменными, менялись окантовки бассейна и заново золотились скульптуры. Однако скульптурный декор деформировался, исчезли некоторые барельефы и другие украшения, перестали функционировать фонтаны в гроте.

I t Император Павел I возобновил ремонтные работы в Петергофе в конце 18 века. Свинцовые скульптуры были заменены бронзовыми. Некоторые статуи были отлиты с гипсовых слепков античных оригиналов, хранящихся в Академии художеств в Санкт-Петербурге; t Группа «Бахус и сатир»

воспроизвела известное произведение Микеланджело. Несколько групп были отлиты по оригинальным моделям Феодосия Щедрина, Жана Доминика Рашета, Федора Шубина, Ивана Прокофьева и Ивана Мартоса.

T Самсон, раздирающий пасть льва Группа предназначалась для украшения самого мощного водомета в Нижнем парке. Решение о его строительстве было принято в 1734 году, когда праздновалось 25-летие поражения шведских войск под Полтавой. Это крупное событие Северной войны произошло в день памяти преподобного Самсона, поэтому историческая битва аллегорически изображалась как поединок библейского Самсона со львом. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией (лев изображен на шведском гербе). Чтобы струя поднималась как можно выше, по приказу строителя фонтанов Пауля Йозефа Суалема от бассейна Бибигон до каскада был проложен специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан бил мощной струей воды на высоту двадцати метров.

T Отлитая из свинца группа «Сампсон, раздирающий пасть льва» уже десять лет спустя нуждалась в реставрации, а к концу XVIII века возникла необходимость в замене скульптур.

M Михаил Козловский, один из ведущих российских скульпторов, по оригинальному замыслу создал новую композицию в стиле классицизма, вдохнув новую жизнь в героическую тему. В 1802 г. на постамент, сложенный из гранитных плит, был установлен отлитый из бронзы «Самсон» Козловского. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у ног пьедестала были установлены четыре полуфигуры львов, направленные по сторонам света. В июне 1806 года каскад приобрел новый вид.

I В течение 19 века Большой каскад дважды ремонтировался и реконструировался. В середине века, когда стало очевидным его плачевное состояние, архитектор Андрей Штакеншнейдер предложил подробный проект реконструкции Большого каскада. Стоимость проекта, однако, была слишком велика, и он так и остался нереализованным.

T Проблема восстановления каскадов с каждым годом становилась все более актуальной, и, наконец, в 1859-60 годах работы начались под руководством Николая Бенуа. Пришлось соорудить галереи для осмотра фонтанных труб и сделать специальные отверстия для вентиляции гротов. Этому же назначению должны были служить проемы, прорезанные в боковых стенах каскадных лестниц. Архитектор изменил шаблон Кольцевой фонтан перед Нижним гротом. Переплетающиеся струи его внешнего кольца дали фонтану новое название — Фонтан «Корзина».

B Проект Энуа, однако, не был реализован в полной мере, в результате чего конструкция несколько отличалась от своего первоначального замысла.

Незавершенность реконструированного каскада сказалась ухудшения, и к началу следующего века он приобрел довольно запущенный вид. Однако новый период реставрационных работ наступил только в 1928, когда были отремонтированы Бассейн и мраморная балюстрада, восстановлены частично утраченные декоративные детали кронштейнов и барельефных украшений.

T Великий каскад пострадал больше всего во время Второй мировой войны. Все декоративные детали и четыре основные скульптуры — Тритоны и Река Волхов Ивана Прокофьева, Река Нева Феодосия Щедрина и Самсон Михаила Козловского — которые не были эвакуированы из-за нехватки времени были потеряны. Реконструированные фонтаны Петергофа открылись для посетителей 25 августа 1946. ​​Следующим летом мощную фигуру Самсона, раздирающего пасть льва, воспроизведенную скульптором Василием Симоновым по сохранившимся фотографиям, можно было еще раз увидеть на постаменте в Бассейне каскада. Полная реставрация фонтанов и скульптурного декора каскада завершена в 1950 году.

В 1995 году Большой каскад получил новую жизнь в результате семилетней реставрации. Реставрация была необходима из-за плохого состояния гротов и подземных трубопроводных систем, снабжающих водой многочисленные фонтаны каскада. Авторы проекта также планировали восстановить детали каскада, утраченные за долгую историю его существования. Исследование базировалось на скрупулезном изучении различных документальных материалов — эскизов архитекторов и фонтаностроителей, гравюр и акварелей XVIII-XX вв., архивных документов и воспоминаний. Основным источником информации и художественного материала для воссоздания утраченных элементов были аксонометрические планы, составленные математиком Пьером де Сент-Илером по повелению Екатерины Великой в ​​1772-74 гг., а также альбомы набросков, выполненных архитекторы А. Баженов и П. Неелов в конце 18 в.

T Торжественное открытие обновленных фонтанов Большого каскада состоялось 4 июня 1995 года. В этот день все 138 струй одного из самых совершенных действующих фонтанов мира брызнули в небо струйки воды.

См. также:
· Фонтан «Корзина»;
· Фонтаны Сирены;
Фонтаны Наяда и Тритон


 Великий Каскад (962 Кб)
 Великий Каскад — Вода и свет огненный.(3.145 Мб)


Большой Каскад.


Самсон Раздирающий
Пасть Льва.


Западная каскадная лестница.


Восточная каскадная лестница.


Восточная каскадная лестница:
Гермес.
Копия с оригинала
II в. ДО НАШЕЙ ЭРЫ.


Восточная каскадная лестница: Афродиты.


Каскадная лестница:
Вазы.


Большой грот:
аркада и скульптурное
украшение.


Большой каскад


Большой каскад

Санкт-Петербург: Фонтаны Летнего дворца Петра Великого

 

Храм Спаса-на-Крови   – одно из самых узнаваемых мест в   Санкт-Петербург

Санкт-Петербург был основан в 1703 году великим мечтателем Петром Великим в заболоченной дельте реки Невы, впадающей в Балтийское море.

Молодой Питер находился под сильным влиянием западноевропейских идей через двух своих наставников: шотландцев Патрика Гордона и Пола Менесиуса. Когда Петр стал царем, он представлял Россию великой современной европейской державой с Санкт-Петербургом как новой культурной столицей России и воротами для морской торговли и интеллектуального обмена с более развитой Западной Европой.

На видение Петром России еще больше повлияло долгое путешествие, которое он совершил в Северную Европу, когда ему было 25 лет. гравюра на меди, даже стоматология. Он вернулся в Россию с 260 сундуками, наполненными оружием, инструментами и научными приборами.

Как царь, Петр Великий использовал свою абсолютную власть, чтобы перетащить Россию, пиная и крича, из ориентированного на себя, средневекового, суеверного, аграрного общества в дальновидную, современную, коммерческую империю. Он навязал культурную революцию средневековой аристократии, жестоко подавляя любые восстания.

Будучи символом новой России, Петр отказался от длинных средневековых мантий и навязал французское платье. язык и манеры при дворе. Он сбрил свою длинную русскую бороду и заставил всех государственных чиновников последовать его примеру. Для населения в целом он ввел налог на бороду.

Чтобы помочь своему населению принять западный образ жизни, он выпустил две книги. Первый был посвящен образованию, с инструкциями о том, как читать и как считать. Второй была книга по этикету, включая правила поведения за столом: Подстригите ногти. Помой свои руки. Сядьте прямо. Не хватайте блюдо первым. Не ешьте как свиньи. Не чавкайте. Не облизывайте пальцы. Не вытирайте рот рукой. Используйте салфетку. Не грызите кости. Используйте нож. (Нам нужно только одно обновление для современных манер за столом: никаких телефонов за столом.)

Петр использовал свою абсолютную власть, чтобы создать новую Россию по образцу великих современных европейских империй.

Питер сформировал свое видение Санкт-Петербурга, когда посетил Амстердам. Он представлял себе современный русский портовый город с каналами вместо дорог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *