Тесты по МХК 10 класс | Тест по МХК (10 класс) по теме:
Тест по МХК.10 класс. Тема «Античность».
2 вариант.
1.Назовите героев-ахейцев( их родных),богов пришедших взять Трою:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2.Местом поклонения и почитания в Афинах был:
1.Амфитеатр;
2.Акрополь;
3.агора.
3.Девушки-статуи,поддерживающие крышу храма называются:
1.кариатиды;
2.куросы;
3.атланты.
4.Колоннами в греческом храме периода архаики были:
1.куросы;
2.деревья;
3.столбы.
5.Самым большим амфитеатром Рима был:
1.театр Марцелла;
2.театр Помпея;
3.театр Флавиев.
6.Первым уличным памятником в мире стала:
1.конная статуя Помпея;
2. конная статуя Марка Аврелия;
3.конная статуя Августа.
7.В переводе с древнегреческого «парфенос» обозначает:
1.покрывало;
2.дар;
3.девушка.
8.Капитель коринфского ордера- это:
1.прекрасная скульптурная корзина;
2.каменная подушка;
3.форма рога барана.
9.Архитектором знаменитого Лабиринта на острове Крит был:
1.Дедал;
2.Фидий;
3.Поликлет.
10.Покровительницей весны в греческой мифологии была:
1.Гера;
2.Афродита;
3.Персефона.
11.Перечислите все пункты путешествия Одиссея:
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековье.
1 вариант.
1.Какой вид храмов не присутствовал в Индии:
1.чайтьи;
2.мастабы;
3. торана.
2.Что является основой китайской стабильности в культуре:
1.религия;
2.письменность;
3.каноны.
3.Культурный рывок Япония совершила в эпоху:
1.яёй;
2.дзёмон;
3.ноо.
4.В переводе с арабского «Коран» означает:
1.чтение вместе;
2.чтение сообща;
3.чтение вслух.
5.Цивилизация Индии насчитывает более:
1.5 тыс.лет;
2.6 тыс.лет. ;
3.7 тыс.лет.
6.В этот период в Китае строили пещеры, храмы, ниши в качестве культовых сооружений:
1.циньский;
2.вэйский;
3.танский.
7.Самый большой в мире Будда находиться в городе:
1.Пекин;
2.Киото;
3.Нара.
8.Округлые,плавные арабески называются:
1.куфы;
2.сулья;
3.суры.
9.В индийской культуре все ритуалы, учения, научные знания, фольклор, мифология собраны в:
1.в Библии;
2.в Ведах;
3.в Коране.
10.Жёлтый цвет в живописи и архитектуре в Китае означает:
1. крестьянина;
2.мандарина;
3.императора.
11.Главным местом в японском доме считается:
1.хибати;
2.фусума;
3.токонома.
12.Вычеркните лишнее и объясните почему вы это сделали:
1.Авиценна;
2.Аристотель; 3.Аль-Бируни.
13.Значение индийской культуры:
Тест по МХК.10 класс. Культура Востока. Средневековья.
2 вариант.
1.В переводе с санскрита это слово обозначает «знания»:
1.Рамаяна;
2.Ригведа;
3.Веды.
2.Пейзажная живопись Китая «шань- шуй» означает:
1.птицы-горы;
2.птицы-рыбы;
3. горы-воды.
3. Культура каменного века в Японии, когда она развивалась внутри самих общин –это :
1.дзёмен;
2.яёй;
3.нэцке.
4.Чёткий,прямоугольные арабески в мусульманском искусстве называются:
1.сулье;
2.хадж;
3.куфы.
5.Начало кастового строя в Индии положил бог:
1.Вишну;
2.Парвати;
3.Брахма.
6.Изображение в Китае на резанном шёлке называется:
1.гугун;
2.кэсы;
3.архаты.
7.Одним из любимых сюжетов японских художников является:
1.море;
2.Фудзияма;
3.Будда.
8.Одним из центров мусульманской культуры является:
1. Дели;
2.Дамаск;
3.Кордова.
9.При каком царе буддизм стал в Индии государственной религией:
1.при Ашоке;
2.при Гаутаме;
3.при Тамерлане.
10.Главным архитектурным памятником в Китае является:
1.чайтья;
2.реликварии;
3.пагоды.
11.Миниатюрная скульптура Японии называется:
1.Нэцке;
2.кэсы;
3.какэмоно.
12. Чтобы попасть в мусульманский рай надо пройти по мосту святого:
1.Михаила;
2.Джабраила;
3. Муххамада.
13.Значение китайской культуры:
Тест по МХК 10 класс. Тема : «Ренессанс».1 вариант.
1.С именем этого художника связано начало Возрождения в Германии:
1. Ян Ван Эйк;
2.Альбрехт Дюрер;
3.Хуго Ван дер Гус.
2.Эта картина Питера Брейгеля проиллюстрировала буржуазную революцию в Нидерландах:
1. «Калеки»;
2. «Охотники на снегу»;
3. «Триумф смерти».
3.Это произведение Леонардо да Винчи больше всех пострадало от халатности людей:
1. «Тайная вечеря»;
2. «Мона Лиза»;
3. «Битва гигантов».
4.Он стал придворным живописцем в 18 лет:
1.Эль Греко;
2.Лукас Кранах Старший;
3.Диего де Сильва Веласкес.
5.Роспись этого плафона и потолка составляет около 500 кв.м.:
1.Сикстинская капелла-Микеланджело;
2.Афинская школа –Рафаэля Санти;
3.Фрески Джотто.
6.Его называют основоположником сюрриализма.Ему принадлежит картина «Воз сена»:
1. Мазаччо;
2. Питер Брейгель Старший;
3.Иеронимус Босх.
7.К какому периоду эпохи Возрождения принадлежит творчество Жана Фуке:
1.треченто;
2.кватраченто;
3.чинквиченто.
8.Его называют «Северный Леонардо».Это:
1.Альбрехт Дюрер;
2.Ганс Гольбейн;
3.Рогир Ван дер Вейден.
9.Соотнесите произведения и авторов:
1.Микеланджело а- «Крещение Христа»;
2.Тициан б- «Сикстинская мадонна»;
3.Диего Веласкес в- «Мёртвый Христос»;
4.Иоахим Потимир г- «Венера с зеркалом»;
5.Иеронимус Босх д- «Святой Себастьян»;
6.Рафаэль е- «Корабль дураков»;
7.Альбрехт Дюрер ж- «Пьета»;
8. Мазаччо з- «Меланхолия»;
9.Мантеньи и- «Изгнание из рая»;
10.Анри Жан Гужон к- «Фонтан невинных».
10.Дайте определение – «Ренессанс»-
Тест по МХК 10 класс .Тема «Ренессанс».2 вариант.
1.В образе Христа нарисовал себя художник :
1.Леонардо да Винчи;
2.Альбрехт Дюрер;
3. Микеланджело Буанаротти.
2.В течение 25 лет он рисовал портреты придворных и королей:
1.Жан Фуке;
2.Жан Гужон;
3.Франсуа Клуэ.
3.Самое большое произведение Ян Ван Эйка называется:
1. «Мадонна канцлера Ролена»;
2. «Гентский алтарь»;
3. «Супруги Арнольфинни.
4. Им было создано 15 картин к Библии из серии «Апокалипсис»:
1.Альбрехт Дюрер;
2.Ганс Гольбейн;
3. Лукас Кранах Старший.
5.Творочество Тинторетто принадлежит к периоду:
1.триченто;
2.кватрачнето;
3.чинквиченто.
6.За эту картину Паоло Веронезе был призван на суд инквизиции:
1. «Венера и Адонис»;
2. «Пир в доме Ливия» ;
3. «Распятие».
7. «Крит дал ему жизнь, а кисть_Толедо»,о ком идёт речь:
1. о Диего Веласкесе;
2.о Рогире ванг дер Вейдене;
3.о Эль Греко.
8.Его именем начинается венецианское Возрождение:
1.Донато Браманте;
2.Пармиджанино;
3.Андреа Полладио.
9.Соотнесите автора и произведение:
1.Тинторетто а. «Спящая Венера»;
2.Рафаэль б. « Портрет Франциска»;
3.Диего де Сильва Веласкес в. «Коронование терновым венцом»;
4. Джорджоне г. «Тайная вечеря»;
5.Иеронимус Босх д. «Афинская школа»;
6.Ганс Гольбейн Младший е. «Пряхи»;
7.Джентими Беллини ж. «Библиотека святого Лоренца»;
8.Микеланджело з. «Французские послы»;
9.Альбрехт Дюрер и. «Чудо святого креста»;
10.Франсуа Клуэ к. «Четыре всадника».
11.Дайте определение «бодегоны»-
ВИДЫ ИСКУССТВ
Виды искусств |
Фундаментальные, или основные 1 синтетические , или смешанные |
Пространственные, Или пластические | Временные | Пространственно-временные |
Изобрази тельные | Тектонич ческие | Зрелищно-игровые технические |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Искусство изображения | звука | слова | Синтез искусств слова, звука, изображения |
Периодизация истории Древнего Египта.
Додинастический период- «нулевая династия»- 50-31 вв. до н.э.
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД:
Ранний период ( I-II династия ) 31-28 вв. до н.э.
Древнее царство ( III- IV династия ) 28-23 вв. до н.э.
1-й переходный период (VII- X династия ) 23-21 вв. до н.э.
Среднее царство (XI-XII династия )21-18 вв. до н.э.
2-й переходный период (XIII-XVII династия ) 18-16 вв. до н.э.
Новое царство (XVIII-XX династия) 16-11 вв. до н. э.
Поздний период (XXI-XXX династия ) 1085-332 г.г. до н.э.
Греко-римский период- 332-30 г.г.до н.э. – 395 г. н.э.
Коптско-византийский период- 395 – 642 г.г.
Арабский период с 642 г.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Тип сооружения | Древнее царство | Среднее царство | Новое царство |
Жилище усопших |
Жилище богов |
Жилище живых |
Основные события в доисторической культуре
Культурный период | Основные культурные события |
Палеолит- древний каменный век(до 12 тыс. лет до н.э.) Средний палеолит- мустье Поздний палеолит- Ориньяк Соллютре Мадлен | Матриархат Освоение огня Собирательство и охота Тотемизм Пещерные жилища Жилища из природных материалов (кости, шкуры, дерево) Красочные штрихи, пятна, зигзаги, спирали, контуры рук на стенах пещер. Широкое использование охры. Палеолитические «Венеры». Сложный контурный и линейный рисунок животных в сложных позах и поворотах. Высший расцвет культуры палеолита- пещера Ляско во Франции «Сикстинская капелла», Альтамира в Испании. |
Мезолит – средний каменный век (12-8 тыс.до н.э.) | Изобретение лука и стрел. Микролитические орудия труда. Искусство многофигурной композиции. Пиктограммы. |
Неолит – новый каменный век (7-2 тыс. лет до н.э..) | Патриархат. Земледелие и скотоводство Появление неприродных материалов (керамики, тканей). Геометрический (магический ) орнамент. Появление кирпича-сырца и мазанных глиняных жилищ. Мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи, дольмены). Первые музыкальные инструменты (погремушки, флейты, арфы). Использование символических посланий и пиктограммы для передачи сообщений. |
Бронзовый век (3-2 тыс. до н.э.) | Расслоение общества. Первые рабовладельческие государства. Строятся архитектурные сооружения первобытного человека: мегалиты: менгиры, дольмены и кромлехи. |
Век железа(1 тыс. до н.э.) | Металлическое оружие. Декоративно-прикладное искусство. Пантомима и музыка. |
Тест МХК 10 класс «Первобытное искусство»1 вариант.
1.Каковы характерные особенности первобытной культуры?
2.Что такое «синкретичность культуры»? _____________________________________________________________________________3.На какие три периода делится каменный век и почему они так называются?
4.Какой период каменного века считается вершиной расцвета первобытного искусства?
5.Кого чаще всего изображали первобытные художники?
6.Напиши название самых известных пещер, где была найдена живопись первобытного века.
7.В какой период каменного века появляются сюжетные композиции?
8.Что такое пиктограмма?
9.Что такое мегалитические сооружения и в какую эпоху они появились?
Тест МХК 10 класс «Первобытное искусство» 2 вариант.
1.Как звали археолога-любителя, открывшего росписи в пещере Альтамира?
2. Что заставляло первобытного человека рисовать и лепить?
3.Какие науки позволяют нам судить об искусстве первобытного строя?
4.В каком веке решился вопрос о существовании первобытного искусства?
5.Как называют искусство современных народов Африки, Австралии и Океании?
6.Назови особенности первобытной культуры:
7.Что такое «тотемизм» и как он возник?
8.Какие мегалитические сооружения ты знаешь?
9.Что такое пиктографическое письмо?
Тест 10 класс. МХК. Искусство Древнего Египта и Междуречья. 1 вариант.
1.Что называлось в Месопотамии «домом табличек»:
1. библиотека;
2. школа;
3. архив.
2.Фасад какого храма в Египте украшают четыре 20-метровые статуи фараона:
1. Луксор;
2. Карнак;
3. Абу- симбел.
3.Эта страна дала миру новые термины в музыке «жанры», «лады» и «интервалы»:
1.Египет;
2. Месопотамия;
3.Шумеры.
4.Горизонтальный пояс в египетской скульптуре назывался:
1. рельеф;
2. регистр;
3. барельеф.
5.Основными музыкальными инструментами в Египте были:
1. флейта, лира и свирель;
2. флейта, барабан и свирель;
3. флейта, лира и барабан.
6. Дайте определение:
Специальная жестикуляция руками для выражения ритма и мелодии……………………….
Общая деталь мужского и женского древнеегипетского костюма……………………………
Герой шумерского эпоса…………………………………………………………………………
Архитектурный элемент, который впервые использовали в Междуречье назывался ……………………………
Статуэтка заупокойного культа в Месопотамии – это………………………………..
7.Определите место создания памятников культуры:
….- Ворота богини Иштар 1.- Древний Египет
….- Пирамида Хеопса 2. – Междуречье
….- Висячие сады Семирамиды
…. – Иероглифы
…. – Палетка Нармера
…. – Пирамида Джосера
…. – Миф о Гильгамеше
…. – Гробница Тутанхамона
…. – Законы Хаммурапи
…. – Зиккурат
Тест по МХК 10 класс. Искусство древнего Египта и Месопотамии. 2 вариант.
1.Книги этого царя помогли расшифровать клинопись Месопотамии:
1. Тутанхамона;
2.Ашшурбанипала;
3. Рамзеса.
2.Её скульптурный портрет был найден археологом Л.Борхардом в 1912 г.:
1. Нефертарри;
2.Нофрет;
3. Нефертити.
3.Храм царицы Хатшепсут расположен в долине:
1.Гизы;
2.Каира;
3. царей.
4.Мумификация проходила в:
1. нижнем храме;
2. верхнем храме;
3. в храме Анубиса.
5.Амарнский период, относится к правлению царя:
1. Рамзеса ;
2.Аменхотепа;
3.Навуходоносора.
6.Закончите предложение:
Полосатый головной платок фараона называется……………………………………………
Ступенчатый башнеобразный храм называется……………………………………..
Канон – это……………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………
Искусство изготовления резных каменных печатей круглой и цилиндрической формы называется……………………………..
Башни в виде трапеции с высокими обелисками, называются………………………….
7.Соотнесите термины и определения:
….. – знаки-рисунки 1.жрецы
…. – царь в Древнем Египте 2.клинопись
…. – буквенная система письма 3.астрономия
…. – служители храма 4. иероглифы
… — древнейшая письменность в Междуречье 5.зиккурат
…. – наука о небесных телах 6.алфавит
…. – основная культовая постройка в Междуречье 7. фараон
…. – сосуд для мумификации 8.ушебти
…. – заупокойная статуэтка 9.мастаба
…. – гробница для знати, предшественница пирамид 10.каноп
Тест по МХК .10 класс. Тема «Античность».
1 вариант.
1.Перечислите всех троянцев, упомянутых в поэме Гомера «Илиада» и кем они приходились друг другу:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
2.К какому периоду истории искусства Греции относятся «Львиные ворота» в Микенах:
1.ахейскому;
2.классическому;
3. крито-микейскому.
3.Фриз-это:
1.верхняя часть колоны;
2.украшение на крыше;
3.подушка,держащая крышу.
4.Главным храмом Рима являлся:
1.Пантеон;
2.Парфенон;
3.Форум.
5.Автором знаменитой статуи «Дискобол» является:
1.Фидий;
2. Пракситель;
3.Мирон.
6.Назовите имя римского бога, которому соответствовал греческий бог Арес:
1.Актеон;
2.Марс;
3.Плутон.
7.В какой период римского искусства статуи стали выражать нечеловеческое величие:
1.республики;
2.царей;
3.империи.
8.Основой многих строительных приёмов в Риме стало :
1.греческое искусство;
2.искусство италиков;
3.искусство этрусков.
9.С какой целью возводились акведуки:
1.система канализации;
2.система водоснабжения;
3. система дорог.
10.Кто из греческих богов выковал щит для Ахилесса:
1.Гермес;
2.Гефест;
3.Геракл.
11.Перечислите подвиги Геракла:
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12.
ПАЛЕОЛИТ — Студопедия
Поделись
В это время возникают рисунки-гравировки на камне, на роге и кости животных, росписи пещер, рельеф и круглая (объемная) скульптура. Почти все эти произведения посвящены животным, реже человеку.
ЖИВОПИСЬ:
В многочисленных изображениях оленей и ланей первобытные художники очень хорошо передавали стройность фигур этих животных, нервное изящество их силуэта и ту чуткую настороженность, которая сказывается в повороте голов, в навострившихся ушах, в изгибах тела, когда они прислушиваются»
/показать/
В истории пещерной живописи эпохи палеолита ученые выделяют несколько периодов:
1. В эпоху Ориньяк (примерно с XXX тыс. до н. э.) первобытные художники заостренным орудием создавали контурные наброски животных на камне или кости /показать/, порой заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
2. В эпоху
3. В эпоху Мадлен (в XII тыс. до н. э.) пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер /показать плафон Альтамиры, Ляско/.
Изображения человека в живописи палеолита встречаются очень редко. Исключением является, например, сцена в пещере Ляско. /показать/
Искусствовед Виль Борисович Мириманов пишет так: «В центре – падающая навзничь фигура мужчины с птичьей головой; прямо перед ней, выставив вперед изогнутые рога, раненный бизон с вываливающимися внутренностями. Место ранения по диагонали пересекает длинное копье. Рядом с падающим человеком изображен предмет /посох?/ с навершием в виде птицы. Слева фигура уходящего носорога… Все говорит о том, что здесь изображена гибель человека в результате нападения разъяренного, смертельно раненного бизона. Присутствие носорога заставляет предположить, что художник хотел рассказать о событии, развивающемся во времени: между бизоном и носорогом произошел поединок. В то время как победитель – носорог – удаляется, появляется охотник, уверенный в надежности своей маскировки, но раненный бизон неожиданно обрушивает на него свою ярость».
Вариант: «В пещере Ляско мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности.
СКУЛЬПТУРА: Самыми древними скульптурными изображениями человека на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические Венеры» – женские фигурки из камня или кости высотой 5-10 см. /показать/
Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача, по-видимому, заключалась в том, чтобы создать обобщённый образ женщины, символ плодородия и хранительницы очага.
Искусствовед Нина Александровна Дмитриева пишет так: «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита» (Искусство Древнего мира).Мужские изображения в скульптуре палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, бизонов, северных оленей и др. /показать/
МЕЗОЛИТ:
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. После отступления ледников одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы). Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – человек. В наскальной живописи теперь преобладают многофигурные сюжетные композиции – сцены загона скота, охоты, войны.
/показать/
Человеческие фигуры часто очень условны – палка-палка-огуречик. Первобытный художник освободил фигуры от всего второстепенного, что мешало бы передавать действие, саму суть происходящего.
НЕОЛИТ:
Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Называются такие схематичные изображения людей, животных, различных предметов – петроглИфы. Их высекали на скалах и гранитных валунах под открытым небом. /показать/
/можно рассказать про орнамент/
В эпоху неолита строятся первые архитектурные сооружения первобытного человека – мегалиты (буквально: большие камни). Эти постройки из огромных, грубо отесанных камней делятся на три вида:
1. Менгиры – вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образующие аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, вероятно, обозначали место проведения каких-либо ритуалов. /показать/
2. ДольмЕны – это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырех угольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем. /показать/
3. КрОмлехи – каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Особенно знаменит кромлех в Англии недалеко от города Солсбери — Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). /показать/ Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Предназначение его неизвестно. Предполагают, что Стоунхендж мог служить для астрономических наблюдений и для совершения каких-то обрядов культового характера.
Итог: …
Итак, сегодня мы познакомились с художественной культурой палеолита, мезолита и неолита, узнали о том, какие виды искусства существовали в то далекое время, кого изображали наши далекие предки в живописи и скульптуре, как менялись принципы изображения человека и животных, как выглядели первые архитектурные сооружения.
Сразу вопросы к проверочной работе:
— как звали археолога-любителя, открывшего росписи пещеры Альтамира,
— назовите источники представлений о первобытной художественной культуре
Д/з:
1. Знать понятия:
миф, тотемизм, обряд,
археология, этнография, фольклористика
палеолит, мезолит, неолит
меандры, натуральный макет
2. Найти сказку, в которой отражаются тотемические представления.
Вариант: Описать какой-либо обряд.
Обряд(англ. religious rite) – система специфических стереотипно-символических действий, несущих идеологическую нагрузку, исполняемых с религиозными целями и для формирования у участников каких-либо мыслей, чувств, образов.
Жемчужина доисторической Испании под угрозой исчезновения: можно ли засвидетельствовать и сохранить 35 600-летнее искусство пещеры Альтамира?
Обновлено 25 апреля, 2017 — 01:43 Наталья Климчак
Пещера, расположенная в Альтамире, была заселена тысячи лет назад и содержит замечательные образцы утонченного искусства доисторического периода. Первые рисунки появились здесь, скорее всего, около 35600 лет назад. Изысканное место часто сравнивают со знаменитой пещерой Ласко, но Альтамира рассказывает свою историю о первых людях Кантабрии.
Использование пещеры
Сама пещера впечатляет своими коридорами длиной более 1000 метров (3280,84 фута). В нем есть ряд камер и извилистых проходов, каждая из которых имеет высоту от двух до шести метров (6,56–19,69 футов). Археологические раскопки доказали существование человеческого поселения внутри пещеры около 18500 лет назад. Когда туда прибыли первые люди? Точно неизвестно, но можно предположить, что это место было хорошо известно людям гораздо дольше, чем 35000 лет.
Репродукция росписи потолка пещеры в музее Альтамира. ( CC BY-SA 3.0 )
Это место было бы очень привлекательным для людей в эпоху палеолита и древнекаменного века. Те люди, чья жизнь остается загадкой для современных исследователей, казалось, проводили большую часть своего времени в поисках пищи. Однако в то же время им нужно было место для жизни, где они были бы защищены от опасностей диких животных. Расположение пещеры Альтамира обеспечивало и то, и другое.
Пещера перестала использоваться около 13 000 лет назад, когда камнепад запечатал вход.
- Первый взгляд внутрь сибирской пещеры, которая хранит ключ к происхождению человека
- Деветашка — Болгарская пещера с 70 000-летним проживанием человека
- Комплекс Лаас-Гил и великолепное древнее наскальное искусство Сомали
Репродукция бизона из пещеры Альтамира в Музее и исследовательском центре Альтамира. ( Общественное достояние )
Знакомство с картинами
Пещера получила известность благодаря своим замечательным настенным росписям. Художники, изготовившие их, использовали охру, гематит и древесный уголь, чтобы нарисовать изображения бизонов, лошадей, кабанов и впечатляющих оленей. На картинах, датируемых мадленской оккупацией (ок. 16 500–14 000 лет назад), также изображены животные, в основном лошади и козы. Он также состоит из замечательных отпечатков ладоней, которые, возможно, принадлежат создавшим их художникам. Картины настолько хорошо пигментированы, что трудно поверить, что они были сделаны так давно.
Ученые до сих пор обсуждают датировку рисунков из пещеры, поэтому необходимо отметить, что даты, представленные в этой статье, считаются наиболее точными. Хотя исследователи пытались решить эту проблему в течение последних нескольких десятилетий, необходимы новые технологии, чтобы точнее определить точный период создания картин.
Споры о пещере
Вокруг картин из пещеры разгорелся большой спор. Когда в 1879 г.Марселино Санс де Саутуола исследовал и раскопал пещеру, люди не знали об искусстве. Пещера, которую он исследовал, была первой в Европе, где были обнаружены замечательные палеолитические рисунки. Из-за этого его обвинили в создании их в компании дочери. Когда девочка впервые вошла в пещеру, ей было около восьми лет. Хотя дальнейшие исследования доказали, что расписной потолок пещеры датируется периодом палеолита, при жизни Марселино Санс де Саутуола исследователь-любитель довольно сильно пострадал из-за предположений, что сделанное им честное открытие было сфабриковано.
- Неизвестная пещера Мангиапане на Сицилии: доисторическая пещера и место современных праздников
- Десять удивительных пещер древнего мира
- Шаманские исследования сверхъестественных сфер: пещерное искусство — древнейший фольклор
Марселино Санс де Саутуола (1831-1888), археолог и доисторик, открыл пещеру Альтамира. ( Public Domain )
В 1880 году Хуан Виланова-и-Пьера и Марселино Санс де Саутуола опубликовали результаты своего исследования, но признания им пришлось ждать еще двадцать лет, которое пришло только после того, как были обнаружены другие пещеры с таким же декором. обнаружены и проанализированы.
Эмиль Картайак, один из научных лидеров, который изначально отверг утверждения Санс де Саутуолы. ( CC BY-SA 3.0 )
В поисках золотого решения
В 1960-х и 1970-х годах картины портились из-за углекислого газа, вызванного дыханием посетителей. Пещера была закрыта для публики в 1977 году и вновь открыта пять лет спустя. Однако на этот раз чиновники решили ограничить количество посетителей.
Хотелось бы, чтобы замечательные картины Альтамиры стали достопримечательностью. Понятно, что тысячи людей хотели бы это увидеть. К сожалению, тепло наших тел, воздух, который мы выдыхаем, и другие действия внутри пещеры очень опасны для хрупкого наследия. Если в пещеру войдет слишком много людей, настенные росписи могут быть полностью стерты навсегда.
В случае с пещерой Ласко ситуация разрешилась весьма радикальным образом. Исследователи решили защитить его, даже если туризм пострадает. Как цитирует New York Times:
»Мюриэль Мориак, куратор Ласко, сказала, что «мы чувствуем, что наша пещера слишком хрупка, чтобы думать о ее строгой консервации, как о пожилой женщине, которая выздоравливает от болезни». Она сказала, что следит за развитием событий в Альтамире. «Я верю, что испанские власти в конечном итоге примут правильное решение», — сказала она. Г-н Лашерас также отметил, что «пещеры, обнаруженные за последние 40 лет, не были открыты для публики». До этого, добавил он, никто особо не задумывался об ущербе, который посетители могут нанести пещере, так же как «никто не беспокоился о том, чтобы накрыть Мону Лизу стеклянным колпаком».
Единственная разница между посещением оригинальной пещеры и ее копии, по словам г-на Лашераса, была эмоциональной, что-то вроде «рефлекса культурного обусловливания», который люди чувствуют, когда знают, что смотрят на доисторическое искусство, а не на современную копию.«Это такая разница в эмоциях, которую мы можем почувствовать, когда смотрим на картину Рембрандта или подсолнухи Ван Гога, но затем нам говорят, что картины на самом деле подделки», — сказал он.
Испанские официальные лица пытаются защитить это место, как и ЮНЕСКО, которая признала пещеру объектом Всемирного наследия. Кроме того, чтобы позволить людям насладиться красотой искусства, созданного в доисторическую эпоху, музеи Мадрида, Германии и Японии предлагают выставки с репродукциями картин в Альтамире. Музей в Альтамире состоит из коллекции артефактов, обнаруженных в пещере, и презентации картин.
Верхнее изображение: Бизон из мадленской оккупации пещеры Альтамира. Черным углем, c. 16500 – 14000 лет назад. Источник: CC BY-SA 3.0
Наталья Климчак
Ссылки:
Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании, доступно по адресу:
http://whc.unesco.org/en/list/310
Пещера Альтамира, доступно по адресу:
http://en.museodealtamira.mcu.es/Prehistoria_y_Arte/la_cueva.html
Назад к пещере Альтамира в Испании, все еще вызывает споры Автор Рафаэль Миндер, доступно по адресу:
https:/ /www.nytimes.com/2014/07/31/arts/international/back-to-the-cave-of-altamira-in-spain-still-controversial.html
Связанные статьи о древнем происхождении
27 января, 2023 — 21:52 adrianrodriguez
По мере накопления данных становится все более и более очевидным, что неандертальцы были высокоинтеллектуальными гоминидами, создавшими свою собственную уникальную и замечательную культуру. Некоторые из последних…
25 января, 2023 — 21:54 Эшли Коуи
Поразительная находка в пещере Хининг-Вуд-Кост на севере Англии позволила обнаружить самые древние человеческие останки, найденные в этом регионе, возраст которых составляет 11 000 лет. Команда из Университета Центральной…
6 января, 2023 — 17:59 Эшли Коуи
Группа нарисованных «точек и линий» возрастом 21 500 лет находится в центре научных дебатов о том, являются ли они формой протописьма. Хотя многие исследователи утверждают, что они представляют собой «древнюю…
19 ноября, 2022 — 02:00 Эшли Коуи
Украинский исследователь по подсказкам своей бабушки обнаружил затерянную пещерную систему в центре Киева. Профессора «удивлены», что такое сокровище было спрятано у всех на виду в течение тысяч…
3 ноября, 2022 — 21:18 Молли Даудесвелл
Пещера Письмов — это буквально пещера тайн. Вновь обнаруженный археологами в 1960-х годах, он рассказывал о восстаниях, а также о повседневной жизни в древнем Израиле. Что сначала…
20 октября, 2022 — 19:00 Эшли Коуи
ДНК из костей неандертальца, найденных в пещере в России, выявила первую известную семью неандертальцев — отца, его дочь-подростка и других, которые, вероятно, были двоюродными братьями. Исследование 2020…
Откровение в 20 лет | OZY
Ранним вечером в воскресенье, 18 декабря 1994 года, трое спелеологов на выходных на юге Франции исследовали склон утеса над рекой Ардеш, когда почувствовали сквозняк холодного воздуха со стороны утеса. Они убирали камни, пока не появилось небольшое отверстие, и через несколько минут очутились на крыше большой камеры. Как и много раз прежде, они спускались один за другим по цепной лестнице в темноту, в которую никто не входил многие тысячи лет.
Хотя Жан-Мари Шове, возглавлявший команду, был официальным французским хранителем всех известных расписных пещер в регионе, он не был ученым. Ни Элиетт Брюнель Дешам, ни Кристиан Хиллэр. Они просто умели находить пещеры, и им несколько раз посчастливилось найти внутри древние рисунки. Тем не менее, они уже хорошо знали, что терпение и разочарование являются частью игры. Большинство пещер — это просто пещеры. Вы отмечаете их на карте и продолжаете искать.
История открытия пещерного искусства постоянно требовала, чтобы мы изменили наше понимание наших далеких предков и, следовательно, самих себя.
Археолог Жан Клотт (крайний справа) и его команда в пещере Шове во Франции раса увидела себя. Сначала она заметила только две красно-желтые линии, но этого было достаточно. — Они были здесь, — сказала она.
По первым предположениям, найденному в пещере Шове произведению искусства около 20 000 лет, в период, когда были созданы прекрасные картины в Ласко, также на юге Франции. Но исчерпывающее радиоуглеродное датирование с тех пор показало, что эта галерея человеческого искусства была создана около 32 000 лет назад. Согласно бытующему мнению, это должно было быть невозможно. И до сих пор это то, чем была история открытия пещерного искусства: постоянное требование, чтобы мы изменили наше понимание наших далеких предков и, следовательно, самих себя.
Пещерное искусство — это современная концепция, к которой нам пришлось привыкнуть не так давно, когда мы фотографировались и узнавали, что мы — обезьяны, мало чем отличающиеся от других обезьян. Возможно, именно этот последний момент сделал самое первое открытие наскальных рисунков в пещере под названием Альтамира таким трудным для восприятия. Это открытие было сделано в Испании в 1879 году 12-летней девочкой по имени Мария Санс де Саутуола. В течение нескольких месяцев девочка помогала своему отцу, археологу-любителю, раскапывать часть входа в пещеру на их территории. Наскальных рисунков он не искал, потому что их еще не было. Саутуола сказал своей юной дочери быть осторожной, не заходить слишком далеко, а затем наблюдал, как ее свеча уходит в темные уголки пещеры, превращаясь в слабое мерцание. Незадолго до того, как он пошел проведать ее, он услышал ее крик: «Торос! Торос!»
Когда Пикассо увидел картины Альтамиры, он заметил, что теперь никто не может так рисовать, и объявил все искусство с тех пор простым «декадансом».
Когда Пикассо увидел картины Альтамиры, он заметил, что теперь никто не может так рисовать, и объявил все искусство с тех пор простым «декадансом». Но для археологов проблема была в другом: они не верили, что кто-то мог так рисовать тогда, во времена палеолита. Это было слишком хорошо. В конце концов, чтобы изобрести перспективу в искусстве, потребовался наш эволюционно продвинутый (читай: европейский) мозг, не так ли? И умелое использование линии и цвета? Если Дарвин доказал, что мы приматы, пусть будет так. Но новый дарвинизированный мир, казалось, был готов объявить Саутуолу искусным фальсификатором, а его милую маленькую дочь — лжецом, вместо того чтобы отказаться от своего особого места на пике мучительно медленного продвижения эволюции гоминидов.
После Альтамиры почти каждое десятилетие делались новые открытия, и мы уже почти привыкли слышать, что нам нужно снова изменить наше восприятие. Буквально в прошлом месяце было объявлено, что в пещере в Индонезии хранятся настенные росписи, датируемые 39 900 лет назад: они старше, чем картины в Шове. Самая старая из известных картин с изображением животного теперь является разновидностью свиньи.
Французский художник Жиль Тозелло работает над полномасштабными репродукциями наскальных рисунков Шове.
Источник Regis Duvignau/Corbis
Но Шове до сих пор хранит самые старые из когда-либо найденных фигуративных изображений людей (хотя это лишь частичные изображения), а качество, техника и тайна искусства на поверхности его стен остаются уникальными для своего времени. Никакое другое наскальное искусство не использовало контуры стен для трехмерного воздействия так, как это делали художники Шове. Ни одно другое наскальное искусство, созданное такими ранними людьми, за исключением, возможно, единственной картины в Ласко, не изображает то, что кажется сценами. И Шове тоже особенный своими археологическими реликвиями, древними костями пещерного медведя, прекрасно сохранившимися следами людей и животных.
По общему мнению, эта копия превзойдет по техническим подвигам и художественному воспроизведению даже копию, сделанную для Ласко.
Сегодня, как и Ласко, Альтамира и многие другие галереи пещерного искусства, Шове закрыт для посетителей. Самое близкое, что вы получите, — это трехмерный документальный фильм Вернера Херцога 2011 года « Cave of Forgotten Dreams ». Но министерство культуры Франции усердно работает над сайтом реплик, который должен открыться весной 2015 года. По общему мнению, эта копия превзойдет по техническим подвигам и художественным репродукциям даже копию, сделанную для Ласко. Если это правда, посетители могут испытать лишь малую толику благоговения, испытанного в ту ночь в 1994 Шове и его команды, или четырьмя мальчиками-подростками, которые пошли по пути своего пса Робота в пещеру Ласко в 1940 году, или маленькой Марией Санс де Саутуола, которая раньше всех увидела наскальные рисунки.
Но ведь одно открытие пещерного искусства могло быть сделано даже раньше, чем открытие Марии, — на самом деле гораздо раньше. На полу Шове есть следы, оставленные, по словам археологов, 10-летним мальчиком.