Какое культурное растение было завезено в старый свет из америки: Какие растения были привезены в Европу из Америки?

Презентация по биологии для 6класса на тему: Дары Нового Света.

  • Презентации
  • Презентация по биологии для 6класса на тему: Дары Нового Света.

Автор публикации: Юринская С.Н.

Дата публикации: 06.04.2016

Краткое описание:

загрузить презентацию



1

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ Культурные растения — существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов .Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеких от их центров происхождения).

2

Решая проблему исходного материала, Н.И. Вавилов обследовал многие районы земного шара и выявил территории с наибольшим генетическим разнообразием культивируемых растений и их диких сородичей. В 1920–1930 гг. Н.И. Вавилов вместе с сотрудниками осуществил более 60 экспедиций в 54 страны мира по всем обитаемым континентам, кроме Австралии.

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

загрузить презентацию

3

Н.И.Вавилов выяснил, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. Вы узнаете о наиболее известных и распространенных растениях-переселенцах.

4

Тема: «Дары Нового Света».

5

Но́вый Свет  — название Америки, данное ей европейскими первооткрывателями в конце  XV века, противопоставляет Америку Старому Свету — Европе, Азии и Африке — ввиду того, что ранее европейцам была знакома лишь география Старого Света, но не Нового.

Старый (выделен красным) и Новый (выделен синим) Свет. Зелёным цветом выделена территория Океании, которую также часто относят к Новому Свету

6

Трудно представить, но всего 250лет назад в России никто не употреблял в пищу картофель или помидоры. Эти растения были привезены в Евразию и Африку из Нового Света(Америки) наряду с другими ценными пищевыми растениями, такими как кукуруза, тыква, батат, фасоль.

7

О каком растении пойдет речь? Растению этому поклонялись, и его же ненавидели. Цветами его украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным. Сейчас его по праву называют вторым хлебом.

8

КАРТОФЕЛЬ Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его «папас». Дикий картофель имел мелкие горьковатые клубни, но когда человек стал его возделывать как культурное растение- клубни его стали намного крупнее.

9

Картофель Родина картофеля – Южная Америка, где он растет в Андах, от Чили до Центральной Америки. Там его возделывают с незапамятных времен. Изображения картофельного растения можно увидеть на глиняных изделиях, обнаруженных при раскопках древних захоронений инков. В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет назад. Дикий картофель

10

11

Картофель В Россию картофель был завезен при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать «чертовы яблоки» наотрез отказывались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.

12

Блокнот журналиста 1. Самый большой урожай собранный со своего в Кемеровской области был в 1989г. 1400 кг (500клубней). Сколько кг картофеля даёт один куст? 2. Картофельное поле занимает площадь 150 га. В период уборки на 1 кв.м. теряется один клубень картофеля (100г). Какая масса картофеля потеряна в ходе уборки? Подсказка:1 га = 10 000 м²

13

Загадка Желтое солнышко стоит на ножке, в нем много черненьких домов, а сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов. Яркий солнечный цветок Наклонил свой стебелек, Чтобы хрюша подошла, Семечки его взяла.

14

Подсолнечник . На родине подсолнечника, на юге Северной Америки, это растение считали священным, называли «солнечным цветком», его соцветие отливали из золота, носили на торжественных процессиях, устанавливали в храмах. В Европу подсолнечник был завезен испанскими моряками в начале XVI века и посажен в ботаническом саду в Мадриде под названием «цветок солнца».

15

Подсолнечник В Россию он попал при Петре I из Голландии и в течение нескольких десятилетий украшал сады. Лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской губернии крестьянин Д. Бокарев открыл людям новое свойство этого растения, обнаружив в нем щедрый источник вкусного масла. Он смастерил пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Вскоре «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.

16

Подсолнечник Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарина, мыла и масляных красок. Кроме масла из подсолнечника получают мед, лекарства и хороший силос. Россия по праву считается второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал свое новое путешествие по миру.

17

Загадка Под плотными листками, Жёлтые камни, Упругие, гладкие, На вкус сладкие! Завернули плотненько, Початок бесподобненько, На мне зёрен и не счесть, Угадайте, кто я есть?

18

Кукуруза Сейчас просто трудно представить наши южные поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами, увидевшими это растение. От индейцев европейцы узнали, как нужно обрабатывать кукурузное поле.

19

Легенда рассказывает, что давным-давно кукуруза, называемая «божественной травой», была скрыта в пещере Синкальи, «кукурузном жилище», и благодаря ей плодоносило чрево женщины и питались еще не родившиеся и росшие во чреве младенцы.

20

Кукуруза Что только не делают из этого удивительного растения: муку и крупу, консервированные зерна и хлопья, крахмал и растительное масло – всего не перечтешь! Кукуруза используется повсеместно и как кормовая культура. Она служит первоклассным сырьем и для технических отраслей промышленности, идет на изготовление бумаги, линолеума, вискозы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.

21

Интересно Индейские фермеры вырастили разноцветную кукурузу! Эти необыкновенные изображения могут показаться красочными леденцами или даже стеклянными бусинами, но на самом деле это кукуруза, которую выращивают индейцы в США.

Этот сорт кукурузы был выведен индейским фермером, который собирал початки, содержащие семена с необычной окраской. В настоящее время семена уникальной кукурузы доступны для покупки в интернете, и пользуются большим спросом у садоводов, которые стремятся добавить немного цвета в свой огород

22

23

Загадка Этот овощ быстро очень  Разгадаем между прочим. Он щекастый, красный, гладкий, Он растет у всех на грядке. Положи его на солнце. Он дозреет у оконца, Этот толстенький сеньор Всем известный …..

24

ТОМАТ ТОМАТЫ в диком виде обитают на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах. Плод дикого томата весит не более 1 грамма, тогда как плоды культурных сортов могут достигать 1 килограмма и более.

25

Подобно другим растениям, привезенным с новооткрытого континента, помидор долгое время считался ядовитым. Не избежали этого предрассудка и американские колонисты. Ужасное заблуждение властвовало над умами до 1820 года, когда полковник Роберт Гиббон Джонсон публично съел ведро томатов прямо на ступенях здания суда в городе Салем, Нью-Джерси. Собравшаяся на представление двухтысячная толпа с изумлением обнаружила, что отставной военный вовсе не собирается умирать в ужасных муках – и помидор стал стремительно набирать популярность.

26

Томат – это растение. Помидор – это плод томата.

27

Помидор, или томат обыкновенный Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «крупная ягода». Испанцы стали называть его «томат». Из-за океана это растение было завезено в Италию, где его назвали «помидоро», что означает «золотое яблоко». Видимо, первые помидоры, появившиеся в Италии, были желтого цвета. Во Франции его окрестили «пом д,амур» — «яблоко любви»

28

Помидор, или томат обыкновенный Согласно некоторым ученым, помидор не выращивался в Европе до 1590 года. Одним из первых, кто отважился выращивать незнакомое растение, был Джон Жерар – цирюльник. В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны.

29

Загадка Помним, как в сказке каретой была, А каша-то с ней – ароматна, вкусна! Раньше считалась царицей стола, Но – позабыта сегодня она…

30

ТЫКВА. Тыква, дико произраставшая в Америке, издавна введена в культуру. В настоящее время имеется много сортов и разновидностей.

31

В произведении «Общая история дел Новой Испании» (1547—1577) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о свойствах растений, привёл различные сведения о тыкве (и её разновидностях), в частности, о том, что: Цветки тыкв называли айошочкилитль. Их едят также сваренными. Они ярко-жёлтые и колючие, их очищают, чтобы сварить, удаляя сверху толстую кожицу. Грозди или оконечности стеблей тыквы едят также сваренными

32

Поделки из тыквы

33

По названию напитка дерево, дающее плоды с бобами, стали называть шоколадным, хотя на родине его называли какауатль.

34

Теоброма какао плод какао цветы

35

36

Загадка Лесная и садовая, Душистая, медовая, Вся розовато-красная, Да и на вкус прекрасная.

37

Земляника крупноплодная Всем известна земляника крупноплодная, часто неправильно называемая клубникой. Земляника виргинская была завезена в Европу из Северной Америки в 1624 году и высажена в ботаническом саду в Париже.

38

Земляника крупноплодная В 1714 году по западному побережью Южной Америки путешествовал французский офицер А. Фрезье. С большим трудом ему удалось довезти до Европы несколько кустиков чилоэской земляники. В России она появилась много позже, в XIX веке. До этого у нас знали и собирали только лесную землянику.

39

Загадка Острый очень, но не нож. На редиску не похож. Длинный, узкий, слишком красный, А как специя — прекрасный.

40

Не все знают, что красный перец в диком виде растёт в Мексике. Индейцы называют его стручки «ахи». В 1493 г. острые перцы были завезены в Испанию, а оттуда попали в другие страны. В наши дни перец возделывается в Болгарии, Венгрии, Испании.

41

Название чили перца в русском языке созвучно с названием страны Чили, однако происходит от «chilli» из астекских языков науатль (современная Мексика) и переводится как «красный». В России красный перец до XVI столетия был неизвестен, так как растёт он только в тропиках.

42

Домашнее задание §29 стр. 150-151 Подготовить сообщения и презентации о происхождении: пшеницы, ржи, ячменя, овса, капусты, винограда, банана

43

Мой руки перед едой 1.Очистить вымытый картофель 2.Разрезать попалам 3.Приготовить раствор соды: 0,5 ч.л. соды размешать в стакане воды 4.Вымочить в 2-3 часа в растворе соды 5.Сварить 6.Разрезать на пластинки (ломтики) 7.Положить на фильтровальную бумагу 8.Прикоснуться к одной пластинке немытой рукой, ко второй вымытой без мыла, к третьей хорошо вымытой с мылом 9.Оставьте на 2 дня 10. Сравните результаты 11. Сделайте вывод Повторите с зелёным картофелем

44

Пользуйтесь дарами природы, бережно относитесь к ним!

 

 

Происхождение и значение культуры батата • Батат в Украине

Народные названия. Народные названия батата чрезвычайно многочисленны и разнообразны, так как культура его известна у всех народов, населяющих тропические и субтропичесеие области земного шара. Русское название „Батат“ очень близко к итальянскому, португальскому и немецкому „Батата“. Англичане и американцы называют его сладким картофелем — „Свиит-потэто“ (sweet potato), французы — „Патат дус“ (patate douce), в переводе то же самое; испанские названия „Камотэ“, „Амоте“, „Ахэ“, „Бататас“, „Бониато“. В тропических и субтропических странах Старого и Нового Света названия батата еще более разнообразны и многочисленны. „Камотэ“, „Камотик“ (искажение древне-ацтекского „Какамотик“) (Мексика), „Жетика“, „Кара“ (Бразилия), „Маби“ (у караибов), „Кумар“ „Апичу“ (на древнем языке перувианцев — („Квичуа“). „Сатсума-имо“ (Япония), „Кхаи-ланг“ „Кхоаи-Ланг“(в Китае и Индо-Китае), „Кантанг-оланга“ (Ява), „Веллевалли-кижангу“ (Тамульское наречие), „Катакеленгу“ и „Поль-модекка“ (Малабар), „Кумара“, „Кумар“, „Кумаа“, „Умара“, „Гумарра“ (в Новой Зеландии и Океании), „Оуи“ или „Овара„ (на Гавайских островах), „Данкали“ или „Дукали“ (Судан), „Ям“,-„Ямс“ (во многих местах в Африке), „Ваманга“, „Амвизо“, „Овиазо“, „Авиманга“, „Тсиманга“ (Мадагаскар).

Площадь и значение культуры батата. Значение культуры батата редко правильно оценивается жителями умеренных стран. Одни лишь статистические данные о размерах площадей или валовой стоимости промышленной продукции батата не дают еще понятия о той огромной роли, которую играет батат в питании туземного населения тропических и субтропических стран. Тропики и субтропики занимают по площади более половины всей суши с сотнями миллионов населения, в питании которого растительные продукты, и среди них батат, занимают первое место. Бесчисленное количество клочков земли засаживается бататами в тропиках Старого и Нового Света; они не учитываются никакой статистикой и проходят незамеченными для экономистов, а вместе с тем самое существование населения в целом ряде районов земного шара зависит от урожая батата на этих клочках.

Широкой промышленной культуры батата в тропиках, однако, почти не существует, она переместилась оттуда в страны субтропические и умеренные, так как батат, являясь по природе растением многолетним, допускает и однолетнюю культуру, и потому может разводиться далеко за пределами тропиков.

Современный крупнейший центр промышленного разведения бататов — это юг САСШ, так называемый „хлопковый пояс“. В этом районе батат является одним из главнейших продуктов полеводства, имеющих то же значение, что картофель в более северных штатах и в Европе. По данным американской статистики, площадь, занятая бататом в 1929 году (по данн. Деп. земл. САСШ), исчислялась в 822 000 акров, (т. е. 328 800 га). За годы с 1919 по 1929 она колебалась от 467 000 до 1 117 000 акров, а в среднем равна приблизительно 360000 га.
Валовая стоимость продукции в 1929 году была 80 015000 долларов, а в 1919 году она поднималась даже до 130 514 000 долларов.
Северная граница культуры бататов в САСШ доходит по восточному побережью до штата Нью-Йорк. Полевая промышленная культура сосредоточивается главным образом в юго-восточном углу в штатах: Алабама, Джорджия, Миссиссипи, Северной и Южной Каролинах, Тексасе, Луизиане, Арканзасе и Флориде.

Рис. 1. Карта географического распространения батата.

На Антильских островах, в Мексике и во всех странах Центральной и Южной Америки батат является важнейшей полевой культурой, но нигде разведение его не имеет такого широкого коммерческого масштаба, как в САСШ.

В Старом Свете батат разводится с потребительскими целями во всех теплых частях Азии, Африки и Европы, а также в Океании и Австралии. Промышленная культура его, и то лишь в очень небольших размерах, развита только в Алжире, Южной Испании и кое-где на юго-востоке Азии. Дальше всего на север культура батата продвинута на юго-западе Франции.

В СССР батат является культурой совершенно новой. Небольшие единичные опыты его культуры делались лет 40 назад в Батумской области на Черноморском побережье Кавказа, но культура в то время не распространилась. В самые последние годы работа с бататом вновь начата на Черноморском побережье (Сухум -Батум) и в Новочеркасске (близ Ростова на Дону). Очень хорошие результаты опытов обещают, повидимому, этой культуре большое будущее.

Происхождение и история батата. История батата полна неразрешенных загадок. В диком состоянии батат не найден нигде в мире. Известный американский ботаник Аза Грэй считает, что культурные формы батата произошли от дикого вида „Ипомеа-фастигиата“ (Ipomoea fastigiata Sweet), встречающегося в Центральной Америке и Вест-Индии, который тоже дает съедобные клубни, употребляемые в пищу туземцами. Форма эта однако настолько сильно отличается от настоящего батата, что очевидно потребовалась бы продолжительная эволюция для изменения ее в современные культурные формы. Ряд других авторитетных ученых тоже высказываются за американское происхождение батата, причем предполагают, что дикие первоначальные формы батата, возможно, будут найдены в пока еще неисследованных, огромных пространствах Бразилии.

Значительным подтверждением этого является и то, что из 400 слишком видов рода „Ипомеа“, к которому относится батат, более 200 встречаются в Мексике, в Центральной и Южной Америке. ’

Колумб, приехавший в Новый Свет, застал культуру бататов уже широко, и прочно распространенной. Культурным народам Центральной Америки батат был известен, вероятно, с древнейших времен. В Перу батат, повидимому, был одним из важнейших культурных растений -во времена инков, а может быть еще ранее.

Однако, имеются защитники и другой точки зрения по поводу происхождения батата, которые считают его родиной юго-восток Азии. В защиту этого мнения приводится тоже ряд фактов. Во-первых, совершенно несомненно, что на островах Полинезии, а может-быть и Меланезии и Малайского Архипелага, батат культивировался тоже задолго до открытия Нового Света. Во-вторых, по утверждению синологов, в китайских летописях II и III вв. нашей эры встречается целый ряд упоминаний о растении с ползучими стеблями и съедобными клубнями, причем описание его позволяет предполагать, что речь идет о батате. Правда, описания недостаточно подробны и могут относиться к другому клубненосу —ямсу.

Сторонники мнения о происхождении батата из Старого Света считают его родоначальником „Ипомеа маммоза“ встречающуюся на Амбоине и других Зондских островах. Однако — этот вид еще более далек от современного батата, чем „Ипомеа фастигиата“.

Не в пользу этой теории говорит и то, что древним цивилизованным народам Месопотамии и Египта батат несомненно не был известен; даже в Индии его культура вряд ли особенно стара. И в настоящее время сортимент бататов в Индии довольно беден, что указывает на сравнительную недавность здесь этой культуры. Если принять во внимание легкость размножения, нетребовательность и транспортабельность черенков и клубней этого растения, то неизвестность его древним народам Месопотамии и Индии будет трудно объяснима.

Так или иначе, повидимому, батат был известен и в Старом и в Новом Свете задолго до эпохи великих открытий и колониальных завоеваний европейцев, что указывает на существования древней связи Америки с Азией, через острова Тихого океана.

Чрезвычайно интересно распространение батата по Тихому океану. Почти нет населенного острова в Полинезии и Меланезии, где культура батата была бы неизвестна. Везде батат является любимым и издавна известным культурным растением. В Новой Зеландии, среди немногочисленных культурных растений маори, батату принадлежит несомненно одно из первых мест. Маорийская легенда рассказывает, что батат вместе с прочими культурными растениями был привезен в Новую Зеландию из мифической страны Гаваики предками маори, приплывшими сюда на больших пирогах, сделанных из кусков дерева, скрепленных вместе. Другой вариант этой легенды говорит, что когда предки маори приехали в Новую Зеландию, они не нашли там батата. Это им так не понравилось, что они снарядили специальную экспедицию назад в Гаваики, чтобы привести оттуда батат… Особенно интересно то, что само название для батата на языке маори совершенно тождественно с древнеперуанским. И на том и на другом языках батат называется „Кумара“, „Кумар“. Это же название, более илименее исковерканное, сохранилось по всей Полинезии в Меланезии. На Таити батат называют „Умара“ или „Гумара“. На Самоа — и Тонга-Табу — „Кумала“. На Гаваях „Овара“ или „Оухи“. В Меланезии „Храгава“.(1)

Возможно, что растение, разводимое под названием „Кумара“, в Новой Зеландии, не вполне тождественно с современным культурным бататом. Некоторые ученые считали даже „Кумару“ самостоятельным видом „Ипомеа хрисорриза“. Другие считают ее разновидностью обыкновенного батата, принадлежащей к тому же виду. Это указывает как будто бы на то, что сорта „Кумара“, которых в Новой Зеландии известно несколько десятков, представляют собой вполне определенную, отличающуюся от обычного батата, группу.(2) Есть указания, что и в Индии разводится эта же группа

(1) Автором получены интересные сведения о названиях батата в Полинезии и на Западном побережье Ю. Америки от проф. Крисчен (Christian), филолога в Сев. Пальмерстоне (Новая Зеландия). Он выводит название „Кумар* из санскритского „Кумад» или „Кумал*, слова, означавшего в древности одно из названий священного лотоса. По гипотезе проф. Крисчена, которую он подкрепляет обильным и убедительным филологическим материалом, это название было завезено выходцами из Индии, колонизировавшими о. Яву около 150 лет до нашей эры, и перенесено ими на батат, который в то время уже культивировался на о-ве. В дальнейшем это название распространилось на восток по Меланезии и Полинезии и дошло в конце концов до берегов Южной Америки. Современное название батата „Камоте“, общепринятое в Мексике и Вест-Индии, он производит из санскритского же названия лотоса „Кумуд“ через „Камут“ (название батата на острове Гуам) и ацтекское „Камотли“. Эта оригинальная гипотеза хорошо согласуется с филологическими данными, но еще более запутывает вопрос о происхождении и ранней истории батата (Примеч. автора.)

(2) Впрочем Грот (Труды Боганич. лаборат. Пенсильванск. универе. 1911), который испытывал в САСШ 12 сортов „Кумары* из Полинези, не нашел у них никаких существенных ботанических различий по сравнению с сортами из Вест-Индии и сортами CACili. (Примечание автора.)

сортов „Кумара“, завезенных туда когда-то из Полинезии. Китайские сорта батата совершенно не изучены и, возможно, окажутся принадлежащими к той же разновидности. Эта же разновидность, по словам Форстера, была найдена на острове Пасхи, лежащем ближе всего к Южной Америке, и, возможно, к ней же относятся пока совершенно неизученные сорта бататов Перу, Экуадора и Колумбии.

Такое распространение батата делает вопрос о его родине очень сложным и трудным для разрешения.

Новая история батата тоже богата событиями. Батат был одним из первых растений Нового Света, попавших в Европу. Христофор Колумб привез первые клубни его в Испанию. Первый биограф Колумба в письме к Гранадскому епископу пишет: „Колон открыл один остров (Испаньолу — теперешнее Гаити), жители которого питаются особым корневым хлебом. На небольшом кустике растут клубни величиной с грушу или с мелкую тыкву: когда они поспевают, то их выкапывают из земли точно так же, как это делают у нас с репой и редькой, высушивают на солнце, рубят, растирают в муку и пекут из нее хлеб, который употребляют в пищу в вареном виде; туземцы называют эти клубни „Ахиэс“.

К середине XVI века культура батата была уже довольно распространенной в Испании. Овиедо (Oviedo) в 1526 году писал о культуре батата на Сан-Доминго и ввез его в Авила в Испании.

Карданус (Cardanus) в 1556 году и Клузиус (Clusius) в 1566 г. описывают уже три сорта батата и пишут, что культура его распространена в Испании, Португалии и Италии. В 1576 г. Клузиус отмечает, что батат уже испытывается в Бельгии. У более поздних авторов упоминания о батате часты. Во Францию батат попал, повидимому, в 1750 году.

Первые упоминания о картофеле в Европе, повидимому, на самом деле относятся не к картофелю, а к батату. Настоящий же картофель был привезен в Европу значительно позже. Это подтверждается тем, что в первых наставлениях к культуре „картофеля“ рекомендуется садить его густо, а длинные плети подвязывать к тычинам. Первое время эти два растения постоянно путали, что отразилось в их европейских названиях „Патат“ „Потэто“, „Свийт потэто“, „Батата“.

По общепринятому мнению, распространение батата по тропическим странам Старого Света произошло во время испанских и португальских колониальных завоеваний.

Румфиус в 1750 году говорит, что батат, повидимому, завезен испанцами из Америки на Филиппинские и Моллукские острова. В Батавии он культивировался уже в 1665 году. По мнению Тун-берга в Японию батат был завезен португальцами.

Когда был завезен батат в Африку, точно неизвестно, но, повидимому, довольно давно. В некоторых местах Африки культура его производит впечатление даже очень древней. На о-в Фомы у западного берега Африки он попал, по словам Рамузио, ранее 1563 года.

Первые упоминания о культуре батата в САСШ относятся к 1648 году, а может быть даже к 1610 г. Он упоминается как культурное растение в Виржинии. Повидимому, и сюда он был завезен колонистами испанцами. XVI—XVII века были веками широкого распространения батата по всем теплым странам земного шара. В эти же времена возникло и множество сортов батата в разных странах его культуры.

Долгое время батат оставался во всех странах культурой чисто потребительской, не имеющей промышленного значения. В тропических странах это осталось и в настоящее время. Широкое промышленное значение батат получил только в САСШ. Расцвет культуры батата в САСШ начинается с середины XIX века. В 1849 году сбор урожая батата был больше половины сбора картофеля. С этого времени производство батата все время росло, хотя и с большими колебаниями; но темпы этого роста сильно отстали от темпов роста продукции картофеля, повидимому из за плохой сохраняемости батата по сравнению с картофелем.

Проблема хранения не вполне разрешена и сейчас, почему и в последние годы колебания площадей, занятых под бататом, еще очень велики.

Сейчас как будто бы замечается тенденция к более быстрому росту производства этой культуры в связи с технической переработкой урожая. В Европе культура батата не имеет промышленного значения до сего времени.

В СССР батат попадал несколько раз, главным образом на Черноморское побережье Кавказа, начиная с 900-х годов, но не распространился. В 1922 году Институтом растениеводства была получена из САСШ большая партия батата, но она оказалась, при вскрытии посылок, в совершенно испорченном состоянии. В 1927 году несколько клубней было получено из Мексики через экспедицию Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур, и лишь в 1930 году удалось получить первую небольшую партию живых клубней американских промышленных сортов, которые размножаются в настоящее время Сухумским отделением Института растениеводства.

Вернуться к оглавлению книги
Предыдущий раздел — Предисловие
Следующий раздел — Ботаническое описание батата

Колумбийская биржа (1492-1800) | ХОСЛАК

Представьте себе буррито. Его восхитительная внутренняя часть, наполненная фасолью пинто, говядиной, листьями салата, помидорами, перцем чили, авокадо, сыром, кукурузой и рисом, завернута в огромную лепешку из пшеничной муки. Это сытное и легко переносимое блюдо можно считать квинтэссенцией колумбийского обмена, переноса биоты между Старым и Новым Светом, который начался в 1492 году и продолжается по сей день. Фасоль, помидоры, перец, авокадо и кукуруза родом из Америки; говядина, сыр и салат происходят из Европы; а выращивание риса было принесено африканскими рабами, которые сами были ввезены против своей воли. Мучная лепешка имитирует меньшие кукурузные лепешки Мезоамерики, но имеет большую прочность на растяжение и отражает традиционное европейское предпочтение пшеницы как основного зерна. Даже название буррито (ослик) происходит от животного, завезенного в Новый Свет европейцами в колониальную эпоху.

Колумбийская биржа оказала большое влияние на растения, животных, продукты питания и население каждого уголка земли. После того, как в 1492 году был «открыт» Новый Свет, все формы жизни были отправлены, преднамеренно и непреднамеренно, в обоих направлениях через Атлантику и в остальной мир. Хотя культурное развитие колониальной эпохи было значительным, биологическое развитие было ошеломляющим.

По словам историка Альфреда В. Кросби, европейская колонизация Нового Света зависела не от их оружия, стали и часто жестокой политики, а от форм жизни, которые они принесли с собой. Самыми опасными из них были микроскопические микробы, опустошавшие коренное население; оспа, уполовинившая население Нового Света, является самой известной из этих эпидемий «девственной почвы» (Crosby 1972). Первая вспышка оспы в Мезоамерике (1520–1521 гг.) унесла жизни от одной трети до половины коренного населения. Тем не менее, как утверждает Сюзанна Остин Алчон, индейцы были уничтожены, потому что за эпидемией оспы быстро последовали корь, бубонная чума, грипп и сыпной тиф, не оставив населению времени на выздоровление, прежде чем оно снова заболело. Кроме того, войны, порабощение и деморализация, которые часто характеризовали колониализм Нового Света, во многом усугубили массовое сокращение населения, от которого страдают коренные американцы (Alchon 2003).

Более крупные организмы, такие как люди, растения и животные, также пересекали Атлантику. Как видно из источника «Прибытие испанцев в Мексику», пшеница, свиньи, лошади, крупный рогатый скот и корабельные крысы были завезены в Новый Свет, где они процветали и навсегда изменили Америку. Действительно, большая часть Нового Света сегодня может быть неузнаваема для того, кто жил здесь в 1491 году. Пейзажи, подобные изображенному в источнике «Коренные американцы, собирающие древесину», были сформированы европейскими животными (включая людей), культурным влиянием и экономическими требованиями. Кукуруза, индейка, картофель, помидоры, различные бобы, кабачки и перец — все это путешествовало с востока в Европу и Африку, а также на Ближний Восток и в Азию. Американские болезни, особенно сифилис, распространялись даже быстрее, чем продукты питания, и до конца пятнадцатого века свирепствовали в Старом Свете.

Хотя обмен микробами Нового и Старого Света оказал самое непосредственное влияние, перемещение сельскохозяйственных культур и домашнего скота оказалось более важным в долгосрочной перспективе, потому что с начала шестнадцатого века человеческое население в целом резко возросло. Кросби объяснил это явление в значительной степени тем фактом, что мировое снабжение продовольствием увеличилось и улучшилось с 1492 года. Культуры, произрастающие в Америке, предотвратили голод и добавили столь необходимые питательные вещества и разнообразие кухням во всем мире (Crosby 19).72). Вопрос о том, компенсировал ли такой крупномасштабный человеческий успех огромные человеческие и культурные потери, вызванные столкновением между европейцами и коренными американцами, можно обсуждать. Пожуйте это в следующий раз, когда будете есть буррито.

Вопросы для дальнейшего изучения:

1. Хотя растения, животные и болезни Нового Света оказали влияние на Европу, Азию и Африку, изменения, произошедшие в Америке, были гораздо более радикальными. Какие факторы (растительные, животные и/или человеческие) больше всего повлияли на изменение и почему?

2. Рассмотрите источники о болезнях, возникших в результате колумбийского обмена, те, в которых индейский художник изображает недавно завезенную болезнь оспы, и те, в которых европейские художники иллюстрируют новую болезнь сифилис. Как каждая цивилизация (европейская и американская) пыталась справиться с этими новыми кризисами с точки зрения лечения новой болезни и объяснения ее причины?

3. Несколько новых животных попали в Америку в шестнадцатом веке; некоторые из них повлияли на социальную и политическую жизнь, например, лошади, в то время как другие оказали большее влияние на окружающую среду. Каковы некоторые из долгосрочных экологических последствий интродукции животных, таких как свиньи, крупный рогатый скот и крысы?

4. Источник «Картофельный голод» рассказывает о том, как основная культура, выращиваемая в Европе, хотя и родом из Америки, может привести к массовым демографическим сдвигам. Рассмотрим некоторые другие крупномасштабные миграции через Атлантику с 1492 года. В какой степени эти перемещения населения (сами по себе являющиеся наследием колумбийского обмена) были результатом событий, вызванных первоначальным обменом?

5. Американские растения очаровывали европейцев с 1492 года как источник пищи (кукуруза и картофель), лекарств (хинное дерево и гваяковое дерево) и источника прибыли (древесина, табак и какао). Учитывая американские растения в источниках, а также другие, как изменилось отношение европейцев к американской флоре с пятнадцатого по девятнадцатый век? (Обратитесь к другим темам, чтобы прояснить сдвиги в перспективе, включая «Раннюю колониальную науку», «Колониальное Просвещение», «Гумбольдт и Латинская Америка», «Научные экспедиции» и «Ботаника»).

Дальнейшее чтение:

Алчон, Сюзанна Остин. Вредитель на земле: новые мировые эпидемии в глобальной перспективе. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 2003.

Кук, Благородный Дэвид. Рожденные умереть: болезни и завоевание Нового Света, 1492–1650 гг. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1998.

Кросби, Альфред В., младший. Колумбийский обмен: биологические и культурные последствия 1492 года. Весспорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1972.

Кросби, Альфред В., младший, Экологический империализм: биологическая экспансия Европы, 900-1900. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1986.

Даймонд, Джаред. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ. Нью-Йорк: WW Norton & Co, 1999.

Кетель, Клод. История сифилиса. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1992.

10 интересных фактов о Колумбийском обмене

Колумбийский обмен относится к широкому обмену животными, растениями, человеческим населением, болезнями, технологиями и идеями между Афро-Евразией и Америкой после высадки Христофора Колумба в Новом Свете в 149 г. 2. Перечислены некоторые изменения, связанные с Колумбийской биржей.

  1. Старый Свет не видел помидор. Индейцы никогда не видели ни коровы, ни яблока. Культуры, завезенные в Старый Свет, включают картофель, кукурузу, какао и табак. Культуры, завезенные в Новый Свет, включают рис, пшеницу, яблоки, бананы и кофе. До Колумбийской биржи не было кофе в Колумбии, шоколада в Швейцарии и ананасов на Гавайях.
  2. Животные Старого Света расширили запасы пищи в Новом Свете. В Старый Свет были завезены домашние животные, такие как индейка и лама. В Новый Свет были завезены лошади, коровы, куры и свиньи. Волы возделывали больше земли. Из-за большого количества мяса и больших площадей земли для сельского хозяйства и выпаса скота Новый Свет редко сталкивался с голодом.
  3. Лошади изменили образ жизни коренных американцев. Лама могла нести максимум 100 фунтов. Племена коренных американцев оставили сельское хозяйство, чтобы вести кочевой образ жизни, основанный на охоте на бизонов верхом. Конные табуны стали мерилом богатства.
  4. Многие индейские племена были уничтожены из-за болезней и европейской жестокости. У коренных американцев не было иммунитета европейцев и азиатов.
  5. Эпидемии оспы в Новом Свете были более смертоносными, чем Черная смерть. Оспа, корь, малярия, тиф, ветряная оспа, венерический сифилис и желтая лихорадка были смертельными болезнями, занесенными в Новый Свет.
  6. Колумбийский обмен привел к огромному увеличению населения в Старом Свете. Поскольку в продуктах из Америки было больше калорий, чем в продуктах Старого Света, это привело к росту населения. Между 1650 и 1850 годами население мира удвоилось.
  7. Культуры Нового Света стали популярными в Старом Свете. Сегодня Китай и Индия являются крупнейшими производителями и потребителями картофеля в мире. Маниока, культура Нового Света, дает больше калорий, чем любое растение на земле, и является основным рационом более полумиллиарда человек в Африке. Сладкий картофель, также являющийся культурой Нового Света, является основным продуктом питания бедняков в Китае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *