Какой век строительство церкви покрова на нерли: Недопустимое название

Тайны храма Покрова на Нерли

На днях православная Церковь отметила великий праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.

Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок…

Тайна первая. Время строительства

Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

А вот историки более скептичны с выводами и датами. Летописи, по их словам, так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви. Единственная летопись – Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». И только поздний памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный — вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.

Тайна вторая. Название

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!

«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», — задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!

Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, по какой причине? Загадка…

Тайна третья. Расположение

А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.

Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
В чем секрет холма?

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?

Тайна четвертая. Белокаменная резьба

Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту…

Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.

Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски — пардуса) — древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой…

 

Тульский фотограф Илья Гарбузов и Храм Покрова на Нерли

Профессиональный тульский фотограф Илья Гарбузов подобрал фотографии пустых храмов и церквей со всего региона. Фотоотчет он опубликовал в своем блоге.

Я знаю реальный случай, когда имевший несколько судимостей мужик, оказавшись у Храма Покрова на Нерли во время весеннего половодья, пал на колени пред открывшейся душе красотой, плакал, каялся и с этого момента начал жить в ладу с законом. Уж если такого проняло, то остальных и подавно…

Эта церковь, находящаяся в странном пустынном месте, является одним из самых фотографируемых и узнаваемых объектов Русского Севера. Особенно в разлив. Белая свеча, стоящая среди бескрайней воды, обладает столь притягательной силой, что я не мог ни поехать. Грязь непролазная, поэтому на колени, в отличие от того мужика, врать не буду, не падал.

Скажу сразу: сколько церковь Покрова на Нерли ни фотографируй, все равно не передать затерянности в бескрайнем просторе, пронзительного чистейшего воздуха, несущего в себе запахи пробуждающейся природы, плывущего света — розового, палевого, полного загадки и тайны.

За лаконичность и гармонию пропорций церковь Покрова, расположенную в 6 километрах северо-восточнее Владимира, называют одной из самых красивых церквей России. Неслучайно она включена ЮНЕСКО в реестр объектов Всемирного наследия. Возвышающаяся на холме, в пору весеннего разлива церковь являет собой манящее, сюрреалистичное зрелище.

Ее белоснежный силуэт напоминает парящий над синей гладью зыбкий мираж. Этот храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд хан Батый был настолько впечатлён увиденным, что распорядился выставить тут охрану, дабы грубые воины не нанесли церкви урона. Храм Покрова — один из немногих «домонгольских» архитектурных памятников Руси.

Кто строил церковь доподлинно неизвестно. Непонятно и почему было выбрано столь отдаленное место. Установлено только, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.

Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. О том, что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.

Но стоит учесть, что Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.

Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.

Другие склонны считать, что первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. Представьте: мы едва не потеряли этот удивительный исторический объект — без всяких завоевателей и природных катаклизмов — в рабочем порядке! В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни. Спас церковь как раз недостаток средств — он не позволил начать работы по ее разрушению.
Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм можно посетить в любой день, причем как с туристическими целями, так и с религиозными. Скромность внутреннего убранства не пробуждает у путешественников столько интереса, сколько знаменитый, размильоненный, внешний облик, поэтому поставить свечу и помолиться здесь можно в относительной тишине. Иногда проводятся обряды, например, венчания. Сложилась даже традиция, по которой пара, соединив судьбы, должна трижды обойти вокруг здания церкви.

Церковь Покрова на Нерли

Основной достопримечательностью Боголюбова во все времена являлась церковь Покрова на Нерли. Её парящие формы пропитаны лёгким запахом русских лугов и глубин лесных. Считается, что эта церковь – венец творения русского каменного зодчества. Великие мастера своего дела, возводившие сей дивный храм придали ему гармоничные пропорции и стройный стан. Стоящая посереди заливных лугов, церковь Покрова на Нерли уравновесила в себе духовное и материальное, тепло и холод, быль и небыль.

Церковь Покрова на Нерли

Основание

Содержание статьи

Создание Церкви Покрова Богородицы относится к 1165 году, как сообщают нам летописцы, построили её за один год. Выбор места под строительство храма был осуществлён князем Андреем Боголюбским. Его выбор пал на заливной луг, располагавшийся возле речки Нерли. Под основание храма насыпали невысокий глиняно-булыжный холм, а сверху устелили его белым камнем.

Возникновение церкви связывают сразу же с двумя причинами. Во-первых, в 1164 году войска Андрея Боголюбова одержали победу над Волжскими Булгарами (существует мнение, что белый камень для постройки храма привозили в Боголюбов сами Булгары как контрибуцию). Но не смотря на всю победоносность похода княжеских войск, в схватках с врагом погиб Изяслав – сын Андрея Боголюбского. В честь него и была воздвигнута церковь Покрова на Нерли.

Во-вторых, само название храма – «церковь Покрова на Нерли», было дано ей в честь нового христианского праздника – Покрова Богородицы, введённого в праздничный календарь на владимирской земле без ведения Киева и Константинополя. Церковь Покрова на Нерли стала первым храмом возведённым в честь нововведённого праздника, и возвещала своим появлением об особом покровительстве Богоматери над Владимирскими землями.

Архитектура

Церковь Покрова Богородицы на Нерли

По прекращению строительных и отделочных работ, церковь выглядела прекрасно. Архитектурно она представляла собой обычный однокупольный храм с крестом, стоящий на четверике. И вместе с тем, церковь Покрова Богородицы на Нерли – это нечто абсолютно новое, особенное! Её стены выстроены с небольшим наклоном внутрь храма, благодаря чему она визуально кажется выше, чем есть на самом деле. Плюс к этому многообразие вертикальных линий удлиняют её силуэт.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Внутреннее убранство храма

Своды церкви Покрова на Нерли

Внутри храм получился светлым и словно возносящимся ввысь. Высокие светлые своды поднимались на четырёх опорных столпах, сужающихся кверху. От ярких и пёстрых фресок и росписей храма на сегодняшний день ничего не сохранилось (они были сколоты при обновлении храма в 1877 году), но первозданный вид церкви умилял взоры приходящих своей точностью пропорций, вымеренностью и лёгкостью линий. Яркие майоликовые плитки устилали пол храма. Они словно разноцветный ковёр дополняли некогда дивно расписанные стены и своды церкви Покрова.

Древняя церковь сегодня

Сегодня, церковь Покрова Богородицы на Нерли – это одна из самых красивых церквей не только России, но и Мира. Восстановили её в 1992 году как музей и христианский храм.  В ней регулярно проводятся церковные богослужения и экскурсии музея-заповедника. Церковь Покрова на Нерли сохранила в себе многое из того, что хотели передать зодчие будущим поколениям, несмотря на то, что галерея её утрачена в минувших столетиях, а сам храм точно чудом остался жив. Не однократно за всю долгую свою жизнь воды Нерли подтопляли церковь, а грохочущий лёд весенней реки бился об вековые стены древнего храма!

Церковь Покрова на Нерли в разлив

Церковь Покрова Богородицы на Нерли – воплощение чистоты и света веков минувших и веков будущих в дне сегодняшнем!

 

кто построил храм Покрова на Нерли

Школьники с раскрасками.

Ведай край свой! Это девиз наших занятий с младшими школьниками по истории Владимирской земли, после которых география и экология, история и археология, топонимика и искусствознание не будут казаться скучными и ненужными! Узнавать историю своего края с помощью интересных книг и  интерактивных заданий – просто здорово!

5 февраля мы встречались с ребятами 1 «а» класса гимназии №3 города Владимира и их педагогом Анной Владимировной. В этой школе проводятся внеурочные занятия по уникальному курсу «Детское время в древнем городе». Гимназисты с гордостью рассказали обо всём, что уже успели узнать о Золотых воротах города и показали нам свои аппликации.

Фото церкви Покрова на Нерли.

Настал черёд познакомиться с другим удивительным памятником древней Владимирской земли – храмом Покрова на Нерли, который радует глаз уже более восьми столетий.

В рамках проекта «Научка предлагает: 100 познавательных мероприятий» мы читали книгу Сергея Голицына «Про Бел-горюч камень» (1983) с замечательными иллюстрациями художника Владимира Перцова. Страницы книги познакомили ребят с князем Андреем Боголюбским, Главным Хитрецом и безвестными строителями  храма Покрова на Нерли.

Для пополнения копилки творческих работ по истории края ребята получили раскраски с видами белокаменных памятников архитектуры Владимирской земли, которые также можно скачать на нашем сайте.

Узнавайте историю нашей Родины и проводите время с пользой! Получить дополнительную  информацию и  прочитать об одном из самых красивых храмов мира можно в нашей электронной библиотеке или на канале Культура.РФ  здесь. 

А  теперь мы предлагаем Вам пройти познавательную викторину по книге Сергея Голицына «Про Бел-горюч камень».

Лимит времени: 0

0 из 12 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12

Информация

Для начала прохождения нажмите кнопку

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 12

    На берегу какой реки в XII веке стояло село, в котором жил мальчик, главный герой книги Сергея Голицына «Про Бел-Горюч камень»?

    Правильно

    «Давным-давно, восемьсот с лишним лет тому назад, в одном селе на берегу Клязьмы-реки, ниже города Владимира, жил мальчик. Жил он в маленькой, в одну каморку, в одно окошко, избушке вместе с дедом и бабкой, с отцом и матерью, с братьями и сестрами». Неправильно

    «Давным-давно, восемьсот с лишним лет тому назад, в одном селе на берегу Клязьмы-реки, ниже города Владимира, жил мальчик. Жил он в маленькой, в одну каморку, в одно окошко, избушке вместе с дедом и бабкой, с отцом и матерью, с братьями и сестрами».
  2. Задание 2 из 12

    Каким рисунком была украшена серебряная ручка ножика, который мальчик нашел на берегу Клязьмы-реки?

    Правильно

    «Однажды нашел тот мальчик на самом берегу Клязьмы-реки ножик… Тогда все железное было редкостью и очень ценилось. Три  дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. Заблестел ножик, словно рыбья чешуя, а на его серебряной ручке проступил тонкий-претонкий рисунок: два невиданных свирепых зверя с густыми гривами, с длинными хвостами-завитками крались друг к другу. Дед сказал, что это львы; они водятся за семью реками, за семью морями».

    Неправильно

    «Однажды нашел тот мальчик на самом берегу Клязьмы-реки ножик… Тогда все железное было редкостью и очень ценилось. Три  дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. Заблестел ножик, словно рыбья чешуя, а на его серебряной ручке проступил тонкий-претонкий рисунок: два невиданных свирепых зверя с густыми гривами, с длинными хвостами-завитками крались друг к другу. Дед сказал, что это львы; они водятся за семью реками, за семью морями».

  3. Задание 3 из 12

    Какой князь повелел назвать село, где юноша украсил деревянной резьбой все дома, Любец?

    Правильно

    «Встал князь Андрей на горе и увидел … на другом берегу реки дали неоглядные, повернулся, посмотрел на избушки с резьбой разноцветной.  Спросил деда:

    —  Как зовется ваше село?

    —  Никак не зовется, — ответил дед.

    —  Эх, вы! Место выбрали привольное, избы поставили нарядные. Любо мне здесь! Так пусть ваше село отныне зовется Любец.

    И еще  спросил он:

    — А где вы сыскали того мастера искусного, кто ваши избы украшал?

    Не сразу он поверил, что юноша русый, лохматый, кого вытолкали вперед, и был тем мастером.

    — Хоть и молод ты, а мне такие надобны, — сказал князь Андрей и повелел направить к нему юношу».

    Неправильно

    «Встал князь Андрей на горе и увидел … на другом берегу реки дали неоглядные, повернулся, посмотрел на избушки с резьбой разноцветной.  Спросил деда:

    —  Как зовется ваше село?

    —  Никак не зовется, — ответил дед.

    —  Эх, вы! Место выбрали привольное, избы поставили нарядные. Любо мне здесь! Так пусть ваше село отныне зовется Любец.

    И еще  спросил он:

    — А где вы сыскали того мастера искусного, кто ваши избы украшал?

    Не сразу он поверил, что юноша русый, лохматый, кого вытолкали вперед, и был тем мастером.

    — Хоть и молод ты, а мне такие надобны, — сказал князь Андрей и повелел направить к нему юношу».

  4. Задание 4 из 12

    Кем стал работать юноша в строящейся крепости Боголюбово?

    Правильно

    «Строились из белого камня стены с башнями, … храм и дворец. Над Клязьмой-рекой на низких скамьях сидели камнесечцы. Каждый из них в левой руке держал долото, в правой — молоток и откалывал от камня лишние куски. А самые искусные камнесечцы сперва на обтесанных камнях рисовали углем, а потом согласно черным линиям, вытесывали узоры.

    …Юноше дали широкое долото и молоток. И стал он с того дня вместе с другими обтесывать камни».

     

    Неправильно

    «Строились из белого камня стены с башнями, … храм и дворец. Над Клязьмой-рекой на низких скамьях сидели камнесечцы. Каждый из них в левой руке держал долото, в правой — молоток и откалывал от камня лишние куски. А самые искусные камнесечцы сперва на обтесанных камнях рисовали углем, а потом согласно черным линиям, вытесывали узоры.

    …Юноше дали широкое долото и молоток. И стал он с того дня вместе с другими обтесывать камни».

     

  5. Задание 5 из 12

    Какие натуральные пищевые продукты подмешивали в известь для скрепления  обработанных белых камней при строительстве храмов, дворцов и стен крепостей в старину?

    Правильно

    «Ряд за зарядом поднимали строители камни, скрепляли, склеивали их известью. А известь та три года в ямах выдерживалась, подмешивали к ней молоко, творог, сырые яйца. Схватывала она камни крепче крепкого».

    Неправильно

    «Ряд за зарядом поднимали строители камни, скрепляли, склеивали их известью. А известь та три года в ямах выдерживалась, подмешивали к ней молоко, творог, сырые яйца. Схватывала она камни крепче крепкого».

  6. Задание 6 из 12

    Кто такой Главный Хитрец?

  7. Задание 7 из 12

    Где повелел князь Андрей построить церковь в память о погибшем сыне?

  8. Задание 8 из 12

    Князь Андрей назначил юношу Хитрецом на строительстве церкви в память о погибшем сыне. Что сделал юноша первым делом?

    Правильно

    После приказа князя построить церковь «такой красоты, какой никогда на Руси не бывало», достал юноша «свой заветный ножик, взял липовое полено и начал вырезать маленькую, вроде игрушки, церковку. Резал юноша и думал: как создать церковь белокаменную такой красы, чтобы она была словно березка стройная, словно чайка, готовая взлететь». 

    Неправильно

    После приказа князя построить церковь «такой красоты, какой никогда на Руси не бывало», достал юноша «свой заветный ножик, взял липовое полено и начал вырезать маленькую, вроде игрушки, церковку. Резал юноша и думал: как создать церковь белокаменную такой красы, чтобы она была словно березка стройная, словно чайка, готовая взлететь». 

  9. Задание 9 из 12

     

    Какой холм насыпали, прежде чем возводить стены церкви посреди зеленого луга на низком мысу между Клязьмой-рекой и Нерлью?

  10. Задание 10 из 12

    Как строители поднимали обтесанные белые камни на строящиеся стены?

  11. Задание 11 из 12

    Какие фигуры из белого камня вырезаны на стенах храма  для украшения?

    • тигры, львы, слоны и голуби
    • девичьи головы, львы, голуби, царь Давид
    • львы, гусли, голуби, вороны
    • слоны, носороги, жирафы, голуби
  12. Задание 12 из 12

    Почему автор называет церковь  «златокудрая царевна»? 

    Правильно

    Современный вид храма Покрова на Нерли

    «Начали каменщики возводить крышу, поднимать над крышей купол, покрывать его медными золочеными листами. Сбросили со стен церкви жерди лесов. И предстала она в своей белоснежной красе, точно царевна из сказки. И запылал на солнце ее золотой купол.

    Было это в 1165 году».

    Неправильно

    Современный вид храма Покрова на Нерли

    «Начали каменщики возводить крышу, поднимать над крышей купол, покрывать его медными золочеными листами. Сбросили со стен церкви жерди лесов. И предстала она в своей белоснежной красе, точно царевна из сказки. И запылал на солнце ее золотой купол.

    Было это в 1165 году».

Подготовлено Отделом гуманитарной литературы.

Загадки Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли стоит на слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы, которые постоянно выходят из берегов. Но за восемь с половиной веков вода ни разу не затопила Покровскую церковь. И это главная загадка.

В XII веке владимирский князь Андрей Боголюбский приказал возвести храм в память о своем сыне Изяславе. Говорят, зодчие твердили в один голос, что в этом месте строить нельзя. Но князь выбрал место неслучайно. Этот водный путь имел огромное значение для средневековой Руси и вел в Каспийское море. Поэтому храм был не просто церковью, а являлся своеобразным форпостом русской земли.

Храм возвели всего за один год. Но кто строил Покрова на Нерли — еще одна загадка. О прочности белого камня, из которого построили храм, тоже ходили легенды. За сотни лет известняк не пострадал. Долго думали, что все дело в обработке: каждую сторону плит тысячу раз обтесывали, а потом скрепляли особым раствором. Но раскрыть загадку долговечности церкви удалось археологам. Холм, на котором возведена церковь, искусственный. Под землей спрятано несколько рядов кладки, глубина которой больше шести метров. Размыть такой фундамент даже бурным рекам не под силу.

Еще одна загадка — почему маленький храм кажется таким большим. Оказалось, все дело в хитрой конструкции. Столбы, на которые опираются своды храма, сужены к верху, стены слегка наклонены внутрь, а барабан купола вытянутый. Все это зрительно увеличивает высоту здания и со стороны кажется, что храм парит над землей.

Конечно, во времена Андрея Боголюбского храм выглядел не совсем так, как сейчас. Холм, на котором стоит церковь, был покрыт белыми известковыми плитами. А к Нерли и Клязьме спускались белокаменные ступени, в основании которых стояли львы — символ княжеской власти. Сам храм был окружен галереями.

Но стоит Покрова на Нерли все на том же месте, что и восемь с половиной веков назад, и за все это время ей только однажды грозила настоящая опасность, когда XVIII веке настоятель Боголюбского монастыря хотел разобрать Покровскую церковь на камень, чтобы построить новую колокольню. Церковь сохранилась только благодаря тому, что настоятель не смог договориться о цене с подрядчиком.

Сегодня о том, чтобы изменить что-то в строении храма или на его территории, и подумать нельзя. Покрова на Нерли — уникальный памятник. С 1992 года Покровская церковь входит в список всемирного наследия Юнеско.

Церковь Покрова на Нерли — древнерусская история в камне

Церковь Покрова на Нерли — древнерусская история в камне

Адрес: Россия, Владимирской области, Суздальский район, в 1,5 км. от Боголюбово
Дата постройки: 1165 год
Координаты: 56°11’46.6″N 40°33’40.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

 

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Церковь Покрова на Нерли на карте

 

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

Церковь Покрова на Нерли с высоты птичьего полёта

Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Как добраться до церкви Покрова на Нерли

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.

Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Источник: Пути-Дороги

Покрова Богородицы на Нерли: kniga_bukv — LiveJournal

Самое удивительное, что она – есть.
Стоит без малого тысячу лет, в чистом поле, одна-одинешенька, ничем и никем не защищена,
всем ветрам открыта, но – стоит.

В XII веке ее построили. В XIII проходили поблизости монголы, но церковь не разрушили.
«Злые татаровья», кстати говоря, церквей вообще не трогали.

В XVIII веке ее не взялись перестраивать, и в XIX тоже ни у кого не зачесались руки пристроить
к церкви ну, например, колокольню, для пущей величественности (к Владимирскому
Успенскому пристроили, не поленились. Вологодскую Софию XV века тоже не пощадили).

В XX веке коммунисты не устроили в церкви картофельный склад, хотя казалось бы – а кто мешает?
Устроили же бассейн Балтийского морского пароходства в лютеранской церкви Петра и Павла
на Невском. И фашисты до нее не дотянулись – снова ей повезло больше,
чем разрушенным в ходе боевых действий, а потом частично восстановленным новгородским церквам –
Спаса на Нередице, Николы на Липне, Спаса на Ковалеве.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли построена была на рубеже 50–60-х годов XII века.
XII век – хорошее время для каменной архитектуры. Рауль Глабер, тех времен житель, писал,
что после 1000 года, когда ожидаемый в христианском мире конец света
(тысячелетие от рождества Христа все же!) не состоялся, то «мир как будто стряхивал с себя ветошь
и повсюду облачался в новое белое платье церквей».

Чуть позже в Западной Европе белостенные храмы с полукруглыми арками порталов
и звериными сюжетами рельефов сменятся готикой. А в России готика созреть не успеет,
да и все каменное строительство прервется на два века, до освобождения от монголов.

Церковь Покрова на Нерли – стройная, одинокая, очень маленькая. Памятники
Владимиро-суздальской архитектуры все не великих размеров, особенно на фоне
современных им европейских построек. Храмы крестоносцев в Палестине обширнее
владимиро-суздальских вдвое, не говоря уж про соборы в Павии, Вормсе, Шпейере.
В последнем церковь Покрова поместилась бы внутри вся.

Стоит она в месте, для такого строения неожиданном – в чистом поле, на семи ветрах.
Никаких строений, ни деревни, ни монастыря, там не существовало, да и невозможно было бы
никакое строительство – весной луга заливает, и церковь стоит посреди воды.

Так и была поставлена – в качестве знака, отмечающего слияние Нерли и Клязьмы.
Тогда это были главные реки княжества, наверняка более полноводные.
Главные дороги для людей и грузов. Тогда, на путников, идущих по реке, летом – на судах,
зимой – на санях, встающая из-за поворота белая и стройная церковь на холме была и концом пути
и знаком дома.

Прием сильный – спустя семьсот лет так же, посреди вод, встанет в Петербурге
Биржа на Стрелке Васильевского острова.

Все эти владимиро-суздальские храмы – знаменитые Успенский и Дмитровский во Владимире,
та же Покрова, и сгинувшие, известные только специалистам постройки вроде дворца
Андрея Боголюбского – русская окраина общей европейский архитектуры, «романского зодчества».
Фридрих Барбаросса посылал своих специалистов во Владимир.

Аристотель Фиораванти через триста лет, рассматривая Успенский собор во Владимире,
прямо указанный ему как прототип для строительства Успенского же, но в Московском кремле,
отметил: «Наших мастеров дело. Ломбардцы строили». Василий Татищев в XVIII веке выразился еще
определеннее: Бог, мол, дал владимирским князьям мастеров «из умных земель».
Европейские технологии на Руси всегда высоко ценились.

Да и не было еще этого катастрофического разделения на «мы» и «они»:
великий раскол христианства на православие и католицизм (1054) во времена Андрея Боголюбского
был свежей политической новостью, а не основой миропорядка, как будет при Иване Грозном
и далее, до сегодняшнего дня.

После войны археологи раскопали вокруг церкви следы окружавших ее каменных галерей.
И с тех пор спорят о ее первоначальном виде. Если галереи строились сразу, то церковь,
значит, не задумывалась такой стройной, как свечка. От этого становится грустно.

И скульптурные детали пояса тогда, получается, сначала из камня вытесывали,
а потом под другой камень прятали? А если галереи появились потом, то тоже непонятно –
зачем, и почему потом исчезли. И если из-за них сбили колонки на южном фасаде,
чтобы прорубить дверь – то и это обидно. Почти так же обидно, как видеть аж две линии
электропередач, проведенных не где-нибудь в стороне, а почти рядом с церковью –
так, что огромные их опоры непременно попадают в поле зрения и нагло лезут в кадр.

Предположить, что строители сами не знали что делали – невозможно.
А вот что заказчик распоряжения менял, а строители, прошлым опытом наученные,
это предвидели и всяческие возможные изменения предусматривали – вполне.

Строить невысокую, но стройную, как свечка – сделано! Окружить галереей для тепла
и надежности – приступлено! А там – то ли заказчику получившееся разонравилось,
то ли деньги кончились, но до сегодняшнего дня церковь дошла уже безо всяких галерей,
зато с прорубленной в южной стене, наверху, дверью, ведущей к этой несуществующей галерее.

Пишут, что у входа в церковь Покрова на Нерли когда-то лежали скульптурные белокаменные львы.
Но от них и подавно не осталось и следа.

А еще Покрова на Нерли – очень-очень белая по цвету: для нее был использован самый белый,
твердый и плотный камень из доступных тогда. Это заметно: Успенский – более серый,
Дмитровский – охристый, желтоватый.

А Покрова… но про фату, про невесту, про покров Богородицы уже и без нас все сказано.

текст: АЧ
фото: МаГу

Малый тур по Золотому кольцу в России 5 дней от Москвы.

Маршрут

День 1: Владимир

Остановка: Владимир, Владимир, Владимирская область, Центральная Россия
Современный Владимир — часть Золотого кольца древних русских городов и популярное туристическое направление. Три его главных памятника, Белые памятники Владимира и Суздаля, внесены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Продолжительность: 5 часов

В этот день питание не включено.
Размещение включено: Размещение в трехзвездочных отелях / пансионах, в двухместных / одноместных номерах, с завтраком.

День 2: Боголюбово

Остановка по адресу: Боголюбово, Боголюбово, Владимирская область, Центральная Россия
Русские православные христиане считают, что Боголюбово было основано на том месте, где Боголюбский увидел чудесное видение Богородицы, которая повелела ему построить на этом месте церковь и монастырь. Следовательно, здесь была построена церковь Покрова на Нерли.Церковь внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
Продолжительность: 2 часа

В этот день питание не включено.
Размещение включено: Размещение в трехзвездочных отелях / пансионах, в двухместных / одноместных номерах, с завтраком.

День 3: Юрьев-Польский

Остановка: Юрьев-Польский, Юрьев-Польский, Владимирская область, Центральная Россия
После смерти Всеволода III в 1212 году город был передан одному из его младших сыновей Святославу. . Именно этот князь лично спроектировал главную достопримечательность города — собор Св.Георгий (1230–1234). Это новейшее домонгольское сооружение в России, беспрецедентное по обилию каменных изваяний, а также макет первых каменных церквей Московского Кремля. В 1460-х годах купол собора обрушился, захоронив большинство уникальных скульптур, украшавших стены собора. Обрушившаяся крыша небрежно восстановила известный московский ремесленник Василий Ермолин в 1471 году.
Продолжительность: 2 часа

В этот день питание не включено.
Размещение включено: Размещение в трехзвездочных отелях / пансионах, в двухместных / одноместных номерах, с завтраком.

День 4: Переславль-Залесский

Остановка: Переславль-Залесский, Переславль-Залесский, Ярославская область, Центральная Россия
Известный как Переяславль до 15 века, он был основан в 1152 году князем Юрием Долым. Проектируемая столица Залесье.

В 1688–1693 годах Петр Великий для собственного развлечения построил на Плещеевом озере свою знаменитую «забавную флотилию», в том числе так называемую Петровскую лодку, которую считали прародительницей русского флота.В музее Ботика хранится хроника истории первого русского флота и хранится одна из оригинальных моделей лодок.
Продолжительность: 4 часа

В этот день питание не включено.
Размещение включено: Размещение в трехзвездочных отелях / пансионах, в двухместных / одноместных номерах, с завтраком.

День 5: Сергиев Посад

Остановка: Сергиев Посад, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский район, Московская область, Центральная Россия
Сергиев Посад вырос в 15 веке вокруг одного из величайших монастырей России — монастыря. Троицкая лавра, основанная св.Сергия Радонежского, один из крупнейших монастырей России.
Продолжительность: 3 часа

В этот день питание не включено.
В этот день проживание не включено.

Часовня в память о церкви Спаса на Водах: Церкви

28 мая 1910 года на Английской набережной у Новоадмиралтейского канала была заложена церковь Спаса на воде в память о русских моряках, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов. Место для храма было выбрано недалеко от верфей Ново-Адмиралтейского завода, где родились корабли российского флота.

Церемония закладки церкви состоялась в годовщину Цусимской битвы. Его провел епископ Вологодский Никон (Рождественский) с крестным ходом из Никольского Морского собора. В основание камня великая княгиня Ольга Константиновна заложила солдатский Георгиевский крест.

Храм построен по проекту архитектора Мариана Перетятковича, взявшего за образец старинные православные церкви XII века. Внешне он отчасти напоминал храм Покрова на Нерли.Облицованный белым камнем храм очень красиво смотрелся со стороны Невы, закрывая перспективу набережной.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего во имя Гефсиманской борьбы Христа Спасителя. Внутри на бронзовых досках выгравированы имена погибших во время войны моряков — всего двенадцать тысяч имен, от адмирала Макарова до последнего моряка. Над каждой доской было написано название корабля и сражение с его участием.В верхнем храме, на алтарной стене, была мозаика «Спаситель, идущий по водам», выполненная по эскизу Николая Бруни. Две мозаичные иконы на столбах выполнены по эскизам художников Виктора Васнецова и Николая Бруни. В народе храм прозвали «Спас на воде».

Торжественное освящение храма состоялось (31 июля) 13 августа 1911 года в присутствии Николая II и членов императорской семьи.

8 марта 1932 года храм был закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей.Приход и часть прихожан были репрессированы.

В 1990 г. был создан Комитет по реставрации храма Спаса-на-воде. Но в связи с тем, что производственный корпус Адмиралтейских верфей сегодня стоит на части фундамента церкви, на первом этапе было решено построить часовню, которую в будущем предстоит органично совместить с возрожденной церковью. . Проект реставрации церкви и строительства часовни разработал архитектор Д.А. Бутырин.

Часовня была заложена 27 мая 1998 года. Спустя четыре года на ней торжественно возведен крест, повторяющий очертания креста, венчавшего Спаса на водах в начале ХХ века: стилизованные штурвал и якоря. были использованы в силуэте. 24 мая 2003 года состоялось торжественное освящение часовни во имя святителя Николая Чудотворца.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются поминальные службы по погибшим морякам.

В русской деревне, носящей имя Бога, над фабрикой презервативов возведен ад

МОСКВА — Планы по строительству фабрики по производству презервативов в русской деревне, носящей имя Бога, наталкиваются на яростное сопротивление местных верующих.

Завод возле монастыря в селе Боголюбово, расположенном примерно в 180 км к северо-востоку от Москвы во Владимирской области, был задуман местными властями как возможность создать 200 рабочих мест.

Но в связи со строительством, прихожане монастыря выступают против него по религиозным мотивам.

4 декабря десятки православных активистов — около 120 по данным местных СМИ — собрались у здания местной государственной администрации, чтобы потребовать прекращения строительства, что стало последним залпом противостояния, начавшегося в прошлом месяце.

Одетые в шубы и шляпы, толпа, состоящая в основном из пожилых женщин, пела молитвы, держала в руках иконы и большой деревянный крест, а также держала в руках красочные транспаранты с лозунгами типа «Никаких презервативов на святом месте!». и «Богородица, спаси нас от осквернения!»

Спор по поводу завода, который, если он будет завершен, будет также производить подгузники и пластыри, привлек внимание страны 22 ноября, когда небольшая группа православных подала петицию против его строительства.Фирма Bergus, владеющая заводом, сказала, что уже слишком поздно менять планы, но согласилась встретиться с группой 24 ноября.

Даже эта уступка вызвала недоумение у влиятельной деловой газеты «Коммерсантъ», которая рассматривала завод сквозь призму стремления России заменить импортное производство местным. «Удивляет не протест верующих, а то, что владелец предприятия и местные власти вступили с ними в переговоры», — писали 5 декабря.

Павел Спичаков, управляющий директор КИТ, холдинговой компании, в которую входит Бергус, сказал, что встретившееся сопротивление было «совершенно неожиданным».«

«Я думал, что они поддержат создание рабочих мест и налоговые поступления в село», — сказал Спичаков Русской службе Радио Свобода 26 ноября, через два дня после встречи с группой.

Сюрреалистические кадры встречи были размещены в сети местными журналистами. На нем показаны активисты, выступающие, в частности, против использования презервативов против заболеваний, передающихся половым путем. «Чистота — это инструмент против уродливых болезней», — сказал один из участников. «Из Боголюбово мы должны распространять чистоту и святость!»

Протестующие обеспокоены тем, что любые предметы личной гигиены, произведенные в их деревне с населением 4500 человек, могут носить его название, что примерно переводится как «Боголюбители».«Деревня носит имя русского князя XII века Андрея Боголюбского, построившего церковь Покрова на Нерли, внесенную в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несколько транспарантов на акции протеста 4 декабря развесили названия села и его района: «Россия из Боголюбово» и: «Владимир — не Содом, и Боголюбово не Гоморра!»

Протестующие также выступают против размещения завода на территории кирпичного завода с закрытыми ставнями в окрестностях Боголюбского монастыря.Говорят, это тоже относится к школе.

Кирилл Васильев, журналист местного новостного сайта «Про Владимир», освещавший противостояние, сказал Русской службе Радио Свобода, что 15-20 активных людей руководили протестом.

«И многие из них не жители села Боголюбово, — заявил он 26 ноября. — Они из прихожан монастыря. Среди прихожан много москвичей, выходцев из других регионов».

Васильев утверждал, что активисты намеревались собрать подписи большинства жителей села, чтобы остановить завод, но скептически относился к тому, что им это удастся.«Люди, которых мы встретили на улице, и рабочие предприятия либо нейтральны, либо говорят, что рады созданию новых рабочих мест».

«Раньше здесь был кирпичный завод. Он закрылся. Люди остались без работы. Теперь им нужно ехать во Владимир», — сказал он, имея в виду областную столицу. «Это недалеко [это 12 километров], но, по их мнению, все равно неприятно».

Русская Православная Церковь публично оставалась нейтральной в споре, отказываясь поддержать сторону в том, что, по ее мнению, должно решаться на местном уровне.Церковь разрешает своим приверженцам использовать презервативы, отмечая, однако, что «сознательный отказ иметь детей из-за эгоистичных побуждений обесценивает брак и, несомненно, является грехом».

Татьяна Фадеева, активистка русской православной церкви, возглавляющая протест, выступила против завода по ряду вопросов. «Почему производятся презервативы? Для планирования семьи. При сегодняшней ситуации наша демография не в лучшей форме. Так что такое производство не улучшит нашу демографию».

На вопрос, какие рабочие места будут потеряны, если строительство фабрики будет остановлено, Фадеева сказала: «Тогда давайте сделаем кондитерскую фабрику, давайте сделаем фабрику для сувениров, игрушек.«

Она сказала, что деревня могла бы сделать больше, чтобы воспользоваться преимуществами «5 миллионов, я думаю» людей, которые проходят через нее каждый год. «Давайте делать что-нибудь духовно хорошее или хорошее для наших детей».

Средневековая архитектура — кратко

Первый художественный стиль, появившийся в средневековой архитектуре в X веке, назывался романский. Здания выполнены в романском стиле, напоминающем эпоху Древнего Рима. Вся средневековая культура, в том числе и архитектура, подражала римской.


Византийская архитектура

После падения Римской империи ее сменила Византийская империя. В архитектуре Византии сохранилась и сохранялась на многие века. 1000 года средневековья, период традиции античности. В отличие от древних римлян жители Византии были христианами. Самыми важными зданиями, оставшимися после них, были христианские церкви. Купольные базилики и крестово-купольные храмы.

Христианские церкви ориентированы по сторонам света.Вход находится с западной стороны, алтарь напротив входа, с восточной. Внутри от входа в алтарь тянутся длинные узкие залы, которые называются нефами. Большинство церквей имеют 3 нефа, иногда 5. Центральный неф является самым широким и высоким с окнами, расположенными над крышами боковых нефов. В конце центрального нефа, над алтарем, полукупол закрывает полукруглое пространство, образуя единственный свод в здании. Церкви этого строения называют базиликами.Например, церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (Италия), построенная в VI веке.

В шестом веке Византийское государство процветало, что нашло отражение в строительстве огромных храмов со сводами различной формы. На основе обычных крестовых своды были впарушенные, парусные, с куполом, с куполом на барабане. Купол располагался над центральным нефом, а окна на барабане пропускали свет с неба в церковь.

Византийская архитектура оказала влияние на другие страны.Византийских мастеров приглашали строить и украшать здания в древнерусском государстве.

Каменное зодчество Древней Руси

В X — XI веках белокаменные православные церкви возводились на территории восточнославянских княжеств Древней Руси. Одной из первых была десятинная церковь в Киеве. Высокие многоглавые Софийские соборы возводились в Новгороде, Киеве, Полоцке.

Не менее красивы маленькие храмы с одной головой.Например, церковь Покрова на Нерли, построенная во Владимирском княжестве Андреем Боголюбским в , 1165, году. Росписи византийских архитекторов на русских церквях остаются загадкой для современных исследователей.

Романский стиль

Романская архитектура восходит к середине XI — концу XII веков. Возрождая древние традиции, архитектура стала сводчатой. При возведении большой арки необходимо было добиться ее идеальной формы и добиться точной посадки блоков.Мастерство архитекторов развивалось, и постепенно в Европе стали строить здания с полными арками. Романские постройки включают базилики. Примером может служить церковь аббатства Сен-Манлен в Весле (Франция), внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные направления романской архитектуры: Императорские соборы Германии (соборы в городах на Рейне), паломнические базилики, церкви круга Клюни, архитектура герцогства Нормандия.

Готическая архитектура

Готическая архитектура — одна из вершин человеческой инженерии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *