Кампучия сейчас какая страна: Королевство Камбоджа (Кампучия) — описание, столица, виза, билеты и отели | Kingdom of Cambodia

Камбоджа или Кампучия?

14.02.2016 10:35

Эксклюзивные отрывки из новой книги профессора Владислава Голдина – на страницах «Правды Северо-Запада»

Сегодня вниманию наших читателей мы предоставляем заметки о Камбодже доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора кафедры регионоведения и международных отношений САФУ, автора более 20 книг и большого друга «Правды Северо-Запада» Владислава Голдина.

Владислав Иванович посетил Камбоджу в январе этого года и написал о путешествии материал, который позднее войдет в новую книгу профессора. Как говорит автор, «По странам и континентам» (рабочее название) продолжит страноведческую серию книг, начатую в 2009 году.

Напомним, что в прошлом году у профессора Голдина вышел большой труд под названием «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления», о котором также писала «Правда Северо-Запада».

В новую книгу войдут блоки: «Австралия», «Новая Зеландия», «Азия», «Америка» и «Европа» – заметки о тех странах, что не вошли в «Экзотику нашей планеты».

Итак, предлагаем вашему вниманию наиболее интересные отрывки из очерка под названием «Легенды и реалии страны кхмеров: священный Ангкор»:

***

Камбоджа или Кампучия? Этот вопрос неожиданно встал перед автором, когда он готовился к поездке в эту страну Юго-Восточной Азии. Дело в том, что, увлекаясь еще в студенческие годы, с конца 60 х годов, международными отношениями и читая много лекций как лектор-международник, он использовал сначала термин «Камбоджа», но в дальнейшем название страны менялось, и более расхожим и официальным на десятилетие (1979–1989 гг.) стало понятие «Кампучия». Считалось, что этот перевод наименования страны более близок к оригинальному кхмерскому варианту, хотя и «Кампучия», и «Камбоджа» означали «страна кхмеров», по имени основной национальности, проживавшей и проживающей здесь сегодня.

В конце ХХ века здесь происходил сложный и длительный процесс послевоенного политического урегулирования, а затем эта страна как-то исчезла из широкой международной повестки. Поэтому пришлось обратиться к этому вопросу специально, чтобы уяснить, что страна, сменив за несколько десятилетий независимости несколько наименований, вернулась к изначальному на момент обретения независимости – Королевство Камбоджа.

В январе 2016 года, находясь во Вьетнаме, автор решил выделить несколько дней, чтобы посетить соседнюю Камбоджу. Решено – сделано, и вот вечером самолетом Вьетнамских авиалиний лечу из Хошимина в город Сием Риеп. Автор будет использовать именно этот вариант наименования, исходя из правил транслитерации с английского языка (Seam Reap), хотя существует и другой – Сиемрип. Официально длительность полета составляет один час, но уже через 50 минут нахождения в воздухе наш аэробус, успешно преодолев проблемы турбулентности, приземлился в аэропорту Ангкор. Это наименование далеко не случайно, ибо именно это место, расположенное в провинции Сием Риеп, и привлекает сюда миллионы людей со всего мира. Кстати, в популярности этого туристического направления мог лично убедиться в этот вечер, ибо, хотя за три часа сюда летели три борта из Хошимина, но все 184 места в нашем самолете были заполнены. Думаю, что то же самое было и на других рейсах.

<…>

Итак, вернемся к пребыванию автора в Камбодже. Встаю рано утром, завтракаю и совершаю новую прогулку по Сием Риепу. На улицах множество небольших кафе и закусочных, где предлагают завтрак стоимостью всего в один доллар. Правда, это основное блюдо, а за чай, кофе и прочее предстоит доплатить. Но все равно это очень дешево. На улицах множество тук-туков, владельцы которых наперебой приглашают совершить с ними поездку по Сием Риепу или в Ангкор. В восемь часов подхожу, как договаривались накануне, к турбюро, чтобы отправиться в Ангкор. Но в течение получаса никого нет на месте, и в голову начинают уже закрадываться недобрые мысли. Но в 8-30 наконец подходит небольшой автобус и, забрав туристов из других гостиниц, отправляемся в Ангкор. Но прежде замечу, что сама эта поездка по Сием Риепу изменила первоначально складывавшееся не лучшее впечатление о нем.

Ранее приходилось читать, что еще в начале XIX века Сием Риеп был лишь деревней, когда французы заново открыли Ангкор. С переходом его под французскую юрисдикцию в начале ХХ века он стал быстро расти, благодаря начавшемуся туризму. Первый отель был открыт здесь в 1929 году, а затем гостиничная сеть стремительно расширялась по мере роста туризма в Ангкор. Правда, Сием Риеп, как и другие города этой страны, подвергся выселению жителей после прихода к власти «красных кхмеров». Восстановление его туристического центра началось в самом конце ХХ века, и сегодня он является самым быстрорастущим городом Камбоджи. Численность населения здесь составляет около 200 тысяч человек. Живет этот город главным образом за счет туризма и туристов, поэтому отношение к ним уважительное. Заметим, что Сием Риеп связан Национальной дорогой № 6 с тайской границей и столицей страны – Пномпенем, расстояние до которого составляет 314 км.

Часть города, в которой остановился автор, представляла собой смешение старого и нового стилей. С одной стороны, извилистые, хотя и асфальтированные дороги, а по соседству – уже прямые автомагистрали. Неподалеку от обилия маленьких и часто не очень приглядного вида кафешек и закусочных расположились уже современные магазины и отели. В этой старой части города довольно грязно. Впрочем, приходилось читать, что, несмотря на международное влияние, ибо Ангкор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что требует и соответствующего обустройства его инфраструктуры, расположенной главным образом в Сием Риепе, его жители сознательно сохранили большую часть традиционного облика города и его культуры. Но вполне вероятно, что это объясняется и элементарной бедностью камбоджийцев, которые не в состоянии сами обзавестись новым благоустроенным жильем и создать соответствующую инфраструктуру, а иностранных инвестиций пока еще не хватает на все.

Так или иначе, бедность многих жителей Сием Риепа бросается в глаза. Это видно по внешнему облику, одежде, худобе большинства камбоджийцев, особенно детей. Хотя очевидно, что те, кто работает на более «хлебных» местах, в сфере обслуживания, в гостиницах, кафе и ресторанах, выглядят совершенно иначе, а некоторые даже относительно упитанны. Основные виды передвижения здесь – мотоциклы, скутеры, велосипеды, а на центральных улицах не так мало и автомобилей.

По мере передвижения по городу, в направлении Ангкора, его облик меняется. Все больше современных гостиниц, особняков, архитектуры, зелени. Сам Ангкор находится в пяти километрах севернее Сием Риепа. Автомагистраль на Ангкор вполне современна и широка. При въезде в храмовый комплекс покупаем билеты. Стоимость их дифференцирована. Один день посещения стоит, например, 20 долларов (на человека). Но возможно купить билет и на два или три дня. Познакомиться со всем храмовым комплексом за один день не представляется возможным, ибо, например, в книге «Сокровища Ангкора», с которой автор ознакомился здесь, содержится описание 25 храмов. Но время автора ограничено, поэтому приходится обойтись однодневной программой знакомства с Ангкором, который в 1992 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, предполагается, что само название «Ангкор» скорее всего, происходит от слова «нагара», что в санскрите означает «город».

<…>

Ангкор-Ват строился в период царствования короля Сурьявармана II (1113–1150 гг.) и призван был продемонстрировать мощь и величие Ангкорской империи той поры. Заметим, что среди специалистов до сих пор идут споры о том, храм ли это или гробница. По словам гида, на этот главный храм Ангкора было использовано три миллиона тонн камня. Масштаб выполненных работ, безусловно, фантастический. По некоторым существующим современным оценкам, строительство такого храма даже в наше время заняло бы не одну сотню лет, а он был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол и полностью завершен вскоре после его смерти, то есть не более чем за 40 лет. Существует утверждение, что при строительстве использовали подъемную силу слонов. По крайней мере, памятники им можно увидеть здесь. Вообще же, технологии строительства храма, в частности, кладки, подгонки, скрепления камней и прочее поражают и сегодня.

Зайдя на территорию Ангкор-Ват, подходим к фотоэкспозиции с текстом на нескольких языках, демонстрирующей реставрационные работы, которые осуществлялись и проводятся здесь. Гид поясняет, что они проходили при финансовой поддержке правительства Японии. Японские специалисты не только сами вели изыскания и реставрационные работы, но и обучали этому камбоджийцев.

Проходим через ворота в стене и идем далее по территории самого комплекса, его большого внешнего двора, слушая пояснения гида. Ранее внутри стен находился не только храм, но и королевский дворец, и городские постройки. Гид указывает на сохранившиеся сооружения, среди которых, в частности, библиотека, ибо храм был и местом, где велось образование. Причем первоначально на этом же месте находилась деревянная школа, а потом уже было построено здание из камня. Кстати, уже внутри самого храма гид укажет на помещение еще одной находившейся здесь библиотеки.

Подходим непосредственно к храму, общая высота которого составляет 65 метров, точнее высота центральной башни, более высокой, чем другие, составляет 42 метра, а над землей она возвышается на 65 метров. Ангкор-Ват символизирует мифическую гору Меру, которая, согласно индуистской мифологии, является центром всего мира, и относится к типу «храм-гора», характерному для культовых сооружений Камбоджи. Храм прикрывают ныне полуразрушенные башни. На трех уровнях/ярусах храма располагаются скульптуры и барельефы на темы индуистской мифологии, суть которых упорно пытается донести до нас гид. Только на первом уровне находится 1200 квадратных метров композиций резьбы на песчанике, тысячи изображений и барельефов, и это, безусловно, впечатляет. Стены второго яруса украшают около 1200 небесных дев – танцовщиц апсар.

<…>

Но вернемся к пребыванию автора в Ангкоре. После знакомства с Ангкор-Ват, заехав ненадолго перекусить и посидеть в тени деревьев, направляемся в Бандай Кдей – храм постройки конца XII – начала XIII веков. Он был сооружен при короле Джайявармане VII как индуистский храм. По словам гида, он был построен на месте и фундаменте более старинного храма. Сегодня это полуразрушенный комплекс, внутри которого выросли огромные деревья, возраст одного из них, говорит гид, составляет триста лет. Проводим здесь, знакомясь с храмом и наблюдая противоборство человеческих архитектурных творений и природы, более получаса и направляемся в ресторан на обед.

Двухэтажный ресторан, в который прибыли, предлагает набор первых и вторых блюд, стоимостью от шести до девяти долларов каждое. Заказываю рис с мясом и бутылку местного пива. Обслуживание медленное, но благодаря этому есть возможность отдохнуть, ибо на улице душно и жарко. Температура, вероятно, за 40 градусов, и это при том, что солнце в дымке, а то и скрывается за облаками. По словам гида, сейчас, по камбоджийским меркам, не жарко, а самый жаркий месяц – апрель.

В конце обеда получаем «комплимент» от шеф-повара в виде тарелки с порезанными яблоками, бананом и сердцем дракона или питайей (питахайей). Последнее является общим названием нескольких видов кактусов, именуемых «драконьим фруктом» или «драконьим сердцем».

Согласно древней легенде, именно питайе люди обязаны повсеместным уничтожением огнедышащих драконов. Когда храбрые воины доводили до изнеможения своих чешуйчатых соперников, эти сказочные родственники обычных ящеров теряли способность поджигать все вокруг. Вместо языков пламени из устрашающей пасти свирепого дракона вылетало его сердце – драконий фрукт питахайя. Людям так полюбилась сочная мякоть питайи, что все драконы были истреблены ради возможности полакомиться их сладкими сердцами. Этот экзотический фрукт именуют также «царицей ночи» и «королевой вкуса». Но самым романтическим названием является все-таки «сердце дракона». Считается, что место происхождения этого экзотического растения – американский континент, но сегодня коммерческие плантации питайи имеются и на юге Вьетнама…

Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры регионоведения и международных отношений САФУ Владислав Голдин специально для «Правды Северо-Запада»

Фоторепортаж Ильи Азовского «Камбоджа — самая душевная страна Азии» смотрите здесь.

ВЗГЛЯД / Образ «самого жестокого диктатора в истории» сильно исказили :: В мире

Ровно 45 лет назад под натиском красных кхмеров пала столица Камбоджи − Пномпень. В стране обнулилось до «нулевого года» время и воцарилась диктатура, которую называют самой кровавой и жестокой в истории. «Мускулами» новой власти выступили 12-15-летние неграмотные подростки с мотыгами, и то, что мы знаем об их зверствах − правда. Но образ лидера кхмеров − Пол Пота − был сильно искажен.

О Пол Поте слышал практически каждый. Зачастую к этой партийной кличке (от французского politique potentielle – политика возможного) сводятся все знания аполитичного человека о стране под названием Камбоджа.

Корни его земной славы понятны. Он стал единственным коммунистическим лидером, кто таки построил коммунизм (в смысле – отменил деньги), а заодно основал наиболее бесчеловечный режим в истории человечества, погубивший, согласно максимальной оценке, до трети населения семимиллионной страны всего за четыре года. Другими словами, он стал легендой с толстой прослойкой из мифов и лжи.

Двуликий кхмер

Разрозненные детали биографии Пол Пота складываются в злодея, как будто сошедшего со страниц комиксов – умного, рискового, расчетливого гения стратегии и тактики, обладавшего при этом звериной жестокостью, гипнотизирующим взглядом и нескончаемой жаждой власти.

Талантливый юноша, отправленный своим нищим государством за образованием во французскую Сорбонну, начитался там Маркса и Ленина, после чего вернулся на родину и партизанил в жутких условиях, пока наконец в ходе беспрецедентной по наглости операции возглавляемые им красные кхмеры не заняли Пномпень и не занялись, вопреки кличке вождя, искусством невозможного – построением утопии такими методами, которые обычному человеку не пришли бы в голову.

Например, двухмиллионная столица обратилась в город-призрак всего за три дня – все ее жители было насильно согнаны в деревни-коммуны. Официально это было эвакуацией – камбоджийцев как бы «спасали» от американской армии, которой в Пномпене даже не пахло. С идеологической точки зрения это стало уравниванием всех граждан через превращение их в «людей будущего», сиречь крестьян. Ну а с политической – первым и наиболее сильным ударом по «вредителям» (целые группы населения, от интеллигенции до духовенства, подлежали уничтожению), одномоментной аннигиляцией сразу всей оппозиции и превращением города в цитадель правящего режима: в Пномпене осталось только руководство красных кхмеров, сотрудники государственного аппарата и обслуга.

Важной деталью считается то, что среди горожан, насильно выгнанных из домов, умиравших от голода или уничтожаемых самыми варварскими методами (пули предписывалось экономить), были и ближайшие родственники Пол Пота. Он не предпринял ничего, чтобы их спасти – жертвой красных кхмеров стал даже старший брат вождя Салот Чхай, довольно известный в стране журналист (Салот – фамилия; настоящее имя Пол Пота Салот Сар).

Однако останавливаться на жестокостях режима (реальных и приписываемых ему) подробнее не имеет смысла. Это информация из серии чистых ужасов, которые мешают спать по ночам одним людям и нездорово будоражат других. Интерес к садизму и массовым убийствам свойственен публике, поэтому репрессии красных кхмеров описаны в печати широко и подробно – повторяться не стоит.

Главное, что мы имеем дело с нелюдем, практики которого поразили бы даже Гитлера.

Но есть и другой взгляд на Пол Пота – как на Фиделя Кастро без бороды, как на бесстрашного, упорного и авантюрного лидера революции, который сверг режим коррумпированного проамериканского диктатора Лон Нола, покончил с колониальным прошлым Камбоджи, поднял на недосягаемую высоту сельское хозяйство, установил социальную справедливость и наступил на хвост англосаксам: руководству США и британской элите.

Поэтому-то его бездоказательно оболгали, обвинив в мнимых преступлениях и мультипликационной жестокости, а простой народ Пол Пота любит.

Такая точка зрения была популярна у левых интеллектуалов Запада в период активной деятельности диктатора (в числе его бывших фанатов сам Жан-Поль Сартр). Теперь ее подхватили постсоветские «советские патриоты», реагирующие, судя по всему, на показной антиамериканизм красных кхмеров и на их партийный флаг – точно такой же, какой был у СССР, только серп и молот находятся не в крыже, а по центру.

Подобный подход к Пол Поту грешит против истины буквально во всем (за исключением характеристики режима Лон Нола). Однако взгляд на него, как на харизматичного тирана и опереточного злодея, также ошибочен. В реальности режим Демократической Кампучии, как называлась страна при красных кхмерах, уникален не только в своей жесткости, а примерно во всем. Он просто не может соответствовать пускай привычным и понятным для нас, но слишком одномерным и плоским моделям.

Пол Пот далек от привычного образа диктатора и окажется чужаком в ряду, куда можно поставить Гитлера, Сталина, Франко, Мао, Кима, Кастро, Каддафи, Хусейна и прочих «людей-брендов». В первую очередь потому, что он не был единоличным лидером красных кхмеров и не обладал тем, что мы понимаем под абсолютной властью. 

«Кровавый вождь и красный тиран»

Пол Пот стал премьер-министром только через год после захвата Пномпеня, но лидерский пост в партийной иерархии занял задолго до этого – официально он именовался «братом номер один». При этом в наиболее сложный, «революционный» период партия красных кхмеров «Ангка» была по сути семейным предприятием. Основные решения принимал Пол Пот, его свояк, будущий глава МИД Кампучии Иенг Сари и их жены – родные сестры Кхиеу Поннари и Иенг Тирит. Все они познакомились во время учебы в Париже.

Однако к моменту прихода красных кхмеров к власти это «политбюро» расширилось (что интересно, многие другие бонзы кхмеров тоже были приняты в «ближний политический круг» вместе со своими женами) и управление в «Ангка» стало коллегиальным. С некоторыми оговорками Пол Пота можно было назвать «первым среди равных», да и то с перерывами. В результате внутрипартийной борьбы он даже вынужден был на месяц уступить премьерство «брату номер два» Нуон Чеа, что, впрочем, было маневром – с Нуоном они были соратниками и ведущими идеологами партии.

Кто из этих идеологов был важнее, сказать трудно. Номинально Пол Пот, но есть и та точка зрения, согласно которой основным мозгом и «Ильичом» «Ангка» выступал именно Нуон. Просто, в отличие от старого друга, он не любил публичных выступлений и предпочитал держаться в тени. Настолько, что о ео существовании узнали только после падения режима.

Салот Сар, он же Пол Пот (фото: Global Look Press)

Формальным главой государства Пол Пот тоже не был – президентское кресло занимал «брат номер пять» Кхиеу Сампхан. Это мало чем напоминало конструкцию Сталин – Калинин: Кхиеу обладал несоизмеримо большим весом, чем «всесоюзный староста». Впоследствии он перейдет на первую позицию и в партии тоже, а потом приговорит Пол Пота к пожизненному заключению за «предательство революции».

Что же касается неописуемых жестокостей и массовых репрессий, их главным вдохновителем и мотором, судя по всему, выступал «брат номер четыре» Та Мок, получивший в партии «ласковое» прозвище «Мясник» и руководивший силовым блоком. Те зверства, что прославили Кампучию, он начал внедрять на подведомственной ему территории, будучи еще партизанским командиром.

Фанатичный Та Мок подходит под голливудский образ садиста-мастермайнда с каменным сердцем значительно лучше, чем «брат номер один», и имеет на то больше оснований. По крайней мере, он стал именно тем человеком, кто в итоге уничтожил Пол Пота – сперва политически, потом физически. Ему приписывают интригу, в рамках которой Пол Пота натравили на Сон Сена, еще одного «силовика» в «Ангка». Сон и все члены его большой семьи, включая младенцев, были убиты, это вызвало возмущение в партийных рядах и спровоцировало низложение бывшего «брата номер один».

Та Мок выступил его тюремщиком и, вполне вероятно, палачом-отравителем.

Остается добавить, что государственная машина красных кхмеров (она же – машина смерти) функционировала при полном отсутствии явления, без которого почти невозможно представить диктаторские режимы – без культа личности. Одним из принципов «Ангка» была строжайшая анонимность. Пол Пот был известен в мире, но внутри страны его и прочих «братьев» не знали ни в лицо, ни по фамилии. Он даже не подписал ни одного более-менее значимого документа.

Дошло до того, что в первый год режима красных кхмеров население Кампучии считало, будто главой государства является бывший король Нородом Сианук, а главой правительства – пятикратный премьер-министр Пенн Нут. Формально так оно и было, фактически оба сидели под домашним арестом, однако выжили. Годы спустя Сианук даже вернул себе трон – нынешним королем Камбоджи является его сын.

Итого: хотя Пол Пота и называли «кампучийским Сталиным», его политическим статусом Сталин бы побрезговал.

А Николаем II в качестве аватара — тем более.

«Наш советский человек»

Воплотив «мечту советского народа» – построив коммунизм в отдельно взятой стране, Пол Пот остался человеком абсолютно антисоветским. Несмотря на партийный флаг, Демократическую Кампучию можно назвать антиподом СССР. В том числе и поэтому симпатии «советских патриотов» к «брату номер один» комичны.

Другое дело, что оба этих проекта начались с одной точки – с Карла Маркса. Нужно понимать, что концепция будущего государственного устройства у автора «Капитала» базировалась исключительно на рабочих: они воспринимались как главная революционная сила, противостоящая консервативному «старорежимному» крестьянству. «Государство рабочих и крестьян» придумал уже Ленин, переделав Марксову теорию под локальные нужды, так как Россия была страной преимущественно аграрной и крестьянской.

Пол Пот же вовсе отказал рабочим в праве на светлое будущее – его идеальное государство состояло из одних только селян, отсюда и «эвакуация» городов.

Режим красных кхмеров отрицал все то, что было неоспоримо для ВКП(б), а потом и для КПСС. Вместо индустриализации – закрытие всех производств. Вместо электрификации – предельное упрощение труда и быта. Вместо ликвидации неграмотности и создания «народной» системы здравоохранения – полное упразднение и здравоохранения, и образования (любой, кто умел читать, считался «испорченным» и подозрительным; это было основанием для казни). Вместо Коминтерна – абсолютная закрытость страны, сотрудничавшей только с другими авторитарными ультралевыми режимами: маоистским Китаем, КНДР и Албанией.

Наконец, в том месте, где у наших большевиков была «мировая революция» и «братство народов», у «Ангка» был жесткий этнический национализм и мечты о возрождении Кхмерской (она же Ангкорская) империи XIII века, занимавшей почти весь Индокитай. Но – этнически однородной, все меньшинства либо беспощадно вырезались, либо насильственно «окхмеривались»: под строжайшим запретом находились национальные языки, одежда, традиции, кухня, имена.

До того, как стать «братом номер один», Пол Пот получил в мировом коммунистическом движении определенную известность, поэтому его воззрения на жизнь и на Маркса не были секретом для международного отдела ЦК КПСС. Социалистический блок помог «Ангка» прийти к власти – в период борьбы с режимом Лон Нола войска просоветского Северного Вьетнама заняли четверть Камбоджи, купившись, в частности, на антиамериканские эскапады красных кхмеров. На «окончательную победу революции» Москва откликнулась сухой поздравительной телеграммой, но вскоре после этого предпочла забыть об «Ангка», как о страшном сне – с такими «товарищами» нам было не по пути, даже без поправки на их азиатскую жестокость.

Главным международным патроном Кампучии выступал Китай, благо был ближе к ней не только географически, но и идеологически – по крайней мере, между воззрениями красных кхмеров и «крестьянским коммунизмом» Мао можно найти определенное сходство.

В КНР тех лет отношение к СССР было резко враждебным, и оно быстро передалось Кампучии. Когда Пол Пот прервал свое затворничество и начал давать интервью западной прессе, то призывал ни много ни мало к «народной войне» с «Варшавским блоком», который обвинял в бедах своей страны столь же яростно, как прежде американцев. Хуже нас были только вьетнамцы – по той причине, что хуже вьетнамцев на белом свете нет вообще никого. Пол Пот смотрел на них так же, как Гитлер на евреев, и даже «внутренних врагов» называл «людьми с телом кхмера и умом вьетнамца».

Те же  и вьетнамцы

Неприязнь к восточным соседям в принципе характерна для Камбоджи и имеет длинные корни. Если коротко, кхмеры считают себя предками всех народов Индокитая, отводя вьетнамцам роль «паразитов». Даже в современном Королевстве Камбоджа популярный политик Сам Рейнгси, до недавнего времени возглавлявший оппозицию и председательствовавший в либеральной вроде бы партии, выступал как закоперщик антивьетнамских погромов.

В начале 1970-х борьба с проамериканскими диктаторскими режимами сделала «Ангку» и вьетконговцев союзниками, но, получив полную власть над своими странами почти одновременно (Сайгон пал через две недели после Пномпеня), они моментально вернулись к кровной вражде.

В качестве национальной геополитической цели жителям Кампучии было навязано уничтожение всех вьетнамцев у себя и захват Вьетнама по формуле «один к тридцати», где «один» – это погибший в бою кхмер-солдат, а «тридцать» – количество убитых им вьетнамцев.

Красные кхмеры устраивали регулярные набеги на территорию соседа, вырезая местное население и захватывая заложников для показательных казней у себя. Подобных вылазок было много, самые знаменитые: разграбление крупнейшего острова Вьетнама Фукуок (запомнилось тем, что стало первой такой акцией), бойня на острове Тхотю (там взяли максимальное количество заложников – 515 человек) и нападение на деревню Батюк (более 3100 человек убиты, спастись удалось двум).

Достаточно долгое время «Ангке» удавалось водить наследников Хо Ши Мина за нос. Когда вьетнамские войска поспевали к месту бойни, кхмеры уже успевали вернуться в Кампучию. «Пограничные инциденты» подавались как самодеятельность отдельных партийных групп, которым якобы противостоял «друг Вьетнама» Нуон Чеа. Вьетнамцы не только верили в это, но и помогали «своему человеку» товарами и оружием.

Супруга Пол Пота и «мать революции» Кхиеу Поннари на вьетнамской теме и вовсе повредилась рассудком – у нее появилась мания преследования и развилась шизофрения. Пол Пот, вполне возможно, был здоров, но чувство реальности все же утратил – в конце концов наглые набеги довели соседей до «белого каления». Война и интервенция стали неизбежными, победа оказалось легкой, и красные кхмеры были вынуждены вернуться к тому, с чего начали – к партизанщине и джунглям. В Пномпене село провьетнамское и просоветское правительство, а весь мир наконец-то узнал кровавую подноготную Демократической Кампучии.

Собравшийся тут же трибунал живо расписал невообразимые жестокости красных кхмеров, часть из которых были придумкой самого трибунала – чтобы было еще страшнее, ярче и убедительнее, хотя куда уж страшнее и ярче.

Зато у Пол Пота, в пару к Китаю, появился еще один влиятельный адвокат – и не кто-нибудь, а Соединенные Штаты Америки.

Зверства «Ангки» ставились под сомнение. Новое правительство не признавалось (поэтому люди Пол Пота представляли Камбоджу в ООН вплоть до начала 1990-х). Засевшим в джунглях кхмерам помогали деньгами и оружием.

Все потому, что американцы смотрели на кхмерско-вьетнамский конфликт как на прокси-войну между СССР и Китаем, с которым президент Никсон к тому моменту уже подружился в пику Москве. Помогая Пол Поту, Вашингтон, с его точки зрения, вредил сразу двум своим неприятелям: Советскому Союзу как врагу глобальному и коммунистическому Вьетнаму как кровному врагу из совсем недавнего прошлого – поражение во Вьетнамской войне воспринималось в Госдепе и Пентагоне крайне болезненно.

Пекин так и вовсе напал на Вьетнам, то ли пробуя силы, то ли искренне пытаясь подставить союзнику плечо. В любом случае кампания завершилась для него неудачно – уже через месяц вьетнамцы прогнали китайцев обратно при равном счете по потерям. И хотя за это пришлось заплатить локальным разрушением промышленности, главная цель КНР достигнута все же не была – там планировали поистрепать вьетнамскую армию, но вьетконговцы сделали ставку на ополчение.

Впрочем, это уже другая история. А история красных кхмеров закончилась внутренними распрями, небольшими «диктатурками» в труднодоступных районах страны, перемирием с властями – и в конце концов судом за преступления против человечества.

Которых, вероятно, не было бы, если бы коррумпированная тирания Лон Нола не настроила против себя население Камбоджи, а американская авиация, стремясь поддержать своего союзника и сдержать вьетконговцев, не вбомбила бы страну в каменный век, открыв тем самым дорогу на Пномпень не только самому жестокому, но и самому странному коммунистическому режиму в мировой истории.  

Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Взлет и падение Демократической Кампучии

Назад к результатам поиска

Скачать PDF

Камбоджа, небольшая страна в Юго-Восточной Азии с населением около пятнадцати миллионов человек, широко известна во внешнем мире двумя, казалось бы, контрастирующими историческими эпизодами, а именно великой цивилизацией Ангкорейского периода и недавним кровавым режимом красных кхмеров.

Здесь находится храм Ангкор-Ват, считающийся самым большим религиозным сооружением в мире. Камбоджа когда-то была кхмерской империей, которая доминировала на большей части материковой части Юго-Восточной Азии в двенадцатом и тринадцатом веках. Окончательное возвышение Сиама (ныне Таиланд) и Вьетнама как могущественных соседей помогло увековечить упадок Камбоджи. К началу девятнадцатого века Камбоджа стала государством-данником как Сиама, так и Вьетнама. В 1863 году Камбоджа стала французским протекторатом (а со временем и колонией), который просуществовал девяносто лет. Французы служили державой, чтобы отказаться от контроля Сиама и Вьетнама над Камбоджей, вернуть некоторые бывшие камбоджийские территории и восстановить знаменитые руины Ангкора. Французы также внедрили в стране современную инфраструктуру и систему образования, хотя и гораздо более медленными темпами по сравнению с их деятельностью в управляемом французами Кочин-Китае (южный Вьетнам). Они мало что сделали для создания либеральной системы правления в Камбодже, и косвенно французское присутствие способствовало возникновению коммунистического движения в стране.

. . . Сианук считал, что коммунисты в регионе выиграют войну. Он сотрудничал с Китаем и в конечном итоге заключил тайный союз с Северным Вьетнамом с намерением удержать Камбоджу от войны и сохранить свою власть.

Самый печальный эпизод камбоджийской истории и, безусловно, одна из величайших трагедий в истории человечества произошли в Камбодже в период с 1975 по 1979 год, когда страной (переименованной в Демократическую Кампучию) управляла группа камбоджийских коммунистов, прославившихся при неофициальное название «красных кхмеров». Придя к власти, лидеры Демократической Кампучии (ДК) приступили к кровавой революции, в результате которой от голода, нечеловеческих условий труда, болезней и казней погибло не менее 1,7 из семи миллионов человек. Следующее эссе представляет собой введение в сагу о ДК.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Чтобы понять, как красные кхмеры пришли к власти в Камбодже в 1975 году, необходимо взглянуть на внутреннюю и международную политику того времени, а также на основных действующих лиц, которые формировали и влияли на политические события в Камбодже и в регионе.

Через два года после того, как в 1953 году Камбоджа помогла обрести независимость от Франции, король Камбоджи Нородом Сианук отрекся от престола в пользу своего отца и преследовал свои политические амбиции, основав Сангкум Реастр Ниюм (обычно переводится как «Народное социалистическое сообщество»). Сианук утверждал, что Сангкум не является политической партией, но те, кто хотел присоединиться, должны были отказаться от своего членства в других политических партиях. Благодаря своей популярности среди камбоджийских крестьян и подавлению других политических партий Сианук сумел завоевать подавляющее большинство в 1955 выборы. Его приход к реальной власти ознаменовал упадок популярной до сих пор Демократической партии, а также усиление репрессий против коммунистов внутри страны, которые в конечном итоге были вынуждены уйти в подполье. К 1967 году все коммунисты, присутствовавшие в правительстве Сианука, покинули свои официальные посты и присоединились к своим коллегам в джунглях.

Точно так же международная ситуация не позволяла Камбодже сохранять нейтралитет. После обретения Камбоджей независимости Французский Индокитай стал очагом холодной войны. Война во Вьетнаме должна была стать большой проблемой для Соединенных Штатов в регионе. Веря в «теорию домино», США не хотели, чтобы Юго-Восточная Азия пала перед коммунизмом. Несмотря на объявление нейтралитета, Камбоджа оказалась в геополитической ловушке и вскоре была втянута в войну.

Подавив камбоджийских коммунистов в Камбодже, Сианук верил, что коммунисты в регионе выиграют войну. Он сотрудничал с Китаем и в конечном итоге заключил тайный союз с Северным Вьетнамом с намерением удержать Камбоджу от войны и сохранить свою власть. В 1963 году Сианук решил прекратить экономическую и военную помощь США, которая с момента обретения страной независимости составила около 404 миллионов долларов США. Более того, он национализировал банки Камбоджи и экспортно-импортную торговлю страны. К 1964 года Камбоджа вообще разорвала отношения с США и обратилась к Китаю за международным союзом. 1 Поступая так, Сианук оттолкнул правое крыло своего правительства (особенно армию), получавшее американскую помощь. Что еще более важно, он разозлил камбоджийских националистов, тайно позволив вьетнамским коммунистам создать убежища на территории Камбоджи. Студенты и представители городской интеллигенции все больше разочаровывались в безработице и его неправильном управлении экономикой.

В марте 1970 года, когда Сианук находился за границей, Национальное собрание проголосовало за отстранение его от власти и заочно приговорило к смертной казни. Спустя почти две тысячи лет в Камбодже впервые была официально отменена монархия. Кхмерская республика под руководством генерала Лон Нола была провозглашена при поддержке США. Это проложило путь к более широкомасштабным бомбардировкам США вьетнамских коммунистов на территории Камбоджи, которые уже начались в 1969 году при президенте Никсоне. 2 За четыре года американские бомбардировки Камбоджи составили более полумиллиона тонн взрывчатки, что превышает количество бомб, сброшенных союзниками на Японию во время Второй мировой войны, и вызвало, по крайней мере, более 150 000 жертвы. 3 Хотя бомбардировки временно помешали победе коммунистов в Камбодже, они также заставили многих крестьян уйти в джунгли, тем самым укрепив коммунистические силы.

Середина 1950-х ознаменовалась возвращением ряда камбоджийских студентов из Франции, которые уже приняли коммунизм во Франции. . . . Салот Сар, более известный как Пол Пот, будущий лидер ДК, был одним из них.

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В КАМБОДЖЕ

Камбоджийские коммунисты были тесно связаны с коммунистическими движениями во Вьетнаме (и опирались на них) в борьбе с французским колониализмом. Уже в 19В 40-е годы ряд камбоджийцев состоял в контролируемой Вьетнамом Коммунистической партии Индокитая (ИКП). В 1951 году была основана Кхмерская народно-революционная партия (КПРП). Теоретически камбоджийское и вьетнамское коммунистические движения должны были находиться в равных условиях. На практике все решения принимались вьетнамскими коммунистами, которые считали своих камбоджийских коллег некомпетентными. Эта договоренность хорошо сработала, чтобы напомнить камбоджийцам о вьетнамском контроле над Камбоджей в прошлом, что возмущало камбоджийцев.

Середина 1950-х ознаменовалась возвращением ряда камбоджийских студентов из Франции, которые уже приняли коммунизм во Франции. В отличие от своих коллег, прошедших вьетнамское обучение, эти камбоджийцы были более националистами, а также недовольны вьетнамской опекой камбоджийских коммунистов. Эти новые камбоджийские коммунисты возглавили чистку провьетнамских кадров. Вернувшиеся из Франции были в основном интеллектуалами, получившими стипендии от правительства Камбоджи для обучения там. К началу 1950-х годов они занимались в основном завоеванием независимости страны от Франции. Салот Сар, более известный как Пол Пот, будущий лидер ДК, был одним из них. По возвращении они стали учителями и тайно работали для своей революции. В течение 19В 60-е годы репрессии Сианука против левых в конечном итоге загнали всех камбоджийских коммунистов в джунгли, откуда они возглавили свою революцию. С усилением бомбардировок США армия красных кхмеров получила больше местной поддержки и стала более жестокой. После переворота 1970 года по настоянию Китая Сианук заключил тактический союз с красными кхмерами, полагая, что они смогут вернуть его к власти. Несомненно, призыв принца Сианука к своему народу присоединиться к «красным кхмерам» во многом укрепил их. Поскольку США проигрывали войну во Вьетнаме, коррумпированная Кхмерская Республика в конце концов рухнула, когда красные кхмеры вошли в Пномпень 17, 19 апреля.75.

ТРАГЕДИЯ КАМБОДЖЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Многие люди поначалу радостно приветствовали солдат красных кхмеров, веря, что наконец-то наступил мир. Вскоре они окажутся в аду сущем. Пол Пот представлял себе совершенно новое, бесклассовое и независимое общество, в котором крестьяне считались костяком общества. По общему мнению, он утверждал, что если кхмеры смогут построить Ангкор, они смогут сделать что угодно. Камбоджа должна была быть начата заново, в нулевом году.

Как только они захватили Пномпень, красные кхмеры приказали всем гражданам эвакуироваться в сельскую местность под предлогом того, что США будут бомбить город, а перенаселенному городскому населению не хватает продовольствия. На самом деле, потенциальные бомбардировки США и нехватка продовольствия — это еще не все. Пол Пот и руководство красных кхмеров планировали эвакуацию Пномпеня с начала 1970-х годов в рамках своей идеологической схемы тотальной коммунистической революции. Иностранцам приказали покинуть страну. Солдаты и официальные лица Кхмерской республики были немедленно казнены. Всем, молодым и старым, больным или нет, было приказано немедленно покинуть город и заняться сельскохозяйственными работами. Для многих это путешествие стало бы тропой смерти. Больные умирали из-за отсутствия лекарств; беременные женщины рожали детей в пути, если им удавалось выжить. Столица была почти полностью освобождена, за исключением нескольких заводов и ряда посольств дружественных «красным кхмерам» стран, включая Китай и Югославию. Многие школы были превращены в животноводческие фермы или тюрьмы, самой печально известной из которых была S-21 (бывшая средняя школа Tuol Svay Prey). Дома и магазины были опустошены; машины скопились на улицах. Пномпень стал известен как «город-призрак» во времена правления красных кхмеров.

Люди, знавшие Пол Пота в ранние годы, плохо представляли себе, кем он станет. Уже в первый год своего пребывания в Париже Пол Пот был известен как человек, который «любил повеселиться». Его чтение Сталина и Мао позже, вероятно, повлияло на его революционные убеждения, наряду с другими факторами, включая тяжелые дни в джунглях, разрушение Камбоджи в результате войны и его видение славного ангкорейского прошлого Камбоджи, что заставило Пол Пота подчеркнуть: независимость-мастерство».

После того, как население было переселено в сельскую местность, люди всех профессий должны были стать фермерами, занимающимися в основном выращиванием риса, строительством плотин и ирригационных систем, чтобы достичь цели коммунистической партии по производству трех тонн риса на гектар, три раза в год. год. Тем самым лидеры ДК также стремились создать бесклассовое общество, хотя на самом деле те, кто присоединился к революции до 1975 года, жили относительно лучше. Религия, рыночная экономика и семейные связи были упразднены. Все принадлежало Angkar Padevat (или «революционная организация»), которая была «праведной и просвещенной» в проведении революции, которую все население должно было проводить с полной самоотдачей.

Пока рис вывозили за границу в обмен на боевое оружие, люди оставались практически без еды и вынуждены были работать целый день, а питались только водянистой рисовой кашей. Многие люди тайно пытались дополнить свой рацион кореньями, листьями и насекомыми. Сотни тысяч людей умерли от голода, переутомления и/или болезней. Однако страдания различались в зависимости от региона и хронологии. Жизнь в Восточной зоне была относительно лучше, чем в Западной и Юго-Восточной Западной зоне. Кроме того, снабжение продовольствием было немного лучше до 1977, когда Демократическая Кампучия начала свои пограничные атаки на Вьетнам.

ЗАЧИСТКА ВРАГОВ

Как и в других коммунистических режимах, лидеры ДК очень подозрительно относились к врагам изнутри и стремились сокрушить их любой ценой. Печально известная тюрьма S-21 (известная камбоджийцам как кук Туол Сленг) считалась местом, куда люди «входили, но никогда не возвращались». Члены «красных кхмеров» и члены их семей, которые были арестованы, обычно под пытками «признавались» в работе на ЦРУ или КГБ. 4

Отношения DK с Вьетнамом продолжали ухудшаться. Причиной конфликтов были не их идеологические разногласия, а главным образом страх Пол Пота перед геополитической гегемонией Вьетнама. Несмотря на то, что Пол Пот прошел обучение у вьетнамцев, а может быть, потому, что он становился все более нетерпимым к предполагаемому господству Вьетнама. Цинизм Пол Пота усилился после июля 1977 года, когда Вьетнам подписал договор о сотрудничестве с Лаосом. Столкновения между красными кхмерами и вьетнамскими войсками из-за владения некоторыми островами в Сиамском заливе и вдоль границы происходили еще в 1975. Но красные кхмеры, полагая, что Китай поддержит их дело, в середине 1977 года начали широкомасштабные нападения на приграничные вьетнамские провинции с намерением вернуть себе камбоджийские территории, утраченные несколько веков назад вьетнамцами. Вьетнамская армия нанесла ответный удар и проникла на 32 километра вглубь восточной Камбоджи.

Уже опасаясь возможного восстания, лидеры ДК подозревали, что кадры Восточной зоны перешли на сторону вьетнамцев. Их обвинили в наличии kbal yuon kluon khmer (кхмерские тела с вьетнамскими головами). Пол Пот приказал расстрелять кадры Восточной зоны, многие из которых также были доставлены в S-21. Лидер Зоны — Со Фим — покончил жизнь самоубийством в 1978 году после того, как получил приглашение в Пномпень от Пол Пота. 5 Другие кадры красных кхмеров бежали во Вьетнам, а затем присоединились к вьетнамской армии для свержения Демократической Кампучии.

Демократическая Кампучия окончательно рухнула, когда Народная армия Вьетнама (ПАВН) и Кампучийский объединенный фронт национального спасения (КУФНС), в состав которого входили бывшие кадры «красных кхмеров» и камбоджийские коммунисты, сосланные во Вьетнам, захватили Пномпень 7 января 19 года. 79. Тем не менее, палачам С-21 удалось лишить жизни еще четырнадцать жертв утром 7 января, перед их окончательным побегом. На С-21 погибло так много людей (не менее 12 000), что иностранные первооткрыватели были предупреждены о его существовании по зловонию разлагающихся тел, исходившему из закрытого комплекса за железным забором. 6

Даже потеряв власть, красные кхмеры еще несколько лет оставались угрозой для Камбоджи. Несмотря на то, что де-факто Правительство Камбоджи в 1980-х годах, Народная Республика Кампучия (НРК), которую поддерживал и контролировал Вьетнам, не была признана Организацией Объединенных Наций. Только Вьетнам, Лаос, Советский Союз и его союзники считали ФРК законным правительством. Индия была единственной некоммунистической страной, сделавшей это. Геополитическая обстановка создала странную ситуацию, в которой красные кхмеры сохранили свое место в ООН, несмотря на свои широко известные злодеяния. В 1982 году Китай и страны Ассоциации Юго-Восточных Наций (АСЕАН) оказали давление на красных кхмеров, чтобы они сформировали союз с силами Сианука и другими республиканцами во главе с Сон Санном вдоль границы с Таиландом, назвав его Коалиционным правительством Демократической Кампучии (CGDK) под руководством президентства Нородома Сианука. CGDK вряд ли был правительством, поскольку три фракции имели разные базы вдоль границы с Таиландом и враждовали друг с другом. Единственное, что связывало их вместе, — это их антивьетнамская позиция. Тем не менее, CGDK была законным правительством в ООН и оставалась таковой до 1991.

Печально известная тюрьма S-21 (известная камбоджийцам как кук Туол Сленг) считалась местом, куда люди «входили, но никогда не возвращались».

В течение 1980-х годов красные кхмеры чаще, чем две другие группы, вели партизанскую войну против поддерживаемой Вьетнамом ФРК, в то время как люди в Камбодже только медленно выздоравливали без существенной международной помощи. Несколько сотен тысяч беженцев также бежали к тайской границе, потому что международная помощь поступала быстрее, а также из-за разочарования в другом социалистическом режиме в Камбодже.

Только с подписанием Парижского мирного соглашения в октябре 1991 года, после ухода вьетнамцев из Камбоджи, в страну постепенно вернулся мир. Временная администрация Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК) была создана в качестве миротворческих сил для обеспечения свободных и справедливых выборов в 1993 году. Однако, вопреки соглашениям, красные кхмеры отказались разоружаться, поскольку они считали, что внутри все еще находятся замаскированные вьетнамские войска. Камбоджа. Затем красные кхмеры бойкотировали спонсируемую ООН 1993 выборы. Отступив в западную и северную части Камбоджи, красные кхмеры были объявлены вне закона в 1994 году. Окончание холодной войны означало, что поддержка красных кхмеров иссякла. В конце концов, Иенг Сари (министр иностранных дел ДК), Кхиеу Самфан (глава государства) и Ноун Чеа (президент национального собрания ДК) сдались правительству вместе с большей частью войск красных кхмеров, которые были включены в состав Королевских вооруженных сил Камбоджи. Пол Пот был арестован собственным главнокомандующим Та Моком и умер под домашним арестом в 1919 г.98. Та Мок был схвачен в следующем году и умер в заключении в 2006 году. Движение сопротивления красных кхмеров фактически прекратилось.

В 2006 году, после серии переговоров с Организацией Объединенных Наций, Королевское правительство Камбоджи одобрило создание Чрезвычайных палат в судах Камбоджи (ЧПСК, также известных как Трибунал красных кхмеров) для привлечения к суду оставшихся в живых высших руководителей Демократической Кампучии. На данный момент названы следующие имена: Иенг Сари, его жена Иенг Теарит (министр социальных дел Дании), Кхиеу Самфан, Ноун Чеа и директор S-21 Каинг Гуек Эав (9).0010 псевдоним «Герцог»). За исключением Дача, другие лидеры ДК не признали себя виновными. Между тем, ECCC пострадал от финансового замораживания из-за обвинений в коррупции внутри учреждения. 7 Точно так же, в то время как некоторые камбоджийцы очень хотят, чтобы трибунал продвигался вперед, другие не проявляют к нему особого интереса через тридцать лет после совершения преступлений. Недавно ECCC обсудил вопрос о привлечении к суду других лидеров красных кхмеров, хотя премьер-министр Камбоджи Хун Сен заявил, что это разрушит процесс примирения и что он скорее допустит провал суда, чем вызовет гражданскую войну.

Независимо от того, считают ли камбоджийцы, что ECCC в конечном итоге восстановит правосудие, наследие правления красных кхмеров продолжает влиять на страну. Погибло около двух миллионов человек, а те, кто выжил, помимо собственных страданий, испытали травму потери членов семьи из-за зверств красных кхмеров. В Камбодже все еще есть наземные мины, хотя усилия некоторых организаций по разминированию показывают обнадеживающие признаки. Камбоджа извлекла выгоду из быстро развивающейся экономики, особенно в городских районах, но разрушение экономики, инфраструктуры и человеческих ресурсов страны при красных кхмерах означает, что восстановление страны еще предстоит пройти долгий путь.

Какое бы сочетание факторов ни влияло на решения лидеров Демократической Кампучии, этот режим проводил экстремистскую и пагубную политику и в конечном итоге должен нести ответственность за разрушение Камбоджи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Геополитические и идеологические столкновения времен холодной войны и соперничество за региональную гегемонию способствовали установлению кровавого режима и, в конечном счете, его краху в Камбодже. Однако обвинение внешних сил не вполне удовлетворительно для исторического анализа. Какое бы сочетание факторов ни влияло на решения лидеров Демократической Кампучии, этот режим проводил экстремистскую и пагубную политику и в конечном итоге должен нести ответственность за разрушение Камбоджи.

Хотя это эссе ограничено по объему и деталям, оно знакомит с некоторыми факторами, способствовавшими приходу к власти красных кхмеров, трагедией камбоджийской истории под властью Демократической Кампучии и некоторыми последствиями правления красных кхмеров. К счастью, существует множество ресурсов, где можно научить или узнать больше о красных кхмерах. Возможно, ничто не дает более яркой картины жизни в Камбодже, чем отмеченный наградами фильм «Поля смерти ». Помимо Программы изучения геноцида в Йельском университете, Центр документации Камбоджи (DC-Cam) в Пномпене хранит обширную коллекцию архивов, связанных с режимом. В 2007 году сотрудник DC-Cam Хамболи Дай опубликовал короткую книгу под названием История Демократической Кампучии (1975–1979) на кхмерском и английском языках. 8 Филип Шорт Пол Пот: Анатомия кошмара , Бен Кирнан Как Пол Пот пришел к власти и Дэвид Чандлер Трагедия камбоджийской истории — это лишь несколько работ о красных кхмерах среди многих других, которые подробное обсуждение контекста, в котором происходила Демократическая Кампучия. 9

ПРИМЕЧАНИЯ


1. См. John A. Tully, Краткая история Камбоджи: от империи к выживанию (Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Allen & Unwin, 2005), 143–144.

2. См. William Shawcross, Sideshow: Kissinger, Nixon, and the Destruction of Cambodia (New York: Simon and Schuster, Inc., 1979).

3. Согласно историку Джону Талли, в первой половине 1970-х годов США сбросили на Камбоджу почти 540 000 тонн бомб, что превышает общее количество бомб, сброшенных союзниками на Японию за всю Вторую мировую войну, на 160 000 тонн. Оценки числа погибших варьируются в широких пределах: от 150 000 до, возможно, завышенной оценки американского историка Чалмерса Джонсона в 750 000 человек. Талли, A Short History of Cambodia , 165.

4. Подробное обсуждение Toul Sleng см. в David Chandler, Voices from S-21: Terror and History in Pol Pot’s Secret Prison (Berkeley: University of California Press, 1999).

5. Дэвид Чендлер, Трагедия камбоджийской истории (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета), 296.

6. См. Милтон Осборн, Пномпень: история культуры (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета ), 181. Подробное обсуждение Toul Sleng см. в Chandler, 9.0010 Голоса .

7. Дач обратился в христианство после падения правления ДК и жил со скрытой личностью, пока его не нашел британский фотожурналист Ник Данлоп в 1999 году. Дач сдался после публикации своего интервью и с тех пор находится под стражей. В настоящее время его допрашивают о его роли директора С-21. См. Ник Данлоп, Пропавший палач: путешествие в самое сердце полей смерти (Лондон: Bloomsbury, 2005).

8. Хамболы Ды, История Демократической Кампучии (1975–1979) (Пномпень: Центр документации Камбоджи, 2007 г.). Доступно для загрузки по адресу http://www.voanews.com/khmer/democratic-kampuchea.cfm%20.

9. См., например, Дэвид Чендлер, Трагедия камбоджийской истории и Бен Кирнан, Режим Пол Пота: раса, власть и геноцид в Камбодже при красных кхмерах, 1975–1979 , второе издание ( Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2002).

История красных кхмеров | Монитор трибунала в Камбодже

Кхмерский (pdf)

Значительная часть следующего исторического обзора была предоставлена ​​DC-Cam из «Истории Демократической Кампучии (1975–1979)» Хамболи Дая.

Обзор

Коммунистическая партия Кампучии (КПК), также известная как Красные кхмеры, установила контроль над Камбоджей 17 апреля 1975 года. КПК создала государство Демократическая Кампучия в 1976 году и правила страной до января 1979 года. Существование партии держалось в секрете до 1977, и никто за пределами КПК не знал, кто были ее лидеры (лидеры называли себя «Ангкар Падеват»).

Пока красные кхмеры были у власти, они проводили политику, которая пренебрегала человеческой жизнью и приводила к репрессиям и массовым убийствам. Они превратили страну в огромный центр содержания под стражей, который впоследствии стал кладбищем для почти двух миллионов человек, включая их собственных членов и даже некоторых высокопоставленных руководителей.

Восстание красных кхмеров

Коммунистическое движение Камбоджи возникло в результате борьбы страны против французской колонизации 1940-х годов, и находился под влиянием вьетнамцев. Движение, подпитываемое первой Индокитайской войной 1950-х годов и в течение следующих 20 лет, укоренилось и начало расти.

В марте 1970 года маршал Лон Нол, камбоджийский политик, ранее занимавший пост премьер-министра, и его проамериканские соратники организовали успешный переворот, чтобы свергнуть принца Сианука с поста главы государства. В это время красные кхмеры набрали членов и могли стать крупным игроком в гражданской войне благодаря союзу с Сиануком. Их армией руководил Пол Пот, который в 1919 году был назначен партийным секретарем и руководителем КПК.63. Пол Пот, родившийся в Камбодже под именем Солат Сар, провел время во Франции и стал членом Французской коммунистической партии. Вернувшись в Камбоджу в 1953 году, он присоединился к подпольному коммунистическому движению и начал свое восхождение по служебной лестнице, став одним из самых печально известных диктаторов в мире.

С помощью вьетнамцев красные кхмеры начали разгром сил Лон Нола на полях сражений. К концу 1972 года вьетнамцы ушли из Камбоджи и передали основную ответственность за войну КПК.

С января по август 1973 года правительство Кхмерской Республики при содействии США сбросило на Камбоджу около полумиллиона тонн бомб, в результате которых погибло до 300 000 человек. Многие, кто возмущался взрывами или потерял членов семьи, присоединились к революции красных кхмеров.

К началу 1973 года около 85 процентов территории Камбоджи было в руках красных кхмеров, и армия Лон Нола была практически не в состоянии перейти в наступление. Однако с помощью США он смог продолжать борьбу с красными кхмерами еще два года.

17 апреля 1975 года закончились пять лет иностранных интервенций, бомбардировок и гражданской войны в Камбодже. В этот день Пномпень, крупный город Камбоджи, пал перед коммунистическими войсками.

Жизнь в Камбодже при режиме красных кхмеров

Через несколько дней после прихода к власти в 1975 году красные кхмеры вынудили около двух миллионов человек в Пномпене и других городах уйти в сельскую местность для выполнения сельскохозяйственных работ. Тысячи людей погибли во время эвакуации.

Красные кхмеры также начали в это время осуществлять свою радикальную маоистскую и марксистско-ленинскую программу трансформации. Они хотели превратить Камбоджу в сельское, бесклассовое общество, в котором не было ни богатых, ни бедных, ни эксплуатации. Для этого они отменили деньги, свободный рынок, нормальное школьное образование, частную собственность, иностранные стили одежды, религиозные обряды и традиционную кхмерскую культуру. Государственные школы, пагоды, мечети, церкви, университеты, магазины и правительственные здания были закрыты или превращены в тюрьмы, конюшни, лагеря перевоспитания и зернохранилища. Не было ни общественного, ни частного транспорта, ни частной собственности, ни нереволюционных развлечений. Активный отдых был строго ограничен. Люди по всей стране, в том числе лидеры КПК, должны были носить черные костюмы, которые были их традиционной революционной одеждой.

За это время все были лишены основных прав. Людям не разрешалось выходить за пределы своего кооператива. Режим никому не позволял собираться и вести дискуссии. Если собирались и разговаривали три человека, их могли обвинить во врагах и арестовать или казнить.

Семейные отношения также подвергались резкой критике. Людям запрещалось проявлять даже малейшую привязанность, юмор или жалость. Красные кхмеры попросили всех камбоджийцев верить, подчиняться и уважать только Ангкар Падевата, который должен был стать для всех «матерью и отцом».

Красные кхмеры утверждали, что только чистые люди способны строить революцию. Вскоре после захвата власти они арестовали и убили тысячи солдат, офицеров и государственных служащих режима Кхмерской Республики во главе с маршалом Лон Нолом, которого они не считали «чистым». В течение следующих трех лет они казнили сотни тысяч интеллектуалов; жители города; представители меньшинств, такие как чам, вьетнамцы и китайцы; и многие из их собственных солдат и членов партии, которых обвинили в предательстве. Многие содержались в тюрьмах, где их задерживали, допрашивали, пытали и казнили. Самая важная тюрьма в Камбодже, известная как S-21, во время работы содержала около 14 000 заключенных. Только около 12 выжили.

Согласно «Четырехлетнему плану» КПК от 1976 года, камбоджийцы должны были производить три тонны риса с гектара по всей стране. Это означало, что люди должны были выращивать и собирать рис все 12 месяцев в году. В большинстве регионов красные кхмеры заставляли людей работать более 12 часов в день без отдыха и достаточного питания.

Падение красных кхмеров

К концу 1977 года вспыхнули столкновения между Камбоджей и Вьетнамом. В бой были отправлены десятки тысяч человек, тысячи были убиты.

В декабре 1978 года вьетнамские войска с боями пробились в Камбоджу. Они захватили Пномпень 7 января 1979 года. Затем лидеры красных кхмеров бежали на запад и восстановили свои силы на территории Таиланда при поддержке Китая и Таиланда. Организация Объединенных Наций проголосовала за предоставление движению сопротивления против коммунистов, в которое входили красные кхмеры, место в своей Генеральной Ассамблее. С 1979 по 1990 год он признавал их единственным законным представителем Камбоджи.

В 1982 году красные кхмеры сформировали коалицию с принцем Сиануком, который был сослан в Китай после гражданской войны в Камбодже, и некоммунистическим лидером Сон Санном, чтобы создать трехпартийное коалиционное правительство. С другой стороны, в Пномпене Вьетнам помог создать новое правительство – Народную Республику Кампучия – во главе с Хенг Самрином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *