Карлов мост в праге: Karlův most — Prague.eu

Карлов мост в Праге — что нужно знать туристам

История красавицы Праги связана с рекой Влтавой, несущей жизнь людям, поселившимся на берегах. «Дикая вода», как называли реку в древности, таила в бурных водах много неожиданностей, связанных с наводнениями, потопами, разрушающими жилища людей. Укротить ее нрав человечество пыталось всегда. Строились многочисленные шлюзы, возводились мосты. Одним из повелителей водной стихии реки стал Карлов мост, соединивший два берега. Он как уникальное ожерелье не только сдерживает непокорную Влтаву, но и достойно украшает её, став достопримечательностью Праги.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Мостовые башни
    • 2.1 Староместская мостовая башня
    • 2.2 Малостранские башни
  • 3 Скульптуры
  • 4 Загадать желание
  • 5 Где находится и как добраться
  • 6 Карлов мост на карте

История

Карлов мост считают старейшим архитектурным строением столицы, являясь символом Чехии. Среди 18 мостов города он выделяется своей красотой, неповторимой атмосферой древности. Выполняя функции транспортного сообщения, мост с периода средневековья обладал стратегическим значением всей Европы. По нему шёл «Королевский путь», соединяющий Старый город с Пражским градом. Мост давно стал только пешеходным, но гуляя по нему, затаив дыхание, можно услышать звуки колесницы короля, спешащего в роскошный Королевский двор.

Почти на месте каменного моста до XII века находился деревянный мост, разрушенный злыми силами реки, в 1157 году. Приказ Владислава II о строительстве нового моста из камня был исполнен к 1172 году. Он назывался Юдитин по имени жены короля. Простояло сооружение почти 170 лет. Сейчас останки старинного моста являются интересными артефактами древности, выставленными для обозрения рядом с башней и в подвальном помещении дома, стоящего по адресу улица Лужицкой семинарии, дом 82. Его разрушение было национальным бедствием. Необходимо было возвести особенный мост, не подвластный наводнениям, другим природным катаклизмам.

На помощь привлекались любые силы, даже магические, подсказываемые астрологами тех времён. По их подсказке закладка первого камня моста произведена королём Карлом IV в 1357 году, 9 июля, в 5 часов, 31 минуте. Числа 1,3,5,7,9,7,5,3.1, составляющих пирамиду, украшенную числом 9, считалась благоприятной для начала возведения объекта, рассчитанного на века. Окончание стройки относится к 1402 году. Основным строительным материалом для его создания был выбран монолит из песчаника. Обе стороны надёжно укреплены мощными башнями, спроектированными, как и сам мост 22 летним архитектором Петром Парпержем. К этому времени его талант уже проявился при возведении храма святого Вита.

Общая длина сооружения составляет около 520 м, его ширина почти 10 м. Конструкция поддерживается 16 арками, облицованными обработанными монолитными плитами. Говорят, что потоки воды неугомонной Влтавы помог удержать чёрт. Архитектор, заключивший с ним хитрый договор, состоявший в передаче души первого пешехода по мосту, подсунул черту вместо своего сына черного петуха, победившего его. Сейчас черт напоминает о себе в виде приведения в пасмурный день, раздавая прохожим свой портрет. Но это лишь интересная легенда в числе многочисленных рассказах о достопримечательности Праги. Первоначальным названием моста считается Каменным, потом Пражским.

С 1870 года его стали называть Карлов мост. Все главные исторические события Праги связаны с этим мостом. Например, проход гуситов к Пражскому граду в 1420 году, сломленная атака шведов 1648 года, знаменитые баррикады, расположенные в башне моста, во времена европейской революции 1848 года. Даже последствия катастрофического наводнения в 1890 году, повредившего мост, было полностью ликвидировано восстановительными работами, длившимися два года. Капитальный ремонт моста проводился в период 1975 годов.

На мосту проходил путь для конки, освещаемый керосиновыми фонарями, заменёнными на газовое освещение в 1866 году. Электричество позволило создать здесь в 1908 году трамвайное сообщение между берегами реки. Мелодичный звон трамвая, с оригинальным устройством токосъёмов нижней части состава, заменил стук копыт старинной конки, продержавшись до 1974 года, когда мост стал пешеходным.

Постоянными хозяевами моста стали уличные художники, продавцы изделий народного творчества, музыканты. Знаменитые скульптуры, украшающие его шесть тысячелетий, древние башни, природная сила камней, висящих у воды, наполняют атмосферу моста положительной аурой. Она состоит из энергии мифов, легенд, привлекающей на мост миллионы туристов независимо от времени года.

Необыкновенную прочность каменного гиганта связывают с легендой о специальном растворе из яиц, молока, вина, скрепляющем монолиты песчаника. Считают, что это единственное мостовое сооружение в мире, укреплённое такими продуктами. Не все тайны древнего моста раскрыты к настоящему времени. Например, информация аквалангистов, обследовавших одну из основ моста, о находке необъяснимого слоя утрамбованного мха, который не развивается под водой в естественных условиях.

Обычно, жители XIV столетия собирали его в лесу из пихт, укладывали среди гравия, между камнями для создания оптимальных условий распределения веса моста. А может быть, это определяется магическими силами, охраняющими одно из красивейших древних сооружений Праги.

Мостовые башни

Функции береговых укреплений старинного сооружения выполняли башни, стоящие по обе стороны реки. Долгое время они одновременно являлись торжественным украшением строения. Это архитектурные шедевры, и сейчас функционирующие.

Староместская мостовая башня

При подходе к мосту с восточного направления нельзя не восхититься красивой постройкой Европы средних веков, названной Староместской башней. Вечный каменный мост выглядит ещё величественный с высоты готической башни, возведённой на промежуточной опоре моста в 1390 году. Она повисла прямо нал водами бушующей Влтавы. Высота башни составляет почти 50 м над поверхностью моста. В её внутренние помещения ведёт лестница. Вершину украшает ценная фигурная пластика. Над воротами башни размещены гербы разных земель Римской империи.

Фигура знаменитого зимородка навеки застыла в стрельчатой арке башни. В помещениях постройки хранятся скульптуры святых Чехии Вита, Войтеха, Сигизмунда, а также вошедших в историю королей страны Карла IV, Вацлава IV. Это подтверждает роль башни в качестве триумфальной арки. Два типа тюрем располагались в башне. В подвале находилась тюрьма обычных заключённых.

Этажом выше размещалась тюрьма для осуждённых богатых представителей знаменитых сословий. Во время экскурсий предлагается осмотреть условия содержания заключённых. Седловидной формы крыша, эркеры, острые угловые шпили завершают башню.

На вершине оборудована удобная смотровая площадка, принимающая посетителей по следующему расписанию: июнь-сентябрь с 10 до 22 часов, март-май, октябрь с 10 до 19 часов, ноябрь-февраль с 10 до 17 часов вечера. Во время прогулки полезно вспомнить, что по легенде нельзя слышать крик сыча, пролетающего над башней, чтобы предотвратить пожар в доме. Или заметить таинственного водяного, обитающего под основанием одной из арок.

Малостранские башни

Подходя к мосту с западного направления, надо остановиться у башенных стен, возведённых в разные периоды. Они отличаются индивидуальным дизайном архитектурного стиля. Низкая постройка романского периода существует с XII столетия. Она перестраивалась, дополнялась элементами разных стилей. Например, около 1590 годов она приобрела черты стиля Ренессанса. Башня являлась частью из романской крепости, служащей для защиты моста. Некоторое время башня использовалась в роли тюрьмы для опасных преступников.

Возведение второй башни связано с правлением Йиржи в 1464 году. Постройка напоминает Староместскую башню. Крепкие ворота посреди башен сделаны при Вацлаве IV. Это были две стены, соединённые арочными пролётами. Между ними стояла массивная дубовая дверь с железными засовами.

Роль украшения башни играли зубцы по краям и висящие гербы. На вершине башни обустроена смотровая площадка, открывающая вид Пражский Град, соборы, современную телевизионную башню города. Попадают на нё после преодоления 146 ступенек специальной лестницы. За башнями расположены многочисленные кафе, рестораны, где можно вкусно пообедать.

Скульптуры

Необыкновенная галерея, состоящая из 30 тематических скульптурных групп, украшает мост по всей его длине. Лучшие мастера тех времён создавали её с 1683 по 1714 годы. Сейчас здесь стоят копии скульптур, хранящихся с XX столетия среди экспонатов Национального музея Чехии. Правую сторону моста украшают следующие скульптуры святых:

  1. Бернар Клеровский и Мадонна. (1709)
  2. Доминик и Фома Аквинский возле ног Мадонны. (1708)
  3. Распятие. Статуя размещена на месте прежнего креста, считавшегося единственным украшением в древности (1629 г) На бронзовой скульптуре закреплена табличка с надписью, выполненной на иврите, с восхвалениями Христа. Скульптурная группа считается наиболее древней в галерее
  4. Анна с дочерью на руках (будущей девой Марией) (1707)
  5. Кирилл и Мефодий. Они читают проповеди язычникам (1928) Статую установили за счет средств Министерством образования Чехии.
  6. Иоанн Креститель (1857) Установлена скульптура на месте, где Яна Непомуцкого сбросили в реку.
    В 1911 году здесь же пытался прыгнуть в волны реки Ярослав Гашек. Прыжок не состоялся благодаря случайному прохожему, который успел подхватить его за ногу
  7. Норберт, Вацлав,Сигизмунд (1853)
  8. Ян Непомуцкий (1683). Будучи духовным лицом королевы, он заслужил наказание за то, что не раскрыл тайну исповеди королевы мужу
  9. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом (1707)
  10. Апостло Иуда Фаддей (1708)
  11. Блаженный Августин (1708)
  12. Каетан (1709)
  13. Филипп Беницкий (1714)
  14. Вит с ручными львами (1714) Согласно легенде, когда язычники отдали на растерзание львам святого Вита, они облизали ему пятки, не причинив вреда
  15. Целители Косьма и Дамиан (1709) Инициатором создания скульптуры считается администрация медицинского факультета Карлова университета

На противоположной стороне стоят следующие скульптуры святых:

  1. Вацлав (1858)
  2. Скульптурный ансамбль включает фигуры Иоанна Чешского, Иоанна из Маты, Феликса из Валуа (1714). Внутри скульптуры находится темница. Она охраняется турком, символизирует пещеру с христианами. Исторически это связано с основателями ордена Феликсом и Яном, выкупившими христиан из плена турков. В годы войны статуя служила знаком надежды жителей Праги. Они приносили сюда цветы. Это самая популярная скульптура
  3. Войтех (1709)
  4. Луитгарда разговаривает с Христом (1710). Скульптура считается ценным элементом галереи, изготовленным в барочном стиле. Это самая красивая скульптура галереи
  5. Николая Талентинского
  6. Прокоп Сазавский с ангелами святым Викентием
  7. Франциск Ассизский
  8. Святой Людмилы, обучающей внука читать. Потом он становится святым Вацлавом (1720). Людмила считается первой мученицей Чехии, принявшей крещение от Мефодия. Вместе с Вацлавом являются самыми почитаемыми святыми страны
  9. Франциск Борджиа
  10. Христофор, переносящий через Влтаву младенца Христа
  11. Рыцарь Брюнсвик с прирученным львом. Скульптура закреплена на опоре, поставленной вне ограждений моста
  12. Иосиф с младенцем Иисусом
  13. Оплакивание Христа Иоанном Богословом, Мариной Магдалиной
  14. Святые Варвара, Елизавета, Маргарита с головой дракона возле ног
  15. Фемида и Ива, участвующих в разрешении споров сына и матери. Установлена скульптура по инициативе юридического факультета

Загадать желание

Магия строения родила необычные обычаи, ставшие традициями пешеходов. Заветная мечта сбывается, если думать о ней в конкретных местах на мосту:

  • Рядом со статуей Яна Непомуцкого, имеющего порядковый номер 8. При этом вместе с загадыванием желания надо приложить руку к правой части статуи. Затем прикоснуться к левой части к изображению собаки
  • На решетке, находящейся возле фигуры Яна. Она указывает на место, откуда святой был сброшен в реку. Пальцы прикладывают к пяти маленьким звездочкам. Согласно легенде, они появились над водой, указав людям, где находится тело святого

Говорят, что желание свершится, если прикоснуться к любой скульптуре моста. А влюблённые должны обязательно на нём поцеловаться. Дополняет необыкновенный архитектурный комплекс моста неоготическая лестница, идущая на остров Кампу. Она была здесь всегда. Сначала деревянной, а с 1844 года стала величественной, каменной.

Где находится и как добраться

Пройти на Карлов мост можно сквозь каждую из башен. К Малостранским башням, находящимся с западного направления, можно подъехать автобусом, трамваем. Остановочный пункт называется Malostranské náměst. При поездке в метро надо выйти на остановке Malostranská на зелёной транспортной ветке. До Староместской башни легко приехать трамваем, в метро. Остановочные пункты трамвайной линии называются Karlovy lázně»,«Národní divadlo»,«Staroměstská».

Древние мосты планеты вызывают необъяснимые чувства прикосновения к жизни ушедших цивилизаций, минувших столетий. Может стоя на удивительном Карловом мосту, глядя на таинственные воды реки Влатвы, повезёт увидеть волшебный чешский камень, называемый влтавин. И это его магическая сила, рождённая в период катастрофического формирования земли, проявляется на мосту.

Карлов мост на карте

Прогулки по Праге. Карлов мост

После некоторого перерыва продолжаю свои прогулки по Праге. Сегодня это будет Карлов мост — одна из самых известнейших достопримечательностей чешской столицы.

Карлов мост (чеш. Karlův most) — действующий каменный мост XIV века через реку Влтава. Он является не только замечательным техническим творением средневековых строителей, но и в своем роде уникальной художественной галереей. Сооружение длиной 520 и шириной 9,5 метров поддерживают 16 опор и украшают 30 статуй и скульптурных композиций.

Первым каменным мостом через Влтаву был Юдитин мост (использовался с 1172 года). При наводнении в феврале 1342 года он был значительно разрушен. Строительство нового моста, который решили поставить на 20-30 метров ниже по течению, началось в июле 1357 года по. (С датой начала строительства моста, как и вообще с процессом его строительства и такого долгого существования связано очень много легенд, но я на них останавливаться не буду, кто захочет без труда найдет из в сети). Первый камень в основание моста заложил чешский король Карл IV, который в дальнейшем пристально следил за ходом его строительства. первоначальное название моста, кстати, было Каменный или Пражский.

Архитектором моста был назначен лучший пражский зодчий своего времени — Петр Парлерж. Одновременно осуществлялась постройка восточной башни, сегодня известной как Староместская. Считается, что функционировать новый мост начал в 80-х годах, хотя последние строительсные работы завершились только в начале XV века при Вацлаве IV. Западная башня (Малостранская) появилась в конце XVI века, 30 скульптурных композиций на мосту установили в период с 1683 по 1714 годы (некоторые обновили или заменили в XIX веке).

До 1841 года этот мост был единственным в городе и плоть до 1816 года за переход и переезд через мост взимали пошлину и дорожный сбор. В 1723 году на мосту ввели освещение маслом, которое в XIX веке было заменено газовым, а позднее электрическим. А в 1870 году мост был переименован в честь своего основателя короля и императора Карла IV.

Историческую справочку на этом заканчиваю и перехожу непосредственно к фотографиям.

Сооружение впечатляющее, что уж там говорить. Особенно учитывая время его постройки. И, конечно, побывать в Праге и не побывать на Карловом мосту — это что-то из ряда вон выходящее. Думаю, что все приезжающие в Прагу туристы придерживаются именно этой точки зрения, поэтому количество туристов на мосту просто зашкаливает! Людей столько, что будучи на мосту сам мост разглядеть невозможно… :-)) Так что мне сюда пришлось вернуться — специально пришла утречком и народу здесь практически не было. На фотографиях это будет очень заметно.

Это Староместская башня…

Памятник Карлу IV

Cкульптуры Карлова моста и виды, открывающиеся с Карлова моста…

Конечно, все скульптуры на религиозную тематику

Впереди виден Пражский Град

Малостранские башни (т.е. располагающиемя со стороны Малой Страны, на противоположном берегу от Старого Места)

Вид от Малостранских башен

Ну вот примерно как-то так. .. Конечно, я здесь опубликовала не всю скульптурную галерею Карлова моста. Все скульптуры можно увидеть в моем альбоме на ЯФ.

Ну а в следующей записи мы совершим небольшую вечернюю прогулку по Пражскому Граду.

Ссылки на все мои пражские публикации можно увидеть здесь.

Что вы могли не знать о Карловом мосту

Карлов мост, без сомнения, входит в список обязательных к посещению каждого посетителя Праги. И держу пари, вы его уже видели. Но я считаю, что есть вещи о Карловом мосту, которых вы еще не знаете, — вещи, которые заставят вас полюбить это место еще больше.

Вы, наверное, где-то читали, что строительство самого известного моста через реку Влтаву, Карлова моста, было заказано чешским королем и императором Священной Римской империи Карлом IV в 1357 году. Возможно, вы не знаете, что это было не первый мост, соединивший пражские берега Влтавы. На том же месте раньше стоял другой мост – мост Джудит, который был первым каменным мостом через реку. Он был построен в 1172 г. , но рухнул после сильного повреждения наводнением 1342 г.

Ответственным за строительство был архитектор Петр Парлер, чьи другие работы включают собор св. Вита в Пражском Граде.

Еще одна интересная особенность Карлова моста — то, как он был построен. Мост построен из чешского песчаника. Говорят, что яичные желтки подмешивали в раствор, чтобы укрепить конструкцию моста — так же, как яичные желтки добавляли при выпечке, чтобы тесто лучше держалось вместе. Нет никаких доказательств, правда это или просто легенда, однако как еще можно объяснить, что Карлов мост пережил множество наводнений, последний раз в августе 2002 года, когда вся страна пережила сильнейшее наводнение за последние 500 лет? Яичные желтки могли помочь, кто знает?

А знаете ли вы, что Карлов мост с 1870 года называется Карловым мостом? На протяжении веков его на самом деле называли Каменным мостом или Пражским мостом! Удивлен?

Мост длиной 515 метров и шириной 10 метров украшен непрерывной аллеей из 30 барочных статуй и скульптур, возведенных около 1700 года. Однако, начиная с 1965 года, все статуи систематически заменялись копиями, а оригиналы экспонируется в Лапидариуме Национального музея. Таким образом, то, что вы видите сейчас на Карловом мосту, — это только копии. Но это не значит, что они менее впечатляющие!

Вы можете себе представить трамвайное и автомобильное движение по Карлову мосту? Что ж, как бы странно это ни звучало, раньше их туда пускали. Только в 1965 году все движение было исключено из Карлова моста с тех пор, что сделало его доступным только для пешеходов. Это был определенно хороший выбор!

Лучшее время для посещения Карлова моста — раннее утро или вечер, когда на нем немноголюдно. На обоих концах моста стоят башни, и на обе можно подняться, чтобы полюбоваться великолепным видом на Прагу и мост сверху. Я рекомендую его всем своим друзьям!

До Карлова моста можно доехать на трамвае № 12, 20, 22 или 23, сойдя на остановке Малострансе Намести. Или вы можете пойти туда с другой стороны реки на зеленом метро (А), станция Староместская. Или просто следуйте за толпой.

Все знают, что ча-ча-ча в Праге 17 ноября вдвойне важнее для чехов

Карлов мост в Праге

  

Пражский Град является старейшим стоящим мостом через реку Влтаву в Праге и вторым старейшим сохранившимся мостом в Чешской Республике. Карлов мост заменил предыдущий мост Юдифи, который был разрушен во время весенней оттепели 1342 года. Строительство Карлова моста было начато под эгидой короля Богемии Карла IV и императора Священной Римской империи после закладки фундамента в 1357 году. Строительство моста было завершено в 1402 г.

Карлов мост имеет длину 515,76 м и ширину 9,40–9,50 м. Высота тротуара 13 м над нормальным уровнем воды. Его создают 16 арок. Их размах составляет 16,62 м – 23,38 м. Столбы моста не были заложены в скалу, потому что она была слишком глубокой. Поэтому мост был заложен в котловане на насыпных камнях, которые опирались на дубовые сваи. Мост сложен из блоков из разных видов песчаника, из которых состоит каркас; большинство столбов заложено кирпичом.

На мосту также есть три башни.
Обследование здания в 1966-1967 гг. показало, что опасность для моста представляли прежде всего мелкие трещины, через которые могла попасть дождевая вода с растворимыми солями, используемая для зимнего содержания дорожного покрытия.
Решено, что проем моста должен быть перекрыт каркасом из анкеров.

Вероятно, с 2001 года специалисты, а также органы государственной власти и жители Праги обсуждают последующий ремонт моста. В предыдущем капитальном ремонте были проблемы: гидроизоляция под дорожным покрытием работала не очень хорошо и не препятствовала попаданию дождевой воды внутрь конструкции.
В 2004-2005 годах установлен последний график ремонтных работ. В 2005 и 2006 годах необходимо было завершить строительное обследование и собрать полную документацию. В 2006 году первые два столба (восьмой и девятый со стороны Малого квартала) были закреплены на бетонных саркофагах.

Ремонт кладки моста считается самым сложным этапом всего ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *