Картины испания – Пять великих испанских художников – пять мировых шедевров живописи, которые стоит увидеть в Испании

Пять великих испанских художников – пять мировых шедевров живописи, которые стоит увидеть в Испании

Картина —  Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 
Год создания — 1944,
Холст, масло 51× 40,5 см
Музей Тисенна-Барнемисы, Мадрид

Если верить рассказам  Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда  предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот  будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось  состояние между сном и явью.

О картине Дали говорил  так: «Целью было  впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного  мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». 
Фрейд описал его как сон, сюжет которого вызван каким-либо раздражителем извне: подсознание спящего человека идентифицирует этот раздражитель и превращает его в образы, которые имеют определенное сходство с источником раздражения. Если раздражитель несет угрозу в реальности, то и во сне он примет угрожающий облик, который спровоцирует пробуждение.

В нижней части картины изображена спящая обнаженная женщина, будто бы парящая над каменной плитой, которая омывается морем. Море в творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику  человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море  бессознательного.
Женщина на картине это  Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и  вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе  двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.
Женщина слышит во сне жужжание пчелы над гранатом. Образ граната в античной и христианской символике означает  возрождение и плодородие.
«Вся жизнетворящая биология возникает из  лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.
Подсознание сигнализирует, что насекомое может быть опасным, и мозг реагирует, вызывая образы рычащих тигров. Одно животное выпрыгивает из пасти другого, а то в свою очередь возникает из распахнутого рта рыбы, выныривающей из огромного граната, который повис над спящей. Острые когти и зубы — символ страха перед жалом насекомого, как и ружье со штыком, который  вот-вот вонзится в руку женщины.

«Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты  папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся  Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример  причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя.
Слона с площади  Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо  Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие  суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.
 

www.ru-spain.com

МУЗЕЙ ПРАДО — ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Благодаря этому в Прадо поступило большое количество картин религиозного характера, знаменующих собой такие важные исторические вехи как цикл работ живописца Педро Берругуте, 

которые были переданы в музей из монастыря Санто Томас в Авиле или великолепное собрание полотен Эль Греко. Кроме того, весьма существенная коллекция картин ХIХ века была передана в Прадо из Музея де ла Тринидад, после получения наград на Национальных Выставках 

Изобразительного Искусства эти картины перешли в руки государства и были выставлены в Музее Прадо.

Начиная с первого момента своего создания в 1819 г., Музей Прадо делал всё возможное для того, чтобы значительно пополнить и обогатить свою коллекцию испанской живописи, неустанно укрепляя её сильные стороны и заполняя пробелы. Такие пробелы берут своё начало в чрезмерном увлечении некоторых испанских монархов творчеством иностранных художников, большинство из которых являлись представителями фламандской или итальянской живописи. 

Однако с другой стороны, эта королевская склонность к предпочтению иностранных живописцев позволила музею сохранить одну из лучших коллекций античной западной живописи. Явным показателем интереса к укреплению коллекции испанской живописи явился тот факт, что самой первой работой, приобретенной музеем Прадо, было полотно Святая Троица, принадлежащее перу именно испанского живописца Хусепе де Рибера , которое король Фердинанд VII купил в 1820 году, всего несколько месяцев спустя после церемонии открытия музея.

Кроме того, первая картина, переданная в фонд музея от частного лица, также была работа испанского художника — это Распятие Христа  Д.Веласкеса , переданная в дар королю в 1829 году одним из наследников графини де Чинчон.

Усилия, предпринимаемые музеем Прадо по обогащению и укрупнению коллекции испанской живописи, были постоянными и не прекращаются и по сей день, о чем свидетельствует огромное количество и историческая важность полотен испанских живописцев, 

которые продолжают неустанно пополнять коллекцию музея в самом разгаре ХХI века.

www.gidvmadride.com

Художники, которые умели впечатляться. Часть 4: Испанские предшественники импрессионизма

Эль Греко (1541 – 1614)

То, насколько картины Эль Греко самобытны (причем не только для его времени, но и вообще в истории европейской живописи), видно сразу и помнится навсегда. Из-за этой неслыханной самобытности его ещё при жизни высоко ценили, потом сторонились, оспаривали, предали забвению почти на 300 лет, и уже в годы пышного цветения импрессионизма открыли заново, назвали учителем, превознесли. Вне всякого сомнения, заслуженно.

Об Эль Греко говорят, что «он не имел ни предшественников, ни последователей».

Доминикос Теотокопулос был великолепно образованным иконописцем на родном Крите, бывшем частью Венецианской республики (учился, возможно, у Михаила Дамаскиноса и Феофана Критского). В 1566 году его упоминают как уже сложившегося художника, и если средний иконописец получал за работу до 8 золотых дукатов, то Доминикос смог за «Оплакивание с ангелами» получить 70.

Критская школа иконописи несла элементы как византийского стиля (укрупненные пропорции, золотой фон, акцент на духовное), так и итальянского (стремление к соблюдению правильности рисунка и перспективы). Впитав ее уроки, Доминикос в 1567 году отправился в Венецию, где стал учеником Тициана. Возможно, там его и прозвали «Грек» — и затем иначе не называли ни в Италии, ни, позже, в Испании. У Тициана он перенял свободный мазок и интенсивный колорит. Повлияли на стиль Эль Греко и Тинторетто, и Микеланджело, чьи работы он изучал в Риме в 1570-х: динамичные, драматичные, с особыми отношениями между светом и тенью. Со временем в работах Эль Греко искусствоведы нашли и черты маньеризма (формы причудливы, линии ломаны линий, метафизический опыт ощутим как первоэлемент), и элементы (обилие цвета, броскость, аффектация) — и все же его манера абсолютно уникальна. Прежде всего, вытянутые вверх фигуры и лица: предполагают, виной тому редкая патология хрусталика — художник действительно так видел (и только экспрессионист Модильяни спустя 300 лет писал портреты такими же удлиненными). Одновременно все эти измененные пропорции, изогнутые эллиптические формы, сверкающие тона и холодные рефлексы, из-за которых реальное ощущается как ирреальное, а потустороннее — как подлинное, последовательно выражают мистическое мировоззрение Эль Греко.

После десяти лет в Италии художник предпринял попытку поступить на службу к испанскому королю, однако не преуспел. Выполненные им по заказу Эскориала работы («Поклонение имени Христа, видение Филиппа II», «Мученичество Святого Маврикия») не были оценены по достоинству. Слишком странно рядом с традиционной церковной живописью выглядели их беспокойные колористические вспышки, теснящиеся фигуры в позах сильного эмоционального напряжения («Снятие одежд с Христа», «Крещение Христа»). Эль Греко навсегда перебрался в Толедо, где арендовал часть поместья, которое считали «мистическим» из-за занятий его прежнего владельца, маркиза де Вильены, алхимика и астролога. Эль Греко не жалея денег и с разборчивостью знатока собирал роскошную обстановку (а особенно — библиотеку с трудами по философии, теологии и архитектуре на греческом, итальянском и латыни), приглашал музыкантов. Книг он не продавал даже впав в нужду — завещал сыну, единственному и к тому же внебрачному ребенку художника и его спутницы Иеронимы де Лас Куэвас. Исключительная независимость взглядов Эль Греко, так раздражавшая официальную церковь, опиралась на его глубокую религиозность и мировоззрение мистика.

Самые прославленные работы Эль Греко в толедский период — «Похороны графа Оргаса» (1586), где видения кажутся более живыми, чем реальные лица; «Снятие пятой печати» (1614) на сюжет из Книги Откровения, где фигуры, сотканные светящимся цветом и изломанными линиями, подобны языкам пламени.

Что рисовал? Религиозные сюжеты, причем некоторые библейские мотивы — по многу раз (например, сюжет «Христос исцеляет слепого» — трижды). Цикл картин, посвященных апостолам: «Тайная вечеря» (1567−1570), «Петр и Павел» (1592), «Святой Иоанн» (1594), «Святой Лука» (1608), «Святой Андрей» (1610) и др. В некоторых его работах совмещены различные эпизоды сюжета; Сергей Эйзенштейн даже заявил, что «Эль Греко был одним из первых праотцов киномонтажа, предшественников кинохроники». На портретах кисти Эль Греко, написанных белым, черным, красноватыми тонами по сепиевой подкладке, — всегда выразительные, освещенные лица. Наиболее знаменит «Портрет кардинала Ниньо де Гевара» (около 1600) — колористическую пронзительность именно этой работы разовьет Веласкес в своем портрете понтифика Иннокентия X.

artchive.ru

Нежные женские образы в картинах испанского художника Vicente Romero Redonto

Сейчас идет тематическая неделя на тему Испания, поэтому самое время поговорить о художниках этой страны.

Удивительные женские образы в картинах Vicente Romero Redonto поразили меня чистотой и нежностью, просто глаз не оторвать. И я не могла не познакомить вас с ними.

Vicente Romero Redondo испанский художник родился в Мадриде в 1956 году. С раннего детства мечтал заниматься живописью. В 1982 году получил диплом с отличием факультета изобразительного искусства в «Сан-Фернандо», самой престижной художественной школе в Испании. Сальвадор Дали тоже учился там. В течение первых лет учебы посвятил всё свое время скульптуре, пока не осознал, что только в живописи он может выразить все свои чувства!

Он обязан своей технике масляной живописи академической подготовке, хотя в большей степени изучал пастель, которую он находит более привлекательной и спонтанной. Недавно Vicente вернулся к использованию масла в своих работах (что было забыто в последние 4 года), тем самым производя взаимосвязь между этими двумя методами.

В конце восьмидесятых Ромеро и его жена обосновались на побережье Коста Брава, выбрав светлое и тихое место для своей студии, творчества и вдохновения. И с переездом начался новый этап в его творческой жизни. Красоты Средиземноморья, прекрасный ландшафт, красота моделей — стали идеальными условия для написания его картин.

В каждой женщине есть свои прекрасные черты! И Винсент как-то особенно трогательно чувствует и передает в своих работах самую суть женщины — любить, быть любимой женщиной и матерью! Для него женщина — абсолютный источник вдохновенья, загадка для природы, которую он всю жизнь пытается разгадать.

Его морская серия мне больше всего понравилась. Может быть потому что я очень люблю море!

Сразу представила себя на месте этих девушек и внутренне улыбнулась.

Чувствуется как дует легкий ветерок, слегка набегают волны, а ты гуляешь с босыми ногами по теплому песку и наслаждаешься жизнью.

Да, я поняла в чем секрет успеха его работ. В них есть любовь! Винсент показывает женщину легкой и красивой во всех проявлениях жизни. Он любуется каждым моментом, наблюдает, как любимая спит, играет с ребенком, работает и отдыхает. А еще в его творениях много солнечного света и пастельная цветовая гамма, отчего они очень уютные.

Предлагаю вам полюбоваться красотой, грацией и элегантностью женщин глазами Vicente Romero.

Приятного просмотра!

www.livemaster.ru

ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ — Культура Испании

Зрелое средневековье и романский период

За исключением Каталонии, зависевшей от франкского государства, средневековая христианская Испания родилась благодаря расширению земель, объединившихся на Севере против исламских эмиратов — Астурия и Наварра. Миниатюра. Мосарабская миниатюра, то есть миниатюра христиан, живших на завоеванных мусульманами территориях, известна нам по «Biblia Hispalensis» (X в.) и «Biblia sacra» из собора в Леоне (920).

В монастырях Леона возникла сильная школа миниатюры, известная красочными иллюстрациями к рукописи «Комментарий к Апокалипсису» пресвитера Беаты из Льебаны. В Каталонии каролингское и оттоновское влияние чувствуется в «Евангелии из Жероны» (1100) и в Библиях из Роды (Париж, Нац. библиотека) и Фарфы (Ватиканская библиотека).

Стенная живопись

Живописное наследие Каталонии довольно обширно, несмотря на то, что фрески в таких центрах, как Барселона, Вич и Риполь, не сохранились до наших дней. Однако ансамбли из Тахуля, Ургеля, Педрета и Бохи, впечатляющие величием форм и богатством красок, сохранились в Музее изящных искусств Каталонии в Барселоне. В Кастилии сохранились только три стенных росписи XII в.: из мосарабской ц. Сан-Баудель де Берланга (Бостон, Музей изящных искусств, и Мадрид, Прадо) и из апсиды Эрмитажа в Мадеруэло (Мадрид, Прадо). В «Пантеоне королей» в ц. Сан-Исидоро в Леоне сохранились росписи, близкие к стилю живописи Пуату.

В Арагоне, помимо цикла росписей в ц. СанХуан де ла Пенья, до нас дошли и фрески в зале капитола монастыря Сижена, вдохновленные английскими миниатюрами из Винчестера конца XII в.

Литургическое убранство

Украшение алтарей (балдахин, крест, ковчег) было особым жанром живописи, процветавшим в Каталонии. В отличие от бродячих фрескистов, эти художники были прикреплены к трем основным центрам: Ургель, Вич и Риполь. Наиболее характерными примерами этой живописи являются алтарные образы «Фронталь Апостолов» (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) и «Фронталь св. Мартина» (Вич, музей).

Готическая эпоха: XIII и XIV вв.

В это время испанская живопись испытывает попеременно французское и итальянское влияние. В XIII в. в Каталонии после первого византийского влияния, проявившегося, например, во «Фронтале Орелльи», появляется вкус к чисто готической повествовательности  («Фронталь Сан-Мигель де Соригуэрола», Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Но подлинные шедевры создаются при дворе короля Кастилии Альфонса Х Мудрого (1252-1284), в мастерской миниатюристов, которые создали иллюстрации к рукописи «Песнопения Альфонса Мудрого в честь девы Марии» (1275-1284, Эскориал).

В начале XIV в. в Наварре торжествует линейный стиль, связанный с именем художника Хуана Оливера, который в 1330 создал серию «Страстей Христовых» для трапезной монастыря в Памплуне. Влияние французской готики уравновешивается итальянским влиянием, которое преобладало, в частности, в Пальме-де-Майорке. Росписи капеллы Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, исполненные в 1346 Феррером Басса, свидетельствуют о воздействии джоттовской манеры и сиенского искусства, что проявилось также в серии панно и миниатюр, приписываемых Ферреру Басса и его сыну Арнау (до 1348). Сиенское влияние преобладало и в творчестве каталонских художников второго поколения, таких, как Рамон Десторрентс и четыре брата Серра. XV в.

С середины XIV в. самым распространенным жанром живописи стал алтарный образ, который очень часто заменял собой стенную живопись в апсидах церквей. В XV в. он превратился в воистину монументальное искусство. Алтарь был разделен на многочисленные составные части, на которых изображались различные эпизоды из жизни святых и евангельские сцены. Можно выделить три ведущих направления: итальянское, фламандское и стиль «интернациональной готики». Итальянское направление зародилось в Каталонии и Валенсии, а в конце XIV и в начале XV вв., благодаря работам известных художников, распространилось и в других районах страны. Флорентиец Старнина (согласно документам проживавший в Валенсии в 1398-1401) в 1395 работал в соборе в Толедо, где ему приписывают алтарь в капелле св. Евгения и росписи в капелле Сан-Блас, завершенные Родригесом де Толедо. В Саламанке Делло Делли (Николас Флорентино) украсил апсиду собора фреской (1445) и большим алтарем.

Среди произведений, отмеченных тосканским влиянием, выделяются работы Мастера из Оркахо, алтарь архиепископа Санчо де Рохас (Мадрид, Прадо) и в Андалусии, стенная роспись (1400) в Аркосе-де-ла-Фронтера. «Интернациональная готика». Итальянское направление приняло в себя фламандское, элементы французской и немецкой живописи и сыграло важную роль в формировании «придворного стиля» в Валенсии и Барселоне в конце XIV в. В Валенсии Лоренсо Сарагоса, Феррер, Педро Николау, Гонсало Перес и другие художники создали оригинальный стиль, отличающийся графичностью фигур и тонкой гаммой цветов, подчеркнутой золотым фоном.

Некоторым их произведениям (например, алтарь св. Георгия из лондонского музея Виктории и Альберта, который приписывают Марсалю де Саксу) присуща экспрессия, достойная немецкого искусства. В тот же период другим очагом «интернациональной готики» стала Каталония. До 1425 в каталонской живописи господствовали большие алтарные картины Боррассы, в которых художник использовал свой дар рассказчика. Хуан Матес, Рамон де Мур, Мастер из Руссильона считаются его соперниками. После 1425 каталонскую школу возглавил Бернарде Марторель, увлеченный франко-фламандскими новшествами. Среди прочих очагов международной готики следует назвать Арагон (Хуан де Леви, Николас Солана, Мастер из Ланахи) и Кастилию (Николас Франсес).

«Испано-фламандские» мастера

В Испании было много художников, использовавших нидерландскую технику живописи маслом и натуралистический подход. Это Луис Дальмау, Хайме Уге и Бартоломе Бермехо — в Арагоне, Фернандо Гальего, Диего де ла Круз, Мастер из Сен-Ильдефонс и Мастер из СантаКлара-де-Паленсия, и, наконец, Педро Берругете — в Кастилии. XVI в.

В первой трети XVI в. в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое итальянское. Наиболее значительными художниками этого переходного периода являются Хуан де Боргонья в Толедо, Алехо Фернандес в Андалусии и Родриго де Озона Младший в Валенсии. Первой областью Испании, принявшей итальянское Возрождение бьиа Валенсия: около 1507 Фернандо де Льянос и Фернандо Яньес де Альмедина обратились к итальянскому искусству конца XIV в., проявив особенный интерес к сфумато Леонардо да Винчи. Вторая треть века стала свидетельницей триумфа итальянского направления: Хуан де Хуанес и его отец, Висенте Масип, утвердили в Валенсии стиль Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. Хуан де Хуанес стал автором очень популярных, хотя и немного слащавых религиозных тем. В Толедо в то время жили два ученика Хуана де Боргонья: Франсиско де Комонтес и Хуан Корреа де Вивар. Переезд двора в Вальядолид привлек сюда некоторых итальянизирующих художников, в том числе Алонсо Берругете, сыгравшего важную роль в формировании флорентийского маньеризма. В самом богатом испанском городе — Севилье работали брюсселец Питер де Кемпенер (Педро де Кампанья) и фламандец Сторм (Фернандо Эстурмио), работавший в Андалусии в 1539-1557.

Согласно Пачеко, основателем севильской школы был Луис Варгас, вернувшийся в Севилью после долгого пребывания в Риме. Педро Мачука утвердил свое влияние в Гренаде, где создал величественный дворец Карла V с могучими и вычурными статуями. В Эстремадуре работал Луис Моралес, стоявшему несколько в стороне от других художников этой провинции. В последней трети XVI в. Гаспар Бесерра возродил в Испании искусство фрески (Мадрид, Пардо). Его преждевременная кончина вынудила Филиппа II обратиться к итальянцам, чтобы расписать стены Эскориала. В Севилье Алонсо Васкес и Франсиско Пачеко создавали огромные композиции, предвещающие появление алтарных картин «золотого века». Венецианское влияние представлено творчеством Наваррете и Эль Греко. Последний открыл для Кастилии технику и колорит Тициана и Тинторетто. На смену Наваррете пришли Диего де Урбино, Луис Карвахаль и Хуан Гомес, которые создали для Эскориала множество триптихов.

Искусство портрета, основоположником которого был нидерландский художник Антонио Моро, представлено работами художников при дворе Филиппа II — Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус. Обосновавшись в Толедо после постигшей его неудачи при дворе, Эль Греко превзошел эту простую имитацию венецианской манеры и выработал свое собственное направление, ставшее последней вспышкой маньеризма.

XVII в.: «золотой век» испанской живописи

Термин «золотой век», прежде всего, обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо. Первая половиа XVII в. В этот период важную роль играли итальянцы. Это относится не только к Караваджо, некоторые работы которого вскоре прославились в Испании, но и к тосканцам и генуэзцам, работавшим в Эскориале. Так, Санчес Котан и Ф. Рибальта, украшавшие Эскориал, под влиянием Луки Камбьязо интересовались эффектами освещения, и этот интерес принесли с собой в Валенсию. В Мадриде Висенте Кардучо и Эуженио Каксес, соответственно младший брат и сын мастеров, работавших в Эскориале, вдохновлялись чисто тосканским следованием реальности. Венецианские мастера, прекрасно представленные в королевских собраниях, оказали влияние на творчество таких художников, как Роэлас в Севилье и Орренте в Толедо.

В целом, первые образцы испанского натурализма основывались на работах итальянских художников. Великие испанские мастера, родившиеся около 1600 (Рибера — 1591; Сурбаран 1598; Веласкес — 1599; Кано 1601), также формировались в русле этой традиции, ориентированной на поиски реальности и усиление роли освещения. Позднее все они эволюционировали к более свободным и индивидуальным формам искусства. Рибера переехал в Италию, и его влияние там было не меньше, чем в Испании. Веласкес известен не только своим тенебризмом, но и создал собственный стиль, положивший основу отдельной школы портрета. Кано идеализировал форму, что сближало его с некоторыми итальянскими художниками. Благодаря работам Санчеса Котана, ван дер Хамена и Алехандро де Лоарте, с начала века широкую популярность приобрел натюрморт — «бодегон».

Позже в этом жанре работали Фелипе Рамирес, Хуан де Эспиноза, Хуан де Арельяно и многие другие, и лишь Кольянтес и Веласкес обращались к искусству пейзажа. Вторая пмовина XVII в. Во второй половине века влияние фламандцев, Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись, хотя по-прежнему оставался интерес к светлым и чувственным краскам венецианских мастеров. Сложные темные композиции первой половины столетия уступили место динамичным произведениям с более однородным  освещением. Крупньми художественными центрами стали Мадрид и Севилья, в то время как Валенсия и Толедо потеряли свое былое значение.

В Мадриде сформировалась большая группа художников (Франсиско Риси, Хуан Карреньо де Миранда, Матео Сересо, Антонио Фриас Эскаланте, Хосе Антолиньес и Клаудио Коэльо), которая представляла собой, возможно, единственную монолитную школу, открытую для многочисленных учеников. Воспитанные в духе поклонения венецианскому и фламандскому искусству, они были прежде всего прекрасными колористами и умелыми декораторами.

Среди них были и талантливые портретисты. В Севилье работали два больших мастера, представлявших диаметрально противоположное направление: Мурильо и Вальдес Леаль. Первый приятный и простосердечный интерпретатор благочестия. Второй — обладатель страстного темперамента, проявившегося в его богатых пластикой, напряженных и драматических произведениях. Ученики Мурильо Тобар, Вильявисенсио, Эстебан Маркес — поддерживали его культ в Севилье. Последователем Вальдеса Леаля был его сын Лукас. В Мадриде работал андалусец Паломино, автор трактата о живописи и сборника биографий (1715-1724), который является самым ранним источником по испанскому искусству «золотого века».

XVIII в. Правление Филиппа V.

С началом правления Филиппа V, первого испанского Бурбона (1700), некоторые художники постарались увековечить умирающие традиции «золотого века». Мигель Хасинто Мелендес стал последователем Эль Греко. В Севилье работали ученики Мурильо и Вальдеса Леаля. В Гранаде «певец Андалусии» Рисуэньо продолжил традицию Алонсо Кано. Самым оригинальным провинциальным художником бьи каталонец Виладмат. При дворе друг друга сменяли французские художники: Мишель-Анж Уасс (1715-1728), Жан Ранк (1723- 1735) и Луи-Мишель Ванлоо (1737-1752). Второй брак короля с Изабеллой Фарнезе способствовал появлению итальянских мастеров: Сани и Прокаччини, которые работали также в Ла Гранхе. Создание Филиппом V королевской мануфактуры гобеленов имело решающее значение для развития живописи, особенно во второй половине столетия.

Правление Фердинанда VI.

В период правления Фердинанда VI (1746-1759) интерес двора решительно обратился к творчеству итальянских художников: для исполнения росписей сводов в новом королевском дворце были приглашены Амигони, а затем Коррадо Джаквинто. Самой важной вехой в художественной жизни Испании тех лет стало создание в 1752 Кор. Академии художеств Сан-Фернандо, задуманной еще Филиппом V по французской модели. Первыми директорами стали Ванлоо и Антонио Гонсалес Руис, ученик Уасса. Вскоре по всей Испании были открыты свои собственные Академии, в том числе в Севилье, Валенсии и Сарагосе.

Правление Карла III и Карла IV.

В 1761 король Испании с 1759 Карл III поручил Менгсу росписи Кор. дворца в Мадриде. Истинный «диктатор искусств», Менгс сделал переворот в испанской живописи, выступив реформатором в производстве гобеленов: художникам должны были предоставлять в королевскую мануфактуру эскизы для гобеленов с изображениями сцен из мадридской жизни. В 1762 Тьеполо, соперник Менгса, приехал в Мадрид вместе со своими двумя сыновьями. В Кор. дворце Тьеполо расписал три плафона. Влияние Менгса, более сильное, чем влияние Тьеполо, сказалось на творчестве его зятя, рисовальщика Сальвадора Кармоны, а также братьев Байе. В работе мануфактуры гобеленов также принимали участие Закариас Гонсалес Веласкес и Хосе дель Кастильо. Но особенно интересны натюрморты Луиса Мелендеса и жанровые сцены и пейзажи Луиса Пареты.

В 1799, одновременно с Гойей, чести быть первым художником короля удостоился Маэлья. Творчество Гойи вплоть до конца века занимало в испанской живописи господствующее положение, благодаря мощному вдохновению, силе техники и плодовитости мастера.

XIX в.

Испанская живопись XIX в. представлена многочисленными полотнами и, однако, мало известна. Личность Гойи и престиж французских живописцев оставили в тени менее новаторских художников. Тройное желание выражает устремления мастеров той эпохи: продолжать работать в русле XVIII в., восстановить великие традиции «золотого века» и участвовать в творческих начинаниях, пришедших из-за границы. В Мадриде Висенте Лопес с особой тщательностью работал над портретами придворных Фердинанда VII. Три мадридских живописца, Хосе де Мадрасе, Хосе Апарисио и Хуан Антонио Рибера, уехали в Париж и Рим учиться у Давида. В Барселоне Жозеф Фложье и Хуан Карлос Англес были главными представителями неоклассицизма. Но в первой половине столетия художники обращались не столько к античным сюжетам, сколько к сценам народной жизни — Хуан Родригес, прозванный «эль Панадеро», и братья Бекер; в Андалусии и Мадриде — Леонардо Аленса, Хос Эльбо, Эуженио Лукас и Франсиско Ламейер. Среди представителей романтического направления такие пейзажисты, как Хенаро Перес Вильямиль и Хосе Феррант проявляли интерес к памятникам средневековья. Большим успехом пользовался и портретный жанр, в котором работали практически все художники той эпохи, в частности Антонио Эскивель, Хосе Гутьеррес де ла Вега, Федерико де Мадрасо и Карлос Луис де Рибера.

Среди художников, работавших в Риме между 1830 и 1840, была и группа каталонцев: Хоакин Эспальтер, Пелегрин Кальве и Клаудио Лоренсале, которая, предводительствуемая Пабло Мила-и-Фонтанальсом, вступила в контакт с немецкими художниками-назарейцами и присоединилась к примитивистам. В 1856 на первый план вышла историческая живопись, связанная с именами Эдуарде Кано, Хосе Касадо дель Ализаль, Висенте Пальмароли, Эдуарде Розалеса и Антонио Хисберта. Бельгиец Карлос Хас, переехавший в Мадрид в 1857, вновь привлек интерес к пейзажному жанру, в котором также работали Аугустин Рьянчо и Мартин Рико. В Барселоне Рамон Марти-и-Альсина стал родоначальником каталонского реализма, а Хоакин Вайреда основал школу Олот. Благодаря европейскому успеху Мариано Фортуни, очень популярными стали жанровые сцены.

XX в.

Начало века

В первой половине XX в. деятельность испанских художников практически ограничивалась Мадридом и Барселоной. Около 1900 Барселона превратилась в главное место средоточения новых идей. Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль встали во главе испанского постимпрессионизма. Ведущим теоретиком ноусентизма был Эуженио д’0рс, его последователями стали Торрес-Гарсиа, Хоакин Суньер и Мигель Вилья.

Между модернизмом и экспрессионизмом стоял Исидро Нонель. В этот период Мадрид не отличался особой оригинальностью. Большое влияние имели Дарио де Регойос, Аурелиано де Беруэте и Хоакин Соролья. Мадридский модернизм был представлен в основном басками, например, Хуаном де Эчеваррья, Итуррино и Игнасио Сулоага. Единственным испанским экспрессионистом стал Хосе Гутьеррес Солана. Кубизм, сюрреализм и абстракция. Наиболее талантливые художники потянулись в Париж. Приехавший в Париж в 1904, Пикассо вместе с Браком заложил основы кубизма. В этом направлении работали также Хуан Грис и Мария Бланшар. В Барселоне с открытием гал. Дальмау в 1906 авангард стал международным явлением.

В 1917 переехавший в Барселону Франсис Пикабиа основал дадаистский журнал «331». Испанцы Хуан Миро и Сальвадор Дали считаются одними из основоположников сюрреализма. Мадрид был менее открыт для Европы. Торрес-Гарсиа основал здесь группу конструктивистов. Адептами сюрреализма были Франсиско Борее, Гомес де ла Серна и Луис Фернандес.

Военный период

Война быстро положила конец всем брожениям. Большинство художников-авангардистов встало на защиту республики. Многие из них эмигрировали, некоторые вообще отказались от всяких художественных поисков.

Каталонский авангард

В 1948 Тапьес, Тарратс и Киксарт сформировали группу «Дау аль Сет», которая начала выпускать журнал под тем же названием. С 1950 неформальное движение затронуло большинство каталонских художников: Эрнандеса Пихуана, Рамона Вальеса, Аржимона и Хиноварта. В 1947 в Сарагосе вокруг Лагунаса и Фермина Агуайо образовалась группа абстракционистов. В 1948 в Сантандере появилась школа Альтамира. Современные тенденции.

1957 стал важным этапом в истории испанской живописи. В этом году в Мадриде была создана группа «Эль Пасо», в Кордове — «Экип 57» и в Валенсии группа «Парпальо». «Эль Пасо» ведет свое происхождение от неформального искусства и абстрактного экспрессионизма; в группу входили Антонио Саура, Маноло Мильярес, Рафаэль Каногар, Луисом Фейто, Мануэль Ривера и Вьола. Около 1963 некоторые художники стали работать в рамках новой фигурации. В 1964 «Экипо Кроника» из Валенсии предпринимает попытку критики общества потребления, используя при этом язык комиксов или цитат из известных картин.

 

dikarka.ru

Художники Испании

Испания. Страна яркого солнца, теплого моря и прекрасного вина. Это страна, которая подарила нам много известных имен в различных сферах – в спорте, кинематографе, литературе. Но Испания также по праву может гордиться и своими художниками. Эль Греко, Веласкес, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Франсиско Гойя – все они внесли неоценимый вклад в развитие мировой живописи.

Для истинных ценителей работ испанских мастеров мы предлагаем 3-дневный тур по главным музеям, посвященным этим великим людям.

1 день. Начнём со столицы и главного города страны – Мадрида. Чем он интересен? Например, тем, что здесь можно найти уникальные работы Франсиско Гойи. Вы сможете посетить церковь, наиболее известную как «Пантеон Гойи». Она знаменательна тем, что на её стенах сохранились фрески мастера. В первую очередь Вам стоит обратить внимание на купол церкви, где Гойя изобразил необычный религиозный сюжет – воскрешение из мертвых. Помимо этого, художник украсил своды часовни изумительными декоративными композициями, в которых центральное место отдается ангелам. Также здесь находятся останки великого живописца, перенесённые из Франции.

Следующая остановка в Мадриде – это Сан Франсиско Эль Гранде, храм конца XVIII в. Здесь Вашему взору предстанет картина «Проповедь святого Бернардина из Сиены», расположенная в капелле Сан Бернардино. К этой работе стоит присмотреться внимательнее: Вы увидите изображение Гойи, запечатленное им в самый последний момент перед сдачей работы.

Оставшееся время Вы сможете посвятить прогулкам по уютным улицам Мадрида или знакомству с национальной кухней в одном из многочисленных ресторанов города.

2 день. Перелёт в Барселону. Другой город и другой, не менее известный, художник – Пабло Пикассо. Именно здесь находится Музей Пикассо – самая крупная коллекция работ мастера, где Вы сможете насладиться его творчеством, причём преимущественно раннего периода (с 1895 по 1904 гг.).

Интересно отметить, что изначально эта коллекция создавалась другом художника, Хайме Сабартесом, после смерти которого Пикассо лично пожертвовал более 2,5 тысяч своих работ (гравюр, рисунков, керамических изделий) для продолжения его дела.

3 день. Из Барселоны Вы отправитесь в замечательный город Фигерес (исп. Figueres), где расположен Театр-музей известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Путешествие будет происходить на поезде, что позволит Вам насладиться живописными видами Каталонии. Сам музей – это уникальный комплекс, построенный по проекту самого художника на развалинах старого муниципального театра.

По замыслу Дали, это должен был быть своеобразный сюрреалистический лабиринт, в котором посетители смогли бы лучше понять замыслы художника, а также оторваться от привычной реальности. В самом деле, внутреннее обустройство музея сочетает в себе несколько архитектурных стилей и различных уловок, обманывающих человеческое зрение с помощью оптических иллюзий. Помимо этого, здесь содержится самая крупная коллекция работ великого испанского гения, причем, не только в живописи, но также и в скульптуре, и даже в ювелирном деле.

555plus.com

Известные испанские художники: сюрреалист Сальвадор Дали

Испания имеет полное право называться родиной величайших людей прошлого и современности. Эта страна подарила миру много удивительных и талантливых людей, среди которых архитекторы, художники, актеры, режиссеры, спортсмены и певцы.

Среди художников это — Диего Веласкес, который отождествляет собой вершину испанской живописи XVIII века, Пабло Руис Пикассо — основоположник кубизма, знаменитый художник, график, скульптор и керамист, Франсиско Хосе де Гойя — знаменитый живописец и гравер, Сальвадор Дали — всемирно известный художник, график, живописец, скульптор, писатель и режиссер.

Среди каталонских художников мировым признанием, кроме Сальвадора Дали, пользуются Жоан Миро и Антони Тапиес.

Сальвадор Дали (1904-1989 г.г., полное имя — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь) — один из самых известных представителей сюрреализма.

Сальвадор Дали со своим любимым оцелотом по кличке Babou в 1965 году.

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе (провинция Жирона, север Каталонии) в семье зажиточного нотариуса. По национальности он был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Дали был необыкновенно эпатажным человеком.

Сальвадор был третьим ребенком в семье (имел еще брата и сестру). Его старший брат умер от менингита, не дожив до 2-х лет, и родители назвали младенца, родившегося через 9 месяцев после его смерти, Сальвадор — «Спаситель». Пятилетнему Дали мать сообщила, что он — реинкарнация брата.

Будущий художник рос очень капризным и заносчивым, любил манипулировать людьми с помощью публичных сцен и истерик.

Его талант к изобразительному искусству проявился уже в детстве. В 6 лет он писал интересные картины, в 14 лет состоялась его первая выставка в Фигерасе. Совершенствовать свои навыки Дали получил возможность в муниципальной художественной школе.

В 1914-1918 года Сальвадор учился в Фигерасе в Академии ордена маристов. Обучение в монашеской школе проходило не гладко, и в 15 лет эксцентричного ученика выгнали за непотребное поведение.

В 1916 году произошел знаковый для Дали случай — поездка в Кадакес с семьей Рамона Пишо. Там и произошло знакомство с современной живописью. В родном городе гений учился у Жоана Нуньеса.

В 17 лет — в 1921 году — будущий художник окончил институт (так называлась в Каталонии средняя школа).

После этого, в 1921 году Сальвадор уехал в Мадрид и поступил там в Академию изобразительных искусств. Учеба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования. Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться со своими товарищами.

В Школе изящных искусств при Академии он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида. в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Хотя в Академии Дали надолго не задержался (за некоторые чересчур смелые идеи и недостойное поведение в 1924 году его отчислили), это не помешало художнику организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро добиться известности в Испании.

Дали снова вернулся в Академию через год, но его снова исключили в 1926 году (Сальвадору было 22 года) и уже без права на восстановление. Случай, повлекший за собой эту ситуацию, был просто поразителен: на одном из экзаменов профессор Академии попросил назвать 3-х самых великих художников в мире. Дали ответил, что не будет отвечать на подобного рода вопросы, потому что ни один преподаватель из Академии не имеет право быть ему судьей.

Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.

Одна из известных картин Дали «Постоянство памяти».

Картина «Сон».

Картина «Великий мастурбатор».

Картина «Призрак сексуальной привлекательности».

Картина «Галатея со сферами».

В 1929 году Дали обрел свою музу. Ею стала Гала Элюар. Именно она изображена на многих картинах Сальвадора Дали. В 30 лет — в 1934 году — Дали неофициально вступает в брак с Галой, которая была старше художника на 10 лет (настоящее имя женщины — Елена Дьяконова, родилась в Казани. Из-за любовной страсти к Дали оставила своего мужа — французского поэта Поля Элюара и 16-летнюю дочь Сесиль). Однако религиозная церемония брака Дали с Галой состоялась лишь спустя 24 года — в 1958 году.

Жили Сальвадор и Гала в небольшой деревушке Кадакес (провинция Жирона) в порту Лигат – там находилось единственное собственное жилище Дали, которое он уже женатый, вернувшись из Парижа, приобрел для себя и своей жены Галы. В то время это была небольшая хижина, где местные рыбаки хранили свои снасти, общей площадью в 22 кв. метра.

Со временем дом Дали в Кадакесе, за 40 лет жизни в нем семьи импрессиониста, становился больше и красивее: художник приобретал соседние хибарки, реставрировал их и соединял в единую постройку. Именно таким образом в бухте и появилась мастерская, где великий импрессионист создал большинство своих шедевров.

Дом-музей Сальвадора Дали в деревне Кадакес.

Детей у пары не было. Гала была единственной женской моделью (помимо младшей сестры Дали — Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекращал ее восхвалять и представлять  как живой миф и современную икону.

Со своей стороны, Гала взяла в руки финансовые дела мужа и смогла получать от них доход.

С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году Дали выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказывались коммерчески успешными. В США он сотрудничал с Уолтом Диснеем, режиссером Альфредом Хичкоком.

После возвращения в Испанию, Дали с Галой жили преимущественно в Каталонии.

В 1965 году Сальвадор Дали приехал в Париж, где покорил публику своими работами, выставками и эпатажными поступками.

К концу 60-х годов гармоничные отношения Сальвадора и Галы разладились. Немалую роль в этом сыграла вереница молодых любовников Галы. В итоге в 1968 году художник купил для жены замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жирона), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения Галы. В этом замке его муза провела последние годы жизни и умерла в 1982 году.

Замок Галы в Пуболе.

За год до смерти жены — в 1981 году — у Дали развилась болезнь Паркинсона.

После смерти Галы Сальвадор переехал в ее замок в Пуболь. До этого он жил в своем рукотворном убежище в Кадекесе (вплоть до 1982 года), однако после смерти жены покинул его и больше никогда в него не возвращался.

Сегодня в доме создан музей художника.

После ухода из жизни Галы Дали переживал глубокую депрессию. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком медсестрам было трудно — он бросал в них все, что попадалось под руку, кричал, кусался.

В 1984 году в замке случился пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце-концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтобы его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в свой театр-музей в Фигерасе, где оставался до конца своих дней.

Скончался Дали в 1989 году на 85-м году жизни, пережив свою музу на 7 лет.

Театр-музей Дали в Фигерасе, спроэктированный им самим. Открылся в 1974 году.

Художник завещал похоронить себя таким образом, чтобы по его могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали было забальзамировано и замуровано в пол одной из комнат его театра-музея — в склепе под куполом, в городе, где он родился — Фигерасе (провинция Жирона). 

Все свои работы знаменитый сюрреалист завещал Испании.

Сегодня театр-Музей Дали в Фигерасе является крупнейшим художественным музеем Испании.

Для справки: Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм, совмещает сон и реальность. Для этого сюрреалисты предлагают абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.

Город Фигерас на карте Испании.

Фигерас  — город в автономном сообществе Каталония в Испании, столица округа Альт-Эмпорда провинции Жирона  с населением около 40 тыс. человек.

Из истории возникновения города Фигерас: в 600-х годах до н. э. в местах, где находится нынешний город, проживали племена индигетов (племя иберского происхождения). В то время большая часть местности была затоплена, было много больших зарослей камыша. Жители проживали на склонах холмов, свободных от стоячей воды. О жителях той эпохи, еще до прихода римлян, можно судить по керамическим изделиям, найденным в конце XIX века.

Римляне появились здесь в 195—194 г.г. до н. э. (они высадились в городе Эмпорион в 218 году до н. э.), построив на одной из остановок Домициевой дороги (первой римской дороги, построенной в Галлии и соединявшей Древний Рим c провинцией Испания по суше) небольшую деревню, из которой впоследствии и возник город Фигерас. Римляне, видимо, еще застали племена индигетов, поскольку деревня имела две половины — римскую и иберийскую. Однако позже весь населенный пункт был романизирован.

В античные времена город был известен как Люнкария (Luncaria). Современное название Фигерас происходит от имени Ficaris, данного ему вестготами.

В 1267 г. король Хайме I Арагонский даровал городу фуэрос (исп. fueros — права, привилегии) — общий свод законов в государствах Пиренейского полуострова, относящихся ко всем подданным государства, а также законы, подтверждающие права провинций и муниципалитетов. Вплоть до XIV века фуэрос в испанских государствах были основной формой законодательства.

Исторически имеющая сильную национальную (националистическую) идею каталонизма, Каталония (где и расположен город, в котором родился и жил Сальвадор Дали) в разное время ранее пыталась провозгласить свою независимость от Испании и к настоящему времени добилась автономии, официального статуса каталонского языка и признания каталонцев нацией, отдельной от испанцев.

Мила Баскова, для Reportero.

Reportero.info — Новости Испании, новости Украины

reportero.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *