Казань лет: В Казани перестали выдавать загранпаспорта нового образца на 10 лет

нахальные извозчики, барабусы, первые трамваи и безлошадные экипажи — Реальное время

07:00, 18.04.2016 Сюжет: Колонка Лилии Габдрафиковой

Каким был городской общественный транспорт в начале XX века

С сегодняшнего дня в Казани повышается стоимость проезда в общественном транспорте. Тем временем появился он в столице республики, придя на смену гужевым перевозкам, к началу XX века. Однако традиционные извозчики с транспортной арены города не сходили достаточно долго. Историк Лилия Габдрафикова в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказала о первых конках, трамваях и автомобилях, которые появились в Казани и впоследствии заметно повлияли на лицо города.

Альтернатива грубым извозчикам

Конец XIX – начало XX веков – время перемен для транспортной системы. Самой популярной тягловой силе – лошади – пришли на помощь пароходы и поезда, трамваи, велосипеды, мотоциклы и автомобили. Эта была настоящая транспортная революция. И, прежде всего, в умах людей, которые поначалу пытались даже автомобилям придать вид лошади, отказывались путешествовать на пароходах и поездах, а человек на велосипеде вообще воспринимался как вероотступник. Вместе с дальними путями сообщения развивалась и городская транспортная инфраструктура. «Монополистам»-извозчикам составили конкуренцию конки. Но это была лишь репетиция предстоящей конкурентной борьбы.

В Казани уже в 1860-е годы прозвучали предложения о необходимости соединения города и пароходной пристани конно-железной дорогой. На призыв муниципальных органов власти отреагировал некий господин Шипов, но условия городской управы и земства, очевидно, показались предпринимателю невыполнимыми, и вскоре он отказался от своей затеи.

В 1868 году Казанская городская дума дала объявления в местной и столичной прессе о поиске подрядчика на строительство дороги. Взялся за дело инженер, штабс-капитан Павел Петрович Панаев. Он согласился реализовать проект на условиях концессионного договора сроком на 50 лет. Но уже на этапе подготовки проекта затормозил дело на несколько лет, да еще успел продать свои права другим лицам.

Казанская конка. Адмиралтейская слобода, Петрушкин разъезд. 1876 г.
Из личного архива А. Дубина. Фото archive.gov.tatarstan.ru

В результате проект на строительство конно-железной дороги в Казани был утвержден лишь в декабре 1873 года. Подрядчиками стали капитан-лейтенант Александр Адольфович Этолин и купец Густав Густавович Тальквист, организовавшие специальное Товарищество на вере. Они обязались соединить, как и планировалось, пристани с городом и пустить конку по центральным улицам Казани (Проломной, Воскресенской и т.д.).

Первые конки появились в городе в 1875 году. Новый вид транспорта сразу привлек внимание своей дешевизной и необычным видом одноэтажных и двухэтажных вагонов. Эта была альтернатива городским извозчикам, которые к тому же всегда отличались грубостью нравов. Однако в скорости конки значительно уступали городским лихачам. В зимнее время кондукторы порой бежали рядом с вагоном, чтобы согреться. На крутых подъемах к вагонам пристегивали дополнительных лошадей.

Казанская особенность – «барабусы»

С появлением конок начинают терять популярность услуги татар-катальщиков. На своих маленьких санях, запряженных двумя лошадьми, во время Масленицы они обычно катали желающих по городу на большой скорости. Стоила эта забава в пределах 4-6 копеек. В 1860-х годы катальщики должны были иметь специальное разрешение от Городской думы и платили налог в размере 60 копеек. Но к концу века круг клиентуры катальщиков сузился.

А значительная часть лихачей переквалифицировалась в «барабусов». Они отличались от традиционных извозчиков тем, что работали только зимой и катали клиентов на простых санях-розвальнях. Причем к концу XIX века «барабусы» составляли больше половины казанских извозчиков. А татарское слово «барабыз» («поедем»), трансформировавшееся в «барабуса», вскоре прочно вошло в местный чиновничий лексикон. В переписке муниципальных органов извозчиков-татар официально именовали барабусами.

К концу XIX века «барабусы» составляли больше половины казанских извозчиков. Из личного архива А.Дубина. Фото aif.ru

Несмотря на большое количество татар-извозчиков, отношение к их услугам у мусульман было своеобразным. В Казани татары старались не нанимать извозчиков, боялись общественного мнения. Соседи могли подумать, что человек нетрезвый, поскольку приехал с извозчиком. Мелких торговцев останавливал гнев духовенства, приказчиков и конторщиков – осуждение хозяев-купцов. Поэтому чаще ходили пешком, обращались к извозчикам только при крайней необходимости, когда нужно было ехать на пристань или на вокзал.

На службе у царя

Кроме того, в Казани были татарские «кулаки-ломовые», у которых работали целые бригады извозчиков, по 30-40 человек. Они занимались перевозкой грузов. Извоз был излюбленным промыслом татар и в других районах империи. Много татар-извозчиков работали в Астрахани.

В Самаре одним из наиболее богатых и влиятельных людей из татар считался «кулак-ломовой» Мухаммед Баишев. Он являлся единственным депутатом-мусульманином в Самарской городской думе.

Большое количество татар-перевозчиков в разных городах свидетельствовало не только об их бедности, но и о сохранившейся еще с кочевнических времен любви к лошадям и лихой езде.

Даже последним кучером императора Николая II был татарин Сайфулла Бурнашев из села Азеево Рязанской губернии. На русский лад в царской семье его звали Степаном.

Казанский трамвай. Начало XX в. Из личного архива А. Дубина. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Безлошадный транспорт

В 1890-е годы казанцев не устраивала не только медленная езда конки, но и сама городская железная дорога. «Полотно нашей конки, никогда капитально не ремонтируемое, пришло наконец в такое невозможное состояние, что езда в вагонах становится даже опасной, – писали казанские журналисты в 1893 г., – … редкий вагон проходит благополучно, не соскочив с рельсов. Иногда битый час поднимают вагон. Тряска и качка в вагонах настолько сильны, что сидящие на империале (второй этаж вагона, без крыши – прим. ред.) должны держаться за перила, чтобы не вылететь на мостовую. В довершение всего поздняя прислуга тискает пассажиров, как сельдей в бочку, и грубит, когда кто-нибудь запротестует».

Именно в этот период на транспортном рынке Казани появляется новый игрок – Бельгийское анонимное общество конно-железных дорог, которое в народе стали именовать «Обществом трамвая». Ведь именно эта компания запустила в Казани новый вид транспорта. Скорость безлошадных вагонов была выше старых конок, и на рубеже XIX-XX веков трамваи полностью завоевали рельсовые пути.

Но вместе с новым транспортом пришли и новые несчастья. Сохранилось множество архивных дел с претензиями к обществу трамвая: кто-то покалечился, кто-то вовсе не выжил после столкновения с этой машиной. Писали обычно такие заявления родственники пострадавшего или умершего человека. Иногда такие несчастья случались по вине пешеходов, которые прогуливались по улицам в пьяном состоянии, но и водители не всегда справлялись с управлением. Трамваи сталкивались с конными экипажами. В некоторых случаях для извозчика это заканчивалось летальным исходом.

Казанские извозчики продолжали конкурировать с трамвайными перевозками. Особенно в непогоду, когда заметало трамвайные пути, на арену выходили «вездеходы»-извозчики. Более того, барабусы в такие дни специально ездили по трамвайным путям, чтобы укатать мокрый снег до образования ледяной корки. И пока трамвайщики расчищали рельсы, пассажиры переходили к извозчикам.

Спасская башня и въезд в Казанский Кремль. Конец XIX — начало XX в. Из личного архива Р. Хайрутдинова. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Окультуривание извозчиков

Казанская городская дума пыталась всячески «окультурить» моральный облик местных извозчиков. В специальных правилах 1905 года говорилось о том, что им запрещается «преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, спать на экипажах, заводить брань и драку, позволять себе над проходящими насмешки», «исполнять свои естественные надобности на площадях и улицах и вообще нарушать общественный порядок и тишину».

Городские власти предупреждали извозчиков о том, что они обязаны по требованию полицейских везти раненого или больного человека, «а также подкидыша или пьяного» по указанному адресу. Плату за оказанную услугу извозчик получал в кассе городской управы.

Проект, отложенный до 1925 года

«Общество трамвая» постепенно расширяло трамвайную сеть, появлялись новые маршруты и остановки. Так, в знаменитом стихотворении Г. Тукая «Сенной базар или новый Кисекбаш» трамвай довозит богатыря Карахмета до Старо-Татарской слободы.

А вот трамвайного сообщения до Ново-Татарской слободы так и не было. В 1908 году казанские татары во главе с Б. Апанаевым выступили с предложением о необходимости соединения трамвайными путями и этой слободы. Однако предприниматели не спешили проложить трамвайные пути до городской окраины и дали лишь обещание осуществить проект до 1925 года.

Автопробег Казань – Шуран, 1914 г. Фото avto.kazanfirst.ru

Кареты без лошади

С появлением в конце XIX века автомобилей рынок извоза стал еще более разнообразным.

Первое время автомобили называли «каретой без лошади», «самодвижущимися экипажами». В России начало отечественного автопрома связывают с 1896-м годом, когда два изобретателя П.А. Фрезе и Е.А. Яковлев продемонстрировали легковой экипаж, рассчитанный на два места. Но особенную популярность автомобили приобрели перед Первой мировой войной.

В Казани с 1910 года общество «Аутотранспорт» открыло регулярный автомобильный рейс из городских слобод в центр Казани. Если учесть, что на окраинах жили не самые обеспеченные люди, то можно сделать вывод о том, что рейс был рассчитан на широкие массы и, соответственно, проезд в них был недорогим.

Перемены в способах передвижения никак не повлияли на основную потребность пассажира – желание добраться до места назначения как можно быстрее.

Лилия Габдрафикова

С чего это вдруг Казани тысяча лет

Все подстроили. Артефакты, которые нашли в Кремле и доказали тысячелетие нашего города, подкинули во время раскопок. Все ради того, чтобы искусственно состарить Казань.

Без паники, это всего лишь одна из версий о возрасте города. Ученые и историки до сих пор спорят на эту тему: у каждого свое мнение. Поэтому вот еще три популярных версии. О них стоит знать, чтобы в любой момент можно было, не вызывая подозрений, вмешаться в светскую беседу.

Версия №1. Как однажды в Казани чуть не справили 800-летний юбилей

Некоторые ученые и археологи почти до последнего думали, что Казани меньше тысячи лет. Все потому, что первое письменное упоминание о городе датируется 1177 годом. Путем нехитрых манипуляций вычислили, что городу вот-вот стукнет 800 лет.

В 1977 году в Казани чуть было не закатили большую вечеринку по этому поводу, а среди казанцев даже разошлись памятные значки с числом 800.

Фото: aucland.ru

В последний момент все праздничные атрибуты сложили в коробки и грустно разошлись. Просто московские ученые пришли к выводу, что упоминание Казани могли вписать позже, и верить ему нельзя.

Версия №2. Как однажды нашли древнюю монету и пошло-поехало

Для того, чтобы доказать реальный возраст Казани, ученым пришлось встряхнуть недры Кремля и найти на его территории археологические улики. Потрошить Кремль начали в 1994 году.

Раскопки в Казанском кремле. Фото: kremlinmuseum/facebook.com

Через три года всплыла сенсационная чешская монета 10 века: другой такой в мире не было. Правда, на доказательство возраста города монета не тянула. Она лишь покрикивала о том, что, возможно, Казань была экстравертом и вовсю налаживала торговые связи с Западной Европой.

Древняя чешская монета. Фото: samlib.ru

Археологи не сдались и наткнулись на культурный слой домонгольского периода. Он-то ученым и нужен был. В нем, как в бабушкином комоде, хранились женские бусы, оружие, бронзовая накладка, керамика, кожаные вещицы и альбом Игоря Николаева. Предметы легко вписались бы в реалии блошиных рынков, но из-за своей исторической ценности попали в руки ученых со всего мира.

Раскопки в Казанском кремле. Фото: kremlinmuseum/facebook.com

Ученые чуть не впали в анабиоз: найденные артефакты — это конец 10-го – начало 11-го веков.

После этого археологического экшена специалисты со всего мира съехались на конференцию и сделали вывод: Казань и правда возникла на границе 10 и 11 веков. Но 1005 год – условный, потому что ученые – не Хелен Дункан, которая знала все.

Эта версия занимает место в интернете официально. Благодаря ей в 2005 году город эпично отпраздновал юбилей.

Версия №3. Как однажды Казань сравнили с Дженнифер Энистон. (Мы. Сегодня.)

Другие ученые-энтузиасты говорили, что Казань незаслуженно состарили. Она как Дженнифер Энистон – выглядит моложе, чем есть на самом деле. Казани максимум 600-700 лет. По версии энтузиастов, город основал местный эмир Хасан в 1374 году. Примерно в этот период в районе Казанского кремля появилось постоянное поселение.

Если вы в легком шоке (или нет) от этой информации, посмотрите, как возникло выражение «сирота казанская». Там целых три короткие истории о том, как оно появилось.

фильмов Элии Казан: 15 величайших фильмов в рейтинге от худшего к лучшему

  • Зак Лоус, Крис Бичум
  • фильм

Kobal/REX/Shutterstock

Спустя годы после своей смерти в 2003 году двукратный лауреат премии «Оскар» Элиа Казан остается влиятельной и неоднозначной фигурой, уважаемой и ругаемой в равной мере. Давайте взглянем на 15 его величайших фильмов, ранжированных от худшего к лучшему.

Казань Начал свою карьеру как театральный актер, но вскоре перешел в режиссуру. Он поставил несколько знаковых постановок, в том числе оригинальный тираж «Трамвая «Желание»». За свою карьеру он получил три премии «Тони» за лучшую постановку пьесы: «Все мои сыновья» в 1947 году, «Смерть продавца» в 1949 году и «Джей Би» в 1959 году.

Он перешел к кинопроизводству, сняв фильм «Дерево растет в Бруклине» (1945). Два года спустя он получил свой первый «Оскар» за лучшую режиссуру за «Джентльменское соглашение» (1947), который также получил награду за лучший фильм и лучшую женскую роль второго плана (

Селеста Холм ). Разрушающая табу драма об антисемитизме, фильм зарекомендовал себя как режиссер, увлеченный современными острыми темами.

Казань получил свою вторую номинацию на лучшую режиссуру за экранизацию фильма «Трамвай «Желание»» (1951), получившую три премии «Оскар» (лучшая женская роль за Вивьен Ли , лучшая мужская роль второго плана за Карл Молден и Лучшая женская роль второго плана для Ким Хантер ). Фильм сделал звездой Марлона Брандо , чья игра, вдохновленная Методом, сместила игру в кино в сторону более натуралистического стиля.

В 1952 году Казан дал показания в комитете Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности, обвиняя нескольких своих коллег-режиссеров в членстве в Коммунистической партии. Это решение преследовало Казана до конца его жизни, о чем свидетельствует неоднозначная реакция, которую он получил на церемонии вручения премии «Оскар» в 1998 году, когда

Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро вручил ему Почетный Оскар (несколько участников, такие как Эд Харрис и Ник Нолти , отказались аплодировать).

Режиссер обосновал свое решение фильмом 1954 года «На набережной», за который получил свой второй «Оскар». Всего фильм получил восемь наград, в том числе за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Брандо), лучшую женскую роль второго плана ( Ева Мари Сэйнт ) и лучший сценарий ( Бадд Шульберг

).

Казань четырежды претендовала на премию «Оскар»: лучший режиссер фильма «К востоку от рая» в 1955; а также лучший фильм, лучший режиссер и лучший оригинальный сценарий для фильма «Америка, Америка» в 1963 году. Он продолжал расширять границы на протяжении всей своей карьеры в таких фильмах, как «Куколка» (1956), «Лицо в толпе» (1957). ) и «Великолепие в траве» (1961).

Любите вы его или ненавидите, вы не можете отрицать влияние Казана как на сцену, так и на экран. Просмотрите нашу фотогалерею с его 15 величайшими фильмами, включая несколько, за которые он должен был получить номинации на Оскар.

Зои Казан обзоры фильмов и краткое содержание фильмов

ТВ/Потоковое

Руководство по домашним развлечениям: январь 2023 г.

Брайан Таллерико | 2023-01-31

Последние новости на Blu-ray и в потоковом режиме, включая «Жестокую ночь», «Она сказала», «Кости и все» и «Меню».

Фестивали и награды

Звезды сияют на церемонии вручения премии Critics Choice Awards 2023

Сара Найт Адамсон | 2023-01-18

Репортаж с церемонии вручения премии Critics Choice Awards 2023.

Особенности

Великие выступления 2022 года

Редакторы | 2022-12-22

Наши сценаристы выбрали несколько своих любимых спектаклей 2022 года.

Фестивали и награды

NYFF 2022: «Возвращение в Сеул, она сказала», «Внешняя ночь»

Разведчик Тафоя | 2022-10-17

Посылка с Нью-Йоркского кинофестиваля с последними новостями от Марко Беллоккио.

Фестивали и награды

Превью 58-го Чикагского международного кинофестиваля

Петр Собчински | 2022-10-12

В этом году на Чикагском международном кинофестивале, который пройдет с 12 по 23 октября, будет представлен обширный обзор.

Особенности

Некоторые представления обо мне: к 10-летию Ruby Sparks

Мария Э. Гейтс | 2022-07-25

К 10-летию Руби Спаркс и влиянию сценария Зои Казан.

Интервью

Мы настолько хороши, насколько хорошо наше поколение: Итан Хоук о «Последних кинозвездах»

Мария Э. Гейтс | 2022-07-22

Интервью с Итаном Хоуком, режиссером нового документального сериала HBO «Последние кинозвезды», о Поле Ньюмане и Джоанн Вудворд.

Фестивали и награды

Sundance 2021: 12 фильмов, которые нам не терпится увидеть

Ник Аллен | 2021-01-27

Виртуальный кинофестиваль «Сандэнс» в этом году проходит с 28 января по 3 февраля.

Фестивали и награды

Sundance 2021 объявляет виртуальный конкурс, премьеру, полуночные титулы и многое другое

Ник Аллен | 2020-12-15

Объявлен полный список участников виртуального фестиваля Sundance в следующем месяце.

ТВ/Потоковое

Руководство по домашним развлечениям: 28 мая 2020 г.

Брайан Таллерико | 2020-05-28

Новинки на Blu-ray и DVD включают Emma, ​​The Way Back, Sonic the Hedgehog и Wildlife.

Особенности

Великие выступления 2018 года

Редакторы | 2018-12-19

Коллектив RE о своих любимых выступлениях 2018 года.

Особенности

Десять лучших фильмов Питера Собчинского 2018 года

Петр Собчински | 2018-12-13

Десять лучших фильмов 2018 года по версии Петра Собчинского.

Особенности

«Рома», «Фаворитка», «Звезда родилась» лидирует в номинациях кинокритиков Чикаго

Брайан Таллерико | 2018-12-07

Номинанты на премию Чикагской ассоциации кинокритиков этого года.

Интервью

Американские животные: Пол Дано о дикой природе

Ник Аллен | 2018-11-02

Интервью с Полом Дано о его режиссерском дебюте в новой драме «Дикая жизнь».

Фестивали и награды

NYFF 2018: Рома, Ее запах, Баллада о Бастере Скраггсе, У ворот вечности

Годфри Чешир | 2018-10-16

рецензий с Нью-Йоркского кинофестиваля последних фильмов Альфонсо Куарона, Алекса Росса Перри, братьев Коэнов и Джулиана Шнабеля.

Фестивали и награды

Венецианский кинофестиваль 2018: «Суспирия», «Петерлоо», «Баллада о Бастере Скраггсе», документальная литература

Гленн Кенни | 2018-09-01

Обзор новых фильмов Луки Гуаданьино, Майка Ли, Оливье Ассайаса и братьев Коэнов из Венеции.

Фестивали и награды

Сандэнс 2018: Дикая природа

Ник Аллен | 2018-01-23

Рецензия от Sundance на режиссерский дебют Пола Дано «Дикая жизнь».

Фестивали и награды

20 фильмов, которые нам не терпится увидеть на Sundance 2018

Брайан Таллерико | 2018-01-16

Взгляд на 20 самых многообещающих фильмов кинофестиваля Sundance 2018.

Журнал Чаза

Мои любимые фильмы 2017 года.

Чаз Эберт | 2017-12-18

Чез Эберт перечисляет свои любимые фильмы 2017 года.

Особенности

Лучшие выступления 2017 года

Редакторы | 2017-12-18

Два десятка наших любимых спектаклей 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *