Кровавые издержки эволюции — Армянский музей Москвы и культуры наций
Валерия Олюнинаистория, геноцид
Валерия Олюнинаистория, геноцид
Любители Жан-Жака Руссо и Геноцид
Когда нация, воспитанная на музыке Моцарта и трагедиях Шиллера, истребила много десятков миллионов людей жесточайшим способом, взяв на вооружение презумпцию невиновности младотурков, человечество долгие годы пыталось понять, почему же амплитуда колебания маятника так высока? Почему в кратчайшие сроки возможен этот рывок от идеалов штюрмерства и гуманизма в сторону запредельных зверств не просто ради земли или ресурсов, а для эстетического наслаждения?!
… На российских туристических сайтах мы читаем, что кхмеры, жители королевства Камбоджа близ Тайланда – это нация улыбок, покоя и гармонии, дальняя и загадочная. Возникновение народа относят к первым столетиям нашей эры. Именно тогда произошло слияние многих племен, населявших территории современной Камбоджи и Южного Индокитая.
Кадры забитых мотыгами людей и фотографии замученных в тюрьме S-21 облетели весь мир.
Но в Камбожде было немало людей, кто защищал идеолога «красных кхмеров» Нуона Чеа, экс-министра иностранных дел Иенга Сари, его жену Иенг Тхиритх, а также формального главу правительства Кхиеу Сампфан. Есть и сегодня те, кто тоскует по временам Пол Пота, как в России по сталинизму. В стране молодое поколение, не заставшее времена Пол Пота, грезит мифами. Кое-кто в оправдание говорит, что крови на этот раз не нужно, но как-то же надо прекратить рост ужасающей бедности, коррупцию!Но как отделить одно от другого?
На определенном витке международных разбирательств вокруг событий в Камбодже из-за субъективности акторов стало невозможным даже само упоминание «геноцида» 1975-1978 гг. Как пишет ведущий российский востоковед по проблемам новейшей истории и политического развития Камбоджи Надежда Бектимирова, «красные кхмеры» участвовали в подписании мирных Парижских соглашений по Камбодже в 1991 г. Лишь после выхода группировки «красных кхмеров» из процесса мирного урегулирования и образования в 1993 г.

Стерилизованная Беттина Геринг и стразы дочери Пол Пота
Пол Пот умер в 1998 году в 73 года от сердечного приступа, он не сдался властям и скрывался в джунглях. Сегодня его единственная дочь Сар Патчета живет в Камбодже, в 2014 году вышла замуж и ведет богемный образ жизни.
Опять мы вынуждены сравнивать трагический опыт Камбожди, где сегодня есть мемориал в печально известной тюрьме S-21 с тем, как изживали карму потомки фашистской верхушки. Как известно, Гитлер не имел детей. Но они были у его ближайших соратников – Германа Геринга, Ганса Франка…Об этом снят документальный фильм (2011) «Дети Гитлера», где Беттина Геринг – двоюродная внучка первого руководителя «Гестапо», осознает, что дети не в ответе за грехи родителей. Однако ее фамилия всегда была для нее тяжкой ношей.
Вернемся к Камбодже. Шиллер, Гете, Моцарт, и здесь без лирики и романтизма в начале пути не обошлось. Конец 1950-х — начало 1960-х Кхиеу Поннари и Салот Сар, будущий Пол Пот и его первая жена, провели в разговорах о Шекспире и французской литературе — они оба преподавали в частных лицеях в Пномпене. Будущий диктатор Салот Сар наизусть цитировал поэтов XIX века: Рембо, Верлена, преподавал историю, географию и право. Одним из его любимых авторов был Жан-Жак Руссо. Наполнившись идеями гуманизма, они организовали парижский марксистский кружок. Вот так они и жили — обсуждали «грандиозные планы на жизнь» по вечерам, несли свои идеи ученикам, печатали научные статьи в местной оппозиционной прессе, а Поннари даже создала свой феминистский журнал — «Ниери» («Девушка»).

«Политика кровавого возможного»
В 1963 году принц Нородом Сианук объявил коммунистическую партию Кампучии вне закона и приказал арестовать всех членов организации, генеральным секретарем которой являлся Салот Сар. Франкофилам пришлось бежать в джунгли. Через несколько лет Салот Сар взял себе новое имя — Пол Пот (от французского politique potentielle — «политика возможного»), и вместе с женой они победоносно вернулись в столицу. Король умер в 2012 году, пережив своего врага на 15 лет.
Оставшиеся в Пномпене деятели его правительства (включая Лон Нона — родного брата Лон Нола) были расстреляны полпотовцами.С этих ритуальных казней и началось претворение в жизнь
Утопической идеи создания общества, состоящего исключительно из трудолюбивых крестьян. Это только в теории было утверждено, что страна теперь становится независимой, на деле полпотовцы принимали экономическую и военную помощь от Китая и Северной Кореи. Идеология кампучийских коммунистов представляла собой смесь марксизма, маоизма и антиколониализма.
Работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт, наконец, подлинный смысл жизни», — таков был главный тезис пришедшего к власти лидера «красных кхмеров».Чтобы добиться выполнения явно завышенного плана, людей заставляли работать по двенадцать часов в день без перерывов, с жестким нормированием пищи, в ужасающих санитарных условиях. Как следствие — люди умирали от голода, изнурения и болезней. «Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах — гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать», — говорил в одном интервью Пол Пот.
Красные кхмеры также вели безжалостную борьбу с “пережитками” прошлого, с «западными ценностями»: закрывались школы, больницы, фабрики. Была отменена денежная система, все религии были запрещены, вся частная собственность — конфискована. Началось планомерное уничтожение членов религиозных общин, интеллигенции, торговцев, бывших чиновников, а также всех, кто высказывал хоть малейшее несогласие с политикой красных кхмеров.

После того, как в 1977 г. Кампучия вступила в войну с коммунистическим Вьетнамом, в идеологии красных кхмеров проявился явный расистский уклон. Началась охота на национальные меньшинства Кампучии, в том числе и на китайцев и вьетнамцев: многие были изгнаны или уничтожены. Например, из 425 000 китайцев, проживавших в Камбодже, выжили лишь около половины. Также в восточных районах страны были уничтожены сотни тысяч жителей, которых подозревали в сотрудничестве с Вьетнамом.
В 1978 г. подразделения вьетнамской армии вторглись в Камбоджу, и в январе 1979 г. режим Пол Пота был свергнут. Остатки кхмерских отрядов отошли в приграничные районы на север страны, где продолжили партизанскую войну.
Точное число жертв режима очевидно уже никогда не будет установлено. Надежда Бектимирова называет общепринятое количество жертв: численность людей казненных, умерших от рабского труда, голода, истощения, пыток составила от 1,7 до 2,5 млн. человек — и это 20-25% населения. Геноцид был прекращен в результате военного вмешательства Вьетнама в декабре 1978 г.
Однако вопрос о правосудии в отношении режима «красных кхмеров» по ряду причин ожидал своего решения в течение нескольких десятилетий.Крестьяне, «садовники» и Трибунал
В конце 1990-х гг. многие рядовые кхмеры вообще ничего не знали о предстоящем трибунале, а те, кто что-то слышал об этом событии, не проявляли к нему интереса, объясняя свою позицию так: «Трибунал — это не мое дело, я — простой крестьянин, мне надо кормить семью».
По данным некоторых социологических опросов, за год до начала работы трибунала — в 2008 г. — 60% населения имело крайне смутное представление о трибунале. Этому, отчасти, способствовала позиция, занятая руководством Камбоджи, не проявлявшем заинтересованности в широком информировании населения по вопросам, связанным с трибуналом. Так, один из членов правительства Камбоджи откровенно признавался: «Мы, как садовники, должны подготовить почву для трибунала. Но мы не хотим слишком активной вовлеченности общественности в этот судебный процесс — это может быть опасно.
Все судебные дела разделены на отдельные эпизоды — насильственное выселение из Пном Пеня, рабский труд в кооперативах, массовые казни, недоедание, содержание в тюрьмах, геноцид в отношении нацменьшинств и уничтожение религии, а также насильственные браки, в ходе которых имели место массовые нарушения прав женщин.
«И мальчики кровавые в глазах»
Поистине античная трагедия, хоть и бескровно разыгралась в семье Пол Пота. Хотя на фоне фотографий с тысячами взрослых и детских черепов это выглядит незначительной издержкой дела «красных кхмеров».
В 1972 году Кхиеу Поннари стала председателем Национальной ассоциации женщин Кампучии. Она ездила по всей стране с призывами вступать в партию ее мужа. Со своей работой Кхиеу справлялась хорошо, несмотря на то, что шизофрения развивалась быстро.
А по ночам она снова и снова просыпалась в холодном поту и будила мужа и слуг своим криком: «Товарищ! Вставай! Вьетнамские войска окружают, они хотят нас убить!» В 1975 году, когда красные кхмеры свергли существующую в Камбодже власть, Поннари уже не могла работать.
Пол Пот часто оставлял ее с сиделкой. «Он рассказывал мне, как не может спать из-за ее болезни, как переживает из-за жены. Он ее очень любил». А она слишком сильно боялась, что вьетнамцы разлучат их с мужем. И, возможно, именно из-за ее страхов спустя время в рядах красных кхмеров начались чистки на предмет предательства. Враг был совсем рядом. Поннари так и не познала счастья материнства — в далеком 1950 году врачи поставили ей диагноз рак шейки матки. После тяжелой операции она оказалась бесплодна. Так же она не узнала, что ее муж женился на Меа Сон и у них родилась дочь. Что Меа считала Пота хорошим мужем, потому что тот «старался изо всех сил воспитать детей так, чтобы они не выросли предателями. С 1985 года, когда мы поженились, я никогда не видела, чтобы он сделал что-то плохое», — спустя 15 дней после смерти диктатора говорила — Меа Сон, вторая жена Пол Пота, в интервью знаменитому американскому журналисту Нэйту Тэйеру. Тому самому, который интервьюировал и ее мужа год назад. Тогда навстречу Нэйту вышел выходит седовласый мужчина преклонных лет с бамбуковой дощечкой, выполняющей функцию веера, а передвигаться ему помогают два солдата.
Нейт Тэйер добивался этой встречи несколько лет. Пол Пот одарил гостя мягкой, застенчивой улыбкой, взял за руку и повел в свою хижину, где стал уговаривать понять, почему ему было необходимо казнить маленьких детей»…
А Кхиеу Поннари пережила своего мужа на пять лет. В 1996 году вместе со своей сестрой и ее мужем Кхиеу Поннари получила амнистию от правительства Камбоджи. Остаток жизни она провела в имении своей сестры. И в возрасте 83 лет скончалась от рака в городе Пайлин.
«Высшие « и «низшие». В качестве заключения.
Австрийский ученый Рудольф Штейнер в 1912 году с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека основал новую науку – антропософию. По его мысли, каждое высшее существо должно в смирении склоняться перед низшим как перед основой. «Я — животное, без тебя, растения, не могло бы существовать». «То же самое должно быть в человеческом обществе». Речь идет о ступенях человеческой лестницы, и тот, кто на высшей ступени, «обязан своим бытием низшему».
Мировое смирение и прощение отлично проиллюстрировал Иоанн Павел II, когда простил турка, стрелявшего в него — Мехмета Али Агджу. Но в наши дни даже социальная стратификация перестает работать. На нижнем этаже мироздания, даже на его нулевом цикле видятся не нищие, изгои, которым нужно омыть ноги, а серийные убийцы, экстремисты, террористы.
Разумеется, так происходит из тысячелетия в тысячелетие. Македонский сжигал дотла. Монголо-татары пировали на телах князей, прикрыв их досками. Красноармейцы кормили голодные семьи печенью, вырезав ее у расстрелянных.
Должны наступить такие времена, когда «высшие» никогда не смогут использовать кровь и пот, в которую переработается «низший», тот, кто переступил человеческий закон. «Высший «не может произрастать на этом шатком основании, пропускать его через себя и в конце концов отторгать. В этом и будет состоять истинная эволюция человечества.
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
View fullsize
Валерия Олюнина
Валерия Олюнина
Красные кхмеры: Кровавые издержки эволюцииРисовые поля, манговые деревья у дома и гекконы токи – все это Камбоджа
| 04.
07.2022
Заросший джунглями Ангкор, курортный Сиануквиль, колониальный Пномпень… Наши маршруты не минуют самых популярных достопримечательностей Камбоджи, но точно позволят взглянуть на эту страну под другим углом. Мы расспросили нашего местного жителя Юлию Лещинскую о Камбодже без стереотипов и предрассудков. Рисовые поля, манговые деревья у дома и гадание на гекконах токи — чем хороша современная Камбоджа.
Все запомнили только Пол Пота
Пол Пот пришел к власти в 1975 году, а уже в 1979 году режим «красных кхмеров» был свергнут. Вьетнамские войска выбили камбоджийских коммунистов из столицы, и хотя вылазки отдельных «полпотовцев» продолжались до девяностых годов, но также сошли на нет. Конечно, люди, которые когда-то были «красными кхмерами» еще живы, но современная политика Камбоджи далека от этой идеологии. Так что «красные кхмеры» — самый настоящий стереотип об этой стране. Меня вот тоже часто спрашивают, мол, как же вы живете в Камбодже, у вас же тут «красные кхмеры», Пол Пот.
..
Преемственность вопреки прошлому
Сегодня Камбоджа — это королевство, форма правления — конституционная монархия. Государством правит король Нородом Сиамони. Его отца — предыдущего короля Нородома Сианука — кхмеры называют отцом нации. Именно при нем завершилась эпоха французского протектората, длившаяся без малого сто лет, и Камбоджа получила независимость. Преемственность королевской династии сохранилась, несмотря на смену правящего режима.
Единственный в мире флаг с храмом
Вместе с политикой страны менялся и ее флаг. Не сказать, чтобы глобально, но все-таки страна успела сменить не меньше десяти флагов. На современном флаге изображен Ангкор Ват — символ Вселенной, божественных сил и королевской власти. Согласно камбоджийской традиции, монарх является посредником между божествами и людьми, поэтому Ангкор Ват на флаге буквально символизирует единство нации, религии и короля.
По улицам уже давно не ходят с автоматами
Еще один стереотип времен Пол Пота.
После режима «красных кхмеров» у части населения оставались оружие, но правительство запустило целую программу по разоружению населения, так что с автоматами по улицам здесь уже давно никто не ходит, а за порядком следит полиция. Сиемриап, например, считается одним из самых безопасных городов не только Камбоджи, но и во всей Юго-Восточной Азии. В отличие от других камбоджийских городов, где зазевавшийся турист может не досчитаться кошелька, здесь полностью искоренено уличное воровство.
В целом очень спокойная страна
Сиануквиль и другие курортные и очень туристические города на побережье притягивают каких-то непонятных людей, особенно в период праздников и массовых гуляний, но думаю, с такой же вероятностью у вас могут сорвать сумочку где-нибудь в Барселоне. Но даже эти единичные случаи — не повод говорить, что здесь опасно, наоборот, Камбоджа — очень спокойная страна. Если женщина вышла одна на улицу в Камбодже, то к ней не будет такого повышенного внимания, как, например, в Индии или Египте.
Кхмеры по природе своей люди стеснительные и деликатные.
Повальная нищета осталась в прошлом
Конечно, здесь есть очень бедные люди, особенно в дальних провинциях, но сегодня активно формируется средний класс, а деньги кхмеры предпочитают вкладывать в образование детей. У обычного кхмера может быть очень скромное жилье, но обязательно должна быть спутниковая тарелка и хорошая большая машина. Думаю, это также связано с пережитками прошлого, чтобы в случае непредвиденных событий можно было запрыгнуть всей семьей в машину и рвануть к безопасной границе. Скромные жилища постепенно уходят в прошлое, признак нового времени — большие красивые дома. Кхмеры начали с большим удовольствием и вкусом отстраивать собственные виллы. Если семья большая, то обязательно иметь дом и участок с манговыми деревьями при нем, а квартиры в многоэтажных домах предпочитают сдавать экспатам.
Франко-кхмерская архитектура
В 1863 году Франция заключила договор о протекторате с королевством, а двадцать лет спустя Камбоджа фактически стала ее колонией.
Получить независимость от Франции удалось только в 1953 году. Но кое-что от колониального прошлого в Камбодже все-таки осталось. Если мы пройдем с вами по бульвару Нородом в Пномпене, то увидим сохранившиеся дома в узнаваемом колониальном стиле. Современные дома кхмеры тоже отстраивают в колониальных мотивах: деревянные ставни, черепичная крыша… Влияние глобализации также ощущается, но стекло и панели явно проигрывают очарованию архитектуры прошлого.
Встретить монаха — к удаче
Конечно, в Камбодже живут мусульмане, католики, но подавляющее большинство населения Камбоджи исповедуют буддизм, а точнее старейшую из ныне существующих школ буддизма — тхераваду. Везде можно увидеть пагоды, а рано утром даже встретить собирающих подаяние монахов. Такая встреча всегда к удаче. Положить в барабан денежку, помолиться вместе с монахом — значит, день пройдет хорошо.
Особенности кхмерского менталитета
Лучше всего о кхмерах скажет фраза: «ат паньха» (в переводе с кхмерского — «нет проблем»).
В любой сложной ситуации, когда европейцы обычно начинают суетиться, кхмеры повторяют эту фразу и сохраняют полную невозмутимость. Они очень спокойны и действительно не понимают, зачем надо нервничать, когда все идет так, как идет, своим чередом. Не сделал что-то вовремя? Ат паньха, сделаешь позже. Такое вот буддистское спокойствие.
Выращивать рис — это престижно
Выращивание риса — это сложная технология, а у кхмеров очень много времени занимает ручной труд. Большая часть коренного населения занимается выращиванием риса. Обычно у пномпеньских кхмеров есть гектары где-нибудь в провинции, а на плантациях работают крестьяне. Поэтому выращивание риса считается престижным, если у тебя у самого есть земля. Владеть землей в Камбодже — это уже хорошо. Ведь земля здесь дорогая, а работа на земле не очень дорогая, зато всегда можно нанять работников, и это тоже считается престижным.
Туризм развит не очень или, наоборот, очень
О местном туризме существует два полярных мнения.
Одни говорят, что по уровню туризма Камбоджа буквально догоняет Таиланд, поэтому все, кому наскучил Бангкок, давно съезжаются в соседний Пномпень. Другие считают, что Камбоджа, наоборот, недооценена: есть что предложить, но спроса мало. Верно и то, и другое. Например, наши туристы массово едут из Таиланда на однодневные экскурсии в Ангкор Ват, часто даже не осознавая, что это уже другая страна. Камбоджийские храмы — сакральные для буддистов места, но ведь кроме них здесь есть настоящие джунгли с водопадами, девственные леса и удивительные эндемики, которых не встретить больше нигде в мире.
Дружба народов в названиях улиц
Долгое время давать названия улицам было не принято, их просто нумеровали. Названия улиц появились с приходом европейцев, но до сих пор на улице дублируется и ее номер, и название. Например, 51-я улица — это улица Пастера. Есть проспект Мао Цзэдуна, улица Ким Чен Ира, Шарля де Голля, а из аэропорта в центр города ведет бульвар Российской Федерации. Почему такое название? В свое время СССР здорово помогал Камбодже: был построен технологический институт, госпиталь… Так что Камбоджа в этом плане очень интересная страна.
Здесь собрали названия своих улиц от всех, с кем налаживали дипломатические связи.
Самый русский рынок в Камбодже
На местных рынках можно найти все, чем богата Юго-Восточная Азия — от жареных тараканов до бытовой техники. Азиатские рынки всегда колоритны. В Камбодже таких рынков несколько. Центральный рынок был построен по французскому проекту в стиле ар-деко с расходящимися от высокого купола секциями, из-за цвета фасада его часто называют желтым. Другой интересный рынок — Русский. Один из первых рынков для иностранцев открылся еще в 1980 году, когда большинство иностранцев в Камбодже были русскоязычными. И хотя наших здесь уже давно меньше, чем остальных иностранцев, название за рынком закрепилось, а продавцы до сих пор говорят по-русски: «Шарфики, платочки, давай-давай».
Саранча, лягушки и другие деликатесы
Если вы планируете попробовать что-нибудь из камбоджийских деликатесов, то нужно сразу идти на рынок. Лягушки, тараканы, саранча, жуки-плавунцы с рисовых полей — все это можно запросто найти на рынке.
Обычно наши с радостью бросаются пробовать кхмерскую кухню. Вот спросите Михаила Кожухова, как они с командой на съемках «В поисках приключений» собирали, жарили и ели этих жуков. Местные тоже едят насекомых, но не скажу, что это массовая еда. Лягушек вот любят, а насекомых меньше.
Вокруг такая густая жизнь
До переезда в Камбоджу я была здесь много раз. Мы очень хорошо знали страну и, казалось, были ко всему подготовлены. Сидишь так вечером у себя дома, а по дому носятся геккончики и ловят москитов, а есть еще гекконы токи — они крупнее, ярко-голубого цвета с красными пятнышками — и вот когда эти гекконы кричат «токи-токи», то их всегда слушают, как наших кукушек, и считают, сколько раз прокричал? Оказалось, что это так необычно жить в самой гуще природной жизни, когда вокруг что-то растет, цветет, кричит, пищит, поет…
Вы можете увидеть все это своими глазами в компании клуба путешественников Михаила Кожухова! Забронируйте место в группе и отправляйтесь в путешествие вместе с нами.
Будет интересно!
Кхмеры — О Камбодже
Этнический состав
Население Камбоджи сегодня составляет около 10 миллионов человек. Около 90-95 процентов населения составляют кхмеры. Остальные 5-10 процентов включают китайцев-кхмеров, кхмеров-исламистов или чамов, этнических горных племен, известных как кхмеры лоу, и вьетнамцев. Около 10 процентов населения проживает в Пномпене, столице, что делает Камбоджу в основном страной сельских жителей, фермеров и ремесленников.
Этнические группы, составляющие камбоджийское общество, обладают рядом экономических и демографических общих черт, например. Китайские купцы жили в основном в городских центрах и играли роль посредников во многих экономических циклах, но они также сохраняли различия в своих социальных и культурных институтах. Они были сосредоточены в основном в центральной и юго-восточной Камбодже, основные различия между этими группами заключаются в социальной организации, языке и религии.
Большинство жителей Камбоджи расселены в довольно постоянных деревнях вблизи крупных водоемов в районе бассейна Тонлесап и низменности Меконга. Кхмеры-лоу живут в разбросанных по всему миру деревнях, которые заброшены, когда иссякают возделываемые земли поблизости. Деревни кхмеров и чамов с постоянным проживанием обычно расположены на берегах рек или других водоемов или рядом с ними. Деревни чамов обычно почти полностью состоят из чамов, но в кхмерских деревнях, особенно в центральной и юго-восточной части Камбоджи, обычно проживают значительные китайские общины.
Кхмеры Лоу
Кхмеры Лоу — некхмерские горные племена в Камбодже. Кхмерские лоу встречаются именно в северо-восточных провинциях Раттанакири, Стунг Тренг, Мондулкири и Крате. Большинство кхмерских лоу живут в разбросанных временных деревнях, в которых проживает всего несколько сотен жителей. Эти деревни обычно управляются советом местных старейшин или старостой деревни.
Кхмеры Лоу выращивают самые разные растения, но основной культурой является сухой или горный рис, выращиваемый подсечно-огневым методом.
Охота, рыбалка и собирательство дополняют культивируемые растительные продукты в рационе кхмерского лоу.
Дома варьируются от огромных многоквартирных длинных домов до небольших построек на одну семью. Они могут быть построены близко к земле или на сваях. Основными группами кхмеров лоу в Камбодже являются куй, пхнонг, брао, джарай и раде. Все, кроме около 160 000 куев, жили в северных камбоджийских провинциях Кампонгтхом, Преа Вихеар и Стоенг, а также в соседнем Таиланде.
Чам
Народ чам в Камбодже происходит от беженцев из Королевства Чампа, правившего большей частью Вьетнама между Гао Ха на севере и Бьен Хао на юге.
Камбоджийские чамы делятся на две группы: ортодоксальные и традиционные в зависимости от их религиозной практики. Ортодоксальная группа, составляющая около трети от общего числа чамов в стране, проживала в основном в районе Пномпень-Удонг и в провинциях Такео и Капот.
Традиционные чамы были разбросаны по средней части страны в провинциях Баттамбанг, Кампонг Том, Кампонг Чам и Пурсат.
Чамы обеих групп обычно живут в деревнях, населенных только другими чамами; деревни могут быть вдоль берегов водотоков или внутри страны. Жители приречных деревень занимаются рыболовством и выращиванием овощей. Они обменивают рыбу на рис у местных кхмеров.
Женщины в этих деревнях зарабатывают деньги ткачеством. Чамы, живущие в глубине страны, поддерживают себя различными способами, в зависимости от деревни. Некоторые деревни специализируются на металлообработке; другие выращивают фруктовые деревья или овощи. Чамы также часто служат забоем крупного рогатого скота для своих соседей-кхмеров-буддистов, а в некоторых районах считаются искусными заводчиками водяных буйволов и баранов.
Китайцы
Китайцы в Камбодже составляют крупнейшее этническое меньшинство страны. 60% китайцев были городскими жителями, занимавшимися в основном торговлей; остальные 40 процентов были сельскими жителями, работающими владельцами магазинов, покупателями и переработчиками риса, пальмового сахара, фруктов и рыбы, а также ростовщиками.
Подсчитано, что 90 процентов китайцев в Камбодже занимались торговлей и что 92 процента тех, кто занимался торговлей в Камбодже, были китайцами. В сельской Камбодже китайцы были ростовщиками и обладали значительной экономической властью над этническими кхмерскими крестьянами за счет ростовщичества.
Китайцы в Камбодже представляли пять основных языковых групп, крупнейшей из которых была теочью (около 60 процентов), за которой следовали кантонцы (около 20 процентов), хоккиен (около 7 процентов), хакка и хайнаньцы (на каждого приходится по 4 процента). Те, кто принадлежал к определенным китайским лингвистическим группам в Камбодже, как правило, тяготели к определенным занятиям.
Тэочю, которые составляют около 90 процентов сельского населения Китая, держат деревенские магазины, контролируют сельские кредиты и предприятия по сбыту риса, а также выращивают овощи. В городах они часто занимались такими предприятиями, как импортно-экспортный бизнес, продажа лекарств, уличная торговля вразнос.
Кантонцы, которые составляли большинство китайских групп до начала миграции Теочю в конце 1930-х годов, живут в основном в городе. Как правило, кантонцы занимаются транспортом и строительством, по большей части в качестве механиков или плотников.
Сообщество Хоккиен занималось импортом-экспортом и банковским делом, и в него входили некоторые из самых богатых китайцев страны. Хайнаньцы начинали как производители перца в провинции Компот, где они продолжали доминировать в этом бизнесе. Многие переехали в Пномпень, где, по сообщениям, в конце 1960-х годов у них была фактически монополия на гостиничный и ресторанный бизнес. Они также часто управляли ателье. В Пномпене новоприбывшие хакка обычно были народными дантистами, продавцами традиционных китайских лекарств и сапожниками.
Вьетнамцы
Вьетнамцы разбросаны по юго-востоку и центру Камбоджи. Они были сосредоточены в Пномпене, а также в провинциях Кандал, Прейвенг и Кампонгтям. Между Камбоджей и Вьетнамом нет тесных культурных или религиозных связей.
Вьетнамцы попадают в сферу китайской культуры, а не в индийскую, к которой принадлежат тайцы и кхмеры. Вьетнамцы отличаются от кхмеров манерой одеваться, организацией родства и многими другими вещами — например, вьетнамцы — буддисты Махаямы, а большинство камбоджийцев — буддисты Тхеравады. Хотя вьетнамцы жили в городских центрах, таких как Пномпень, значительное их число проживало в нижнем течении рек Меконг и Бассак, а также на берегах Тонлесап, где они занимались рыболовством.
Другие статьи о Камбодже
ИСТОРИЯ Камбоджи
ГЕОГРАФИЯ
Религия
КХМЕРИ
Языки
. могущественное государство в Юго-Восточной Азии, образованное людьми с таким же именем, существовавшее с 802 г. по 1431 г. н.э. На пике своего развития империя покрывала большую часть того, что сегодня является Камбоджей, Таиландом, Лаосом и южным Вьетнамом.
К 7 веку н.э. кхмеры населяли территории вдоль реки Меконг — седьмой по длине реки в мире — от дельты примерно до современной камбоджийско-лаосской границы, а также регион между этой рекой и великим озером Тонлесап на западе и район, протекающий вдоль реки Тонлесап (которая течет от озера к морю, впадая в дельту Меконга).
Было несколько королевств, которые постоянно воевали друг с другом, а искусство и культура находились под сильным влиянием Индии из-за давних морских торговых путей с этим субконтинентом.
Удалить рекламу
Реклама
В основном индуизм, но также и буддизм, были важными религиями в регионе, смешанными с анимистическими и традиционными культами. Важные города того времени включают Ангкор Борей, Самбор Прей Кук, Бантеай Прей Нокор и Ват Фу. Человек по имени Джаяварман II, который, как говорят, пришел из места под названием Ява, которое может быть или не быть островом, который мы называем Явой в Юго-Восточной Азии, возглавил серию успешных военных кампаний, покорив большинство этих мелких королевств, что привело к в основании крупного территориального государства. В 802 г. н.э. он принял титул chakravartin , «вселенский правитель», и эта дата используется для обозначения начала империи.
Несколько раз кхмеры вели войны с двумя соседними народами с могущественными королевствами, чамами и вьетнамцами.
Используя город Ангкор в качестве столицы, кхмерская империя в течение следующих столетий расширила свою территориальную базу, в основном на север (выход на плато Корат) и на запад, до бассейна Чао Прайя и далее. На востоке результаты были другими: несколько раз кхмеры вели войны против двух соседних народов с могущественными королевствами, чамами (в современном центральном Вьетнаме) и вьетнамцами (в современном северном Вьетнаме). Несмотря на некоторые победы, например, в 1145 году н.э., когда была взята столица Чама Виджая, империя так и не смогла аннексировать эти земли. И наоборот, чамы и вьетнамцы одержали несколько собственных побед, самой впечатляющей из которых была унизительная месть чама, разграбление Ангкора (1177 г. н.э.) и подтолкнувшая империю на грань разрушения.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube! На протяжении всей истории империи кхмерский двор неоднократно занимался подавлением восстаний, инициированных честолюбивой знатью, пытавшейся добиться независимости, или борьбой с заговорами против короля.
Это было особенно верно каждый раз, когда умирал король, поскольку наследство обычно оспаривалось.
Кхмеры были великими строителями, заполняя ландшафт монументальными храмами, огромными резервуарами (называемыми барай ) и каналов, и прокладке разветвленной дорожной сети со всевозможными мостами – основные магистрали имеют протяженность 800 км. Самый потрясающий храм, Ангкор-Ват, представляет собой микрокосм индуистской вселенной и бросает вызов воображению как крупнейший в мире религиозный комплекс, занимающий 200 гектаров; сегодня он переполнен туристами, пораженными руинами, которые еще недавно были покрыты джунглями. Его строительство заняло около 30 лет и было начато одним из величайших королей Сурьяварманом II около 1122 г. н.э.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Величайшим королем империи был Джаяварман VII (годы правления 1181 г. н.э. — 1215 г. н.э.). Он изгнал Чамов, захвативших Ангкор, восстановив царство от анархии, а затем вторгся в Чампа (королевство Чамов).
Масштабы его строительной программы были беспрецедентными: он построил храмы, памятники, дороги, сотни больниц и впечатляющий комплекс Ангкор Том — город в городе в Ангкоре. Джаяварман также расширил территориальный контроль империи до апогея.
Ангкор-Ват, Камбоджа
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
Первоначальное название Ангкора было Яшодхарапура («Город, несущий славу»), и в период своего расцвета это был самый большой город в мире, площадью в тысячу квадратных километров, что близко к площади современного Лос-Анджелеса в США. Его население гораздо труднее оценить, но цифра примерно в один миллион приемлема.
Удалить рекламу
Реклама
Кхмеры были праздничным народом, у них было много праздников круглый год. Борьба, скачки, петушиные бои, фейерверки, музыка и танцы были неотъемлемой частью их культуры. Большая часть торговли королевства, по-видимому, находилась в руках женщин. Король и элита перевозились на паланкинах и использовали зонтики, чтобы укрыться от солнца.
Присутствовало несколько религиозных верований: сначала короли предпочитали (но не исключительно) индуизм, а позже — буддизм. Государство было разделено примерно на 23 провинции с развитой администрацией и многочисленным персоналом, спускавшимся даже до уровня деревни. Периодически проводились переписи. Хотя высшие должностные лица этой бюрократии были ключом к процветанию империи, они также были участниками заговоров, от которых страдала история двора.
Упадок и окончательный крах империи тесно связаны с великим тайским переселением в 12-14 веках н.э. Они населяли территорию к северу от империи, примерно там, где заканчивается Китай и начинается Юго-Восточная Азия; Юньнань. Это гористая, суровая земля, где существовало тайское королевство под названием Нанчао. По неизвестным причинам тайское население начало мигрировать на юг, сначала небольшими группами. Тайцы впервые упоминаются в записях как наемники для империи, и их число росло по мере того, как они начинали обосновываться в качестве поселенцев в маргинальных районах.
