Краткая история церкви покрова на нерли: Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово — история, архитектура, фото, как доехать

краткое описание, история постройки, фото

Этот белокаменный храм, который располагается в российской глубинке, является одним из наиболее узнаваемых символов России. Отличающийся изысканными пропорциями, он, без сомнения, стал значимым и известным памятником русского православного зодчества. В этой статье мы расскажем об истории собора Покрова на Нерли. Кратко описать ее будет непросто, поскольку она насчитывает более девяти с половиной веков. Вы узнаете о его сложной судьбе и о том, как сегодня выглядит древнее строение.

Расположение

В Суздальском районе Владимирской области, в 1,5 км от поселка Боголюбово, высится у слияния рек Клязьмы и Нерли храм. Собор Покрова стоит на рукотворном холме, который окружает заливной луг. Расположение церкви уникально для древнерусских культовых сооружений, поскольку она находится на холме высотой всего шесть метров, в то время как большинство культовых сооружений в Средние века возводились на возвышенностях.

История строения

Кто построил собор Покрова на Нерли? Как гласит древнее предание, во время похода русского войска на волжских булгар, в начале августа 1164 года, иконы Владимирской Богоматери, Спаса и Крест стали излучать огненное сияние. В честь этого события князь Андрей Боголюбский решил возвести храм.

Другая версия связывает появление сооружения с гибелью сына князя Андрея – Изяслава. Храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, призван был стать символом особого покровительства Владимирской земле Богородицы. Для собора Покрова на Нерли место было выбрано удачно. В те давние времена устье Нерли являлось речными воротами на торговом пути по Оке и Клязьме до Волги.

Интересно, что праздник Покрова учредил князь Владимирский, не получив согласия Константинопольского патриарха и Киевского митрополита. Первое богослужение состоялось в соборе Покрова на Нерли в 1165 году. Храм был построен всего за год. По тем временам это был невиданный темп строительства. К сожалению, история не сохранила имени архитектора собора Покрова на Нерли. Русский историк, экономист, географ и государственный деятель В. Н. Татищев утверждал, что для сооружения церкви были приглашены специалисты из Европы.

Строительная артель Андрея Боголюбского переняла навыки возведения храмов старых мастеров. Однако был сформирован более совершенный стиль: композиция усложнилась, стали гораздо стройнее пропорции, появились белокаменные, довольно сложные рельефы фасадов. Поэтому большинство современных исследователей уверены, что принимали участие в строительстве церкви Покрова на Нерли архитекторы из Европы.

Изначально она строилась как собор, центр монастыря. Возле храма были созданы хозяйственные здания, а также крытые прогулочные галереи. Наряду с другими храмами князя Андрея – надвратным Ризоположенским и Успенским — собор Покрова на Нерли получил Богородичное посвящение. Спустя несколько десятилетий к храму были пристроены с трех сторон закрытые галереи – паперти высотой 5,5 метра.

Покровский монастырь

При храме вскоре возникла обитель. Вначале женская, а позже мужская. После учреждения патриаршества его стали именовать домовым патриаршим монастырем. В середине XVII века обитель получила пожалования на рыбные ловли и сенокосы. Это позволило провести серьезные ремонтные и реставрационные работы в соборе Покрова на Нерли во Владимире. В это время сооружение было покрыто деревянной четырехскатной кровлей. Старые галереи были демонтированы, а на их основании построена кирпичная южная паперть со сводчатым подвалом. Еще долгое время кровля оставалась покрытой тесом, а глава – «чешуей» (деревянным лемехом).

В 1673 году, по их завершении, храм был освящен еще раз. Для собора Покрова на Нерли решающим стал 1784 год, когда он мог исчезнуть. Настоятель Боголюбского монастыря решил разобрать церковь ради материала, из которого предполагалось воздвигнуть врата. Однако подрядчик не согласился на предлагаемою цену, и церковь уцелела. В начале XIX века собор вошел в состав Боголюбова монастыря.

Собор в советское время

Как и большинство храмов Владимира, включая Успенский, собор Покрова на Нерли был закрыт большевиками (1923). В период с 1980-го по 1985 год в храме была проведена масштабная реставрация.

Храм в наши дни

Сегодня церковь Покрова является не только центром паломничества, но и объектом внимания ученых. Их по-прежнему интересует загадка ее уникальной самобытности и удивительного художественного облика. В наши дни храм Покрова на Нерли во Владимире принадлежит Православной церкви и Владимиро-Суздальскому заповеднику. Действующая церковь является подворьем Богородице-рождественского монастыря. Однако службы здесь ведутся только по двунадесятым праздникам. Желающие могут зайти в храм и в будние дни, чтобы осмотреть его и совершить молитву. С 1992 года церковь вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

Храм Покрова на Нерли расположен в низине, которая весной затапливается талыми водами. Ленточный фундамент заложен на глубине 1,6 метра, стены высотой 3,7 метра возведены на нем. Вокруг насыпан холм. Основание церкви, таким образом, на 5,3 метра уходит под землю. Эта технология исстари применялась для того, чтобы уберечь сооружение от затопления. Строение выполнено в византийском стиле.

Четыре столба разделяют его внутри на девять ячеек. Практически квадратный периметр строения со стороной 10 метров, а подкупольный квадрат имеет стороны длиной 3,2 метра. Собор одноглавый, увенчанный крестом. Несмотря на то что стены собора Покрова на Нерли строго вертикальные, создается впечатление, что кверху они сужаются. Каждая полукруглая апсида имеет арочный портал.

Фасады храма украшены резными рельефами. Центральной фигурой в них выступает царь Давид-псалмопевец. Его окружают орлы и львы. Кроме того, в оформлении наружных стен использованы женские маски. Специалисты отмечают удивительную гармоничность и строгие пропорции строения, придающие храму легкость и воздушность. Чертами, определяющими облик Покровского храма, принято считать устремленность ввысь и стройность.

Сегодня себе сложно представить, как выглядел собор изначально. В результате раскопок в пятидесятых годах прошлого столетия было установлено, что он был с трех сторон окружен галереями (сегодня их заменили приблизительные реконструкции). Сразу после завершения строительства собор Покрова на Нерли украсил шлемовидный купол, который после реставрации (1803) заменили луковичным, который сохранился до наших дней. Стены церкви украшает белокаменная резьба, традиционная для многих культовых сооружений того времени.

Резьба

Изысканная работа резцов по камню украшает фасад здания. Она изображает библейского царя Давида, который с псалтырем в руках (повторяется трижды), восседает на троне в окружении фантастических животных: голубей и орлов, львов и грифонов. Кроме того, строгие девичьи маски опоясывают фасады.

Пока символика резьбы не расшифрована. Исследователи предполагают, что львы олицетворяют символы силы и власти. Изображение хищного зверя, поднявшегося на задние лапы, вероятно, пардуса, до сих пор можно увидеть на гербе города Владимира. По поводу женских ликов ученые сходятся во мнении, что это может быть образ Софии, которая символизирует самоотречение и мудрость.

Каменная резьба является сложной и затратной работой. Ученые пришли к выводу, что с учетом технологий того времени, если бы над созданием украшений из камня для храма работал один человек, ему потребовалось бы как минимум три тысячи дней.

Декор и внутреннее убранство

Интерьер собора Покрова на Нерли аскетически прост. К сожалению, фрески со стен были уничтожены в конце XIX столетия, во время очередной реставрации. Строгие вертикали крестчатых столбов придают внутреннему убранству более экстатичный ритм.

Льющийся из окон барабана поток света словно раздвигает, делает более просторным подкупольное пространство. Узкие боковые нефы, ширина которых в десять раз меньше высоты столбов, выглядят щелями. Они будто дублируют пилоны, уходящие ввысь. Когда-то полы храма украшали майоликовые плитки, а на стенах, покрытых росписями, размещались фрески. Все эти уникальные произведения были безвозвратно утрачены в ходе непрофессиональной реставрации (1877).

Если смотреть из несколько притененного нижнего яруса храма вверх, создается ощущение, что находишься в колодце. Однако стремительный ритм вертикалей тут же переводит взгляд к куполу, плывущему в солнечных лучах. Можно предположить, что наши предки, попадая в это удивительное сооружение и возводя «очи горе», ощущали мистический контакт со Вседержителем, чувствовали, как их молитва возносится к престолу Всевышнего.

Исследователи считают, что вертикальная устремленность архитектурных линий в древности так остро не воспринималась. Красота икон, декоративность фрескового ковра, пышность и блеск церковной утвари, которыми так любил свои храмы украшать князь Андрей, — все это привлекало взоры молящихся и придавало праздничную нарядность интерьеру.

Археологические раскопки

В соборе Покрова на Нерли и на его территории в конце сентября 1882 года начались археологические раскопки. Были обнаружены захоронения сыновей князя Даниила Александровича и Андрея Боголюбского – Бориса и Изяслава. Кроме того, археологи обнаружили водосточные желоба, фундаменты крытых галерей, белокаменную мостовую, покрывавшую храмовый холм.

Следующие раскопки проводились в конце XX века, когда были обнаружены некоторые детали храмового комплекса. Археологу Н. Н. Воронину удалось составить план сооружений, окружавших молельню, и сделать несколько рисунков общего вида храма. Последние исследования археологи произвели в 2004-2006 годах. Специалистам удалось возле церкви остановить деградацию почвы.

Посещение храма: полезные советы

Почти в 90 % экскурсий по Золотому кольцу России и Владимиру входит посещение собора Покрова на Нерли. Описание его есть во всех путеводителях по городу. Поездки осуществляют паломнические службы храмов Ярославля, Москвы, Нижнего Новгорода. Длительность таких поездок составляет один день. На осмотр церкви и ее окрестностей отводится два-три часа.

Желательно посещать храм летом, в середине июня, поскольку весной, когда начинается половодье, холм, на котором находится сооружение, превращается в настоящий остров, добраться к которому можно только по воде, на лодке.

Для поездок на богомолье в качестве транспортных средств используются автобусы, рассчитанные на 25 или 50 пассажиров. Судя по отзывам, экскурсии в храм на Нерли интересны не только верующим, но и атеистам.

Как добраться самостоятельно

Церковь находится на территории заповедника «Боголюбский луг», расположенного в 1,5 километра от поселка Боголюбово. Чтобы добраться до храма, из города Владимира необходимо выехать на трассу, ведущую в Нижний Новгород. По ней следует двигаться до Боголюбского монастыря. За ним будет поворот направо – сверните и следуйте до железнодорожной станции. От нее придется пройти пешком. От станции церковь видна. К ней ведет вымощенная камнем единственная дорога.

Интересные факты

  • В соответствии с древними легендами принято считать, что храм получил свое название в честь праздника Покрова. Однако современные историки считают, что этот день начали отмечать лишь спустя два века после сооружения собора. Соответственно, делается вывод, что храм был посвящен не празднику, а Деве Марии.
  • По одному из преданий, белый камень для строительства сооружений комплекса вывозили из Булгарского царства, которое завоевал князь Андрей Боголюбский. Проведенные исследования минералогического состава фундамента и стен строения опровергают это утверждение – белый камень для строительства добывали в окрестностях Владимира.

фото, описание, адрес сайта, известные экспонаты, советы перед посещением, расположение на карте

 

Дата основания 1856
Основатель Павел Третьяков
Местонахождение Москва
Адрес Москва, Лаврушинский переулок, 10
Посетители в год 1,6 млн чел
Сайт tretyakovgallery.ru

Галерея начинает свое существование в 1856 году – с покупки Павлом Третьяковым первых экспонатов живописи. То были “Искушение” Н.Шильдера и “Стычка” В.Худякова.

История

Павел и Сергей Третьяковы – старшие из девятерых детей в купеческой семье. Мальчишкам не исполнилось и 18 лет, когда отец, Михаил Захарович, умер в 1850 году, и сыновья с матерью продолжили его дело по изготовлению и продаже льна.

Уже через год братья выкупили дом в Лаврушинском переулке, ставший основой здания сегодняшней Третьяковки. 

Павел мечтал создать “национальную” галерею и коллекционировал произведения русских мастеров. Младший же, Сергей, – западноевропейских. И в 1867 году братья Третьяковы объединили собрания, открыв для посещения “Московскую городскую галерею” под своими именами. На тот момент ее экспонатами были свыше 1300 картин, почти 500 рисунков и десяток скульптур отечественных мастеров.

В 1892 году Сергей умер, завещав пол-здания в Лаврушинском переулке и свою художественную коллекцию Москве. Павел последовал его примеру и в том же году передал в дар городу галерею со всеми ее произведениями (более 2000 на тот момент). Решением думы Павел Третьяков стал пожизненным хранителем музея: покупал картины, занимался экспозицией и расширением.

Современность

Сегодняшняя Третьяковка – это более 190 000 экспонатов живописи, графики и скульптуры в громадном музейном комплексе:

  • главное здание на “Лаврушке”, с русскими шедеврами 19 – начала 20 веков в постоянной выставке;
  • Инженерный корпус с музейным кинотеатром – классика и современность художников со всего мира, плюс кино об искусстве каждый день;
  • Новая Третьяковка, Крымский Вал – искусство 20 века и междисциплинарные мероприятия;
  • Музей-храм Николая Святителя в Толмачах – “домовая церковь” при галерее;
  • Дом-музей и Музей-квартира братьев Васнецовых;
  • Музей А. С.Голубкиной – рабочее место скульптора, материалы и произведения;
  • Дом-музей П.Д.Корина, который завещал галерее свои иконописные работы, антиквариат и архивные документы.

Третьяковка – не просто комплекс музеев; это целая планета искусства всех времен: от древнейших икон до суперсовременных инсталляций. Более того – научный центр: около двух сотен сотрудников, среди которых – доктора и кандидаты искусствоведения. Почти полсотни научно-популярных изданий ежегодно, конференции, библиотека, фото– и видео-архивы. 

Маленькая Вселенная, дышащая искусством, которая началась с пары картин мецената Павла Третьякова.

Известные картины из этого музея:

Сергей Григорьев «Вратарь»

Виктор Васнецов «Снегурочка»

Татьяна Яблонская «Утро»

Василий Тропинин “Кружевница”

Федор Решетников “Опять двойка”

Федор Толстой “Цветы, фрукты, птица”

Сергей Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”

Игорь Грабарь “Февральская лазурь”

Иван Шишкин “Утро в сосновом лесу”

Валентин Перов “Девочка с персиками”

Юрий Ракша “Проводы ополчения”

Виктор Васнецов “Богатыри”

Аркадий Рылов “В голубом просторе”

Виктор Васнецов “Иван-Царевич на сером волке”

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Исаак Левитан “Весна. Большая вода”

Василий Суриков “Утро стрелецкой казни”

Михаил Врубель “Царевна-лебедь”

Исаак Левитан “Золотая осень”

Сергей Тутунов “Зима пришла. Детство”

Константин Юон “Новая планета”

Александр Иванов “Явление Христа народу”

Мстислав Добужинский “Окно парикмахерской”

Александр Герасимов “После дождя”

Виктор Васнецов “Аленушка”

Константин Юон “Мартовское солнце”

Иван Хруцкий “Цветы и плоды”

Константин Юон “Конец зимы. Полдень”

Владимир Маковский “Свидание”

Василий Поленов “Бабушкин сад”

Юрий Непринцев “Отдых после боя”

Константин Юон “Русская зима. Лигачево”

Василий Перов “Охотники на привале”

Павел Федоров “Сватовство майора”

Василий Перов “Тройка”

Аркадий Пластов “Сенокос”

Василий Пукирев “Неравный брак”

Михаил Нестеров “Портрет Павлова”

Александр Лактионов “Письмо с фронта”

Карл Брюллов “Всадница”

Василий Верещагин “Апофеоз войны”

 

 

 

Вид с воздуха на Храм Покрова на Нерли, Владимир, Золотое кольцо России, фото

Вид с воздуха на Храм Покрова на Нерли, Владимир, Золотое кольцо России, фото — OFFSET

Вид с воздуха на церковь Покрова на Нерли, Владимир, Золотое кольцо России [ + ] [ — ]

  • ID: 910026
  • Удивительное воздушное агентство
  • Условия лицензирования
  • Лицензия
  • Выкуп
$349 4545 х 3000 пикселей, 300 точек на дюйм $249 1200 х 792 пикселей, 72 dpi

Это изображение может быть доступно по лицензии для исключительного использования.

Пожалуйста, свяжитесь с нами для уточнения цен.

Сохранить Поделиться

закрыть

Исключительно запросить лицензию.

Это изображение может быть лицензировано для исключительного использования. Предоставьте краткое
описание вашего проекта, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

ID: 910026

Чат в прямом эфире с торговым представителем

Спасибо.

Мы получили ваш запрос на исключительную лицензию на это изображение.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время, чтобы обсудить детали.

антенна, архитектура, кафедральный собор, церковь, география, золотое кольцо россии, пейзаж, природа, религия, река, Россия, храм, путешествовать, каникулы, владимир, вода, выше, воздуха, удивительно, красивая, с высоты птичьего полета, церковь Покрова на Нерли, обнаружить, дрон, полет, высокая, над, перспектива, отпуск, вид

Посмотреть все

закрыть

Поделись этим

Извините,

Вы не можете добавить товар в корзину
во время оформления заказа.

Если вам нужна помощь, свяжитесь с [email protected]

Извините,

Вы не можете добавить товар в корзину
во время оформления заказа.

Если вам нужна помощь, свяжитесь с [email protected]

закрыть

  • Электронная почта
  • Фейсбук
  • Ссылка

Спасибо, что поделились.

* Действителен, когда ваш друг совершит первую покупку.
Положения и условия

Glen Cove, NY: Епископ Николай возглавил Престольный праздник Покровского храма Пресвятой Богородицы

В субботу 13-го и воскресенье 14-го октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший епископ Манхеттенский Николай посетил Святой Покрова Пресвятой Богородицы в Глен Коув, штат Нью-Йорк, где он возглавил богослужения в честь престольного праздника прихода.

В субботу вечером викарий Восточно-Американской епархии возглавил Всенощное бдение в сослужении приходского духовенства: настоятеля протоиерея Александра Анчутина, игумена Фотия (Уланова) и диакона Сергия Михайлова; клирики соседнего Св. Серафимовского храма-памятника гор. Си-Клиф, шт. Н.Й.: настоятель протоиерей Серафим Ган и протодиаконы Павел Волков и Евгений Каллаур; и игумен Евчий (Довганюк; клирик храма св. Григория Богослова г. Нью-Йорк). За богослужением пел смешанный хор приходских певцов и певчих Серафимовского храма.

На следующее утро состоялось приветствие епископа Николая. Перед началом Божественной литургии право ношения ораря удостоился прислужник прихода Феодор П. Фекула.

За Божественной литургией владыке Николаю сослужили приходское духовенство, а также приезжие клирики Лонг-Айлендского благочиния:  архимандрит Максим (Веймар; игумен Свято-Дионисиевского монастыря в г. Сент-Джеймс, шт. Н.Й.) и с ним иеродиакон Парфений (Миллер), о. Евтихий, протоиерей Ион Арама (настоятель Благовещенского храма гор.

Флашинг, шт. Н.Й.) и о. Юджин Каллаур.

У Малого входа за самоотверженное служение Святой Церкви о. Александр был удостоен права носить украшенный драгоценностями крест. Особенно трогательно было то, что крест, подаренный о. Александр когда-то принадлежал его тестю, приснопамятному протоиерею Алексию Охотину, и был подарен ему в честь 50-летия его рукоположения в награду вторым наперсным крестом.

По окончании Литургии к праздничным служителям присоединился о. Серафима Гана и Павла Волкова из Серафимовского храма, которые облачили и отслужили краткий молебен перед иконой Покрова Божией Матери вместе с вышеназванным духовенством.

В своей проповеди епископ Николай подчеркнул роль Богородицы не только как любящей Матери для всех христиан, но и как образа идеальной Матери, примера, к которому должны стремиться все матери. Он также призвал верующих чтить и любить своих матерей, как учил нас Сам Спаситель, выражая любовь и уважение к Своей Пресвятой Богородице.

Епископ Николай поздравил о.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *