Почему «Казань»? — можно делать разные предположения
- Ренат БИКБУЛАТОВ
- 31 августа 2005 года
Наш постоянный автор Ренат БИКБУЛАТОВ решил посмотреть, как объясняют казанские путеводители разных лет происхождение названия города, что они сообщают о том, как Казань возникла. Как оказалось, их авторы в основном повторяли народные легенды и ранее существовавшие источники. Приводим цитаты из нескольких книг из личной библиотеки краеведа.
Петр РЫЧКОВ
«Опыт Казанской истории древних и средних времен»
«…по реке Казанке, за долго прежде вышеозначенного, болгары, называемые казанцы, жительствовали и города свои по ней или близ ея имели, от которой без всякого сумнения и звание их произошло, а ей придано оно может быть от многих котловин или омутов, то есть глубоких ямин, каких в реке в здешних местах весьма много: ибо того не возможно мнить, чтобы звание реки Казанки от города Казани произошло; вероятнее то, что город Казань от сей реки, а не от котла, (как некоторые мнят) звание свое получил, а может быть еще какая-нибудь усадьба тогда тут была под именем Казани…».
«…есть обстоятельство, по которому можно иметь еще догадку, не от имени какого нибудь татарского князя, (а не от реки Казанки) сей город Казанью именован; ибо между потомками Загатай-хана, втораго сына Чингизова, прежде нежели говорится о Батые, упоминает он Казан-Султана так, что он был государь… Могло статься, что сей хан или другой татарский принц, называвшийся Казаном, город Казань построя, именовал его своим именем…».
Санкт-Петербург, 1767.
Михаил РЫБУШКИН
«Краткая история города Казани»
«…имя города происходит от татарского слова «казан», что значит чугунный котел. Поводом к такому наименованию, как сказывают, послужило то, что одной из служанок основателя прежней Казани, хана Алтын-бека опущен был в реку Казанку котел в то время, когда она черпала для своего господина воду…»
«Нет нужды входить в исследование об имени Казани, но замечательно, что ея местоположение подобно котлу. Занимаемое этим городом от левого берега Волги к северу, западу и востоку пространство окружено довольно высокими горами и потому низменная часть его, начиная от улицы Проломной до самых выездов к пристани Бакалдинской, находится в постоянном углублении…».
Казань, 1843.
Михаил ПИНЕГИН
«Казань в ее прошлом и настоящем»
«…слово «Казан» значит котел. О происхождении названия «Казань» можно делать лишь разные предположения, которых действительно явилось не мало. Более других вероятно то мнение, что Казань обозначает сперва реку, в которой много котловин или омутов, а потом от реки получило название и главное селение на ней».
Санкт-Петербург, 1890.
Николай ЗАГОСКИН
«Спутник по Казани»
«… мы должны остановиться на самом происхождении названия «Казань». Ходячее объяснение названия Казани – словом «котел» (казан – значит по-татарски «котел»). Рассказывают при этом, что ханский служитель уронил в реку котел, вследствие чего хан и назвал словом «Казань» как реку, так и город, стоявший на этой реке. Другое, не менее наивное, толкование гласит, что река Казанка получила свое название от множества имеющихся в ней омутов – котловин. Пытались даже объяснять название Казани топографическими ее условиями, указывая, что низменные части этого города лежат как бы в «котловине». Но еще в 1817 году профессор Фукс заявил в своей «Краткой истории Казани», что город Казань, по всей вероятности, получил название это от имени своего основателя…».
«…Казанский мусульманский ахун, мулла Шихабуддин Багаутдинов в своем труде «История Казанского и Булгарского царств»… высказывает мысль, что Казань ведет это название от имени своего основателя, которым он и считает сарайского хана Казан-хана, одного из потомков Батыя, царствовавшего в Орде… Между тем, в имеющихся списках сарайских ханов не встречается ни одного хана с таким именем…».
Казань, 1895.
М.В.КАЗАНСКИЙ
«Путеводитель по Казани»
«…среди множества версий происхождения названия Казань выделю одну: «Я должен однако заметить, что еще за 50 лет до Фукса и более чем за 100 лет до Радлова Петр Рычков в своей истории Казани от 1767 года высказывал, что может быть «сей хан, Казань-хан или другой татарский Принц, называвшийся Казаном, город Казань построя, именовал его своим именем…».
Казань, 1899.
М.М.ПЕРЕВОЩИКОВ
«Иллюстрированный путеводитель. Казань с планом»
«Название Казани производят от татарского слова «казан», что значит котел. Такое название некоторые объясняют положением города на низком месте, как бы в котловине; другие предполагают, что город получил название от реки Казанки, на которой он стоит, отличающейся будто бы обилием омутов и котловин; наконец, третьи считают вероятным, что город Казань получил такое название от имени своего основателя ордынского хана Туда-Менгу (Казан-хана)».
Казань, 1913.
Николай КАЛИНИН
«Казань»
«…происхождение названия «Казан» по легенде от золотого котла («казана»), который будто бы упал в реку в том месте, где была построена Казань. Было это, будто бы, тогда, когда сын последнего Булгарского князя Алтын-бека в конце XIV века прибыл к берегам теперешней Казанки, спасаясь от погони, и приказал слуге зачерпнуть воды этим котлом… К сожалению, документальных данных для раскрытия названия города не имеется».
Казань, 1952.
В.П.ОСТРОУМОВ
«Казань»
«По имени одних, город получил название Казань, так как расположен в котловине – в переводе с татарского казан означает котел. Другие считают, что город обязан своим названием Казган-хану, который якобы основал Казань. Третьи опираются на легенду, которая рассказывает, что слуга убегавшего от монголов булгарского князя Алтынбека хотел зачерпнуть воды и уронил золотой казан (котел) в реку. В связи с этим реку назвали Казан (позже Казанка), а город Казанью. Есть еще предположение, что название «Казан» первоначально относилось к реке, которая имеет множество котловин (казан) и омутов, а затем перешло к возникшему на ее берегу городу. Некоторые ученые, занимающиеся топономией (наукой, изучающей происхождение географических названий), высказывали предположение, что город Казань обязан своим названием тюркоязычному племени – Каз, которое, возможно, обитало в бассейне реки теперешней Казани. Сначала река получила название Казан, что означало река племени Каз, а затем поселение, возникшее на берегу этой реки, стали называть Казан…
Последние исследования о названии города, сделанные казанскими учеными В. В.Ивановым и А.Х.Халиковым, видимо, следует считать наиболее вероятными. Судя по названию, город располагался на реке по имени «Казан», т.е. Казанка. Слово Казан состоит из двух частей «Каз» – основа слова и «ан» суффикс. В булгарское время слово «Каз» означало «конец», «границу», «предел». В целом следует полагать, что слово «Каз» означало в прошлом «начало границы, края, предела»… Здесь «Казан» означало пограничную область… Поэтому есть основание утверждать, что слово «Казан» в древности соответствовало своему этимологическому смыслу и действительно означало начало границы, пограничье.
Казань, 1978.
В.ИВАНОВ, И.ИОНЕНКО, А.ХАЛИКОВ
«Концом прилежаху к Болгарской земле»
В целом следует полагать, что слово «каз-ан» означало в прошлом «начало границы, края, предела». В этом же значении выступает и топоним «кашан», связанный с двумя булгарскими городищами Кашан I и Кашан II, расположенными по правому берегу р. Камы и, по-видимому, являвшихся окраинными пунктами булгар на северо-западной границе в Х-ХI вв. С передвижением границы Булгарии в XII в. еще севернее возникло название реки Казан и связанных с ним топонимов «каз-иле», «казан», «каз-ан баш» и т.п. «Каз-иле» здесь, очевидно, означало пограничную область («эль», «ил» – страна, область, родина).
По далеко не полным подсчетам, в пределах Восточной Европы и Азиатской части СССР, или Евразии, известно более 50 таких топонимов. Это топонимы типа «каз» (Кемеровская область), «казанак» (Новосибирская область), «казанка» (Омская, Белгородская, Воронежская, Кемеровская, Кокчетавская. Красноярская, Тамбовская, Оренбургская, Пермская, Рязанская и др. области), «Казенгулово» (Башкирская АССР), «Казанешти» (Молд. СССР), «Казанбулак» (Азерб. АССР) и т.п. Весьма показательно, что абсолютное большинство из них находятся на пограничных землях расселения тюркоязычных племен, а часть из них ограничивает пределы Волжской Булгарии XII-XIII вв. с северо-запада и востока. Поэтому есть основание утверждать, что слово «казан» в древности действительно означало начало границы, пограничье.
Таким образом, и само название города Казани подтверждает его возникновение как пограничного города, которым он мог быть лишь в домонгольское время, т.е. в XII в., ибо позднее, в XIII-XV вв., он уже превращается в центр княжества и ханства и теряет свои основные защитные функции, превратившись в тыловой город. В связи с этим, как точно выражает эту мысль «Казанская история», город Казань возник на окраине булгарской земли – «концом прилежаху к Болгарской земле». Действительно, в XII в. река Казан(ка) выступала как северо-западное пограничье, далее на север и запад лежали земли марийцев и других поволжских народов, а по Волге приближались границы русской земли.
«О времени возникновения и названия Казани», 1974.
Цитируем по кн: «Древняя Казань глазами современников и историков»
«Казанские истории», №10-14, 2005 год
Легенды и предания о Казани | Туры в Казань | Прием в Казани | Экскурсии по Казани
Легенды и предания о Казани
В истории Казани немало неразгаданных тайн. Поэтому большое значение и ценность имеют легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти. Это истории о возникновении города, о его символе – змее Зиланте, о сокровищах озера Кабан, о подземных ходах под кремлевским холмом, о царице Сююмбике, о людях и явлениях.
Согласно одной из многочисленных легенд, “в 1003 году некий хан облюбовал на Волге место и основал здесь поселение – будущую Казань. Поселение же стало торговым центром со складом товаров. Спустя большое количество времени городом завладел хан Газан. По его имени город стал называться Газан. А потом уж народ сам переименовал его в более удобную форму – Казань”. Ученые могут возразить, мол, никакого мифического хана Газана не существовало…
Легенды об основании Казани
Города, как и люди, имеют свою судьбу. И, как людям, им не всегда везет с летописцами. Казань в этом отношении – счастливый город. Биографии ее посвящено большое количество научных трудов.
В настоящее время известно шестнадцать версий происхождения названия Казань. Все они основаны на толковании того или иного значения широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова “казан”.
Первая, по всей вероятности самая древняя, легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: “Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой”. Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала Булак-речка, котел закипел сам собою, без огня. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань (“казан” по-татарски значит “котел”).
Вторая легенда также связана со словом “котел” (казан). Повествует она о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки, текущей среди зеленых лугов и лесов, и решил разбить стоянку. Алтынбек послал слугу за водой с золотым котлом. Берег реки был очень крут, и слуга, пытаясь зачерпнуть воды, нечаянно уронил в неё котел. После этого случая и речку, и заложенный на берегу ее город назвали Казанью.
Ряд учёных придерживается мнения, что название Казань связано с особенностями ландшафта местности, с наличием котловин (казан, казанлык – котловина) на месте расположения города. Однако как Новая (современная), так и Старая Казань никакими особыми котловинами не грешит. Более того, как правило, котловины присущи горному рельефу. Потому и названия населенных пунктов, связанные с географическим номенклатурным термином “казанлык” – котловина, отмечаются обычно в горных районах.
Есть еще одна красивая древняя легенда о «татарской Атлантиде», которая находится сейчас на дне озера Кабан. Когда полчища Тамерлана покорили древний Булгар, спастись удалось не многим. В том числе князю, которого звали Кабан, то есть Кабан – бек. Спасаясь от преследования, он бежал на север, где нашел свое убежище среди дремучих лесов на берегу большого и прекрасного озера. Пришедшие с ним люди и сказочный Алп – батыр, который одолел всех драконов и хищников вокруг озера, стали обживать этот край. Возникло селение с княжеским дворцом, что утопал в райском саду, который назывался Бустан. Озеро назвали по имени старейшины поселенцев – Кабаном. Но после покорения Казани город этот с мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками – опустился на дно озера. И если в очень тихую и ясную погоду выплыть на лодке к середине озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан с подводного минарета.
Коль пришлось уж к слову, дно я покажу,
О подводных тайнах вкратце расскажу.
Медные деревни там увидишь ты,
Города из злата – дивной красоты.
В царстве змей стоглавых стережет вода –
Мраморных оленей резвые стада….
Кабан – не просто большое озеро, а целая водная система, состоящая из трех крупных озер – Ближний, Средний и Верхний Кабан, проливов между ними и протоки Булак. Древняя легенда гласит, что много лет назад первых поселенцев привел в эти места святой старец по имени Касым – шейх. Вокруг были лишь болота и густой кустарник. И возроптали люди: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?» И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился аллаху, взялся за края бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой. Если смотреть сверху, Ближний Кабан и впрямь напоминает нам расстеленный бешмет с двумя рукавами – Булаком и Ботанической протокой. Правда, своим происхождением озеро обязано совсем не бешмету. Ученые полагают, что озера – остатки древнего русла Волги и возраст озерной системы оценивается в 25 – 30 тысяч лет.
О Сююмбике
Рассказывают, что Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Однако это всего лишь красивая легенда, доподлинно известно, что Сююмбике была замужем за ханом Сафа-Гиреем, а после изгнания Сафа-Гирея из Казани на ханский престол был посажен Шах-Али, который увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век.
Об озере Кабан
Старики рассказывают, будто на дне казанского озера Кабан находятся несметные ханские сокровища, сокрытые от людских глаз слоем воды и донного ила. Незадолго до того момента, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаенном месте. Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в Кабан неподалеку от истока Булака и отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает). Сокровища лежат на такой глубине, что, даже зная место, но не зная еще одного секрета, их невозможно поднять. Многие смельчаки пытались найти ханские сокровища, но все бесполезно. Так они и покоятся на дне Кабана глубоко в иле, где даже рыбы их не видят.
О змее Зиланте
Предание о старинном гербе Казани связано со сказочным существом – крылатым драконом, который обитал в окрестностях. Люди изгнали его, обложив гору соломой и хворостом и запалив ее огнем. Зилант, после истребления гнезда, улетел на другую гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в пещере этой горы. До сих пор он летает над городом и пьет воду в озере Кабан, иногда ныряет на дно озера и тянет на дно неосторожных купающихся.
По другой легенде, функции, которые по древним поверьям выполнял дракон, сводились к трем задачам: охрана границ, сбор урожая, покровительство народа во всех делах. Подобных легенд известно немало, и в каждой рассказывается об этом колоритном существе, чем-то напоминающего ископаемого летающего ящера.
О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки. При Иване Грозном на этой горе был построен женский монастырь.
Образ Зиланта был очень популярен в архитектуре Казани. Редкий по своей экзотичности, он давал большой простор для фантазии художников – умельцев. Они изображали его в камне, гипсе, железе, дереве, чугуне.
О подземных ходах
Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города – подземные ходы или катакомбы. Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели от берега канала Булака. Прокопав галерею в сто саженей, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.
Одна из легенд рассказывает, что под этим городом есть еще подземное царство, в котором живет огнедышащий дракон.
Историки не раз находили предания о разветвленной сети коридоров под кремлем.
Еще войско Ивана Грозного прокопало подкоп от Даировой бани, используя ее каменные стены для укрытия. Затем добравшись до кремлёвских стен, они услышали женский смех и разговоры. Женщины шли за водой. Тут-то и закатили под самые стены бочку пороха. Официально подтверждены следующие ходы: подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля, другое, крупное подземелье находится неподалеку на ул. Чернышевского. Есть еще и третье – под усадьбой Боратынских.
Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Доподлинно известны несколько адресов в этом районе. Это подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Национального музея РТ. Другое крупное подземелье находится неподалеку на улице Чернышевского. Еще одно крупное – под усадьбой Боратынских. Подземный ход в виде круглой трубообразной галереи есть под площадью 1 Мая. Огромные многоярусные подвалы есть под некоторыми домами с древними фундаментами на улице Кремлевской, но ходы, ведущие от них, почти все завалены и трудно определить направленность и протяженность этих подземных катакомб.
История
О республикеИстория, культура, религияИстория
Первые поселения на территории Республики Татарстан относятся к эпохе палеолита (около 100 000 лет назад). В VIII—IX веках Поволжье стали заселять племена древних булгар, предков современных татар. В конце IX — начале X веков образовалось первое государство — Волжско-Камская Булгария, первое феодальное государство на северо-востоке Европы. В 922, ислам был признан государственной религией (см. «Историческая память татарского этноса» Флуры ЗИЯТДИНОВОЙ и «Северная Мекка ислама» Джамиля МУХАМЕТШИНА)
В 13 веке территория Волжско-Камской Булгарии была присоединена к империи Чингисхана, а затем вошла в состав могущественного Золотоордынского государства. Распад Золотой Орды в 30-40-х годах 14 века привел к образованию ряда новых государств, в том числе и Казанского ханства. Казань стала столицей новообразованного государства. Казанское ханство прекратило свое существование в октябре 1552 года, после двухмесячной осады, когда войска Ивана 4 (Грозного) численностью 150 000 человек завоевали Казань.
Казань в дальнейшем стала одним из важных промышленных и культурных центров России. В 1708 году территория сегодняшнего Татарстана входила в состав огромной Казанской губернии, первоначальные границы которой доходили до Костромы на севере, Урала на востоке, реки Терека на юге, Мурома и Пензы на западе. Казань сохраняла статус столицы губернии более 200 лет.20.
Конец этого века принес новые возможности для развития государственности Татарстана. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете Республики. В соответствии с волеизъявлением народа референдум, проведенный в марте 1992 года, и новая Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, установили новый государственный статус республики.
15 февраля 1994 года Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» был подписан; наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан она послужила правовой основой формирования широко известной российско-татарстанской модели взаимоотношений.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, «правопреемник» Договора 1994 года, подписан 26 июня 2007 года. Договор закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана основой государственности республики; Договор предусматривает требование к кандидатам на пост Президента Татарстана владения двумя государственными языками, вновь подтверждает уровень международных связей республики и необходимость работы с соотечественниками.
- Образовательный портал РТ
- Инвестиционный портал РТ
- СМАРТ Сити Казань
- Государственная телерадиовещательная компания «Татарстан»
- Онлайн-сервисы Пенсионного фонда России
- 45-й чемпионат мира по профессиональному мастерству 2019 г.
- Фонд «Янарыш»
- Деловой центр РТ
- Казань
- Городской туристический портал Казани
- Дом книги Татарстана
Россия взаимодействует со всем миром — NYPL
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|