Кто такой саутуола: Марселино Санс де Саутуола — краткая биография

Марселино Санс де Саутуола — краткая биография


Испанский землевладелец из городка Пуенте-де-Сан-Мигель, северная провинция Сантандер, на участке которого в 1875 году обнаружена пещера Альтамира, с древними настенными рисунками. Юрист по образованию, археолог по призванию Саутуола изучал энтомологию и ботанику. 

История открытия

Пещера обнаружена в 1868 году. Погнавшись за убежавшим охотничьим псом, Модесто Кубильяс Перес обнаружил его в каменной расщелине. Входное отверстие в пещеру был спрятано в траве под скальным козырьком. Но, дальше входа охотник не продвинулся. Саутуола занимался изучением горных пещер, располагавшихся в окрестностях. Слухи об обнаруженной новой пещере постепенно дошли до землевладельца. В 1875 году, археолог отправился изучать новую пещеру. Саутуолу заинтересовали сохранившиеся кости и зубы древних животных, скелет медведя и окаменелости, обнаруженные в пещере. Рядом находился и отбитый кремний, орудие древнего человека. На стенах было много черных пятен, которые ученый принял за следы от кострищ. 

В 1878 году, испанец отправился на проходившую в Париже Всемирную ярмарку. Внимание землевладельца привлекла выставка древностей. Здесь были выставлены орудия труда и изображения зверей, выполненные на костях животных. У Соутуолы возникла идея снова обследовать обнаруженную стоянку древних людей. 

В 1879 году, Саутуола отправился в Альтамиру. С собой он взял дочку Марию, и пока отец проводил свои изыскания, дочка свободно передвигалась по пещере и осмотрела все углы, особенно там, куда отец не мог пройти из-за низких сводов. Именно в таком месте она подняла голову вверх, и увидела прекрасно сохранившиеся цветные рисунки. Она позвала отца и сказала ему: «Папа гляди, волы». Всего было обнаружено более 25 рисунков, и возраст их, по приблизительным подсчетам, равняется 16 тысячам лет. Залы пещеры располагались поочередно на расстоянии 280 метров. Рисунки удивительно были похожи на миниатюры, привлекшие внимание ученого на парижской выставке. Изображения волов высотой в полтора-два метра, выполненные оранжевой охрой, имели очень правильные очертания. Явно были нарисованы человеком понимающим, как рисовать. Поразительным фактом оказалось правильное использование неровности стен в пещере. Создавалось впечатление, что фигуры были объемными. Кроме того, водная взвесь охры с добавленным животным жиром, хорошо закреплялась на стенах. Саутуоле предъявили обвинения в фальсификации. 

Изучение изображений и публикации

Для определения возраста рисунков, Саутуола пригласил ученых. Пещеры были осмотрены прибывшем в местечко профессором истории из столичного университета Хуаном Виланова. Наиболее известное наскальное изображение — Большой плафон, датируется поздним палеолитом. Изображение, протяженностью 18 метров, сделано охрой и углем. В центре изображено 15 фигур: это бизоны в разных положениях, сзади них фигуры вожака-бизона расположилось изображение оленя, лошади, козла и кабана Ученые определили, что все изображения появились в четыре этапа. Все фигуры наносились углем, и только потом выполнялись цветной краской. Внутри пещеры обнаружены четыре культурных слоя, соответствующие четырем периодам. Временные рамки изображений Большого плафона находится в пределах 14 820 и 13 130 тысяч лет назад. Изображения из дальних пещер имеют больший разбег от 16 480 до 14 650 тысяч лет. Информация тут же появилась в газетах. Посетить пещеру и собственными глазами увидеть росписи пожелал Испанский монарх Альфонсо XII. Рядом с входом в пещере сохранился королевский автограф, который был нанесен копотью свечи. В 1880 году, Саутуола при поддержке профессора Хуана Виланова, публикует свою работу о своих исследованиях доисторических памятников провинции Сантандер. Работа вызвала массу откликов.

Широкая огласка не повлияла на мнение ученых, они не признавали факта существования древних рисунков. Особенно непреклонными были французские специалисты, наиболее яростным оппонентом стал археолог Эмиль Картайак. Собравшиеся на конгрессе антропологов в Лиссабоне, в 1880 году, отказались слушать доклад испанца, считая все подделкой. Было заявлено, что эти изображения нарисованы специально, по заказу. В спор ввязался палеонтолог Арле, также посчитавший рисунки фальшивыми. Выступивший на стороне Саутуолы профессор Виланова потерял свою репутацию.  

Признание

В 1888 году, Марселино де Саутуолы не стало. На протяжении двух десятилетий после сенсационного открытия, были обнаружены еще пещеры в Комбарели и Фон-те-Гоме, Ла Муте, Шабо, Марсуле. В них были обнаружены идентичные наскальные рисунки.

В 1902 году, Эмиль Картайак публично заявил о своей ошибке, а затем еще опубликовал статью «Моя вина», где приносил извинения Саутуоле. Палеонтолог Арле также приносил свои извинения и подтверждал возраст пещерных изображений.

    

Добавить комментарий

Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры

Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.

Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.

Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.

Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.

Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.

Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.

Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям. Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…

Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.

И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.

В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.

Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.

Восприятие этой, в общем-то простой идеи требует, однако, определенной широты взглядов и научной эрудиции. Но в науке тех лет господствовали узкие рационалистические воззрения, и эта зашоренность не позволяла даже светилам первой величины увидеть подлинное значение открытия Саутуолы. Находясь в плену вульгарно-материалистических теорий, они «прозорливо» видели в росписях Альтамиры… происки церковников.

Габриэль де Мортилье — один из величайших археологов, человек светлого ума, ученый, создавший, по сути дела, современную археологию первобытного мира, — взывал к коллегам: «Будьте начеку! Остерегайтесь испанских клерикалов!. «Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал Мортилье своему другу, профессору Эмилю Картальяку. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Но Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека» — и без этих предупреждений встал в первые ряды противников Саутуолы и Виллановы. Впоследствии он вспоминал: «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени». Картальяком и его последователями руководила боязнь того, что новый факт потребует ревизии считавшейся тогда «прогрессивной» дарвиновской концепции о происхождении человека. Но вспомним, что археология каменного века делала тогда свои первые шаги. И лишь много лет спустя все новые и новые находки подточили абсурдные воззрения дарвинистов.

Но все это было еще впереди, а пока собравшийся в 1880 году в Лиссабоне Всемирный конгресс антропологов наотрез отказался обсуждать доклад Виллановы о рисунках Альтамиры. Испанский ученый надеялся организовать для участников конгресса экскурсию в Альтамиру, но, едва заговорив об этом, увидел презрительные ухмылки. Картальяк демонстративно покинул заседание. Вилланова был вынужден замолчать. В кулуарах конгресса коллеги высказывали весьма нелестные мнения в адрес «изобретателя Альтамиры».

Впрочем, одно решение по проблеме конгресс все же принял: в 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры и окончательного разоблачения «фокусов испанских иезуитов» в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.

Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере. Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:

1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.

2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.

3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.

Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.

28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.

Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной. Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.

Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.

В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.

С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим. Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!

Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка.

Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено. 1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры». Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки. И уже мало кто помнил, что в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения.

Один из крупнейших археологов той поры, Э. Пьете, писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе», (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. — Авт.). Палеонтолог Постав Шове в вышедшей в 1887 году книге «Начала гравюры и скульптуры» поддержал выводы Саугуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Самое поразительное в этой истории было то, что открытие палеолитической живописи не было чем-то принципиально неожиданным в свете других фактов, накопленных первобытной археологией. Ведь уже были хорошо известны миниатюрные фигурки созданные первобытным человеком в эпоху верхнего палеолита, и роспись Альтамиры были, по существу, их явной аналогией. Вспомним — именно; установленный факт того, что ископаемые люди занимались изобразительным искусством, и натолкнул Саутуолу на мысль искать ее следы в Альтамире. И открытие монументальных росписей, подобных альтамирским, можно было предсказать заранее, теоретически. Более того: в год открытия Саутуолы во Франции, в гроте Шабо, были обнаружены наскальные гравюры. Копии и фотографии этих рисунков публиковались в местной печати, но в ученом мире к ним отнеслись так же, как к сообщению Саутуолы. Может быть, и здесь сыграл свою роль фактор «вторжения дилетанта» в высокую науку? Но первооткрывателями грота Шабо были профессиональные археологи Л. Широн и Олье де Марешан. Причем открыли они изображения в гроте Шабо независимо друг от друга.

Спустя двадцать лет А. Брейль, оправдывая своих коллег, отказавших Саутуоле в праве на открытие, сказал, что «нужно винить лишь значение самих фактов, которые требовали менее спорных и гораздо более многочисленных избыточных доказательств. Их продемонстрировали только через двадцать лет». Но подобные «избыточные доказательства» имелись задолго до признания Альтамиры. И все же на них внимания не обратили.

Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.

В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!

Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут. «Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саугуолы. Э. Пьетт говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.

Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?

Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!

Тут можно было бы и поставить точку в споре, если бы… Если бы спор был. Факты, найденные Ривьером, были очевидны — но лишь для того, кто хотел с ними знакомиться. А таких людей насчитывались единицы!

А тем временем…

Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры. Его сообщение не принимается всерьез: Э. Картальяк отказывается осмотреть грот.

Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».

Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым. Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков…

Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».

Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Мут, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает. Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…

И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.

«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»

В зале наступила звенящая тишина.

Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Мут…

Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.

Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.

Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства — пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших эпох о том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок.

В этот день:
Дни смерти
1938 Умер Роман Романович Фасмер один из крупнейших советских исследователей восточных монет.
2001 Умер Борис Александрович Рыбаков — отечественный археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик, Герой Социалистического Труда, один из самых влиятельных деятелей советской историографии.
2008 Умер Борис Дмитриевич Михайлов — первый директор заповедника «Каменная Могила». Исследователь этого природного и исторического феномена, историк, археолог, доктор наук.

Марселино Санс де Саутуола — Библиотека Линды Холл

Бык или бизон Альтамира, копия картины аббата Брейля в Генри Фэйрфилде Осборне, «Люди древнего каменного века». Журнал Американского музея , том. 12, 1912 (Библиотека Линды Холл)

Дон Марселино Санс де Саутуола, испанский юрист и археолог-любитель, умер 2 июня 1888 года в возрасте около 57 лет. В 1879 году дон Марселино исследовал пещеру на своем участке в Альтамире. , Кантабрия, на севере Испании, когда его дочь Мария заползла в боковую пещеру, случайно посмотрела вверх и быстро вышла обратно, воскликнув: «Мира, папа! Bueyes pintados!» На потолке пещеры Альтамира действительно были изображены нарисованные быки, первые обнаруженные образцы палеолитической наскальной живописи.

Портрет Марселино Санса де Саутуолы, Real Academia de la Historia (dbe.rah.es)

Саутуола вызвал профессионала-археолога, который согласился, что картины были доисторическими, и в 1880 году Саутуола представил Конгрессу доклад о Предыстория в Лиссабоне, описывающая наскальные рисунки и объявляющая их работой первобытных людей. Статья была опубликована под номером Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander ( Краткие заметки о некоторых доисторических предметах из провинции Сантандер 9). 0004), Real Academia de la Historia. Мы представляем здесь титульный лист и иллюстрацию потолка из факсимиле 1880 года, опубликованного Museo de Altamira. Вместо того, чтобы поздравить, Саутуола был осмеян публикой, которая даже не удосужилась пойти посмотреть на пещеру из первых рук. Саутуолу даже обвинили в том, что он сам подделывал картины. Ему так и не удалось убедить других археологов посетить его пещеру, и он умер сломленным человеком, его честность была под вопросом, а его великое открытие осталось незамеченным.

Рисунок потолка пещеры Альтамира, Марселино Санс де Саутуола, Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander , 1880 г., факсимиле, выпущенное Grupo Santander (bvpb.mcu.es)

Титульный лист, Marcelino Sanz de Sautuola,  Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander , 1880, факсимиле, выпущенное Grupo Santander (bvpb.mcu.es)

Двадцать два года спустя один из присутствовавших в 1880 году археолог Эмиль Cartailhac, сделал о лице, и в опубликованном mea culpa в журнале l’Anthropologie в 1902 году он признал, что совершенно ошибался, отвергая картины Альтамиры. По его пересмотренному мнению, они действительно были подлинными и палеолитическими. В 1906 году Cartailhac и аббат Breuil опубликовали великолепную книгу, La Caverne d’Altamira , в которой наскальные рисунки впервые были представлены публике в великолепном цвете, основанном на копиях, написанных Брейем. К сожалению, в нашей коллекции нет этой книги, так как говорят, что она не подходит для научной и инженерной библиотеки. К счастью, в течение 5 лет цветные картины Брейля стали воспроизводиться и в других изданиях, и у нас есть несколько таких, из которых мы по этому случаю почерпнули наши исторические образы.

Четыре картины с потолка пещеры Альтамира, скопированные аббатом Брейем, Illustrated London News , 10 августа 1912 г. (коллекция автора)

выставил все эти публикации в одном большом плоском футляре, что сделало экспозицию эффектной. Вы можете приблизиться к воссозданию этого опыта, перейдя в веб-версию нашей выставки, начав с этого места (элемент 41), а затем дважды нажав «Далее».

Дикий кабан, картина с потолка пещеры Альтамира, скопированная аббатом Брейем, лордом Эйвбери, Доисторические времена , 1913 (Библиотека Линды Холл).

Дикие лошади, картина с потолка пещеры Альтамира, скопированная аббатом Брейем, лордом Эйвбери, Доисторические времена , 1913 год (Библиотека Линды Холл) закрылся в 1977 году, так как присутствие человека приводило к попаданию CO2, плесени и грибков в окружающую среду. Пещера была вновь открыта ненадолго в 1982, а затем снова закрылись навсегда. Он остается закрытым и по сей день. Альтамира стала частью Всемирного наследия в 1985 году.

Атакующий бык или бизон, картина на потолке пещеры Альтамира, современная фотография (culturaydeporte.gob.es)

Примерно в 2000 году власти решили создать копию пещеры для посетители. Она открылась в 2001 году. Также есть точная копия пещеры Альтамира в Мадриде и одна в Мюнхене. Вот ссылка на фотографию реплики Альтамиры, сделанную при ее открытии. Полагаю, хорошо иметь их, поскольку оригинал запрещен, но это не совсем то же самое. Я не уверен, что хотел бы часами стоять в очереди в Лувр, чтобы увидеть копию Моны Лизы. Если только я не сделал это, и никто мне не сказал.

И поскольку это красиво, мы включили недавнюю фотографию атакующего бизона или быка, одну из самых известных фигур на потолке пещеры Альтамира ( восьмое изображение ).

На веб-сайте Museo de Altamira размещено неторопливое 6-минутное видео, которое ведет вас в то, что, как я полагаю, является настоящей пещерой Альтамира. Вот ссылка на это видео.

Уильям Б. Эшворт-младший, консультант по истории науки библиотеки Линды Холл и почетный доцент кафедры истории Университета Миссури-Канзас-Сити. Комментарии или исправления приветствуются; пожалуйста, направьте на [email protected] .

В поисках Альтамиры (2016) — Краткое содержание сюжета

Править

В поисках Альтамиры (2016)

Прыгать, чтобы:

  • Резюме (2)
  • Резюме (1)
Резюме
  • Жизнь и события человека, осуществившего одно из важнейших открытий XIX в. век: пещеры Альтамиры.

  • Марселино Санс де Саутуола-и-де-ла-Педруэка в 1868 году случайно обнаружил палеолитические рисунки с помощью охотника по имени Модесто Кубильяс в пещерах Альтамиры, расположенных в Кантабрии, на севере Испании. Пытаясь представить свое открытие академическому миру, чтобы они могли изучить картины, Саутуола навлек на себя скептицизм и дискредитацию всех экспертов, которые утверждали, что пещеры были фальшивыми, а картины сделаны самим Саутуола, в попытке разбогатеть. В поисках правды Саутуола провел остаток своей жизни, борясь за то, чтобы доказать, что эти картины были настоящими, пытаясь восстановить свою невиновность после обвинений во лжи, выдвинутых против него.

    —Чоки


Спойлеры

Синопсис ниже может выдать важные моменты сюжета.

Сводка
  • В Париже человек по имени Картайлак рассказывает большой группе людей о важности научных открытий, таких как открытия Чарльза Дарвина. Фильм идет вперед и назад между Cartailhac и Monseñor, говорящим своей пастве, что Церковь не будет приветствовать любого, кто говорит людям что-либо, кроме того, что верно о Боге и его творении.

    В этот момент взрослая Мария начинает рассказывать свою историю.

    В 1878 году Марселино Санс де Саутуола-и-де-ла-Педруэка и человек по имени профессор Виланова посещают Всемирную выставку в Париже. Там одной из достопримечательностей являются «примитивы», группа людей, которые ведут себя так же, как пещерные люди, перед публикой. Двое мужчин разговаривают с Картайлаком. Затем Марселино возвращается домой в Сантандер, Испания, к своей жене Кончите и девятилетней дочери Марии. У него есть подарки, и Мария так рада, что он дома. Но она должна заниматься на фортепиано.

    Позже Марселино ведет Марию в пещеру.

    На мероприятии в доме Саутуола выступит оперное сопрано. Затем объявляется, что Мария будет играть на пианино. Меро, ворчливый старик, который на все жалуется, не выносит мысли слушать ребенка и говорит об этом. Мария выбегает.

    Семья ходит в церковь, и Мария не признается, что злится, если это означает, что она должна перестать злиться. Кончита останавливается и хвалит художника Пола за его работу по восстановлению картины искушения Адама и Евы. Марселино и Мария смотрят на камень, которым чистят.

    Марселино и Мария отправляются в пещеру, которая не открывалась веками и теперь доступна. Когда Мария входит внутрь, она поражена картинами бизонов. Марселино тоже поражен. Этим картинам, по его словам, должно быть много тысяч лет, и все же они не выветрились и выглядят свежими.

    Когда они возвращаются домой, Кончита раздражается, что Мария испачкалась в пещере. Кончита и Марселино разговаривают, предполагая, что Кончита не любит, когда Мария узнает что-либо, что противоречит тому, что говорит Церковь. Как что-то может быть старше Адама и Евы? Кончита говорит Марии, что не одобряет. Марии снится, что бизон оживает.

    После того, как Виланова исследует картины, он говорит с группой об удивительном открытии, говоря, что им может быть 10 000 лет, и люди того времени, должно быть, были такими же умными, как и сегодня.

    Меро говорит, что картины не могут быть такими старыми. Он говорит, что это сделали беглые рабы времен Римской империи. Монсеньор находится там и обеспокоен тем, что Кончита замужем за человеком, который верит в такие вещи, и он клянется убедиться, что она понимает, что ей следует делать.

    Пока Кончита рисует, Марселино раздражают комментарии в газете писателя, который называет себя Табланка и говорит, что Марселино просто хочет славы.

    Семья посещает могилы двух младенцев по имени Мария. Позже утверждается, что Кончита все еще может злиться из-за потери двух других своих детей.

    Мария входит в группу детей, которых обучают монахиня и отец Томас. Все они должны вместе сказать, что правда о Боге и его творении. Мария совершает ошибку, противореча, и ее отправляют в угол.

    Кончита говорит с Полом о его картине, которая должна выглядеть именно так, как задумал художник. Пол не так уверен и думает, что невозможно точно узнать, как появилась картина. Ева должна улыбаться, потому что известно, что она пережила так много страданий.

    Затем Кончита рассказывает монсеньору о своем муже.

    Король Альфонсо XII приезжает посмотреть на пещеру. Собирается большая толпа и делаются фотографии.

    Пол посещает пещеру, чтобы сделать копии произведений искусства. Он впечатлен. Он говорит, что они не могут быть подделками, потому что фальсификаторы стремятся заработать деньги, и они делают это, копируя работы, которые хорошо известны и пользуются спросом.

    Другие посещают пещеру и считают, что картины поддельные. Мария, пробравшаяся внутрь, злится. Затем она заболевает и видит видения, что зубры бегут по земле ее семьи и даже вторгаются в дом.

    Марселино настроен провести презентацию в Лиссабоне перед экспертами по археологии. Кончита не хочет, чтобы он имел дело с этими атеистами. Когда он это делает, Виланова представляет его и называет открытия чудом от Бога. Картайяк высмеивает мысль о том, что существуют такие вещи, как чудеса, и называет библейские сказки. Он также отвергает открытие в пещере как сказку.

    Почему, например, нет следов копоти? Без света невозможно видеть, а свет в то время вызывал копоть. Уже было заявлено, что в этом районе не было бизонов, потому что не было найдено костей, и что нет никаких других свидетельств того, что такие картины, которые, как было установлено, столь же стары, как эти. Марселино протестует против того, что изображения бизонов были найдены на скалах, и показывает одно из них. Тем не менее, комментарии Картайлака наносят ущерб репутации Марселино.

    Вклад Пола также ставится под сомнение. Предполагается, что визиты Кончиты к Полу могут означать, что она интересуется им, поскольку она отдаляется от своего мужа.

    Если этого недостаточно, Табланка продолжает пренебрежительно относиться к Марселино, называя его непригодным для отцовства. Кончита узнает комментарии, которые она сделала монсеньору. Она идет на исповедь, а затем противостоит ему. Он защищается, говоря, что она не признавалась. Она говорит, что не признается ему, опасаясь увидеть то, что она сказала ему позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *