Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис Ван Дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) – немецкий архитектор, основоположник рационалистического направления. Родился 27 марта 1886 в Ахене. Настоящее имя – Мариа Людвиг Михаэль Мис, к которому позже была добавлена фамилия матери.
Он не оканчивал профессиональных образовательных учреждений. Сферу строительства ценил с молодых лет благодаря отцу – каменщику. В 15 лет Людвиг Мис ван дер Роэ стал помощником архитектора, работая с чертежами.
Людвиг Мис ван дер Роэ, фото которого узнают во многих странах, один совершил поездку в Берлин, где трудился с Бруно Паулем, а затем у Петера Беренса. Работая в мастерской Беренса, стремился вместе с коллегами достичь нового. В то время зародилось движение ар нуво. Именно в мастерской он становился архитектором, освоил новые идеи, технико-промышленные аспекты. Знаменитые проекты Людвига Мис ван дер Роэ отражают его стиль. Видение также сформировала берлинская выставка 1910. В 1912 архитектор переехал в Гаагу, где спустя год открыл собственное проектное бюро.
Новый подход к строениям
Мис развивал философию неотомизма и добивался универсальности в строительстве. Это выражается в проекте, имеющем нестандартное для того времени сплошное остекление. Прочность сохранялась за счет стального каркаса. Здание поражало не только уходом от прочных конструкций по периметру, но и гибкостью планировки. На своем месте оставались только несущие стены. Остальные легкие перегородки позволяли быстро сделать перепланировку. Обилие стекла наполняло естественным светом интерьеры.
Хотя в то время Людвиг Мис ван дер Роэ придерживался правильной геометрии и абстракции, он выступил против идеи функционализма, когда основой любой постройки является ее конфигурация.
Автор нововведений скончался 17 августа 1969.
Проекты
Здания Людвига Мис ван дер Роэ возведены во многих городах мира: Барселоне, Чикаго, Санкт-Петербурге и других.
Здание в поселке Вайсенхоф
Людвиг Мис ван дер Роэ был участником оформления Вайсенхофа – поселка с образцовым жильем. Центральным объектом стал трехэтажный дом со свободным типом планировки, где можно менять размеры квартир. Нельзя было корректировать только санузлы и кухни.
Среди других проектов выделяются:
Павильон Германии, проект Людвиг Мис ван дер Роэ
Павильон Германии Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал специально для Барселонской международной выставки. Вместо декора внимание привлекает геометрия и натуральные материалы. Важный элемент постройки – бассейны. Водная гладь отражает конструкцию, чем подчеркивается красота проекта. Огромный вес кровли удерживают опоры из мрамора и оникса, благодаря чему внешние стены из стекла остаются тонкими.
Вилла Тугендгат
Виллы Тугендгат отчасти напоминают павильон в Барселоне, Людвиг Мис ван дер Роэ сделал строение в два уровня, применив к светской зоне свободную планировку. Стены также избавились от функции несущих и стали стеклянными. Их можно снять и объединить интерьер с природой.
Стеклянный дом Франсуорт
Франсуорт – Людвиг Мис ван дер Роэ потратил немало труда на стеклянный дом, разработку универсального строения. Постройка словно парит за счет белого тона и сплошного остекления. Устойчивость конструкции обеспечивает фундамент и внутренние стойки. Из комнат замкнуты только санузел и подсобные помещения. Остальные комнаты выполнены в открытой планировке. Сейчас эта работа Людвига Мис ван дер Роэ в Иллинойсе считается памятником.
Сигрем-билдинг
Высотные здания. Созданный Людвигом Мис ван дер Роэ Сигрем-билдинг наиболее известный небоскреб архитектора. Он возведен в Нью-Йорке в 1958 году. Проект взят за основу для возведения корпоративных зданий в разных точках Земли.
Национальная галерея в Берлине
Последним детищем архитектора Людвига Мис ван дер Роэ стала Национальная галерея в Берлине.
Мебель
Людвиг также занимался интерьерами, создавая для своих проектов оригинальную мебель. При жизни автора изделия чаще использовались в офисах, отелях, кинотеатрах. Сейчас мебель Людвига Мис ван дер Роэ че чаще можно увидеть в домашних интерьерах. По задумке дизайнера мебель дополняла воздушные и светлые пространства без излишеств, создавая уют и поддерживая определенную строгость.
Стул Barcelona
Самым знаменитым проектом стал стул Barcelona из нержавеющей стали, которая дает высокую прочность изделию. Совершенные линии и фактурные сидения сделали модель известной во всем мире. Эта вещь была придумана на этапе работы над павильоном в 1929.
Консольный стул
Среди работ Мис ван дер Роэ можно найти:
- изящные табуреты;
- стильные стулья;
- кушетки, которые поражают плавностью, текучестью линий;
- барные стулья из стали.
Задуманные при жизни автора изделия популярны и сейчас, поскольку стиль намного опередил время. Предметы мебели настолько совершенны, что подходят даже к королевским покоям. Надежные и роскошные ткани, ротанг, дерево – использовались только лучшие материалы. Светлые, солнечные, просторные помещения стоит заполнять соответствующей мебелью. Именно такая возможность появилась благодаря труду Людвига Мис ван дер Роэ.
МИС ВАН ДЕР РОЭ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Н. Шукурова, Н. И. Фролова
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe; наст. фам. Мис, Mies) Людвиг (27.3.1886, Ахен – 17.8.1969, Чикаго), нем. архитектор, дизайнер и педагог. Один из лидеров современного движения и интернационального стиля, принадлежит к числу основоположников архит. модернизма. В Ахене учился в ремесленной школе (1899–1901) и под руководством отца – мастера-каменщика (выполнял чертежи и рисунки для мануфактуры лепного гипсового декора). С 1905 в Берлине, где был учеником в мастерской дизайнера интерьеров и арх. Б. Пауля (1906–1908), построил в «традиционных» формах дом философа А. Риля в Нойбабельсберге, близ Берлина (1907; гонорар позволил ему посетить в 1908 Италию). В 1908–12 работал у П. Беренса, в т. ч. осуществлял надзор за строительством посольства Германии в С.-Петербурге по проекту последнего; усвоил при этом стилистику неоклассицизма (в упрощённом, монументальном варианте, восходящем к К. Ф. Шинкелю) и перенял интерес Беренса к технич. новшествам, рационализму в пром. архитектуре и дизайне. Значит. влияние на М. в. д. Р. оказало творчество Ф. Л. Райта. В 1912 открыл в Берлине собств. архит. мастерскую, работал в «традиц.» формах и неоклассич. стиле; разрабатывая проект дома с худож. галереей близ Гааги для Х. Крёллер-Мюллер (1912, не реализован), в Нидерландах познакомился с творчеством Х. Берлаге, использовавшего новые конструкции (в т. ч. из стекла и стали) и выступавшего за «честность» в использовании материала. В 1915–18 служил в инж. войсках.
Л. Мис ван дер Роэ. Памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. 1925–26. Не сохранился.
В первые послевоенные годы, когда строит. активность в Германии была низкой, включился в деятельность худож. и архит. авангардизма: возглавил архит. секцию Ноябрьской группы (1921–25), стал учредителем ж. «G: Materialien zur Elementaren» (1923, совм. с Х. Рихтером) и архит. объединения «Der Ring» (1923–1924, совм. с Х. Херингом). Опираясь на идею «стеклянной архитектуры» экспрессионизма и эстетику элементарных геометрич. форм «Де Стейл» (а отчасти и на пространственные композиции К. С. Малевича и Л. М. Лисицкого), разработал новаторские концепции высотного здания со стеклянным ненесущим фасадом и металлич. каркасом (конкурсный проект небоскрёба на Фридрихштрассе в Берлине, 1921, и др.) и 7-этажного адм. здания из железобетона с ленточным застеклением (1922), вошедшие в широкую архит. практику с сер. 20 в.; создал проекты загородных домов лаконичных геометрич. форм из кирпича и бетона со свободной планировкой в духе Ф. Л. Райта (1923–24; все не реализованы). Свои идеи воплотил в жилых постройках (дом Э. Вольфа в Губене, 1925–27, не сохр.; жилой комплекс на Африканише-штрассе в Берлине, 1926–27) и памятнике К.
Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине (1925–26, не сохр.). Став 1-м вице-президентом «Немецкого Веркбунда» (1926–32), руководил строительством образцового пос. «Вайсенхоф» для выставки Веркбунда в Штутгарте (1927), отразившего осн. принципы совр. движения; возвёл там 4-этажное многоквартирное здание на стальном каркасе, вокруг которого были построены 20 домов по проектам Ле Корбюзье, В. Гропиуса, П. Беренса и др. ведущих архитекторов.
Л. Мис ван дер Роэ. Вилла Тугендхат в Брно. 1929–30.
Развивая свою идею нового жилого дома, создал проект павильона Германии для Всемирной выставки 1929 в Барселоне (воссоздан в 1986), где соединил простоту форм и свободную планировку с использованием разнообразных материалов (сталь, травертин, мрамор, оникс, матовое стекло) и произведений иск-ва (скульптура Г. Кольбе). Эта композиц. схема была разработана подробнее в вилле Тугендхат в Брно (1929–30) и доме К. Лемке в Берлине (1932–33). С дизайнером Л. Райх проектировал мебель для интерьеров своих зданий (кресло «Барселона», 1929; кресло «Брно» 1929–1930, и др.).
В 1930 по рекомендации В. Гропиуса М. в. д. Р. возглавил Баухауз в Дессау, где осн. внимание уделил архит. образованию, сделав его более рациональным и прагматичным. Под давлением нацистов в 1932 был вынужден перевести школу в Берлин, а в 1933 – закрыть её. Продолжал участвовать в конкурсах (на проект здания Рейхсбанка в Берлине, 1933–34, и др.), работал для частных заказчиков (проект дома М. Хуббе в Магдебурге, 1935), но реализовать свои работы не смог.
Л. Мис ван дер Роэ (совместно с Ф. Джонсоном). Здание «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке. 1956–58.
В 1938 возглавил архит. ф-т Технологич. ин-та Армора (в 1940 объединён с Ин-том Льюиса в Иллинойсский технологич. ин-т) в Чикаго (до 1958), где создал новую образоват. программу, основанную на освоении практич., прикладных знаний и основ профессии. Для этого ин-та разработал проект нового кампуса (генплан 1940–41; здания – 1942–57), в т. ч. учебный корпус Краун-холл (1950–1956), где воплотилась общая для всех его проектов амер. периода идея единого внутр. пространства со свободным планом, подходящего для меняющихся нужд владельцев постройки. Как и здание Новой нац. галереи в Берлине (1962–68), Краун-холл относится к типу одноэтажного однопролётного здания, который М. в. д. Р. разрабатывал в те годы. Загородный дом Э. Фарнсуэрт в Плейно (1945–50) той же типологии продолжает его эксперименты в сфере «стеклянной архитектуры»: полностью прозрачные стены размывают границы между постройкой и её природным окружением, но выкрашенный в ярко-белый цвет металлич. каркас не даёт сооружению слиться со средой. Также реализовал в США свою концепцию призматич.
небоскрёба с прозрачным фасадом – стеклянной навесной стеной, расчерченной металлич. профилями на прямоугольные секции (жилые башни на Лейк-Шор-драйв в Чикаго, 1948–51; здание «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке, проект, 1954, 1956–1958, совм. с Ф. Джонсоном; здание IBM в Чикаго, 1960–69, и мн. др.), где крупный размер здания сочетается с тонкостью деталей и богатством отделочных материалов (бронза, цветное стекло, мрамор и др.). Третьим типом послевоенного творчества М. в. д. Р. стало малоэтажное здание на металлич. каркасе (здание компании «Bacardi» в Мехико, 1957–61). Сочетание малоэтажной и высотной застройки характеризует жилой массив «Лафайетт парк» в Детройте (генплан 1955–56; здания – нач. 1960-х гг.).
Своё понимание архитектуры М. в. д. Р. связывал с философией томизма; видел цель творчества в создании универсальной (абстрактно-геометрич.) архит. формы, которая избавлена от всего лишнего и основана на чётко продуманной и ясно читающейся конструкции. Он трактовал иск-во архитектуры как выражение духа эпохи, отражение её потребностей и ресурсов. Эти идеи, наряду с разработанными М. в. д. Р. практич. архит. решениями, оказали значит. влияние на архитектуру 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.; вместе с тем отражённые в его работах принципы классич. архитектуры (спокойный ритм вертикалей и горизонталей, соразмерность масштабов) и готич. зодчества (выделенные внутри и снаружи здания элементы несущей конструкции) связывают его творчество с историч. архит. наследием.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
63 вопроса из самых популярных викторин Britannica по изобразительному искусству
9 статей Britannica, которые объясняют смысл жизни
Праздничное выгорание: почему это происходит — и три проверенных исследованиями способа помочь вам восстановиться
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие принятия Девятнадцатой поправки, уделяя особое внимание суфражисткам и историческим политикам.