Лансароте архитектор: Сесар Манрике: история архитектора, который построил целый

Сесар Манрике: история архитектора, который построил целый

Сесар Манрике: история архитектора, который построил целый | Perito

«Наша культура не ждет помощи извне и не причитает: „Помогите, мы умираем!“ Она просто живет»

PeritoНаправленияЕвропаИспания

АрхитектураОстроваИспания

Дата публикации 10.02.2020

Его именем назвали аэропорт.

Антон Дьяконов

текст

Остров Лансароте Канарского архипелага неразрывно связан с художником и архитектором Сесаром Манрике. Он полностью преобразил остров и стал одним из первооткрывателей концепции экологичного туризма. В 2019 году в честь столетия художника его именем назвали аэропорт на острове.

Последние несколько лет, до гибели в автокатастрофе 25 сентября 1992 года, Манрике прожил в деревне Ария на севере острова. Деревня находится в центре Долины тысячи пальм. По легенде, в этом месте сажают новую пальму каждый раз, когда в регионе рождается ребенок. «Пальмовый дом» Манрике на окраине Арии сохранили таким же, каким он был утром в день смерти художника.

На своих местах остались даже тюбики с краской и грязный рабочий комбинезон. Единственная новая деталь — экран, который транслирует кадры Манрике за работой.

На ландшафт Лансароте повлияла серия извержений вулкана в начале XVIII века. В результате катастрофы почти четверть острова оказалась погребена под слоем застывшей лавы. Манрике нашел в безжизненных видах собственную красоту и посвятил 25 лет превращению этого места в произведение искусства — и преуспел.

Пейзаж вулканического парка «Тиманфайя» настолько напоминает другую планету, что НАСА и ЕКА (Европейское космическое агентство) тренируют на его территории астронавтов для будущих миссий на Марс и Луну. А также испытывают новые модели марсоходов.

Карта острова и вид на парк «Тиманфайя»

Сесар Манрике родился в Арресифе 24 апреля 1919 года, а в 1945-м переехал в Мадрид, чтобы изучать искусство. Со временем он стал успешным художником и скульптором. Но его воображение занимали первобытные цвета и пейзажи родного острова.

Абстрактные полотна того периода он писал в угольных и багровых тонах, как пораженная лавой природа Лансароте.

Энергичный и харизматичный Манрике любил хорошие вечеринки. Некоторое время в середине 1960-х он прожил в Нью-Йорке, сотрудничая с Энди Уорхолом. Однако богемная американская арт-среда быстро утратила для него свое очарование. «Человек не был создан для этой искусственности, — писал он другу. — Я чувствую необходимость вернуться к земле. Почувствовать, ощутить ее запах».

Художник решил, что он «безроден» без «чистоты своего народа… и пустынного канарского пейзажа» и в 1966 году вернулся на родной остров с планами направить все силы, чтобы открыть его сюрреалистическое великолепие миру. «Лансароте сам по себе похож на неоформленное произведение искусства, — говорил Манрике много лет спустя. — Я просто сделал для него раму, чтобы все увидели остров».

Ответственный туризм, «сахарные дома» и «игрушки ветра»

К огромной удаче, глава правительства Лансароте был одним из старейших друзей Манрике. Под их совместным руководством на острове начали внедрять ответственный туризм — задолго до изобретения этой концепции: запретили рекламные щиты, телефонные кабели убрали со столбов и проложили под землей, а массовый туризм ограничили тремя курортами, наложив на отели ограничения по высоте и вместимости.

Манрике часто повторял мантру «Arte — naturaleza, naturaleza — arte» («Искусство — природа, природа — искусство»). Он считал, что любое строительство должно быть экологичным и совмещать созданные человеком формы с естественными пространствами. Его белые «сахарные дома», которыми известна деревня Ария, строили по простому принципу: двери и оконные рамы красили в лазурный у берега моря и в зеленый в глубине острова.

Спустя 50 лет после возвращения Манрике на родину эти домики стали одной из визитных карточек Лансароте. Влияние архитектора ощущается повсюду — даже в благоустройстве улиц. В мире не так много мест, где дизайн урн разрабатывал именитый художник, чьи работы висят в музеях рядом с Пикассо и Миро.

Сегодня ограничения на строительство смягчили, и Манрике вряд ли бы обрадовался возникшим у пляжей торговым центрам и фуд-кортам. Однако старые гостиницы в трех курортных городах — Коста-Тегисе, Пуэрто-дель-Кармен и Плайя-Бланка — по-прежнему выделяются своим дизайном. Манрике лично проектировал роскошные сады и бассейны с экзотическими растениями в Meliá — флагманском отеле Коста-Тегисе.

Манрике установил повсюду необычные памятники — подвижные «игрушки ветра» (Juguete del Viento) — дань художника ветряным мельницам из его детства, которые исчезли теперь. В самом центре острова находится напоминающая конструктор скульптура «Плодородие» (Fecundidad), также известная как «Памятник крестьянину» (El Monumento al Campesino). Ее изготовили из баков для воды, которые сняли со старых судов. Манрике посвятил скульптуру «неизвестным фермерам, чья тяжелая работа помогла создать уникальный пейзаж острова». Сложно сказать, что именно изображает «Плодородие». Чаще всего говорят, что это фермер с собакой или одногорбый верблюд.

«Вторжения» Манрике

Манрике называл свои более масштабные работы «вторжениями» (intervenciones). Все они находятся в особых местах. Смотровая площадка Мирадор-дель-Рио (Mirador de Rio) его авторства расположена на скале высотой почти 500 метров в северной части острова. С нее открывается прекрасный вид на остров Грасьоса. Рядом с каждой из построек Манрике есть ресторан — художник любил в них обедать с друзьями.

Смотровая площадка Мирадор-дель-Рио

Первое из «вторжений» Манрике — грот Хамеос-дель-Агуа (Jameos del Agua) — открыли в конце 1960-х годов на северном побережье острова. Художник построил в вулканической пещере сеть тоннелей с водой. В гроте есть атмосферный ресторан, который украшают огромные папоротники, лазурный бассейн, рукотворный белый пляж с пальмами и концертный зал на 600 мест. Звезда Голливуда Рита Хейворт называла это место восьмым чудом света.

Любимым «вторжением» самого Манрике стал сад кактусов (Jardín de Cactus) в деревне Гуатиcа, в 15 минутах езды на юг от Хамеос-дель-Агуа. Сад разбили на месте бывшей каменоломни. В нем собрали несколько тысяч растений, похожих на скульптуры. В ресторане при саде подают вегетарианские бургеры из кактуса в ярко-красных булочках. Это отсылка к кошенильным червецам — жучкам, которых разводили на местных кактусовых полях для получения красного красителя. Сад кактусов стал последним из больших проектов Манрике. На тот момент — в 1991 году — он уже переехал в Арию и заканчивал передачу своего прежнего дома в деревне Таиче в дар острову.

Сад кактусов (Jardín de Cactus) в деревне Гуатиcа

Дом в Таиче — это воплощение самых смелых фантазий архитектора — футуристический лабиринт вулканических пузырей, соединенных лавовыми тоннелями. В гостиной прямо из пола растет фиговое дерево, по комнатам разбросаны напоминающие драгоценные камни небольшие бассейны. А для парочек созданы укромные уголки для отдыха, как в ночных клубах Ибицы. Есть и небольшой танцпол — здесь получилась бы отличная вечеринка. Сейчас в этом доме находится Фонд Сесара Манрике.

Для самого Манрике вечеринка закончилась трагически быстро. После встречи с попечителями фонда в одну из солнечных пятниц сентября 1992 года он сел за руль своего зеленого «ягуара» и уехал из дома в Таиче в последний раз. Через несколько минут он погиб при столкновении с джипом. На месте гибели архитектора поставили кинетическую скульптуру «Фобос», построенную по его проекту. Она сделана из сверкающих шаров и дисков и напоминает модель Солнечной системы.

Скульптура «Фобос»

Обед с Сесаром: лучшие рестораны, связанные с Манрике

LagOmar — ресторан, галерея и бар

Манрике спроектировал это необычное заведение в деревне Насарет как частный дом для клиента. В прошлом его владельцем был актер Омар Шариф, который, по легенде, проиграл дом в карты. Шикарный белый дворец, высеченный в скале и украшенный бассейнами и растениями, превратили в галерею, ресторан и бар, где по субботам играет живой джаз.

Адрес: Calle los Loros, 2, 35539 Nazaret, Las Palmas
Координаты: 29.

045230, -13.554531
Время работы: 10:00–18:00
Сайт: lag-o-mar.com

Bodegas El Grifo — старейшая винодельня на Канарах

Bodegas El Grifo в деревне Ла-Херия основали в 1775 году. Это самая старая винодельня на Канарских островах. Манрике дружил с владельцем и разработал для него логотип с грифом. Кроме того, архитектор помог спроектировать и построить очаровательный музей винодельни, где висит фотография Манрике с бокалом его любимого напитка — El Grifo Malvasia Semidulce.

Адрес: LZ-30, Km 11. San Bartolomé, apartado de correos Nº 6, 35550, Lanzarote
Координаты: 29.001810, -13.644947
Время работы: 10:30–18:00
Вход: 5 евро с дегустацией
Сайт: elgrifo.com

El Risco — ресторан морепродуктов

Манрике его спроектировал для брата Карло. Из ресторана открывается вид на море и пляж, окруженный 400-метровыми утесами.

Внутри находится скульптура лодки работы Манрике, подаренная на открытие, а также его литографии.

Адрес: Calle Montaña Clara, 30, 35558 Urb. Famara, Las Palmas
Координаты: 29.118215, -13.564017
Время работы: пн. — сб.: 12:00–22:00, вс.: 12:00–17:00
Сайт: restauranteelrisco.com

La Era — ресторан традиционной канарской кухни

Это заведение находится в южной деревне Яйса, в фермерском доме XVII века, который с любовью отреставрировал Манрике. В лабиринте из белых комнат, обставленных традиционной мебелью из темного дерева и украшенных деталями деревенского быта, подают блюда традиционной канарской кухни.

Адрес: de la Molina, Calle el Barranco, 3, 35570 Yaiza, Las Palmas

Координаты: 28.951735, -13.763016
Время работы: 13:00–23:00
Сайт: laera.com

El Diablo — ресторан над жерлом вулкана

Манрике спроектировал ресторан над жерлом действующего вулкана в национальном парке «Тиманфайя». Здание построили из застывшей лавы. Из круглого зала ресторана открывается вид на вулканическую пустыню вокруг. А блюда жарят на чугунном гриле над гигантской ямой, жар в которой непосредственно из вулкана.

Адрес: Montaña del Fuego Carretera General Yaiza-Tinajo, s/n, 35560 Tinajo, Las Palmas
Координаты: 29.005549, -13.753042
Время работы: 12:00 — 16:45
Сайт: cactlanzarote.com

Советы и полезная информация

Цены на вход в музеи Манрике и время их работы узнавайте на сайте Фонда Сесара Манрике. Аналогичную информацию о других достопримечательностях, связанных с архитектором, — на сайте центра туринформации Лансароте.

АрхитектураОстроваИспания

Дата публикации 10.02.2020


Антон Дьяконов

текст

Читать дальше

ПортугалияОстроваПутеводители

Дата публикации 23. 01.2020

Читать дальше

ОстроваИспанияМаршруты

Дата публикации 06.06.2019

Наши редкие и полезные дайджесты, трюки в путешествиях. Мы не спамим.

В закладкиБарселона с детьми: гид по самому популярному городу Испании

ИспанияБарселонаДети

Дата публикации 05.06.2019

В закладкиНеизвестная Испания: в стране выбрали самые красивые города. Скорее всего, вы о них не слышали

Испания

Дата публикации 16.10.2018

В закладкиРозовые пляжи и действующие вулканы: неизвестные острова Италии

ИталияОстрова

Дата публикации 25.09.2018

В закладкиОстровной инстинкт: гид по островам Хорватии

ОстроваХорватияПутеводители

Дата публикации 29. 07.2016

Дом-музей Сезара Манрике на Лансароте: diman7777 — LiveJournal

Во время отпуска на Канарском острове Лансароте посетил необычный дом-музей Сезара Манрике. Это одна из значимых культурных достопримечательностей Лансароте, вызывающая интерес у любителей необычных строений. Дом легендарного преобразователя острова – художника, скульптора и архитектора, полностью соответствует его творческому принципу: «архитектура без архитектора» и гармонично сочетает в себе фрагменты окружающего ландшафта с рукотворными элементами.
Все подробности с фотографиями под катом

01. Сезар Манрике 1919 — 1992 родился на острове Лансароте. После окончания учебы в Академии изящных искусств в Мадриде он вернулся на родной остров, где его творческая деятельность оставила неизгладимые следы. На Лансароте много интересных строений спроектированные Сезарем. Но сегодня прогуляемся по его необычному дому.

02. Уже при входе в дом-музей бросаются в глаза необычные детали.

03. Входной билет покупаем на входе за 10 евро.

04. Свое оригинальное жилище Сезар Манрике построил недалеко от поселка Тахиче, на одном из участков с бесконечными лавовыми пейзажами и подземными пещерами, оставшимися от раскаленных потоков.

05. Во всем доме хорошо заметно сочетание белого и черного.

06.

07. Небольшой сад во дворе дома с элементами современного искусства.

08. Дом состоит из двух уровней: надземного и подземного, и в них удивительным образом переплетаются естественные природные образования с искусными творениями мастера.
Спустимся на первый уровень.

09. Гениальный создатель сумел увидеть необычные грани среди скучного вулканического однообразия, мастерски подчеркнул их великолепие и грамотно дополнил архитектурными элементами.

10.

11. К сожалению, некоторые проходы закрыты для посетителей.

12.

13. На нижнем уровне располагается неглубокий бассейн с мостиком из лавы.

14. Во времена, когда хозяин жил в этом доме, вполне вероятно, здесь можно было зажарить мясо в открытой печи.

15. После того как мясо пожарено, в этом месте за столиком его можно было отведать в компании архитектора.

16. В доме очень много комнат в пещерах.

17. Финиковая пальма растущая в комнате.

18. А верхушка уходит вверх. Во время дождя, вполне вероятно вся вода была в комнате:))

19. Все комнаты между собой соединенны такими узкими проходами.

20. Ещё одна комната с элементами красного.

21. Все проходы и комнаты естественного прохождения, архитектор сумел в этом разглядеть место для идей.

22. Много комнат под открытым небом.

23. Листва защищает от солнца.

24. Идем дальше.

25.

26. Поднялись на верхний уровень.

27. Лава затекающая в окно…

28.

29. Вид в окно

30. На верхнем уровне размещен культурный центр, где проходят разные выставки и экскурсии.

31. «Я считаю, что мы являемся свидетелями исторического момента, когда огромная опасность для окружающей среды настолько очевидна, что мы должны осознать новую ответственность в отношении будущего».
Сезар Манрике

32. По лестнице поднимаемся в сторону выхода.

33. Даже такие мелкие детали выглядят красиво!

34.

35. Долматинец встречает и провожает туристов.

36. Инициалы хозяина дома.

37. Возле дома Сезаря есть небольшой и необычный сад.

38.

39.

40. Обратите внимание на полукруги. Они защищают виноград от ветра на полях.

41.

42. А это необычное сооружение тоже творение рук Сезара Манрике.

Вот такой необычный дом-музей Сезара Манрике. Рекомендую к посещению, если вдруг кому доведется побывать на острове Лансароте. В живую намного интереснее, чем на фото.
Дом находится по адресу:
35507 Tahiche
Calle Jorge Luis Borges — 10
Часы работы: c 10:00 до 18:00

Всем спасибо за внимание!

СЕЗАР МАНРИКЕ И ПОТРЯСАЮЩИЕ ПЕЙЗАЖИ ЛАНСАРОТЕ

«Если Корфу или Ибице не сравниться с сумасшедшим техно-дневным отдыхом, Лансароте не в состоянии предложить экотуризм — по понятным причинам».

— Мишель Уэльбек, Lanzarote (2000)

César Manrique, Jardín de Cactus (1991), Guatiza, Lanzarote. Фото Филиппа Жарригона для PIN–UP. номера, повторяющиеся минеты и лосьон для загара, Мишель Уэльбек в своем сатирическом и разочарованном романе с одноименным названием указывает на несколько достопримечательностей, которые нельзя пропустить на испанском острове Лансароте. , где находится ресторан El Diablo с рестораном Vulkan Grill, где Houllebecq устраивает веселую сцену, связанную с приготовлением блюд из вулканической Что-то общее, кроме иронического восхищения рассказчика Уэльбека: они были созданы одним и тем же человеком, Сезаром Манрике, который родился на Лансароте в 1919 лет и умер на острове в 1992 году.

Сезар Манрике, Хамеос дель Агуа (1983), Ария, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Сезар Манрике, Экстерьер Хамеос-дель-Агуа (1983), Ария, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Сесар Манрике, Хамеос дель Агуа (1983), Ария, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

В одном Уэльбек прав: трудно отделить Манрике и его творчество от самых знаковых достопримечательностей Лансароте, так же как трудно классифицировать эту эклектичную фигуру — архитектора, художника, эколога — создавшего столь же не поддающуюся классификации архитектуру, часто построенную без планов. или рисунки. Но, несмотря на его крайнюю привязанность к Лансароте, а может быть, из-за его ограничительного воздействия на его раскрепощенное отношение к жизни и искусству, Манрике ушел в раннем возрасте. Сначала подростком участвовал в гражданской войне в Испании — одном из самых мрачных эпизодов его жизни — и снова в 1945 лет, когда он переехал в Мадрид, чтобы изучать изобразительное искусство. За почти 20 лет своего пребывания в испанской столице, где он закрепил свою художественную карьеру, Манрике познакомился с одним из самых вдохновляющих и гедонистических иберийских архитекторов второй половины 20-го века Фернандо Игуерасом. Игуерас, построивший для художника дом в окрестностях Мадрида, отличался свободным, но последовательным подходом к традиции, что явно повлияло на Манрике. Дом Манрике послужил толчком для серии совместных проектов между двумя мужчинами на Лансароте, таких как нереализованный проект Мирадор-дель-Рио (Манрике разработал альтернативную схему, которая была построена в 1973) или Hotel de las Salinas (1973–77), где Манрике работал над садами и открытыми площадками.

Вид с Мирадор-дель-Рио (1973 г.), Риско-де-Фамара, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Сезар Манрике, Сад кактусов (1991), Гуатиза, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

«Я хочу пойти, я хочу пойти, я хочу пойти в Лан-за-ро-те» 

— Линдстрем и Тодд, «Лансароте» (2013)

Сезар Манрике, Мирадор-дель-Рио (1973), Риско де Фамара, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

В 1964 году Манрике уехал из Мадрида в Нью-Йорк, где прожил два года, прежде чем в 1966 году решил навсегда вернуться на Лансароте. Годы его становления за пределами острова были решающими. Сознательно или нет, но он возвращался домой как раз в тот момент, когда остров начинал свое превращение из почти необитаемой вулканической пустыни в переполненное место массового туризма, изображенное Уэльбеком. Вернувшись и, несомненно, под влиянием уникального ландшафта Лансароте, Манрике продолжал рисовать, а также создавать скульптурные и архитектурные работы. Наполовину наземное искусство, наполовину туристические объекты, его новые пейзажи отражали его одержимость — также отраженную в его книгах — уважительным экологическим развитием острова. Более того, вслед за Бернардом Рудофски, Арисом Константинидисом и другими он записал традиционную архитектуру своего места рождения в книгу Lanzarote, arquitectura inédita (1974), ключевой ориентир для понимания многих его собственных архитектурных решений. Прекрасные фотографии Манрике запечатлели множество аспектов местной архитектуры, как общих, так и частных, таких как поразительные «византийские» дымоходы, которые он сам скопировал для своего первого дома. Но этих отсылок недостаточно, чтобы понять его творчество: мы должны включить некоторые элементы поп-арта и ленд-арта, которые он, должно быть, открыл для себя, живя в США, которые мы можем узнать по его безрассудствам в Приморском парке на соседнем острове Тенерифе ( 1991–95), среди многих других.

Пейзаж с виноградником в Ла Хериа, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Вулканический ландшафт Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Вулканический ландшафт Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Как он описал в другой своей книге (также озаглавленной Лансароте ), Манрике чувствовал, что архитектура должна исчезнуть, чтобы уважительно относиться к ландшафту. И это именно то, что он делал снова и снова — опускал, закапывал, выкапывал — во многих своих архитектурных проектах, точно так же, как крестьяне традиционно делали в районе Херия на Лансароте, где виноградники посажены в затонувших конусах, называемых 9.0004 socos  для защиты от резкого ветра. Он снова использовал естественные отверстия в Хамеос-дель-Агуа (1966–68) и, конечно же, в своем знаменитом доме в Таро-де-Тахиче (1986), где сейчас находится его одноименный фонд. В обоих случаях Манрике был больше, чем просто «архитектор»; он был «первооткрывателем» набора вулканических гротов, образованных пузырями в окаменевшей лаве, которые станут частью его домашнего и чрезвычайно личного мира. В его доме, например, есть два уровня: самый верхний представляет собой традиционную наземную конструкцию, а нижний — пещеры, одомашненные пузыри среди вулканической породы. Эти уровни первоначально были соединены лишь винтовой лестницей, которая как бы связывала мир традиции — и его символическое пересечение культур — с теллурическим миром, неотделимым от геологии и топографии. Это наложение слоев представляет собой точный и метафорический образ сложности и богатства самого Сезара Манрике.

Сезар Манрике, Мирадор-дель-Рио (1973), Риско-де-Фамара, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

Сезар Манрике, Интерьер Хамеос-дель-Агуа (1983), Ария, Лансароте. Фотография Филиппа Жарригона для PIN-UP.

«Искусство в природе, природа в искусстве»: Сезар Манрике, архитектор Лансароте | Искусство и дизайн

«Искусство в природе, природа в искусстве»: Сезар Манрике, архитектор Лансароте | Искусство и дизайн | The GuardianПерейти к основному содержанию

ЗИМНИЙ ДИЗАЙН ЧАСТЬ 3 • ИНДЕКС

Письмо редактораВ этом году журнал Design выходит ежеквартально и предлагает читателям Observer четыре номера об архитектуре, инновациях, искусстве и продуктах. Чтобы отпраздновать новый год и новый взгляд на журнал, этот выпуск посвящен новым горизонтам, изучению лучших мест, где можно увидеть великое искусство и дизайн по всему миру. От эко-искусства Лансароте до нового дизайнерского квартала Лос-Анджелеса — эти направления демонстрируют креативность в лучшем виде. Но одна из самых удивительных историй находится в гораздо менее живописном месте. У Уотчета в Сомерсете самый низкий уровень социальной мобильности в Великобритании, но вскоре он станет домом для компании, пытающейся разработать бетон на растительной основе и вдохнуть новую жизнь в город. 2020 год – начало нового десятилетия. Пришло время мыслить масштабно. Элис Фишер

  • Часть 1 Человек-крот и я
  • Часть 2Gran конструкции
  • Часть 3Искусство в природу, природа в искусство

Words by Oliver Wainwright

Море корявой черной лавы выливается через окно белого кубического дома на острове Лансароте, кувыркаясь волнами на полированный бетонный пол. Пара пухлых кактусов цепляется за каменный подоконник, словно унесенные внутрь бурлящим потоком расплавленного базальта снаружи. Похоже, что здание могло быть затоплено извержением вулкана, но это не стихийное бедствие. Это работа Сезара Манрике, знаменитого художника-архитектора Лансароте. Используя лавовые образования, как другие дизайнеры используют бетон и сталь, он создал впечатляющие пространства из пещер, пузырей и туннелей, оставленных первичными движениями расплавленной магмы.

Дом, о котором идет речь, был его собственным домом, ныне принадлежащим Фонду Сезара Манрике. Эта художественная галерея является лишь одним из невоспетых сокровищ Лансароте, острова, который, наряду с другими Канарскими островами, имеет репутацию места для комплексного отдыха. «Искусство — в природу, природа — в искусство», — таков был девиз Манрике, и к моменту своей смерти в 1992 году в автокатастрофе возле своего дома Лансароте оставил ряд поразительных проектов, объединяющих пейзаж, искусство и архитектуру. собственный стиль. Движимый желанием сохранить и приумножить драматизм уникальной вулканической местности острова, он неустанно выступал против высотных курортов, которые испещрили испанское побережье, выступая за масштабы развития, соответствующие суровой природной среде Канарских островов. красота. Эколог, скульптор и экстраординарный геолог-архитектор, его работы заново открываются новым поколением, поскольку остров теряет свой образ «Ланзагротти», обменивая пакетные предложения Club 18-30 на эко-юрты, бутик-ночлеги и туристы с чутьем на дизайн.

Подобно Барбарелле, встречающейся с Флинтстоунами, пальма растет из пола в одной из гостиных-пещер в Фонде Сезара Манрике. Фотография: Аластер Филип Вайпер/Alamy

Манрике начал строить свой дом, когда вернулся на Лансароте в 1966 году, после того как некоторое время работал художником в Нью-Йорке. Легенда гласит, что он заметил фиговое дерево, одиноко стоящее в лавовом поле, единственный признак жизни посреди бесплодного черного пространства, и решил построить вокруг него свой дом. Не только вокруг, но и под ним, в причудливой сети соединенных между собой пещер и затонувших дворов, образованных потоками жидкой породы под давлением веками ранее.

Внутри Барбарелла встречает Флинтстоунов, необработанная, первобытная геология земной коры, оформленная в обтекаемом стиле 60-х годов. Белая кожаная банкетка уютно устроилась в уголке одной из пещер, огибая пальму, которая прорастает посреди блестящего белого бетонного пола, а ее зеленый ствол торчит из дыры в потолке. Извилистый проход ведет к другой пещере, где со скалы свисают выпуклые стеклянные подвесные светильники, освещая кушетку с красными кожаными подушками. Неподалеку базальтовые ступени ведут к мерцающему лазурному бассейну, окаймленному пышными листьями огромных заводов по производству швейцарского сыра. Это идеальный дом для вечеринок, мечта злодея Бонда о скрытых комнатах, в которые можно попасть по узким проходам, а архитектура усиливает естественную магию неровных скал.

Родившийся в 1919 году в столице Лансароте Арресифе, Манрике участвовал в гражданской войне в Испании в качестве добровольца на стороне Франко, прежде чем вернуться, чтобы изучать архитектуру в Университете Ла-Лагуна на Тенерифе. Технические ограничения курса не соответствовали его художественному темпераменту, поэтому через два года он бросил учебу и переехал в Мадрид, чтобы изучать живопись, где на него сильно повлияли Пикассо и Матисс. Он стал успешным художником и по совету своего кузена-психоаналитика в 1919 году переехал в Нью-Йорк.64, где он получил грант от Нельсона Рокфеллера, который позволил ему арендовать собственную студию в Нижнем Ист-Сайде, тогда богемном анклаве художников и писателей. Его работы широко выставлялись, в том числе в музее Гуггенхайма, но он так и не приспособился к жизни в большом городе. Как он писал другу: «Я испытываю настоящую ностальгию по истинному смыслу вещей. За чистоту народа. За скудость моего пейзажа и за моих друзей». Он пришел к выводу, что «человек в Нью-Йорке подобен крысе. Человек не был создан для этой искусственности. Необходимо срочно вернуться в землю. Почувствуй это, почувствуй запах. Вот что я чувствую».

Кушетка с красными кожаными подушками в соседней пещере Фонда Сезара Манрике. Фотография: Аластер Филип Вайпер/Alamy

Вернувшись на Лансароте в 1966 году, Манрике воспринял силу пейзажа как никогда раньше, взяв за основу извилистые изгибы продуваемого всеми ветрами вулканического острова.

Его первым публичным проектом был Jameos del Agua, своего рода подземный художественный и культурный центр, погребенный внутри части 6-километрового лавового туннеля, образовавшегося в результате извержения вулкана Монте-Корона 3000 лет назад. Хамео — слово из языка, на котором говорили на островах до прибытия испанцев, — означает большое похожее на пещеру отверстие в лавовой трубе, образовавшееся в результате обрушения части потолка. В серии из трех таких хамео Манрике поставил невероятно театральное путешествие.

Сначала посетители спускаются по винтовой лестнице в ресторан, похожий на пещеру, где экзотические растения свисают с горшков для омаров, а обеденные террасы выходят на подземную лагуну, населенную крабами-альбиносами, их жуткие белые тела освещены драматическим лучом света с потолка. Затем еще одна ступенька ведет вверх по лощине под открытым небом, где впечатляющий бассейн со всех сторон окружен зубчатыми скалами и склонившимися пальмами. Как раз тогда, когда вы думали, что это не может быть более сюрреалистичным, расщелина в скале ведет к другой пещере, где зрительный зал на 600 мест спускается в стигийские глубины.

Когда голливудская звезда Рита Хейворт посетила его в 1974 году, она провозгласила комплекс «восьмым чудом света», и нетрудно понять, почему. Два бара, встроенные в ниши в скалах, оборудованные табуретами из валунов и танцполом у бассейна, дают вам представление о том, какие дикие вечеринки проводились здесь во времена его расцвета. Хотя он по-прежнему открыт для публики, плавание здесь строго запрещено, если только вы не король Испании.

Ресторан El Diabolo в национальном парке Тиманфайя. Фотография: Аластер Филип Вайпер/Alamy

На другом конце острова все еще можно насладиться более демократичным отдыхом в ресторане Manrique’s El Diabolo, расположенном подобно круглой космической станции на вершине горы, с видом на лавовые поля национального парка Тиманфайя на западном побережье. Еда здесь похожа на обед на лунной наблюдательной базе, с панорамными окнами, выпирающими из черных базальтовых стен, обрамляющими бесплодную пустыню внизу. Главной достопримечательностью является приготовление пищи, которое происходит в конической камере с алтареобразным грилем для барбекю в центре, подвешенным над вулканическим колодцем, где температура достигает 400 ° C, на глубине 6 метров под землей.

Всегда осознавая силу природного ландшафта, один из величайших талантов Манрике знал, когда не следует вмешиваться. Когда грандиозный план мадридского архитектора для тщательно продуманного дачного поселка на северном побережье острова провалился, Манрике предложил более тонкое вмешательство. Он приказал вырыть в скале яму, где устроил ресторан и смотровую площадку, которую затем накрыл куполами, засыпав землей и травой. В почти невидимый снаружи Мирадор-дель-Рио можно попасть через извилистый выкрашенный в белый цвет туннель, который пробирается сквозь землю.

Когда вы посещаете эти проекты, трудно себе представить, как Манрике рисовал свои проекты до дней компьютерного 3D-моделирования — и простой ответ: он этого не делал. Он никогда не делал рабочие чертежи, а проектировал свои конструкции и детали на месте, давая устные инструкции и полагаясь на практические ноу-хау своего талантливого строителя Луиса Моралеса. Работая таким образом, который имел больше общего со специальным ленд-артом, чем с обычной архитектурной практикой, его идеи часто менялись в зависимости от того, что он находил на месте, при этом планы строительства обычно составлялись и утверждались после мероприятия.

Лестница в саду кактусов. Фотография: Аластер Филип Вайпер/Alamy

Такой стиль работы был возможен только благодаря уважению, которое Манрике пользовал на острове. Будучи другом детства Хосе Рамиреса Серды, тогдашнего президента Кабильдо, правительства острова, он смог оказать огромное влияние на более широкую политику планирования Лансароте, поощряя модель устойчивого туризма до того, как этот термин был придуман. Ему удалось запретить рекламные щиты, проложить телефонные и электрические кабели под землей и ограничить массовый туризм тремя основными прибрежными районами, а также ввести ограничения по высоте для отелей. Одно особенно строгое правило, выдающее корни Манрике как художника, указывало, что во всех новых домах двери и ставни, выходящие вглубь суши, должны быть окрашены в зеленый лес, а те, что обращены к морю, должны быть окрашены в морской синий цвет. Строгий режим длился недолго, и вскоре к власти пришли коммерческие силы, хотя Лансароте остается на удивление нетронутым, в значительной степени благодаря страстной экологической позиции Манрике, поощряющей уважение к ландшафту прежде всего.

Несмотря на свои яростные взгляды против развития и желание избавить остров от постороннего визуального беспорядка, Манрике имел склонность к удачным причудам. Наряду с его подземными логовами, среди его наиболее заметных наследий — завораживающие «ветряные игрушки», которые можно найти по всему острову. Вдохновленные ветряными мельницами, которые когда-то покрывали Лансароте, эти красочные кинетические скульптуры состоят из геометрических сфер, пирамид и кубов, которые каким-то образом сцепляются и вращаются друг вокруг друга с невозможностью Эшера.

Один из этих сверкающих вихрей венчает любопытный конический павильон, расположенный у основания его последней великой работы. Мекка для любителей кактусов со всего мира, Jardín de Cactus — это завораживающая ода колючим суккулентам, расположенная в террасной чаше бывшего карьера, который сейчас наполнен более чем 10 000 экземплярами кактусов. Подход является частью волшебства: затонувший сад окружен полями с гигантскими растениями опунции, которые до сих пор выращивают для выращивания кошенильных жуков для получения красной краски (когда-то главной товарной культурой Лансароте, теперь переживает возрождение из-за подозрений в искусственные пищевые добавки). Миновав ряды этих груш, произрастающих из лунного ландшафта, вы входите в сад через укрепленные базальтовые ворота и видите амфитеатр расположенных в шахматном порядке террас, изобилующих колючими древками и мохнатыми комками всех форм и размеров. Это потустороннее место, квинтэссенция дикой природы острова и способности архитектора сочетать природу и искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *