Легенды старого города: мистические рассказы о тайнах Якутска
Родственница автора книги тетя Таня рассказывает разные мистические истории.
Немая монахиня
Сосед тети Тани Альберт Петрович — доцент кафедры патологической анатомии медфака ЯГУ. Однажды поздно вечером в «анатомке» медфака Альберт Петрович увидел женщину в старинном одеянии. Женщина поманила его за собой. Она с мольбой смотрела на него, и выражение ее лица было мученическим. Тетя Таня рассказала Альберту Петровичу, что это — сосланная графиня Анна Бестужева. Она жила когда-то как раз на месте расположения медфака. Альберт Петрович не верил в существование потустороннего мира. Со временем он сменил место работы.
Последний сеанс
В 30-х годах 20 века в Якутске банда Васьки Кривошапкина воевала с бандой Николая Эверстова-Буор Сирэй. Василий Кривошапкин влюбился в дочь купца Гавриила Семенова Инессу. В конце каждой недели молодые люди ходили в кино на последний сеанс с 10 часов вечера.
Тайна одной картины
В галерее западно-европейского искусства им. М.Ф. Габышева находится небольшая картина, изображающая юную девушку. Полотно называется «Сивилла». Судя по свитку, лежащему у нее на коленях, это пророчица, предсказывающая судьбы. 17 февраля 1962 года в Якутске состоялось открытие выставки «Из коллекции профессора М.Ф. Габышева». С этого времени люди стали приходить к этой картине и загадывать желания.
Странная встреча
Студент инженерно-технического факультета Тимофей познакомился с прекрасной девушкой Асей. Несколько дней они встречались и гуляли по городу. Однажды Ася пришла заплаканная и сказала: «В этом мире живет только моя душа, ищущая любовь».
В поисках несбывшихся надежд
Света, Юля и Аня собрались отметить встречу после каникул. Магазин, куда направились девушки за продуктами, находился напротив кладбища. Там Аня обратила внимание на молодого человека странного вида. Ночью ей приснилась свадьба, на которой все были одеты в черное. На следующий день Аня познакомилась с Тимуром. Он пригласил ее в кино. После недели незабываемых встреч они расстались. Когда Аня рассказала все подругам, они пошли на кладбище и нашли надгробие, с которого улыбался Тимур.
Тайна книгохранилища
Ларьяна Петровна работает в библиотеке. Однажды в книгохранилище она услышала странные звуки, в следующий раз увидела какие-то тени. Коллеги ничего не слышат. В автобусе познакомилась с молодым человеком Николаем. Он историк и архивист. Ларьяна рассказала ему обо всем. По версии Николая, очень давно на месте библиотеки было кладбище арестантов.
Призраки лунной ночи
Николай и Ларьяна счастливо жили в съемной квартире по улице Горького. Дом стоял на месте старого кладбища около Никольской церкви. Однажды в канун восьмого марта Николай купил на барахолке у старой дамы винтажные серьги. Затем на месяц уехал в Москву писать диссертацию. Ларьяна видит сон: красивая пара в свадебных нарядах, на невесте серьги, подаренные Николаем, жених бьет невесту по лицу. По приезду Николай начал поиски в архиве. Нашел некролог в старой газете с фотографией девушки в гранатовых сережках. Затем нашли даму, которая продала серьги. Оказалось, обладательница подаренных женихом серег, покончила с собой. И похоронена на месте дома по улице Горького.
Встреча в церкви
Таисии снится бабушка, которая уговаривает ее креститься. Во время обряда крещения она видит странного незнакомца. Перед пасхой во время службы Таисия познакомилась с этим человеком. Николай предложил прогуляться вокруг церкви. Он сказал, что через три года вскроют могилу и что этого нельзя делать. И исчез.
Ночная попутчица
Однажды ночью Виктор подвез до дачи женщину, от нее исходил неприятный запах гнили. Затем приснился сон, который напомнил ему молодость. Когда-то во времена студенчества на картошке Виктор познакомился с местной девушкой Олей. Через несколько лет Виктор с женой набрели на ту дачу. Жена – криминалист вспомнила, что это дача чиновника МВД. В начале девяностых у него пропала жена Ольга. Тут Виктора осенило, что он подвозил призрак.
Тайна театра
Олег работает художником в Якутском драматическом театре. В костюмерной стоит старинный шкаф, в котором хранятся костюмы рано умершей певицы. Олег часто любовался шкафом, а в зеркале представлял отражение прекрасной женщины. Однажды ночью Олег услышал пение и увидел призрак певицы. На рассвете прекрасная Дева поцеловала его и оставила в руках серебряную серьгу. Олег нарисовал портрет певицы и умер от тоски.
Шкатулка
Лира Германовна с племянницей Валерией перебирают старые фотографии из шкатулки и вспоминают родню. В глухой вилюйской деревне купец Андрей Алексеевич влюбился в бедную девушку Феодосию. В один из приездов обнаружил красавицу уже замужней. Купец напоил мужа и дал много охотничьего снаряжения в долг. На следующий год охотник не смог расплатиться. Тогда купец увез его жену Феодосию с собой. Через три года отпустил красавицу обратно после одной ночи любви. Так Феодосия родила деда Валерии Алексея.
Колымские предания
Загадочная Алазея
В 18 веке в Алазейском остроге в семье казака Василия Бережнова и Екатерины-Талба родилась особенная девочка, дали ей имя Фекла в честь прабабушки-знахарки. Слух о красоте и даре целительства юной шаманки распространился за пределы Алазеи. Полюбили друг друга красавица Феклуша и мастер Михайло Дьячков-Сындыыс. Но отец Василий Никитич решил выдать дочь за атамана Тимофея Третьякова. Влюбленные решились на побег. Когда на реке Анкудинке их настигла погоня, юная Фекла обратилась к духам реки. Тогда на реке образовалась полынья и поглотила беглецов. До сих пор не замерзает эта полынья на реке Анкудинка на том месте, где утонули Фекла и ее любимый.
Легенда о духах гор
Давным-давно одна девушка с братом пасли стадо оленей у подножья высоких гор. Во время бури девушка заблудилась и оказалась в пещере, где жило семейство чучуна. Потом чучуна не раз помогали ей, приводили заблудших оленей, оставляли гостинцы в виде разделанной туши жирного крупного лося, когда род этой девушки голодал. Позже девушка вышла замуж и родила семерых детей. Сыновья ее все стали удачливыми охотниками, а дочери искусными мастерицами.
Сын волка
Жили-были старик со старухой. Была у них дочь – красавица и охотница. Только без приданого не брали ее в жены.
Прошел год, затем второй. Старики поехали проведать дочь. Стойбище оказалось давным-давно заброшенным. Проезжавшие мимо охотники рассказали, что оказывается старики отдали дочь за полуволка Дьэргэлгэна. И теперь они живут в ином мире.
Каменная дева
На берегу реки Колымы стоит утес, в нем есть грот. А нем стоит каменное изваяние Девы.
Род юкагиров-одулов стали преследовать несчастья. Долго камлал шаман Камча и поведали ему духи, что надо оживить, посланную когда-то богами в дар одулам, каменную Деву-шаманку. Надо послать отважного юношу, чтобы он силой любви оживил девушку. Юноша по имени Юнкэбил отогрел каменную Деву. Небесная шаманка обрела земную любовь, но потеряла бессмертие.
Самана
(миниатюры)
От автора
Миниатюры рассказывают об особом мире женской души.
Нечто
Суть Человеческой души – это Свет.
Мозаика воспоминаний
Воспоминания детства Саманы – это любовь Мамы.
Страж времени
Самана вспоминает бабушку, ее мудрые слова.
Волшебная ночь исполнения желаний
День Зимнего Солнцестояния – новый виток в жизни.
Отголосок прежних лет
Воспоминания о Знакомом Незнакомце.
О мужчине в черном джипе.
Осенняя задумчивость
Воспоминания о безответной любви.
Тайна закоулков памяти
О Светозаре.
Древняя ипостась души
Полеты с Молодым Шаманом.
Песня костра
Вибрации души Саманы.
Невидимая нить
Воспоминание о Знакомом Незнакомце.
Река времен
Путешествие по Вечной Реке Времени.
Тайный арестант времени
(фантастический рассказ)
В восьмом измерении Мироздания на тайный совет собираются магистры Ордена Белой Орды — странники во Времени и между Мирами. Но среди них нет Стража Времени. Он ищет сакральный таинственный предмет.
18 век. Россия. Страж Времени, назвавшись графом Антонио Мурано, искал артефакт при дворе Екатерины Великой. Его обвинили в ереси и сослали в Якутию в город Зашиверск. Однажды ночью в окно темницы Страж Времени увидел прекрасную девушку, которая танцевала с предметом в руках. Этот предмет и был торсионным полем, который он так долго искал. Девушку звали Синильга, между ними установилась невидимая телепатическая связь. Синильга привела Стража Времени к Великому Мастеру. Болот Уус изготовил магический барабан. Страж Времени выполнил свою миссию — инструмент, создающий торсионное поле для четкой координации странствия по Мирозданию, был найден.
Великий Магистр дал следующее задание. Ему предстояло отыскать магический инструмент, преобразующий плоть, делающий ее невидимым. Вечный Страж Времени снова оказался в Срединном мире. На этот раз Синильга отвела его к Кюбэйэ Хотун. Из собранных энергий Мироздания она создала магический бубен, превращающий плоть в невидимый эфир. Только через три года Страж Времени стал невидимым. Сакральный рунический барабан и магический бубен снова привели Стража Времени в Срединный мир. Россия.
Якутия. 80-е годы 20 века. Здесь в этом измерении пространства он был преподавателем истории. Неожиданно в лифте он увидел ее. Душа Странника во Времени торжествовала: они снова вместе в одном измерении!
Над Мирозданием звучал чистейшими умиротворяющими вибрациями завораживающий голос Синильги: «Зло неискоренимо, добро непобедимо… Мир — цветной и удивительный. Надо лишь сохранять хрупкую, изначально прекрасную, гармонию…»
Корякина Варвара Прокопьевна (1965) — поэт и прозаик, член Союза писателей Республики Саха (Якутия). Живет в г. Нерюнгри. По образованию филолог. Работает в городской библиотеке. Печаталась в республиканских журналах-альманахах «Полярная звезда» и «Чолбон». Стала широко известной после ряда публикаций на историко-краеведческие темы.
Пересказала Айталина Сметанина, библиограф Национальной библиотеки РС (Я)
Читать онлайн «Легенды старого города», Варвара Прокопьевна Корякина – Литрес
ОТ АВТОРА
Родилась я в маленькой деревушке, где мистика и явь были сплетены воедино. Легенды и предания былых времен оживали в рассказах старцев, каждая местность имела свою тайну и загадку, природа там великолепна в своей первозданной и величественной красе…
В своих произведениях стараюсь передать национальный колорит и своеобразное видение Мира согласно северному менталитету.
Больше тяготею к мистике и философским размышлениям…
ТЕТЯ ТАНЯ
Мое первое знакомство с Якутском состоялось, когда мне было 6 лет, в 70-х годах прошлого века. Приехали мы с мамой в гости к тете Тане – маминой двоюродной сестре, которая жила в Якутске с конца 20-х годов 20 века. Жила тетя Таня недалеко от площади Орджоникидзе, по улице Петра Алексеева в «хрущевке», где находился магазин «Счастье», своего рода советский салон для новобрачных. Квартира у тети – однокомнатная, была полна непривычных для советского времени старинных вещей. Тетя Таня жила одна.
Бабушка мне рассказывала, что мы из древнего рода ботулинских князей из Верхневилюйска, в роду было много людей из круга первой образованной интеллигенции. Мне казалось, что именно тетя Таня хранила все, что связано с загадочным прошлым нашего рода.
И так мое первое знакомство со старым Якутском, с его мистическими легендами и преданиями началось с маленькой, как мне думалось тогда, немного таинственной квартиры тети Тани. Каждая старинная вещь в этой квартире жила своей особенной жизнью и хранила память об ушедших в небытие хозяевах. Они таили в себе энергетику прошлых лет, и от них веяло чем-то загадочным и необычным, непохожим на мир, в котором я жила.
В квартире всегда царил полумрак. Окно в гостиной было занавешено тяжелыми бархатными шторами c бахромой сливово-коричневого цвета, которые были прихвачены атласными лентами с массивными кисточками такого же цвета, что и шторы. Тюль тоже была старинная молочно – желтоватая с бежевыми розами. На подоконнике стояли две парные фарфоровые, ажурные вазы кремового оттенка. На стенках ваз была лепнина в виде букета нежно-розовых роз, так искусно сделанных, что они казались живыми. Листья, обрамляющие розы, были покрыты сусальным золотом, только это выдавало, что розы не живые, а из фарфора. Эти вазы мне казались маленькими девочками в нежных бальных платьях, ожидающими появления доброй феи, которая расколдовала бы их.
Возле стены напротив входа в гостиную стоял массивный большой шкаф – буфет из темного дерева. Ручки на дверцах были бронзовые, в виде каких – то экзотических цветов с витыми кольцами. За помутневшим от времени стеклом шкафа стояли чайные и обеденные сервизы, серебряные наборы, состоящие из кувшина и стаканов, из графина и рюмок, также серебряный чайник-заварник с красивой ажурной изогнутой ручкой, вычищенные до матового блеска. В глубине серебряной поверхности старинной утвари будто сохранилось отражение наших далеких предков. Мерещились чьи-то лица, глаза…
Между стеклянной верхней частью и нижней частью буфета была открытая полка. На ней лежала большая витая раковина, и стояли маленькие статуэтки из слоновой кости, их было много. Больше всего мне запомнилась японочка с веером с качающейся прекрасной головкой. Также фигурка старика-китайца с длинной жидкой бородой с курительной трубкой в руках, куда ставили какие-то палочки, напоминающие современные аромопалочки, которые дымились. Я называла эти фигурки дедушкой и внучкой.
Там еще стоял переворачиваемый календарь в серебристом массивном корпусе с выпуклым орнаментом вдоль оконец, где видны числа и название месяца, такие календари можно увидеть в фильмах о дореволюционном времени.
Напротив шкафа у противоположной стены, рядом с дверью расположились старинное трюмо и большой комод. На тумбочке трюмо сверкали стеклянными гранями красивые флаконы с духами и одеколон, мне казалось, в хрустальном большом флаконе, напоминающем пузатую вазу с пульверизатором – это особое вспрыскивающее устройство, какое уже не применяется теперь, также круглые баночки с кремами и еще с чем-то. На комоде в ажурных серебристых рамках – пожелтевшие фотографии наших предков, кого уже не помню. И одна цветная яркая фотография, где тетя Таня стоит у пальм, с надписью: «Привет с Крыма». Рядом с фотографиями на комоде расположились два подсвечника из серебристого металла на три свечи и большая хрустальная ваза с сухоцветом. Ручки ящиков комода тоже были из бронзы в виде ракушек.
Над комодом висели большие настенные часы с кукушкой и маятником. И кукушка в них тоже была непростая, с живым блеском в маленьких бусинках-глазках, иногда она не выходила, дверца открывались, а птичка, сидя внутри, просто куковала. Птичка жила своей жизнью, выходила, когда ей хотелось.
С другой стороны двери стоял старый коричневый кожаный диван, покрытый чуть потертым бордовым ковром с восточными узорами. Рядом с диваном – книжная этажерка. На полках стройными рядами выстроились собрания сочинений русских классиков в красивых с позолотой переплетах. Все книги изданы в 30-х и 40-х годах прошлого века. Между книгами комнатные цветы в глиняных горшочках.
Посередине комнаты под большой бронзовой люстрой с белыми, матовыми флавонами в виде цветов лилии располагался круглый стол. Он покрыт белой ажурной скатертью, связанной крючком. Вокруг стола изогнутые темно-коричневые венские стулья. Посередине стола стоял круглый серебристый поднос, на нем фарфоровая, ажурная белая вазочка на ножках с конфетами и такая же белая вазочка-лодочка с печеньем.
Иногда, когда я оставалась одна в квартире, мне казалось, что за круглым столом сидят дамы в старинных бархатных платьях с белыми кружевными воротниками и чинно пьют чай.
В закутке за бархатными шторами находилась спальня тети. Там была довольно большая деревянная кровать, застеленная ажурным вязаным покрывалом. Подушки в бордовых атласных чехлах сложены друг на друга и покрыты специальной, кружевной накидкой. В ногах кровати стоял большой деревянный сундук с коваными железными украшениями. Мне казалось, что именно в этом сундуке хранилась вся тайна о прошлом нашей семьи, нашего рода. Рядом с кроватью – маленький низкий круглый столик, где стояла настольная лампа с желтым шелковым абажуром с бахромой и несколько деревянных, резных шкатулочек. Здесь же было плетеное небольшое кресло – качалка, где лежал шерстяной клетчатый плед. Иногда это кресло начинало качаться само по себе.
Заходя в квартиру тети Тани, будто попадаешь в другой мир. Здесь время как будто остановилось. И этот мир, и это время по духу были очень близки мне. Прекрасный мир романтичных барышень, загадочных полных тайн и мистики стихов, ушедший мир моих далеких предков, где душа моя обретала себя и свою суть.
Так началось мое знакомство с мистикой старого Якутска.
В детстве тетя Таня мне казалась очень строгой, холодной и какой – то вычурной, ходила в шляпках, в таблетках с вуалью и в ажурных кружевных перчатках с маленькими ридикюлями на запястье.
Потом, когда выросла, в студенческие годы я узнала свою тетю совсем с другой стороны. Я училась на филолога. Часто ходила к ней в гости. Тетя Таня была уже старая. Оказывается, она любила творчество Блока, и мы читали вслух загадочные, полные романтизма, стихи этого поэта. Она рассказывала о своей единственной любви, память о которой хранила всю свою жизнь.
Долгими зимними вечерами тетя Таня рассказывала мистические легенды старого Якутска. А я ей рассказывала более современные мифы о разных местах нашей столицы. Мы с ней окунались в мир мистики, в мир необъяснимых вещей, мир, который является до сих пор малоизученным непознанным, но существующим в действительности. Это были интересные городские легенды, бытовавшие в разные времена.
НЕМАЯ МОНАХИНЯ
Случай этот произошел в конце 80-х годов прошлого века. Сосед тети Тани по лестничной площадке Альберт Петрович – доцент кафедры патологической анатомии медфака ЯГУ. Странный рассеянный человек за сорок, в очках, интеллигентный, воспитанный. Жил он с женой и с дочкой – подростком. Альберт Петрович был частым гостем моей престарелой тети, заходил просто пообщаться, иногда помогал по хозяйству, когда требовалась так называемая мужская рука. Хотя с этими обязанностями справлялся кое – как. Его жена тетя Шура – учительница истории, крупная миловидная женщина управлялась с этим куда лучше своего немного «нюни» мужа. Тетя Таня с соседями дружила.
Альберт Петрович часто задерживался на своей работе в «анатомке» медфака, готовил материал для студентов, то есть готовил трупов для вскрытия. Он в мистику мало верил. Мертвых он не боялся, иногда желая казаться брутальным, говорил: «Человек – это ничто, груда костей, мышц и мяса». Но однажды он зашел к тете Тане сам не свой. Альберт Петрович начал свой сбивчивый рассказ: «Это было в прошлом месяце, в субботу вечером, даже ближе к полуночи. Никого кроме сторожа и меня во всем здании медфака не было. Я как всегда работал. Задержался надолго. Вышел в коридор подышать, там всегда прохладно и свежо. В анатомке сильный запах формальдегида, поэтому я часто выхожу в коридор. Хожу, разглядываю плакаты, которые почти знаю наизусть, вдруг мимо меня бесшумно прошла женщина в темной длинной одежде. Я ничего не понял. Подумал, что от усталости и от этого запаха формальдегида показалось, почудилось. Потом собрался и поехал на такси домой, опоздал на последний автобус. Совсем забыл об этом видении. И вчера вечером такое было!
Вчера опять задержался на работе, хожу по коридору, дышу воздухом. И опять мимо меня прошла та же женщина в длинном темном одеянии. Одета как монашка. Я оцепенел. Что же это такое? Может, уборщица? Но они до 4 часов дня справляются с работой и уходят. Новая лаборантка? Одета очень странно. И уборщица, и лаборантка поздоровались бы, перекинулись бы словечком. А эта бесшумно проходит мимо, даже не оглядывается. Мне стало как – то не по себе, но было жутко интересно, я пошел за ней.
Женщина завернула за угол коридора, направилась к выходу, потом оглянулась и позвала меня рукой. Это была немолодая женщина с некогда красивым бледным тонким лицом. В больших голубых глазах затаилась какая-то невыразимая боль и тоска. Уголки рта опущены, тонкие почти бескровные губы беззвучно шевелились. Я последовал за ней. Она как – то бесшумно открыла входную дверь и мы оказались на улице. Она перешла дорогу, пошла по деревянному, хлипкому мосту и направилась в сторону Залога.
Вдруг меня осенило – это была настоящая монахиня в старинной одежде. Монахиня пошла к бывшей Богородицкой церкви, которая сейчас стала лабораторией Института Космофизики. Остановилась, не дойдя до здания бывшей церкви, посередине проезжей дороги, возвела руки к небу, с мольбой посмотрела на меня, приложила руки к груди, покачала головой, бледное исхудалое лицо бедной женщины выражало такие адские муки. Я стоял в смятении и смотрел на эту странную женщину, не понимал, что хочет она от меня. Вдруг на моих глазах женщина исчезла, растворилась в темноте. И тут я испугался по-настоящему. Что за напасть? Заработался? Сошел с ума? Я уже не помню, как добрался до дома. Видимо, сел на последний автобус. Какой-то необъяснимый ужас охватил меня. Я никогда не верил в существование потустороннего невидимого мира и тем более призраков.
А тут этот случай сбил меня с толку», – на одном дыхании проговорил Альберт Петрович. Тетя Таня внимательно выслушала сбивчивый взволнованный рассказ соседа и со свойственным ей спокойствием, и с какой – то слегка высокомерной безмятежностью стала объяснять:
«Так и есть. Это графиня Анна Бестужева, ее здесь в Якутске называли немой монахиней. Ее сослали сюда в Якутию, отрезав язык. Жила она в Спасском монастыре, а потом в доме на месте медфака ЯГУ, из окон которого была видна Богородицкая церковь. Говорят, графиня любила ходить в эту церковь и смотреть на нее из окна своей комнаты. Перед кончиной Бестужева завещала похоронить ее в этом тихом местечке. В 1751 году похоронили графиню Бестужеву в церковном кладбище, расположенном вокруг Богородицкой церкви в Залоге. Теперь поверх старых могил построены жилые дома и проложены дороги. Вот и ходят обеспокоенные таким бездушным отношением отошедшие в иной мир люди. Это большой грех – не чтить память усопших и ходить по их могилам, сравняв их с землей».
Альберт Петрович внимательно выслушал тетю, ни слова не проронил, поникший и озадаченный пошел к себе домой.
Вскоре он уволился с работы, пошел на курсы массажистов, прошел переквалификацию и стал мануальным терапевтом.
Люди рассказывают, что призрак немой монахини до сих пор бродит по коридорам старого здания медфака, как немой укор человеческой безнравственности и бездушности.
ПОСЛЕДНИЙ СЕАНС
В один из весенних вечеров я пришла к тете Тане с ночевкой после последнего сеанса кино. Смотрела с подругами новый фильм в кинотеатре «Центральный». Тетя Таня накрыла стол в гостиной, и мы сели пить чай. Тетя как всегда неторопливо начала рассказывать очередную мистическую легенду:
«Эти события произошли в 30-х годах 20 века в Якутске. В те времена только устанавливалась Советская власть. В городе было еще много богатых зажиточных семей, державших при себе прислугу и слуг, частные предприятия и магазины. В городе, ставшем центром нашей республики, орудовали разные банды, дрались за сферу влияния. Люди жили в страхе, боялись всего. Все было непонятно. На окраинах города: в Сайсарах, в Залоге и на Зеленом лугу происходили настоящие кровавые бойни, уносившие жизни многих криминальных авторитетов того времени. Большая часть города находилась под влиянием Васьки Кривошапкина, он устанавливал свои порядки и присматривал за всем происходящим. При нем людям жилось спокойнее. Много легенд ходило о Ваське Кривошапкине. Но никто не знал, откуда Васька родом, никто не видел его в лицо, никто не знал, как он выглядит: молод ли, стар ли.
Банда Кривошапкина воевала с бандой Николая Эверстова – Буор Сирэй, состоявшей из убийц и грабителей, одним словом, из нелюдей. Банда Эверстова грабила и убивала простых горожан без всякого повода и смысла.
В один из чудных летних вечеров Вася Кривошапкин решил пойти в городской парк. Там по субботам всегда были танцы под духовой оркестр, иногда молодые поэты читали свои стихи.
Васька достал из шкафа светло-серый костюм, темно-синюю рубашку в тонкую белую мелкую полоску. Оделся, завязал толстый серый галстук, взял светло-серую шляпу. Темно-серые остроносые туфли на квадратных каблуках вычистил до блеска. Подошел к большому зеркалу.
С зеркала смотрел стройный высокий смуглый молодой человек с приятной внешностью, с лучистыми смеющимися глазами. Вася пальцами откинул назад черные блестящие волосы, улыбнулся своему отражению, остался доволен собой. В Васиной голове вертелась мысль, что никто, увидев этого хорошо одетого приятного молодого человека, не подумал бы, что это известный бандит, главарь банды Васька Кривошапкин, державший половину города в страхе. От этой мысли у парня настроение приподнялось, захотелось радоваться, веселиться.
Погруженный в свои мысли Вася вышел на улицу, прошелся пешком и быстро дошел до парка. Пошел по центральной аллее к танцплощадке. Вдруг краешком глаз заметил, что по соседней тропинке, идущей среди стройных молодых сосен, неторопливо шла девушка в светлом летнем костюме. Он никогда раньше не видел эту девушку. Вася остановился и стал тайком рассматривать очаровательную незнакомку. Девушка была выше среднего роста, хорошо сложена. Черные густые волосы были подстрижены под каре и завивались, лицо нежное продолговатое, несколько бледное, но полное какой-то невыразимой прелести. Большие черные глаза, затененные густыми ресницами, были необыкновенно чисты и серьезны. Над этой бездной глаз – густые красиво очерченные с правильным изгибом брови. По- детски пухлые румяные губы были приоткрыты в милой улыбке. Девушка была так хороша собой, что глаз не отвести – светла и чиста, будто светилась изнутри. Одета она была с безупречным вкусом. На длинной белой шее нитка розового крупного жемчуга. Из-под черных блестящих волос были видны длинные жемчужные серьги. На ней был нежно-сиреневый летний костюм из дорогого шелка. На голове – ажурная белая шляпка, нежные точеные ручки были в белых ажурных перчатках. На тонком запястье – белый кожаный ридикюль, украшенный французскими кружевами. На узких ножках белые ажурные кожаные туфли с ремешками на среднем каблучке. Эту девушку Вася раньше никогда не видел в этом городе. Потом догадался, что это дочка одного из состоятельных людей города Гавриила Семенова, державшего несколько лавок и гостиный двор в Якутске. Говорили, что она в этом году окончила университет, и вернулась из Иркутска на родину.
Молодой человек вышел к тропинке, и, улыбаясь, пошел навстречу девушке.
– Добрый вечер. Барышня, можно с вами познакомиться? – сказал он, приподняв шляпу и кивнув в знак приветствия.
– Вечер добрый. Можно, – ответила девушка, одарив его ослепительной улыбкой.
– Меня зовут Василий, а вас?
– Я – Инесса.
– Куда направляетесь?
– На танцплощадку. Музыку послушать. Говорят, там выступают молодые поэты. Это интересно.
– Почему такая красивая девушка ходит одна? – слегка заигрывая, сказал Вася.
– Я еще ни с кем познакомилась. Приехала два дня назад. На родине не была уже восемь лет, – серьезно ответила Инесса.
– Окончили учебу и вернулись на родину?
– Когда мне было шестнадцать лет, уехала жить и учиться к брату в Иркутск. Школу закончила там. А учебу в университете закончила этой весной. И приехала на желанную родину, в свой любимый Якутск. Здесь так хорошо, все свое, все родное, все по-якутски мило и просто.
Парень с девушкой шли по главной аллее парка и оживленно болтали о том-о сем, им казалось, что знают друг друга давно. Им было интересно друг с другом, это они поняли сразу с первых минут доверительной дружеской беседы. Прохожие смотрели на них и любовались. Это была такая красивая молодая пара, в глазах, которых светилось счастье и теплилось отражение ясного летнего солнца.
Дошли до танцплощадки. Оркестр играл вальс, и чарующие звуки мелодии бессмертного танца влюбленных уносили мысли Васи и Инессы в очарованный мир грез. Они сели на скамейку. Девушка смотрела куда – то вдаль, видимо, мысли были далеки. Вася украдкой поглядывал на девушку, любовался ее чистой непорочной красотой. Он никогда раньше не встречал такую необыкновенную, удивительную, искреннюю девушку. Открытая, добрая, настоящая, без жеманства и фальши, серьезная, умная, выражает свои мысли четко и ясно, на все имеет свое мнение.
Глядя на эту в полном смысле этого слова идеальную девушку, девушку – мечту, Вася не мог отделаться от грустных, сжимающих сердце бесконечной тоской, мыслей: «Кто он? Бандит. Зачем ему эта встреча? Такая девушка не предназначена ему! Он не заслужил такого счастья. За что судьба может сделать такой подарок?! Нет. Это просто мечта. Ему нельзя даже кончиком пальца дотронуться до такого ангела во плоти, ему нельзя даже смотреть в сторону этого поистине божественного создания».
Старая ратуша – Детройт, Мичиган – Легенды Америки
Старая ратуша в Детройте, штат Мичиган, 1934 год.
Детройт, штат Мичиган Старая ратуша, открытая в 1871 году, включает в себя три этажа, смотровую площадку и большую башню с часами. Мэрия была резиденцией правительства города Детройт, штат Мичиган, с 1871 по 1961 год. Он был снесен в 1961 году.
Планы архитектора Джеймса Андерсона были завершены в 1861 году, но строительство было отложено из-за ограничений на строительные материалы во время Гражданской войны и политических распрей из-за предложений и контрактов. Фундамент был наконец заложен в 1867 году, а строительство было завершено в мае 1871 года, общая стоимость которого составила 602 130 долларов.
Расположенное на западной стороне Марсова поля, здание имеет размеры 200 футов в длину и 90 футов в ширину, а высота башни достигает 180 футов. Башня с часами была центральным элементом города, и почти каждый год, начиная с 1871 года, магия ее колокола в канун Нового года собирала сотни пар в мэрию, где они целовались в полночь. Здание возвышалось над первым городским небоскребом почти на два десятилетия, поэтому годами возвышалось над всем вокруг.
Башня старой ратуши в Детройте, штат Мичиган.
Интерьер был обставлен мебелью из черного ореха и дуба, дополненной более светлой древесиной, а залы суда и офисы были наполнены естественным светом, проникающим через 15 больших окон на каждом этаже. Полы были покрыты черным и белым мрамором, а парадная лестница была отлита из железа. Фасад здания украшали два железных фонтана, пушки, захваченные во время войны 1812 года, скульптуры, низкий каменный забор и просторная зеленая лужайка, на которой цветы написали слова: «Добро пожаловать, трижды приветствуйте».
Здание было освящено 4 июля 1871 года речами, песнями, артиллерийским салютом, ракетами и римскими свечами, взлетающими с часовой башни здания. Часы были переведены с механического механизма на электрический в 1884 году. Раньше часы нужно было заводить на устройстве, похожем на беговую дорожку, с валом, который шел от основания к вершине; городской служащий должен был сделать 1512 шагов, чтобы поднять вес времени на вершину.
«Новая ратуша, вероятно, не имеет превосходства среди ратушей страны; и здание, и его участок вызывают всеобщее восхищение и во всех отношениях хорошо приспособлены для удобства народа и чиновников».
— Сайлас Фармер, историк, 1884
Здание в стиле итальянского Возрождения впервые оказалось под угрозой, когда ему было всего 20 лет, когда мэр Детройта Хейзен Пингри потребовал снести его, чтобы построить новое. Однако его просьба не прошла. В последующие годы последовали новые попытки снести его, которые были отклонены до тех пор, пока в 1955 году не было построено новое здание City-County Building.
Снос мэрии Детройта в 1961 году. здания на 58% до 21%. Однако 19 января Общий совет вместе с мэром Луи Мириани проголосовал пятью против четырех.61 о сносе здания. Хотя защитники природы боролись за прекращение сноса вплоть до Верховного суда США, все просьбы о судебных запретах были отклонены. Снос начался 14 августа 1961 года и был завершен в следующем месяце. Его место занял подземный гараж, перекрытый Кеннеди-сквер, бетонная площадь с фонтаном в центре. В 2005 году площадь Кеннеди была заменена офисным зданием One Kennedy Square.
© Кэти Александер/Legends of America, обновлено в марте 2023 г.
См. также:
Направления Америки
Потерянные исторические достопримечательности и исчезнувшие места
Фотогалерея Мичигана
Фотогалерея исчезнувших мест
Источники: 9000 3
Исторический Детройт
Википедия
Додж-Сити, Канзас – Злой городок – Легенды Америки
Додж-Сити, Канзас, 1874 г., любезно предоставлено Историческим обществом округа Форд
«В Канзасе есть только один Додж-Сити с обширной территорией, достаточно обширной для империи; у нас есть место только для одного Dodge City; Dodge, синоним всего дикого, безрассудного и жестокого; Ад на равнинах». — Канзасская газета 1870-х годов
Глядя на восток, на Фронт-стрит Додж-Сити, 1878 год. путешественники в западном Канзасе. Когда-то этот старый город называли домом или посещали такие знаменитости, как Уайатт Эрп, Док Холлидей, Большой Нос Кейт и Клэй Эллисон. Этот старый город имел репутацию самого злого города на Старом Западе.
В 1865 году рядом с нынешним городом Додж-Сити был основан форт Додж. В эти трудные времена пионеры часто подвергались нападениям мародерствующих индейцев. Форт обеспечивал защиту обозов от индейцев, обслуживал почту и служил базой снабжения для войск, участвовавших в войнах с индейцами на юге. Генерал-майор Гревиль Додж был назначен командующим 119-й дивизией.0070-й -й и 16-й -й -й Канзасский кавалерийские полки и суровой зимой 1865 года начали работы по ремонту телеграфных линий и открытию проездных путей. Индейцы обычно воздерживались от нападений в зимние месяцы.
По длинной тропе Санта-Фе между Франклином, штат Миссури, и Санта-Фе, штат Нью-Мексико, проезжали тысячи фургонов, когда они путешествовали по горному рукаву к западу от Додж-Сити вдоль северного берега реки Арканзас в Колорадо.
Обоз
Более коротким, но более опасным маршрутом в Санта-Фе был Обрез Симаррон, который пересекал реку недалеко от Додж-Сити, направляясь на юго-запад к реке Симаррон. Эта тропа была гораздо опаснее из-за обширных пространств безводных песчаных холмов и повышенного риска нападения индейцев. Несмотря на все опасности, многие торговцы и путешественники отдавали предпочтение этому маршруту, потому что здесь не было гор, а расстояние до Санта-Фе было несколько короче, чем по горному пути.
В 1871 году владелец ранчо по имени Генри Л. Ситлер построил дом из дерна с тремя комнатами в пяти милях к западу от форта Додж. У подножия холма вдоль тропы Санта-Фе дом Ситлера стал частым местом остановки охотников на бизонов и торговцев. Позже Ситлер сказал о тропе Санта-Фе и ее многочисленных фургонах: «Если бы вы стояли на холме над Додж-Сити, насколько вы могли видеть, движение было бы 24 часа в сутки, семь дней в неделю на дороге Санта-Фе. Фе Трейл».
Магазин Гувера, Додж-Сити, Канзас
Вскоре другой человек по имени Джордж М. Гувер присоединился к Ситлеру, построив первый бизнес Додж-Сити, салон, построенный из дерна и досок. 15 августа 1872 года группа бизнесменов из Фортс-Додж, Райли и Ливенворта, штат Канзас, организовала городскую компанию Додж-Сити и приступила к планированию и развитию города. Сначала поселение называлось Баффало-Сити, пока они не узнали, что город с таким названием уже существует, поэтому в честь форта оно было изменено на Додж-Сити.
В сентябре 1872 года в Додж-Сити прибыла железная дорога Атчисон, Топика и Санта-Фе, что положило начало стремительному росту на многие годы. Рядом с железнодорожными путями выросли наспех построенные каркасные дома и палатки, в которых разместились два продуктовых и универсальных магазина, танцевальный зал, ресторан, парикмахерская и кузница. Один из директоров Городской компании, человек по имени Роберт М. Райт, сказал бы об этом времени:
«Едва туда дошла железная дорога, задолго до того, как можно было построить депо… дело началось; и такое дело! Десятки вагонов в день загружали шкурами и мясом, ежедневно прибывали десятки вагонов зерна, муки и провизии. Улицы Доджа были забиты фургонами, которые доставляли шкуры и мясо и припасы с раннего утра до поздней ночи… Я был в нескольких шахтерских лагерях, где были сделаны богатые забастовки, но я никогда не видел города, который мог бы сравниться с Доджем».
Изначально в растущем поселении не было правоохранительных органов, и Додж-Сити быстро приобрел свою печально известную печать беззакония и стрелкового оружия. Когда многие охотники на бизонов, железнодорожники, бродяги и солдаты устремились в город после долгих прогулок по прериям, они быстро нашли салуны, и завязались неизбежные драки. Когда стрелки умирали в сапогах, Додж-Сити построил кладбище Бут-Хилл, которое использовалось до 1878 года.0003
Додж-Сити стал буйволиной столицей запада, и буйволиные шкуры возвышались вдоль Фронт-стрит в ожидании отправки. Грязные охотники на бизонов и торговцы заполонили городское заведение, и был придуман термин «вонючка». Однако, когда генерал Уильям Шерман, главнокомандующий армией, приказал зарезать бизонов, чтобы выгнать индейцев в резервации, прерия была усеяна разлагающимися тушами.
Хотя тактика Шермана по убийству бизонов была эффективной в победе в войнах с индейцами, сотни охотников на бизонов остались без работы. К 1876 году большая часть бизонов исчезла, но из Додж-Сити по железной дороге было отправлено более 1,5 миллиона шкур. В трудные времена фермеры годами собирали кости бизонов и продавали их по цене от шести до восьми долларов за тонну. Кости использовались при изготовлении фарфора и удобрений.
Хотя буйволы больше не были источником дохода для горожан, скотоводы заменили охотников на бизонов. К весне 1876 года торговля скотом переместилась на запад из Элсворта и Уичито, штат Канзас, в Додж-Сити. Когда крупный рогатый скот породы лонгхорн из Техаса был перегнан по западному ответвлению Чизхолмской тропы к железной дороге в Додж-Сити, поселение снова ожило. В течение следующих 10 лет по тропе в Додж-Сити было загнано более 5 миллионов голов.
Ковбои у резервуара с водой в Додж-Сити, штат Канзас.
Но ковбои принесли в Додж-Сити еще больше беззакония, и вскоре мэр связался с Уяттом Эрпом, который работал в Уичито законником. Умоляя Эрпа о помощи, он предложил Вятту должность главного заместителя маршала с неслыханной зарплатой в 250 долларов в месяц.
Когда Уайатт прибыл, население Додж-Сити составляло 1200 человек, и 19 предприятий имели лицензию на продажу спиртных напитков.
Маршал Ларри Дегер, последний из длинной череды офицеров, изгнанных из города или раненых в спину беззаконными силами Доджа, был ошеломлен и сердечно приветствовал Вятта. Вскоре были наняты четыре помощника заместителя — Бэт Мастерсон, старый друг Вятта по охоте на буйволов; Чарли Бассет; Билл Тилман; и Нил Браун.
Намереваясь навести порядок, одним из первых действий новых полицейских стало установление «крайнего срока» к северу от железнодорожных станций на Фронт-стрит, чтобы сохранить тишину в коммерческой части города. На северной стороне город принял постановление, запрещающее носить или носить с собой оружие. На южной стороне «крайнего срока» те, кто поддерживал беззаконие, продолжали работать в обычном режиме, с множеством салунов, борделей и частыми перестрелками. Выражение «квартал красных фонарей» было придумано в Додж-Сити, когда начальники поездов брали с собой свои красные фонари-камбузы, когда посещали городские бордели. Правило ношения оружия действовало круглосуточно, и любой, кто носил оружие, немедленно попадал в тюрьму. Вскоре тюрьма Додж-Сити была заполнена.
Комиссия мира Додж-Сити, 1883 г. Первый ряд: Чарли Э. Бассет, Уятт Эрп, М. Ф. Маклейн, Нил Браун. Задний ряд: Уильям Х. Харрис, Люк Шорт, Бэт Мастерсон, У. Ф. Петильон.
В качестве заместителя маршала Эрп преследовал знаменитого грабителя поездов Дэйва Рудабо, следуя по следу преступника на протяжении 400 миль до Форт-Гриффин, штат Техас. Находясь там, Вятт посетил самый большой салун в городе, Shanssey’s, расспрашивая о Рудабо. Владелец Джон Шэнси сказал, что Рудабо был там в начале недели, но не знал, куда он направляется. Он направил Вятта к Доку Холлидею, который играл в карты с Рудабо.
Вятт скептически отнесся к разговору с Холлидеем, поскольку было хорошо известно, что Док ненавидит законников. Однако, когда Вятт нашел его в тот вечер у Шэнси, он был удивлен готовностью Холлидея к разговору. Док сказал Вятту, что, по его мнению, Рудабо вернулся в Канзас. Вятт передал эту информацию Бэту Мастерсону, и эта новость сыграла важную роль в задержании Рудабо. Невероятная пара подружилась с Шэнси на долгие годы.
Осенью 1876 года Уятт Эрп и его брат Морган на время покинули Додж-Сити, отправившись в Блэк-Хиллз за пределами Дедвуда, Южная Дакота, в поисках золота. Тем не менее, он вернулся в Додж в мае 1877 года после того, как Джеймс Х. «Дог» Келли, новый мэр Додж-Сити, телеграфировал ему, прося помочь с техасскими ковбоями, которые стреляли в город.
Вятт Эрп
Вернувшись, Вятт стал новым маршалом города и заместителем своего брата Моргана. Он требовал от судов более суровых приговоров, запретил некоторым мужчинам въезд в город и организовал «гражданский комитет» реформаторов, чтобы следить за улицами.
В июне 1877 года Эд Мастерсон был назначен помощником маршала в Додж-Сити. Позже в том же году его младший брат Бэт Мастерсон был избран заместителем шерифа до января 1878 года, когда он стал шерифом. 9 апреляВ 1878 году Эд Мастерсон был убит в перестрелке. Джеймс, третий брат Мастерсона, был назначен в полицию Додж-Сити в июне 1878 года. В Evening Star от 1 января 1878 года говорилось: «Додж-Сити — злой маленький городок. В самом деле, его характер настолько явно и вопиюще скверный, что можно было бы заключить, если бы свидетельства в более поздние времена были положительными в его возможности, что он был отмечен для особого Провиденциального наказания».
Позже редактор Hays City Sentinel напишет после посещения Додж-Сити: «Додж — это Дедвуд Канзаса. Ее общие границы — место встречи всех безработных негодяев в семи штатах. Ее главное занятие — полигамия без санкции религии, ее моральный кодекс — воровская честь, а приличия она не знает».
Док Холлидей
В 1878 году Док Холлидей прибыл в Додж-Сити вместе с Большеносой Кейт Элдер, изображая из себя его жену. Поселившись в номере 24 дома Додж, Док в основном пил и играл в азартные игры, но изредка оказывал горожанам профессиональные услуги. Вскоре после его приезда в Dodge City Times, произносит: «Дж.Х. Холлидей, дантист, с большим уважением предлагает свои профессиональные услуги жителям Додж-Сити и окрестностей летом».
Но в основном он играл в азартные игры в Альгамбре и раздавал карты в салуне Лонг-Бранч. Хотя жители Додж-Сити считали дружбу между Вяттом и Доком странной, Вятт игнорировал их, и Док соблюдал закон, находясь в Додж-Сити.
В те первые годы население менялось в зависимости от сезона, увеличиваясь летом за счет притока ковбоев, скупщиков скота, игроков и проституток. Деловые дома, танцевальные залы и салоны обслуживали техасскую торговлю. Азартные игры варьировались от пятицентовой игры «Чак-Алак» до покера на тысячу долларов.
В июне 1879 года газета Ford County Globe сообщила: «В прошлую пятницу мальчики и девочки, у которых был крайний срок, хорошо повеселились. Они и пели, и плясали, и дрались, и кусались, и резались, и вообще веселились, сочиняя музыку на весь поселок. Наш репортер подытожил пять нокдаунов, три сломанных головы, два пореза и несколько случайных ушибов. К сожалению, ни одна из травм не окажется смертельной».
Додж-Сити, около 1875 года
В сентябре 1879 года Вирджил Эрп сообщил Вятту о буме в Надгробии, и Вятт направился на запад, а вскоре после этого последовал Док Холлидей. К январю 1880 года Бэт Мастерсон также уехал из Додж-Сити на Запад.
В 1880 году железная дорога Санта-Фе достигла Санта-Фе, ознаменовав смерть тропы Санта-Фе и многих путешественников, проходящих через Додж-Сити. Поскольку индейцы фактически «поселились» в резервациях, потребность в военном присутствии отпала, и в 1882 году форт Додж был закрыт. К 1886 году перегон скота прекратился.
Прославленный период истории закончился, но легенда живет в историческом сохранении Додж-Сити своей романтической и всемирно известной пограничной истории Старого Запада. Сегодня 100 000 туристов ежегодно переживают легенду, посещая музей Бут-Хилл и историческую реконструкцию Фронт-стрит.
Чем заняться и чем заняться в Додж-Сити:
Музей Бут-Хилла. Музей открыт 362 дня в году, но запланируйте поездку на летние месяцы, чтобы увидеть исторические интерпретаторы, захватывающие перестрелки и другие реконструкции.
Музей восковых фигур Gunfighters. Посмотрите на Уятта Эрпа, Белль Старр, Дока Холлидея, мисс Китти и других в этом музее восковых фигур в натуральную величину, расположенном в Зале славы учителей Канзаса.
Курорт-казино Boot Hill – единственный в своем роде отель, призванный воссоздать атмосферу элегантного старого запада.
Форт Додж – Где все началось.
Исторические троллейбусные туры – Предлагаются выходные памяти до Дня труда.
И многое другое… Посетите этот сайт, чтобы узнать больше.
Сегодня в Додж-Сити проживает около 30 000 человек. Он расположен в 150 милях к западу от Уичито на юго-западе Канзаса.