Личная жизнь сальвадор дали: Личная жизнь Сальвадора Дали (часть 2)

Личная жизнь Сальвадора Дали (часть 2)

На вечеринке в Париже в апреле 1929 года Дали познакомился с поэтом, Полем Элюаром. Жена поэта тогда находилась в Швейцарии. Дали слышал, что она — особенная женщина… Поль Элюар . В начале августа 1929 г. в резиденцию Дали в Кадакесе приехали погостить представители парижской богемы, в том числе и Поль Элюар с женой и дочерью Сесиль. Жена Элюара, что предстала перед Дали на пляже в купальнике, поразила художника. Это была та самая девочка, которую в детстве он видел на картинках стереоскопа на фоне русских снегов и куполов, в санках, с пронзительными глазами… Фигура жены Элюара была воплощенным идеалом Дали: отличной формы бедра и ноги, маленькая грудь и осиная талия. И все это в окружении любимых морских пейзажей, и имя у нее было, почти как у деда Дали, — Гала. Она шла по песку пружинящей походкой: люди оглядывались вслед… Гала Лицо Галы было трудно назвать красивым, но когда она хотела кого-то очаровать, то становилась даже хорошенькой.

Правда, в дурном настроении (что случалось с ней часто) она со своими длинным носом и близко посаженными глазами походила на хищную птицу или на крысу. Елена Дьяконова-Девулина (Галочкой ее называли дома) родилась в Казани 26 августа 1894 года и была на 10 лет старше Дали. О детстве Галы известно мало. Отец, Иван, был московским служащим, а мать, Антонина, культурная женщина, вращавшаяся в артистических кругах, публиковала сборники детских рассказов. Гала росла болезненной, и в 1912 году ее отправили в швейцарский санаторий для профилактики туберкулеза. Там она провела два года, познакомившись с молодым поэтом Эженом Гринделем (настоящее имя Поля Элюара). Оба вернулись домой, переписывались, а в 1916 году Гала поехала к Элюару во Францию — в качестве невесты. Элюары вели свободный образ жизни, подбросив единственную нежеланную дочь Сесиль на воспитание бабушке. Сексуальный аппетит жены Элюара граничил с нимфоманством. Все любовники Галы были красавчиками — она ненавидела некрасивых.
И, конечно, сразу обратила внимание на привлекательного внешне и талантливого Дали. Тем более что финансовые дела Элюаров к тому времени пошатнулись, и в ее душу вернулись детские страхи нищеты. Дали словно сошел с ума, встретив Галу. Лето закончилось, гости уехали из Кадакеса, но Гала с дочерью остались. Начиналась великая ссора Дали с семьей. В то время в Каталонии гулять с француженкой значило гулять с проституткой. А Гала ко всему была еще такой привлекательной, замужней и русской по происхождению. Дон Сальвадор называл пассию сына “ля мадам”. Почти сразу он изменил свое завещание в пользу Аны-Марии, которая тоже отнеслась к Гале враждебно. Но не неприязнь к Гале стала главной причиной разрыва Дали с отцом и сестрой. В конце ноября в Париже открылась выставка, на которой в числе работ Дали была картина “Священное сердце”. Чернилами на холсте он написал: “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. Через много лет Дали уверял, что не имел намерений оскорбить память доньи Фелипы, что он просто писал под диктовку своего подсознания, которое иногда в снах говорит нам, как мы мучаем близких людей.
Дон Сальвадор проклял своего сына и вышвырнул его из дома. Он считал, что во многом виновата Гала, снабжающая Дали деньгами и наркотиками. Однако все было не так. Выставка имела финансовый успех, и именно Дали стал для Галы источником уверенности в завтрашнем дне. Несмотря на отцовские проклятия и угрозы, парочка купила небольшой домик в рыбацком местечке Порт Льигат неподалеку от Кадакеса. Они поселились вместе. Элюар забрасывал Галу письмами и телеграммами, пытаясь вернуть ее. Лорка был поражен, узнав, что Дали нашел женщину своей мечты. “Это невозможно! Он достигает эрекции только когда кто-то засовывает палец ему в задницу!” — говорил он своему другу поэту Рафаэлю Альберти. Лорка знал Дали — но он не знал Галу… Когда во время последней встречи с Дали поэт познакомился с ней, он был очарован не меньше друга, восхищенный тем, что эта женщина не только соблазнила Дали, но и смогла его удержать. Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. В 1931 он посвящает ей свое стихотворение “Любовь и память”: …Вдали от образа моей сестры Гала Ее глаза похожи на ее анус Ее колени похожи на ее уши… Ее ягодицы похожи на палец ее руки Палец ее руки похож на ее голос Ее голос похож на палец ее ноги Палец ее ноги похож на волосы ее подмышек Волосы ее подмышек похожи на ее лоб Ее лоб похож на ее бедра Ее бедра похожи на ее десны Ее десны похожи на ее волосы Ее волосы похожи на ее ноги… Дали и Гала поженились 30 января 1934.
У этой пары не было детей. Перенеся гинекологическую операцию, Гала больше не могла стать матерью. А Дали даже нравилось, что его жена “стерильна”. Осенью 1935 года Дали и Гала совершают свой первый вояж в Америку, которая встретила автора “Великого мастурбатора”, “Мрачной игры” и “Постоянства памяти” с восторгом. Его имя украшало собой первые полосы газет. Мировая слава и богатство были уже за углом… К этому времени относятся первые попытки Сальвадора помириться с отцом. Постепенно их отношения улучшались, и в конце концов Дали Кузи даже признал роль ведьмы жены в жизни сына: “Без Галы он закончил бы под парижским мостом”. Но с сестрой художник так и не помирился по-настоящему. А после того как в 1949 году она опубликовала мемуары о детстве Сальвадора Дали, исказив, по его мнению, многие факты и обвинив во всех семейных несчастьях сюрреализм и Галу, он навсегда вычеркнул Ану-Марию из своего сердца. “Эта старая лесбиянка” — иначе Дали ее и не называл. В Америке, где с 1940 года Дали и Гала поселились на целых восемь лет, Дали пришла в голову идея использовать свое имя для делания денег: появились духи, чулки, галстуки с фрагментами его картин.
Богатство Дали значительно выросло. С ростом материального благополучия Гала все больше приобретала репутацию шлюхи. К Дали она относилась как мать, при этом не проявляя никаких материнских чувств по отношению к дочери. В августе 1962 года Музе исполнилось 68. Она делала пластические операции и гонялась за молодыми красавцами с удвоенной энергией, осыпая своих фаворитов деньгами. Говорили, что “ее мальчики стоят целое состояние. Однако Гала привлекала молодых любовников не только деньгами: некоторые были очарованы ею как женщиной. В августе 1962 года Музе исполнилось 68. Она делала пластические операции и гонялась за молодыми красавцами с удвоенной энергией, осыпая своих фаворитов деньгами. Говорили, что “ее мальчики стоят целое состояние. Однако Гала привлекала молодых любовников не только деньгами: некоторые были очарованы ею как женщиной. Обычно, когда Гала уезжала от Дали с очередным любовником, Сальвадор был рад недельной свободе, но потом начинал скучать. Когда Гала в очередной раз удалялась в замок с юным воздыхателем, Дали звонил одной из своих подруг: Наните Калашникофф или Аманде Лир, которые приезжали погостить в его доме на недельку-другую.
С Нанитой Калашникофф, испанкой, вышедшей замуж за русского, Дали познакомился на благотворительном балу в Нью-Йорке. Сначала Дали показался ей сумасшедшим, но после они очень подружились. Дали был почти готов влюбиться в Наниту. Их отношения не были сексуальными, но доля эротизма в них, безусловно, присутствовала. Другая близкая подруга Дали, известная певица Аманда Лир, была живым воплощением его идеала — гермафродита. Дали познакомился с Амандой в парижском ночном клубе “Карусель”. Будущая звезда выступала там под именем Пеки д’Осло, а по-настоящему ее (то есть его) звали Алан Тэп. Дали наслаждался, раскрывая людям тайну Аманды. Он показывал ее фотографии друзьям и спрашивал: “Нравится? А ведь она — мужик!”
Дали и Аманда лир
Галу подруга Дали поначалу приводила в ярость. На дюжинах фотографий лицо соперницы вырезано. Однако она смирилась с существованием Аманды, потому что это не угрожало браку и она могла спокойно удаляться в Пубол со своими юношами. В конце 70-х здоровье Дали резко ухудшилось. В свои 73 года он чувствовал себя гораздо хуже Галы. Врач, обследовавший художника, обнаружил, что Дали был в наркотической зависимости от антидепрессантов, которыми его пичкала Гала. Неврозы Дали мешали Гале вести полнокровную жизнь. Есть мнение, что она пыталась отравить своего супруга. Они постоянно ссорились. Во время одного из скандалов Дали в ярости сдернул жену с кровати, и она сломала два ребра. В другой раз она упала с лестницы — быть может, не без помощи Дали. В феврале 1982 года Гала перенесла операцию по удалению желчного пузыря. К лету она уже не пыталась встать с кровати. Сесиль Элюар, узнав из газет, что мать при смерти, приехала в Порт Льигат. Но ни Дали, ни Гала не захотели ее видеть. Муза художника умерла 10 июня 1982. Тело Галы забальзамировали лучшие барселонские специалисты: Дали хотел, чтобы оно как можно дольше не подвергалось тлену. Ее похоронили в любимом красном платье от Диора. Смерть Галы была для Дали большим горем — и одновременно освобождением.
Жизнь художника становилась все мрачнее. Он хотел, но не мог писать — страшно дрожала правая рука. Медсестра Эльда Феррер вспоминает: он с трудом говорил, постоянно рыдал и часами издавал животные звуки. В своих галлюцинациях Дали воображал себя улиткой. “За два года я услышала только одну внятную фразу: мой друг Лорка”. Ухаживать за Дали было настоящим кошмаром. Он бросался в сиделок тарелками с едой, плевался, царапался. По ночам Дали боялся спать. К его кровати был протянут провод с колокольчиком, в который он остервенело звонил, когда хотел вызвать сиделку. Обычно это случалось по нескольку раз за ночь. Чтобы немного облегчить себе жизнь, персонал заменил звонок лампочкой. В ночь на 31 августа 1984 года в проводке случилось короткое замыкание. Кровать начала тлеть. Дали пытался звать на помощь, но никто не услышал. Только через какое-то время сиделка заметила дым. Дали с трудом нашли в задымленной спальне: в бессознательном состоянии он лежал рядом с кроватью. Дали посадили в машину, и та самая дежурная сиделка увезла его подальше от пожара.
“Убийца, сука, преступница!” — кричал на нее Дали. Последние годы жизни Дали провел под крышей своего Театра-музея в Фигерасе — в башне Галатеи. Он умер 23 января 1989 года, держа за руку своего верного слугу Артуро Каминаду, который почти 40 лет работал у художника и считал его и Галу своей семьей. В завещании Дали не оставил Артуро ни песеты. Каминада не мог этому поверить. Он умер меньше чем через два года и ни разу не давал интервью, хотя знал о частной жизни гения больше, чем кто бы то ни было. Молва приписала его смерть “разбитому сердцу”. Последнее желание Дали выполнено не было. Художник хотел быть похороненным с закрытым лицом, чтобы никто не видел его обезображенным старостью и болезнью. Но во время похорон на него смотрели 15 тысяч человек… Высказывания Сальвадора дали Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали. Герой, если он настоящий герой, всегда сам по себе. Одно дело герой, другое — слуга. Я высокомерен и многообразно порочен. Я – пособник анархии. Если уж я беру, то всегда перебираю. Все у меня переменчиво и все неизменно. Я рисую картины, которые заставляют меня умирать от удовольствия, я создаю совершенно естественно, без малейшей озабоченности эстетикой, я создаю вещи, которые будят во мне глубочайшие эмоции и я стараюсь рисовать их честно. Я не принимаю наркотики, Я и есть наркотик. Врагов я забрасываю цветами — в гробу. — Это очень трудно — писать картины? — Это либо легко, либо невозможно. Я восхищаюсь Кантом. Из него я не понял ровным счётом ничего. Человек, написавший такие важные и бесполезные книги, был не иначе как ангелом. Первый сравнивший щеки молодой девушки с розой, наверняка, был поэтом, первый повторивший это, вероятно, был идиотом. Ирония — непременная эстетическая составляющая мышления. Между мной и сумасшедшим разница только одна: сумасшедший думает, что он в своем уме, а я знаю, что я не в своем уме. Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно. Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли он гения! Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума. Жизнь сурова… но зато ее озаряет свет вечности. Дали — наркотик, без которого уже нельзя обходиться. Слова для того и существуют, чтобы сбивать с толку. Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре, он — идиот! — Почему у вас часы растекаются? — спрашивают меня. — Но суть не в том, что они растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время. Как-то меня спросили о моде. — Мода это то, что способно выйти из моды. Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей. — Почему у вас часы растекаются? — спрашивают меня. — Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время. Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении. Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь. Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства. Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел. Но где же оно, небо? Что оно такое? Небо не над нами и не под нами, не слева и не справа. Небо — в сердце человека, если он верует. А я не верю и боюсь, что так и умру, не увидев неба. Меня завораживает всё непонятное. В частности, книги по ядерной физике — умопомрачительный текст. Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречен растворить себя в мифе — и тем освятить и укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе всё — семью, биографию, дату рождения и даже имя. Магия не в самих вещах, а в отношениях между обыкновенными вещами. Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее. Когда кончится время «измов», настанет эра личностей. Твое время, Сальвадор. Политика, как рак, разъедает поэзию. Рядом с историей политика — не более чем анекдот. Терпеть не могу длинных книг, этих пространных батальных полотен. Мысль должна быть сгущенной до предела и разить наповал. Раз я не обладаю той или иной добродетелью, мне причитается компенсация. Обратить свою внутреннюю РАСТЕРЗАННОСТЬ в НАСЛАЖДЕНИЕ — искусство высочайшее. А ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ТАК: надо заставить мир жить твоей жизнью, тосковать твоей тоской. Очень давно я чисто инстинктивно сформулировал жизненное кредо: надо заставить других принять мои странности как должное и нужное — и человеческое сочувствие избавит меня от тоски. Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила! Я до неприличия люблю жизнь. У меня давняя дружба со смертью. Не исключено, что когда она придет, я скажу ей: «Присядьте, отдохните! Может быть, выпьем шампанского?» Я ведь в глубине души трус. На днях я услышал такой диалог: — вы гомосексуалист? — В некотором роде — да. Что касается умственного уровня, я предпочитаю иметь дело с мужчинами. Я иду, а за мной толпой бегут скандалы. Я не верю, что Дали умрет. Этого просто не может быть. Я боюсь смерти. Боюсь самолетов, автомобилей. Взойдя на корабль, я первым делом ищу спасательный круг. Я относительно умен. Весьма относительно. Всё, что я обещаю, я делаю — когда-нибудь. Всё, что хочу, сбывается — рано или поздно. Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки. Добровольного идиотизма я не понимаю. Если нам что-нибудь и интересно, так только чудо. Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью. ЮНЕСКО следует разработать программу сохранения кретинов — это вымирающий вид. Всё красивое должно быть съедобно! Я бы не купил ни одну из своих картин. Бретон искал золото, а я — нашел. Если всё время думать: «я — гений», в конце концов станешь гением. Могу давать великолепные уроки живописи. А также кройки и шитья. Смешно и подумать, что Гитлер мог выиграть войну. Что бы он делал с этой победой? Пока весь мир разглядывает мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело. Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. горькой правды. С годами я хорошею. Слова для того и существуют, чтобы сбивать с толку. Любить женщину всей душой не стоит. А не любить — не получается. От скульптуры мы вправе требовать как минимум одного — чтоб она не шевелилась. Самые жестокие существа на свете — дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных. Я только тем и занимаюсь, что порчу свои картины. И потом говорю «сделал, что хотел». Почему-то никого, кроме меня, не волнует обратная сторона вещей. Вот, к примеру, тень. Хотелось бы понять, в каких отношениях она с тем, что ее отбрасывает, и вообще — что она такое. Я за монархию, ибо такова моя королевская воля. Трудно агитировать короля за монархию. Бежать впереди истории гораздо интереснее, чем описывать ее. По мне, богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором. Моя орфография повергла отца в транс. как-то я сделал четыре ошибки в слове «революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он умрет под забором». Я понятия не имею, беден я или богат. всем распоряжается моя жена. А для меня деньги — мистика. Когда все гении перемрут, Я останусь в гордом одиночестве. Геройство — это мой род занятий. Скромность — мой природный изъян. В три с половиной года я хотел стать кухаркой, заметьте, кухаркой, а не поваром. В семь лет я возжелал стать Наполеоном, и претензии мои с тех пор стали неуклонно возрастать. Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали. Обожаю умных врагов. Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо. — Дон Сальвадор, на сцену! — Дон Сальвадор всегда на сцене!

биография, личная жизнь, творчество, картины

Яркий представитель сюрреализма — Сальвадор Дали; биография испанского художника начинается с 11 мая 1904 г. Это дата рождения знаменитого творца, покорившего мир искусства XX в.

Его жизнь, наполненная творчеством, любовью и стремлением к лидерству, вызывает неподдельный интерес у всех любителей живописи. Кто-то видит в художнике экспрессивного безумца, кто-то — закомплексованного слабака, но талантливым его считают во всем мире.

Содержание

  • 1 Краткая биография
  • 2 Детство и юность художника
  • 3 Любовь и вдохновение
  • 4 Творчество художника
  • 5 Лучшие картины Сальвадора Дали
  • 6 Политические интересы
  • 7 Последние годы жизни и смерть
  • 8 Интересные факты из жизни

Краткая биография

Сальвадор Дали родился в Каталонии, в провинциальном городе Фигерас. Неординарный характер и способности к рисованию проявились еще в раннем детстве. У мальчика всегда были проблемы со сверстниками и педагогами из-за истеричных выходок, плаксивости и неусидчивости.

Он был способным учеником, но учился всегда плохо. Сказывалось поведение. По этой причине его выгнали из монашеской школы «Непорочное зачатие» и дважды — из Мадридской Академии изобразительных искусств. Второй раз был без права восстановления. С хорошими отметками Сальвадору удалось закончить лишь институт — так в Испании называли среднюю школу.

Зажиточность родителей юного гения позволяла ему пользоваться частными уроками рисования. Среди его учителей были Рамон Пичот и Хуан Нуньес. Под их началом Дали пишет свои ранние картины и впервые участвует в выставке в групповом показе в муниципальном театре родного города.

Многие события в жизни сказывались на творчестве художника. Это и знакомство с Пикассо, и общение с Зигмундом Фрейдом, и участие в группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, и работа над декорациями для фильмов Альфреда Хичкока.

Но переломными моментами стали два знаковых события в его жизни:

  • смерть матери в 1921 г.;
  • встреча с будущей супругой Галой Элюар в 1929 г.

За свою долгую жизнь Сальвадор Дали успел пожить в Испании, Франции и США, однако умер в месте своих истоков — Фигерасе. Он завещал организовать могилу таким образом, чтобы по ней ходили люди, поэтому его тело замуровано в собственном Театре-музее в полу одной из комнат.

театр-музей Дали

Детство и юность художника

Рождению будущего сюрреалиста предшествовало трагическое событие. Первенец его родителей умер от менингита, прожив чуть больше года. Своим появлением второй ребенок привнес в семью утешение и веру в то, что в нем воплотилась душа умершего мальчика. Даже имя ему дали такое же — Сальвадор.

Когда ребенку исполнилось 5 лет, мать отвела Дали на могилу брата и рассказала о своих домыслах по поводу реинкарнации. Этот эпизод наложил первый отпечаток на становление личности.

В 1908 г. в семье появляется дочь — Анна Мария. Брат и сестра были близки: дети крепко дружили, делились секретами и поддерживали друг друга. Для маленького ребенка со сложным характером, комплексами и страхом такая поддержка много значила.

Впоследствии Анна стала главной натурщицей молодого художника. Но духовная близость не сохранилась на всю жизнь. Отношения разладились после того, как в жизни Сальвадора появилась Гала. Возлюбленная заменила ему всех.

В детстве мальчик много времени проводил в Кадакесе, в семейном домике на берегу моря. Это старейший город в Испании с богатой историей. Наблюдения за бытом местных жителей, их рассказы о мифологии и суевериях привносят в его творчество мистические мотивы.

Рисунки Дали вызывают восторг у друзей и знакомых его родителей. Он без ложной скромности рассказывает о своем блистательном будущем, где он знаменитый импрессионист. Но близятся события, которые навсегда изменят стиль и направление его произведений.

Дали с сестрой

Любовь и вдохновение

Гала (Елена Дьяконова) была для Дали не просто женщиной, а, выражаясь его словами, совершенством самой природы. Их отношения и брак вызывают разные мнения: восторг, осуждение, непонимание, зависть. Всех оппонентов объединяет одно — пара прекрасно дополняла друг друга.

К моменту знакомства Гала была замужем за французским поэтом Полем Элюаром, а Сальвадор находился на пути становления карьеры знаменитого художника. Личная жизнь 25-летнего испанца не содержала ярких моментов. Близости с женщиной у него еще не было. Но на поприще живописи уже загоралась звезда будущей мировой знаменитости.

Его произведения открыто обсуждали в широкой публике, но больших доходов он еще не имел. Вокруг имени Дали разразился скандал из-за его знаменитой подписи к картине: «Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери». Поступок стал причиной разлада с ближайшими родственниками. Отец и сестра резко ограничили с ним общение. Не одобрили они и его избранницу.

А Гала стала для Сальвадора главной музой и вдохновением, а заодно и импресарио. Она активно организовывала выставки, знакомила его с богемным обществом, находила спонсоров, выстраивала тактику продвижения талантливого супруга. Под ее влиянием из Дали вырос тот самый гений, способный воплотить в жизнь все амбиции и желания напористой женщины.

А он до безумия боготворил Галу и соглашался со всеми ее капризами и выходками, среди которых:

  • многочисленные любовники;
  • высокие траты, в т. ч. на плотские утехи;
  • уединенное проживание в замке Пуболь;
  • принуждение к рисованию и другим видам творчества.

Долгое время пара жила без законного оформления брака. Только после смерти первого мужа Галы в 1958 г. они смогли обвенчаться.

Ради Сальвадора женщина без оглядки ушла из семьи — бросила мужа и дочь. До конца своих дней она оставалась женой Дали. Благодаря ей мир узнал эпатажного художника с неограниченной фантазией.

фото с женой

Творчество художника

Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.

Среди его работ есть и такое направление, как дизайн шляпок и оформление витрин магазинов. Последнее появилось под давлением супруги и служило больше финансовым источником, чем порывом вдохновения.

Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.

Ключевые моменты творческой биографии:

  1. Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
  2. Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
  3. 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
  4. 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
  5. 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
  6. 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
  7. 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
  8. 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
  9. 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
  10. 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
  11. 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
  12. 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
  13. 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
  14. 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».

За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.

Замок Галы

Лучшие картины Сальвадора Дали

По версии Википедии, лучшие и знаменитые картины художника-сюрреалиста- это одни и те же полотна.

В первую пятерку входят:

  1. «Постоянство памяти», 1931 г.
  2. «Жираф в огне», 1937 г.
  3. «Великий мастурбатор», 1929 г.
  4. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944 г.
  5. «Телефон-омар», 1936 г.

Картины находятся в музеях разных городов. Две из них в Мадриде (Испания), остальные в Нью Йорке (США), Ливерпуле (Великобритания) и Базеле (Швейцария).

В этом списке не хватает еще одной популярной работы — «Сон». Она написана в 1937 г. в составе цикла «Паранойя и война». Холст принадлежит частному коллекционеру.

Политические интересы

Сальвадору всегда импонировали волевые политические лидеры, которые сосредотачивались на власти и диктатуре. Так, он поддерживал испанского лидера Франсиско Франко и его военный переворот в стране. Позиция художника подвергалась критике его современниками и последующими поколениями.

Однако не все так поверхностно. Дали поддерживал революцию и Гражданскую войну, но в отличие от коллег по цеху, Пикассо например, в Ассоциацию революционеров-художников и писателей так и не вступил.

Его глубокие размышления на тему политики сложно воспринимать. В первую очередь из-за противоречивых поступков.

После организации демонстрации он был исключен из Академии искусств, а в своих докладах на публику утверждал, что творческие люди должны соблюдать политический нейтралитет.

В сообществе сюрреалистов художника осуждали за симпатии политическим лидерам, в частности к Адольфу Гитлеру. Даже спустя много лет, после окончания Второй мировой войны, безумец представлял действия фюрера как произведение искусства.

Последние годы жизни и смерть

От даты рождения до последнего дня великого художника прошло почти 85 лет. Он прожил долгую жизнь, насыщенную событиями, эпатажем, признанием, творчеством, любовью и богатством.

Влияние старости он почувствовал после смерти Галы. Интерес к жизни пропал, как и к рисованию, что усугубила еще и болезнь Паркинсона. Однако к этому времени Дали стал почетным гражданином свой страны.

Правительство наградило его аристократическим титулом маркиза. Дали стал принадлежать к обществу, в которое всегда стремился. Национальность пожилого гения — повод для гордости его соотечественников.

Королевский дом Испании оказывает художнику поддержку, покупая его полотна по высокой цене. Но несмотря на все почести и звания, жизнь его проходит одиноко и безрадостно. Гений сюрреализма превращается в унылого старика.

В 1983 г. он проводит последнюю и самую полную ретроспективную выставку в Мадриде и пишет последнюю картину.

Живет Сальвадор в Пуболь уединенно. В 1984 г. в замке случается пожар. Пожилой художник стал задыхаться от дыма. Немой и беспомощный, он не смог вовремя позвать на помощь и получил сильные ожоги. Но остался жив.

Спустя 5 лет после пожара его госпитализируют в больницу в Фигерасе с диагнозом сердечная недостаточность. 23 января 1989 г. Дали умер.

Дали в старости

Интересные факты из жизни

Биографическая составляющая сюрреалиста с закрученными усами пестрит интересными событиями и фактами. Среди них знаменитые во всем мире случаи.

Популярное в интернете фото, где Дали выходит из метро с муравьедом на поводке, часто неверно трактуется. Это животное принадлежит зоопарку, а не художнику. Он просто взял на попечение это существо, кадр сделали на прогулке.

Выбор животного был неслучайным. Кроме кузнечиков, панический страх и нелюбовь у мужчины вызывали муравьи. Эта история тоже родом из детства. В его комнате жила летучая мышь, которую он любил. Однажды она умерла, а по ее трупу бегали эти насекомые.

На поводке с муравьедом

Однако диковинный домашний питомец у Сальвадора все же был. Оцелот по кличке Бабоу — хищник из семейства кошачьих небольших размеров. Посещая общественные места, живописец выдавал его за покрашенную кошку.

Оцелот

В 1969 г. к Дали обратился основатель компании Chupa Chups Энрике Бернат с просьбой разработать логотип для своих леденцов. Авторство желтой ромашки с красными буквами в центре принадлежит художнику-сюрреалисту.

Среди современников Дали — законодательница моды Коко Шанель. Она близко дружила с ним и его женой. Каждый раз, находясь в Париже, супружеская пара ужинала в гостях светской дамы. В том числе и в вечер накануне ее смерти.

Среди советских людей есть человек, который встречался с Дали в его доме в Каталонии. Композитор Арам Хачатурян гастролировал в Испании и попросил встречи со знаменитым деятелем искусства этой страны. К его удивлению, ответ был положительным, и на следующий день композитора привели в замок и оставили в зале в ожидании хозяина.

Ждать пришлось в запертой комнате 2 часа. Затем под музыку Хачатуряна «Танец с саблями» Дали появился в зале верхом на швабре и без какой-либо одежды. Проскакав по комнате, он исчез за другой дверью. Затем композитору объявили, что встреча окончена, и подарили альбом с репродукциями художника.

©МирПозитива

Биография Сальвадора Дали

Проследите путь к славе испанского художника Савадора Дали в этой обширной биографии, в которой собраны самые значительные работы из его долгой и выдающейся карьеры.

Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали I Доменек родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, Испания, и с самого раннего возраста ему суждено было стать одним из самых плодовитых художников всех времен. Яркие и несколько причудливые образы, изображенные на его картинах, укрепили его имя в сюрреалистическом движении, и его работы до сих пор почитаются многими известными искусствоведами. Его амбициозный характер гарантировал, что его отточенные технические навыки будут распространены на огромное количество сред, поскольку он успешно создал множество скульптур, рисунков, украшений и мебели. Был даже ряд фильмов, которые он снял в сотрудничестве со специалистами в этой области. Можно провести очевидное сравнение с мастерами эпохи Возрождения, которые также занимались рядом различных дисциплин и каким-то образом могли произвести впечатление в каждой из них.

Картины Сальвадора Дали

Пожалуйста, включите JavaScript

Картины Сальвадора Дали

Ранние годы

Дали провел свое детство между Фигерасом и семейным летним домом в прибрежной рыбацкой деревушке Кадакес. произведение искусства. Его брат, умерший за девять месяцев до рождения Дали от гастроэнтерита и которого тоже звали Сальвадор, также фигурировал в его картинах. Дали утверждал, что когда ему было пять лет, родители отвели его на могилу брата и сказали, что он реинкарнация своего брата. Его родители поощряли его талант и даже построили ему первую художественную студию в Кадакесе, где он провел много времени, создавая впечатляющие рисунки углем. Он посещал Colegie de Hermanos Maristas и Instituto в Фигерасе, где зародилась его репутация мечтателя и эксцентрика. В 1919 декабря в Муниципальном театре Фигераса прошла его первая художественная выставка.

Дали и сюрреализм

После смерти его матери от рака груди в 1921 году он поступил в Академию Сан-Фернандо в Мадриде, где на него сильно повлияли несколько различных художественных течений, таких как метафизика и кубизм. Это было незадолго до того, как его талант художника и его яркие, эксцентричные манеры привлекли большое внимание. После того, как его исключили из школы за деструктивный и эгоистичный характер, Дали совершил несколько поездок в Париж, где познакомился с известными интеллектуалами и художниками, такими как Пабло Пикассо и Жоан Миро, последний из которых познакомил его с движением сюрреалистов. с 19Начиная с 29 года Дали создал множество сюрреалистических картин, которые часто описывают как коллажи из его снов и подсознательных мыслей. Он также сотрудничал с режиссером-сюрреалистом Луисом Брюнелем в создании двух короткометражных фильмов.

Дали официально присоединился к Группе сюрреалистов, и к 1930 году он считался печально известной фигурой в сюрреалистическом движении. Его самая известная картина, возможно, самая известная из всех сюрреалистических картин, «Постоянство памяти», была завершена в 1931 году. Эта всемирно известная картина, которую часто называют «Мягкими часами» или «Тающими часами», была ярким примером уникального таланта Дали как художника. художник. Художник регулярно сотрудничал с другими членами сюрреалистического движения, но их мнения регулярно расходились как по художественным вопросам, так и по политическим взглядам. Это привело к тому, что другие участники начали не доверять Дали, и он постепенно становился все более и более отодвинутым на второй план. Он не был тем, кто мог приспосабливать свое мнение или дисциплинировать себя, чтобы избежать этих столкновений, и, возможно, втайне даже любил вызывать споры, как и всю оставшуюся жизнь, с детства, когда он был исключен из школы, до его последних лет. как художник.

Гала и классическое движение

Несмотря на знакомство в 1929 году, только в 1934 году Дали женился на своей музе и вдохновительнице, Елене Иванорне Дьяконовой, также известной как Гала. Иммигрантка из России, которая была на десять лет старше его, Гала заботилась о деловой стороне дела, включая все юридические и финансовые вопросы, и занимала видное место не только в его жизни, но и в его творчестве. Помимо таланта к рисованию, он был признан эксцентричным; в странной одежде и с яркими усами, вдохновленными одним из его героев, испанским мастером-художником Диего Веласкесом. В середине 19В 30-е годы он, как известно, появился на балу в его честь со стеклянной витриной на груди с бюстгальтером.

Его противоречивое поведение начало затмевать его великолепный талант художника, и критики стали больше беспокоиться о его несоответствиях, чем о его произведениях искусства. В 1934 году состоялся «суд» и Дали был исключен из группы сюрреалистов. Несколько теорий предполагают, что это произошло в основном из-за его разрушительного характера, а некоторые намекают на то, что его аполитичные взгляды вызывали неодобрение. Несмотря на свое изгнание, он продолжал создавать высоко оцененные сюрреалистические картины, такие как «Лебеди, отражающие слонов» и «Метаморфозы Нарцисса», обе из которых были завершены в 1937. Он участвовал в выставках сюрреалистов до 1940-х годов.

Классическое движение Дали возникло между 1942 и 1948 годами. В этот период Дали и Гала жили в США. В то время как Вторая мировая война охватила Европу, Дали продолжал создавать захватывающие дух произведения искусства, и в 1941 году у него была собственная выставка в Метрополитен-музее современного искусства в Нью-Йорке. Его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали» была опубликована в 1942 году и до сих пор считается ключевой публикацией о его жизни. Это было честное изображение необычного мира, в котором он жил, и многие детали просто подтверждали то, что многие уже думали о нем. За прошедшие годы в различных источниках было сказано огромное количество информации о Дали, и очень полезно иметь этот официальный отчет о его жизни, с которым можно сравнить эти другие, неподтвержденные мнения.

Последние годы

Вернувшись домой в 1948 году со своей женой, Дали провел следующие пятнадцать лет, создавая 19 больших полотен, которые включали оптические иллюзии, геометрию и сюрреалистические образы. Самыми известными из этих картин были «Галлюциногенный тореадор» и «Таинство тайной вечери». Между 1960 и 1974 годами Дали участвовал в строительстве Театра-музея в Фигерасе, где многие из его картин можно увидеть и сегодня. В 1980 году он ушел из живописи из-за моторного расстройства, которое мешало ему работать, а в 1982 года умерла его возлюбленная Гала. Прикованный к инвалидной коляске после пожара в доме, Дали прожил последние несколько лет в относительном уединении. Физические недостатки бросали вызов даже величайшим художникам, помня, как Матисс работал над своими вырезами в более поздние годы, и Дали продолжал делать все, что мог, поскольку его здоровье медленно ухудшалось в 1980-х годах.

В 1986 году Дали установили кардиостимулятор, и он не мог избавиться от проблем с сердцем и снова попал в больницу в 1988 году. Там его посетил король Хуан Карлос, друг и последователь художника. В конце концов он умрет в 1989 сердечной недостаточности и проблем с дыханием. Подходящим жестом он остается погребенным в склепе под своим Театром-музеем в Фигерасе и продолжает привлекать последователей на это место даже сегодня. После его международного влияния на протяжении стольких лет приятно видеть, что он сейчас лежит всего в нескольких сотнях метров от своего первоначального семейного дома, а также прямо через дорогу от места, где он принял крещение и первое причастие. Мемориальная доска остается рядом с местом его захоронения, и театр продолжает жить в его имени и наследии.

Краткая биография Сальвадора Дали

Краткая биография Сальвадора Дали


Развивайте свои навыки чтения. Прочитайте следующую биографию Сальвадора Дали

Сальвадор Дали был выдающимся испанским художником-сюрреалистом, родившимся в Фигерасе, Каталония, 11 мая 1904 года. Отец Дали был строг в воспитании своих детей, в отличие от матери. У Дали был брат по имени Сальвадор, который родился за девять месяцев до него и умер от гастроэнтерита. Когда ему было пять лет, Дали отвели на могилу брата и сказали, что он реинкарнация своего брата.

Ранний возраст

В раннем возрасте родители поощряли Сальвадора Дали создавать очень сложные рисунки, и в 1916 году его отправили в школу рисования в Фигерасе, Испания.

В феврале 1921 года мать Дали умерла от рака груди. Дали было 16 лет; Позже он сказал, что смерть его матери была самым большим ударом, который он пережил в своей жизни. После ее смерти отец Дали женился на сестре своей покойной жены. Дали не возмущался этим браком, потому что он очень любил и уважал свою тетю.

Развитие собственного стиля

В 1922 году Дали переехал в Мадрид и учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, где уже привлек к себе внимание как эксцентричный и щеголь. На него повлияли несколько различных художественных стилей, в том числе метафизика и кубизм. Дали был исключен из Академии в 1926 году, незадолго до выпускных экзаменов, когда его обвинили в организации беспорядков.

Позже Дали посетил Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, которого почитал. Пикассо уже слышал положительные отзывы о Дали от Жоана Миро, земляка-каталонца, который познакомил его со многими друзьями-сюрреалистами. Разработав свой собственный стиль в течение следующих нескольких лет, Дали создал ряд работ под сильным влиянием Пикассо и Миро.

Женитьба на Гале

В августе 1929 года Дали встретил свою главную музу, вдохновение и будущую жену Гала . Она была иммигранткой из России на десять лет старше его. Они поженились в 1934 году. Помимо вдохновения многих произведений искусства на протяжении всей своей жизни, Гала выступала в качестве бизнес-менеджера Дали.

Работа Дали

Дали был искусным рисовальщиком, наиболее известным своими яркими и причудливыми образами в своих сюрреалистических работах. Его живописные способности часто приписывают влиянию мастеров эпохи Возрождения. Его самая известная работа, Постоянство памяти , был завершен в августе 1931 года. Обширный художественный репертуар Дали включал фильмы, скульптуру и фотографию в сотрудничестве с рядом художников в различных средствах массовой информации.

Арабское происхождение

Дали приписывал свою «любовь ко всему позолоченному и чрезмерному, мою страсть к роскоши и мою любовь к восточной одежде» «арабскому происхождению», утверждая, что его предки произошли от мавров.

Эксцентричная манера

Дали обладал богатым воображением, а также любил предаваться необычным и грандиозным поступкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *