Черная Мадонна Монсеррат — barcelona-excursii
Черная Мадонна МонсерратЧерная Мадонна Монсеррат, или Дева Монсерратская — один из самых почитаемых образов в западном христианстве.
Именно по этой причине горный монастырь Монсеррат (Каталония), в базилике которого и находится образ Черной Мадонны — давно является объектом мирового паломничества.
В этой статье мы побеседуем об этом удивительном святом образе подробнее.
Есть места, особая святость которых не нуждается в доказательствах — Иерусалим, Рим, Сантьяго де Компостела… Можно быть верующим, или сомневающимся, или воинствующим атеистом — в таких местах это не имеет особенного значения.
Иначе, как окнами в небо такие особенные места не назовешь. И одно из них — каталонская гора Монсеррат, расположенная всего в 50 км от Барселоны.
За год в этом горном монастыре бывает до 3 000 000 человек — причем, большинство из них не только католиками, но и верующими в строгом смысле слова не являются.
Именно — «самых разных». Кого только не приходилось нам встречать нам на Монсеррат за свою экскурсоводческую практику, включая даже настоящих тибетских монахов! В чем же причина столь невероятной популярности места?
Черная Мадонна МонсерратА причиной всему она — Дева Монтсерратская. Богородица Монтсеррат, Черная Мадонна, или «Ла Моренета» (Смугляночка), как ласково называют образ Девы каталонцы, веками воспринимающие ее как неотъемлемую часть своего бытия. Вообще, культ черных мадонн — явление весьма характерное для средневековой Европы.
После того, как на Вселенском Соборе в Клермонт-Ферране в ноябре 1095 г. папа римский Урбан Второй произнес одну из самых эффективных речей в истории христианства, призывая огромную толпу силой
вырвать Святую землю из рук турок — началась великая и страшная эпоха крестовых походов.
И, интересное совпадение, примерно в это же время в самых разных местах Испании, Франции, Италии и Германии начинают появляться черные мадонны. Совпадение это или между двумя событиями существует прямая причинно-следственная связь — вопрос спорный.
Так или иначе, в церквях Франции по сию пору можно обнаружить почти три сотни Черных Мадонн, меньшее, но тоже впечатляющее их количество — 50 — находится на испанской земле.
И безусловный факт: самая из них известная, образ, с которым связывают многочисленные документально подтвержденные случаи чудесного исцеления, образ, ради которого идут сюда верующие, начиная с эпохи раннего средневековья — наша знаменитая Моренета, Черная Дева Монсерратская.
До конца по сию пору не ясно, кто и когда изваял образ Девы Монтсеррат; каким образом он был доставлен в Каталонию; чтобы оказаться в конце концов на Монтсеррат; чем вызван практически черный цвет лика и рук изваяния…
Обо всех существующих версиях мы подробно рассказываем во время экскурсии, но важно, в первую очередь, другое: с момента, как образ был установлен в романской церкви Монтсеррат (12 в.
), слава
нашей Мадонны перешагнула границы Каталонии, после Испании (в одной только Италии в свое время было открыто более 150 церквей и часовен, посвященных культу нашей Девы), а в эпоху великих
географических открытий достигла и Южной Америки.
Не будем забывать, что уже во вторую экспедицию Колумба отправился один из монахов Монтсеррат, Бернат Буиль, который и стал первым викарием новых владений Испанской Империи. Отсюда навание одного из островов в группе Малых Антильских: Монтсеррат.
Образ Девы Монтсеррат — небольшая (высотой всего 95 см), выполненная из белого тополя полихромная скульптура, хранящаяся ныне в тронном зале монтсерратской базилики в прочнейшем прозрачном саркофаге. Лишь часть изваяния — сфера, символизирующая Вселенную, которую Дева держит в правой руке, доступна для непосредственного контакта.
Ощущения, которые возникают, когда проходишь через Врата Ангелов и поднимаешься в тронный зал, где хранится образ Черной Мадонны — непередаваемы.
Очень хорошо сказала одна из наших туристок после
визита к Деве: «Да разве вы не видите!? Она же не отсюда — она из космоса!». И в этом очень эмоциональном, на первый взгляд, высказывании — большая доля истины
Дело в том, что мы много путешествуем и видели очень немалое количество подобного рода деревянных скульптур романского периода (10-12 в.в.) — и ни один из них не имеет ничего общего с нашей Моренетой. Это, как правило, достаточно примитивно, пусть и с большой экспрессивной силой выполненные образы, наша же Мадонна — абсолютно живая!
Ярчайший пример удивительной любви и уважения, которым пользуется в народе Моренета — необычайна популярная и сейчас среди каталонцев традиция давать при рождении девочкам имя Монсеррат, что, как считается, приносит удачу. Доказательства? Пожалуйста — всемирно известная уроженка Барселоны, оперная дива и просто отличная женщина — Монсеррат Кабалье.
Помимо бесконечного потока паломников и туристов, на Монтсеррат регулярно бывают и местные.
По каждому, значительному или не очень, поводу, они предпочитают советоваться с Черной Мадонной
Монтсеррат, которая выслушивает — и помогает!
Уже в 13-м столетии знаменитый Хайме-Завоеватель, граф Барселоны и король Арагона, говорил: «Монтсеррат — это место, которое Господь отмечает и прославляет чудесами». Век сейчас не 13-ый, но с чудесами все по-прежнему — они есть!
Всенародная любовь и почитание (см. фото слева) — понятны и в доказательствах не нуждаются. Тем не менее, и с точки зрения официальной церкви, образ нашей Моренеты является каноническим. По преданию, образ был обретен мальчиками-пастушками в 880-м году.
В 1880-м торжественно отпраздновали тысячелетие с момента обретения Девы Монтсеррат, а через год, в 1881-м, на Монтсеррат прибыл тогдашний папа римский, Лев 13-ый, и канонически короновал Деву, поднеся ей корону, скипетр и ирис, выполненные из драгоценных материалов.
Тогда же Дева Монтсеррат была со всем соблюдением ритуала объявлена покровительницей Каталонии.
Бывая в таких местах, как Монтсеррат, Лурд, Сантьяго де Компостела, понимаешь, что христианская вера жива и способна объединять людей из самых разных стран. А вера, как мы знаем — движет горы…
Попасть в часовню Божьей Матери, где и находился образ Монсерратской Мадонны, можно с 08:00 до 10:30, а также с 12:00 до 18:15. Учитывая тот факт, что для многих визит к Черной Мадонне является главной целью поездки на Монсеррат (что совершенно правильно), знать расписание доступа к Мадонне Монсеррат будет совсем не лишним.
Еще один полезный совет: если вы едете на Монсеррат на машине, рекомендую постараться успеть к Мадонне до закрытия в 10:30. В это время посетителей относительно немного (конечно, если речь не
идет о июне-октябре), и вам не придется выстаивать очередь, ожидание в которой порой может растянуться на полтора часа, а то и дольше.
Самое оптимальное время посещения, как мы, собственно всегда и делаем на наших экскурсиях — с 08:00 до 09:00. В этот интервал, даже в самые посещаемые месяцы вы гарантированно пройдете к Мадонне без долгого ожидания.
Если вы добирааетесь на Монсеррат на общественном транспорте, есть замечательный альтернативный вариант: запланировать визит к Черной Мадонне, на 14:30 — 15:30. К этому времени все очереди начинают быстро уменьшаться, и вам, опять же, не придется тратить время на ожидание.
ЭКСКУРСИИ В МОНАСТЫРЬ МОНСЕРРАТ
tagPlaceholderTags: гора и монастырь монтсерррат, монастырь монсеррат экскурсии, монсеррат с русским гидом, монсеррат с русскоязычным гидом, гид на монсеррат
Черная Мадонна Монтсеррат ~ Гид в Барселоне София
О Барселоне и Каталонии
gidsofiaComment(0)
Черная Мадонна Монтсеррат- небесная покровительница Каталонии.
2,7 млн посетителей приезжают ежегодно в монастырь Монтсеррат, расположенный на горе Монтсеррат в 60 км от Барселоны. Основная цель паломников, прибывающих сюда, — поклониться Черной Мадонне Монтсеррат и попросить ее об исполнении самых заветных желаний.
Все свято верят в то, что она творит чудеса и исполняет желания
Но далеко не все знают, что нашли ее в пещере, расположенной в 1,6 км от Монастыря.
Черная Мадонна Монтсеррат: легенда
Согласно легенде, в апрельскую субботу 880 года пастухи, пасшие коз и овец у подножия горы Монтсеррат. Вдруг они увидели как с неба спустился яркий луч света и остановился на склоне горы. Ко всему этому, явление сопровождалось необычайно красивой мелодией.
Пастухи поведали о случившемся всем своим друзьям, родственникам и знакомым.
В следующую субботу они пришли на то самое место вместе со всей деревней. На этот раз все присутствующие стали свидетелями того, как этот яркий белый луч света вновь спустился с небес и завис на горе Монтсеррат.
В течение следующих недель это явление повторялось несколько раз. Даже сам епископ соседнего города Манреса стал свидетелем этого чуда. Наконец, решили подняться на гору и, внимательно осмотрев местность.
В результате, на сложно доступном склоне обнаружили небольшую пещеру. В этой пещере была найдена Богородица, которую стали называть Монсерратской или Святой Девой Монтсеррат или Черной Мадонной, в связи с этой ее особенностью — она действительно темная, почти черная! А пещера получила название Санта Кова — Святая Пещера.
В связи с тем, что пещера — далеко не самое идеальное место для хранения и почитания Святой Девы Монтсеррат, решили перенести ее в собор Манресы.
Была организована процессия. Когда ее несли, статуя Черной Мадонны Монтсеррат настолько отяжелела, что ее уже было невозможно сдвинуть с места. После нескольких безуспешных попыток решили, что это божий знак и Дева Монтсеррат должна оставаться здесь среди горных вершин.
В том самом ущелье, где это произошло, специально для нее была построена небольшая церковь. Затем был основан Монастырь, и со временем на месте церкви была возведена величественная базилика, где хранится Черная Мадонна и по сей день.
Святая Пещера на горе Монтсеррат
А Святая Пещера со временем превратилась в небольшую часовню.
В ней теперь хранится копия Девы Монтсеррат. Туда из монастыря ведет живописная тропа.Тропа называется Розарий (в переводе означает католические чётки) или “Путь молитвы Розария”. Вдоль дорожки в конце XIX века были установлены 15 скульптурных групп.
Они представляют собой 15 таинств, соответствующих 15 событиям из жизни Марии и Иисуса Христа.
Когда проходишь мимо каждого таинства, традиционно нужно проговаривать молитву Отче Наш, 10 Аве Мария, и во Славу Отца.
Большая часть скульптур и памятников были созданы в стиле модерн известными каталонскими архитекторами и скульпторами. И даже Гауди внес свою лепту, спроектировав композицию “Воскресение Иисуса Христа”.
Маршрут в одну сторону можно проделать за 45 минут заодно наслаждаясь прекрасными видами на долину у подножия горы Монсеррат.
Madonna Montserrat — Etsy.de
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
33 релевантных результата,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.
Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.
)
Воплощение элегантности: Черная Мадонна Монтсеррат | Архив статей
by Джоан Л.
Роккасальво, CSJ, появляется в Том 21
Немногие места в мире напоминают Монтсеррат в каталонском регионе Испании. Там природа, культура и вера сливаются воедино. Впечатляющие горы в форме пилы возвышаются, как геологический собор, на высоте около 3500 футов над уровнем моря, окружая бенедиктинское аббатство в Монтсеррате. В аббатстве находится святыня региональной покровительницы, скульптура Богоматери Монсерратской с младенцем, безупречная жемчужина романского искусства.
Сами горы представляют собой музей под открытым небом посреди сурового ландшафта, в котором насчитывается около 1050 видов растений. Есть разные маршруты в горы к аббатству, но канатная дорога только усиливает постепенное и волнующее восхождение в разреженном воздухе.
Бенедиктинское аббатство Монтсеррат
История аббатства началась в девятом веке с четырех скитов, а само бенедиктинское святилище было основано в одиннадцатом веке: настоящий подвиг архитектурного гения! К концу шестнадцатого века нынешняя базилика в стиле готики и ренессанса была освящена.
После того, как Наполеон поджег части аббатства, к середине девятнадцатого века была завершена реставрация. Поэты, художники и музыканты воспевали базилику как восхваление человеком трансцендентного. Аббатство является символом каталонской культуры и веры. 1
Фасад богато украшен в испанском стиле, как и интерьер, который представляет собой пещерное место для множества литургических служб, а также для личной молитвы. Следует отметить главный алтарь — огромный цельный блок, вырезанный из горы, — и огромный витраж в задней части базилики.
Фото: wikimedia.org
Парадигма западного религиозного искусства
Знаменитая скульптура Мадонны Монсеррат была создана в двенадцатом веке чрезвычайно одаренным неизвестным художником. Мадонна Монтсеррат также известна как Ла Моренета, «маленькая темнокожая». Нет точных доказательств того, почему это и другие изображения типа Мадонны черные. Простая причина может заключаться в том, что древесина со временем потемнела.
Стих из Песни Песней (1:5) «Я черная, но красивая» был связан с этим типом Мадонны, потому что в то время это была любимая фраза. Хотя это региональная святыня, поклонение ей распространилось по всей Европе.
Скульптура и скульптура — явно западные формы искусства. Практически каждая культура в мире, почитающая Богородицу и Божественного Младенца, изображала их в соответствии со своим региональным представлением о них. Подобно любимой и всемирно известной византийской иконе «Богоматерь Владимирская», эта скульптура считается одним из самых прекрасных изображений Богоматери с младенцем. Он обеспечивает большую доступность для зрителя, чем значок. Статуя, однако, имитирует международную византийскую условную и стилизованную форму. Его анонимный скульптор предлагает Западу парадигму священного искусства, обладающую очарованием, теплотой и красотой. Расположенная в этом отдаленном бенедиктинском аббатстве скульптура имеет размеры около тридцати восьми дюймов и окрашена в полихромный цвет.
Можно увидеть поразительное сходство со скульптурой египетской богини Исиды и ее сына Гора.
Величество Сент-Фуа (983-1013) в Конке, Франция, является еще одной моделью скульптуры Черной Мадонны Монсеррат. 2 Античные Матери-Исиды, также называемые Престолами Мудрости, были привезены из крестовых походов и хранились в христианских склепах. Они привлекали людей и указывали им на Шартр, Рокамадур и Марсель. Эти модели были известны в районе Монсеррат.
Скульптор изображает Богоматерь в позе величественной сдержанности и некоторой отстраненности, сидящей на троне, иератической и возвышенной. Образец скульптуры происходит от трех типов происхождения: (1) египетская скульптура богини Исиды и ее сына Гора; (2) тип Черной Мадонны; (3) «Престол Мудрости» (sedes sapientae), выражение, впервые употребленное святым Августином. Художественно-историческое название — «Трон Мудрости». 3
Мария является вместилищем мудрости, потому что в ней Отец нашел жилище, где Сын и Дух могли обитать среди человечества.
Она дочь Бога-Отца, мать Бога-Сына и кафедра или престол воплощенного Логоса и супруга Святого Духа. Как святилище Троицы, она представляет миру триединого Бога, выступающего посредником между трансцендентной Божественной Мудростью и человеческой мудростью. Мария является воплощением общения между божественным и человеческим. 4
Собственно скульптура
Подушка служит подставкой для ног этой фигуры, источающей таинственное присутствие. Это не обычная царственная фигура. Мать и дитя изображены в своих идеалистических атрибутах, а не как сентиментальные фигуры. В знак аскетизма тело Матери стройное, даже тонкое. Ее вытянутое лицо выражает тонкие черты: настороженные и широко открытые глаза, небольшой нос, слегка изогнутый, вдавленный посередине, с вздернутым кончиком. Румяные щеки Марии символизируют полноту и радость, поскольку она демонстрирует свое удовольствие быть собой и быть матерью Младенца. Ее улыбка говорит о глубоком удовлетворении, благоухающем ее Magnificat, где она признает свой привилегированный статус в том, что ее выделяют среди женщин.
Ее спокойное, ликующее лицо резко контрастирует с Матерью Долороза, печальной Матерью, роль которой она позже примет на себя. Но пока она наслаждается своим возвышенным положением, как и мы вместе с Младенцем Христом. Подобно Владимирской Богоматери, свет, льющийся на черное лицо Марии, заставляет сиять весь Ее лик. В соответствии с эпохой ее головной убор драпирован, а под короной — вуаль, украшенная звездами, квадратами и полосами тонкой полихромии. Граница с золотыми краями ниспадает симметрично, окружая ее лицо ореолом, подчеркивающим ее тонкие черты. Туника и плащ изящно обволакивают ее стройные плечи. Наша царица небес и престол мудрости держит в правой руке шар земли, а другая рука, изящно сложенная и вытянутая, наблюдает за левой стороной Младенца. Ее внутреннюю собранность, потрясающую красоту невозможно уловить одним взглядом. Вот воплощение элегантности.
Неудивительно, что Младенец изображен как Богочеловек. Его рука поднята, дающая формализованное и традиционное восточное благословение, три пальца подняты (символизирующие Троицу) и два согнуты внутрь к ладони (символизирующие две природы Богочеловека).
Как и его мать, Ребенок выражает удовлетворение. Он не обнимает свою мать, но показан спереди и крепко сидит между ног матери. Хотя он босиком, он носит корону и царские одежды. Любопытно, что тонкая драпировка их ног подчеркивает колени обеих фигур, ступни которых твердо стоят на земле. Скульптор изобразил классических Мать и Дитя, доступных нам, хотя их эстетическая дистанция сохраняется. Вертикальность, масса, плотность, баланс и симметрия придают скульптуре несравненную красоту, способную поставить зрителей на колени.
Святой Игнатий Лойола в Монтсеррате
Преданность этому образу Богоматери сотворила множество чудес, как и в случае с основателем Общества Иисуса, орденом иезуитов. Вскоре после своего замечательного повторного обращения в христианство солдат Игнатий Лойола был полон решимости присоединиться к армии Христа и отправился в Монтсеррат, чтобы совершить свое посвящение. Перед прекрасной Черной Мадонной Игнатий превратил древний обряд посвящения в рыцаря в «нового воина Христа».
5 В одежде паломника и по рыцарскому кодексу он нес там всенощное бдение. В марте 1522 года он возложил свой меч перед статуей Богородицы, встал, преклонил колени, пел гимны и молился вместе с другими паломниками. 6 Игнатий начал свою новую жизнь в Боге под вдохновением прекрасной статуи, которую сегодня почитают тысячи.
Monastic Apostolic Works
Восемьдесят монахов аббатства посвящают свои труды служению Церкви и стране. Неудивительно, что монахи делают испанские ликеры и другие деликатесы. Их библиотека и скрипторий содержат 300 000 томов и около 400 инкунабул. Музей аббатства состоит из пяти коллекций: археологических, иконографических, золотых и серебряных изделий, старинной живописи пятнадцатого-восемнадцатого веков и современной живописи и скульптуры девятнадцатого и двадцатого веков. Монахи обязуются уделять особое внимание паломникам и предоставлять жилье, адаптированное к потребностям и бюджету каждого. Будучи одной из старейших музыкальных школ аббатства в Европе, Монтсеррат может похвастаться примерно пятьюдесятью мальчиками из хора, которые получают отличное музыкальное образование в дополнение к общему образованию.
Каждый день в полдень они поют Гимн Богородице, virelai, «Rosa d’abri», который начинается фразой: «Дева, с блестящей кожей, Черная Мадонна, парящая над вершинами». . . ».
Паломничество в Монтсеррат никогда не забудется; это врезается в память для немедленного вызова и смакуется снова и снова. Это праздник для глаз, раскрывающий красоту, побуждающую к молитве.
Сестра Джоан Л. Роккасальво, C.S.J., пишет из Нью-Йорка. Ее научное исследование сосредоточено на отношениях между искусством, верой и культурой. Она имеет докторскую степень в области музыковедения и литургических исследований.
1. Буклет «Монтсеррат: природа, культура, духовность», изданный туристическим агентством Монтсеррат.
2. Реликварная статуя Сент-Фуа выполнена из дерева, покрытого металлом и драгоценными камнями, прославленные тела — драгоценные камни небесного иерусалимского дерева, сусального золота; драгоценные камни, жемчуг, эмаль; она сидит на троне, поставив ноги на скамеечку для ног и протянув руки.
