Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры
Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.
Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.
Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.
Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.
Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.
Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.
Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.
Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям. Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…
Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.
И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.
В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.
Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.
Восприятие этой, в общем-то простой идеи требует, однако, определенной широты взглядов и научной эрудиции. Но в науке тех лет господствовали узкие рационалистические воззрения, и эта зашоренность не позволяла даже светилам первой величины увидеть подлинное значение открытия Саутуолы. Находясь в плену вульгарно-материалистических теорий, они «прозорливо» видели в росписях Альтамиры… происки церковников.
Габриэль де Мортилье — один из величайших археологов, человек светлого ума, ученый, создавший, по сути дела, современную археологию первобытного мира, — взывал к коллегам: «Будьте начеку! Остерегайтесь испанских клерикалов!. «Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал Мортилье своему другу, профессору Эмилю Картальяку. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Но Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека» — и без этих предупреждений встал в первые ряды противников Саутуолы и Виллановы. Впоследствии он вспоминал: «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени». Картальяком и его последователями руководила боязнь того, что новый факт потребует ревизии считавшейся тогда «прогрессивной» дарвиновской концепции о происхождении человека. Но вспомним, что археология каменного века делала тогда свои первые шаги. И лишь много лет спустя все новые и новые находки подточили абсурдные воззрения дарвинистов.
Но все это было еще впереди, а пока собравшийся в 1880 году в Лиссабоне Всемирный конгресс антропологов наотрез отказался обсуждать доклад Виллановы о рисунках Альтамиры. Испанский ученый надеялся организовать для участников конгресса экскурсию в Альтамиру, но, едва заговорив об этом, увидел презрительные ухмылки. Картальяк демонстративно покинул заседание. Вилланова был вынужден замолчать. В кулуарах конгресса коллеги высказывали весьма нелестные мнения в адрес «изобретателя Альтамиры».
Впрочем, одно решение по проблеме конгресс все же принял: в 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры и окончательного разоблачения «фокусов испанских иезуитов» в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.
Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере. Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:
1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.
2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.
3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.
Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.
28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.
Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной. Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.
Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.
В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.
С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим. Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!
Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка.
Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено. 1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры». Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки. И уже мало кто помнил, что в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения.
Один из крупнейших археологов той поры, Э. Пьете, писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе», (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. — Авт.). Палеонтолог Постав Шове в вышедшей в 1887 году книге «Начала гравюры и скульптуры» поддержал выводы Саугуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Самое поразительное в этой истории было то, что открытие палеолитической живописи не было чем-то принципиально неожиданным в свете других фактов, накопленных первобытной археологией. Ведь уже были хорошо известны миниатюрные фигурки созданные первобытным человеком в эпоху верхнего палеолита, и роспись Альтамиры были, по существу, их явной аналогией. Вспомним — именно; установленный факт того, что ископаемые люди занимались изобразительным искусством, и натолкнул Саутуолу на мысль искать ее следы в Альтамире. И открытие монументальных росписей, подобных альтамирским, можно было предсказать заранее, теоретически. Более того: в год открытия Саутуолы во Франции, в гроте Шабо, были обнаружены наскальные гравюры. Копии и фотографии этих рисунков публиковались в местной печати, но в ученом мире к ним отнеслись так же, как к сообщению Саутуолы. Может быть, и здесь сыграл свою роль фактор «вторжения дилетанта» в высокую науку? Но первооткрывателями грота Шабо были профессиональные археологи Л. Широн и Олье де Марешан. Причем открыли они изображения в гроте Шабо независимо друг от друга.
Спустя двадцать лет А. Брейль, оправдывая своих коллег, отказавших Саутуоле в праве на открытие, сказал, что «нужно винить лишь значение самих фактов, которые требовали менее спорных и гораздо более многочисленных избыточных доказательств. Их продемонстрировали только через двадцать лет». Но подобные «избыточные доказательства» имелись задолго до признания Альтамиры. И все же на них внимания не обратили.
Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.
В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!
Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут. «Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саугуолы. Э. Пьетт говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.
Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?
Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!
Тут можно было бы и поставить точку в споре, если бы… Если бы спор был. Факты, найденные Ривьером, были очевидны — но лишь для того, кто хотел с ними знакомиться. А таких людей насчитывались единицы!
А тем временем…
Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры. Его сообщение не принимается всерьез: Э. Картальяк отказывается осмотреть грот.
Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».
Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым. Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков…
Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».
Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Мут, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает. Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…
И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.
«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»
В зале наступила звенящая тишина.
Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Мут…
Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.
Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.
Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства — пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших эпох о том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок.
В этот день:
- Дни смерти
- 1984 Умер Анатолий Леопольдович Якобсон — доктор исторических наук, видный археолог и крупный специалист в области архитектуры стран византийского ареала, исследователь Херсонеса Таврического.
- 1984 Умер Анатолий Леопольдович Якобсон — советский археолог, историк искусства и архитектуры. Доктор исторических наук (1961). Сотрудник Института археологии Академии наук СССР. Специалист по археологии средневекового Крыма и Армении.
Свежие записи
Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831 (1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — испанский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.
Биография
Детство
В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.
Альтамира
То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.
Мария де Саутуола
Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Рисунки, найденные Саутуолой
Публикации и признание открытия
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.
В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
В 2016 году об открытии Марселино и Марии (Кончиты) Саутуолы режиссёр Хью Хадсон снял фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом и Гольшифте Фарахани в ролях супругов.
Семья
Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Список литературы
Эта страница в последний раз была отредактирована 7 октября 2019 в 10:39.
Саутуола, Марселино де — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831 (1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — испанский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.
Биография
Детство
В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.
Альтамира
То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.
Мария де СаутуолаСаутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Публикации и признание открытия
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.
В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
В 2016 году об открытии Марселино и Марии (Кончиты) Саутуолы режиссёр Хью Хадсон снял фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом и Гольшифте Фарахани в ролях супругов.
Семья
Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Список литературы
Саутуола, Марселино де — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831 (1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — испанский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.
Биография
Детство
В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.
Альтамира
То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.
Мария де СаутуолаСаутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Публикации и признание открытия
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.
В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
В 2016 году об открытии Марселино и Марии (Кончиты) Саутуолы режиссёр Хью Хадсон снял фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом и Гольшифте Фарахани в ролях супругов.
Семья
Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Список литературы
Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры
Альтамира – обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.
Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем. Спустя семь лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.
Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись. Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.
Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор, несомненно, был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное – Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.
Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры – результаты деятельности ископаемого человека. Но определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.
В 1880 году Саутуола опубликовал сообщение о находке в виде небольшой брошюрки и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека». О находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. В научном мире поднялась буря гнева и негодования, Саутуолу обвиняли в подлоге. В это нелегкое время рядом с ним оказался лишь один человек – профессор Мадридского университета Вилланова. Побывав в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.
Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Они не могли поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.
Между тем в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения. Один из крупнейших археологов той поры Э. Пьетт писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе» (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. – Авт.). Палеонтолог Гюстав Шове в 1887 году поддержал выводы Саутуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.
В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Дордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, он сам еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!
Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят… каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!
А тем временем…
Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры.
Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо.
Наконец, в 1902 году наступает «момент истины». На конгрессе французских антропологов в Монтабане крупнейший авторитет того времени Эмиль Картальяк публично признает, что совершил и вот уже на протяжении двадцати лет продолжает совершать роковую ошибку, отказываясь признать подлинность росписей Альтамиры и других пещер, где были найдены рисунки палеолитического человека. И вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично каялся в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем – в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, – стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию, и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.
Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства – пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в Западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
| Марселино Санс де Саутуола | |
| Marcelino Sanz de Sautuola | |
![]() |
|
| Марселино Санс де Саутуола | |
|---|---|
| Род деятельности: |
юрист, археолог |
| Дата рождения: |
1831 год(1831) |
| Место рождения: |
Сантандер, Испания |
| Дата смерти: |
2 июня 1888(1888-06-02) |
| Дети: |
Мария де Саутуола |
Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831(1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — итальянский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.
Биография
Детство
В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.
Альтамира
То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.
Мария де СаутуолаСаутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Рисунки, найденные Саутуолой
Публикации и признание открытия
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.
В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
Семья
Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Список литературы
Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831 (1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — испанский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.
Биография
Детство
В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.
Альтамира
То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.
Мария де СаутуолаСаутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.
Публикации и признание открытия
Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.
Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.
В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, пока подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.
Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
В 2016 году об открытии Марселино и Марии (Кончиты) Саутуолы режиссёр Хью Хадсон снял фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом и Гольшифте Фарахани в ролях супругов.
Семья
Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.
Список литературы
Marcelino Sanz de Sautuola — Wikipedia, la eniclopedia libre
Марселино Сан-де-Саутуола и Педруека (Сантандер, 2 июня 1831 года, 30 марта 1888 года)
Историческая справка о происхождении и экономической ситуации, в зависимости от ситуации в Сантандере и Финляндии, с местной историей в Пуэнте-Сан-Мигеле, реализуется в 1845 году в 1845 году, в высшей школе в Италии. Сантандер, Сегидос-де-лос-Деречо-эн-ла-Университет Вальядолид.Нет необходимости в профессиональном образовании, посвященном профессиональному искусству, коммерческому сантандерину, административному руководству, знакомому с естественными науками, ботанике и геологии, судьбе и женским делам. Más Tarde Los De Prehistoria.
En 1859 recibió com com expositor un premio en la «Экспозиция сельского хозяйства, Ганадерия, Индустрия и Белые Острова Провинций Кастильи-ла-Вьеха», в том числе в Вальядолиде, в 1863 году. Публичная публикация 1866 г., en en marco de la Exposición Провинциальный де Сантандер, не информированный об этом в полном объеме в Кантабрии: Apuntes sobre la aclimatación del Eucaliptus globulus en la provincia de Santander .
Mientras cumplía funciones представительство в Хунте Провинциальный дель Ченсо и Аламедас-и-Пасео, вице-президент Лиги де Вклада в вокальный секретариат Хунта-де-Обрас-дель-Пуэрто-де-Сантандер, в целом по-французски у ля антропология. В 1866 году он получил членство в Реальной академии исторических наук, а в 1872 году — вице-президент Комиссий Монументов провинции Сантандер. [2]
Su asistencia en 1878 a la Exposición Universal de París (по согласованию с региональными продуктами), du apte la cual aprovechó para visar el pabellón antropológico y observar materiales prehistóricos similares a la que conocécéca for the tenâcéca in the centéca in the centéca in the tenânécécéca in a la centre at the coca in the centi ya решающее значение для всех интересов. [3] Соревнование по делам женщин, предпринимателей, исследователей и исследователей, работающих в области естественных и общественных наук, Comvo Revilla de Camargo y otras.
Fue por aquella época cuando Modesto Cubillas, aparcero por entonces de sus fincas, le informó de que hacia 1868 habí descubierto una cueva que le podría интерес. В 1875 году он посетит музей, посетив его в 1875 году, в 1879 году посетит Куандо, проведет экскурсии, посетит Марию, Очо Аньос, ди-джей-эль-Мирар-аль-Течо-де-ла-Куэва, и все дни «¡Мира, папа! ¡Bueyes pintados! «.Acababa de descubrir las pinturas de la cueva de Altamira, считающийся Capilla Sixtina del arte rupestre.
El año siguiente, 1880, Marcelino present — las pinturas and sus заключений 9003 . 3 Mostraba un Complete to esquema de la bóveda Natural Con Sus Pinturas. La publicación causó un granacto, pues no se esperaba que nuestros ancestros prehistóricos демонстрирует культурный и культурный дух.
Су хиджа, Мария Санс де Саутуола и Эскаланте (1871–1946).Autoridades en Prehistoria, encabezadas por Gabriel de Mortillet y Cartailhac, rechazaron que las pinturas de Altamira fuesen obra del hombre prehistórico, юридический альянс, юридический факультет юрисдикционных отношений в 1880 году. Считайте, что у вас нет ни цвета, ни цвета от загара, ни песков, оставленных без внимания. Entre los españoles hubo también varios activios: Эудженио Лемус и Олмо, Игнасио Боливар, Мануэль Антон и Феррандис, Эдуардо Рейес Преспер, Анхель де Лос Риос и Риос (исторический музей) и т. Д.Исключение из всех мнений Хуана Виланова и Пьеры, кафедра палеонтологии и Университета Мадрида, высший защитник юности в Саутуоле, Севилье Мигель Родригес Ферре, Испания, США, 18 лет и старше художественная авалюра ла верацидад де лас пинтурас.
Профессиональное мероприятие Mayoritariamente Negativa. Сендос информирует об институтах танго песо en Espaça como la Sociedad Española de Historia Природные и образовательные институты естественных и социальных наук, в том числе: мухо (по-английски); Се habrían refugiado en la cueva durante las guerras cántabras.Начиная с 1881 года, Э. Эрле, в том числе и в современных условиях, в том числе и в рассуждениях о Занджадо, и в Альтамире, и в других странах, в том числе в цитатном, в реальном выражении. «La obra maestra del primer Arte Fue Condenada Al Ostracismo Durante Más de Veinte Años». [5]
Сводная информация о труде и персидском правлении Марселино Сан-де-Саутуола-но-коменсе — производство, плачевное, hasta años después. В 1895 г. описывается, как грабадос де ла Мут, и во Францию, и трабахос де Анри Брейль, и описывает дефиницию явного сходства.Официальная публикация в 1902 году, Конгрес-де-ла-, Ассоциация Францисканства за Науки , Подтверждение подлинности, законопроект Альянса. Posteriormente, su main crítico, Cartailhac, publicó el abreviadamente citado « Mea culpa d’un sceptique», [6] рекогносцировок в большинстве своем, относящихся к конкретным аспектам деятельности. Лос-Анджелес, свидетельствующий о семейных обстоятельствах и личном посещении, осуществляемом по-французски, в 1962 году.
Лас Modernas TÉCNICAS де datación Cientifica хань confirmado дие лас Pinturas де ла Куэва де Альтамира fueron creadas ан ООН intervalo де Tiempo Entre 11.000 у 19.000 años, у лос descubrimientos де Санс де Саутуола сын уна де-лас-Пьедрас angulares дель Estudio дель Арте Paleolítico. Pero Sanz de Sautuola, que había muerto 14 antes antes, no vivió para disfrutar la restitución de su honour, ni la posterior Подтверждение ситуации premoniciones, como tampoco Vilanova, fallecido en 1893.
Андандо-эль-Тьемпо, судья и судья, Мария Санс-де-Саутуола-и-Эскаланте, [7] энтронкандо в 1898 году в честь Эмилио Ботина Сан Эмилио Ботина (Эмилио Ботин де Гамино де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин и Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин у Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин де Эмилио Ботин у Эмилио Ботин де Эмилио Ботин у Эмилио Ботина де Эмилио Гамина де Эмилио Ботина у Эмилио Ботина де Эмилио Ботина (Эмилио Ботина де Эмилио Гамина де Эмилио Ботина) де-лос-Риос), президент Франции дель Сантандер. [8]
Altamira en el cine [editar]
En marzo de 2016 sestrenó en España el largometraje Altamira , представляющая биографию, созданную компанией Morena Films, представляющая интересы Хью Хадсона и героя Антонио Бандераса в эль-папеле де Саутуола.La película, patrocinada también por el Gobierno de Cantabria and la Fundacion Botin and rodada en inglés con theist of su Взрыв наружный, без всяких сомнений в эмбарго на испанское и высшее наследство, в целом. [9] [10]
Referencias [editar]
- ↑ Los detalles sobre su nombre real, lugares y fechas, que aces aparecen con diversos errores en muchas obras, сын los con que en con la lapaid coetánea de su tumba, las últimas en números romanos.
- . Varios de estos diversos datos biográficos iniciales se encuentran en B. Madariaga de la Campa, 2000, págs. 17-19 ( или ), в том числе Марселино Санс де Саутуола и Эскритор кантаброс: Санс де Саутуола, Марселино. (Сантандер, 1831–1888 гг.) — местное общество в Эпоке.
- ↑ Historia de la cueva. Музей Альтамира, Министр образования, Культура и Депо. 2016. Консультационный центр 12 декабря 2016 года.
- ↑ Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander, por Don Marcelino S (anz) de Santuola, C (orrespondiente) de la Real Академический музей Ла-900, Сантандер, 1880.
- ↑ Я.А. Lasheras y C. de las Heras, «El descubrimiento del primer Arte. Comentario sobre los Breves apuntes … de Marcelino Sanz de Sautuola», en la edición facsímil del Museo de Altamira, Madrid, 2004, vol. II (версия трилингю), стр. 26-28.
- ÉЭмиль Cartailhac, «Les cavernes ornées de dessins.La grotte d’Altamira, Espagne. Mea culpa d’un sceptique «, L’Anthropologie , XIII, 1902, pp. 348-354.
- ↑ Para su nombre, Восьми альтерадо-ан-лас-фуэнтес, véase «Los fundadores», Fundación Botín, Santander. Nacida en la finca знакомых в 1871 году, Falleció в Мадриде в 1946 году, и . А. де Себальос-Эскалера-и-Гила, «Notas para la Historia de la plutocracia hispana: Босонское генеральное медицинское наследие. Ботаническое наследие Франции», Cuadernos de Ayala 40, окт.-dic. 2009, с. 9 сс., Спец. 18 (conrarata «1841» или «1871»). Эра Nieta por línea materna (Эскаланте-и-Прието) дель Сантандер Корнелио де Эскаланте-и-Агирре. Un colegio de Santander lleva su nombre.
- ↑ Fundación Botín. «Лос фундадорес».
- ↑ La taquilla cierra Altamira: ni Banderas evita el fracaso del ‘spot’ de la cueva (Консультационный центр 10 декабря 2016 г.).
- ↑ http://www.mecd.gob.es/bbddpeliculas/buscarDetallePeliculas.do?brscgi_DOCN=000048699&brscgi_BCSID=16fe5cfb&language=es&prev_layout=bbddpeliculasResultados&layout=b
Enlaces externos [editar]
,Marcelino Sanz de Sautuola — Wikipédia
Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.
Марселино Санс де Саутуола , н.э. г. Сантандер и смертная казнь дана памяти, археолог-любитель, испанский. Сын и его ассоциация с г-ном Гротом и Орнаментом Альтамирой и его сыновьями, ставшими свидетелями более важных проявлений истории.
La Grotte d’Altamira était bien connue des жителей города, в котором есть все, что нужно сделать, чтобы показать, насколько важны эти события в 1868 году в стиле модерн Перес.Sautuola commença alors à explorer cette caverne en 1875, без особого внимания toutefois aux peintures jusqu’en 1879, quand sa fille Maria, égée de huit и à l’époque, remarqua soudain que le plafond était couvert d’images de bisons qu ‘ elle prit pour des taureaux).
L’Année précédente, Всемирная выставка 1878 года в Париже, Sautuola avait vu des vis des images, представленная в виде палеолита, и др. В высшей степени справедливой истории.Привлекать к работе археолога Университета Мадрида, его профессора Хуана Виланова и Пьеры, до смерти сына Нуво. Celui-ci подтверждают предположения Sautuola et les deux hommes, опубликованные в 1880 году, leurs résultats [1] , достаточно современное и публичное.
Mais le monde scientifique était peu disposé àceptal un an telle ancienneté le ces peintures. Les spécialistes français, sous l’influence de leur maître à penser Gabriel de Mortillet, rejetèrent de la façon la plus, ferme l’ypothèse de Sautuola et de Piera.Leurs Découvertes Furent Completement высмеивает нас до конца исторического прошлого в Лиссабоне в 1880 году. Какая-то качественная художественная работа превосходна и исключительна в сохранении, по обвинению в судопроизводстве. В общем и целом, я думаю, что это не так, как это делается современными художниками-современниками.
Ce ne fut qu’en 1902, après que plusieurs autres découvertes de peintures prehistoriques (Font-de-Gaume, Les Combarelles, Marsoulas…) eurent rendu moins surprenante l’ypothèse d’une très grande ancienneté de peintures d’Altamira, Que la Société Scientifique Revint Surs оппозиции против контрразведки. Кет Анне-Лемин, выдающийся археолог Франс Эмиль Картейлхак, выступающий против плюсовых оппонентов, признайте сына ошибочным, незыблемым, статья «Mea-culpa d’un sceptique», Publi L’Anthropologie [2] .
Морт 14 и плюс, 2 июля 1888 г., Саутуола не положил помощника в восстановлении, ни в подтверждение научного запоздалого представления.Современные методики датирования подтверждают, что у них есть опыт работы с Альтамирой и ее реальными делами, в том числе 13 500 и 15 500 и пр. J.-C., au Magdalénien ancien. Dans l’étude de l’art paléolithique, les découvertes de Sautuola занимает основное место в центре внимания.
La fille de Sautuola entra plus tard par mariage dans la famille Botín, владелец à la bourgeoisie cantabrique. Собственная собственность на Банко Сантандер Центральный Испано , потомки Саутуолы.
- ↑ Breves apuntes sobre algunos objetos prehistoricos de la провинция Сантандер и Дон Марселино де Сантуола . Настоящая Академия истории. 1880
- ÉЭмиль Cartailhac, «La grotte d’Altamira, Espagne. Mea culpa d’un sceptique », L’Anthropologie , том 13, 1902, с.348-354.
Мария Санс де Саутуола и Эскаланте
Википедия todavía no tiene una página llamada «Мария Санс де Саутуола и Эскаланте».
Busca Мария Санс де Саутуола и Эскаланте en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
| |
Wikcionario (diccionario) |
| |
Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия) |
| |
Wikiquote (citas) |
| |
Wikisource (библиотека) |
| |
Wikinoticias (noticias) |
| |
Wikiversidad (contenido académico) |
| |
Commons (imágenes y multimedia) |
| |
Wikiviajes (viajes) |
| |
Wikidata (дата) |
| |
Википедии (виды) |
-
У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в переводе на русский язык.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla. -
Busca «Мария Сан-де-Саутуола и Эскаланте» и текст статьи из Википедии. -
Консультационная служба по делам Марии Санс де Саутуола и Эскаланте. -
Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Мария Санс де Саутуола и Эскаланте». -
Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор. -
También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
-
Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación. -
Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias. -
Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка. -
Ten en cuenta también que:
- Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Эсбозо» -.
- Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
Marcelino sanz de sautuola — Wikipedia, wolna encyklopedia
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejdź do nawigacji Przejdź do Wyszukiwania W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:- utworzyć go ,
- zaproponować, żeby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Marcelino sanz de sautuola» в артикулах,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
-
Commons
Wikiźródła
Wikisłownik
Wikicytaty
Wikibooks
Викиновости

