Марселино де саутуола дочь мария де саутуола: Саутуола, Марселино де — это… Что такое Саутуола, Марселино де?

Саутуола, Марселино де — это… Что такое Саутуола, Марселино де?

Марселино Санс де Саутуола
Marcelino Sanz de Sautuola
Марселино Санс де Саутуола
Род деятельности:

юрист, археолог

Дата рождения:

1831 год(1831)

Место рождения:

Сантандер, Испания

Дата смерти:

2 июня 1888(1888-06-02)

Дети:

Мария де Саутуола

Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831(1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — итальянский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.

Биография

Детство

В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.

Альтамира

То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.

Мария де Саутуола

Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.

Рисунки, найденные Саутуолой

Публикации и признание открытия

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.

Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.

В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.

Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Семья

Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

Список литературы

Саутуола, Марселино де — это… Что такое Саутуола, Марселино де?

Марселино Санс де Саутуола
Marcelino Sanz de Sautuola
Марселино Санс де Саутуола
Род деятельности:

юрист, археолог

Дата рождения:

1831 год(1831)

Место рождения:

Сантандер, Испания

Дата смерти:

2 июня 1888(1888-06-02)

Дети:

Мария де Саутуола

Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831(1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — итальянский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.

Биография

Детство

В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.

Альтамира

То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.

Мария де Саутуола

Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.

Рисунки, найденные Саутуолой

Публикации и признание открытия

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.

Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.

В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.

Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Семья

Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

Список литературы

Саутуола, Марселино де — это… Что такое Саутуола, Марселино де?

Марселино Санс де Саутуола
Marcelino Sanz de Sautuola
Марселино Санс де Саутуола
Род деятельности:

юрист, археолог

Дата рождения:

1831 год(1831)

Место рождения:

Сантандер, Испания

Дата смерти:

2 июня 1888(1888-06-02)

Дети:

Мария де Саутуола

Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831(1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — итальянский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.

Биография

Детство

В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.

Альтамира

То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.

Мария де Саутуола

Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.

Рисунки, найденные Саутуолой

Публикации и признание открытия

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.

Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.

В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.

Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Семья

Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

Список литературы

Саутуола, Марселино де — это… Что такое Саутуола, Марселино де?

Марселино Санс де Саутуола
Marcelino Sanz de Sautuola
Марселино Санс де Саутуола
Род деятельности:

юрист, археолог

Дата рождения:

1831 год(1831)

Место рождения:

Сантандер, Испания

Дата смерти:

2 июня 1888(1888-06-02)

Дети:

Мария де Саутуола

Марсели́но Санс де Саутуо́ла, чаще употребляют Марсели́но де Саутуо́ла (исп. Marcelino Sanz de Sautuola; 1831(1831); Сантандер; Кантабрия — 2 июня 1888) — итальянский юрист и археолог-любитель, который владел землёй, где была найдена пещера Альтамира.

Биография

Детство

В детстве увлекался естественными науками, такими, как ботаника и геология. Так, в 1866 году им были представлены некоторые заметки по акклиматизации эвкалипта в Кантабрии.

Альтамира

То, что пещера славится своей уникальной коллекцией доисторического искусства, в середине XIX века местные жители знали, но должного внимания этому не уделялось, пока в 1868 её не «открыл» охотник Модесто Перес.

Мария де Саутуола

Саутуола начал исследовать пещеру в 1875 году, после того, как он побывал на Всемирной выставке в Париже и увидел там коллекцию первобытного оружия. Он предположил, что в недавно открытой пещере можно найти что-нибудь подобное. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет (по другим данным 12-ти), которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию.

Рисунки, найденные Саутуолой

Публикации и признание открытия

Саутуола и Пьера опубликовали результаты исследования в 1880 году, в дальнейшем оба получили общественное признание. Но научное общество тогда не желало принимать так называемые «картины древности». Французские специалисты, во главе которых был Габриэль де Мортилье, были особенно радикально настроены против Саутуолы и Пьера. Их результаты были громко высмеяны на доисторическом конгрессе в Лиссабоне (1880) из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Его земляки утверждали, что картины были подготовлены современным художником по заказу Саутуолы.

Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма.

В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Ещё в 1895 году отпечатки, подобные найденным Саутуолой, были найдены во Франции, но никто не хотел объявлять об этом, покамест подобные изображения не были также найдены в пещере Фон де Гом и Комбарелль. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в известной статье «Mea Culpa d’ООН sceptique», опубликованной в журнале «L’Anthropologie», также Картальяк выразил своё восхищение в адрес Саутуолы.

Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Семья

Дочь Мария вышла замуж за бискайского буржуа Ботин. Нынешние владельцы Grupo Santander являются потомками Саутуолы.

Список литературы

Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры. 100 великих археологических открытий

Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры

Альтамира – обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.

Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем. Спустя семь лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.

Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись. Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор, несомненно, был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное – Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.

Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры – результаты деятельности ископаемого человека. Но определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.

В 1880 году Саутуола опубликовал сообщение о находке в виде небольшой брошюрки и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека». О находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. В научном мире поднялась буря гнева и негодования, Саутуолу обвиняли в подлоге. В это нелегкое время рядом с ним оказался лишь один человек – профессор Мадридского университета Вилланова. Побывав в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.

Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Они не могли поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.

Между тем в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения. Один из крупнейших археологов той поры Э. Пьетт писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе» (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. – Авт.). Палеонтолог Гюстав Шове в 1887 году поддержал выводы Саутуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.

В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Дордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, он сам еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!

Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят… каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!

А тем временем…

Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры.

Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо.

Наконец, в 1902 году наступает «момент истины». На конгрессе французских антропологов в Монтабане крупнейший авторитет того времени Эмиль Картальяк публично признает, что совершил и вот уже на протяжении двадцати лет продолжает совершать роковую ошибку, отказываясь признать подлинность росписей Альтамиры и других пещер, где были найдены рисунки палеолитического человека. И вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично каялся в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем – в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, – стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию, и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.

Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства – пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в Западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Альтамира: у истоков искусства | Институт археологии Российской академии наук

26 июня 2020 г.

Электронная библиотека ИА РАН пополнилась электронной копией книги, которая, хотя и выпущена в 2004 г., до сих пор является наиболее полной историей открытий и изучения пещерной живописи на русском языке – «Альтамира: у истоков искусства». Автор книги – Екатерина Георгиевна Дэвлет, доктор исторических наук, профессор РГГУ, учёный секретарь Института археологии РАН, руководитель центра Палеоискусства ИА РАН (1965–2018 гг.).

Книга, в которой дан обзор наскальных изображений самых известных пещер Франции, Испании, Нового Света, а также Каповой и Игнатьевской пещер в России, состоит из четырех разделов. В первом  рассказывается об истории открытия и изучения пещер,  перечисляются самые известные изображения.

Второй раздел посвящён образам и сюжетам искусства палеолита, и их соотношению с древнейшими мифологическими представлениями и этнографическими наблюдениями, описанию способов создания рисунков в эпоху палеолита, а также методам, позволяющим выявить подделки.

В третьем разделе автор анализирует символы и образы наскальной живописи пещер Антильских островов. Схожесть сюжетов  с изображениями в Сибири и Монголии и их связь с шаманизмом позволяет предположить, что истоки этой общности лежат в функциональных особенностях деятельности головного мозга, порождающих бинарность  человеческого мышления.

Четвертый раздел повествует о судьбе наскальных изображений в исторический период: о том, как их воспринимали в средние века, Новое время, и об удачных способах музеефикации и создании полномасштабных копий, как для исследований, так и для показа широкой публике.

Начинает и замыкает книгу драматическая история Альтамиры – памятника, который был сначала не признан официальной наукой, затем, после признания, пережил всплеск интереса, который впоследствии чуть не погубил его. Не менее трагичной была и история первооткрывателя памятника – испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола, который в 1879 г. обнаружил росписи в пещере: точнее, их увидела восьмилетняя дочь ученого, Мария. Ее знаменитую фразу: «Папа, гляди, волы!» позже сравнили с криком матроса с корабля Колумба, который первым увидел землю на горизонте, и этим положил начало новой страницы мировой истории. Но научное сообщество не принимало открытие вплоть до начала ХХ в., до того времени, когда были обнаружены росписи в других пещерах. Саутуолу обвинили в фальсификации, и он умер, так и не получив признания, измученный спорами с оппонентами и назвавший историю открытия «горем, которое пройдет лишь со смертью».

Екатерина Георгиевна написала книгу «Альтамира. У истоков искусства» в 2003 г., после защиты докторской диссертации. 

«У Кати было собрано много интересного материала, по соображениям жанра, не вошедшего в книгу, послужившей основой диссертации — «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002», – вспоминает Эдуард Аркадьевич Грешников, муж Екатерины Георгиевны. – «Пегтымельская эпопея» (прим. речь идёт об экспедициях Е.Г. Дэвлет на Чукотку) ещё не началась, и была потребность добавить в  историю изучения наскального искусства интересные эпизоды, вошедшие позже в книгу, которые Катя излагала в беседах с особым блеском в глазах. Прежде всего это была история маленькой Марии. Почему-то очень долго и тщательно Катя уточняла, сверяясь по разным источникам и переписываясь со специалистами, какую именно фразу произнесла маленькая девочка, увидев впервые изображения на стенах пещеры Альтамира. Еще ее очень забавляла легенда про зверя-мамонта, который рыл подземные норы-ходы.

В этот период она очень тесно общалась с членами московского культурно-просветительского общества «Алетея», которые в арендованном помещении школы на ул. генерала Захарова организовали гуманитарный центр, кружки и секции для детей в духе классического филологического образования. Великолепные греческие статуи и барельефы в фойе, потрясающий сад с фонтаном во внутреннем дворе, невиданные интерьеры, оформленные детьми под руководством талантливых специалистов-художников, греческий язык и латынь, художественная лепка, заграничные поездки детей в стиле культурного туризма и экологические экспедиции – все  это создавало творческую атмосферу в общении с людьми, вложившим в это начинание свою душу (и деньги). Катя часто посещала тогда этот центр. Кто-то из руководителей «Алетеи», всерьёз интересовавшихся историей и искусством, предложил ей издать книгу, так как общество занималось еще и издательским делом. Так появилась «Альтамира. У истоков искусства».

Изображение на Большом плафоне Альтамиры

9 октября 2019 г. в странах Европы впервые был отмечен День наскального искусства. Эта дата выбрана не случайно: в письме от 9 октября 1902 г., которое было адресовано Марии де Саутуола, известный французский археолог Эмиль Картальяк признал ошибку всего научного сообщества, отрицавшего открытие ее отца и не признававшего палеолитического возраста росписей Альтамиры и других пещерных памятников.

Полный текст книги можно загрузить по ссылке.


Выходные данные книги:
Дэвлет Е.Г. Альтамира: У истоков искусства. М.: Алетейа, 2004. 277 с.

Альтамира: самые красивые наскальные картины

«Папа, смотри, быки!»

Дон Марселино Санс де Саутуола был археологом-любителем — бродил по испанским пещерам в поисках следов первобытного человека. В 1876 г. он заглянул в пещеру Альтамира в провинции Кантабрия, вход в которую за несколько лет до этого случайно обнаружил охотник из этих мест — его собака застряла в камнях, пришлось спасать её, отодвигая камни, и так открылся проход. В темноте, однако, Саутуола ничего примечательного не заметил — ну, пещера и пещера, да, с какими-то чёрными знаками на сводах, но и только-то. Он хотел начать там раскопки — Саутуолу интересовали не стены, а каменные орудия и останки, скрытые в почве. И кое-что действительно удалось обнаружить в 1879 г., но самое главное «просвещённый идальго» не замечал.

Марселино де Саутуола и его дочь Мария. (elcotidiano.es)


Дону Саутуоле помогла его дочь. Однажды он взял восьмилетнюю Марию с собой, и пока отец ковырялся в культурном слое, девочка рассматривала залы пещеры. Ей, маленькой, нетрудно было пробраться по узким и низким коридорам туда, куда отец ещё не захаживал. Там она и увидела их — бизонов: «Папа, смотри, быки!». Вот так Мария и открыла самые красивые в мире наскальные рисунки первобытного человека. Находка стала сенсацией. Картины оказались столь впечатляющими, что научный мир отнёсся к ним со скепсисом — не могли примитивные предки так рисовать! На любителя-Саутуолу обрушились профессионалы — мол, на скалах писал художник, якобы гостивший незадолго от «открытия» у дона Марселино. Дона объявили фальсификатором. Прошло больше двадцати лет, прежде чем учёные открыли другие подобные рисунки в разных уголках Европы и признали великое открытие Альтамиры. Произошло это в 1902 г. Но Саутуола скончался раньше, в 1888 г., и пережил долгие годы несправедливых обвинений в шарлатанстве.

Археологи в пещере. (ok.ru)


Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»

Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)


Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)


Изображение бизона. (ethnomir.ru)


Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось. Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях. Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Четвертый класс / Куарто Градо / Мария Санс де Саутуола

Мария Санс де Саутуола родилась на севере Испании 30 ноября 1870 года. Она была единственным ребенком богатого дворянина и его жены, владевших имением недалеко от города Сантандер. . Горный район, где располагалось поместье Санс де Саутуолас, был известен как Альтамира, что означает «высокий вид».

Незадолго до рождения Марии охотничья собака обнаружила пещеру на территории Санс-де-Саутуолас, хотя, возможно, точнее будет сказать, что эта пещера нашла собаку.Животное бродило по сельской местности со своим хозяином, когда оно внезапно исчезло в расщелине на склоне холма. Когда охотник спас свою лающую собаку, он увидел, что расщелина на самом деле была входом в пещеру, который был скрыт грязью и ветками. Охотник рассказал отцу Марии, Марселино Санс де Саутуола, о пещере на его территории. Поначалу Марселино не интересовал его, потому что в горах северной Испании было много пещер. Лишь в 1875 году, когда Марии было пять лет, Марселино очистил от входа обломки и начал исследовать.

В 1877 году отец Мари отправился в Париж, Франция, где он посетил съезд ученых-археологов, изучающих останки прошлых человеческих культур. Ученые были в восторге от скелетов, недавно обнаруженных в пещере кроманьонцев во Франции. Скелеты принадлежали доисторическим людям, которые сильно напоминали современных людей и которые жили в разных местах Европы, Азии и Африки от 40 000 лет назад до примерно 10 000 лет назад. Эти доисторические родственники были названы кроманьонцами в честь пещеры, в которой их останков были впервые обнаружены.Марселино задумался: могли ли кроманьонцы жить в пещере на моем участке тысячи лет назад?

Вернувшись домой из Парижа, Марселино решил покопаться в своей пещере. Но он нашел, что копать было одиноко, поэтому его жена предложила Марии составить ему компанию. Жизнерадостная шестилетняя девочка с короткими каштановыми волосами и танцующими глазами была рада помочь своему отцу. Она держала свечи, чтобы он видел, где копать. А иногда он держал свечу так, чтобы она могла вычерпать немного земли своей маленькой лопаткой.

Записи, сделанные Марселино , показывают , что в следующем году или около того он и его дочь начали рыть землю на глубину 30 сантиметров (12 дюймов). Они обнаружили десятки реликвий, которые, по заключению Марселино, были оставлены кроманьонцами. Среди них были груды костей и зубов диких животных, что указывало на то, что обитатели пещер были охотниками. Отец и дочь также обнаружили ракушки устриц и других морских существ, доказав, что обитатели пещер также побывали на близлежащем берегу моря.Кроме того, Мария и ее отец раскопали каменных орудия и несколько кусочков глиняной посуды. Мария гордилась тем, что помогала в такой важной работе. Для ее отца каждое новое открытие инструмента для скребка или наконечника копья было таким же вознаграждением, как обнаружение алмаза или золотого самородка.

Мария и ее отец всегда копали возле входа в пещеру, где жили древние люди. Но по прошествии нескольких месяцев Марию заинтересовали проходов в задней части пещеры, в которые она и ее отец никогда не заходили.Ей хотелось спросить, может ли она исследовать эти проходы самостоятельно, но каждый раз, глядя в темноту, она меняла свое мнение.

Однажды летним днем ​​1879 года Мария и ее отец снова вышли в пещеру на склоне холма. Пока они копали на своем обычном месте, Мария снова начала интересоваться задней частью пещеры. Но на этот раз она не позволила страху преодолеть ее любопытства . Когда Мария спросила, может ли она самостоятельно спуститься в пещеру, отец дал ей разрешение, но предупредил, чтобы она была очень осторожна.

Взяв свечу, восьмилетняя девочка неуверенно пошла по тусклому коридору . Странные танцующие тени, отбрасываемые пламенем свечи, казалось, прыгали на нее со стен и потолка. На каждом шагу ей приходилось бороться с желанием бежать к отцу. И все же Мария продолжала шаг за шагом, пока, наконец, не вошла в большой зал пещеры.

Несколько мгновений Мария исследовала огромную камеру . Потом что-то привлекло ее внимание.Она закричала: «Торос! Торос! » («Быки! Быки!» На потолке она увидела необычные изображения животных. В мерцающем свете свечей они, казалось, бегали по потолку, глядя на изумленную девушку.

Пещера Альтамира

Вход в пещеру Альтамира

© Museo de Altamira. Фото М. Отеро

Пещера

Пещера Альтамира, расположенная недалеко от города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии на севере Испании, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.

Этот регион был занят верхнепалеолитическими группами на протяжении тысячелетий; действительно, группы сформировали культурное общество, используя эту и другие близлежащие пещеры, такие как Ла Клотильда, Эль Линар, Лас Агуас, Куальвенти, Ла Меаса, Кудон, Эль Кастильо, Ла Пасьега, Лас Чименас, Лас Монедас, Орнос де ла Пенья, Морин, Эль-Пендо, Сантьян, Эль-Хуйо, Камарго и Эль-Русо и другие.

Пещера Альтамира с ее извилистыми проходами и камерами составляет примерно 270 метров. Высота главного прохода порой составляет шесть метров.Археологические раскопки в пещере выявили палеолитические артефакты от граветта (примерно 22 000 лет назад) до среднего магдалины (примерно от 16 500 до 13 000 лет назад).

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Между этими двумя периодами в пещере жили разные группы людей. Расположение пещеры было явно благоприятным для проживания, с ландшафтом долин и гор, а также близлежащим прибрежным районом.Примерно 13 000 лет назад каменный обвал перекрыл вход в пещеру; Альтамира оставалась закрытой до своего повторного открытия в 1868 году.

В то время как человечество занималось только входом в пещеру, живопись, рисунок и гравировка происходили по всей пещере. Художники использовали охру и уголь. Как и другие художники эпохи палеолита, они использовали естественные контуры стен пещеры, чтобы усилить полихромные изображения; контуры могли вдохновить конкретное изображение, или художники могли использовать эту технику, чтобы придать трехмерный элемент искусству.Искусство Альтамиры включает в себя натурализм, абстракцию и символизм.

Наскальное искусство

Роспись и гравюры Альтамиры были начаты в ориньякский период, первую главу искусства верхнего палеолита в Европе. Искусство создавалось в течение 20 000 лет, между 35 559 и 15 204 кал. Пещера неоднократно использовалась повторно: художники либо уважали и избегали существующих изображений, либо добавляли их и использовали в новых фигурах. Остается захватывающий палимпсест эпохи палеолита.Искусство во всей пещере Альтамира впечатляет, но на потолке Зала картин оно становится поистине впечатляющим.

Потолок с полихромным зубром

Это главная достопримечательность Альтамиры. На 25 больших полихромных фигурах изображены бизон, лань и две лошади. Их длина составляет от 125 до 170 см, а длина задней части — 2 метра. Фигуры были изготовлены путем гравировки и рисования контуров. Более высокая детализация была достигнута за счет более глубокой гравировки.Большинство фигур затем были заполнены красной краской, полученной из охры, хотя некоторые были окрашены желтой или коричневой краской, снова полученной из охры. На некоторых рисунках для штриховки использовался черный пигмент. Использование цвета для изображения анатомии было очень избирательным; чтобы отделить ноги от груди, бедра от живота и так далее.

Для перспективы и объема использованы естественные выступы на потолке (№ 34, 35, 36, 39, 50). Трещины также использовались для обозначения контуров (No.34). Завершает грандиозную композицию большая голова лошади (№ 41) с фигурой жеребенка (№ 46).

Потолок красных коней

Это самый старый этап в отделке главного потолка, с животными, нарисованными в красный цвет, выгравированными знаками, руками и несколькими рядами точек. Одиннадцать больших (от 150 до 180 см в длину) красных фигур, в основном лошадей, изначально были разбросаны по большей части потолка. Ни в одном из них нет рельефа или других естественных форм потолка.

Возле Зала живописи очень узкий боковой проход украшен красными вывесками. Один знак состоит из четырех неправильных овалов, разделенных внутренне. Другой знак длиной 3 метра, состоящий из длинных красных полос параллельных линий, пересеченных небольшими поперечными линиями, спрятан под недоступным выступом скалы.

Зубр
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Зубр
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Hind
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный конь
Потолок Красных коней

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный конь
Потолок Красных коней

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный знак
Потолок красных коней

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Магдаленские черные фигурки с гравировкой

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Все черные фигуры в Альтамире были нарисованы углем. Это позволило датировать некоторые из них радиоуглеродным методом AMS. Возраст — нижняя магдалина — вместе с определенным стилистическим и техническим единообразием (уголь в качестве пигмента и линейный стиль) предполагает, что они принадлежат к одному ансамблю, хотя, вероятно, были созданы в разное время.

Темы в искусстве Магдалины разнообразны; лошади, зубры, бизоны, ибисы, олени и лани благородных оленей, получеловеческие лица и знаки.

В Альтамире всего четыре зубра, но все они похожи друг на друга. На главном потолке под полихромным зубром частично скрыт большой бык длиной почти 3 метра. Очертания лба и линия живота повторяют естественные трещины в каменной стене. Спинная линия представляет собой широкую угольную полосу с многочисленными выгравированными отметками.

Для изображения бизона отправной точкой композиции становится естественная скала — полоса кальцита, отмеченная черным цветом, играет роль рога.

Группа четырехугольных черных знаков в последнем отрывке была углеродной датой нижней магдалины (15 440 +/- 200 лет назад GifA-91185). Рядом и с использованием естественных форм в скале были созданы человеческие лица, известные как «маски», с минимальным использованием отметин, чтобы обозначить глаза, брови и рты.

Гравированная пещера

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Гравированные изображения встречаются по всему Альтамире. Благородный олень — это вид, который чаще всего изображается с помощью этой техники. Одна большая группа гравюр, кажется, принадлежит к одному семейству.

Последний бизон

Дата появления этого монохромного бизона (№ 16) является самой последней по данным углеродного датирования — 13 130 +/- 120 лет назад — и, следовательно, представляет работы последних художников.

Отражает созревший художественный стиль и манеру исполнения; выборочное нанесение древесного угля, растушевка угля для достижения затемнения.

Вскоре после обрушения входа в пещеру — и невозможности повторного входа в пещеру — интересно задаться вопросом, как это священное пространство могло бы продолжить художественное развитие.

Открытие

Марселино Санс де Саутуола

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

«Смотри, папа, волы!» — эти слова воскликнула Мария, дочь Марселино Санс де Саутуола, войдя в зал пещеры.

Пещера была запечатана из-за камнепада и была заново открыта в 1868 году местным охотником. Марселино Санс де Саутуола, местный житель, который был археологом-любителем, услышал об открытии и посетил пещеру в 1875 году. В 1879 году он начал всерьез исследовать пещеру, вдохновленный недавним посещением Всемирной выставки 1878 года в Париже, где он видел экспонаты каменного века.

Время здесь было важным — изучение предыстории как наука находилось в зачаточном состоянии, и многие идеи, основанные на научных данных, считались спорными в обществе, укоренившемся в жестких религиозных убеждениях.Отодвигать создание искусства все дальше и дальше назад во времени встречало яростный скептицизм по двум направлениям.

Марселино Санс де Саутуола, однако, был уверен, что картины относятся к эпохе палеолита. В 1880 году он опубликовал «Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander» — «Краткие заметки о нескольких доисторических находках в провинции Сантандер».

Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander

Последовали жаркие дебаты не только среди ведущих членов церкви, но и среди видных археологов и доисториков.Действительно, картины в пещере считались современными подделками. Хотя концепция «пещерного человека» стала общепринятой, этот самый «пещерный человек» определенно не был достаточно сложным, чтобы создавать произведения искусства такого уровня. Тот факт, что это искусство могло быть создано женщинами так же, как и мужчинами, даже не принимался во внимание.

Последовало публичное унижение Саутуолы. Лишь в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин помогли сделать гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее шокирующей (и менее вероятной), научное сообщество отказалось от возражений против предложения Саутуолы.В том же году ведущий французский археолог Эмиль Картайак, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в знаменитой статье Mea culpa d’un sceptique, опубликованной в журнале L’Anthropologie.

Предметы, найденные Саутуолой в пещере Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.

К сожалению, это оправдание было слишком поздно для Саутуолы, который умер 14 лет назад. Только тогда его предложение было сочтено ключевым. Пещера Альтамира была первым местом в мире, где было обнаружено существование наскальных изображений эпохи верхнего палеолита.

Его уникальность и качество, потрясающая консервация и свежесть пигментов означали, что его принятие будет отложено на четверть века. В то время это была научная аномалия, открытие, которое представляло собой гигантский скачок, а не постепенный шаг, и это явление было трудно понять обществу девятнадцатого века, охваченному чрезвычайно жесткими положениями.

Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander

Аэрограф времен палеолита

Краски по птичьей кости из пещеры Альтамира

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Эти аэрографы остались незамеченными, потому что они изначально были каталогизированы как подвески Эрмилио Алькальде дель Рио.

Аэрографы были сделаны из трех сегментов костей ноги или крыла большой птицы (хищника или болотной птицы). На них видны следы удаления мякоти и порезов в виде поперечных канавок. Теперь считается, что две части подходят друг к другу, потому что они являются частью одной кости.

Поскольку на них видны следы пигмента как на внешней, так и на внутренней поверхности, исследователи полагают, что это инструменты, используемые для нанесения красной жидкой краски.Кусочки кости должны были быть размещены под прямым углом друг к другу; если продуть одну часть, другая часть впитает краску и распылит ее наружу.

Алькальде дель Рио обнаружил эти артефакты в трещинах в проходе пещеры, и, таким образом, отсутствие дальнейшего стратиграфического контекста препятствует точному датированию в настоящее время.

Лопатка благородного оленя

Лопатка благородного оленя с двумя мелко выгравированными наложенными друг на друга головами оленей

Лопатки с гравировкой на задней части

В 2008-2009 годах в современном входе в пещеру проводились раскопки, чтобы определить, существовала ли часть археологического месторождения в области, которая сейчас находится за пределами входа под обрушившимся обвалом.Конец археологического уровня толщиной 20 см находился на внешней границе обрушения, что было защищено от эрозионных процессов, которые привели к удалению уровня в районе рядом с ним. В нем были обнаружены многочисленные раковины, остатки фауны, каменные и костяные предметы, а также лопатка благородного оленя с двумя наложенными друг на друга мелко выгравированными головами лани.

Этот тип гравюры того же типа, что и найденные Алькальде дель Рио с 1903 по 1905 год. Три даты для этого уровня под обрушением помещают его между 15 370 +/- 60 и 15 610 +/- 80 BP, что совпадает с уровнями 2–4 во внутренних отложениях, в нижнем магдалине.

Эти даты относятся к очень точному времени и представляют особый интерес для Альтамиры, поскольку на них изображены полосатые гравюры ланей в проходах пещер, совпадающие с полихромным бизоном на потолке Зала картин. Невозможно определить, в каком порядке были созданы два вида изображений.

Museo de Altamira

Вход в музей Альтамира

Автор: Пилар Фатас Монфорте, Директора, Национальный музей и Центр исследований Альтамиры,

Музей Альтамира — это место, посвященное изучению, наслаждению и переживанию жизни тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира.Самое привлекательное предложение музея — это возможность познакомиться с первым искусством человечества — искусством палеолита.

Музей отвечает за самое ценное наследие — пещеру Альтамира, веху в мировой истории искусства, открытие которой означало открытие пещерного искусства палеолита и одно из самых ярких его проявлений. Эффектность художественного самовыражения обитателей пещеры была признана ЮНЕСКО, которая в 1985 году внесла ее в Список всемирного наследия.

Неокаве Альтамира

Neocave.Полихромный потолок

© Museo de Altamira. Фото NXO

Репродукция пещеры Неокаве представляет Альтамиру как место палеолита, место проживания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение, выполненное в полном масштабе, воссоздает пещеру Альтамира, какой она была между 22 000 и 13 000 лет назад, когда она была заселена группами охотников-собирателей. Остатки повседневной жизни его жителей можно найти в зоне зала, где есть большие коллекции фауны, ракушек, древесного угля и посуды из кремневого камня, рога и кости, а также остатки пигментов и предметов. мебели, дающей информацию об их образе жизни.

Искусство удивляет посетителей, особенно красочная крыша с бизонами, лошадьми, оленями, козами, а также нарисованными и выгравированными символами. Именно в этой части пещеры, почти не пронизанной дневным светом, начинаются пространства ритуалов и мифов. Эта коллекция животных и символов представляет собой мировоззрение, духовность охотников эпохи верхнего палеолита и начало нашей истории.

Искусство Альтамиры выделяется качеством своих картин и гравюр, а также разнообразием техник и стилей, а также коллекцией произведений искусства, охватывающей период более двадцати тысяч лет.Это наиболее зрелищное воплощение наскального искусства и шедевр гениальных художников.

The Times of Altamira

«The Times of Altamira» — это исследовательская программа, инициированная музеем в 2003 году для тщательного изучения археологии Альтамиры, как изнутри, так и снаружи. Программе удалось реконструировать историю пещеры и консолидировать документацию по ее коллекциям артефактов. Следовательно, исследования археологического месторождения и новые даты для искусства внесли свой вклад в новое понимание пещеры Альтамира.

Из множества обнаруженных артефактов два особенно заслуживают внимания. Солютрейец и острие копья из пещеры Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.

Постоянная экспозиция «Времена Альтамиры» знакомит посетителей с доисторической эпохой Пиренейского полуострова. Показаны различные аспекты доисторической жизни Альтамиры: искусство, культура, быт и т. Д.

Жизнь охотников и собирателей эпохи верхнего палеолита раскрывается через представленные археологические объекты, которые принимают во внимание их первоначальный контекст и показывают, как они использовались и создавались.

Охотники и собиратели удовлетворяли свои потребности в выживании, отбирая природные ресурсы посредством охоты, рыбалки и собирательства. Часть их распорядка дня проходила в пещерах, у костра. Посетители могут узнать об их диете, приготовлении шкур для изготовления одежды и личных украшений, об организации общества и его отношениях с окружающей средой, об экономике использования окружающей среды, сезонных передвижениях по стране и об основных археологических памятниках. в Кантабрии.

Неокаве, вид
Пещера Альтамира

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Neocave
Полихромный потолок

© Museo de Altamira. Фото В. Гаскон

Выставка «Времена Альтамиры»
Сектор перед Альтамирой

© Museo de Altamira. Фото М.Отеро

Выставка «Времена Альтамиры»
Сектор Повседневная жизнь

© Museo de Altamira.Фото М.Отеро

Времена Альтамиры
Выставка Сектор IV

© Museo de Altamira. Фото М.Отеро

Охотничья мастерская
на Альтамире

Сеть рок-арта

Пилар Фатас Монфорте и Арон Мазель из сети наскальных рисунков в пещере Альтамира

© Фонд Брэдшоу

В 2019 году состоялся третий коллоквиум сети Rock Art Network, организованный Невиллом Агнью из Института охраны природы Гетти в Лос-Анджелесе, в котором приняли участие исследователи наскального искусства и связанные с ними профессионалы со всего мира.Он стал продолжением двух предыдущих коллоквиумов: коллоквиума 2017 года в Намибии «Искусство на скалах — мировое наследие» и коллоквиума 2018 года в США «Искусство на камнях — разработка планов действий для общественных и профессиональных сетей», проведенных в Калифорнии и Техасе. На коллоквиуме 2019 года во Франции и Испании «Репликация как сохранение: Шове, Ласко, Альтамира» были проведены презентации и дискуссионные группы, чередующиеся с посещением пещер и их точных копий.

В Музее Альтамиры — Museo Nacional y Centro de Investigación de Altamira — расположенном рядом с пещерой Альтамира, группу принимала директор музея Пилар Фатас, сама член Сети наскального искусства.

Сеть наскальных рисунков в пещере Альтамира

© Фонд Брэдшоу

Музей Альтамира — это великолепно спроектированное здание, посвященное изучению, наслаждению и переживанию жизни тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира. Воспроизведение пещеры — Неокаве — представляет Альтамиру как место палеолита, место проживания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение, выполненное в полном масштабе, воссоздает пещеру Альтамира, какой она была между 22 000 и 13 000 лет назад, когда она была населена группами охотников-собирателей.Остатки повседневной жизни его жителей можно найти в выставочной зоне музея, где представлены большие коллекции фауны, ракушек, древесного угля и посуды из кремневого камня, рога и кости, а также остатки пигментов и предметов. мебели, дающей информацию об их образе жизни.

«Цвет и сила: наскальные изображения охотников-собирателей сан в Ухахламба-Дракенсберге». Визит совпал с новой выставкой в ​​Музее Альтамира, на которой были представлены изображения наскальных рисунков Ухахламба-Дракенсберга, где сконцентрировано наибольшее количество этого вида искусства, а также предметы материальной культуры сан.Выставка является результатом сотрудничества двух членов сети Rock Art Network, нашей ведущей Пилар Фатас и Арона Мазеля, археолога и исследователя из Университета Ньюкасла в Великобритании.

Как Мария де Саутуола обнаружила быков?

Однажды в 1879 году пятилетняя испанская девочка по имени Мария де Саутуола сопровождала своего отца Марселино де Саутуола, когда он исследовал пещеру Альтамира в его имении на севере Испании. Вдруг дон Марселино услышал ее крик: «Торос! Торос! » (Быки! Быки!) Он обнаружил, что она смотрит в потолок пещеры, где огромные бизоны, раскрашенные в красный и черный цвета, были нарисованы так искусно, что казались почти живыми.

Их глаза выпучились от ярости и ужаса; их фланги, казалось, вздымались. В другом месте пещеры дон Марселино нашел изображения лошадей, оленей и кабанов. Он был убежден, что картины были сделаны первобытными людьми. Открытие Маленькой Марии сделало пещеру Альтамира известной, но ученые высмеивали теорию дона Марселино. Они утверждали, что картины не могли быть написаны первобытными людьми, поскольку они были так же хорошо выполнены, как и картины современных художников. Кроме того, они утверждали, что художник, посетивший Дона Марселино, вероятно, написал картины и что испанский дворянин пытался обмануть.Дон Марселино опубликовал отчет об открытии за свой счет, но мало кто поверит его истории.

В 1895 году французский ученый Эмиль Ривьер сообщил об открытии доисторических картин и гравюр на стенах пещеры во Франции. В течение следующих двух лет были обнаружены и другие наскальные рисунки, и к 1900 году ученые стали считать пещерное искусство подлинной работой первобытных людей. Дон Марселино был прав с самого начала. Невероятно реалистичным и красочным наскальным рисункам в Альтамире было не менее 20 тысяч лет.Многие открытия, касающиеся первых людей, являются работой ученых, называемых антропологами, которые изучают происхождение, расы и обычаи людей, как древних, так и современных. Археологи, ученые, специализирующиеся на археологии, отрасли антропологии, занимаются раскопками, классификацией и изучением останков древних культур.

Темы: Марселино Санс де Саутуола • Доисторическое искусство • Изобразительное искусство

Последние электронные книги

Марселино Санс де Саутуола

Марселино Санс де Саутуола

Дон Марселино Санс де Саутуола или Марселино де Саутуола (1831, Сантандер, Кантабрия — 1888) был испанским юристом и археологом-любителем, владевшим землей, на которой была обнаружена пещера Альтамира.

Пещера Альтамира

Пещера Альтамира, ныне известная своей уникальной коллекцией доисторического искусства, была хорошо известна местным жителям, но не получала особого внимания, пока в 1868 году она не была «обнаружена» охотником Модесто Пересом.

Затем Саутуола начал исследовать пещеры в 1875 году. Однако он узнал о картинах только в 1879 году, когда его двенадцатилетняя дочь Мария случайно заметила, что потолок покрыт изображениями зубров.Саутуола, увидев аналогичные изображения, выгравированные на палеолитических объектах, выставленных на Всемирной выставке в Париже годом ранее, справедливо предположил, что картины также могли быть датированы каменным веком. Поэтому он нанял археолога из Мадридского университета, чтобы тот помог ему в дальнейшей работе.

Публикация

Профессор Хуан Виланова-и-Пьера поддержал предположения Саутуолы, и они опубликовали свои результаты в 1880 году, что вызвало признание публики. Но научное сообщество неохотно признало предполагаемую древность картин.Французские специалисты во главе с их гуру Габриэлем де Мортилье были особенно непреклонны в опровержении гипотезы Саутуолы и Пьеры, и их выводы были громко высмеяны на доисторическом конгрессе 1880 года в Лиссабоне. Из-за высочайшего художественного качества и исключительной сохранности картин Саутуола даже был обвинен в подделке. Один соотечественник утверждал, что картины были написаны современным художником по заказу Саутуолы.

Мария де Саутуола, первооткрыватель картин Альтамиры

Только в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин помогли сделать гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее оскорбительной, научное сообщество отказалось от своей оппозиции испанцам.В том же году выдающийся французский археолог Эмиль Картайак, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале L’Anthropologie .

Наследие

Саутуола, скончавшийся 14 лет назад, не дожил до восстановления своей чести или более позднего научного подтверждения своих предчувствий. Современные методы датирования с тех пор подтвердили, что рисунки пещеры Альтамира создавались в течение длительного периода между 11000 и 19000 лет назад.Для изучения палеолитического искусства открытия Саутуолы теперь должны считаться ключевыми.

Семья

Дочь Саутуолы позже вышла замуж в семье Ботинов кантабрийской буржуазии. Нынешние владельцы Banco Santander — потомки Саутуолы.

Persondata
Имя Санс де Саутуола, Марселино
Альтернативные названия
Краткое описание
Дата рождения 1831
Место рождения
Дата смерти 1888
Место смерти

Пещера Альтамира — Биологический онлайн-словарь

Биологический онлайн-словарь

ЕВГЕНИЙ М.Маккарти, PHD

Пещера Альтамира в Испании известна своими наскальными рисунками верхнего палеолита с рисунками и красочными изображениями диких животных и человеческих рук. Это была первая пещера, где были обнаружены доисторические наскальные рисунки.

Картины Альтамиры, ныне признанные одними из старейших и лучших палеолитических полотен в Европе, были обнаружены ныне известным испанским спелеологом Марселино Санс де Саутуола (1831–1888). В то время наскальные рисунки еще не были известны археологической науке.

В 1870-х годах де Саутуола начал проводить свободное время, исследуя пещеры своей родной Кантабрии, региона на крайнем севере Испании, на берегу Бискайского залива.

Летом 1879 года в пещере Альтамира, после многих таких экскурсий, его маленькая дочь Мария внезапно вскрикнула: «Мира папа! Bueyes pintados!» (Смотри, папа! Нарисованные быки!).

Де Саутуола проследил взгляд своей дочери до потолка — «Нет, сынок, да», — прошептал он, глядя вверх.»Сын бизонта!» (Они не быки. Они бизоны!). Он сразу понял, что это доисторическое искусство — в исторические времена в Испании не жили бизоны.

Зубр или европейский бизон (см. Рисунок справа) — животное, по всей видимости идентичное американскому бизону или буйволу. Однако эти два вида рассматриваются как отдельные виды (их научные названия, соответственно, Bison bonasus и Bison bison ). Когда-то широко распространенный и изобильный в Евразии, зубр долгое время балансировал на грани исчезновения.Небольшое стадо выживает в Беловежском национальном парке в Польше.

Когда де Саутуола опубликовал за свой счет книгу иллюстраций с картинами и рисунками, которые он нашел в пещере, многие подумали, что все это была мистификация. Они не могли поверить, что доисторические люди смогут создавать искусство любого вида (особенно с учетом того факта, что многие современных человек не умеют рисовать!). На самом деле де Саутуола умер, так и не увидев, что его претензии приняты.

Конечно, тот факт, что наскальное искусство является подлинным, сегодня хорошо принят.

Ученые все еще оценивают возраст искусства пещеры Альтамира. Недавние исследования уран-ториевого датирования предполагают, что картины создавались по частям в течение примерно 20 000 лет, причем самые старые из них датируются примерно 35 000 лет до н.э.

Из-за того, что картины ухудшались, Альтамира была закрыта для публики в 1977 году. Очень немногие посетители все еще допускаются, но время ожидания долгое. Намного легче получить доступ к копии пещеры, которая была построена сейчас.Сходите посмотреть его в следующий раз, когда будете на северо-западе Испании.

Пещера Ласко >>

Подробнее о наскальном искусстве >>

Вернуться к словарю >>

Пещера Альтамира — © Macroevolution.net

От Альтамиры до Африки. БОГЕМИЯ: дальновидная стратегия борьбы с малярией — Блог

В соответствии с действующими правилами защиты данных ISGlobal сообщает вам следующее:

Когда вас попросят предоставить личные данные для предоставления услуг, вы обязуетесь быть проинформированным о том, какие данные вы должны предоставить.

Если вы не предоставите эти необходимые данные, мы не сможем предоставить вам услуги. Персональные данные, которые вы предоставляете или которые ISGlobal получает в результате вашего просмотра, запросов или запросов через нашу веб-страницу по адресу www.isglobal.org (« веб-сайт, »), будут включены в файл, принадлежащий ISGlobal, для управления, хранения и отслеживание ваших запросов на информацию и / или заключение договоров на товары или услуги, предлагаемые через веб-сайт. Информация, полученная от вас ISGlobal с веб-сайта, когда вы подписываетесь на рекламное мероприятие или отправляете форму, обрабатывается с максимальной конфиденциальностью, чтобы помочь вам принять участие в рассматриваемом мероприятии или, во втором случае, для отправки вам информации. вы запросили.Полученная информация не используется ни для каких других целей. Предоставленные персональные данные не будут раскрыты или переданы третьим лицам без вашего согласия.

Когда запрашивается заполнение формы, пользователь будет проинформирован о личности и данных контроллера данных и сотрудника по защите данных, целях и правовой основе обработки, получателях данных, а также о том, где соответствующие, международные передачи данных, периоды хранения данных и способность пользователя осуществлять свои права доступа, исправления, удаления, переносимости, ограничения и / или возражения против обработки, правильная жалоба в контролирующий орган и наличие автоматизированных решений.Собранные персональные данные будут обрабатываться и / или передаваться только для определенной цели и всегда с согласия пользователя.

Информация отправляется через форму (формы) веб-сайта только после того, как вы выразили свое согласие, нажав кнопку «ПРИНЯТЬ / ОТПРАВИТЬ» (или аналогичную), с помощью которой ISGlobal получит подтверждение того, что вы дали свое согласие на обработку вашего персональные данные.

Во всех случаях вы гарантируете, что предоставленные вами данные верны, точны, полны и актуальны.ISGlobal может отказать в предоставлении запрошенной информации или услуг любому пользователю, предоставляющему ложные данные, без ущерба для любых других юридических действий, открытых для него.

В соответствии со статьей 22 испанского закона 34/2002 от 11 июля об услугах информационного общества и электронной коммерции, ISGlobal может хранить и извлекать файлы cookie (данные в текстовом файле) с вашего компьютера, если вы предоставили согласия и после того, как мы предоставим вам четкую и полную информацию об использовании этих файлов cookie.Вы можете получить полную информацию о цели установки этих файлов cookie и о том, для чего они используются, в Политике использования файлов cookie ISGlobal.

Это не препятствует техническому хранению или доступу с единственной целью выполнения или облегчения передачи сообщения по сети электронной связи или в случае крайней необходимости для предоставления услуги информационного общества, явно запрошенной вами.

Вы можете воспользоваться своими правами доступа, исправления, удаления, возражения, переносимости и ограничения обработки, отправив запрос сотруднику по защите данных по электронной почте (lopd @ isglobal.org) или почтовый адрес ISGlobal: c / Rosselló, 132, 08036 Barcelona, ​​Spain. Запрос должен включать ваше полное имя, адрес для уведомлений, ксерокопию вашего удостоверения личности или паспорта и указание права, которым вы хотите воспользоваться.

Если вы недовольны обработкой, выполняемой ISGlobal, или считаете, что ваши права были нарушены, вы можете в любое время подать иск в Испанское агентство по защите данных (www.aepd.es — C / Jorge Juan, 6, Madrid ).

ISGlobal внедрил необходимые технические и организационные меры безопасности, чтобы гарантировать безопасность ваших личных данных и предотвратить их изменение, потерю, обработку и / или несанкционированный доступ, учитывая состояние технологий, характер хранимых данных и риски, которым они подвергаются, независимо от того, связаны ли они с деятельностью человека, физической или естественной средой, и все это в соответствии с положениями действующих правил.

В соответствии с Законом 34/2002 от 11 июля об услугах информационного общества и электронной торговли, если вы не хотите получать электронные коммерческие уведомления от ISGlobal в будущем, вы можете сообщить нам об этом, отправив электронное письмо сотруднику по защите данных ([email protected]).


[Обновлено 11 марта 2020 г. · Фото: Gilles Lambert / Unsplash]

Пещеры Альтамира

Пещеры Альтамира

пещеры Альтамира

Альтамира, пещера, известная своими великолепными доисторическими картинами и гравюры, расположенные в 30 километрах (19 милях) к западу от Сантандера, в северной Испании.Пещера, открытая охотником в 1868 г., была посещена в г. 1875 г. — Марселино де Саутуола, дворянин из Сантандера, который нашли здесь кости животных и кремневые орудия. Саутуола вернулся в летом 1879 г. и в один визит его сопровождала маленькая дочь Мария; именно она первая заметила изображения быков (на самом деле бизонов) на потолок. Убедившись в древности картин и предметов, Саутуола опубликовал описания своих находок в 1880 году. зарубежные эксперты, однако, признали картины подделками, а не до первого десятилетия 20 века они считались подлинными.

Пещера Альтамира имеет длину 270 метров (890 футов). В вестибюле многочисленные археологические находки, относящиеся к ориньяку (перигороду), верхний солютрейский и нижний или средний магдаленские периоды были найдены, в том числе церемониальные посохи и выгравированные лопатки животных. В большая боковая камера, в которой находится большинство картин, имеет размер 18 метров на 9 метров, высота свода от 1,15 метра до 2,65 метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *