Мечеть мескита в кордове – Соборная мечеть Мескита в Кордове (Испания): описание и фото

Соборная мечеть Мескита в Кордове (Испания): описание и фото

Мескита – соборная мечеть, расположившаяся в испанском городке Кордова (Андалусия), входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Достопримечательность является истинной гордостью не только в Андалусии, но и входит в число 12 чудес Испании. Сотни тысяч туристов стремятся в Кордову, чтобы собственным глазами увидеть мечеть Мескиту, история которой насчитывает 11 веков. Собор возвышается в центре города, на берегу реки Гвадалквивир в окружении еврейских и мавританских кварталов.

История возникновения мечети Мескиты в Кордове

Место, где стоит собор можно назвать священным. Ведь Мескита построена на месте базилики Святого Викентия из Сарагосы, которая, в свою очередь, была построена на руинах римского храма, где поклонялись богам древнеримского пантеона. В результате завоевания земель Испании арабами в 8 веке, Кордова стала столицей эмирата и, соответственно, культурным, научным и религиозным центром. И так как количество мусульман росло, то и возрастала потребность в возведении мечети. Но строительство началось лишь в 11 веке, после того как Абд ар-Рахман I купил землю и задумал возвести грандиозное строение вместо существующей базилики. И каждый новый правитель вносил свою архитектурную лепту в образ современной мечети Мескиты в Испании.

В 13 веке у Кордовы появились новые хозяева – к власти пришли кастильские короли. И им исламская мечеть была совершенно не нужна. А вот католического собора не хватало. И они поступили по примеру предшественников – «переформатировали» мечеть в католическую церковь. Таким образом, Мескита превратилась в кафедральный собор. К тому времени многие мусульмане бежали на север Африки.

С начала 2000-х годов ведется кампания за право мусульман молиться в Меските. Но пока эта идея не получила одобрения ни в Ватикане, ни в католической церкви.

Мескита: архитектурные особенности собора

С того момента, как на эти земли пришли кастильские короли, Мескиту пытались переделать. Правители понимали уникальность строения, поэтому не хотели разрушать эту красоту. Однако в 16 веке инициатором реформ выступил местный епископ Алонсо Манрике. К тому времени святыня уже успела утратить часть своей исключительной архитектуры. Работы над перестройкой начались в 1523 году. Для этого пригласили архитектров – Эрнана Руиса Старшего, Хуана де Очоа и Диего де Правеса.

С переделкой было связано немало скандалов, так как все происходило без утверждения Городского совета и разрешения короля. Глава городского совета даже пошел на радикальное решение, провозгласив конфискацию имущества и даже смертную казнь за то, если кто- посмеет разрушить столько великолепное и ценное сооружение. Епископ, в свою очередь, отлучил главу совета от церкви, а король вскоре дал согласие на переделку мусульманской мечети в католическую церковь.

Эрнану Руису Старшему удалось «вписать» собор в мечеть, создав гармонию между мавританским стилем и стилем эпохи Возрождения. Трансепт, как и в других кафедральных соборах, выполнен по форме латинского креста. В архитектуре здания четко прослеживаются позднеготические традиции – подпорные арки, большие колонны и перегородки.

Общее впечатление, помимо восторга, у туриста может вызвать диссонанс. Здесь рядом с михрабом – традиционной нишей в стене, характерной для мусульманский мечетей, висит образ Богоматери с Иисусом. Но что точно поразит в Меските, так это арки с 856 колоннами, украшенные гранитом, яшмой, мрамором и ониксом.

В соборе установлены хоры для певчих, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии, и Христа, кордовских святых, а также Ветхого и Нового заветов. Для возведения хоров красное дерево завозили из самой Южной Америки.

Башня и внутренний двор Мескиты

На стене, которая окружает собор, расположена башня, которая во времена правления мусульман служила минаретом. Свой современный образ она получила в результате реконструкции под руководством Эрнана Руиса Младшего. На башне возвышается скульптура Архангела Рафаила – покровителя Кордовы. А под башней располагается арка, которая служит входом во внутренний двор.

Изначально внутренний двор использовали для омовений и религиозных учений. При реконструкции пальмы, произраставшие здесь, заменили апельсиновыми деревьями. Поэтому внутренний двор Мескиты называется «апельсиновым».

Что еще посмотреть в Кордове

Кордова является вторым по величине старым городом Европы. Богатая история обусловила наличие здесь и римских развалин, различных церквей, и сооружений в стиле мудехар. Особого внимания заслуживает еврейский квартал, где находится средневековая синагога. Сделать красивые снимки можно также у старой башни Калаорры и Римского моста на набережной реки Гвадалкивир. А в 8 км от Кордовы располагаются раскопки дворцового города Мадина аз-Захарю.

Все достопримечательности Кордовы можно осмотреть за день, но все же останьтесь здесь хотя бы на 2-3 дня, особенно, если вы приехали в середине мая. В это время здесь проходит Патио – фестиваль на звание самого цветочного дворика города.

Отели Кордовы рассредоточены по всему городу, суточная стоимость проживания – от 30-35 евро. Возле самой Мескиты находится как минимум 5 гостиниц: Hotel Mezquita, Hacienda Posada de Vallina, Eurostars Conquistador, Los Patios, Hotel las Casas de la Judería Córdoba.

Информация для туристов

Дни и часы работы Мескиты в Кордове:

  • с понедельника по субботу с 10:00 до 19:00;
  • с ноября по февраль с 10:00 до 18:00;
  • бесплатный вход с 08:30 до 09:30.

Цена за вход:

  • взрослые – 10 евро;
  • дети (10-14 лет) – 5 евро;
  • дети до 10 лет – бесплатно.

Стоимость указана на ноябрь 2017 года.

Как добраться до Мескиты

из Малаги и Севильи до Кордовы ездят скоростные поезда. Приблизительное время в пути – 50 минут. Далее в самом городе необходимо сесть в автобус № 3 или № 12, выйти на остановке Puerta del Puente.

Официальный сайт Мескиты: mezquita-catedraldecordoba.es

Мескита на карте Кордовы

planetofhotels.com

Мечеть Мескита в городе Кордова (Испания)

В этом архитектурном комплексе более восьми сотен колонн, которые сделаны из мрамора, яшмы, оникса и гранита. Это и мечеть и храм одновременно… Среди себе подобных культовых сооружений – это самый-самый крупный объект на всей планете! Это одно из 12-ти чудес Италии. Площадь достопримечательности – 25 000 кв.м. Легендарная Мескита (Mezquita) в городе Кордова (Андалусия).

Мескита — кафедральный собор Кордовы

Ежегодно полтора миллиона туристов и паломников со всего мира принимает Mezquita. Тут гармонично переплелись Восток и Запад, христианство и мусульманство.

Принято говорить о двух основных частях сооружения Апельсиновом дворе и Хараме (зале для молитв). С веками количество колонн, которых сначала было более 1 200 штук, сократилось до 856ти. Каждая из них достигает в высоту трёх метров. Колонны мечети выступают компонентами многочисленных арок. Благодаря аркам колонны видятся ещё более высокими. Ощущения, которые возникают во время прохождения арок, в двух словах не передать. Это какая-то безграничность, бесконечность, провоцирующая на раздумья и мысли о вечном.

Mezquita

Отдельного внимания достоин михраб – это специальная ниша в стене мусульманской мечети, служащая для молитв прихожан. Михраб имеет невероятный декор, изящный, соответствующий всем традициям и обычаям подобных заведений. Больше тонны разноцветного стекла и цветной эмали было потрачено на декорирование михра́ба. Впрочем, на этом соответствие канонам и заканчивается. Ни обращение михра́ба на юг (вместо востока), ни его расположенность слишком далеко от центра сооружения, ни ряд других особенностей не отвечают строгим законам веры. Это объяснятся рядом объективных причин, в числе которых регулярные перестройки и расширение комплекса.

Тем не менее, не смотря на подобные факты, мечеть Мескита в Кордове остаётся непревзойдённым шедевром культовой архитектуры, яркой достопримечательностью не только Кордовы и Испании, но и Европы и всего мира!

Если говорить о христианском «лице»  Мескиты, то биография Кафедрального собора стартует с 16-го столетия. Вся уникальность происходящего в том, что христианский собор работает в самом сердце мусульманской мечети! Такое ещё нужно поискать в мире.

Внутри

Посещая объект, обязательно обратите внимание на хоры, созданные в 18м столетии. Материал, из которого они сделаны, — антильское красное дерево. Нижний ряд хоров – это более сотни образов святых.

Собору «сопутствуют» несколько часовен, часть из которых не доступны для посещения. А вот в одной из часовен (Св.Терезы) хранится дарохранительница Собора. Это двухметровый шедевр, огромный священный сосуд из серебра и золота, в котором находится Кровь и тело Христовы. Во время городских празднований после окончания Пасхи дарохранительницу выносят «в люди» и используют в шествиях по Кордове.

История мечети

Ночью

История Mezquita настолько глубока, что её не передать в двух словах. Как это обычно бывает, до мечети на этом самом месте было другое культовое заведение – римский храм. Потом с наступлением вестготской эпохи тут открылась базилика Св.Викентия. Ещё позже тут свои «пять копеек» внесли мусульмане. А именно – эмир Абд ар-Рахман І повелел построить на данном месте мечеть. Причём, базилику не захватили, а купили за немалую сумму у местной общины католиков. И только после этого тут стала расти мечеть Мескита, о которой сегодня мы ведём речь. Население Кордовы становилось более многочисленным, тем самым влияя на достройку и расширение мечети. Более детально об исторических этапах жизни Мескиты читаем далее.

Правление Абд ар-Рахмана I

Итак, впервые уже построенная мечеть стала расширяться при первом эмире по имени Абд ар-Рахман І. Это середина 9-го столетия. Тогда строение обогатилось семью поперечными нефами.

Эмир просто обожал Кордову и, возможно, расширяя и украшая главную мечеть, пытался сделать таким образом подарок любимому городу. Сам правитель был родом из Дама́ска, потому в кордовскую мечеть привнёс некоторые архитектурные элементы, характерные для мечетей его родины. Кроме этого в архитектуре здания можно заметить и испано-романский стиль. В частности, об этом говорит наличие колонн с капителями, а также чередующиеся белые и красные сегменты арок.

Правление Абд ар-Рахмана IIІ

Абд ар-Рахман ІII

Годы правления этого эмира «оставили» в мечети новенький минарет. На тот момент красивейшей частью мечети был михраб. Его делали со всей подобающей пышностью и пафосом. Над этой нишей в стене для молебнов работали специально выписанные из Византии мастера. Вообще, считается, что именно правление Рахмана ІІІ превратило Ко́рдову в чуть ли не самый крупный и красивый европейский город. Что касается непосредственно Mezquita, то при этом эмире она получила несколько новых пристроек, увеличенный внутренний дворик, расширенные нефы зала для молитв. Также построили именно тот минарет, который впоследствии у католиков превратится в главную колокольню Кафедрального собора.

Правление Ал Хакама II

Ал Хакама II

Кордовский халифат переживает немыслимый расцвет. На век Ал Хакама ІІ пришлись самые успешные годы жизни Кордовы. Как иначе – ведь это столица всего Кордовского халифата. А значит, тут аккумулировался потенциал в плане культуры, науки и экономики (финансов). К этому моменту Mezquita «переплюнула» все дамасские мечети вместе взятые по пышности убранства и архитектурному исполнению. Халифа́т не испытывал дефицита в деньгах. Потому для достроек и перестроек главной мечети не жалели ни финансов, ни кадров. Если стройматериалы – только новые и модные. Если мастера – только лучшие византийские. Мусульманская и христианская культуры соединились в архитектуре сооружения самым удивительным образом. Именно в эти годы в мечети появилась мозаика с католическим «налётом». А если присмотреться, то и весь архитектурный ансамбль в глобальном смысле напоминает по форме крест христиан. Его образует михраб и потоки солнечного света сквозь окно.

Правление Аль-Мансура

А при этом правителе, вернее, политике и полководце,  Mezquita увеличилась в два раза всего лишь за несколько месяцев. На первый взгляд может показаться, что какого правителя не возьми, Маските при каждом из них «доставалось» сполна. Её любили, холили и лелеяли, не жалея средств, сил и времени на её украшение и благоустройство.

Аль-Мансура

Сама мечеть расширилась при Аль-Мансуре до размеров 180х130 метров. А стены, который её окружали, сформировали прямоугольник со сторонами 200х144 метра.

Местность была холмистой, поэтому местами строение поднималось в высоту на 8 метров, а местами аж на 20 метров. Самые высокие элементы здания можно найти на склоне  к реке Гвада́лквир.  В этот период архитектурный комплекс расширили ещё на восемь приделов. Более просторным стал и внутренний дворик. По своей величине Mezquíta на тот момент была на второй позиции во всём мире после каабской мечети. Справедливости ради стоит сказать, что, не смотря на всё это,  Аль-Мансур не особо сорил деньгами. Поэтому снова стали применять уже бывшие в эксплуатации стройматериалы от прежних строений, покупалось недорогое сырьё. А в плане архитектурных проектов – тоже всё было без фанатизма. Чем проще – тем лучше…

Mezquíta

Стоит отметить, что после Аль-Мансура жить Кордовскому халифату оставалось всего несколько лет. Потом он превратился в мелкие эмираты (княжества).

Отдельно можно сказать о христианском периоде жизни мечети. Отвоевали у мусульман город католики в 13м столетии. Ненавистные чувства местного населения к длительно правящим арабам чуть не привели к полному разрушению мечети. На её месте хотели уж было строить христианский храм. Однако, разум и образованность королей взяли верх над чувством мести. Правители понимали, что объект действительно уникальный и шедевральный. Поэтому Кордовскую мечеть оставили целой и невредимой для будущих поколений. Впрочем, некоторые изменения, всё же, произошли. Перепланировка и реконструкция превратили культовое мусульманское заведение в кафедральный собор Мескита в городе Кардоба (Испания). Случилось это аж через триста лет после того, как Кордова стала христианской. Инициировал начало работ местный епископ в 16м столетии.

Посещение Мескита

Посетителям Mezquita нужно учесть, что в мечеть не пускают туристов в открытой одежде. Прихватите с собой накидки, кофты, шарфы. Тот, кто часто путешествует по монастырям и соборам, в принципе, знает, что для входа в такие заведения существует строгий дресс-код.

Билеты для взрослых в Кордовскую мечеть продают по 8 евро, для детей 10-14 лет действуют скидки. Бесплатно проходит детвора, не достигшая 10-летнего возраста.

График работы Mezquita зависит от сезонов и религиозных праздников. С ноября по февраль в мечеть пускают с 10ч до 18ч. С марта по октябрь двери мечети открыты с 10ч до 19ч. По воскресеньям и праздничным дням, как правило, вход запрещён примерно с 11.30ч до 15ч. За пол часа до завершения работы билеты продавать прекращают.

Разумеется, данная достопримечательность внесена в маршрут многих экскурсий по Кордове. Записавшись на одну из таких экскурсий, вы избавите себя от необходимости дотошно узнавать часы работы и график работы Mezquita.

Есть и индивидуальный экскурсии непосредственно по Кордовской мечети – они стоят не дёшево и бюджетным туристам вряд ли будут по карману.

При желании можно купить билеты только на посещение колокольни. Каждые 30 минут в колокольню пускают новых посетителей.

Как попасть в Мескита в Кордобе бесплатно?

Говорят, что всю неделю, кроме воскресенья и праздничных дней, в Кордовскую мечеть можно попасть совершенно бесплатно, приехав туда с 8.30ч до 9.30ч. Не проверял лично, потому «расписываться» в достоверности информации  не стану.

Где находится и как добраться?

Найти Mezquita сможете на улице под названием «Calle Torijos», что в самом центре старой Ко́рдовы. Впрочем, понятно, что иностранному туристу название улицы всё равно ничего не говорит, поэтому оптимальный вариант – спрашивать у местного народа, у гидов и экскурсоводов, у водителей такси. Ну, а если вы путешествуете в составе туристической группы, то никаких хлопот вообще не должно возникнуть.

Либо же уточняйте маршрут непосредственно на сайте.

Если решитесь на самостоятельный поиск достопримечательности, то автобусом № 3 или №12 следуйте до остановки «Пуэрта-дель-Пуэнте».

Пройдя путь от древнейшего вестготского храма до мечети Кордовского Халифата и Кафедрального собора христианской Кордовы, эта достопримечательность, как хорошее вино, только улучшила свой «вкус». Она уникальна, шедевральна,, непревзойдённа, с восточными нотками и европейскими особенностями. Это огромный архитектурный религиозный комплекс, который правители разных эпох, вероисповеданий и политических взглядов, сумели сохранить, улучшить, преобразить. Это демонстрация дружелюбия и миролюбия, участия и взаимопонимания. И, что немаловажно, удивительной красоты памятник архитектуры!

 

surzhyk.com

Мескита или кордовская соборная мечеть

Загадочная Мескита

«Тише-тише, у стен есть уши». Как часто слышим мы эту фразу, секретничая с близкими друзьями. А ведь действительно… У стен есть если не уши, то своя собственная история, только вот выразить словами они ее не могут. И сегодня мы постараемся сделать это сами. Рассказ о судьбе одного удивительного римско-католического собора в Кордове вам поведает Маргарита Взнуздаева.

Мескита или Кордовская соборная мечеть — так называют это место во всех путеводителях. Сейчас это не только главная городская достопримечательность, но и архитектурная гордость всей Андалусии. Здешним стенам наверняка есть что поведать: они слышали и голоса вестготов, и мавританское наречие, и молебны католических священников. Но обо всём по порядку.

Сначала, в 7 веке, была вестготская базилика Викентия Сарагосского, мученика, пострадавшего за христианскую веру в период гонений римского императора Диоклетиана.

Вестготское могущество в то время не подвергалось сомнению: не было на Пиренейском полуострове ни одного достойного противника этому древнегерманскому племени.

Но и на старуху найдется проруха: уже в 711 году их воинственная армия была разгромлена арабами, и победители взяли все города Вестготского королевства, в том числе, столичный Толедо и Кордову.

Базилика была разрушена. В 785 году на ее месте появилась мечеть, которую эмир Абд-ар Рахман I построил в почитание своей жены.

Ученые не знают, почему михраб Мескиты обращен не на восток, а на юг

У Кордовской мечети есть несколько особенностей, отличающих ее от других аналогичных построек: до сих пор ученые не знают, почему михраб Мескиты (место моления имама мечети) обращен не на восток — к Мекке, а на юг. Существуют разные версии.

Согласно одной из них, направление было выбрано самим Абд-ар Рахманом, и ниша обращена в сторону реки, приведшей эмира в Кордову из родного Дамаска, столицы империи Омейядов. Другие исследователи утверждают, что это заиствование структуры древних римских и вестготских сооружений.

Так или иначе, единого мнения на данный момент не существует.

Мескита неоднократно подвергалась расширению из-за постоянного роста мусульманского населения: так, в правление Аль-Мансура её достроили с восточной стороны, сместив, тем самым, михраб относительно центра мечети, вопреки канонам мусульманского зодчества.

При Альхакаме II в Кордовской мечети появилась Ла Пуэрта дель Чоколате (дословно, Шоколадная Дверь). Однако это название не имеет никакого отношения к какао-бобам, появившимся в Испании только в начале 16 века: дверь вела в сокровищницу мечети. «Шоколадной» ее начали называть относительно недавно, используя название лакомства в качестве синонима к словам «золото» и «богатство».

Однако и арабскому господству на Пиренейском полуострове пришел конец: во второй четверти 11 века могущественный Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов, а уже в 13 веке, в результате активно развернувшейся Реконкисты, исповедовавшие ислам арабы и берберы — мавры — потеряли большую часть своих земель.

И вновь облик Мескиты подвергся изменениям, на этот р

musulmak.ru

МЕСКИТА — Мечеть-Собор в Кордове. Часть 1: Мечеть.

«Исполинские колонны —
Счётом тысяча и триста —
Подпирают тяжкий купол
Кордуанского собора.
Купол, стены и колонны
Сверху донизу покрыты
Изреченьями корана
В завитках и арабесках.
Храм воздвигли в честь Аллаха
Мавританские халифы» —
эти поэтические строки немецкого поэта Генриха Гейне посвящены одному из чудес мусульманской архитектуры на территории современной  Европы — Меските (исп. mezquita — «мечеть») — или Кордовской соборной мечети, которая в средние века считалась второй по величине мечетью в мире, а в настоящее время является Кафедральным собором Кордовы.
Этот удивительный памятник архитектуры внесен в список 12-ти  чудес Испании и считается самым посещаемым ее памятником. Кроме этого, Мескита внесена в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.

Мескита — одна из самых больших в мире мечетей: ее площадь равна 22.4000 кв. километров (175 метров с севера на юг и 128 — с востока на запад).
Современный вид на Кордовскую мечеть через Гвадалквивир:

В 716 г. Кордова была выбрана столицей Аль-Андалуса — одной из провинций Дамасского халифата. В 756 г. Абдурахман I провозгласил независимость «западного ислама»,  сделал Кордову столицей нового эмирата и решил построить в ней  «собственную» мечеть. В 785 г. началось строительство Мескиты, которая заняла место вестготского харма, который использовался как мечеть в первые годы владычества мусульман.
Как и любой мусульманский храм, Большая мечеть Кордовы начинала строиться с киблы, ориентированной в сторону Мекки. От Кордобы Мекка находится в 45 градусах на юго-втостоке, однако кибла Мескиты направлена на 28 градусов на юго-восток. До  сих пор нет единого мнения специалистов о причинах этой разницы.

Из двенадцати дверей мечети, идущих по ее периметру, которые территориально определяет стена, напоминающая крепостную, самая древняя — Святого Стефана — украшает западный фасад. Главная — «Ворота прощения» — расположена в Северной стене.
Ворота Прощения Мескиты:

Архитектурно Мескита состоит из трех частей: Минарет,  Двор омовений и Зал молитвы.

С минарета, согласно мусульманскому ритуалу, муэдзины призывали правоверных на молитву пять раз в день. На протяжении истории Мескиты существовало два минарета. Самый ранний из них представлял из себя башню  высотой 23,5 метров и располагался в Апельсиновом дворике, о котором речь будет  идти ниже. В X в. в правление Абдурахмана III этот минарет был заменен новой башней, которая состояла из двух частей квадратной формы, воздвигнутых одна на другую — узкая на более широкую. Купол мечет представлял из себя половинку апельсина, из которого поднимался другой — со множеством шаров.  Башня имела две лестницы (одну для подъема, а другую для спуска) — на западный и восточный фасад, соотвественно. Высота минарета была вдвое выше предыдущеего и составляла  47, 5 метров. Часть этого минарета находится внутри ныне действующей колокольни и доходит как раз до колоколов. Современная башня- колокольня  Мескиты — это результат ее христанской перестройки, о чем — позже.
Современный вид колокольник Мескиты:

Перед тем как перейти в зал молитвы, правоверный мусульманин должен очиститься омовением пяти чувств, которые в исламской культуре считаются пятью дверями греха. Для этого  и служил Двор омовений, получивший позже название Апельсинового двора. Присуствие в нем апельсинов зафиксировано уже в период христианского господства — в  XV  в. (до этого в нем росли, по преимуществу, пальмы). В XVIII  в. к ним добавились  кипарисы и оливковые деревья.

Пространство Апельсинового двора окаймляется крытыми галереями, за исключением стороны, соединяющейся с Залом молитвы, в который ведут 19 арок (сейчас 15 из них замурованы). Расширение Мескиты, осуществленное Альмансуром в начале XI  в., значительно расширило и ее двор в восточном направлении, определив его настоящие размеры.

На сегодняшний день в Апельсиновом дворе находятся пять фонтанов для омовения.
Фонтаны  в Апельсиновом дворе Мескиты:

Наиболее характерной  архитектурной особенностью Зала молитв является использование колонн, пилястров и двойных арок.
Мощные верхние арки поддерживают здание, а нижние выполняют функции распора, что придает мечети особую прочность. Специалисты видят в этом архитектурном приеме римское влияние — в частности, использование системы внутренних акведуков.
При этом арки Мескиты расположены нестандартно — перпендикулярно кибле.

В строительстве Зала молитв изначально использовались колонны предыдущих эпох самого разного происхождения (мрамор разных цветов, гранит и алебастр)  — гладкие, рельефные и спиралевидной формы. Каждая колонна имела свой собственный фундамент; кроме этого для выравнивания колонн по высоте  изначально устанавливали более высокие капители для низких колонн и наоборот.

Здание Мескиты изначально  имело одиннадцать нефов: в каждом ряду колонн насчитывалось по  двенадцать арок. В общей сложности, для сооружения здания, которое изначально было квадратным, было необходимо сто пятьдесят две колонны. Пол мечети в те далекие времена был окрашен альмагрой (оксид жедеза красного цвета) и покрыт звездами. Горизонтальный свод состоял из досок, прибитых перпендикулярно относительно балок.

Абдурахман I умер 30 сенятбря 788, так и не увидев мечеть завершенной, которая была закончена при его сыне Хисене I. Во время правления Абдурахмана II, когда страна перживала апогей политического и  экономического расцвета, население Кордовы увеличилось и Зал молитв перестал вмещать всех  верующих — поэтому эмир счел необходимым расширитьмечеть. Работы в данном направлении начались в 848 г. разрушением части киблы для создания прохода через нее. Одиннадцать нефов были продлены еще восемью арочными проемами. В конечном итоге, священная стена была перенесена, повторяя изначальную конфигурацию здания. Как и прежде, при расширении Мескиты, практиковалось реутилизация строительных материалов, однако  капители были выточены специально в «коринфском» стиле, который получил название «ависперо» и был наболее характерен для эпохи халифата.

Абдурахман III-Победитель провозгласил себя в 929 г первым халифом Омеядом на Западе, а столица Аль-Андалуса превратилась в один из крупнейших городов западного мира, соперничая с Римом и Бизантием- При его преемнике Альхакаме II в 962 г. началось новое расширение мечети. Нефы были достроены 12 арками, причем все колонны были новыми —  их стволы великолепно отесаны, а некоторые — даже подписаны. Капители колонн представляют собой комбинацию коринфского и смешанных стилей, что привело их оформлению в отдельный стиль т.н. «халифской колонны».

Образец подписи на колонне Мескиты:

Важнейшее значение для архиетектуры Мескиты этого периода имело внесение таких элементов, как световые окошки, давшие зданию дополнительное освещение.

Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб, пустую нишу священного значения, которая символизирует присуствие в Мечети Пророка. Михраб — маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским пиьмом.

В 987 г. наступил еще один этап расширение Мескиты — в восточном направлении, куда здание продвинули еще на восемь нефов. В целом, комплекс мечети увеличислся на треть, что привело  к утрате ранее сохранявшейся симметрии здания.  Северная и южная стены Мескиты имеют меньшую толщину, и, так как пролеты строились в одно и то же время с двух сторон, это привело к нарушению гармонии сводчатых галерей. Решение данной проблемы выразилось в появлении новых арок — подковообразных, стрельчатых и трехдольных — но меньших размеров. Колонны и капители теперь делались исключительно местными мастерами и в более грубой манере. Арки были сделаны полностью из камня и покрашены в полоску красной краской. В целом, архитектурное решение новой части Мескиты, в целом, свидетельствовало о ее эстетическом упадке ее зодчих и о политическом — ее заказчиков.

Но, несмотря на эту частичную дисгармоничность Кордовской Мескиты, состоящую, фактически, из неравных по архитектурному и   художественному значению частей, она все равно создает впечатление цельного культового сооружения с со своей  особой, неповторимой аурой святого места. Как говорил об этом проф. Руиса Кабреро: «температура, свет и повторение колонн и арок создают особую атмосферу…. ощущение … таинства религии».

Новая жизнь Мескиты началась в 1236 г. — после отвоевания города Фердинандом III Святым и преобразованием ее сначала в христианский храм, а затем — в Кафедральный собор Святой Девы Марии Матери Божьей (в 1239 г.), о чем будет рассказано несколько позже.

bellezza-storia.livejournal.com

Испания. Кордова. Мескита — кафедральный собор. : elenajakovlevna

Уникальность этого прекрасного архитектурного памятника старины в том, что в Меските – Соборе сочетается множество архитектурных стилей. Здесь можно увидеть фрагмент древнего вестготского храма, мусульманскую мечеть Кордовского Халифата, Кафедральный собор христиан. Мескита внесена в списки Всемирного Наследия Человечества. Для меня — это замечательный пример того, как невзирая на национальности, религиозные убеждения и верования, люди сохраняли ценные памятники мировой культуры. Фото из интернета:

О впечатлении, произведенном на него Кордовской мечетью, писал русский путешественник В. П. Боткин: “Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира…»:

Сбылась моя мечта — я в Большой мечети Кордовы, построенной 12 веков назад. Потрясающий вид — более 850 колонн из гранита, яшмы и мрамора поддерживают своды. Часть колонн перенесли сюда из римских и вестготских зданий:

Абд ар-Рахман I возвёл мечеть между 785 и 787 гг. В X веке Аль Хакам II добавил к мечети великолепно украшенный михраб и максуру (главное место для молитвы в мечети, отделенное от ее остального интерьера). В XVI веке мечеть освятили и воздвигли в середине её кафедральный собор. В правой стороне — вход:

Глаза разбегаются. Общая площадь мечети достигает 24 тыс. кв. метров. По правой стороне от входа несколько христианских капелл, украшенных ретабло. Но стоит оглянуться назад, как видишь море колонн и полосатых арок молитвенного зала мечети. По началу у меня была сшибка, но, рассудив, я решила фотографировать всё подряд. Capilla de San Ambrosio:

Алтарная картина:

Capilla de los Santos Simón y Judas (Часовня святых Симона и Иуды):

Громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метра и создает захватывающее впечатление беспредельности. Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневым и белым. Бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства:

Capilla de Ntra Sra de la Concepción. Часовня Девы Марии Зачатия:

Capilla de Ntra Sra de la Concepción. Часовня Девы Марии Зачатия, верхний фрагмент:

Барочный христианский алтарь на фоне огромного молельного зала мечети! Удивляюсь и радуюсь возможности мирного сосуществования двух разных культур:

Капелла Святого Антония:

Капелла Святой Троицы. Изображение Святой Троицы кисти художника Хосе Junquet Сало, родившегося в Матаро в 1811 году, и бывшего директором Музея изобразительных искусств Кордовы:

Capilla de S. Acacio y Compros y Oce. Mil Vírgenes. Картины, приписываемые Иоанну Помпея. Слева -» Благовещение», «Посещение» — справа, тондо — Св. Петр и Павел. Скульптура Сан-Acacio, под ней — образ «Ecce Homo» из Италии:

Сан — Acisclo, христианский мученик, был обезглавлен на берегу Гвадалквивира:

Capilla de S. Acacio y Compros y Oce. Mil Vírgenes. Из-за образа «Ecce Homo» народ Кордовы назвал эту часовню, «Часовней крови» из-за кровавого вида Спасителя:

Часовня Villaviciosa была встроена в просвет Alhaken II между 1257 и 1274 и достраивалась в 15 веке:

«Вознесение». Слева — часовня Villaviciosa, справа — молельный зал мечети:

В правом дальнем углу молельного зала мечети расположены витрины с экспонатами. Рельефы с символикой:


Рельефы 6-7 веков:

По этому нефу я прошла от дальнего конца (у входа) до музейных витрин:

В мечете-соборе я пребываю в состоянии непрекращающегося изумления от невообразимого смешения культур:

Неф, соседний с просмотренным. Какой светильник, разнообразнейшие арки…

Часовня Villiviciosa, названная в честь Богоматери Villaviciosa. Мульти-лопастные арки, украшенные арабесками:


Часовня Villiviciosa. Распятие:

Часовня Villiviciosa, купол:

Вид из часовни Villiviciosa:

Здесь множество деталей декора, которые интересно разглядывать:

Впереди виден михраб:

Эта дверь служила входом для халифа, аль-Хакама II. Молитвенная комната (максура) – уникальное произведение искусства, где присутствует обилие орнамента и большое разнообразие архитектурных элементов, демонстрирующих мастерство мусульманских строителей. Великолепные мозаики были привезены в качестве подарка от Византийского императора. Слева находится михраб:

Дверь в максуру:

Над дверью в максуру:

Максура (справа) и михраб (в центре):

Михра́б (مِحْراب) — ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены. Я поняла, что в нарушении этого правила, первоначально михраб был обращён к Дамаску, родному городу принца:

Михраб, фрагмент:

Михраб — самая прекрасная и нарядно декорированная часть мечети. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором:

Перед михрабом была возведена купольная сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просвечивает неяркий нежный свет:

Декор над михрабом и фрагмент купольного свода:

В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили для богослужения. Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров.

Купол над михрабом:

Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад (сохранившиеся до настоящего времени), 30 — с севера на юг, 21 ворота и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII в:

Светильник и деревянный потолок:

Готический свод собора и полосатые арки мечети в удивительном сочетании:

Ретабло часовни Иисуса Христа:

«Свет от собора Кордовы не светит тускло или мерцающе. Этот свет интенсивный, проникающий, освещающий путь…»- Хуан Карлос I, король Испании:

Чудесный контраст между готическим и мавританским стилями.. Я прочитала, что мавританские двухъяручные арки спроектированы по образцу римского многоярусного акведука в Сеговии. Это интересно, в Сеговии я была и этот акведук видела:

Мадонна с Младенцем:



Строительство Кафедрального Собора или Главной Часовни в самом центре мусульманского храма началось в 1523 году по предложению священника Алонсо Манрике. Его авторами были Эрнан Руис, его сын, Хуан де Очоа и Диего де Правес. Задуманный в готическом стиле, этот собор имеет влияние и других архитектурных стилей, таких, как мудехар, платереско и исабелино.

Собор. Элементы декора:



Собор, встроенный в мечеть, не огорожен непроницаемыми стенами. Границы нет, несколько шагов сквозь мавританские арки — и вот он, собор:

XVI век, архитектор Эрнан Руис СтаршиЙ:

Собор. Retablo Mayor (авторы — Матиас Алонсо из Гранады и Хуан де Аранда Салазар), живопись Антонио Паломино:

Алтарная картина «Успение Девы Марии», автор — Антонио Паломино:

Кафедра из красного дерева с символами Евангелистов. Таких Кафедр две — по обеим сторонам ретабло:

Парная кафедра из красного дерева с другой стороны. Мне очень нравится деревянная скульптура и рельефы. Дерево даёт особую теплоту:

Купол собора. Впечатляет! Рассматриваю детали до головокружения:

Смотрю на фото и не могу вспомнить — это лепнина или роспись в технике гризайль?

Собор. Retablo Mayor. Центр занимает полотно Успения Пресвятой Богородицы, по сторонам — Святой Пелагий и Санта-Флора, христианские мученики. Cкульптура слева — Апостол Пётр, справа — Апостол Павел:

Апостол Пётр, скульптор Pedro Fraile de Guevara:

Апостол Павел, скульптор Pedro Fraile de Guevara:

Дарохранительница, ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых:

Retablo Mayor. Слева — «Сан — Acisclo», справа — «Санта-Виктория» (христианские мученики), художник — Антонио Паломино:

Верхняя часть Retablo Mayor:

Святой Пелагий был христианским мучеником во время правления Абд ар-Рахмана III, а позже канонизирован католической церковью в качестве примера юношеской добродетели целомудрия. Слева — Апостол Пётр:

Сан — Acisclo — первый христианский мученик в истории города Кордова. Он был обезглавлен на берегу Гвадалквивира:

Санта-Флора, христианская мученица:

Святая Виктория, христианская мученица. За твердую веру в Христа ей ампутировали грудь и бросили в Гвадалквивир:

У основания кафедры из красного дерева символы Евангелистов — ангел от Матфея, лев — Святого Марка, французский скульптор 18 века Michel de Verdiguier:


Основание кафедры. Символы Евангелистов: бык от Луки и орел (из черного мрамора) — святого Иоанна:

Витражи:




Орган:

Внутри собора находится готический хор 18-го века. Рельефы искусно вырезаны из красного дерева, привезённого из Вест-Индии. Они содержат сцены из Библии, жизни Богородицы, изображения местных мучеников, а также декоративные элементы: маски, орлы, кентавры и различные стилизованные детали флоры и фауны:



Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых:

Хоры. «Суммарный эффект от рельефов — чувство постоянного движения. Наши глаза движутся от изображения к изображению без промежуточного пространства для «отдыха». Все направлено на страстный призыв к нашим чувствам». Этот отзыв я нашла на одном из сайтов. Хорошо сказано!

Собор. Георгий-Победоносец:

Кабина для исповеди:

Святой Христофор переносит младенца Иисуса через РЕКУ ЖИЗНИ:

Стремление увидеть этот удивительный памятник, где так переплелись разные культуры, полностью вознаграждено. Мои ожидания не обманули меня. Я прочитала разные отзывы о мечете-соборе (и не слишком положительные в т.ч.). Громадная площадь рассеяла нас, посетителей. Мне показалось, что все мы испытали здесь изумление, восхищение и благодарность мастерам, создававшим этот необычный памятник:

Часовня Ангела Хранителя. Деревянный рельеф «Пьета», справа — «Мадонна с Младенцем и ангелами», 17в.:

Часовня апостола Варнавы. Алтарь часовни выполнен из белого мрамора в 1541 г. Жаком Luquin. Arcosolium алтаря опирается на два столпа, украшенных рельефами, на которых: Сан-Себастьян, Санта-Люсия, Сан-Мигель Arcangel и Санта-Каталина. Фигуры алтаря расположены в трех блоках. В центре — Голгофа, по бокам — Святой Варнава и Сен-Мартен. Во фронтоне бюсты Св. Петра и Павла:

«Снятие с креста»:

«Воскресение»:

Capilla del Sagrario. Капелла закрыта, я фотографирую, просунув аппарат между прутьями решётки:

Фрески часовни Sagrario. Они были выполнены итальянским художником Сезаром Arbasia. Работа была завершена в 1586 г.:

Capilla del Sagrario. Изображения царя Давида и пророка Исаии, работа Чезаре Arbasia, 1585 г.:

Capilla del Sagrario. «Тайная вечеря». Сюжет, который всегда волнует:

Часовня. Ретабло:

Верхняя часть ретабло:

Часовня Святого Духа. Алтарь выполнен в виде триумфальной арки и украшен картинами на холсте (проект Эрнана Руиса II). Нижний холст алтаря — изображение Крещения Христа, над ним находится холст, где распяли Христа:


Часовня Святого Духа. В верхней части алтаря — «Распятие Христа», у креста изображены донаторы — братья Simancas:

Capilla de San Jose:

Капелла КРЕЩЕНИЯ:

Переполненные впечатлениями мы выходим из мечети — собора.
Торре-дель-Альминар. Колокольня высотой 93 метра построена на месте минарета. Вид из Апельсинового дворика:

Патио-де-лос-Наранхос (Апельсиновый двор):



Мне нравится мощение галькой:

Пуэрта-де-лас-Пальмас:

Над воротами рельеф «Благая Весть»:

Слева виден водоём, где верующие перед входом в мечеть совершали ритуальные омовения:

Пуэрта-дель-Пердон (Врата отпущения грехов), главный вход (1377). Мы выходим из Патио-де-лос-Наранхос:

elenajakovlevna.livejournal.com

Мескита (исп. Mezquita) — Кордовская мечеть

Мескита (исп. Mezquita) или Кордовская мечеть — это несомненная визитная карточка Кордовы, а также одна из ярчайших достопримечательностей всей Андалусии. Имея площадь в 23 400 м2, Мескита является самой большой мечетью, построенной на территории Европы, а в средние века она считалась второй по величине мечетью в мире. Кроме того, Кордовская мечеть общепризнанно считается самой грандиозной и красивой мечетью в Испании, оставшейся в наследство от мавританского периода. В 2015 году ее посетило более 1 670 000 туристов, что делает этот архитектурный памятник одним из наиболее посещаемых в Испании и Европе в целом. Ее значение и грандиозность трудно переоценить, ведь именно Кордова в X веке была столицей образованного на территории Испании халифата, управлявшего всеми эмиратами, принадлежащей в то время мусульманам Испании. Мескита расположена в центре Кордовы на берегу реки Гвалалквивир среди старых еврейских и мавританских кварталов.

Мескита строилась в течение нескольких столетий под руководством ряда правящих эмиров, каждый из которых вносил свою лепту в это поистине уникальное архитектурное сооружение. К окончанию строительства она насчитывала 1 293 колонны, 280 люстр, а также 1 445 более мелких светильников. Справедливости ради следует отметить, что колонны, использовавшиеся при строительстве Мескиты, не были изготовлены мавританскими мастерами: для строительства были использованы мраморные колонны, принадлежащие более раннему римскому периоду, привезенные из окрестных населенных пунктов. Впрочем, утверждать, что строительство этого выдающегося памятника архитектуры было завершено во времена мусульманского владычества будет неправильно, так как после отвоевывания Кордовы войсками христианских королей, мечеть была превращена в католический кафедральный собор и претерпела ряд изменений. В частности, в Меските через 300 лет после отвоевывания Кордовы христианами в 1523 году были организованы хоры для певчих.

Заказать индивидуальную экскурсию по Кордове Вы можете по форме обратной связи или по телефону +34 603-306-511.

Обратная связь

Мескита: история создания

Мескита, как и многие кафедральные соборы Испании, церкви или мечети мусульманского периода возводились на фундаментах существовавших на их месте более древних храмов.

Кордовская мечеть была построена на месте древней базилики вестготов, носящей название Сен Висенте, фрагменты которой можно и сегодня увидеть через толстое прозрачное стекло, установленное в полу одной из частей Мескиты. Разрушение этой почитаемой христианами базилики с целью возведения на ее месте мечети является сегодня предметом многочисленных споров историков, так как считается, что оккупировавшие Кордову мусульмане обладали достаточно высокой толерантностью к свободе и вероисповеданию коренного населения.

  • Мескита: начало строительства

Кордовская Мескита начала строиться с разрушения находящейся на ее месте базилики Сан Висенте. Вскоре она стала не только главной мечетью всего западного мусульманского мира и местом религиозного почитания и единства, но также и центром, объединившим и притянувшим различные политические, культурные и научные силы того времени. Сегодня это грандиозное строение считается самой красивой мечетью в Испании, оставшейся потомкам со времен мавританского владычества. Она возводилась на протяжении достаточно длительного времени и под патронажем разных правителей, в ее истории можно выделить несколько основных этапов.

  • Мескита во времена правления Абд-ар-Рахмана I

Строительство Мескиты началось во времена правления первого эмира Кордовы, Абд-ар-Рахмана I по прозвищу ад-Дахил (Пришелец), занявшего пост эмира Кордовы в 756 году. Будучи выходцем из Дамаска, он был влюблен в этот город, что во многом отразилось в архитектуре возводимого дворца — мечети, переняв черты ряда мечетей Дамаска. Более того, в отличие от других мечетей, ориентированных михрабом на Мекку, михраб Мескиты смотрит на родной город Абд-ар-Рахмана I, на Дамаск.

Помимо дамасского влияния архитектура Кордовской Мескиты впитала в себя черты предшествующего Испано-Романского стиля. Так, установленные внутри мечети колонны с капителями восходят к римскому периоду и перенесены в Мескиту из близлежащих к Кордове городов. Впрочем, дело не только в использованных материалах: например, чередование белых и красных сегментов в арках также характерно для Испано-Романского стиля. Подтверждением тому могут служить арки Епископского дворца в Серсадилье (Cercadilla), выполненные в том же стиле.

  • Мескита во времена правления Абд-ар-Рахмана III

Следующим важным этапом в истории Мескиты стала эпоха правления Абд-ар-Рахмана III,по прозвищу «ан-Насир» («Победоносный»), взошедшего на престол Кордовского эмирата в 912 году, объединив и усилив распадающийся эмират, а в 929 году ставшего халифом. Свое прозвище он получил за ряд выдающихся военных побед, среди которых можно выделить взятие в 932 году Толедо. Кроме всего прочего, предприняв ряд походов против христианских королей, он заставил правителей Леона и Наварры платить ему дань, создал могущественный флот, ставший во время его правления самым сильным на Средиземном море. Именно при нем Кордова стала самым большим и прекрасным городом в Европе, а ее население увеличилось до 500 000 человек. Разумеется, что такой рассвет города и увеличение жителей требовали модернизации Мескиты.

В период правления Абд-ар-Рахмана III к существующему зданию были добавлены новые пристройки, которые мечтал, но не успел выполнить Абд-ар-Рахмана I, был значительно увеличен внутренний двор Мескиты, где в это время собиралось большое количество верующих, велись религиозные беседы и учения, были увеличены нефы молитвенного зала. На внешней стене внутреннего двора в этот период был возведен минарет, который после отвоевания Кордовы войсками христианских королей был видоизменен и превращен в колокольню кафедрального собора.

  • Мескита во времена правления Аль-Хакама II

Следующим халифом Кордовы стал Аль-Хакам II, ставший халифом Кордовы в 961 году и продолживший дело своего отца, Абд-ар-Рахмана III. После создания Абд-ар-Рахманом III Кордовского халифата, его столица претерпела небывалый расцвет. Это были лучшие времена города за всю его длинную историю существования. Будучи столицей халифата, Кордова накопила гигантский культурный, научный и финансовый потенциал. Конечно, не могло не финансироваться и не происходить дальнейшее расширение и главной мечети Европы, Кордовской Мескиты. Нужно отметить, что к этому времени Мескита уже не уступала дамасской мечети ни по грандиозности сооружения, ни по богатству. Учитывая большие финансовые возможности халифата, для дальнейших строительных работ использовали только новые строительные материалы, а на работы привлекали лучших византийских мастеров. Использование материалов от прежних дворцов и храмов было прекращено.

Вследствие того, что в работах участвовали византийские зодчие, в архитектуре Кордовской Мескиты воплотилось удивительное сочетание мусульманской и христианской культур. К примеру, в этот период в мечети был создан ряд мозаик с характерным византийским акцентом. Даже сама планировка архитектурного ансамбля напоминает христианский крест, образуемый в перспективе михрабом и уникально направленными потоками света через окна.

  • Мескита во времена правления Аль-Мансура

Для Мескиты и всего Кордовского халифата следующим важным этапом в истории стал период правления Аль-Мансура. Примечательно, что Аль-Мансур происходил из довольно небогатой семьи, а его дед служил придворным врачом и министром при дворе халифа Абд-ар-Рахмана. Он не был халифом, но был талантливым политиком и полководцем, совершившим 57 походов против христианских королей и фактически державшим власть в Кордовском халифате в своих руках. После смерти в 1002 году Аль-Мансура Кордовский халифат просуществовал всего несколько лет и распался на мелкие княжества – эмираты. Во времена правления Аль-Мансура к Кордовской Меските были пристроены еще 8 приделов с ее восточной стороны, а также внутренний дворик. Тем не менее, несмотря на кажущийся размах строительства, затраты на его реализацию были минимальными, а само оно сильно отличались от строительства при Аль-Хакаме II: использовались дешевые материалы, позаимствованные от прежних строений, применялись простые архитектурные планы и решения. Примером такой экономии может служить конструкция возводимых арок, в которых для создания чередовавшегося красно-белого рисунка использовались не кирпич и белый камень, а краски.

  • Мескита и преобразования христиан

В 1237 году Кордова была отвоевана войсками, возглавляемыми королем Фердинандом III по прозвищу Святой (исп. El Santo). Стараясь подчеркнуть столь ожидаемое возвращение христианской веры на испанскую землю, Фердинанд III приказал заменить висевший на главных городских воротах Кордовы флаг на крест.

Как и в других отвоеванных у мусульман городах, освобожденное христианское население мечтало стереть воспоминания о многовековом господстве мусульман и полностью перестроить Кордовскую Мескиту, превратив ее в христианский собор. Однако, правящие христианские короли понимали всю уникальность и ценность создававшегося веками сооружения и не позволили его разрушить. Тем не менее, был запланирован ряд работ по перепланировке и реконструкции мечети в кафедральный собор Кордовы.

  • Строительство главного алтаря, трансепта и хоров

Прошло почти 300 лет, прежде чем начались масштабные работы по перестройке Кордовской Мескиты, в ходе которых она утратила часть своей уникальной архитектуры. Основным сторонником и инициатором скорейших реформ выступал местный епископ. Работы по реконструкции были начаты в 1523 году, а руководителями проводимой перестройки выступали такие архитекторы, как Хернан Руис I, II и III, Диего де Правес и Хуан де Очоа. Как и в других кафедральных соборах, трансепт был спроектирован в форме латинского креста, а получившаяся архитектурная композиция в целом сочетала в себе свойственный мусульманским строениям стиль с приемами и элементами стиля барокко, ренессанса и готики. Над запрестольным образом главного алтаря трудился такой выдающийся испанский мастер, как Алонсо Матиас.

Установленные в том же 1523 году хоры для певчих выполнены из красного дерева специально привезенного из Южной Америки и являются настоящим произведением филигранного искусства. Хоры изображают сцены из Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Христа и Девы Марии, а также святых Кордовы.

Капеллы Кордовской Мескиты

В части Кордовской Мескиты, отведенной под кафедральный собор располагается довольно много небольших капелл. Такое количество капелл объясняется, в том числе и тем, что многие богатые городские семьи, финансировавшие перестройку и поддержание текущего состояния храма, получали в свое распоряжение небольшую семейную капеллу. Многие капеллы богато украшены и изображают священные образы, сцены из жизни Христа.

Среди них стоит выделить Капеллу Реал, в которой захоронены останки христианских королей Фердинанда IV и Альфонса XI. Эта капелла интересна своей лепниной, сочетающей художественные приемы, характерные для мавританского искусства с чертами, присущими готическому стилю и стилю барокко.

Нельзя обойти вниманием и Капеллу Непорочного Зачатия, в свое время служившую баптистерием. Сегодня в этой капелле располагается дарохранительница тела Христова.

Очень красивой капеллой является капелла Сан Пабло, исполненная в архитектурном стиле барокко. В целом же, в Кордовской Меските довольно много капелл и алтарей, заслуживающих внимания и являющихся настоящими произведениями искусства. К ним относится и капелла Parroquia del Sagrario, стены которой расписаны известным мастером Сезаром Арбасиа.

Сокровищница и экспонаты Мескиты

В сокровищнице собора собрана богатая коллекция ритуальных принадлежностей, используемых во время великих праздников и шествий. Здесь Вы можете увидеть потрясающей работы кресты, чаши и блюда, выполненные из драгоценных металлов и украшенные драгоценными камнями. Здесь же располагается старинная коллекция принадлежащих когда-то епископу личных вещей. Отдельного внимания заслуживает Дарохранительница тела Христова, которая вот уже несколько столетий используется по праздникам при совершении церковных обрядов.

Но не только в сокровищнице собора можно найти интересные экспонаты. Разумеется, в ней собраны самые ценные и дорогие предметы, но немало артефактов собрано и просто во внутреннем помещении Мескиты. К ним, например, можно отнести внушительных размеров часовой механизм, который когда-то был установлен на башне собора и приводил в действие часы. Сегодня он располагается под стеклянным куполом в части Мескиты, где собраны исторические экспонаты. Здесь же находится и старинная каменная плита испещренная надписью, выполненной арабской вязью. Предположительно эта плита раньше располагалась на одном из домов загородной резиденции халифов в Медине Ас-Сахаре (Madīnat al-Zahrā).

Внутренний двор и башня Мескиты

Внутренний двор Мескиты изначально служил для религиозных бесед и учений, а также омовений, для которых во внутреннем дворике прежде находилась большая емкость с водой. Как и центральная часть, внутренний двор в XV веке подвергся реконструкции в ходе которой, в частности, пальмы были заменены на апельсиновые деревья, давшие внутреннему двору название «апельсиновый».

Внутренний двор Мескиты обнесен стеной, на которой располагается башня, бывшая в мусульманские времена минаретом. Нынешний свой облик она приобрела после реконструкции под руководством Хернана Руиса III. На башне установлена скульптура покровителя Кордовы, Архангела Рафаила. Под башней находится арка, носящая название «Дверь Прощения» и служащая главным входом во внутренний двор Мескиты.

Историческая и культурная значимость

Значимость и уникальность Мескиты, а ныне кафедрального собора Кордовы заключается, прежде всего, в том, что в этом прекрасном архитектурном памятнике старины сочетаются многие архитектурные стили. Сегодня в этом архитектурном комплексе можно увидеть фрагмент древнего храма вестготов, мусульманскую мечеть, бывшую главным религиозным объектом Кордовского Халифата, а также христианский кафедральный собор. Это архитектурное сооружение настолько уникально, что оно отнесено ко Всемирному Наследию Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.

Обратная связь

alandalus.ru

Кордова (Мескита) | Блог туриста

Если бы в Кордове даже не было Мескита, она была бы прекрасным, волшебным городом. Собственно, это видно из моего предыдущего поста про Кордову – жемчужину на «андалузской сковороде». Но Кордовская Мескита — это главное и самое красивое, что есть в городе.

«Мескита» — «мечеть» по-испански. Также ее называют «мечеть-собор».

Это величественное сооружение, вызывает восторг вперемешку с когнитивным диссонансом, является как бы наглядным воплощением сосуществования ислама и христианства в средневековой Испании.

В свое время Мескита в Кордове была второй по величине мечетью в мире, определяющим символом господства мавров на Иберийском полуострове. После христианской Реконкисты ее разрушили (по сути, это единственная мечеть из всей фантастической архитектуры Испании, которая пришла в «товарном» виде из I тысячелетия). Зато посреди огромной мечети разместили католический собор. И теперь пространства двух религий объединены в Меските под одной крышей, обеспечивая туристам необычные виды и впечатления.

Среди других крупных примеров подобного симбиоза двух архитектур и религий можно вспомнить разве что Айя-Софию в Стамбуле. Но там — наоборот — христианский собор превратили в мечеть.

Место для строительства мечети-собора было выбрано неслучайно. Сначала здесь, недалеко от моста Пуэнте Романо через реку Гвадалквивир, стоял римский храм бога Януса, затем — церковь вестготов (а их считают предками испанцев), остатки которой можно видеть и сейчас.

Мескиту сооружали в три этапа. Или даже в четыре, если первым считать вестготский храм 600-х годов, его перестройку в мечеть под названием Аль-Джама и разрушение в 711 году.

В 784 году эмир Абд ар-Рахман I купил землю у прежних собственников и построил здесь новую мечеть в честь своей жены. Мескита была присоединена в покои его дворца.

В 750 году в мощном Арабском халифате, установившийся 632 года и охватывал Ближний Восток и Север Африки, была свергнута правящая династия Омейядов. Вследствие восстания Абу Муслима к власти пришли Аббасиды, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама — Абд ар-Рахмана. Он и основал свое исламское государство в Испании — Кордовский эмират, приняв в 756 году титул эмира.

Надо сказать, что в те времена Кордова была большим и зажиточным городом, столицей Кордовского эмирата, который впоследствии (с 929 года) стал халифатом. Эта мощная исламская держава охватывала большую часть Иберийского (Пиренейского) полуострова вместе с Португалией.

Здесь развивались науки, искусство и торговля, хорошо сосуществовали мусульмане, христиане и евреи. Причем, как я уже писал в первом посте про Кордову, здешние магометане тогда были передовым, высококультурным слоем населения, который опережал большинство европейских христиан по уровню образованности, отношению к гигиене и др.

Знаменитая библиотека Кордовы насчитывала 400 000 томов. Здесь было 27 бесплатных школ для обучения детей из бедных семей, и уровень грамотности был очень высок.

В жаркой Кордове тех лет обеспечивали прохладу многочисленные сады, искусственные озера, фонтаны и водопады. По всему городу стояли роскошные дворцы, были разбиты цветники.

В мусульманской Кордове во времена ее расцвета действовало около тысячи (!) мечетей, и Мескита стала главной из них, поднявшись над всем архитектурным ансамблем города-картинки.

Войдя в двери во внешних стенах Мескита, попадаешь в Апельсиновый двор (Patio de los Naranjos) — замечательный памятник садового искусства, который развивался на протяжении многих веков. Пальмы были посажены в XIII в., апельсиновые деревья — в XV в., а кипарисы — уже в XVII в.

В апельсиновом дворе верующие проходили омовение в фонтанах, вода в которые подавалась из огромной цистерны.

Главная часть Мескита Абд ар-Рахмана I — михраб — построен не в соответствии с исламскими канонами и обращен не к Мекке, а в сторону.

Говорят, в Меските михраб «смотрит» на Дамаск — последнюю столицу Омейядов времен Арабского халифата. По другой версии, михраб (ниша в стене) обращен «немного не туда», поскольку структура и ориентация Мескита заимствована от древних сооружений римлян и вестготов.

Как-никак, а последующие эмиры всячески развивали и украшали эту мечеть.

Также читайте:

  • Границами города Кордова местные исторические достопримечательности и красоты не исчерпываются. Через 8 км к западу от бывшей столицы Кордовского халифата продолжаются раскопки грандиозного дворцового города Madinat al-Zahra (варианты названий — Мадинат аль-Захра, Медина Асахара, Медина Ас-Саха …

  • В 1236 году, после взятия Кордовы христианами и изгнания мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III Святой, приказал превратить Мескиту в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор-патио. Вдоль внутренних стен здания построили капеллы. Минарет перестроили в колокольню …

 Loading …

blogturista.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *