Мескита — Кафедральный собор Кордовы
Главным памятником средневековой архитектуры в Кордове является Мескита (Mezquita) или Соборная мечеть – самая грандиозная мавританская мечеть в Испании. Возведена она в центре города, рядом с набережной реки Гвадалквивир. Окружают Мескиту старые мавританские и еврейские кварталы.
Мескита или Кордовская соборная мечеть (фото: Daniele Ursetta)
Сейчас это Кафедрального собора в Кордове (catedral de Córdoba). Его уникальность проявляется в том, что он одновременно считается святыней различных культур, известной мечетью Мескита и главной церковью епархий.
Мечеть-собор стоит на остатках древнего храма вестготов. Данный факт подтвердили археологические раскопки, результаты которых демонстрирует Музей Сан Висенте. Вторым подтверждением служат остатки мозаики, сохранившиеся от древнего христианского храма — базилики Сан Висенте. Она была разрушена мусульманами, чтобы возвести на этом месте мечеть, главную святыню ислама со времен, когда Кордова выполняла роль столицы Аль-Андалуса, известной как «мусульманская Испания» или «Кордовский халифат». Это впечатляющее сооружение, ныне известное как Мескита, стало местом для религиозных и общественных, политических и культурных манифестаций.
Вид на Мескиту
Строительство храма производилось при правлении нескольких эмиров, а к окончанию строительных работ Мескиту украшали 1293 колонны, 1445 светильников и 280 люстр. Этапы строительства храма делят на четыре периода.
Правление Абд ар-Рахмана I
Мескита
Этот правитель пожелал возвести храм (786 — 788 гг.), подобный мечети в Дамаске. В архитектуре здания прослеживается и Испано-Романское влияние. Оно проявилось не только в использовании остатков храма Сан Висенте в качестве стройматериала, но и в планировке: нефы установили не параллельно кибле, а в её направлении. Более того, кирпичные и каменные узоры красного-белого сочетания на арках и их соединениях тоже присущи Испано-Романскому стилю. Например, таким образом декорировался Епископский дворец, развалины которого стоят в Серсадилье.
Правление Абд ар-Рахмана III
Колокольня из минарета
Он правил, когда Кордовский эмират был в силе. Тогда произвели следующие изменения в храме, претворявшие в жизнь задумку прошлого правителя: увеличили внутренний двор, удлинили нефы молитвенного зала. Во дворе Абд-ар-Рахман распорядился возвести минарет, нынче это составляющая башни собора.
Правление Ал Хакама II
Михраб
Расцвет государства Аль-Андалус позволил выделить на расширение Мескиты значительные средства. По богатству и размаху она стала конкурентом дамасской мечети. Проводимые в ходе расширения здания работы (961 — 966 гг.) были просто уникальны. Для мечети закупили только новые материалы, остатки старых строений было решено вообще не использовать. Уникальным было и то, что некоторые работы велись византийскими мастерами. Поэтому архитектура мечети соединила традиции христианского и мусульманского зодчества. Отдельные мозаики Мескиты очень схожи с византийскими работами. Влияние христианской культуры чувствуется в уникальном расположении солнечного света и в крестообразном дизайне самого ансамбля, создаваемого михрабом (местом, с которого ведёт молитву главный имам).
Правление Аль-Мансура
Купол мескиты
Кордовский халифат достиг вершины своего могущества, и в 987 г. к мечети пристроили с восточной стороны еще 8 приделов, среди которых — внутренний дворик. Работы велись с размахом и на большой площади, но проявление могущества было лишь внешним. При строительстве использовались только дешевые материалы, а планировка копировала уже существующие сооружения. В местах, где соединялись арки, выкладывали узоры не из цветного кирпича и камня, а просто разрисовывали.
Перестройка мечети в собор (1523 — 1560 г.)
Соборная мечеть Кордовы | Архитектура и Проектирование
Памятников архитектуры Кордовского халифата дошло до наших дней немного. Особое восхищение вызывает соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в X в. Кордовская мечеть — совершенно особый вариант ставшей к тому времени уже традиционной в культовом зодчестве Ближнего Востока колонной мечети. Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. Собственно мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено 1293 колонн, образующих 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства, чем способствует созданию особенного религиозного настроения. Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз. Колонны как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Причем эти арки созданы из клинчатого кирпича двух цветов – белых и красных, а своды образуют восьмиугольные звезды.
Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера; даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных. В отличие от византийской базилики расположение колонн в Кордовской мечети не направляет движение молящихся к святилищу, скорее наоборот — посетитель, войдя под своды мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть, имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов.
Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Такое сооружение могло быть построено только с учетом принципов, сложившихся в мусульманском зодчестве того времени, а также особенностей местного строительного материала. В молитвенном зале мечети применено особое решение внутреннего пространства. Последнее делится на громадное число ячеек, каждую из которых образуют одинаковые конструктивные и архитектурные элементы: две колонны с аркой между ними. Своеобразие архитектуры мечети заключается в том, что этот основной и почти единственный архитектурный мотив выступает в многообразных аспектах. Кроме того (и в этом особенность Кордовской мечети), он как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок. Все это порождает впечатление единства и законченности архитектурного целого.
Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Действительно, круглые, не имеющие баз, словно выросшие из пола, тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе, и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом.
Лес колонн теряется в темноте, в глубине мерцает резьба затененных стен, пространство кажется огромным и рождает чувство бесконечности, вызывает мысли о необъятности вселенной. Где-то в дальнем конце зала находятся богато украшенный михраб и максура — место для халифа. Эта часть мечети выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность подобного мотива подчеркнута и тем, что каждая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней. Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды.
Художественный образ мечети в Кордове очень сложен. После залитой солнцем шумной улицы человек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась мерцающим светом тысячи висящие серебряных лампад, ощущал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке. Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике. Ясно читается структурная связь колонн, граненых опор верхнего ряда и арок, образующих точно разработанную конструктивную систему. Используя, вероятно, древние местные традиции и опираясь на принципы, к тому времени уже выработанные в зодчестве стран Ближнего Востока, строители Кордовской мечети создали неповторимо оригинальное произведение архитектуры, образ которого проникнут огромной жизненной силой.
Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в X в. было устроено пять традиционных фонтанов для омовений. В XVI в. изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар (93 м), а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора.
Мескита или Кордовская соборная мечеть
Мески́та или Кóрдовская соборная мечеть (исп. mezquita — «мечеть») — римско-католический собор (в прошлом — мечеть), расположенный в андалусском городе Кордова. Это один из самых выдающихся архитектурных памятников династии Омейядов. В Средневековье Мескита была второй по величине мечетью в мире.
Мескита знаменита своей аркадой с более чем тысячей колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Двойные арки помогают поддерживать высокие потолки. Позолоченный михраб Мескиты — шедевр архитектурного искусства. Центральный купол украшен синими плитками в форме звезд.
Постройку Мескиты относят приблизительно к 600 году и строилась она как вестготская церковь Викентия Сарагосского. Позже она стала мечетью, но первоначальное здание не сохранилась до наших дней: в 711 году оно было разрушено.
Эмир Абд ар-Рахман I пожелал возвести храм (786 – 788 гг.), подобный мечети в Дамаске. Впоследствии мечеть подвергалась многочисленным изменениям: Абд ар-Рахман III построил новый минарет (позже минарет был переделан в башню, на которой возвышается Архангел Рафаил, покровитель Кордовы). Ал-Хакам II в 961 году увеличил площадь здания и обогатил михраб. Последние из реконструкций были выполнены Аль-Мансуром Ибн Аби Аамиром в 987 году. К окончанию строительных работ Мескиту украшали 1293 колонны, 1445 светильников и 280 люстр.
В архитектуре здания прослеживается Испано-Романское влияние. Некоторые работы велись византийскими мастерами. Влияние христианской культуры чувствуется и в крестообразном дизайне самого ансамбля, создаваемого михрабом.
Существует несколько версий, объясняющих неправильную ориентацию мечети. Одни ученые предполагают, что
После испанской Реконкисты мечеть была преобразована в церковь (1523 – 1560 г.), а некоторые детали интерьера, вроде колонн и арок, были стилистически заменены. Ремесленники и архитекторы продолжали что-то добавлять к существующей структуре здания вплоть до конца XVIII века. Сейчас это Кафедральный собор в Кордове (catedral de Córdoba). Его уникальность проявляется в том, что он одновременно считается святыней различных культур, известной мечетью Мескита и главной церковью епархий.
По материалам сайта: ispaniagid.ru
Кордовская соборная мечеть – Мескита
Mezquita Кордова, Испания Главную достопримечательность испанского города Кордова – величественную соборную мечеть – нельзя назвать никак иначе, нежели вечный памятник, поскольку она дошла до нас сквозь толщу веков, успев, при этом, послужить разным народам и религиям.«Предшественницей» роскошной Мескиты была вестготская церковь, заложенная на этом месте около 600 года. Однако просуществовала она всего чуть более столетия и была разрушена в начале VIII столетия. Новое здание мечети, как часть дворцовых покоев, в 785 году в честь любимой супруги возвел Абдаррахман I – основатель Кордовского эмирата. Последующие кордовские эмиры и халифы продолжили его дело, расширяя Мескиту вплоть до конца X века. Так династия Омейядов подарила Пиренейскому полуострову жемчужину арабской религиозной архитектуры.
Территорию религиозного сооружения огородили зубчатыми стенами высотой от 8 до 20 метров, отделив прямоугольник со сторонами 200 метров и 144 метра, основную часть которого занимает сама мечеть, растянувшаяся на площади в 23 000 квадратных метров. В средние века Кордовская Мескита по своим масштабам стояла на втором месте среди крупнейших мечетей мира. Но среди прочих она выделяется еще и тем, что «смотрит» не на Мекку, а на юг. Причина такого отклонения от исламских устоев до сих пор достоверно неизвестна, но одна из версий гласит, что главную мечеть Кордовы изначально сориентировали в сторону Дамаска, который ранее был столицей халифата Омейядов
В 1236 году Фердинанд III Святой отвоевал Кордову у мавров. Реконкиста повлекла за собой преобразование исламской мечети в христианский собор Санта-Мария-Ла-Майор. И с тех пор уже испанские короли на протяжении пяти столетий видоизменяли облик Мескиты, приближая его к католическим канонам. В центре мечети был построен католический храм, минарет сделался колокольней, стены обросли капеллами, а количество мелких переделок, долженствовавших «обратить» Мескиту в христианство, и вовсе не перечесть.
Всем посетителям Мескита запоминается в первую очередь бесчисленным множеством колонн. Общее число колонн мечети приближалось некогда к 1300, а сейчас составляет около 850. Созданные из остатков древнеримского храма и украшенные мрамором, гранитом, яшмой и ониксом, они образуют подобие сказочного леса, уходящего в бесконечность. В свою очередь колонны образовывают большое количество двойных арок. Состоящие из нижней подковы и верхнего полукруга, двойные арки стали архитектурным нововведением, позволяющим поддерживать высокие и тяжелые потолки. Колонный зал ранее переходил непосредственно во внутренний Апельсиновый двор, где ряды колонн продолжались рядами деревьев. Этот сад опоясан крытой галереей, а среди деревьев вкраплены фонтаны для омовения. Под благоуханный Апельсиновый двор отведена чуть ли не половина площади мечети.
Великолепная Мескита в 1882 году отнесена к разряду национальных памятников Испании. И, безусловно, Кордовская мечеть является главным объектом исторического центра Кордовы, который охвачен списком Всемирного наследия ЮНЕСКО.
← Дальше →
Колонная мечеть. Очерки по истории архитектуры Т. 1
Колонная мечеть
Колонная мечеть — первое крупное самостоятельное создание мусульманской архитектуры. Ряд основных памятников позволяет проследить ее развитие и сложение. Достаточно рассмотреть Большую мечеть в Самарре, в Сирии, 846–852 гг. (рис. 254 и 255), мечеть Ибн-Тулуна в Каире, 876–879 гг. (рис. 256; ср. рис. 257) и — одно из самых замечательных произведений мировой архитектуры — мечеть в Кордове. (Построена в течение нескольких строительных периодов: в 786–796 гг. сооружено основное ядро, расширенное в 833–848 гг., в 961–976 гг. и в последний раз в 987–990 гг., двор окончательно оформлен в 957 г. В результате всех этих строительных периодов получилась цельная архитектурно-художественная композиция хорошо сохранившегося здания.) Исходной точкой развития архитектурного типа мусульманской колонной мечети является мечеть Омейядов в Дамаске (т. е. еще глубже — эллинистическо-римско-византийская базиликальная архитектурная композиция). Дальнейшая эволюция состояла в том, что стало расти количество нефов крытого зала. Зал превращается в главную часть, двор, который в мечети Омейядов был больше зала, стал в Большой мечети в Кордове значительно меньше перекрытого помещения. Но до конца развития зал остается открытым на двор и сохраняет характер части двора, или, лучше сказать, сам представляет собой род крытого двора. В более ранних многонефных мечетях внутренними подпорами являются столбы, но потом их заменяют колоннами, которые типичны для архитектурно-художественной композиции колонной мечети, нашедшей себе наиболее полное выражение в Большой мечети в Кордове. В результате описанного развития эллинистическо-римско-византийский базиликальный прототип оказался коренным образом переработанным. Результат этой переработки — Большая мечеть в Кордове и другие аналогичные сооружения — очень похож по общему принципу архитектурного типа и стиля на персидский двор дворцовый тронный зал эпохи Ахеменидов. Мусульманская архитектура является непосредственньм продолжением персидской архитектуры. Византийское зодчество не было исходным пунктом развития архитектурно-художественных принципов зодчества ислама, а только влияло на него. Это влияние было в наиболее существенных пунктах совершенно переработано под воздействием самостоятельных мусульманских архитектурно-композиционных принципов, представляющих собой дальнейшее развитие принципов персидского зодчества эпох Ахеменидов и Сассанидов.
Рис. 254. План Большой мечети в Самарре
Рис 255. Минарет в Самарре
Рис. 256. Мечеть Ибн-Тулуна в Каире
Рис. 257. Мечеть в Кайруане
Большая мечеть в Кордове (рис. 258 и 259) является очень типичным примером мусульманской колонной мечети и вместе с тем ярко выраженным индивидуальным произведением очень высокого качества. Все это заставляет сосредоточиться именно на этом здании и попытаться более углубленно и детально проанализировать его стиль. Большая мечеть в Кордове, как и большинство других колонных мечетей, не имеет наружной формы в смысле замкнутого трехмерного блока. Зритель видит снаружи только невысокую, но очень растянутую вширь ограду, подобную оградам частных домов в мусульманских городах, скрывающих сад и дом от прохожих на улице. Аналогичный характер имели уже дома в Древнем Вавилоне. От наружных оград частных домов стены мечети в Кордове отличаются только своей вытянутостью по поверхности земли. Аналогичные глухие снаружи стены-ограды имел и дворец Саргона в Хорсабаде и сассанидские дворцы. Общий характер наружного вида этих сооружений принципиально отличается от нашего «дома» с выходящими наружу окнами, окончательно сложившегося только в эпоху Ренессанса в Италии (см. том III). Мечеть в Кордове похожа снаружи на большой двор, обнесенный стеной (она и на самом деле является им), или на крепость типа Мшатта (см. ниже). Сходство с крепостью особенно велико в таких зданиях, как Большая мечеть в Самарре, которая, как Мшатта, имеет много наружных башен и действительно служила крепостью (ср. христианские культовые здания в Сирии — том II — или в Западной Европе в романскую эпоху — том III). Когда здание типа Мшатта или мечети в Кордове очень велико, то оно снаружи кажется целым городом или городком. Снаружи создается впечатление, что стены огораживают и выделяют часть пространства природы. Интересным вариантом является верхнее завершение наружных стен мечети Ибн-Тулуна в Каире, в которой при помощи повторяющегося вдоль всего верхнего края стены динамического орнаментального мотива уничтожается ясность и простота горизонтальной линии. Этим стена дематериализуется и растворяется сверху, сливаясь с её пространством.
Рис. 258. План Большой мечети в Кордове
Рис. 259. Внутренний вид Большой мечети в Кордове
Внутри мечети в Кордове пространство господствует над материальными частями здания. Архитектор старается по возможности ослабить стены и отодвинуть их на задний план. Зритель видит, что крытое помещение ничем не отделено от двора, и уже в силу этого в его представлении создается образ пространства, не требующий непременно ограничения стенами со всех сторон, как мы привыкли это видеть в европейской архитектуре начиная с Ренессанса. В противоположность резко ограниченной комнате-коробке дома Ренессанса (см. том III), внутреннее пространство мечети в Кордове может быть беспредельно продолжено во все стороны как орнамент, так что стена не означает, как в европейском доме, окончательной Гранины внутреннего пространства, что очень ослабляет стену. Действительно, крытое помещение мечети расширяли в течение ряда строительных периодов (см. выше) путем продолжения колоннады разные стороны. Существующее ныне здание могло бы быть еще увеличено таким же путем, без нарушения основных принципов его архитектурно-художественной композиции (это было бы совершенно, невозможно для Парфенона, Софии в Константинополе или готических соборов в Амьене и Реймсе — см. том II и III). Но особенно важно, что внутренняя высота стен мечети в Кордове незначительна по сравнению с огромной протяженностью зала. Колонн так много, занимаемое и отмечаемое ими пространство так велико, что зритель видит перед собой почти только пространство, он может долго идти по всем направлениям, не встречая преграды, и только после очень длительного движения по внутренности здания (движения глазами или действительного передвижения) он наталкивается на преграду — стену, кажущуюся ему ничтожной, по сравнению с огромными пространствами. Находясь в середине мечети, зритель даже вовсе не видит стены. Кроме того, внутренние стены, конечно, были первоначально покрыты мелким динамическим орнаментом, который растворял их плоскости, как это обычно во всех памятниках мусульманской архитектуры. Пространство двора мечети в Кордове тоже ограничено не гладкими стенами, а портиками, отодвигающими стенные плоскости на второй план и заменяющими их пространственным слоем. Колонны крытого помещения тонки по сравнению с очень большими промежутками между ними; они расставлены далеко друг от друга. Колонны соединены друг с другом арками, над колоннами помещены столбики, соединенные между собой вторым ярусом арок, на которых первоначально лежал легкий деревянный потолок, только много позднее замененный отчасти сводами. Между нижним и верхним ярусами арок имеется пустое пространство, так что нижний ряд арок свободно прорезывает пространство. Все это еще больше усиливает господство пространства над массами.
В мечети в Кордове наблюдается дальнейшее развитие принципа дематериализации. Это доказывает непосредственную преемственность архитектурно-художественной композиции мусульманской архитектуры от зодчества Персии эпох Ахеменидов и Сассанидов. Дематериализация состоит в распылении материи на мелкие частицы, которые насыщают собой пространственную среду равномерно во всех ее частях. Это проявляется в мечети в Кордове, например, в форме арок. Для них характерны приблизительно равные друг другу белые и черные квадры, а также подковообразная форма арок нижнего яруса. Обе черты нарушают структивность арки, уничтожают впечатление материальной архитектурной формы, подчиненной законам равновесия. На первый взгляд может показаться, что резкое противопоставление светлых и темных камней, из которых сложена арка, должно усилить ее конструктивность, так как зритель видит, из каких элементов она состоит. На самом деле впечатление получается как раз обратное. Контраст темных и светлых пятен в арках настолько силен, что он воспринимается как самостоятельный орнаментальный узор, как яркие полосы на халатах жителей Средней Азии. Благодаря большому количеству арок, которые сразу видны зрителю, динамическое орнаментальное мелькание пятен отрывается от предметных форм конструктивных арок и господствует над ними, насыщая собой внутреннее пространство мечети. В каждой отдельной арке ее кривая, выражающая собой эластичное напряжение бокового распора, разбивается радиальными линиями клиньев, пятна которых кажутся висящими в воздухе и беспредметными. В арках мечети в Кордове наиболее существенным является сложная система переплетающихся форм, состоящая из многообразных пересечений кривых арок и радиальных линий клиньев. Получается запутанный линейный ритм, дополняющий ритм пятен арочных клиньев в общий орнаментальный узор, насыщающий внутреннее пространство. Резко контрастирующие друг с другом клинья арок разлагают тело арки на минимальные (по сравнению со всей внутренностью мечети) материальные частички, распыленные по пространственной среде крытого зала. Структура арок в малом виде отражает архитектурную композицию всего зала. Как арки разбиты на распыленные в пространстве темные клинья (светлые пятна между ними воспринимаются как «паузы» и приравниваются в общем впечатлении, которое производит внутренность мечети, к пространству), так материальная часть архитектурного целого разбита на большое количество колонн, в которых материя распылена в пространственной среде внутренности здания. Как пятна клиньев бесконечно размножаются и равномерно распределены по пространству мечети, так и колонны идут во все стороны бесконечными рядами.
Архитектурно-художественная композиция внутри мечети в Кордове распадается на две части: нижнюю, занятую колоннами, и верхнюю, заполненную арками. Низ создает вместилище для людей, верх связывает его с более общим целым.
Колонны равномерно распространяются во все стороны. Это — пространственные знаки, своим правильным чередованием отмечающие протяженность пространства. Возможность с художественно-композиционной точки зрения неограниченного умножения колонн мечети в Кордове означает, другими словами, полное отсутствие каких бы то ни было элементов субординации одних колонн другим, или частей внутреннего пространства другим, отсутствие централизации. Колонны не образуют групп, нет даже ни малейшей тенденции к группировке колонн. Все колонны совершенно равны друг другу. Создается скорее впечатление децентрализации и распыления от зрителя во все стороны. Возникает образ бесконечного распространения дематериализованного пространства, так как нет концентрации, сгущения архитектурной формы, — нет образования индивидуализированного, неповторимого соединения архитектурных элементов. Именно с этими чертами следует связывать вопрос об использовании в мусульманском зодчестве греко-римско-византийского архитектурного наследия. Колонны мечети в Кордове не только по своей форме (ствол, капитель и арка) восходят к византийскому, римскому и греческому зодчеству, но они в значительной своей части представляют собой архитектурные фрагменты, извлеченные из христианских церквей. Сравнение греческого периптера и мечети в Кордове показывает, что колонна получила в мусульманской архитектуре диаметрально противоположный смысл. В классическом периптере колонна является образом индивидуальности. Храм окружен многими колоннами, но их число всегда настолько ограничено, что никогда не теряется индивидуальность отдельной колонны. Наоборот, композиция периптера подчеркивает в конечном счете значение индивидуальной колонны как основного составного элемента всего построения. В Кордове общее число колонн так велико, что по сравнению с целым каждая отдельная колонна теряется. Индивидуальность колонны растворяется и распыляется в целом. Внимание зрителя отвлекается от отдельной подпоры и переносится на математическую правильность общего расположения колонн. При движении по залу образуются правильные ряды подпор по основным осям и по диагоналям, которые не столько уводят зрителя вглубь, сколько дают ему понять, что в расположении пространственных знаков господствует строгий порядок. Выраженный в этом числовой, математический элемент очень характерен для зодчества ислама и может быть прослежен как в больших композициях, так и в деталях.
Рис. 260. Один из куполов Большой мечети в Кордове
Арки занимают по вертикали больше пространства, чем колонны (это напоминает отношение подпор и кровель в наружном виде китайского здания). Доминирует мотив арок, огромное количество которых создает самые разнообразные пересечения, наполняющие сложным и запутанным мелочным движением, скорее даже дробной подвижностью измельченных форм, верхнюю часть пространства мечети. Эта подвижность еще умножена полосатой разделкой арок. Динамика арок усиливается благодаря контрасту с более спокойными колоннами. Рядом с гладкими, легко обозримыми вертикалями простых стволов внизу пестрые кривые линии изгибающихся над ними арок производят впечатление запутанной и очень сложной композиции. Особенно интересны покрытия куполов, расположенных рядом друг с другом в количестве трех перед молитвенной нишей и этим несколько выделяющих находящееся под ними пространство, предназначенное для привилегированных лип (рис. 260). Купола совершенно не отражаются на расположении подпор, они не создают подчинения одних пространств другим. Каждый из куполов формует дематериализованную пространственную среду, насыщенную мелочной динамикой орнамента. Ее прорезывает линейный Костяк из восьми арок, пересекающихся друг с другом так, что снизу получается впечатление двух квадратов, отмечающих углы восьмигранника. В этой композиции поражает сказочная нереальность форм.
В целом внутри мечети в Кордове колонны и арки в сочетании своем похожи на лес, в котором обнаженные внизу стволы разрастаются вверх переплетающимися ветвями. Арки господствуют. Они напоминают и предвосхищают более поздние мусульманские покрытия из сталактитов. Зритель в своих движениях находит опорные точки для пространственной ориентации в стволах колонн, но взгляд его привлекает запутанная верхняя зона, в которой он теряется и растворяется. Внутреннее пространство Большой мечети в Кордове точно распадается на простые знаки-числа внизу, образующие стройные и строгие ряды, и на сложнейшие комбинации этих чисел-знаков наверху, создаваемые различными соединениями их при помощи арок-связей.
Мечети Испании: история и современность
Что первое приходит нам на ум, когда мы думаем об Испании? Большинство людей сразу вспоминают испанский футбол и корриду. Но я, думая об этой удивительной европейской стране, представляю себе величественные дворцы, исторические мечети, потрясающие сады и красивые архитектурные ансамбли с богатым испанским декором.
Историческое наследие Андалусии
Большинство бывших мечетей в Испании были построены и использовались в качестве культовых сооружений мусульман во время периода Андалусии (мусульманская Испания) с 711 г. по 1492 г., когда различные мусульманские правители управляли большими частями Пиренейского полуострова. Это был период небывалого расцвета и экономического подъёма, Золотой век в науке, искусстве, архитектуре и медицине. Именно тогда появились самые красивые исторические мечети страны.
На протяжении более восьми веков мечети были неотъемлемой частью социальной, политической и культурной сфер Испании – в тот период в стране существовало несколько сотен и, возможно, даже тысячи мечетей. Согласно некоторым данным, в одном только городе Кордова насчитывалось 3000 мечетей, бань и дворцов. Это было в 10-м веке, когда Кордова была одним из крупнейших городов мира. К сожалению, сегодня эти старинные мечети в Кордове утеряны без следа, за исключением Великой мечети Кордовы и нескольких руин других мечетей.
Распространение мечетей не ограничивалось крупными городами. Даже в небольших городках и посёлках было построено несколько мечетей, чтобы у верующих всегда была возможность совершать ежедневные пятикратные молитвы.
Конечно, невозможно рассказать обо всех мечетях Испании, но в этом материале мы расскажем о самых известных мечетях прошлого и современных, действующих мечетях страны. А теперь усаживайся удобнее, дорогой читатель, попробую увлечь тебя своим интересом к ошеломляющим фактам истории испанской исламской архитектуры. Итак, мы отправляемся в Испанию!
Комплекс Альгамбра, город Гранада
Когда я впервые услышала название Альгамбра, каким-то образом оно вызвало у меня необъяснимые чувства, а увидев на видео сам комплекс, его сады и фонтаны, я безнадежно влюбилась в эту чудесную достопримечательность Гранады. И кто не был бы в восторге от такого удивительного места, наполненного интереснейшей историей и богатой культурой?
Потрясающая, сияющая, знаменитая Альгамбра затмевает все остальные исторические сооружения в Гранаде. Она внесена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия, и ежегодно этот комплекс посещают около 3 миллионов человек. Это самый посещаемый туристический объект в Испании и второй в Европе после Ватикана по привлечению туристов. С его величественных шпилей открывается панорамный вид на город и окрестности. Названный арабами Калат аль-Хамра (Красная крепость), построенный из камня красноватого оттенка, комплекс Альгамбра представляет собой сеть дворцов, наполненных изысканными воспоминаниями прославленного периода правления мусульман в Испании.
Этот хорошо сохранившийся образец арабской архитектуры представляет собой удивительный комплекс дворцов и садов, заполненных филигранно отделанными стенами и арками, восхитительными внутренними двориками, изящными плитками и мраморными колоннами, украшенных арабской вязью. Гипс и камень на стенах превратились в кружева и, дополненные изображениями фонтанов, деревьев и цветов, помогают создать в воображении образы рая на земле.
А как романтично здесь звучат названия – башня Идальго, ворота Справедливости, Львиный дворик, башня Принцесс, зал Посланников. В состав обширного комплекса, который несколько веков служил резиденцией правителей-мусульман и их семей, входили мечети, жилые дома, бани, сады, кладбище, склады. Внутренние дворики, фонтаны и водоемы Альгамбры гармонично соединяются друг с другом.
Прогуливаясь по территории комплекса в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев и цветущих клумб, забываешь на несколько часов о суете окружающего мира, погружаясь в атмосферу релакса и спокойствия. И хотя снаружи Альгамбра представляется очень строгим зданием, похожим на крепость, внутри она откроет свои красоты посетителям, с уважением ступающим по её территории.
Мечеть Кордовы
Эпоха гармоничного правления мусульман в испанской истории привела к тому, что город Кордова стал культурным центром для представителей всех конфессий, повсюду открывались школы и университеты, процветало сельское хозяйство, торговля и промышленность. Культурное плодотворное сосуществование в течение 800 лет трех религий (ислама, христианства и иудаизма) – редкий случай в европейской истории — привело к одной из самых богатых исторических эпох Испании.
Великая мечеть Кордовы известна своей смелой архитектурой и размерами – это была самая крупная мечеть города. Несмотря на то, что за свою многовековую историю этот величественный архитектурный шедевр претерпел значительные изменения, многие из оригинальных особенностей прекрасно сохранились. В 1984 году Великая мечеть (Мескита) была включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть исторического центра Кордовы.
Уникален дизайн мечети – на весь мир знамениты гигантские арки из яшмы, оникса, мрамора и гранита. Ставшие новым решение в архитектуре, двойные арки помогали поддерживать огромный вес высоких потолков. Мескита также украшена позолоченными михрабами и синими плитками.
Мескита дель-Кристо де-ла-Лус, город Толедо
Её происхождение восходит к 10-му веку, это один из классических памятников арабской архитектуры, который сохранился до сих пор. Мечеть, названная Баб-аль-Мардум, была возведена в 999 году под руководством арабского архитектора Муссы ибн Али де-Саад, на работу которого большое влияние оказала великая мечеть Кордовы. После завоевания Толедо христианами, в 1085 году, по приказу короля Альфонсо VI мечеть была преобразована в христианский храм, получивший название Кристо-де-ла-Лус.
Сегодня этот кусочек древней архитектуры представляет собой интересную смесь культур.
Интерьер, возможно, не может похвастаться величественным фасадом, но колонны и подковообразные арки образуют девять различных секций, каждая из которых предлагает сложные геометрические узоры.
Мечеть представляла собой небольшую квадратную конструкцию, рассказывающей историю города через свою архитектуру. Под стеклянным полом хорошо сохранился фрагмент римской дороги, а на смотровом балконе открывается великолепный вид на северную окраину города.
Мечеть Алькасар, город Херес-де-ла-Фронтера
Мечеть в бывшей крепости Алькасар в городе Херес-де-ла-Фронтера – единственная сохранившаяся мечеть из 18 других, построенная в этом андалузском городе во время правления мусульман. Самые старые части крепости датируются 11 веком, но большая часть сохранившейся структуры была построена в 12 веке. После христианского завоевания Алькасара, во времена правления Альфонсо X из Кастилии, в 1264 г., она была перестроена в готическую церковь Санта Мария ла Реал, а её минарет – в колокольню. В 1931 году весь крепостной комплекс был объявлен достоянием культурного интереса.
Элегантный и внушительный памятник, который занимает прочное место в истории Испании, Алькасар Херес-де-ла-Фронтера был впервые построен мавританскими правителями Андалусии ещё в 11 веке. В монументальном ансамбле Алькасар в Хересе можно увидеть многовековую историю, она очень хорошо сохранилась. Вы можете увидеть панорамный вид на город с камеры обскура. Прогуляйтесь вокруг дворца, чтобы увидеть его стены и башни или заднюю часть здания.
Башня Хиральда, город Севилья
А вы знали, что символ Севильи – вот эта башня, которая когда-то была минаретом Большой мечети города? Красиво освещённая ночью, она видна издалека. На протяжении более 800 лет башня Хиральда была самым высоким зданием в городе, имея высоту 103 метра, что и сегодня делает её выше знаменитого лондонского Биг Бена и Пизанской башни.
В 1987 году ЮНЕСКО объявил главную достопримечательность Севильи объектом Всемирного наследия, и это вполне объяснимо – башня Хиральда богата своей историей и представляет собой большую художественную и архитектурную ценность. Построенная в 12 веке, вдохновлённая мечетью Кутубия в Марракеше, башня Хиральда является бывшим минаретом мечети периода Альмохада, испанского архитектурного ренессанса. С её смотровой площадки открывается потрясающий вид на Севилью.
Современные действующие мечети Испании
Точное количество мечетей Испании варьируется в зависимости от различных источников. По состоянию на май 2018 года Обсерватория религиозного плюрализма в Испании перечислила 1588 мечетей на своём веб-сайте. Согласно оценке 2010 года, по всей стране действовали 13 крупных мечетей и более 1000 небольших мечетей и молитвенных комнат, для 1,5 миллиона мусульман Испании.
Количество мечетей увеличивается с распространением в Испании интереса к Исламу, что объясняется главным образом иммиграцией из исламских стран и увеличением числа туристов-мусульман, посещающих страну.
Центральная мечеть Мадрида
Фактически это исламский культурный центр Мадрида, в здании которого располагается мечеть. Центральная мечеть Мадрида или мечеть Абу-Бакра – это здание, расположенное по соседству с районом Тетуан. Центр, расположенный на четырёх этажах, имеет помимо мечети и офисов, детский сад, школу, библиотеку, зрительный зал и магазин.
Разработанный архитектором Хуаном Мора, центр является штаб-квартирой Союза исламских общин Испании и Исламской общины Мадрида. Мечеть Абу-Бакра имеет действующее соглашение о сотрудничестве с Мадридской общиной и государством через Исламскую комиссию Испании. Центр выполняет религиозные, благотворительные, образовательные, культурные и социальные функции. Исламский центр Мадрида находится в центре города и рекомендован к посещению во время вашей следующей поездки в Испанию.
Мечеть короля Абдул-Азиза, город Марбелья
Эта мечеть расположена в Марбелье. Она имеет огромное значение, поскольку это одна из первых мечетей, построенных в наше время (1981 год) в Испании. Финансируется Саудовской Аравией, её вместимость – более 800 человек. На её территории расположено жильё для имама, библиотека и прекрасные сады.
Архитектура здания является примером вдохновленной андалузской современной арабской архитектуры. В мечети есть отдельные зоны для мужчин и женщин, и пять раз в день с её минарета звучит красивый азан, призывающий верующих к молитве.
Мечеть Гранады
Открытие Гранд-мечети Гранады летом 2003 года знаменует собой историческое воссоединение, поскольку это первая мечеть, открытая в городе спустя 500 лет после исторических событий, связанных с комплексом Альгамбра.
Мечеть Гранады состоит из трёх основных элементов. Это сад, молитвенный зал (способный разместить 500 верующих) и Центр исламских исследований. Белое кирпичное здание, построенное на 2100 квадратных метрах земли, с красной черепичной крышей и квадратным минаретом, расположено посреди общественного сада. Муэдзин поднимается по 59 ступеням башни минарета и обращается к верующим с призывом на молитву. Из сада открывается живописный вид на долину реки Дарро в направлении Альгамбры, стоящей на горе Сабика.
Сад при мечети украшен двумя фонтанами с классической андалузской мозаикой, а также растениями местных средиземноморских видов, такими как сосна, олива, гранат, апельсин и лимон.
Мечеть Гранады с её аккуратным зданием и живописным садом, где может отдохнуть не только мусульманин, но и любой турист, отражает безупречную жизненность пророческого послания, заключённого в Исламе.
Статья подготовлена по материалам англоязычных сайтов в переводе с английского языка специально для портала «Ислам.Ру»
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Мечеть Кордовы. Информация, посещения и билеты в мечеть Кордовы.
Первое расширение (821-852)
Абдерраман II (822 г.) увеличил молитвенный зал на восемь секций к югу, с явным влиянием Аббасидов в оформлении, результатом политических контактов с Восточным халифатом и прибытием фигур с Востока на полуостров. Мохамед I придает окончательную форму Воротам Святого Стефана, истинное происхождение которых неизвестно, хотя их эстетическое положение между вестготским искусством и халифом Кордовы кажется ясным.Предыдущего эмира сменили Аль-Мундир и Абдаллах. Первый поднимает комнату с сокровищами, точное местонахождение которых неизвестно. Второй построит секретный проход или сабат, который соединит халифат Алькасар с михрабом.
Второе увеличение (S. X)
В 929 году Абдерраман III провозгласил себя халифом, а Кордова стала столицей самого большого и влиятельного исламского королевства на Западе.Единственным вмешательством Альхамы был новый минарет и расширение внутреннего двора. Минарет стал первым на западе. Абдерраману также пришлось укрепить арки, соединяющие крытую молельню с внутренним двориком для омовений, деформированные толчками нефов. У главной входной двери в храм со двора он ставит большую подковообразную арку над существующей и строит между ними бочкообразный свод. В том же веке, когда был халифом Альхакеном II, были значительно развиты культура и все эстетические и литературные искусства.Также в этот период активизировались политические и культурные контакты с великой восточной столицей Византии.
Alhakem II добавляет еще двенадцать секций, приближаясь к курсу Гвадалквивира, достигая окончательной глубины сегодняшнего дня. Все использованные материалы предназначены специально для работы. Чередуются розовые и синие мраморные стержни и делаются заглавные буквы, называемые пенкасами, что приводит к схематизации классических орденов. В кибле или последней стене сооружения есть михраб или ниша, к которой обращаются молитвы.Эта стена из-за перенесенного давления была построена двойной формы, что обеспечило прочность конструкции. Максура, или пространство перед михрабом, находится прямо на этой стене, как основная часть монументального комплекса. В нем из-за недостаточной освещенности размещена серия сводов, которые, благодаря некоторым мансардным окнам, позволяют освещать самый выдающийся сектор места.
Эти своды образованы толстыми и большими ребрами, оставляющими между ними свободное пространство.Это конструктивное решение в дальнейшем будет широко использовано в мудехарском искусстве, получив название реберный свод халифа. Максура украшена плинтусами из мрамора, украшенными мотивами сирийского происхождения и мозаикой из стекловидных тессер, что придает этому пространству особый колорит, похожий на византийские постройки. Интерьер михраба имеет восьмиугольный план, закрытый величественным куполом в виде венеры.
Третье расширение (987)
Последнее крупное расширение осуществил визирь Альманзор в конце 10 века.Неминуемое падение халифата видно по нехватке материалов, используемых в этой области. Ввиду невозможности увеличения к югу из-за близкого расположения реки Гвадалквивир, Альманзор решил добавить еще восемь кораблей в восточном направлении.
, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения мечеть кордовы
мечеть кордовы, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения мечеть кордовы | Depositphotos®Утро в Кордове, соборная мечеть Кордовы, Кордова, Испания, у римского моста и соборная мечеть, Соборная мечеть Кордовы, Испания.Великая мечеть или Мескита знаменитый интерьер в Кордове, Испания Мечеть-собор Римский мост и мечеть в Кордове ночью (Испания) Мескита, Кордова, Испания Кафедральный собор-мечеть в Кордове, Испания Миграб в Большой мечети в Кордове Большая мечеть (собор Мескита) Собор и римский мост Мескита , Кордова, ИспанияМост в Кордове Испания Бывшая мечеть, расположенная в андалузском городе Кодоба, Испания Прекрасный Михраб в соборе Мескита в Кордове. Андалусия, испания. Июнь-03-2019Дверь в Мескиту Кордовы в Андалусии, Испания.Мечеть Мескита и римский мост ЕвропаПроцессионная линияБольшая мечеть или Мескита знаменитый интерьер в Кордове, ИспанияИнтерьер Соборной мечети, Кордова, Андалусия, ИспанияМескита Интерьер в КордовеМескита, вид изнутриРимский мост и мечеть Собор в Кордове в ИспанииМескитаОформление мечети в Кордове, Великая мечеть в КордовеПанорамный вид на мечеть в Кордове ИспанияМескита — КордоваНабор знаменитых достопримечательностей и украшенный экстерьерКордова на рассветеСобор в мечети КордовыСинагога в Кордове, Испания, где евреи на протяжении веков имели свободу вероисповедания, Собор Великой мечети КордовыИнтерьер Кафедрального собора Мескита, Кордова, ИспанияМечеть-собор в Кордове, Испания Кордовский, символ арабского господства в средние века, в стиле моджар.Арабские арки в испанском городе Кордова, символ арабского господства в средние века, в стиле мудехар. Большая мечеть в Кордове, Испания, Мост в Кордове, Испания, Интерьер мечети, Кордова, Испания. Орнаментальная мечеть Мескита Михраб в Кордове. Кордова, Испания, интерьер КордовыРимская дверь Кордовского мостаКордовская мечеть михрабКрасивый озерный пейзажСобор-мечеть Кордовы, ИспанияМечеть-соборМечеть-собор Кордовы
Объявление ЮНЕСКО в 1984 г. Humanity и включение его в список заслуживающих этой привилегии — лишь доказательство реальности.Этот памятник стал символом города Кордова и одним из богатейшего прошлого. Но, прежде всего, это отличительная черта города в мире. Таким образом, мы автоматически и неизбежно связываем Córdoba с нынешним Cathedral . Когда вы слышите слово « Córdoba », первое, что приходит на ум, — это мечеть . И это не только повод для гордости жителей Кордовы, но и вызывает восхищение у посетителей своим впечатляющим ансамблем и чрезвычайно богатой красотой его элементов и украшений.Очевидно, что здание никого не оставляет равнодушным, независимо от их подвига, и, конечно же, вызывает в мусульманском мире как большое уважение, так и почитание. Это, несомненно, произведение, которое лучше всего символизирует творческий гений цивилизации, в которой возникла « Тысяча и одна ночь, », и ее монументальность и красоту можно сравнить с таким гением. Кроме того, тот факт, что старая мечеть работала как христианский собор , добавляет очень важную ценность: перед нами один из памятников с более древней историей в Испании.Эта «долговечность» делает изучение здания еще более увлекательным, особенно если принять во внимание, что, несмотря на то, что оно используется в настоящее время, оно не перестает давать нам информацию, и эта тема не закрывается. Использование и повторное использование нынешнего собора на протяжении веков делает его изучение более сложным из-за многочисленных преобразований, которые проводились на протяжении многих лет, хотя он всегда выполнял важную религиозную и религиозную функцию. Фактически, прежде всего, это была Базилика Сан-Висенте в вестготские времена; к середине 8-го века она была повторно использована мусульманами как мечеть ; и он использовался как собор со времен Реконкисты Кордовы Фернандо III эль Санто (Святой) в 1236 году.Если сложно изучить памятник в его исламский период (после прецедента вестготов), тем более сложно подвести итог его эволюции как собор , со всеми преобразованиями, подразумеваемыми при преобразовании храма в христианскую веру: Поздняя середина Эпоха, периоды гуманизма и барокко, до 18 века и начало реставрации мечети Собора в 19 и 20 веках. По этой причине в следующих разделах мы постараемся дать как можно более полное описание исторической и художественной эволюции мечети -собор , где нам придется опустить несколько интересных аспектов, чтобы достичь необходимой краткости. резюме этих «страниц».Мы понимаем, что нас могут обвинить в этом недостатке, хотя мы постараемся выделить более выдающиеся аспекты, не теряя всей перспективы (от базилики до мечети и, конечно же, до собора ). В качестве оправдания следует отметить, что архитектурное и художественное богатство здания настолько велико, что практически невозможно описать все его элементы и детали в обобщенном виде. Мы полагаем, что многочисленные изображения, которые сопровождают уже полную информацию, которую мы включаем о мечети -собор , могут быть использованы в качестве объяснения и компенсации за неизбежные упущения.После этого краткого, но уместного введения мы подготовили краткий анализ (под названием «Историография») о различных раскопках и реставрациях, проведенных в здании, особенно упомянув архитекторов и археологов, которые руководили ими. Сразу после этого мы отдельно изучим вестготские, мусульманские и, наконец, христианские постройки. В случае вестготов мы особо отметим раскопки под руководством Феликса Эрнандеса, которые предоставили большой объем информации, которая до сих пор была неизвестна.Что касается мусульманского строительства, мы изучили значение мечети как священного исламского храма и ее значение в мусульманском мире. Кроме того, мы организовали анализ здания, начиная с примитивной мечети, которую Абддерраман I приказал построить в конце 8-го века, и проанализировали вклад каждого эмира и халифа. Далее мы рассмотрим исследование здания после завоевания города христианами в 1236 году, опишем районы, которые считаются более интересными, и выделим Королевскую часовню или собор Трансепт в самом сердце исламского здания.Если вы хотите посетить мечеть-собор Кордовы , не стесняйтесь нанять одну из наших экскурсий с гидом . Мы являемся экспертами в интерпретации исторического наследия Кордовы. Если вы выбрали осмотра достопримечательностей в Кордове , выберите качественный вариант, выберите ArtenCórdoba .Текст: Хесус Пихуан.
Информация о Кордове Карта сайта Прочие ресурсы |
Время работы: информация о Кордове
См. Также: Путеводитель по мечети | Фотографии Mezquita Exterior | Фотографии Mezquita Interior Mezquita Общее описание и исторические заметки
|