Мис ван дер роэ людвиг достопримечательности – Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ


Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 г. в Германии. Сначала проходил обучение в ремесленной школе. Его отец был каменщик и резчик по камню, поэтому свое обучение будущий архитектор продолжил на практической работе – постройках отца. После нескольких лет практики Людвиг поступил в профессиональную школу. Особенности его профессиональной подготовки в значительной степени определили тот глубокий интерес к материалу, к разработке деталей, к реальному процессу строительства, который отличает этого мастера на всем протяжении его творческого пути. Его первым наставником в столице стал Б. Пауль. Поработав с ним некоторое время Людвиг переходит к П. Беренсу, который существенно повлиял на дальнейшую творческую судьбу Мис ван дер Роэ. Его учеба у Беренса способствовала формированию универсального подхода к проектированию зданий. В период с 1911 года по 1912 годы Мисс является руководителем реализации проекта П. Беренса – посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. С 1912 года Людвиг принимает решение работать независимо.

Здание Германского посольства в Санкт-Петербурге арх. Петер Беренс

В конце 20-х годов прошлого века помимо руководства Международной выставкой жилища Мис ван дер Роэ принимает участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Его главное детище – проект дома из трех этажей в технике «свободная планировка». Основным отличием проекта была возможность образования внутри квартир различной величины, произвольных форм. Кухни, санузлы были зафиксированы. Остальное пространство было разделено свободно двигающимися перегородками.

Дом в посёлке Вайсенхоф


В  1929 г. Мисом был спроектирован павильон Германии для участия в выставке в г. Барселона, который сам стал экспонатом. Отказ от украшений был компенсирован геометрией конструкции, выгодно подчеркивающей красоту материалов природного происхождения и свойства стекла и водной глади отражать свет. Тяжелая конструкция перенесена на обособленные металлические подпорки, освобождая, таким образом, тонкие стены. Проект сделал архитектора известным на весь мир.

Павильон Германии в Барселоне

Концепция проекта павильона Германии имела продолжение и была применена к проектированию жилых домов. В частности в тридцатом году Мис создает проект виллы Тугенгат. Возведенное на склоне здание выполнено в 2 уровня и поделено на 4 области функциональности. Стоит отметить, что в проекте применяется идея свободной планировки для светской зоны. Стены, выполненные из стекла и освобожденные от несущей функции, могут быть убраны. Так интерьер может быть объединен с природой.

Вилла Тугенгат

В тридцатые годы архитектор возглавлял Баухауз, который первоначально располагался в Дессау, затем – в Столице.

В конце тридцатых Людвиг покидает Германию и перебирается  в Америку, где ему предлагают возглавить технологический институт Иллинойса.

Развивая идеи философии неотомизма Мис разрабатывал идею «универсального» строения. В эскизе архитектора выражена совершенно новая идея сплошь остекленного вертикального объема, произвольной в плане формы со стальным каркасом. Новизна и смелость проекта Мис ван дер Роэ – не только в ликвидации несущих стен, но и в предложенной им системе гибкой планировки здания, при которой стабильными являются лишь только шахты лестничных клеток, лифтов, санитарные узлы, а внутренняя планировка может изменяться в зависимости от изменяющихся функций путем перестановки легких передвижных перегородок. За счет использования стекла, дома, спроектированные в таком ключе, наполнялись светом.

Абстрактные и правильные геометрические формы, которые стремился проектировать Людвиг в этот период, вступают в противоречие с основной идеей функционализма, где определяющим фактором формы является функция здания. Так Людвиг постепенно стал отходить от той концепции, что развивал ранее у себя на Родине.

Стеклянный дом в местечке Плейно, штат Иллинойс

В конце сороковых архитектор строит Стеклянный дом. Эффект «парения» постройки в пространстве достигается полным остеклением белого каркаса и помещением его на плиту и на стойки. В замкнутый объем заключены лишь санузел и подсобка. Остальное – комната, открытая в окружающее пространство, олицетворяет контраст и единение с природой. В настоящее время  дом является архитектурным памятником штата Иллинойс.

Стеклянный дом в местечке Плейно, штат Иллинойс


Еще одним из крупных направлений в творчестве архитектора —  возведение высоток. Самой известной постройкой является постройка Сигрэм Билдинг. Здание было построено в Нью-Йорке в 1958 г. и стало прототипом более поздних построек самых разных корпораций в разных уголках земного шара. Новизной, предложенной Людвигом было отнесение высотки вглубь, с высвобождением, таким образом, места для площади с фонтаном. После реализации проекта Сигрэма, в мастерской известного архитектора проектируется еще несколько офисов-небоскребов — IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке

IBM Плаза в Чикаго, 1951 г.

Доминион-сентр, г. Торонто, 1967-1969 гг.

Жилые дома Людвиг проектирует в том же ключе – внешне они не отличаются от офисов, резко контрастируют с кирпичными жилыми кварталами. Самым известным проектом в этой области можно назвать Лейк-Шор-драйв.

Жилые дома на Лейк-Шор-драйв, Чикаго, 1951 г.

Последним детищем архитектора является Новая национальная галерея в Западной Европе.

Новая национальная галерея в Западной Европе, 1967 г.

Людвиг Мис ван дер Роэ ушел из жизни 17 августа 1969 года.

archi-story.ru

Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки

Людвиг Мис ван дер Роэ — ведущий представитель архитекторов-модернистов 20-го столетия. Многие считали его самым немногословным среди архитекторов того времени. Веское слово он выговаривал в своих работах. Знаменитой и лаконичной фразой «Less is more» Мис однажды ответил одному журналисту, выкуривая очередную сигару. Архитектор не лукавил, потому как выражение «Меньше — это больше» передало весь глубинный замысел, которым он руководствовался на протяжении своей долгой жизни в работе.

В этом материале вы узнаете:

  • О начале жизни Людвига Мис ван дер Роэ и становлении его личности;
  • Об основных принципах и характерных чертах его работ;
  • О самых знаменитых работах архитектора;
  • Об интересных фактах из жизни и творчества архитектора.
Портрет Миса с макетом Иллинойского технологического института

1886-1912 Ранние годы

Родился 27 марта 1886 года в курортном городке Ахене близ границы Германии с Бельгией и Недерландами. Учился в обыкновенной ремесленной школе, а затем стал помогать отцу на семейном поприще в качестве каменотёса. Позднее молодой человек перешел на работу в мастерскую к Петеру Беренсу, который помог самоопределиться Мису и найти свой собственный подход в проектировании сооружений.

Анализируя истоки творчества Миса, угадывались в его взглядах философские проблески Фомы Аквинского, а также Спинозы. И, действительно, неотомизм, который провозглашает вещи как соединение материи и формы, прослеживается в структурной грамматике его работ.

В последний год своей работы с Петером Беренсом Мис руководил проектом здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Здание Германского Посольства. Санкт-Петербург, 1914. Петер Беренс

После завершения проекта Беренса уже опытный архитектор покидает Россию и едет в Берлин как независимый архитектор.

1912-1921 Начало карьеры

В 1913 году по приезде в Германию Мис открыл своё проектное бюро, где впервые начал пробовать свои идеи. С новым именем наступила новая жизнь. Теперь Людвиг Мис использовал аристократическую приставку «ван дер» и добавил девичью фамилию матери «Роэ».

Людвига Миса ван дер Роэ всегда тянуло к прозрачности и блеску стекол, поэтому он выступал с предложением проекта стеклянных небоскребов в Берлине. Нестандартные идеи архитектора всегда вызывали немалое количество ажиотажа и противоречивых мнений среди критиков. Кто-то считал, что использование таких материалов, как стекло и сталь, помогает постройкам выглядеть элегантно. Кто-то, напротив, утверждал, что такие материалы могут придать монументу сухой и равнодушный вид, который годен только в машинной индустрии, а людям нужен уют. Ни один эксперт не оставался в стороне от оценки идейности Миса, и не раз простота его архитектуры давала повод для размышления.

«Архитектура — это язык. Когда вы очень хороши, вы можете стать поэтом» — Людвиг Мис ван дер Роэ

После окончания Первой мировой войны у общества сформировался некий нигилизм в отношении всей культуры и появилась потребность в свежих идеях и модернизме. Мис незамедлительно начал проводить метаморфозы с таким привычным ему неоклассическим стилем и в 1921 году трансформировал свой старый подход к градостроению, создав проект стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. К сожалению, он остался нереализованным, но несмотря на это замысел прославил архитектора. Это стало отправной точкой в его карьере.

Проект стеклянного небоскреба, 1919
Проект Небоскреба Фридрихштрассе, Германия, 1921

Позднее данный эскиз воплотился в реальность в построенных небоскребах в Чикаго и Нью-Йорке.

Началом осуществления основополагающих идей неотомизма в архитектуре Людвига стал проект жилищного комплекса из бетона и стекла в Вайсенхоф. Главным отличием этого здания от ранее придуманного было в том, что использовалась полюбившаяся Мису техника «свободной планировки». В стенах дома были закреплены кухни, санузлы, а остальные помещения имели разные формы и размеры. Характерно для данной постройки то, что несущие стены уже не ограничивались пределами главной коробки, а выходили на внешнюю сторону.

Дом в посёлке Вайсенхоф, 1927 Дом в посёлке Вайсенхоф, 1927

В своих проектах Людвиг выносил на передний план функциональность, которая диктовала будущую форму, в отличие от Ле Карбюзье, который считал, что форма — первоочередное звено во всем проекте.   

Благодаря своим будущим шедеврам конца 20-х годов (Павильону на выставке в Барселоне и вилле Тухендгат — miesbcn.com) Людвиг имел значительное влияние на архитектурном рынке. С его мнением считались многие эксперты, а критики по-прежнему не понимали его минималистической эстетики. Казалось, что Людвиг пропагандирует сверх-модернизм. Его проекты были подобны произведениям искусства. Порой казалось, что в иной момент экспозиция сверхъестественным образом покинет материальный мир. Возможно, в этом и был истинный замысел.

Павильон на выставке в Барселоне

В 30-х годах Людвига пригласили на должность директора школы Баухауза, и он охотно согласился. Но тогдашний политический радикализм не позволил директору раскрыть весь свой профессиональный потенциал, и уже спустя 3 года Баухауз закрылся, а Людвиг переехал с концами в США. Там-то и начался основной период его профессионального развития.

«Мои мысли водят мою руку, а моя рука указывает на то, чего стоят мои мысли»

1930 – 1946 Признание в США

С появлением Людвига Миса ван дер Роэ в Чикаго существовавшее тогда движение к «органической архитектуре» постепенно стало утрачивать свою актуальность и уступило «функционализму». Поговаривали, что по приезде Миса в Америку неизвестный мистер Пристли передал Фрэнку Ллойду Райту (архитектор-новатор, создатель «органической архитектуры» как направления), что Людвиг Мис ван дер Роэ хотел бы с ним побеседовать. Интересно то, что оправданно горделивый Райт отказывал во встречах таким профессионалам, как Ле Корбюзье и Гропиус, но Миса он мало того что принял, так еще и полностью признал все его идеи и труды. Таким образом, незримая эстафета была передана от Райта к Людвигу, и настала эпоха архитектурного функционализма в США.

На Людвига Мис ван дер Роэ переезд в Америку оказал сильное влияние. В работах, которые были спроектированы в Германии, присутствовал кирпич, а теперь основными материалами стали металл и стекло. В связи с тем, что в Америке демократия влияет на все сферы жизни общества, в том числе на территорию их участков, то стоит отметить политику расчерченной территории. Это означало, что каждый квадратик территории на участке является собственностью владельца, и каждый может распоряжаться им по своему желанию. Такая социальная стратегия государства регламентировалась законодательно, и ей уделялось особое внимание. По этой причине Мис ван дер Роэ в своих работах начал использовать модульную сетку. Это было новаторство архитектора, связанное с переменами в его мировоззрении.

Как только Мис обосновался в Чикаго, архитектору предложили стать главой Иллинойского технологического института, и он с радостью согласился. У него появился еще один шанс раскрыться на академической должности. В 1946 году с большим энтузиазмом архитектор принялся делать перестройку всей территории института. Был создан план всего комплекса в виде модульной сетки 7,2 х 7,2 м, чтобы не нарушать целостность всей территории. Также Мис спроектировал отдельные здания, самым знаменитым из них стал Crown hall для архитектурной школы. Здание имеет два этажа: нижний, словно утопленный в землю, и верхний — сделанный из стекла павильон, который будто парит, зависая на двух мощных рамах. Как обычно, сталь и стекло сделали своё дело.

В целом философия Людвига Миса ван дер Роэ базировалась на понимании того, что здание как строение не имеет ценности само по себе. Оно является всего лишь зеркальным отражением текущей эпохи. Строение приобретает свою ценность, когда в нее вкладывается высший смысл.

«Порядок божий и порядок земной — связанные вещи, и если порядок земной не повторяет горний порядок, то он ничего не стоит: это ложный путь».

С 1952 года Иллинойский технологический институт как архитектурный объект обретает свою популярность. Crown hall по сей день неразрывно связан с именем Людвига Миса ван дер Роэ.

Иллинойский технологический институт, 1950-1956

1946-1958 Новый этап в творчестве

Этот период в жизни архитектора знаменателен переменами в общем облике его работ. Теперь вся конструкция строений выносилась наружу, а внутри ничего не оставалось. Самым главным примером нового подхода Миса явился знаменитый, так называемый «Стеклянный дом» за городом для Эдит Фарнсуорт. Эдит была известным хирургом в Чикаго в то время и доверила не менее известному архитектору этот проект. Такой выбор основывался не только на объективном предпочтении в пользу профессионального архитектора, но также тому поспособствовали чувства, которые возникли между Эдит и Мисом. Заказчица очень хотела необыкновенный дом, который отличался бы от всего того, что предлагал архитектурный рынок. Для своей возлюбленной Мис хотел сделать действительно нечто грандиозное. Он планировал воплотить в реальность все свои минималистические идеи, которые вынашивал на протяжении тридцати лет.

В будущем произведении, по задумке архитектора, не должно было быть никаких лишних деталей, которые могли бы отвлекать от природы. В этой новой идее Мис всё так же преследовал главную философскую тематику своих работ о «единстве бытия и горнего порядка», но уже с новыми элементами и задумками. Людвиг исполнил желание Эдит и спроектировал неординарную постройку из двух плоскостей, третья — в виде приподнятой террасы и из восьми колонн, прилегающих снаружи. Ожидания Эдит не оправдались, и в бешенстве она подала в суд на своего уже бывшего любовника, потому как, помимо неоправданных ожиданий, Мис выставил счет на сумму 73 000 долларов (в наше время равносильно 500 000$) за свои услуги. «Что же… Любовь уходит, когда приходят деньги», — говорил комик-философ Граучо Маркс. Наверняка, Эдит Фарнсуорт даже представить не могла, что в дальнейшем её загородный дом станет экспонатом в музее современного искусства.

«Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт, 1951

Чикагские и нью-йоркские небоскребы тоже сыграли большую роль в творческом портфолио архитектора. Наиболее известными жилыми небоскребами Людвига являются строения на Лейк Шор Драйв 860/880 (1952 г.), которые занесены в список официальных достопримечательностей Чикаго. Самым знаменитым небоскребом в Нью-Йорке стал Сигрэм Билдинг в 1958 году. Конструкцию Сигрэма можно наблюдать и сейчас на многих бизнес-центрах по всему миру. Очередное новаторство Миса заключалось в предложении сдвинуть небоскрёб от основной линии вглубь квартала. Таким образом оставалось пространство, чтобы расположить перед строением фонтан. Людвиг стремился уйти от основных принципов функционализма, чтобы вписать дизайн здания в облик города. Для этого он навесил на строение внешние профили, которые использовались в качестве декорирующих элементов. Такие элементы не играли роли в конструкции, лишь визуально украшали небоскреб. Все несущие части разместились внутри здания и были скрыты.

Небоскребы Лэйк Шор-Драйв в Чикаго, 1952 Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, 1958

1961-1969 Последние годы

17 августа 1969 года в Чикаго после продолжительного сражения с раком пищевода Мис ушел из жизни. Многие из его впечатляющих проектов сохранились по сей день и восхищают своих посетителей инновационным дизайном. Несмотря на его переезды, влияние общества и эпохи, Мис ван дер Роэ оставался верен своей эстетике. Возможно, именно прогрессивная философия дизайна сделала его работы такими значительными как для архитекторов-последователей, так и для простых обывателей того времени. «Я попытался создать архитектуру для технологического общества», — сказал он в New York Times. — Я хотел сохранить все разумное и ясное — создать архитектурные проекты, которые любой может сделать».

Основные принципы и характерные черты работ

В проектах Людвига Мис ван дер Роэ всегда присутствовали некоторые закономерности, которых он придерживался. Архитектор вывел 3 главных принципа:

  1. Принцип заключается в том, что архитектура имеет прямую связь с историческим периодом, в разрезе которого её рассматривают. То есть она является следствием влияния определенной эпохи.
  2. В качестве следующего принципа Людвиг выдвигает тезис о том, что «архитектура — это язык, который подчиняется дисциплине и грамматике». Считается, что сами конструкции строений и их функциональное выражение играют второстепенную роль.
  3. Последним принципом стало убеждение Миса в том, что главная цель проекта — проработка его структуры.

В своих лекциях студентам Людвиг старался объяснить различия между главными понятиями в его принципах, приводя в пример стиль древних построек римлян. По его мнению, не существует какого-то грандиозного творческого подхода в создании шедевра, где здание могло бы удивительным образом удовлетворять функциональные потребности общества и при этом влюблять в свой внешний облик. Перед архитектором стоит конкретная цель — отобразить стандартные и обезличенные вещи, которые присущи эпохе.

Мис считал, что не имеет смысла пытаться раскрывать свой художественный потенциал, когда людям нужно всегда нечто определенное. Любые ухищрения бесполезны, потому как попасть в точку можно лишь благодаря пониманию настроя общества.

Структурная грамматика для Людвига Мис ван дер Роэ — это результат перехода конструкции в структуру. Проще говоря, пока кирпичная стена — это способ кладки, то это конструкция. Когда происходит отбор среди всех вариаций конструкций, то это уже структура.  А когда есть и конструкция, и структура, то весь процесс перехода от одного этапа к другому — это и есть структурная грамматика.

Характерные черты работ Миса:

1. Всевозможные перестановки конструкций, пересечение плоскостей и избегание углов

Все стены в проекте играли больше декоративную роль, так как архитектор стремился уйти от громоздкой несущей стены. На первый взгляд они напоминают, скорее, перегородки.

2. Полная или выборочная замкнутость всего строения

Дома имеют внешний невидимый контур, который обрамляет всю композицию и разделяет мир гармонии от остального пространства. Стены могут либо оставаться в очерченном периметре, либо пересекать его.

3. Металлический каркас

Наиболее яркий пример — это небоскребы в Чикаго и Нью Йорке. Так или иначе, каркас можно разглядеть во всех сооружениях Людвига Миса ван дер Роэ. В 2011 году в Канаде завершили реконструкцию бывшей автозаправочной станции Imperial Oil, которая была спроектирована Мисом в 1969 году. Во время реконструкции первое, что сделали строители — это покрасили в черный цвет стоечно-балочный каркас, который был сварен из стальных деталей.

«Итак, у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции».

Автозаправочная станция, 1969. Реконструкция в общественный центр, 2011

Знаменитые работы Людвига Мис ван дер Роэ

Мис оставил после себя самое главное культурное наследие, а именно — свой стиль. Его старалось повторить большое количество архитекторов, но тем не менее прототипов работ, которые бы полностью передавали мисовскую идеологию и логику, так и не было спроектировано. Рука мастера имела свой уникальный и неповторимый почерк. В его честь в наше время создали архитектурную премию — Премия имени Людвига Миса ван дер Роэ. Раз в два года жюри номинирует и награждает выдающиеся проекты. 

Дом Риля

Дом Риль в Потсдаме, 1908

Свой самый первый самостоятельный архитектурный проект — дом Риля — Людвиг построил, когда ему был всего лишь 21 год. В проекте здания еще нельзя увидеть характерных черт профессионального архитектора. Работа выглядит сдержанно и никак не выделяется среди остальных жилых домов. Знаменитый Мисовский почерк сформировался позднее, но начало было положено.

Вилла Тугендхат

losko.ru

5 проектов Миса ван дер Роэ, доказывающих, что «истина в стекле» :: Статьи

Непрофессиональное большинство знает Людвига Миса ван дер Роэ как автора немецкого павильона в Барселоне. В крайнем случае — афоризма «Бог в деталях». Между тем, до павильона в 1929 году, к которому мы еще вернемся, было, к примеру, здание совсем другого «павильона» — посольства Германии в Санкт-Петербурге.

Неоклассический «дворец» на Исакиевской площади, символом гипертрофированной весомости которого стали конные статуи на фронтоне, Людвиг строил вместе со своим наставником Петером Беренсом (1911-1912). Кони, впрочем, со временем были утрачены, но еще раньше пропала вера ван дер Роэ в неоклассицизм. Изучив его в теории и на практике, но так и не найдя ответа на главный волновавший Миса вопрос, — в чем же задача архитектуры — сразу после начала Первой мировой ван дер Роэ открывает свое бюро и начинает собственные изыскания.

Стеклянный небоскреб, кирпичный дом, бетонный дом, 1921-1924

Сразу оговоримся, что несколько проектов, разработанных Мисом в этот период, реализованы так и не были. Однако в них оказались сформулированы — а в дальнейшем неизбежно применены — основные принципы архитектурного метода и подхода ван дер Роэ.

Яркий представитель модернизма, которым постепенно становился Мис, мечтал найти средства универсального высказывания в архитектуре — такие, чтобы не зависели ни от функции здания, ни от его географического положения.

«Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить», — писал Мис. И универсальное архитектурное решение для конструктива здания придумал как раз в проекте «стеклянного небоскреба».

Итак, у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции.

И, придя к такому выводу, Мис легким движением руки нарисовал башню со сплошным остеклением, хотя технологии того времени могли предложить лишь ленточное остекление в чередовании со сплошными поверхностями.

В двух других проектах — жилых домов из бетона и из кирпича соответственно — ван дер Роэ руководствовался как раз реалиями: на сохранившихся эскизах стеклянные участки фасада обеих построек соседствуют с полностью глухими.

Но новизна их как минимум в том, что мы видим опять-таки «кости и кожу». Стены «выгнали на улицу» и они перестали быть конструктивными элементами. Ну, а внутри — продолжение эксперимента с разработкой универсальной формы проектирования.

Что же такое универсальная, то есть многофункциональная планировка? Оказывается, гибкая и мобильная, что на практике означает фактическое отсутствие перегородок и зонирования.

Тем не менее, именно в концепциях кирпичного и бетонного дома — в тот период, когда никакой особой доктрины проектирования частных домов не существовало, — Мис ван дер Роэ сформулировал принцип деления внутреннего пространства на приватную и общественную части.

Для Миса это деление было скорее вынужденной мерой: он понимал, что ряд помещений — вроде санузлов и спален — возле стеклянных стен размещать нельзя, а нужно концентрировать ближе к композиционной середине дома. Однако принцип впоследствии так всем полюбился, что его до сих пор охотно берут на вооружение. Просто не знают, что его придумали почти 100 лет назад.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929

Разумеется, мы не можем не упомянуть самую знаковую постройку ван дер Роэ, ставшую реальным воплощением его многолетних идей и замыслов. Под плоской крышей установлены тонкие, но прочные стальные опоры — и вот уже отпадает необходимость устанавливать массивные стены. Стекло, плиты декоративного камня (оникса и полированного травертина) — Мис получил возможность играть с фактурами и теми самыми «деталями», в которых он видел бога.

Кстати, самое божественное, что, с точки зрения ван дер Роэ, доступно человеку, — это природа. Потому стеклянные стены, стирающие границы между человеком и природой, человеком и космосом, — краеугольный камень «мисовской» философии.

Будучи последователем Фомы Аквинского, Людвиг верил в гармоничный союз разумного и божественного, человеческого и природного, причем не банальное их мирное сосуществование, а глубокое и плодотворное взаимопроникновение.

Находящийся в павильоне не просто наблюдает за природой из окна — она сама приходит к нему в дом, пространства перетекают одно в другое: нет ни дверей, ни замкнутых помещений. Только несколько предметов мебели — ван дер Роэ разработал их специально для проекта павильона, и коллекция Barcelona по его чертежам выпускается по сей день, хотя придумана была в 1929 году.

Кресла, шезлонги и банкетки и X-образных опорах, действительно, шедевральны — в том смысле, что очень ясно выражают философию своего автора, который убежден, что «ценность вещи — в ее использовании». Позже он скажет, что проектировать мебель, пожалуй, сложнее, чем небоскреб, и теперь понятно, почему Чиппендейл так знаменит.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Постепенно развивая идеи, заложенные в Барселонском павильоне, архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе.

Опоры и плиты перекрытий выкрашены в белый цвет, стены полностью стеклянные, почти без членения, так что и внешние, и внутренние перегородки едва угадываются — за исключением тех, что ограничивают санузел.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных. она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Мис уже приехал из фашистской Германии в США и готовится к триумфальному шествию своих небоскребов и их прямых «потомков» по всем крупным американским городам.

Иллинойский технологический институт, 1946-1952

Впрочем, первый американский заказ ван дер Роэ — институт в Чикаго, в котором, кстати, архитектор впоследствии преподавал.

Объемно-планировочное решение полностью определяется функцией: единую форму с возможными перегородками заменяет сеть сообщающихся и перетекающих друг в друга модулей-параллелепипедов.

Уже знакомая тема открытого павильона, опробованная в Барселоне, воплощена в здании архитектурной школы Краун-Холл (Crown Hall): на заглубленном в землю и замаскированном первом этаже покоится полностью остекленный второй — с мощным каркасом, вынесенным вовне.

Сталь и стекло — палитра художника становится все лаконичнее. Однако «универсальность» именно это и подразумевает — никаких излишеств и украшательств. «Чем меньше, тем больше» — это еще одна знаменитая формула от ван дер Роэ. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа — лучшее, кстати, украшение для любой архитектуры.

Чикагские и нью-йоркские небоскребы, 1950-е

«Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия», — писал в эти годы Мис ван дер Роэ. Идею стеклянных небоскребов, которую он вынашивал с 1920-х годов, наконец-то удается осуществить.

Первой ласточкой становятся жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв (Lake Shore Drive, 1951) — хотя, по большому счету, от последовавших вскоре «Коммонуэлс променад» (Commonwells Promenade, 1957) и офисного здания Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (Seagram Building, 1958) они отличаются не слишком сильно. Несмотря на то, что для последнего использовалось особое стекло — сиреневое, с добавлением сплава золота, в то время как перемычки каркаса изготовлены из меди.

«Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличались от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше, „направление“, которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к какой-либо одной проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь», — пояснял Мис свои идеи универсализма. И пусть спустя годы его обвинят чуть ли не в «типовом проектировании», изначальная идеология мастера была от этого бесконечно далека.

Уже упоминавшийся Фома Аквинский и развившееся из его трудов философское направление неотомизма говорили о «высшей гармонии» и «абсолютной идее» — их и пытался воплотить ван дер Роэ, аккуратно сведя абсолют к универсуму, невыразимого бога — к осязаемым и формирующим наше окружение деталям.

Другие ключевые понятия томизма и неотомизма — лучезарность и светлость. «Определение истины по Фоме Аквинскому — „Истина есть сущность факта“. Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет», — делился архитектор своими мыслями в дневниках. И, чтобы наполнить свои постройки этим светом и символической истиной — делал стеклянные стены.

Юлия Шишалова

archspeech.com

11 фактов о Людвиге Мисе ван дер Роэ • Имя • Дизайн • Интерьер+Дизайн

Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня.

По теме: Тадао Андо: «простые дома» для миллиардеров

Людвиг Мис (27.03.1886, Ахен — 17.09.1969, Чикаго) — модернист и основоположник интернационального стиля. Общие принципы, которые он использовал в своих постройках: свободный план, каркасная структура, облегченные конструкции, модульная система, новые материалы, простая геометрия.

1. Здание как решение проблемы В молодости, работая в мастерской немецкого архитектора Петера Беренса, Мис ван дер Роэ выработал универсальный подход к проектированию зданий. Он называл себя ярым противником идеи о том, что специфика зданий должна иметь индивидуальный характер: характер постройки должен определяться общей проблемой, решаемой с помощью архитектуры.

2. «Меньше — значит больше» — принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов, исповедовавших предельный функционализм. Как и God is in the details, выражение Less is more стало афоризмом и слоганом современной архитектуры.

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определенной цели.

3. Свободная планировка «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», — писал Мис ван дер Роэ в 1953 году. Концепция свободной планировки впервые была реализована в проекте трехэтажного жилого дома поселка Вайсенхоф, построенного в пригороде Штутгарта для выставки «Жилье».

4. Ясная конструкция Архитектора интересовала ясность и понятность конструкции. «Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция — это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания», — писал Людвиг в 1953 году.

Кресла Barcelona, 1929. Knoll.

5. Кресло Barcelona В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов — так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

6. Просто Мис С 1912 по 1930 год сын ремесленника Людвиг работает как независимый архитектор в Берлине и меняет свою фамилию на более претенциозную, объединив с помощью аристократического сочетания «ван дер» унаследованную от отца фамилию Мис с материнской Роэ.

7. Директор Баухауса Мис ван дер Роэ стал третьим и последним директором немецкого Баухауса. В 1930 году основатель школы Вальтер Гропиус попросил Миса ван дер Роэ занять этот пост. Второй директор, возглавлявший школу с 1928 по 1930, Ханнес Мейер, который был марксистом, передав бразды правления Мису ван дер Роэ, уехал с несколькими учениками в СССР — строить города при крупных заводах и проектировать город Биробиджан.

Людвиг Мис ван дер Роэ, 1934. Баухаус. Фото: Werner Rohde.

8. Петербург Людвиг Мис ван дер Роэ строил в Санкт-Петербурге. Незадолго до Первой мировой войны в 1911-1912 году он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади, которое возводилось по проекту его шефа Петера Беренса.

9. Бекман, Кандинский и Клее В 1938 году Мис ван дер Роэ уехал в США, бежав от нацистов, и стал натурализированным американцем. «Я несколько лет жил в гостинице в Чикаго, — вспоминал архитектор. — У меня было только три потребности — мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности — работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Фарнсуорт-хауc. 1946-1951.

10. Стеклянные стены Дом, спроектированный для чикагского хирурга Эдит Фарнсуорт, — стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах, стал самой копируемой и цитируемой жилой постройкой архитектора. Дом как будто парит в пространстве. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фарнсуорт-хауcа, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания».

По теме: Альберт Леднер: последний американский модернист

Seagram Building. Нью-Йорк. Проект Мис ван дер Роэ при участии Филиппа Джонсона. 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы Joseph E. Seagram’s & Sons по производству спиртных напитков.

11. Небоскребы Мис ван дер Роэ спроектировал целый ряд известных небоскребов в Чикаго, но образцовой и самой знаменитой постройкой стал Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, завершенный в 1958 году — прототип многих офисных зданий, построенных по всему миру. Именно Сигрем-билдинг определил характер зданий деловых центров от Лондона до Сингапура.

По теме: В Нью-Йорке разрушат небоскреб

«Архитектура зависит от эпохи, это не мода, но она и не вечна — она часть эпохи, — писал архитектор в 1961 году за восемь лет до смерти. — Понять средства эпохи, понять её сущность, а не нечто видимое, внешнее. Но найти существенное для эпохи очень трудно, и процесс раскрытия большой формы протекает очень медленно. Эта большая форма не может быть введена вами или мною, но мы работаем над нею, не осознавая этого. И когда большая форма становится понятной до конца, то эпоха завершается, наступает нечто новое… Моя концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени».

www.interior.ru

Людвиг Мис ван дер Роэ: гений универсального пространства

27 марта 2019

27 марта родился выдающийся архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969). Его любовь к стеклу и стали, простая геометрия и принцип «Меньше — значит больше» определили архитектурный облик современных городов

Архитектор и дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ

27 марта исполняется 133 года со дня рождения легендарного Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe 27.03.1886 — 17.08.1969) — знаменитого немецкого архитектора-модерниста, одного из основателей и ведущего представителя «интернационального стиля», дизайнера и автора культовой коллекции мебели Barcelona, неподражаемого директора Баухауса, ярого поклонника стекла и стали.

Главной темой его творчества всегда был и оставался непреложный функционализм, отказ от погони за голым формализмом и желание ответить на вопрос, что есть главная задача архитектуры.

Вилла Тугендгат в Брно, Чехия, 1930: свободная планировка, большое количество естественного света. Сложный ландшафт с крутым склоном лишь сыграл Мису на руку: с одной стороны здание выглядит одноэтажным, а с другой — двухэтажным, как и положено.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. Первые уроки строительного искусства получил благодаря своему отцу — простому тесальщику камня. После трудного периода ремесленной школы и различных мастерских в 1905 году он переезжает в Берлин, где поступает на работу в архитектурное бюро немецкого классициста Петера Беренса (Peter Behrens). Именно здесь закладываются истоки его философии во главе с конструктивизмом, как первоосновой архитектуры. Благодаря службе в бюро также происходит его знакомство с молодыми Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Ле Корбюзье (Le Corbusier).

«Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт в местечке Плейно (Иллинойс), 1946-1951. С помощью полностью стеклянных стен архитектор выстраивает диалог с окружающей природой. Проект поддерживает главенствующий принцип творчества Миса: «Less is more» («Меньше – значит больше»).

В 1911–1912 Людвиг Мис руководил возведением здания немецкого посольства в Санкт-Петербурге по проекту Беренса. Тогда же, из желания приблизиться к немецкой знати, молодой архитектор создает себе новую фамилию. К своему имени он добавляет девичью фамилию матери «Роэ» и голландскую аристократическую приставку «ван дер» (воспользоваться традиционным немецким «фон» было невозможно из-за юридических нюансов).

Первоначальный вид немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

В 1913 году Людвиг Мис ван дер Роэ открывает собственное бюро, а в конце 1920-х его приглашают принять участие в проектировании поселка Вайсенхоф. Вниманию общественности немецкий архитектор представляет трехэтажный жилой дом со свободной планировкой. Основные секции, лестничные клетки, кухни и санузлы внутри помещений были зафиксированы, для всего остального оставались подвижные перегородки. Т.е. внутри каждой отдельной квартиры оставалась возможность образования новых произвольных форм.

Поселок Вайсенхоф (1927) создавался под девизом рациональности, доступности, качества и комфорта в ответ на дефицит жилья после окончания Первой мировой войны. Доказательством качественного проектирования и строительства является тот факт, что даже спустя почти сто лет существования, комплекс до сих пор остается заселенным.

Как это ни печально, самая знаковая постройка немецкого архитектора не сохранилась до наших дней в изначальном виде. Речь идет о павильоне Германии на Всемирной выставке в Барселоне 1929 года. «Интернациональный стиль» Миса ван дер Роэ достиг апогея: плоская крыша символизировала отказ от национальных культурных особенностей архитектуры и излишнего украшательства в пользу чистого функционализма и рационализма.

Павильон в Барселоне с его роскошными материалами не создан для постоянного навязчивого человеческого присутствия. Царственные умиротворенные помещения свободны от всех сдерживающих факторов архитектуры.

Простые линии прочных стальных опор, большое количество черного и дымчатого стекла, разнообразие поверхностей из мрамора, оникса, травертина. Все здесь подчинялось одной лишь «мисовской» фантазии и строилось на принципе сквозного движения пространства, которое свободно перетекает через полупрозрачные перегородки и растворяется в контрастной окружающей среде. После окончания выставки павильон был разобран и отправлен в Германию, воссозданием занялись лишь в 1980-х годах несколько каталонских архитекторов. Исключительная точность и тщательность реконструкции позволила современным поклонникам архитектуры буквально прикоснуться к шедевру.

Единственный постоянный житель пространства — скульптура девушки «Утро», работы немецкого художника Георга Кольбе.

Кстати, именно для павильона Германия был разработан культовый предмет мебели кресло Barcelona. Силуэт объекта был основан на курульном кресле древнеримской знати, хотя от старого образа остались лишь Х-образные ножки. Каркас был выполнен из излюбленного материала немецкого гения — хромированной стали.

Два присутствующих в павильоне кресла Barcelona символизируют трон для короля и королевы Испании.

В начале 1930-х годов Людвиг Мис ван дер Роэ недолгое время возглавлял школу Баухаус, а позднее был вынужден эмигрировать в США. В 1938 году архитектор обосновался в Чикаго и получил предложение возглавить Иллинойсский технологический институт. Не упуская возможности, Мис инициировал перестройку местного кампуса; многие здания его авторства функционируют до сих пор.

Кампус Иллинойсского технологического института в Чикаго признан памятником американской архитектуры.

В Америке архитектор отходит от принципов функционализма в погоне за чистой формой — конструкционным идеалом становится простой стеклянный параллепипед. Мастер продолжает работу, проектируя идеальные геометрические высотные здания под девизом универсальности пространства.

Сигрэм билдинг, Нью-Йорк — принципиально новый небоскреб для США. Фирменная решетка на окнах реализована из бронзы (на такое затратное эстетическое решение ушло около полутора тысяч тонн материала).

Среди них — Сигрэм билдинг в Нью-Йорке, IBM плаза в Чикаго, небоскребы в Торонто. Последней масштабной работой Миса стала Новая национальная галерея в родной Германии (Западный Берлин), построенная в 1968 году. Спустя год архитектор умер в Чикаго.

Большое открытое пространство Национальной галереи в Берлине разделено на два уровня: на нижнем расположена экспозиция скульптур и административные помещения, а главный выставочный зал организован на верхнем ярусе.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

www.elledecoration.ru

Мис архитектуры. Творческое кредо ван дер Роэ

9 июня 2016 г.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) – архитектор-модернист, представитель «интернационального стиля», полжизни отдавший сначала Германии, а затем – США. Его американские постройки, главное для которых – универсальность, стали знаковыми для Нью-Йорка и Чикаго и оказали огромное влияние на облик мегаполисов в XX веке. Мис, как коротко называли архитектора при жизни и в зарубежных исследованиях, был немногословным человеком и не «воевал» в печати или на трибуне за свои идеи, как это делали его современники Райт, Ле Корбюзье или Гропиус. Тем ценнее узнавать его соображения об архитектуре и творчестве, отражённые в немногих интервью и выступлениях. 

Архитектура – поле боя для духа. Она пишет по-своему историю эпох и даёт им их имена. Архитектура зависит от своего времени. Она есть кристаллизация его внутренней структуры, постепенное раскрытие его формы. (1950)

Архитектура воплощает пространственное противостояние человеческого существа с его окружающей средой; архитектура выражает то, как человек утверждает себя в контексте и как овладевает им. 

Павильон в Барселоне, 1929 

Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать её красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого. (1953) 

Архитектура – воля времени, перенесённая в пространство. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера. Не завтра. Только сегодня она обретает форму. (1923) 

Бог – в деталях. (1959) 

Меньше – значит больше. 

Ясная конструкция – основа для свободного плана. То, что не имеет ясной структуры, нас вообще не интересует. Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, всё застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция – это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания. (1953) 

Свободный план – новая концепция, и у него есть своя грамматика, как у нового языка. Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, что и традиционный план. (1953) 

Мис и жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв 

Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, – скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить. (1961) 

Наши утилитарные здания могут быть достойными имени творений архитектуры только в том случае, если они правильно интерпретируют наше время своей совершенной функциональностью. (1924) 

Железобетонные здания по своей сущности – каркасные здания. Ни рыхлости, ни бронированных башен. При несущих конструкциях поясов – ненесущая стена. Здания из кожи и костей. (1923) 

Федеральный центр Чикаго, 1974 

Новая эра – это факт: она существует, независимо от того, нравится она нам или нет. Впрочем, она не лучше и не хуже всякой другой эры. Она – чистое данное, не содержащее в себе никакой оценки. <…>

Не будем придавать чрезмерного значения механизации и стандартизации. Признаем как факт изменение экономических и социальных условий. Все эти условия развиваются своим путём – слепо и фатально. (1930) 

Наша эпоха – не время пафоса; мы не столько почитаем взлёты духа, сколько ценим разум и реализм. Нужно ответить на требование, которое предъявляет наше время, – требование реализма и функционализма. Только тогда наши здания будут выражать потенциальное величие нашей эпохи. (1924)

Мис и Филип Джонсон (слева) за обсуждением Сигрем-билдинг 

Образец анонимности являют собой наши инженерные сооружения. Гигантские плотины, индустриальные комплексы и огромные мосты строятся как нечто обыденное, и с ними не связывают имя проектировщика. Они предвосхищают технику будущего. (1924) 

Техника – нечто гораздо большее, чем метод, она таит в себе целый мир. Её можно сравнить только с античным открытием человека как личности, с римской волей к господству и средневековыми религиозными войнами. (1950) 

Если бы человек каждый день изобретал что-нибудь новое, мы бы никуда не ушли. Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется очень многое, чтобы их разработать. Виолле-ле-Дюк показал, что 300-летнее развитие церковной готики было разработкой и усовершенствованием одного и того же типа структуры. Поэтому мы намеренно ограничиваем себя теми структурами, которые реальны в настоящий момент, и разрабатываем их во всех деталях. Тем самым мы хотим создать основу для дальнейшего развития. (1953) 

Мис и студенты Технологического института Иллинойса 

Когда я переехал в США, то несколько лет жил в гостинице в Чикаго. У меня были только три потребности – мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. А также три ценные вещи – произведения Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее. 

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определённой цели. 

Моя концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. И в то же время она консервативна, поскольку сосредоточена не только на пользе, но связана и со смысловым значением; сосредоточена не только на функции, но и на выражении; основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции. (1961) 

Что же является задачей архитектуры? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может, он просто не понимал вопроса. Тогда мы пытались отыскать ответ сами и исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это – вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина. Мы были очень обрадованы, найдя определение у Фомы Аквинского: «Истина есть сущность факта». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет – полстолетия. (1961) 

Сейчас существуют две главные тенденции. Одна имеет структурную основу, и мы можем назвать её объективной. Другая имеет пластическую основу, и мы можем назвать её эмоциональной. Вы не можете смешивать их. Архитектура – не коктейль. (1961) 

В архитектуре есть розы и картофель, но есть плохой картофель, так же, как и хороший, и плохие розы, так же, как и прекрасные. 

Какое здание я хочу построить ещё? Собор. (1968; за год до смерти) 

Архитектура зависит от эпохи, это не мода, но она и не вечна – она часть эпохи. Понять средства эпохи, понять её сущность, а не нечто видимое, внешнее. Но найти существенное для эпохи очень трудно, и процесс раскрытия большой формы протекает очень медленно. Эта большая форма не может быть введена вами или мною, но мы работаем над нею, не осознавая этого. И когда большая форма становится понятной до конца, то эпоха завершается, наступает нечто новое. (1961) 

Главное, в чём убедили меня преподавание и творческая работа, это в необходимости сохранять ясность в мыслях и действиях. Без ясности не может быть взаимопонимания. А без взаимопонимания нет направленности – только путаница. (1960) 

www.berlogos.ru

Людвиг Мис ван дер Роэ

Американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля». Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки, выполненные обычно из стали и стекла и бетона, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства.

            
Годы жизни:

Место
деятельности:

Архитектура:


  
1886-1969 Берлин,Барселона, Брно, Нью-Йорк,
Санкт-Петербург,
Торонто, Чикаго

Модернизм
Родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали  конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.



С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ. В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.

Павильон Барселоны для международной Выставки. Испания
 

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона».


Дом Фарнсуорт. Иллинойс 
 

Памятник в честь вождей Спартака Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. 
Стеклянный макет небоскреба


Вилла Тугендхата. Иллинойс

Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно». С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине. В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США. Чикаго и становится гражданином США. Вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор. Руководствуясь принципом «Меньше — значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда.  
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания. После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто(Канада).

Сигрем-билдинг. Нью Йорк


 
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго. Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенное в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.

gestaltung.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *