Монастырь на горе: Святая высота: 7 самых красивых монастырей мира, расположенных в горах

Святая гора Афон — монастыри и монахи Афона

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря.

Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь.

Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов. 

© AP Photo/Dimitri Messinis


Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон

Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis


Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне. 

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат.

Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

• На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого «плотник», «древодел»). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название «Прибрежный Русcик». Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Византийское время и распорядок дня

«На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: «Мы встаем в 3 часа». В какие 3 часа? Все путаются». Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

«Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза», – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

«Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание», – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС


Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

«Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может», – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. «Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках», – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания. 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Доходы братии

Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.

Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.

Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

Это же не завод, а духовное учреждение. Если духовник видит надобность, человека оставляют

На каком языке говорят в обители

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: «На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву».

Монашеская усыпальница

На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.

Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.

По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. «К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости».    

© Алексей Бережков/ТАСС

Первая встреча с Афоном

На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: «Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей».

На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: «Святая пустота».

Да, я блаженствую, у меня нет никаких планов, меня невозможно чем-то обеспокоить

Путь к Афону: разочарования историка и политика

Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.

Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.

Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.

Я идеалист по жизни – мне всегда нужна какая-то идея, я должен чему-то служить. Я не могу быть историком серым: или ничего, или все – у меня такой принцип

«Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался».

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis


Искушения на пути к Афону

Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. «Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил», – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. «В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом», – добавляет отец Ермолай.

Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест. 

Оставил себе только одну одежду, которая на мне была, и 50 крон в кармане – все, больше ничего не было. И встал на дороге, чтобы добраться автостопом до Греции

Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. «Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: «Не делай этого!» Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок».

После слов пограничника «эти дети тебя возненавидят потом» молодой человек усомнился в правильности своего решения. «Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу», – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.

На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: «Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом».

Отец Ермолай

© «Русский Афон»

Отец. Монах. Легенда

Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. «И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет».

Сейчас монах Ермолай знает, что «Господь для них сделал все». «Даже сотую часть этого я бы не смог сделать, – уверен он. – Они выросли прекрасными людьми, они верующие, очень спокойные, уравновешенные, успешные. Старший владеет пятью языками, два университета окончил из любви к папе, без репетиторов. Чтобы не опозорить папу, он хотел что-то сделать. С такой стороны Бог представил им отца: как цель, как идеал, хотя я, может, сам из себя ничего не представляю. Но у них была мотивация. Я для них стал легендой».

Теперь каждый год, чередуясь, сыновья навещают монаха. Их связывает крепкая дружба и взаимная гордость друг за друга. Старший сын монаха Ермолая, отучившись в Австрии, переехал в США, откуда родом его супруга. Младший сын – успешный архитектор-дизайнер в Тбилиси. 

Послушания и стыд

По своим послушаниям монах Ермолай заведует библиотекой, архивом, занимается оцифровкой редких книг, готовит к изданию книги с уникальными документами об Афоне, а также принимает паломников.

«Когда я становился монахом, я не хотел уже заниматься интеллектуальным трудом, – вспоминает рассказчик. – Теперь я самый счастливый человек. Когда земляки спрашивают, как мне живется среди русских, я говорю: «Мне настолько хорошо, что иногда даже стыдно». Я же знаю, что не заслуживаю столько».

Это величайшее счастье – жить среди этих людей. И я люблю Россию: если она породила таких людей, значит она духовно здоровая и имеет огромный потенциал. Я в это верю

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Для подготовки проекта использовались материалы с официального сайта «Русский Афон»

Над проектом работали

{{role. role}}: {{role.fio}}

Фото обложки: ЕРА

Поделиться

Монастырь Ставровуни на Горе Креста

На протяжении столетий путь паломников на Святую Землю пролегал через остров Кипр.

Здесь много достопамятных мест, которые хранят не только память об этих поездках, но и бесценные реликвии, прикоснуться к которым хотят очень многие православные.

По дороге из Никосии в Лимассол, в горах (668 м над уровнем моря) находится старейший монастырь на острове Кипр – Ставровуни (греч. «Гора Креста»). В монастырь допускаются только мужчины, хотя и женщинам стоит одолеть крутой подъем, чтобы полюбоваться открывающимся оттуда великолепным видом Троодосских гор и долины Месаория. Монастырь был основан императрицей Еленой, матерью Константина Великого в 327 году, которая оставила в монастыре часть Святого Креста, привезенного из Святой Земли.

Согласно преданию, на вершине горы Ставровуни, там, где сегодня возвышается храм монастыря, находилось языческое святилище. Это предание подтверждается существовавшим в раннехристианскую эпоху IV век обычаем воздвигать христианские храмы на местах языческих святилищ. Две статуэтки из известняка, найденные на территории монастыря, служат дополнительным подтверждением этого предположения. Преобладает мнение, что это языческое святилище было посвящено Зевсу Олимпийскому.

Гора, на которой находится монастырь, со времен античности до средневековья называлась Олимпом. Некоторые другие вершины Кипра также носили такое название. Очевидно, оно происходит от хорошо известных одноименных гор в Греции и Малой Азии, а пришло на Кипр вместе с переселенцами греками.

Страбону, известному греческому географу и путешественнику, мы обязаны первым упоминанием этой горы. Он называет ее Олимпом-на-Кипре, описывает ее характерные очертания, указывает местоположение – между городами Китионом и Амафунтой (между современной Ларнакой и Лимассолом).

Вслед за Страбоном именно эту гору Олимп упоминают Плиний старший, Клавдий Птолемей, армянский историк Моисей Хоренаци, епископ Евстафий Салоникский, кипрский монах св. Неофит Затворник, летописец XV века Леонтий Махера и другие. Название горы Олимп звучит и поныне в названии близ лежащей деревни Лимпия.

Однако с начала латинского правления на Кипре наряду с названием «Олимп» употребляется название «Гора Святого Креста» или «Гора Честного Креста», так как в монастыре хранилась частица святой реликвии. Во время оттоманского правления названия «Ставровуни» и «Гора Креста» окончательно закрепилась.

Предание о том, что именно на этом месте св. Елена, мать императора Константина Великого, заложила христианскую церковь, напрямую связывается с ее историческим путешествием в Палестину, целью которого было обретение Честного Креста и основание в святых местах христианских храмов. Ставшее известным благодаря историку церкви епископу Евсевию Кесарийскому и многим другим историкам IV-VI веков путешествие святой Елены состоялось в 326 году н.э. вслед за решением Первого Вселенского Собора в Никее в Византии, а также согласно желанию ее сына, Константина Великого.

После многих перипетий св. Елена обнаружила три креста: Господа нашего и двух разбойников, а также Святые Гвозди распятия Христова. Крест Господа был различен благодаря последовавшему чуду. Святой Макарий, архиепископ Иерусалимский, приказал приложить все три креста к телу умершей женщины, которое проносили в тот момент к месту погребения. Женщина восстала из мертвых от прикосновения третьего креста, который таким образом и распознали как Крест Господень. По приказу святой императрицы Крест был разделен пополам. Одна половина осталась в Иерусалиме, другую же св. Елена забрала с собой, возвращаясь в Константинополь. Что же касается оставшихся двух крестов, то св. Елена не могла различить, какой из них принадлежал раскаявшемуся разбойнику, что был справа от Господа нашего, а какой – нераскаявшемуся, находившемуся слева от Него. Поэтому она приказала разобрать кресты и собрать их вновь, поменяв горизонтальные перекладины. Таким образом, каждый крест содержал в себе часть креста покаявшегося разбойника. Один из этих крестов и стал даром императрицы церкви Ставровуни.

Миссия святой царицы в Палестину и Иерусалим, а также в другие провинции Восточной Римской империи продолжались около двух лет (326-328, или 329 гг.). И посещение Кипра св. Еленой может считаться частью этой миссии. Точных сведений о ней в исторических источниках того времени не имеется, как, впрочем, отсутствуют описания и других важных деяний императрицы. Известные сегодня источники датируются, начиная XII веком. Первый из них – хождение игумена Даниила (1106 г.) – содержит запись изустного предания, которое передавалось от поколения к поколению до этого времени. В этом случае, как и во многих других, лишь в преданиях сохранились сведения, которые иначе не дошли бы до наших дней  сквозь череду несчастий и бедствий, выпавших на долю Кипра и лишивших остров многочисленных сокровищ – наследия прошлых веков.

Согласно этому преданию, которое сохраняется и поныне, корабль благословенной императрицы по пути из Палестины в столицу империи Константинополь, куда она намеривалась привезти святые реликвии – свидетельства Страстей Господних и два креста распятых разбойников – вынужден был, спасаясь от бури, искать прибежища у южных берегов Кипра.

Экспедиция сделала остановку в дельте реки, известной в древности как Тетиос. Впоследствии в честь царицы она была переименована в Василопотамос. В соответствии с тем же преданием, Кипр в это время страдал от ужасной засухи. Тридцать шесть лет подряд на острове не было дождя, свирепствовал мор. Повсюду кишели ядовитые змеи. Эти бедствия вынуждали многих киприотов покидать остров в поисках убежища за пределами Кипра, чтобы выжить. В это время Ангел Господень явился св. Елене и возвестил ей Волю Божию: воздвигнуть христианские храмы на Кипре, что она уже сделала на Святой Земле, и в этих храмах оставить частицы Истинного Креста, дабы Крест Господа нашего прославляли на Кипре так же, как и в Палестине. Затем последовало и другое чудо: Истинный Крест силой Божией был перенесен на вершину горы Олимп. И тем самым было указано царице то место, где она должна была воздвигнуть храм в честь Святого Креста Господа нашего.

Покорная Воле Божией, св. Елена смиренно поднялась на вершину горы Олимп. Ее спутники и жители окрестных деревень разрушили стоявшее на горе языческое святилище и на его руинах воздвигли церковь во славу истинного Бога. Этой ранней церкви и принесла она в дар крест из древа крестов двух разбойников, как упоминалось выше, в центр которого была помещена частица Истинного Креста Господня и один из Священных Гвоздей. Когда это было исполнено, совершили благодарственный молебен и славословие Господу нашему.

На подъезде к монастырю Ставровуни

Это же предание гласит, что св. Елена основала на Кипре еще несколько храмов (примером может служить церковь в деревне Тохни). Каждому из них она даровала частицы священных реликвий страданий Господа нашего. По ее личному приказу на Кипр из Малой Азии были привезены кошки.

Судно с ними причалило к берегу в местечке, которое и поныне известно как Капо Гата (Мыс Кошек). Кошки, выпущенные на иссушенную землю острова, должны были истребить множество змей. Вернувшись в Константинополь, св. Елена споспешествовала возвращению на родину киприотов, которые покинули остров из-за продолжительной засухи.

Известный кипрский летописец Леонтий Махера (XV век) собрал воедино и записал изложенное выше предание в своем известном «Повествовании о возлюбленной Кипрской земле, именуемом Хроника». Этот труд опирается на более ранние источники византийского периода.

После всех описанных событий Кипр преодолел экономические бедствия и испытал духовное возрождение. Дожди, прошедшие по промыслу Божьему после обретения на Кипре Истинного Креста, преобразили остров. Духовное же возрождение многострадальный кипрский народ обрел в своем стремлении к истинной вере, благословенной Господом через силу Распятия.

Изложенные выше события живут в предании, глубоко запечатлены в сознании народа Кипра. Память о равноапостольных Константине и Елене, основателях святой церкви Ставровуни, благоговейно почитается повсюду на острове. Их имена носят многие его жители.

Вид Троодосских гор и долины Месаория

Память о посещении Кипра царицей Еленой и об основании ею монастыря Святого Креста на горе Ставровуни увековечена древней надписью, выгравированной на камне, который находится в кладке стены коридора, идущего от главной церкви параллельно северной стене монастыря.

Камень с этой надпись был обнаружен во время ремонта главной церкви, которой проводился после пожара в июле 1888 года. Специалисты считают, что надпись датируется XIV-XVII вв.

«Победные трофеи принадлежат Господу Всевышнему. Те, которые даруют победу, освящены благодатью превознесенного Константина, Ибо ему одному довелось принять победоносное оружие (Крест), Которое страшно как на небесах, так и на земле. Им легион врагов был повержен .И его мать (св. Елена) воздвигла храм великолепный, Любовью явив Господню, которая Крестом в веру обращает. Храму этому подарила она частицу Божией награды, Исполненной во всем благодати. О китийцев  (кипрский) остров, владея таким трофеем, Гордися им и богатей, и врагов твоих побеждай. Креста благодатью, о Царица (острова), удостоенная достигнуть небес».

Икона «Распятие Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Икона «Воскресение Христа», приобретенная председателем Кипрского отделения в монастыре Ставровуни

Первые упоминания о монастыре относятся к периоду, который для Кипра являлся поздневизантийским, а именно к XI-XII векам. Их немного, всего лишь три, и они имеют общий характер. Однако эти упоминания проливают некоторый свет на суть событий и являются связующим звеном в истории монастыря с момента его основания до этой эпохи.

Впервые, в 1092 году, о монастыре говорит Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118 гг.). В своем известном историческом труде под названием «Алексиада», повествуя о Кипре и сепаратистском движении «дуки Рапсоматиса», она описывает, как мятежного правителя острова преследовали императорские войска под командованием Мануила Вутомита.

Спасаясь от них, князь Рапсоматис «… поднялся на гору между(Никосией и Лимассолом) и там нашел убежище в древнем храме, посвященном Истинному Кресту Господню».

Другими словами, Рапсоматис пытался скрыться в Ставровуни, где и был схвачен.

Это упоминание имеет особую важность, поскольку доказывает, что церковь Истинного Креста считалась древним сооружением еще в XI веке, и, возвращая нас преданию о возникновении обители в самом начале византийской эпохи, подтверждает достоверность старинного предания об основании монастыря св. Еленой.

Вскоре после этого, в 1106 году, монастырь посетил русский православный архимандрит игумен Даниил, который совершал паломничество по христианскому Востоку. Он оставил следующее описание горы Ставровуни, храма и монастыря: «Ту есть гора высока зело, и на той горе… св. Елена царица поставила крест кипарисен, на прогнание бесов, и всякому  недугу на исцеление, вложила в онь крест Честный Гвоздь Христов, и бывают на месте том знамения и чудеса многа. Стоит на воздухе сей Крест, ничем не скреплен с землею, токмо Духом Святым держится… И ту недостойный аз поклонился святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сущу на месте том, и проходих остров той добре».

Свидетельство игумена Даниила имеет особую значимость еще и потому, что он описывает чудо парящего в воздухе Креста, которое видел собственными глазами. Это первое датируемое упоминание о чуде парения также описываемое очевидцами вплоть до конца XV столетия. С этим чудесным явлением – Крестом, который парит в воздухе силой Божественной благодати, связано также и имя монастыря «Монастырь Честного парящего Креста». Такое особенное название обители сохраняется в некоторых письменных источниках до 18 века.

В 1191 году английский король Ричард I Львиное Сердце захватывает Кипр. Вскоре остров был продан рыцарям Ордена тамплиеров, но Орден возвращает его Ричарду, и тот снова продает его, теперь Ги де Лузиньяну, лишившемуся трона Иерусалимского короля. Он и основал королевскую династию Лузиньянов на Кипре. Таким образом, произошло окончательное административное и политическое отделение Кипра от Византийской империи.

Созданная на острове иерархическая система католической церкви стремилась через суровую и фанатичную политику латинизировать коренное православное население. В дополнение к издевательствам, преследованиям, репрессиям и различным ограничениям, которым с самого начала этого периода папские завоеватели подвергли местную православную церковь, особо жестокие меры были предприняты в отношении православного монашества Кипра. Их политика была направлена не только на создание многочисленных монашеских обителей, но и на конфискацию и использование известных православных святынь и монастырей с целью поднять свой авторитет и получить материальные блага. Монастырь Святого Креста никоим образом не был исключением.

Православные монахи были удалены из монастыря, хотя точная дата и подробности этих событий не известны. Обитель была передана во владение ордена св. Бенедикта. Бенедиктинские монахи из знаменитого монастыря св. Павла Антиохийского в Сирии находили убежище в Ставровуни как до захвата Антиохи мусульманами в 1268 году, так и после. В связи с этим к началу XIV века обитель обрела двойное название: «Монастырь св. Павла Антиохийского, бывший монастырь Истинного Креста».

До 1474 года бенедиктинцы оставались насельниками монастыря, который находился под папской юрисдикцией вплоть до конца латинского правления. С 1424 года Кипр переживает ряд нашествий египетских мамлюков, наиболее опустошительным из которых стало вторжение 1426 года. Войска кипрского короля из династии Лузиньянов Януса были разгромлены исламскими захватчиками. Силы мусульман разграбили монастырь Святого Креста наряду с другими местами.

Вскоре Кипр переходит во власть венецианцев. Годы правления Венецианской Республики свидетельствуют об относительном улучшении отношений между православной церковью и католиками, начавшемся в последние годы правления Лузиньянов. Как и многие их предшественники во времена правления Лузиньянов, католики не проживали в монастыре, а лишь приобретали титул аббата в соответствии с папскими указами.

Свидетельством процветания монастыря в этот период стало строительство подворья св. Варвары, которое действует до сих пор у подножия горы Ставровуни. Первоначальная церковь и сохранившиеся внутри апсиды алтаря фрески относятся к концу XV- началу XVI веков.

В 1491 году сильное землетрясение вызвало значительные разрушения также и нанесло большой урон монастырю. Разрушение часовни позади алтаря храма, в которой Истинный Крест чудесным образом парил в воздухе, особо подчеркивается в некоторых источниках. И в самом деле, чудо парения прекратилось приблизительно в это время. В память об этом чуде Крест был подвешен на стене вновь отстроенной часовни.

С 1521 по 1570 годы монастырь одновременно населяли и католические, и греческие православные монахи. Римская католическая церковь, желая непосредственно контролировать положение дел, направляет в монастырь штатных клириков как своих представителей. Несмотря на это, среди православных монахов Ставровуни никогда не проявлялась какая-либо постыдная склонность к униатству. Они имели свою отдельную часовню для отправления богослужений.

В этот период венецианские правители, без сомнения, ожидали нападения турок, поэтому для обеспечения обороны острова в стратегически важных точках Кипра строились наблюдательные пункты. Венецианцы, зная об исключительном преимуществе вершины горы Ставровуни, откуда можно обозревать практически все южное побережье Кипра, установили в монастыре свой наблюдательный пункт.

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л.А. Буланову игуменом Афанасием

Книга, подаренная председателю Кипрского отделения Л. А. Буланову игуменом Афанасием

После захвата турками-оттоманами Константинополя (1453 г.), а затем и всего Восточного Средиземноморья, Кипр оставался наиболее передовым бастионом латинян после их завоеваний на Востоке. Несмотря на то, что венецианские власти острова платили ежегодную дань Оттоманской империи, захват Кипра турками был всего лишь вопросом времени.

В конце июня – начале июля 1570 года значительные силы турок-оттоманов высадились на острове, начав вторжение на Кипр. После напряженной военной кампании, которая продолжалась целый год, захват острова завершился падением Фамагусты в августе 1571 года, сопровождающаяся жуткой резней, грабежами, насилием и разрушениями.

На Кипре начался период оттоманского правления. С самого начала монастырь Святого Креста вкусил горькие плоды оккупации.

В начале июля 1570 года турки-оттоманы высадились под Пафосом затем двинулись на Лимассол. По пути в столицу 6 июля 1570 года они решают завладеть монастырем. Многие христиане искали спасения в стенах монастыря, и большинство из них, в том числе и несколько монахов, поверглись мученической смерти. Монастырь был разграблен и сожжен.

Какое-то время монастырь был заброшен. Но некоторые привилегии киприотам удалось получить у визиря, в том числе выкупать монастыри.

В 1588 году путешественники засвидетельствовали пребывание монахов в монастыре. Было отмечено, что часть обители была восстановлена, и в нем сохранились многие священные реликвии: частица Истинного Креста, осколок креста раскаявшегося разбойника и другие святыни.

Летом 1878 года на Кипре произошла неожиданная смена правителей.

Многострадальный кипрский народ поначалу принял это событие с радостью и оптимизмом. Но киприоты вскоре осознали, что британская аннексия принесла новые испытания для острова.

С началом британского правления монастырь Святого Креста опустел. В связи с этим епископ Китийский Киприан, человек деятельный, передал монастырь и подворье св. Варвары в управление эконому иеромонаху Иоанникию, уроженцу деревни Вавла. На этой должности Иоанникий подвизался до 1888 года.

Изображение Святыни Святого Монастыря Ставровуни: Серебряный Крест, содержащий часть Древа Честного Креста, подарок игумена Афанасия председателю Кипрского отделения

Икона, подаренная игуменом Афанасием председателю Кипрского отделения ИППО Л.А.Буланову 

Монастырь имеет форму четырёхугольника, обращенного одной стороной к морю. До 1980-х годов он не имел водопровода и электроснабжения. В ходе длительных реставрационных работ были восстановлены фрески, украшающие монастырские храмы.

Главной реликвией монастыря является древний кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Он установлен в специальной нише в южной части первого яруса иконостаса соборного храма в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста.

С 1982 года монастырём Ставровуни управляет архимандрит Афанасий. Монастырь занимается производством ладана, качество которого ценилось с давних времён (о деревьях, с которых собирают смолу для приготовления ладана, ещё в XIII веке писал игумен Даниил). При монастыре существуют иконописные мастерские.

В 1996 году в рамках российско-кипрского выпуска почтовых марок серии «Культура православия» была выпущена марка с изображением монастыря Ставровуни.

31 октября 2009 года на Кипре на вершине горы Ставровуни у стен древнего монастыря IV века Святого Животворящего Креста состоялось торжественное открытие памятника, посвященного прибытию на Кипр первого известного русского паломника игумена Даниила (1106 г.). Его паломничество к святыням Кипрской земли положило начало духовным связям между народами Кипра и Киевской Руси. Освящение памятника совершил секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.
В торжественной церемонии приняли участие посол России в Республике Кипр Вячеслав Шумский, братия обители во главе с настоятелем архимандритом Афанасием, представители православной общественности, члены общественных организаций соотечественников и др.

***
В 2006 году народы Кипра и России отметили 900-летие установления духовных связей, начало которым положил игумен Даниил. Во время своего паломничества на Святую Землю (1106–1107 гг.) он побывал на Кипре и посетил святые места острова.

Глубокое впечатление на паломника произвел монастырь Святого Креста на горе Ставровуни, основанный в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. Игумену Даниилу посчастливилось видеть чудо парящего Креста и молиться пред ним. О впечатлениях от своего паломничества игумен Даниил написал книгу «Хождение», в которой несколько разделов посвятил Кипру.

В 2006 году Русский православный образовательный центр на Кипре выступил с инициативой отметить 900-летие посещения монастыря Ставровуни игуменом Даниилом и провести фестиваль «Единство», что было поддержано Российским центром науки и культуры. Проведение фестиваля благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

15 мая 2006 года состоялось открытие фестиваля «Единство» на горе Ставровуни. В ходе торжественного мероприятия было предложено увековечить юбилей в российско-кипрских отношениях сооружением на вершине горы Ставровуни памятника. Игумен Афанасий и братия монастыря дали согласие и высказали пожелания по проекту памятника.

Был создан организационный комитет, в который вошли: посол России в Республике Кипр Андрей Нестеренко, директор Российского центра науки и культуры Роман Вавилов, руководители Образовательного центра на Кипре Валерий и Наталия Зыковы.

Проект памятника – плод коллективных усилий русскоговорящего сообщества Кипра. Каждый соотечественник мог на страницах русскоязычного еженедельника «Европа-Кипр» выступить с предложением или высказать свое мнение.

Вид памятника первому русскому паломнику на Святую Землю игумену Даниилу

Памятник представляет собой камень, напоминающий своими очертаниями святую гору Ставровуни. Над ним возвышается русский восьмиконечный крест – символ посещения Кипра и монастыря Ставровуни игуменом Даниилом и русскими паломниками последующих поколений.

Памятник, посвященный прибытию на Кипр первого известного русского паломника игумена Даниила (1106 г.)

Надпись на камне призвана отметить личный вклад игумена Даниила в установление духовных контактов между братскими православными народами: «В ознаменование 900-летия паломничества в монастырь Ставровуни на святой Кипрской земле игумена Даниила, положившего начало духовным связям народов Кипра и Киевской Руси, от благодарных потомков (1106-2006)».

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов. Фото из архива Отделения.

Горный монастырь Дзэн – местонахождение Горного монастыря Дзэн и Центр Дзэн в Нью-Йорке

Горный монастырь Дзэн и Центр Дзэн в Нью-Йорке

Орден Гор и Рек – это линия передачи западных дзен-буддистов, основанная покойным Джоном Дайдо Лури Роши и посвящен разделению дхармы, поскольку она передавалась из поколения в поколение со времен Будды Шакьямуни. Вы можете практиковать с нами в двух наших основных местах — горном монастыре дзен и дзен-центре в Нью-Йорке, а также в партнерских группах Ордена.

 

С 1980 года мы предлагаем традиционные и инновационные способы изучения буддийских учений посредством наших программ и ретритов. И монастырь, и Бруклинские храмы являются местами практики и убежища, которые помогут вам научиться интегрировать свой духовный путь в повседневную жизнь. Независимо от того, приедете ли вы на воскресную утреннюю программу, ретрит на выходные или на период проживания, у вас будет возможность испытать динамичное духовное сообщество и место, где вы сможете встретить свою внутреннюю тишину и покой, мудрость и сострадание.

О ТОиР

BLACK LIVES MATTER. Прочтите наш ответ на продолжающееся насилие с применением огнестрельного оружия в США, которое в подавляющем большинстве затрагивает цветные сообщества.

Ретриты ZMM

Наше предстоящее расписание: вводные выходные, интенсивы по медитации, программы по искусству, ретриты по изучению буддизма и многое другое.

Узнать >

ZCNYC Retreats

Дзен-центр Нью-Йорка: Храм Огненного Лотоса — это убежище для духовных практиков в самом сердце Бруклина. Ежедневный дзадзэн, еженедельные семинары, интенсивы по медитации, возможности проживания и многое другое.

Посещение >

Резидентура

Обучение по месту жительства, с его упором на жизненный опыт, а не на теоретические знания, является мощным способом изучения и практики Дзэн.

Исследовать >

Как медитировать


Мы склонны рассматривать тело, дыхание и ум по отдельности, но в дзадзэн — медитации, лежащей в основе практики дзен, — они сливаются воедино.

Начало >

Подкасты


Ознакомьтесь с нашей обширной библиотекой бесед о Дхарме, интервью и подкастов от учителей и монахов. Отличное введение в дзен или способ углубить свою практику.

Слушание>

онлайн -журнал


Проверьте Mountain Record Блог для последних новостей и перспектив монастыря, Zen Center и за пределами…

вам нужно для активной практики, включая подушки для медитации, благовония, книги, статуи, одежду и многое другое.

Ознакомьтесь с нашей линией изделий Tenkozan, изготовленных вручную в монастыре.

Магазин >

Разнообразие, равенство, инклюзивность, справедливость

MRO предлагает различные группы по интересам и возможности для изучения нашей коллективной и индивидуальной обусловленности. Мы рассматриваем самоизучение и активную деятельность как неотъемлемую часть заповеди Будды изучать и облегчать страдания, где бы мы с ними ни сталкивались.

Узнать >

17 самых отдаленных монастырей на Земле (с фотографиями)

Поскольку тишина и покой являются ключом к аскетической жизни, монастыри часто располагаются в живописных и уединенных местах, вдали от отвлекающих факторов шумных городов и поселков. В поисках уединения монахи основывали монастыри в отдаленных и труднодоступных районах, чтобы поощрять духовное созерцание и самоанализ.

Монастыри, основанные столетия, если не тысячелетия назад, также могут похвастаться красивой архитектурой и часто являются домом для впечатляющих произведений искусства, рукописей и религиозных сокровищ. Кроме того, у каждого из них есть богатые обычаи, традиции и религиозные обычаи, в которые посетители могут вникнуть. Эти отдаленные монастыри, спрятанные среди величественных гор и долин или расположенные на небольших уединенных островах, находятся среди одних из самых захватывающих дух пейзажей в мире.

17. Дханкар Гомпа

© Dreamstime

Расположенный высоко в Гималаях на крайнем севере Индии, Дханкар Гомпа расположен в живописном месте на вершине скалистого отрога с видом на точку, где встречаются реки Спити и Пин. Монастырь-форт, окруженный выдающимися вершинами и луноподобными пейзажами, находится прямо над деревней Дханкар, которая когда-то была столицей королевства долины Спити.

Побеленные стены монастыря, которому, как полагают, более тысячи лет, являются домом для нескольких прекрасных дворов и церемониальных залов, а красивая статуя Вайрочаны является одной из главных достопримечательностей. Кроме того, он может похвастаться феноменальным видом на долину, реки и окружающие его горы.

16. Монастырь Татев

© Dreamstime

Расположенный высоко на краю плоскогорья на юго-востоке Армении монастырь Татев властно взирает на глубокое ущелье внизу. Построенный в 9 веке, Армянский Апостольский монастырь когда-то правил большей частью окружающей сельской местности и накопил большое богатство и власть.

Это видно по сказочным фрескам и изысканной архитектуре. Прочные башни, элегантные библиотеки и большие обеденные залы разбросаны вокруг трех божественных церквей комплекса. До важного исторического, культурного и религиозного объекта можно добраться по канатной дороге «Крылья Татева», откуда открывается неповторимый вид на живописное ущелье внизу.

15. Дебре Дамо

© Dreamstime

Расположенный на севере Эфиопии, недалеко от границы с Эритреей, Дебре Дамо расположен в живописном и уединенном месте на вершине горы с плоской вершиной. Примечательно, что в монастырь можно попасть, только взобравшись на 15-метровую скалу, подтянувшись по веревке; это, безусловно, оставляет незабываемые впечатления.

Сам комплекс не менее впечатляет; его впечатляющая церковь Абуна Арегави считается старейшей в стране и датируется шестым веком. Дебре Дамо по-прежнему является домом для монахов и может похвастаться удивительной аксумской архитектурой, вековыми рукописями и религиозными сокровищами. Это одна из самых незабываемых достопримечательностей региона Тыграй.

14. Гора Афон

© Dreamstime

Гора Афон является домом не для одного, а для 20 монастырей и является одним из важнейших центров восточно-православного монашества. Встречается на северо-востоке Греции. Часто называемый «Святой горой», полуостров, на котором она расположена, доступен только на лодке, и только мужчинам разрешено посещать ее крутые, покрытые лесом склоны и отдаленные монастыри.

С византийских времен на полуострове жили монахи. Во всех афонских монастырях хранятся впечатляющие артефакты и произведения искусства, а также представлено множество прекрасной старинной архитектуры. Посетители Святой Горы Афон путешествуют между монастырями, принимают участие в богослужениях и знакомятся с многовековой монашеской жизнью.

13. Столб Кацхи

© Dreamstime

Резко возвышающийся над окрестностями, Кацхийский столб представляет собой природный монолит из известняка, в котором находятся руины раннесредневекового скита. Лежащий на западе Джорджия , отвесные стороны скалистого обнажения башни до 40 метров. На протяжении веков его недоступность означала, что его маленькая церковь и отшельнические кельи оставались незамеченными.

Руины столба, долгое время считавшегося местными жителями символом Истинного Креста, были наконец восстановлены в начале 2000-х годов, когда туда вселился монах. его выдающаяся вершина окружена множеством чудесной природы и восхитительно выделяется на фоне неба.

12. Монастырь Сумела

© Dreamstime

Монастырь Сумела расположен на узком уступе на полпути к крутой скале на севере Турции, в Понтийских горах северной Анатолии, откуда открывается великолепный вид на долину Алтиндере. Основанный двумя афинскими монахами примерно в 386 году нашей эры, обширный комплекс включает в себя несколько часовен, священный источник и множество монашеских келий.

Посвящен Деве Марии. Однако несомненной изюминкой является его невероятная высеченная в скале церковь, покрытая красочными многовековыми фресками. Монастырь Сумела, к которому можно добраться только пешком по множеству длинных и извилистых каменных ступеней, является очень важным и впечатляющим историческим и культурным памятником, который охраняется и охраняется турецким правительством как музей.

11. Монастырь Св. Георгия

© Dreamstime

Монастырь Св. Георгия, окруженный сверкающими водами Которского залива в Черногории, расположен на островке Острво Свети Дорде, недалеко от побережья Пераста. Основанный в 12 веке бенедиктинский монастырь является домом для небольшой церкви и монастыря, а также множества прекрасных кипарисов.

Так как он был необитаем на протяжении веков и долгое время использовался как кладбище, он заработал жуткое прозвище острова мертвых. Хотя туристы не допускаются к посещению, монастырь Святого Георгия представляет собой прекрасное зрелище во время прогулки на лодке по Которскому заливу — одной из самых красивых природных достопримечательностей Черногории.

10. Висячий монастырь

© Dreamstime

Построенный на склоне отвесной скалы, Висячий монастырь кажется почти чудесным образом подвешенным в воздухе на высоте около 30 метров над землей. Расположенный в провинции Шаньси, храм известен тем, что является единственным в Китае, который сочетает в себе элементы трех традиционных религий: буддизма, даосизма и конфуцианства.

Монастырь, построенный более 1500 лет назад, представляет собой чудо инженерной мысли и может похвастаться более чем 40 залами и павильонами с прекрасными произведениями искусства, скульптурами и архитектурой, разбросанными повсюду. Защищенный от непогоды в небольшом бассейне каньона, Висячий монастырь выходит на великолепное ущелье, а вдалеке виднеется гора Хэн.

9. Пхугтал Гомпа

© Dreamstime

Расположенный в долине Лунгнак в Гималаях, Пхугтал Гомпа в северной Индии является одним из самых отдаленных монастырей на Земле. С видом на бирюзовые воды реки Лунгнак, его разросшиеся здания взгромоздились на склоне скалы в оспариваемом регионе Ладакх в Кашмире, куда можно добраться только пешком.

Построенный вокруг естественной пещеры, буддийский монастырь был основан примерно шестьсот лет назад, хотя задолго до этого он привлекал бесчисленных мудрецов, ученых и монахов. В то время как монастырь и его драматическая обстановка выглядят приятно, его многовековые обычаи и традиции живут: здесь по-прежнему находится монастырская школа и проводятся религиозные праздники в течение всего года.

8. Кожеозерский монастырь

Зонара / Википедия

Расположенный на северо-западе России, Кожеозерский монастырь расположен на небольшом живописном полуострове, вдающемся в озеро Кожозеро. Из-за его удаленности единственный способ добраться до монастыря — это пройти 30 километров по пустыне, пока вы не увидите его белые стены, возвышающиеся перед вами.

С момента своего основания в 1550-х годах монастырь был сожжен и перестроен, использовался как место политической ссылки и даже как военная база во время Гражданской войны в России. Ныне в нем живет один одинокий игумен, который ухаживает за зданием и встречает редкого посетителя, добирающегося до монастыря.

7. Монастырь Острог

© Dreamstime

Монастырь Острог, важное и популярное место паломничества, расположен на вершине крутой и извилистой дороги в центре Черногории. Монастырь, высеченный в скале большой скалы Остроска Греда, был основан Василием в 17 веке и является частью Сербской православной церкви.

Поскольку в его фантастической пещерной церкви с фресками хранятся мощи святого Василия Острожского, многие православные, католические и мусульманские паломники молятся здесь в надежде на исцеление своих недугов. Помимо прекрасных произведений искусства и архитектуры, монастырь Острог также может похвастаться прекрасным видом на Белоплавлицкую равнину.

6. Монастырь Святой Екатерины

© Dreamstime

Монастырь Святой Екатерины, лежащий у подножия горы Уиллоу, расположен в засушливых и пустынных пределах Синайского полуострова в Египте, недалеко от одноименного городка. Укрепленный комплекс, в котором находится прекрасная старая церковь и мечеть, а также многовековая библиотека, может похвастаться множеством превосходных икон, мозаик и рукописей.

Один из старейших монастырей в мире, Святой Екатерины был основан еще в 324 году и до сих пор является важным местом паломничества христиан, мусульман и евреев. Многие люди совмещают это с посещением близлежащей горы Синай, где, как говорят, Моисей получил Десять Заповедей.

5. Монастырь Ки

© Dreamstime

Монастырь Ки расположен в живописной и уединенной долине Спити штата Химачал-Прадеш, на самом севере Индии, высоко в Гималаях. Расположенный на вершине холма на высоте 4166 метров, тибетский буддийский монастырь может похвастаться захватывающим видом на широкие долины и высокие горы вокруг него.

Считается, что он был основан в 11 веке. Его побеленные здания демонстрируют множество фантастической архитектуры, древних фресок и красочных настенных росписей. Монастырь Ки, который используется и по сей день, является важным учебным центром для лам, и многие монахи проживают здесь круглый год.

4. Монастырь Святого Георгия

© Dreamstime

Монастырь Святого Георгия расположен на Западном берегу между Иерусалимом и Амманом, в восхитительно пустынной долине Вади-Кельт. Основанный в 420-х годах, комплекс встроен в склон утеса, и добраться до него можно только пешком по крутой тропе и по пешеходному мосту через ущелье.

Монастырь, в котором до сих пор живут греческие православные монахи, является домом для ряда важных реликвий, а также древних часовен и церквей. Монастырь Святого Георгия, очень популярное место паломничества, представляет собой впечатляющее зрелище с засушливыми и скалистыми пейзажами Вади-Кельт вокруг него.

3. Гнездо тигра

© Dreamstime

Гнездо тигра, опасно расположенное на скале на высоте около 900 метров над дном долины Паро, является одним из самых священных и живописных мест Бутан . Состоящий из четырех основных храмов, он был основан в 1692 году вокруг пещеры, где, как говорят, медитировал важный буддийский мастер. Помимо прекрасной архитектуры, представленной на выставке, монастырь является домом для бесчисленных пещер для медитации, статуй, скульптур и картин.

Чудесное место для посещения. До комплекса можно добраться, только взобравшись по каменным ступеням и тропинкам, прорубленным в скале, и пройдя по небольшим шатким деревянным мостикам между ними. Из Паро Такцанг вы можете насладиться невероятным видом на долину и лес внизу, а также узнать больше о богатой буддийской истории, культуре и наследии Бутана.

2. Таунг Калат

© Dreamstime

Расположенный на вершине давно потухшего вулкана Таунг Калат может похвастаться потрясающим видом на регион Мандалай в Мьянме и является очень популярным местом паломничества. Построен в 19го века, храм является домом для множества золотых ступ.

Считается, что гора, на которой он возвышается, населена десятками натов – духов, которым поклоняются в Мьянме. Чтобы добраться до вершины горы Попа, посетители и паломники босиком взбираются по 777 ступеням, избегая озорных макак, выстроившихся вдоль маршрута.

1. Метеоры

© Dreamstime

Комплекс восточно-православных монастырей, составляющих Метеоры, занимает второе место по значимости после горы Афон и является одной из самых известных и фотогеничных достопримечательностей Греции. Монастыри 14-го века, построенные на вершинах огромных скальных колонн, которые круто поднимаются от пола, выходят на Фессалийскую равнину со своих выдающихся точек обзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *