Довести до суда: три спорных проекта Сантьяго Калатравы
- Читать
- Объекты
- Довести до суда: три спорных проекта Сантьяго Калатравы
Сантьяго Калатраву — испано-швейцарского архитектора, чью эстетику иногда определяют как «био-тек», — обвинили в «халатности». Речь идет о мосте над Гранд-каналом в Венеции, но это далеко не первый случай, когда работа Калатравы вызывает сомнения и провоцирует судебные иски. Рассказываем, в чем проблема моста Ponte della Costituzione и в чем еще в разное время обвиняли архитектора.
Мост конституции в Венеции
Калатрава — опытный инженер и архитектор, с четырьмя десятками реализованных проектов мостов в арсенале. Вантовый мост Аламильо в Севилье, мост Бак-де-Рода в Барселоне (в народе его так и зовут: мост Калатравы) и «Струнный мост» в Иерусалиме — чудеса природы, переведенные на язык архитектуры. Итальянский суд, впрочем, заслуги мастера не оценил, даже наоборот. Образ архитектора как «уважаемого, всемирно известного профессионала с высоким уровнем компетентности и большим опытом в строительстве мостов» сделал допущенные ошибки в глазах судьи «еще более серьезными». Калатраву оштрафовали на 78 000 евро.
Построенный в 2008 году 94-метровый мост сначала назывался Quarto Ponte sul Canal Grande (потому что это был четвертый мост через канал), но позже был переименован в Ponte della Costituzione — в честь 60-й годовщины конституции Италии. Проблемы с ними начались с момента открытия: архитектора обвинили в отсутствии пандусов для инвалидных колясок, поэтому рядом с мостом пришлось достраивать подъемник для лифта. Строительство повлекло новые расходы (речь идет о 2 млн. евро) и закончилось в 2013 году, но ничего хорошего из этого не вышло. Кабина мобильного лифта летом раскаляется, и в ней невозможно находиться — в апреле этого года лифт решили закрыть.
Другая проблема связана с покрытием из закаленного стекла. Рассчитанное на 20 лет, оно износились гораздо быстрее и требует частичной замены уже сейчас. К тому же горожане жалуются, что во время дождя ходить по мосту опасно — слишком скользкие. В итоге не только расходы на строительство оказались сильно выше запланированных, но и техническое обслуживание обошлось дороже. Адвокаты Калатравы собираются обжаловать постановление суда, общественность во мнении расходится. Пока одни разносят Калатраву за безумно дорогие проекты, другие — напоминаю, что перед тем, как быть реализованным, проект вообще-то был согласован с городом.
Протекающая крыша винодельни в Риохе
В 2013 году владельцы винодельни Ysios в испанском регионе Риоха подали в суд на Калатраву за протекающую крышу. Они требовали с архитектора 2 млн. евро — эта сумма должна была покрыть ущерб от протечек и стоимость ремонтных работ. При этом, сама винодельня была построена за 12 лет до этого, и хотя крыша начала протекать не сразу, прежде, чем обратиться в суд, владелец неоднократно привлекал сторонних мастеров в попытке залатать дыры.
В заключении эксперта было сказано, что волнообразная крыша, сделанная из дерева и алюминия, попросту не могла защитить здание от дождя.
Город искусств и наук в Валенсии
А еще одним годом ранее Калатрава принимал участие в другом судебном процессе. В центре внимания оказался спроектированный архитектором «Город искусств и наук» в Валенсии. Сначала левая испанская политическая партия Esquerra Unida обвинила архитектора в сделке с консерваторами из правительства — якобы, Калатрава получил немаленький процент от стоимости строительства комплекса (по слухам, он обошелся городу в 1,1 миллиарда евро, превысив первоначальный бюджет в четыре раза). Обвинения с подробным «разбором полетов» выложили на сайте с недвусмысленным названием Calatrava te la clava («Калатрава истекает кровью»). Когда Калатрава подал на Esquerra Unida в суд, проект признали «оскорбительным и унижающим достоинство». Архитектору выплатили компенсацию в размере 30 000 евро.
Одновременно Калатрава ждал решения другого суда, и тоже в связи с этим проектом. Во время сильных ветров фрагменты испанской мозаики «тренкадис» буквально сдуло с фасада здания. Впрочем, расследование инцидента установило, что вина лежит на субподрядчике, ответственном за нанесение клея, который использовали для крепления мозаичной плитки, а не на Калатраве. Архитектор вызвался восстановить первоначальный вид фасада.
Read more
Дизайн без границ: 10 проектов от украинских дизайнеров интерьера
08 марта 2022
Проект
{short_desc}
Проект реконструкции в Зарайске от Basis: как бережно обновить исторический центр
12 июля 2021
Проект
{short_desc}
Реки и мосты архитектора Сантьяго Калатрава. Архитектура и строительство. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ
Сантьяго Калатрава входит в десятку самых знаменитых архитектурных звезд современности. Эту славу зодчий заслужил по праву: в его портфолио представлен широкий диапазон знаковых и значимых сооружений — спортивные и вокзальные комлексы, небоскребы и офисы. Однако наиболее сильной и славной стороной маэстро выглядит умение наводить мосты. Конечно, наш молодецкий Енисей будет покруче рек старушки Европы, но опыт испанского мостостроителя может пригодиться.
Маэстро мостостроитель
Итак, на творческом счету архитектурного испанца множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, снискавших и принесших автору признание и кучу наград, включая Притцкеровскую премию. Особенной статьей творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии. Маэстро мостостроитель уже построил с дюжину мостов по всему миру и собирается возвести столько же. Они все сходны между собой, как и полагается детищам одного папаши: почти все вантовые — подвешенные на стальных тросах к мощным опорам, укрытые от дождя и ветров прозрачным остеклением, с парусно изогнутыми фермами и элегантными опорами. Вот каковы некоторые из них — образцы творчества Калатравы.
Над водами Гвадалквивира
Мост «Аламильо» перекинут через реку Гвадалквивир, протекающую через славный город Севилью — столицу крупнейшей испанской провинции Андалусия. Мост был построен для сообщения с большим пустынным островом Ла-Картуха, на котором Испания решила принимать гостей Всемирной выставки «ЭКСПО-1992». По замыслу заказчиков и архитектора мост призван символизировать высокие стремления и значение Севильи в прошлом, настоящем и будущем.
Автомобильно-пешеходный мост состоит из единственной опоры, уравновешивающей двухсотметровый пролет с помощью тридцати стальных тросов. Первоначально планировалось строительство двух смежно подвешенных мостов с односторонним движением, но Калатрава в своем проекте очень удачно свел воедино транспортное решение, да еще и с пешеходной медианой. Кроме того, единая двухсотметровая авто-пешая трасса, подвешенная на стальных канатах, несет и мастерски выполненную эстетическую нагрузку. Особенно поражает воображение мост в ночное время: ярко освещенный, он напоминает гигантский галеон, несущийся во тьме под всеми парусами. На фантомный парусный корабль, составленный наложением силуэтов двух соседних мостов через Гвадалквивир, «Аламильо» и «Ла Баркета», лучше всего любоваться со сторона знаменитой Золотой башни — с этой точки симбиоз двух мостов двух разных авторов смотрится наиболее гармоничным.
Путь в бильбаотеку современного искусства
В таком же «подвешенном» состоянии пребывает упомянутый мост в столице страны басков. Подвесной арочный пешеходный мост в Бильбао через речушку с нервным названием Нервьон соединяет отели новой части города с музеем современного искусства фонда Соломона Гуггенхайма. Это один из семи построенных по всему миру музейных комплексов этого фонда, и, пожалуй, один из наиболее эффектных и необычных. Музей Гуггенхайма создан по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери и смахивает на космический корабль пришельцев. Приземистый каркас, обшитый изогнутыми пластинами листового титана, с нарочито рваными и асимметричными формами являет собой яркий пример такого направления, как деконструктивизм. Необычный мост Калатравы связывает музей с новопостроенным городом с 1997 года, объединяя пешеходную ось между нижней и верхней частями Бильбао. Официальное его название — Puente del Campo Volantin, но баски его именуют «Субисури» (zubizuri — «белый мост»). Сооружение представляет собой наклоненную арку из конструкционной стали, соединяющую две платформы, к которым подходят рампы с обеих сторон реки. Изогнутый мост, замощенный стеклянными плитками, подвешен за арку на стальных кабелях, а вся конструкция выкрашена в белый цвет, как и другие творения Калатравы (что и отражено в народном названии). Однако непрактичность моста доставляет хлопот пешеходам и муниципалитету — материал хрупок, а в мокрую погоду стеклянные плитки становятся довольно скользкими. Чтобы пешеходы не поскальзывались на мокром стекле (а в Бильбао моросящий дождь — обычная погода), мост застелен зеленым пластиковым покрытием вроде ковра или искусственной стадионной травы. Поговаривают также, что одни только расходы на замену разбитых плиток обходятся городской казне в шесть тысяч евро ежегодно.
Дублинский дублет
Куда меньше хлопот и затрат требует у властей ирландской столицы не менее эффектный мост, названный в честь урожденного ирландца Джеймса Джойса. Действие его рассказа «Мертвые» происходит как раз в одном из домов, расположенных по соседству. Ирландскую тему поддерживает и облик сооружения. Мост изящно завис над рекой, соединяя берега ирландской столицы, словно дополняя своей струнной наружностью духовые звуки традиционной волынки.
Этот автомобильный арочный мост с четырехполосным движением в обоих направлениях дополнен двумя пешеходными дорожками с обособленными зонами, где расставлены скамьи. Длина моста составляет 44 метра, а ширина — 31 метр. Сданный в эксплуатацию летом 2003 года, это один из двух мостов начала нового тысячелетия и один из двух через реку Лиффи, построенных в Дублине по проектам Калатравы.
Второй участник дублинского дублета — расположенный ниже по течению реки мост Сэмюэля Беккета. Он назван в честь еще одного знаменитого литературного ирландца, одного из основателей жанра абсурда. К счастью, творение Калатравы подчинено здравому смыслу и соображениям утилитарности. Это мост не простой, а разводной, причем в горизонтальной плоскости акватории реки, а не подъемный, как мосты Петербурга. Сложность подобного сооружения увеличила срок завершения до десяти лет, а сумму — практически вшестеро, до 60 миллионов евро. Строительство начато в 1998 году и завершено в 2008-м. Торжественное открытие для пешеходов состоялось в мае 2009 года, в присутствии потомков Беккета. Протяженность моста составляет 123 м, а ширина — 48 м. Конструкция позволяет поворачивать части моста на 90°, позволяя судам проходить по реке беспрепятственно. Если его собрат, мост Джойса, очертаниями напоминает струнную деку или крышку рояля, то мост Беккета больше похож на арфу — традиционный музыкальный инструмент и политический символ нации, угодивший даже на монету достоинством два евро ирландской чеканки. Такой вот струнно-мостовой дуэт связывает берега дублинской реки Лиффи.
Turia futuria
Мир миром, однако лучшим произведением Калатравы признан «Город искусств и наук» в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias — мировой образец современной комплексной застройки. «Город» расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам. Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L’Hemisferic («Полушарие»), сад-галерея L’Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L’Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.
Не стоит забывать, что Валенсия дала архитектору путевку мостостроителя, ведь первый мост Калатрава построил в родном городе. Это было лишь началом и авансом для будущего «Города искусств». Надо заметить, что все футуристические формы невероятных по новизне облика сооружений валенсийского культурного комплекса тесно перекликаются и вторят удачно найденным лекалам, по которым скроены мосты Калатравы, прославившие его имя по всему миру. Пускай речушка Турия пересохла, но высохшее ее русло перетянуто воздушно-пешеходными связями и ажурными фермами — взмывающими в небеса как манифест архитектурного футуризма.
Разведенная «Женщина» в стране пампасов
Перенесемся через всю Атлантику, из одного полушария в другое — в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Пешеходный мост с поэтичным названием и не менее романтичным обликом «Пассерелья-де ла Мухер» («Мост Женщины») был построен в 2002 году. Когда столичный район Пуэрто Мадеро практически с нуля стал перестраиваться в новый деловой центр, для того чтобы обеспечить новые, более удобные пешеходно-транспортные связи, было решено построить означенный мост. Мост насчитывает в длину 175 метров и составлен двумя пролетами в 40 и 30 метров, а также промежуточным разводным висячим пролетом длиной 100 метров. Для пропуска судов центральная секция разводного пролета может поворачиваться на 90° вокруг десятиметровой белой бетонной опоры, куда встроен поворотный механизм. Боковые опоры, также выполненные из белого бетона, имеют форму круглых цилиндров с эллипсоидными капителями поверху. Мостовой настил состоит из стальной кессонной балки, укрепленной поперечными и продольными пластинами.
Самый важный в конструктивном и эстетическом отношении элемент сооружения представлен стальным пилоном, который возвышается на 40 метров над центральной опорой (вокруг которой вращается разводная секция) и имеет угол наклона 38,81° — практически как земная ось. В процессе раскрытия пилон вращается вокруг настила в западную сторону, когда мост закрывается, и в восточную, когда открывается. Именно форма разводной секции придает сооружению наряду с хитроумной функциональностью неповторимую элегантность. Какую и пристало иметь Женщине, в честь которой мост назван…
Понто венециано
Одной из последних по времени реализованных построек в городе-заповеднике Венеции стал мост через одно из разветвлений морской лагуны. Новый мост располагается в самом начале города, между вокзалом Санта-Лючиа и Пьяццале Рома, и, строго говоря, не столь уж был необходим. Скорее всего, это жест примирения, компромисса между консерваторами и сторонниками архитектурного авангарда. Парадокс состоял в том, что с 1980 года в Венеции проводятся архитектурные биеннале — смотры-выставки достижений всемирной архитектуры, а сам город застыл в своем развитии, как символ метафизики.
Мост был явлен граду и миру в августе 2007 года. До того в Венеции на протяжении семидесяти лет не только не строилось ничего нового, но даже значительной реконструкции имеющихся зданий не проводилось. А тут новый мост, да еще и современного облика!
При всей авангардной одиозности Калатравы венецианский мост называют самым невзрачным и даже «невидимым» его творением. Выгнутая плоской аркой пластина с ребрами жесткости, спрятанными под полотном, — вот и все! Правда, форменная неприметность слегка компенсирована витражными элементами: ступенями из цветного стекла и перилами из стекла прозрачного. В дополнение к ажурной конструкции так налажена перекличка с местными промыслами — здешним знаменитым стеклянным литьем и дутьем с одного из венецианских островов, Мурано. Безделушки муранского стекла — занятный сувенир, но не более. Почти таков же новый мост: умеренно функционально, технологично, скромно, незаметно и сверху немножечко Мурано.
Надо еще раз подчеркнуть, что архитектор проявил бережное отношение к историческому контексту, а его сооружение не слишком заметно выпирает из венецианского ажурного великолепия. Некоторые все равно ругаются, однако всем никогда не угодишь — всегда сыщутся критики всего, что делается…
«Давидова арфа» над Ершалаимом
Мост между прошлым и настоящим появился и в Иерусалиме, причем практически впритык к исторической части города — со стороны въезда из Тель-Авива. Это мост для новой линии легкой железной дороги у самого въезда в Святой город: виадук протяженностью полотна 360 метров, подвешенный на струнах на шестиметровой высоте, стал важным звеном в строящейся системе скоростного городского транспорта. Сооружение зиждется на бетонных опорах, облицованных белым иерусалимским камнем, а сам мост, подвешенный на стальных тросах к башневым опорам высотой 104 метра, выполнен из стекла и стали. Такое конструктивное решение позволило избежать массивности и придает сооружению элегантный «летящий» силуэт. Восхититься есть чем: 119-метровая опорная мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом. Сооружение получило поэтическое название «Арфа Давида» и действительно напоминает огромную арфу с 66 струнами. Параболическими формами напоминает оно и памятник освоителям космоса на московской ВДНХ, что тоже удивительно символично по совпадению дат — строительство их виадука начато в наш День космонавтики, 12 апреля 2007 года.
© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru
Мост Аламильо и виадук Картуха / Севилья (обзор)
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
Всемирная выставка Expo ’92 предоставила властям Севильи возможность улучшить инфраструктуру города и его окрестностей в провинции Андалусия. Эта инициатива включала в себя улучшение дорожного сообщения с соседними городами, кольцевую дорогу до Севильи и восемь новых мостов через реку Гвадалквивир. По заказу La Junta de Andalucia в рамках этих работ мост Аламильо протянулся на 200 метров (656 футов) над участком реки, известным как Меандро-Сан-Херонимо, и соединен с виадуком для автомобилей, велосипедистов и пешеходов, который пересекает остров Ла Картуха. .
Виадук Ла-Картуха длиной 526,5 метра (1727 футов) был построен как ворота к северному входу на территорию Экспо-92. Это непрерывная конструкция со сводчатой нижней частью и перекрывающимися уровнями: верхний уровень шириной около 22 метров (72 фута) для автомобильного движения и два нижних уровня для пешеходов и велосипедистов шириной 4,4 метра (14,4 фута). Каждая из двух его 10-метровых (33 футов) проезжих частей выступает на расстоянии пяти метров (16,5 футов) от вершины конструкции, обеспечивая тень для пешеходов на консольной набережной внизу. Сооружение получает свет через три непрерывных ряда круглых световых колодцев, один вдоль венца свода между двумя проезжими частями и две другие стороны, между проезжей частью и променадами.
Мост Аламильо длиной 250 метров (820 футов) с максимальным пролетом 200 метров (656 футов) характеризуется пилоном высотой 142 метра (466 футов) в сторону острова Ла Картуха и наклоном 58 градусов на горизонтальный. Пилон поддерживает мост тринадцатью парами тросов. Пилон был построен путем подъема сегментов стальной оболочки на место с помощью большого грузоподъемного крана, затем их сварки и заливки железобетоном. Веса пилона достаточно, чтобы уравновесить палубу, поэтому задние стойки не требуются. Этот новый тип вантового моста, в котором вес наклонного пилона заменяется одним набором вант, создает диалог баланса между пилоном и настилом.
Эта концепция восходит к скульптуре Калатравы 1986 года под названием «Бегущий торс», в которой наклонно сложенные друг на друга мраморные кубы уравновешиваются натянутой проволокой. Настил моста состоит из шестиугольной стальной балки коробчатого сечения, к которой прикреплены вантовые тросы. Стальные крылья, поддерживающие палубу с обеих сторон, консольно отходят от этого хребта, чья верхняя сторона шириной 3,75 метра (12 футов), возвышающаяся примерно на 1,6 метра (5 футов) над уровнем дороги, служит надземным пешеходным и велосипедным маршрутом между разделенные полосы движения.
В ответ на естественную потребность в симметрии изначально были предложены два моста, чтобы соединить два участка реки. Зеркальные мосты с пилонами, наклоненными друг к другу на расстоянии примерно 1,5 км (0,9 мили) друг от друга и соединенные виадуком Картуха, напоминали бы огромный треугольник с вершиной высоко в небе. По разным причинам было принято асимметричное решение, и были построены только мост через Меандро-Сан-Херонимо и виадук.
Подробнее Закрыть текст
ГОД
1987 — 1992
АДРЕС
Мост Аламильо
Севилья
Испания
НАГРАДЫ
- CEOE Foundation ‘VI Dragados y Construcciones Приз’
Изображения моста Эль-Аламильо, Севилья, Испания, Сантьяго Калатрава.

1992 г.
Знак у основания высокого пилонаВ 1992 году в Севилье проходила выставка Экспо (или Всемирная выставка) на острове Ла-Картуха, который практически не застраивался. На острове были построены четыре новых моста, из которых мост Аламильо является самым большим и впечатляющим, став в процессе символом города. Мост через реку Меандро-Сан-Херонимо был построен всего за 31 месяц. | ||
Асимметричная конструкцияОдиночный пилон наклонен в сторону от реки и поддерживает 200-метровый пролет с помощью тринадцати пар вант. Как объясняет Александр Цонис: «Вместо того, чтобы использовать задние стойки, Калатрава позволил весу заполненной бетоном стальной опоры уравновесить настил.![]() |
||
Форму моста сравнивают с арфой, корабельной мачтой и лебедем. | ||
«Хребет служит приподнятой пешеходной дорожкой, разделяющей пополам консольные полосы движения на 1,6 метра ниже» (Цонис 114).![]() |
Перейти к странице 2.
Процитировано в работе:
Александр Цонис.
Другие здания Калатравы на этом участке включают: Пешеходный мост Кампо Волантин, Бильбао, Испания; Коммуникационная башня, Барселона, Испания; Художественный музей Милуоки; Станция Oriente, Лиссабон, Португалия; Аэропорт Сондика, Бильбао, Испания.
Нажмите здесь, чтобы вернуться к указателю исторических памятников искусства.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к каталогу художников и архитекторов.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к хронологическому указателю.
Щелкните здесь, чтобы открыть домашнюю страницу Блаффтонского университета.
ВЫРАВНИВАНИЕ>
© Мэри Энн Салливан, 2005 г.
