Мулета матадора: мулета « Коррида — Бой быков

мулета « Коррида — Бой быков

Последняя терция включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды Боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом “номере” обычаи более укорененные.

Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена Президенту Корриды (остатки церемоний этикета, которые “пропитывают” Праздник с конца 17-го века). В момент получения орудий убийства тореро держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой идет к человеку, которому он собирается посвятить свою “Работу”. Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой он произнесет посвятительную речь, после чего он бросит шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим – дном вверх; по этому иногда тореро переворачивают ее, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распостранненый обычай.

Особенно красочными являлись те, в которых тореро отдавались собственной находчивости, которая часто оказывалась небрежной и неотделанной.

Именно Хоакин Родригес Костиярес начал обращать особое внимание на эпизод “Убиения”, который на сегодняшний день является самым важным и артистическим моментом всей корриды. Раньше было привычным участие квадрильи в “Убиении”. Сейчас это уже не делается, лишь в крайних случаях и обязательно вызывая протест у публики. Именно во время “Убиения” Маэстро, при помощи мулеты, достигает наивысшего сближения с быком, используя самые предприимчивые и чувствительные ходы. Ведущие ходы с мулетой во время “Убиения”:

El Natural: Мулета берётся без шпаги в левую руку. Тореро выискивает расстояние с быком, предвосхищая обман, и когда бык срывается с места выбрасывает ногу для того чтобы разбить прямолинейное движение быка. Даётся движение руке, чтобы послать нападающего как можно дальше, заканчивая всегда понизу.

El Derechazo: Используется та же техника что и в “El Natural”, но беря мулету вместе со шпагой в правую руку.

Pase de Pecho: После “El Natural” и “El Derechazo” бык проходит или остаётся рядом из-за чего опорожняется нападение быка этим ходом. Ход проделывается в противоположном направлении Natural и Derechazo (в зависимости от того, какой рукой он проводится).

Trinchera: Реализуется справа, налево сокращая атаку быка при помощи проведения мулеты понизу, с целью подчинить и сосредоточить быка.

Интервью с тореро Эльчином Бабекхановым « Коррида — Бой быков

Наряду с обычными на свете есть множество всяких других профессий: экзотических, опасных, странных, уважаемых, волнующих, романтичных… Но редко какая вызывает удивление. А вот профессия нашего собеседника, Эльчина Теймуровича Бабекханова может вызвать не просто удивление — потрясение. И про нее одну можно сказать, что она и экзотическая, и опасная, и странная, и уважаемая, и волнующая, и романтичная. Потому что Эльчин работает… тореадором.

— Как получилось, что у вас такая необыкновенная профессия?

— Началось с моей любви к Испании. В раннем детстве я прочитал Сервантеса, потом мне попался Лорка, потом — дневники замечательного русского журналиста Кольцова, потом романы Хемингуэя. Вот он, пожалуй, больше всего и «постарался», чтобы я влюбился в профессию тореро. Потом был замечательный испанский фильм «Кровь и песок»… Профессия тореро мне казалась профессией настоящих мужчин. В ней, на мой взгляд, сочетается все: мужественность, гордость, сила и отвага… Да много чего. Кроме этого — еще и красота и изящество, артистизм, умение быть сконцентрированным и внимательным, обладание чувством меры — ведь риск необходим, но он всегда должен быть оправдан. Потом я поступил в Московский институт иностранных языков на нетрудно догадаться, какое отделение, стал работать переводчиком. Но я тогда еще не знал, что судьба забросит меня в Испанию. «Судьбой» стал один испанец, разводящий лошадей, он приезжал в Москву, я был его переводчиком.

Он предложил мне работу в Испании, и я согласился.

— И сразу стали тореадором?

— Нет, тореро сразу не станешь! Чтобы стать тореро, нужно учиться с детства. Я стал пикадором. Но не сразу, конечно…

— А в чем разница между тореадором и пикадором?

— Вообще-то слова «тореадор» в испанском нет, это заимствование с французского, это слово выдумали французы. А Бизе в своей «Кармен» популяризировал. И вообще того тореадора, который был в «Кармен», не существует, это поэтическая выдумка. Слово «тореро» произошло от слова «торо», что значит «бык». «Тореро» — это участник боя быков, корриды, и этот термин — собирательный. Те, кто плохо разбираются в корриде, считают, что тореадор или матадор — это тот, кто с плащом на шпаге, весь из себя такой красиво одетый, дразнит быка, играет с ним, а потом эффектно закалывает его шпагой. На самом деле все, кто участвует в корриде, называются тореро. А участников корриды много, все вместе они называются куадрильей.

Туда входит матадор, тот, кого чаще всего и называют тореадором или тореро. Как раз он играет с быком, а потом закалывает его. Слово «матадор» произошло от латинского «убивать», т.е. матадор — это «убиватель» быка. Но позже слово «матадор» перестало означать лишь убийцу, матадор — это артист. У каждого матадора есть помощники — бандерильерос. Они втыкают в холку быка специальные палки с крючками — дротики-бандерильи, украшенные бумажными цветными лентами. Есть конный пикадор — от слова «пика». Он колет в шею быка специальными пиками

— А как проходит обучение матадоров?

— Испанские мальчишки, как правило, бредят корридой все без исключения. Это как советские мальчишки в 60-70-е годы бредили космонавтами. Коррида для испанца — образ жизни, образ мышления, там корриды проводятся даже в тюрьмах и детских садах. По началу корриды в Испании можно сверять часы, так как это единственное мероприятие, которое начинается в стране в строго определенное время. Быть хорошим матадором — значит обрести славу на всю страну и, что немаловажно, стать очень богатым человеком. Мальчишек, которые хотят стать матадорами, называют «малетильос». Они ходят с одной корриды на другую с узелками — малетами, в которых шпага, плащ-мулета, иногда специальная шапочка матадора — монтера. Малетильос обманывают стражу, охранников, обходят полицейских и выбегают на арену со своими самодельными мулетами и начинают работать с быком. Но сколько они там «проработают»? Пока не подбегут помощники матадора и потащат этих безумцев с арены. А там уже может решиться их участь. Либо взашей затолкают, либо в полицию сдадут, либо в школу возьмут.

— А кто решает их участь?

— Зрители, как ни странно. Те мгновения, пока мальчишка на арене, зрители успевают его оценить. Если он резок, неловок, несмел, ему кричат «Фуэра!», что значит «Убирайся!». Если он ловок, изящен, смел, красиво играет с быком, ему кричат «Ке сига!» — «Пусть продолжает!». Полиция их все равно заберет, но руководители школ тавромахии — так издревле назывались школы, где учат на тореро, они есть практически в каждом городе, но самые лучшие — в Мадриде и Севилье, так вот учителя платят полиции штраф и забирают подростков к себе.

И они начинают учиться — если, конечно, есть деньги. Эти школы — удовольствие недешевое. Другие мальчишки приходят по ночам к специальным хозяйствам, где выращивают боевых быков, чтобы подразнить зверей, потренироваться.

— А что, нельзя просто придти в школу и сказать — возьмите меня? Если деньги есть?

— Можно, конечно, но это…как бы сказать… неромантично, что ли. А такие школы «просто так» берут в основном выходцев из матадорских семей, они пользуются наибольшими привилегиями. Во-первых, эта профессия — очень часто наследственная, во- вторых, такие дети выросли среди быков, они к ним привычные, они много чего знают и умеют. Но в любом случае учиться они будут долго, несколько лет. Практически все учащиеся завышают свой возраст, потому что участвовать в корриде можно только с шестнадцати лет. Обучение проходит сначала с небольшими быками, годовалыми, двухлетками, бесерро, потом наступает черед более взрослых бычков, трехлеток, весом около четырехсот килограммов. Если ученик успешно эти два этапа прошел, его ждет посвящение в матадоры — участие в корриде, где бык старше четырех лет и тяжелее шестисот килограммов.

С трехлетками на настоящей корриде не бьются, хотя они могут быть очень тяжелыми — тяжелее четырехлеток. Тут дело в мозгах: трехлеток — это подросток, резвости много, мозгов мало; четырехлеток — взрослый бык. С трехлетками бьются только новильеро — те, кто еще не стал матадором. Я попал в Испанию, когда мне было двадцать шесть лет. Это уже не тот возраст, когда можно стать матадором, хотя такие случаи известны, но они касаются все-таки лишь испанцев, которые с детства так или иначе тренировались с быками. Средний возраст испанского тореро — двадцать пять, тридцать лет. Большинство из них из Андалузии, где очень сильны традиции боя быков, это ведь родина корриды. Мне можно было научиться стать или альгвазильос — открывающими парад, которым начинается коррида под звуки старинного пасадобля, или мульерос — погонщиком мулов, которые тоже участвуют в параде, или торильеорос — отпирающим ториль, загон для быков. Или пикадором — конным тореро. Я выбрал последнее. Остальное мне было совершенно неинтересно, а быть пикадором — это и почетно, и красиво, и требует большого умения.
А я с детства отлично ездил на лошади, у моего дяди в Исмаиллы были шикарные лошади, не клячи какие-нибудь, там я научился всяким сложным трюкам. Совершенно не представляя, что это умение определит мою судьбу.

— От пикадора на арене многое зависит?

— Очень многое! На самом деле от всех участников корриды, от всех тореро зависит очень многое, коррида — действо коллективное, лишних и ненужных нет. Что касается пикадора, то его задача — руководить действиями быка, измерить силу его агрессии, узнать его реакцию на боль. Для этого он делает три укола быку в холку. Пика — с ограничителем: чтобы глубоко не загнать. Это делается еще и для того, чтобы бык не мог высоко задирать голову и хорошо видел матадора и его плащ — капотэ. Многие, кстати, путают не только тореро и, скажем, пикадора, но и капотэ и мулету — тоже плащ, но меньше и из более легкой ткани. И красной является только мулета, а капотэ, розовая с одной стороны и желтая с другой.

— А почему бык не должен высоко задирать голову?

— Это может оказаться смертельным для матадора. А от уколов он держит голову низко. Но нужно очень четко понимать, что от сильных уколов бык может ослабнуть, и тогда коррида будет неинтересной. Т.е. человек как бы искусственно ослабляет быка и теряется все удовольствие от честного боя. Тогда пикадору кричат с трибун: «Асесино!», что значит «убийца!». И это позор для пикадора. В первом акте корриды у него одна из главных ролей: когда матадор дразнит быка мулетой, пикадор должен принять на себя натиск еще не уставшего быка и отразить его.

— Эта профессия так же опасна, как профессия матадора?

— Профессия пикадора, пожалуй, более опасная, чем матадора. Еще в начале ХХ века считалось, что пикадор просто обречен на смерть. Упасть с лошади, получить корнадо — удар рогом, это все легче легкого. Бык — животное непредсказуемое, злое и агрессивное, он часто нападает на пикадора и его лошадь. Можно погибнуть, просто неудачно упав с лошади, получить перелом, черепно-мозговую травму. Можно быть просто придавленным лошадью. Еще хуже, если после падения, когда ты не сразу можешь убежать, например, сломал ногу, бык начинает тебя топтать. Тогда конец неминуем. Один раз меня спасли чудом, отогнав быка, я тогда сломал лодыжку. Лошади тоже иногда гибнут, потому что рога в испанской корриде у быков не подпиленные, сами быки тяжелые, им не может быть меньше «четырех трав» — так испанцы говорят о возрасте быка. У хорошего пикадора должно быть много лошадей, штук двадцать. Но это у богатого пикадора, я пока не очень богатый, у меня сейчас шесть. Лошади — это «орудие производства» для пикадора, хорошие лошади очень дорогие. Но какой бы хорошей не была лошадь, ты должен быть прекрасным наездником, ты должен понимать лошадь с полувздоха, а она должна слушаться легчайших прикосновений пальцев, пяток, коленей. Бывают разные лошади, талантливые и нет. То есть важны способности, желание схватки. Ведь лошадь — не человек, у нее совершенно иная мотивация. Ее ни деньгами купить, ни заставить нельзя. Вообще лошадь может проработать всего коррид пять, максимум десять.

— Потому что погибает?

— Не так часто, как принято думать. Чаще всего дело просто в надломе ее психики, в исчезновении желания борьбы. Это ведь не просто — постоянно рисковать и идти на этот риск, даже в виде подчинения человеку. Иногда бывают и ранения, поэтому и говорят, что лошадь выходит из строя. Хотя есть одна кобыла, она уже пять лет выступает! И это единственный в мире случай такого долголетия. Ее зовут Мерлин, она так долго выступает потому, что принимает все за игру. Она с быком именно играет, танцует буквально, смотреть на это — одно удовольствие. В Ютубе есть ролик с Мерлин, посмотрите — не пожалеете. Дух захватывает от ее движений. У нее уникальный боковой галоп и боковая рысь. За пять лет она провела больше двухсот боев.

— Вам не жалко лошадей?

— Очень жалко! Поэтому я и стараюсь их беречь, за четыре года, что я выступаю, у меня вышло из строя всего шесть лошадей. Одна погибла. Она упала вместе со мной, а бык пропорол ей брюхо. И эта смерть была трагедией. Хороший пикадор ценит лошадь больше собственной жизни, есть даже такая поговорка: «Сам погибни, но лошадь не подставляй». Кстати, кобыла предпочтительнее коня. У коня может быть не то настроение, он может просто не хотеть борьбы, хотя если захочет — все, только держись! Столкновение двух мужских начал. С кобылой проще, она гибче, она — как женщина: играет, кокетничает, но обязательно должна чувствовать опасность. А вот быков — быков мне не жалко! Многие упрекают испанскую корриду в жестокости. Но жестокости в ней нет. Во-первых, бой идет на равных. Бык против человека. Безоружного человека. Бык имеет все возможности убить матадора. И убил бы, если бы не его мастерство и не помощь пикадора.

— И бандерильерос?

— Да, так считают противники испанской корриды. Они говорят, что бандерильеро ослабляют быка, втыкают в холку быка три пары дротиков, вызывая этим кровопотерю. Но посудите сами, много крови вытечет из холки, где толстенные мышцы и не менее толстая кожа, от шести дротиков, которые вошли на несколько сантиметров? Нет, они, лишь раззадоривают, разъяряют быка, ведь он может и не захотеть биться. Хотя обычно хотят все. Бык — существо очень агрессивное, даже не боевой бык. Бык постоянно, пока не спит, ищет, на кого бы напасть. Известны случая нападения обычных быков на все, что движется — на машины, даже на железнодорожный экспресс. Бык — существо без инстинкта самосохранения, жаждущее крови по своей природе. Они — как крысы и люди, убивают себе подобных. Даже телята, маленькие бычки нападают на своих сестер и братьев, а то и на мать. На лошадей, собак, людей… Быки нападают даже на коров, с которыми спариваются. Быки не имеют ничего общего с добрыми ласковыми коровами. Вы никогда не задумывались, почему в колхозных стадах тысячи коров, а быков — два, три? И держат их обязательно раздельно, иначе они поубивают друг друга. Как подрастут, их сразу же забивают на мясо, потому что держать много быков в стаде — просто опасно для жизни. Бык развивает в беге скорость до тридцати километров в час, а при его весе — это огромная скорость. Он прыгает на два метра, попробуй от такого убеги! Так что коррида — это даже хорошо для быков, их кормят, поят четыре года, продлевают им жизнь. То есть поступают даже более гуманно, чем в колхозах. Вы можете сказать, что вот в португальской, в мексиканской корриде быков не убивают. Да, на арене не убивают, но сразу же после боя отправляют на бойню. Но об этом мало кто знает. Правда, наиболее талантливым суждена более долгая жизнь — они становятся осеменителями. Но бывают случаи, когда бык проявляет особую смелость, находчивость, умудряется так обаять зрителей, что они просят президента арены оставить его в живых. В этом случае убийство быка имитируется — бандерильей или просто рукой. Такого точно сделают потом осеменителем. Такие случаи редки, и это всегда праздник, он называется «прощением быка». Зрители тогда ликуют и на улицах празднуют «прощение» быка и мастерство матадора. Но если бык убивает матадора, ему не жить, его зарежут прямо на арене. Но в большинстве случаев матадор быка все-таки убивает.

— Поэтому говорят, что бык сражается только один раз?

— И поэтому тоже. Но дело не в том, что он так или иначе погибает. Вот, допустим, быка не убил ни матадор, ни потом его не зарезали, а вывели второй раз на арену. Если такое случится — все, матадору конец. У быка достаточно высокий интеллект и хорошая память. Он запоминает технику боя, ошибки матадора, и второй раз на одни уловки не купится. Но при высоком интеллекте он все-таки существо тупое. Именно поэтому арены для корриды всегда круглые. Если бык остановится в углу, то уже ни на что не реагирует. И еще один момент — на корриде сражается не домашний, а дикий иберийский бык. Это такая древняя специальная порода. И они настолько агрессивные, что некоторые ученые даже думают, что это не природное явление, а продукт древней генной инженерии.

— Почему?

— Потому что ни в одном другом животном на земле нет такой агрессии. Но при всем при этом у тореро нет ненависти к быку, нет нелюбви. Есть уважение. За его ум, за то, что мы на арене — равноценные противники. В испанском есть поговорка: «Эс эль торо кьен репарте» — «Удачу распределяет бык». Сейчас самых лучших быков выращивают в Андалузии. Они не очень крупные, поджарые, с очень сильными мышцами, про таких быков говорят — «в нем нет воды». Такими быки становятся потому, что ежедневно проходят километров по десять до водопоя по очень сложной «трассе» — по камням, по пересеченной местности. Быки из Саламанки, где тоже есть фермы, очень большие, на арене выглядят очень эффектно, но профессионалы знают, что они несильные, а, значит, с ними не интересно. А несильные они из-за того, что их кормят каштанами и дают много пить. Сейчас в Испании более трехсот ферм, где выращивают быков. Самая известная называется «Миура». Ее основали в 1842 году, а вообще такие фермы известны с XVII века. Именно отсюда вышли те быки, «на счету» которых большинство погибших тореро. Видимо, в честь этой фермы самую мощную модель «Ламборджини» назвали «Миура».

— Профессия пикадора такая же древняя, как профессия матадора?

— Раньше это было практически одно и тоже. Вообще испанская коррида изначально подразумевала конных матадоров и была развлечением исключительно для высшей знати. Но в XVIII веке появляется пешая коррида. Причина кроется в неприязни испанского короля Филиппа V, который был французом, к испанской корриде. В итоге коррида становится пешей — развлечение для людей низшего сословия: ведь у них не было хороших лошадей, которыми можно было бы рисковать. Сейчас есть две разновидности корриды — пешая и конная.

— В конной тоже есть матадор?

— Есть, но он называется рехонеадором. Рехоном называется полутораметровая пика, которую испанцы используют в первом терцио — коррида делится на три части, на три терцио. Лезвие рехона — тридцать сантиметров в длину и четыре в ширину. На нем есть насечки, как на гарпуне: чтобы лезвие не выскользнуло из тела быка. Сложность этой корриды заключается в том, что кроме необходимости контролировать быка, нужно контролировать еще и лошадь. Для конной корриды требования к лошадям такие же, как и у пикадора, но жестче.

— Какие награды, кроме денег и славы, получает матадор?

— Самая маленькая — круг почета по арене. Если публика размахивает белыми платочками, президент арены присуждает матадору ухо быка. Если выступление было отличным, то два уха. Если выдающимся — то матадор получает в придачу и хвост. С этими трофеями матадор тоже делает круг почета по арене. Признак самого большого признания — это когда матадора выносят с арены на плечах, часто это происходит, даже если он получил два уха, без хвоста. Но если матадор публике не понравился, был трусливым, плохо играл с быком или, не дай Бог, побежал от него, «наградой» ему будет свист, улюлюканье, гневные или уничижительные выкрики, а то могут и подушки, на которых сидят, полететь. В любом случае от позора он не будет знать, куда деть и во второй раз на арену может просто не выйти — засмеют сразу.

— Что такое «бритый» бык?

— О, это очень любопытно! По-испански это «афеитадо». Но к бритью как таковому отношения не имеет. Как я уже сказал, в корриде рогов быку не подпиливают. Это считается нечестным. Но иногда импресарио некоторых матадоров подкупают хозяина быка, быку спиливают рога на два сантиметра, а потом заново их затачивают. Это нелегальная практика. Цель ее — лишить быка ощущения дистанции. Ведь бык свои рога использует примерно так же, как кошка — свои вибриссы. Бык с подпиленными рогами очень часто промахивается, когда пытается задеть тореро. Он же думает, что рога длинные, а рога стали короче. Однако известны случаи, когда и «бритый» бык серьезно ранил тореро. Например, историки корриды считают, что такой «бритый» бык убил одного из величайших матадоров всех времен — Манолете.

— А сколько было величайших матадоров?

— Много, всех не перечислить. Самый первый из известных — это Франсиско Ромеро. Он заложил в XVIII веке основы для современного профессионального боя быков. Но звание «Великий» получил его внук — Педро Ромеро. За двадцать лет, начиная с 1771 года, он убил более пяти тысяч быков, не получив при этом ни одного ранения. До сих пор этот результат считается непревзойденным.

— Как в Испании относятся к тому, что «зеленые» прославляют португальскую корриду и ругают испанскую за жестокое обращение с животными?

— Отрицательно! Во-первых, у каждого народа есть традиции, и они не на пустом месте появились. Бои быков — тавромахии — уходят еще в античные времена. Во-вторых, как я уже сказал, испанская коррида — это не убийство беззащитного быка. Шпага в руках у матадора появляется в самый последний момент, и матадор до этого момента может и не дожить. В португальской корриде быков не убивают на арене, а вот матадоры гибнут в несколько раз чаще, чем в испанской. Особенно часто погибают так называемые танцоры с быками. И что же получается? Человеческая жизнь дешевле, чем жизнь быка? А что бы им, этим «зеленым», не ополчиться против рыбалки и охоты? Там вообще все несправедливо — вооруженные до зубов люди против несчастных косуль и сазанов. А когда быков на бойне забивают на мясо, почему «зеленые» молчат?

— Но на арене быку причиняют страдания…

— А утке не причиняют?! Вот бы я на «зеленых» посмотрел, когда в них всадят заряд дроби, они рухнут вниз с высоты в полкилометра, а потом попадут в пасть собаке. Она сожрать-то их не сожрет, а принесет хозяину, и тот кинет их в мешок, медленно умирать. Или как сому несчастному губу им крючком разодрать, вырвать клок мяса — и в ведро. И так же оставить медленно умирать. Это хорошо? А комары несчастные с мухами, которых травят разными «Рейдами» и «Комбатами» — они разве не твари Божьи? Их Бог тоже зачем-то создал, а человек миллиардами их убивает. Лучше бы эти «зеленые» подсчитали, сколько животных ежесекундно гибнет на охоте, на птицефабриках, на бойнях и при помощи всякой химии, включая разлившуюся нефть, прежде чем с пафосом выступать против корриды. Последовательными нужно быть, вот что я скажу! Либо запретить все — от убийства курочек до убийства тараканов включая все остальные микроорганизмы в своих чайниках, либо молчать в тряпочку по поводу корриды. А вот собачьи и петушиные бои я бы запретил сам. Там науськивают два существа, которые друг другу ничего плохого не сделали, на потребу алчущей крови и адреналина публике.

— Но ведь коррида — зрелище на самом деле кровавое.

— Кровавое. Такое же кровавое, как и наше современное кино. Столько крови, сколько льется в голливудских картинах, еще поискать надо! Почему бы «зеленым» кино вместо корриды не запретить? Или почему бы не запретить бои без правил, муай-тай? Там люди тоже, бывает, убивают друг друга, и кровь льется. А миллионы на это смотрят и кайф получают. А коррида — это красиво! Испанцы — нация, у которой великолепно развито чувство прекрасного. На мой взгляд, у этого честного боя человека и животного некоторым людям не помешало бы поучиться храбрости, выдержке и благородству. Но это все бы ничего… Меня бесят люди, которые берут на себя право критиковать чужую культуру! Ничего при этом в ней не смысля. Бык в испанской культуре олицетворяет темное начало. И смерть его в финале действа — в аллегорическом смысле закономерная победа добра над злом.

— Матадору достается вся слава, а вам, пикадору, не обидно?

— В зависимости от того, как на все это смотреть… Если бы я с детства жил в Испании или в Европе, как единственная россиянка-тореро Лидия Артамонова, я бы, конечно, стал матадором. Но я стал тем, кем я стал. Точнее, кем мог стать в моем возрасте. Так что тут обижайся, не обижайся… Я подхожу к вопросу философски. Моя сестра работает в театре звукорежиссером, у нее тоже спросили как-то, не обидно, мол, что все цветы и звания достаются актерам, а ты, такая красивая и умная, сидишь в своей комнатушке и на кнопки нажимаешь. Она ответила, что, во-первых, у каждого своя роль. Ее роль — «кнопки нажимать». А во-вторых, все же делается ради зрелища, плох тот актер, который думает только о славе и званиях. Он должен работать ради зрителей. Так и в корриде важны все. Без меня, без бандерильерос, без простого торильеро, чья роль — вовремя открыть загон, корриды как зрелища просто не было бы. Я счастлив тем, что участвую в действе, которым бредил с детства. Я счастливый человек!

Источник: “Эхо”, автор: О.Буланова

Последняя коррида в Барселоне — Путешествия доктора Etceterini — LiveJournal

25 сентября в Барселоне прошла последняя коррида. Теперь она запрещена. Местный закон, запрещающий бои быков в Каталонии, формально вступает в силу с 1 января 2012 года, но эта коррида была последней в сезоне. Каталония стала вторым регионом Испании, после Канарских островов (там коррида запрещена с 1991 года), поставившим тысячелетнюю традицию вне закона. Что станет с Ареной Монументаль — единственной действующей ареной для боя быков в Барселоне – пока не ясно. Возможно, ее ждет судьба еще одной барселонской арены, превращенной в торговый центр.
В ознаменование этого события я решил воскресить один из своих старых постов про корриду в Барселоне (это не репортаж с последней корриды – все фото сделаны ранее, пост в моем журнале впервые был опубликован в мае 2011 года).

Коррида – национальное испанское искусство, часть древних традиций. В Каталонии, пожалуй, коррида популярна менее, чем где-либо в другом месте Испании. Тем не менее, на корриду можно посмотреть и в Барселоне.

В столице Каталонии есть две арены для боя быков. Одна из них на Пласа Эспанья — закрыта, другая в районе Эшампле близ собора Святого Семейства – Арена Монументаль – действует. Именно туда мы и отправимся.
Арена Монументаль (1)

Мы попали не на совсем обычную корриду, а на «юниорский» ее вариант – выступление нескольких молодых матадоров, для кого-то из них это было, вероятно, дебютом перед публикой.

Арена для корриды представляет собой большую круглую покрытую песком площадку, огороженную примерно 1,5-метровым барьером. По вместимости трибун арена для корриды вполне может конкурировать со средним стадионом. Обычно коррида начинается в 5 часов вечера и длится несколько часов. Солнце в это время светит только на одну сторону арены, которая называется «Соль» (солнце) и места там дешевле, чем на противоположной стороне «Сомбра» (тень).

В нашей «юниорской» корриде «Соль» практически пустовала (2)

Да и на «Сомбре» зрителей было немного. Обязательный участник — оркестр из духовых и ударных инструментов (3)

Коррида — очень давнее и строго регламентированное искусство. Традиции поддерживаются почти неизменными в течение столетий. Начинается коррида с парада участников – Эль Пасейльо. В ходе парада все участники корриды – матадоры, бандерильерос и работники арены обходят вокруг арены и выстраиваются перед главной трибуной на которой сидит председатель корриды (Президенте) – обычно это представитель местных властей (мэр, префект). Он подает сигналы к началу боев и награждает матадоров.

Участники выходят на парад (4)

Порядок участников на параде тоже строго регламентирован. В первом ряду – матадоры (тореро), основные участники корриды. Именно им предстоит убить быка. Матадоры тоже выстраиваются в определенном порядке – слева самый опытный, справа – следующий по опыту, в центре – новички. В следующих рядах, тоже по старшинству, располагаются помощники матадоров – бандерильерос и пикадоры. В нашем представлении у некоторых матадоров помощники были общими. Затем выстраиваются работники арены.

Участники парада расположились в строгом порядке (5)

Обязательные участники парада – альгвасили – официальные лица на лошадях (6)

Оппонент матадора на корриде – бык. Это специальная выведенная порода быков, их тщательно скрещивают и выращивают на особых фермах. Особо ценится физическая мощь быка, агрессивность и длина рогов. Обычно в корриде участвуют быки возраста 4-6 лет и весом не меньше 450 килограмм. Быки между матадорами разыгрываются жребием обычно утром в день состязания.

Вот наконец на арену выпускают первого быка и начинается действо тавромахии (7)

Каждый бой с быком состоит из трех фаз (терций). В первой терции быка встречают помощники матадора – бандерильерос – со специальными тяжелыми плащами – капоте. Капоте обязательно розовый с одной, обращаемой к быку, стороны и желтый или синий – с другой. Цель этой фазы боя – оценить агрессивность и силы быка и помотать ему нервы.
Помощники матадора работают с быком (8)

После помощников на арене появляется матадор, тоже с плащом-капоте в руках. Маневры матадора более рискованны, он работает с быком гораздо ближе, чем помощники (9).

Если бык слишком агрессивен, бандерильерос прячутся за специальные щиты в бортах арены. Матадору это делать крайне не рекомендуется (10)

В следующей терции боя в действие вступают пикадоры. В классическом варианте пикадоры должны быть на конях. Их задача – проткнуть загривок быка специальными пиками, чтобы пустить ему кровь, снизить давление и избежать его гибели до встречи с матадором. Обычно это самая рискованная часть корриды – лошадь не так поворотлива на близком расстоянии, бык может ее задеть, перевернуть и пикадор окажется под лошадью. В нашем случае конных пикадоров не было.
Бои сразу переходили во вторую часть второй терции — выход бандерильерос с короткими украшенными копьями – бандерильями. Задача бандерильеро – подойти вплотную к быку и воткнуть ему с размаха в загривок пару бандерилий обеими руками.

Вот момент, когда бандерильеро вонзает первую пару бандерилий (11).

Всего бандерильеро должен совершить три подхода – воткнуть 6 бандерилий, которые остаются болтаться на загривке, дополнительно раздражая быка.

После этого начинается третья терция – выход матадора на арену. На этот раз матадор выходит не с капоте, а с мулетой и шпагой. Мулета – легкий небольшой красный плащ на рукоятке.

Использую мулету матадор подпускает быка как можно ближе, уходя о его выпадов красивыми отточенными движениями, напоминающими то балетные па, то спортивные финты. Это наиболее красивая и рискованная для матадора стадия боя. Чем ближе проносится бык, порою задевая рогами костюм матадора и срывая с него блестки, тем больше аплодисментов получает матадор и тем более высоким считается его мастерство.

Работа матадора с быком с помощью мулеты (12-19)

Эта фаза корриды длится 5-8 минут. Следующие по очереди матадоры наблюдают за своим товарищем (20)

Наконец, наступает финальная фаза боя. Убийство быка – кульминация корриды. Матадор должен подпустить быка к себе, заставить его наклонить голову с помощью мулеты и нанести решающий удар сверху в загривок, попав между передними ребрами прямо в сердце.

Матадор подпускает быка (21)

Заставляет его склонить голову (22)

И наносит решающий удар (23)

Высшим мастерством считается убийство с одного решающего удара. Обычно матадору приходится сделать 2, 3 или 4 попытки. Чтоб получить награду, матадор должен убить быка через 10 минут после начала третьей терции. Если через 15 минут бык еще остается жив, его обычно уводят, для матадора это – поражение и позор.

Наш матадор оказался большим мастером и ему понадобился только один удар. После этого бык сделал несколько попыток напасть на пикадоров и упал на арену (24-26).

После того как бык упал, бандерильеро вонзает в то же место короткий нож – пунтилью – чтобы добить быка и не заставлять его мучаться (27)

Затем у быка отрезают уши и хвост – главные трофеи и символы победы (28)

Убитого быка на упряжке из мулов волоком вывозят с арены (по традиции его должны разделать и раздать мясо бесплатно бедным). А матадор ждет сигнала от Президенте о том, какой награды он заслуживает. В порядке возрастания значимости – круг почета, одно ухо, два уха, два уха и хвост. Если матадор получает хотя бы 2 уха, он имеет право покинуть арену на плечах у публики.

Наш счастливый матадор получил одно ухо и круг почета (29)

PS Я специально оставил за скобками настоящего повествования вопросы гуманизма, жестокости, противостояния защитников животных и ценителей корриды. Каждый волен иметь собственное мнение.

Испания. Corrida de toros |/, Бизнес-консультант, имиджмейкер, коуч Игнатьева Елена Сергеевна

Кто видел испанскую корриду, тот вряд ли ее когда-нибудь забудет. Испанская коррида – это танец, танец смерти. Это театр, где у каждого из участников своя роль, и кульминация это спектакля – смерть. . Коррида напоминает опасный балет с очевидной развязкой: здесь тореро уважает своего противника – быка, но обязан его убить, иначе бык убьет его.

Часто корриду сравнивают с балетом. Почему? — спросите вы.

Дело в том, что команда матадора, как в балете выполняет определенную последовательность фигур. А зрители оценивают, насколько красиво и чисто, они выполнены в соответствии с классическими канонами; степень риска, которая была допущена во время выступления.

И чтобы адекватно оценить красоту и мастерство тореро, надо знать, хотя бы основные правила игры.

Интересно, что по данным соцопросов, 80% андалусийцев относятся к корриде весьма сдержанно. Бои с быками не посещают, а трансляциям по телевизору предпочитают футбол.

Но как только речь заходит о призывах к запрету корриды, особенно извне, со стороны международных организаций и Евросоюза, это воспринимается очень болезненно. Как угроза национальной идентичности и покушение на культурное наследие.

Возникает закономерный вопрос: а какая необходимость убивать быка?

Почему бы его не отпустить? В Португалии, где свой сценарий корриды, так и поступают.

После того, как команда матадора отработала программу, быка уводят с арены. В Испании же коррида завершается обязательным убийством быка, это неотъемлемая часть представления, его кульминация. Так прописано в канонах, этого ждут зрители. Как и всё происходящее на арене, финал корриды имеет определенную последовательность и церемониал.

 Бык олицетворяет темное начало. И смерть его в финале действа – в аллегорическом смысле закономерная победа добра над злом.
Правда, в исключительных случаях быка, за проявленный героизм, могут помиловать по ходатайству зрителей. Но это происходит очень редко.
Парадокс корриды заключается в том, что сидящие на трибунах или перед телевизорами испанцы не кровожадны, миролюбивы и вполне цивилизованы. Вы неоднократно сможете убедиться в их доброжелательности и сердобольности. Но вот что касается боя быков… Феномен он и есть феномен.

Теперь давайте разберемся с терминологией. Обычно под словом «коррида» (corrida или corrida de toros) мы подразумеваем любой бой с быком. Однако сами испанцы называют корридой лишь один из нескольких существующих видов состязания человека с животным, а именно пеший бой со взрослым быком, завершающийся смертью рогатого.
В обиходе испанцы называют корриду чаще всего просто – toros, то есть «быки».

Главный участник боя – матадор. Он же тореро или маэстро. В процессе корриды матадору помогает его команда – квадрилья. В квадрилью матадора входят два пикадора (всадника с пиками), три бандерильеро (пешие участники с небольшими копьями-гарпунами) и оруженосец.
Хотя матадору и ассистируют всадники, коррида считается пешей: он перемещается по арене исключительно на своих двоих. Убивает быка только матадор.

Сколько лет существует коррида – однозначно сказать невозможно. Но очень долго. Считается, что она восходит своими корнями к бронзовому веку, когда у населявших Пиренейский полуостров народов бык служил священным животным. Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным.

После реконкисты бои с быками становится развлечением благородного сословия. Разгромившие всех мавров и заскучавшие от безделья рыцари снова смогли почувствовать себя на коне. В прямом смысле этого слова: с быком сражались только верхом на лошади. Пешая коррида появляется в начале XVIII в. К ней активно приобщаются и не имеющие лишних лошадей простолюдины. Тогда же в Андалусии были сформулированы правила корриды, действующие по сей день.

В корриде участвуют боевые быки особой породы, возрастом не менее четырех лет и массой 450–500 кг. Боевой бык – животное уникальное. Он атакует без необходимости делать это ради пропитания, обладает вспыльчивым нравом, даже если его не провоцируют и ничем ему не угрожают.
Этика корриды требует от тореро относиться к быку как к другу, проявляя должное уважение к его силе и храбрости – еще один из парадоксов, окружающих корриду. Воистину, понять ее можно, только родившись испанцем.

Первоначально бои проводились на центральных городских площадях, например, на Пласа Майор в Мадриде. Впоследствии, чтобы бык не забивался в угол, стали строить специальные круглые арены, называемые plazas de toros.

В Испании арены делятся на три категории.

Первая категория – арены в Мадриде, Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбао, Сарагосе, Сан Себастьяне и Кордове. Вторая категория – арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции. Третья – все остальные. Всего в Испании около 400 арен.

Обычно в корриде участвуют три матадора, каждый из которых убивает двух быков. Самый старший из матадоров сражается с первым и четвертым быками, средний – со вторым и пятым быками, а самый молодой – с третьим и шестым быками. Старшинство матадоров определяется по дате, когда они прошли церемонию посвящения в матадоры.

Подготовка будущего матадора начинается еще с детского возраста. Сначала практикуются на быках до двух лет, затем, обретя некоторый опыт, переходят к быкам двух–трех лет. После того, как кандидатуру претендента в матадоры предложат и поддержат два маэстро, он становится матадором и может выступать со взрослыми быками.

Коррида делится на три части (терции, tercios). О начале каждой извещает звук трубы. Сигналы к началу терции подает председатель корриды: мэр города или чиновник рангом пониже. Он же распоряжается о награждении матадора.

В день боя представители матадоров посещают загон и жеребьевкой определяют, с какими быками будут выступать их наниматели.

Коррида традиционно начинается с шествия участников. Его цель – представить себя председателю корриды и уважаемой публике. У шествия есть свой порядок.

В первом ряду располагаются матадоры: слева – старший, справа – средний, в центре – самый молодой. По обе стороны от матадоров едут альгвасили (официальные лица) на лошадях. Во втором ряду идут трое помощников самого старшего из матадоров, в третьем и четвертом рядах – среднего и младшего. В пятом ряду следуют два пикадора старшего из матадоров, за ними – пикадоры среднего и младшего. Закрывают шествие рабочие арены.

Первая терция начинается с того, что из загона выбегает бык, и его встречает сам матадор либо его помощники с капоте. Капоте – это большой и тяжелый плащ, розовый с одной стороны. В первых двух терциях капоте используется матадором или помощниками как в артистических приемах, так и непосредственно в поединке. В третьей терции матадор капоте не использует, в то время как его помощники с помощью капоте управляют быком.

К корриде присоединяются всадники в круглых шляпах и с пиками – пикадоры. Их задача – снизить агрессивность атаки быка и уравнять силы животного и матадора.
Лошади защищены доспехами, которые смягчают жестокие удары рогами. Тем не менее, быку иногда удается перевернуть коня.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за внешним кругом, чтобы принять на себя атаку быка. В то же время тореро удерживает быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападет на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

В ходе второй терции помощники матадора – бандерильеро – короткими украшенными копьями – бандерильями – стараются разозлить быка, не отнимая у него сил.
Существует множество приемов работы с бандерильями.
Последняя терция включает в себя испытание мулеты и убийство быка шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно здесь обычаи наиболее укорененные. Смерть первого быка каждого матадора должна быть посвящена председателю корриды.

Тореро, держа мулету (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см) и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, подходит к человеку, которому собирается посвятить свой финальный номер. Он произносит посвятительную речь, после чего бросает шляпу на арену через плечо.

Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим – дном вверх. Поэтому иногда тореро переворачивают ее, если она упала «неправильно».
Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространенный обычай.

Маэстро при помощи мулеты достигает наивысшего сближения с быком, используя самые эффектные приемы. Это наиболее зрелищный эпизод корриды.

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлен и обессилен, наступает решающий момент – смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор (отсюда и его название, означающее «тот, кто убивает»).

Бык должен быть убит в течение десяти минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро получает первое предупреждение. Через три минуты дается второе предупреждение. Если еще через две минуты бык жив, то его уводят с арены. Такое развитие событий является позором для матадора, и лучше бы ему сегодня вообще остаться дома.

В идеале, матадор должен убить быка шпагой в сердце с первого удара, вызвав как можно более быструю и безболезненную смерть. Затянутый по времени процесс считается неэстетичным. Существуют различные приемы завершения боя.

Если тореро не удается свалить быка шпагой, он использует другой меч с крестовиной у конца лезвия. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего она передается мясникам, которые уже давно ждут снаружи. Мясо быка потом продается.

Выполнение всех элементов корриды сопряжено с риском для жизни как самого матадора, так и его ассистентов. За два прошедших столетия во время боев погибли 63 маэстро, в том числе легендарные Пепе Ильо, Хосе Гомес Ортега по прозвищу Хоселито и Манолете, а также 350 помощников.
У арены в Мадриде воздвигнут памятник первооткрывателю пенициллина Флемингу от благодарных тореро: после введения антибиотиков смертность резко сократилась.
Сегодня смертельные случаи редки, однако травмы и ранения, в то

вещь в себе… — LiveJournal

Еще только собираясь в отпуск в Испанию, семейство уже горело желанием попасть на корриду. Но мер к достижению цели никто не предпринимал, и, поэтому я надеялась, что обойдется без нее. Не обошлось. Едва мы приехали в Валенсию тут нам попалась афиша, сообщавшая о сегодняшней вечерней корриде. Вопрос, таким образом был решен. Арена большая, сидели мы достаточно высоко, поэтому подробных фотографий не вышло, но может это и к лучшему. Быков мне было жалко.


Зрелище начинается с выпускания на арену свежего и бодрого быка. Которого сначала дрязнят почти из-за забора, потом ранят пикой, а когда бык уже теряет силы, выходит гордый тореадор и закалывает его. При этом делают это они с разной степенью мастрества. Первый торреро, например, убил быка с бог весть какого удара. Публика его освистала. Второй был лучшим специалистом и заколол быка одним движением. ему аплодировали стоя.

Что интересно, туристов среди публики совсем немного — основная масса — местные. Они болеют осозанно, какие-то действия торреро или его помощников вызывают восторг и овации, другие — наоборот. Нам конечно не все из этого понятно, но в общем и целом коррида казалась мне равным поединком животного и человека, а все оказалось не совсем так.

Я сняла не все моменты действа, почему-то на сфотографировала пикадоров на лошадях в броне.  Лошадям завязывают глаза, чтобы они не боялись быка, но вообще это какие-то специальные лошади — спокойные как танки. Почти все быки бодают лошадь и пытаются ее перевернуть, но лошадь на это вообще никак не реагирует.

В корриде участвуют быки особой породы возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Быки выращиваются на особых фермах и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. Также об этом можно узнать по клейму и из плаката, который часто показывается перед выходом быка. В программке кроме имени торреадоров указываются и названия ферм, где выращены быки.

Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы С формированием правил корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади первая. В течение следующей сотни лет круглые арены были возведены во всех значимых городах Испании. По своему строению арена напоминает римский цирк, в Риме корриды и проводятся в древнеримском амфитеатре, с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениям. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol»-солнце. Сторона, находящаяся в основном в тени называется «Sombra»-тень. Во время корриды существуют места, с которых солнце уйдёт, а также места, где оно может появиться. Наличие или отсутсвие солнца влияет на цену билета. 

В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория — площади в Мадриде Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбаo, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория — арены в столицах провинций. Третья — все остальные. В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Что интересно с 2011 года коррида в Барселоне запрещена Парламентом Республики Каталония, но она до сих пор проводится.

Коррида делится на три части (в сокращенном виде процитирую википедию для лучшего понимания процесса.)

Первая часть. Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро их задача раздразнить быка с помощью желто-розовых плащей капоте. На арене нарисовано два белых круга. Тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка. Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади. Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. В целом травмы лошадей на корриде часты. Иногда быку удаётся перевернуть коня. Бывает, что всадник при этом оказывается придавленным лошадью: большинство травм, наносимых на корриде пикадорам, происходит именно от этого. На всех аренах имеется ветеринарный пункт для лошадей.

Вторая часть. Известна как «терция бандерилий» . Целью является измерение ярости быка, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, также называют «увеселителями». Выполнение этой части корриды поручается помощникам,их также называют-бандерильеро, хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро к концу корриды делает два подхода.

Третья часть. Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Мулета — небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердцеи вызвать как можно более быструю смерть.

Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд — 34 попытки). В нынешние времена такие неудачи происходят довольно часто, и в этом случае тореро использует другой меч, с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений (если этого не делать, то смерть быка наступает в результате внутреннего кровотечения, которое может длиться до 6 минут). У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи — уши и хвост. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом раздается бедным или развозится по больницам или социальным учреждениям.

Коррида в википедии, описана достаточно подробно

Кому интересно расписание коррид в Испании на 2011 год

История испанского матадора Манолете и Антониты — Innocentia

  

 «На треть она Ава Гарднер, на треть — Кармен и на треть — большая проблема!»


 

 

Популярность корриды в Испании сравнима разве что с популярностью в остальной Европе футбола. Впрочем, любой испанец возмутился бы подобному сравнению: коррида для них— даже не спорт, а искусство, ритуал, высокая трагедия. Матадор Манолете был в Испании богом, рыцарем без страха и упрека; каждый уважающий себя человек знал его имя. За восемь лет, что Манолете находился в звании «полного матадора», он убил 1200 быков, но всего лишь 14 из них происходили с фермы Миуро, где выращивали самых мощных и свирепых животных, которых специально готовят для корриды.

 

 

  

Мануэль Родригез Санчес (Manuel Rodriguez Sanchez) родился в испанском городе Кордоба 04 июля 1917 года в семье тореодоров. Его отец, дяди по отцу и дед были торерос. Также Манолете был внучатым племянником легендарного матадора 19 века — Хосе Родригеса по прозвищу Пепете.
Тореро – любой участник корриды, выходящий на арену. Такие участники боя быков как бандерильерос, пикадорес, пеонес зачастую называют себя торерос. Но только тореро, убивающие быка, имеет право называться матадором.
В детстве Мануэль не проявлял интереса к корриде, что очень расстраивало его отца. Только в 11 лет он сам захотел пойти в школу тавромахии. В 12 лет он уже выступает как » novillero» с группой начинающих торерос «Los Califas». В обязанности «Los Califas»входил «разогрев» публики перед началом смертельной корриды. В 1939 году Мануэль стал настоящим испанским торерос, пройдя торжественную церемонии посвящения. 

 

 

 Всего за год, Мануэль Родригез Санчес успел выступить на аренах Мадрида, Севильи, Бильбао, Аликанте, Барселоны и других городов Испании, заслужив славу лучшего матадора Испании.
Многочисленные поклонники окрестили его Манолете. Это уменьшительное от имени Мануэль или Маноло.

 

 

  У Манолете была своя неподражаемая техника укрощения быка. Когда рассвирепевшее животное мчалось на Манолете, он оставался неподвижным и до последнего спокойно смотрел на жертву, держа красную мулету за спиной. Буквально в последнюю секунду уже в сантиметре от рогов, Манолете молниеносно и изящно манипулируя мулетой, заставлял быка отступить, при этом сам оставаясь на месте. Глядя на этот смертельный номер, зрители смеялись и плакали одновременно. Этот прием знатоки корриды до сих пор называют Manoletina.   

 

 

    Когда нынешний тренер и менеджер Маноло — Хосе Камара впервые увидел 23-летнего Маноло, он был в ужасе от того, какие рискованные приемы у юного тореро: чтобы убить быка, он почти не пользуется мулетой — красной тряпкой на деревянной ручке, которой обычно отвлекают животное; позволяет быку подойти к себе слишком близко, почти не применяет более безопасные боковые удары шпагой. К 1944 году Манолете провел 92 корриды за шесть месяцев, выходя на смертельную схватку с быками через день, а иногда и каждый день. Ему присвоили почетный титул «матадора номер один», который в Испании присуждается за количество проведенных боев и соответственно убитых быков. Наблюдая, как стремительно карабкается вверх его подопечный, Камара быстро понял, что ему достался настоящий золотой телец. Больше никто в Испании не был в состоянии выходить на арену ежедневно в течение сезона — без выходных, нервных срывов и болезней. И это при том, что несколько раз Манолете получал травмы — на руках, ногах и лице у него остались шрамы как свидетельства того, что он все-таки человек и иногда допускает промахи, хотя испанцы и возвели его в статус божественного героя, сверхчеловека. Сам Франко вместе с первыми лицами государства нередко являлся на щекочущие нервы «спектакли» Манолете и аплодировал ему стоя, называя гордостью нации и символом настоящего испанца. Уже при жизни Манолете поставили не один памятник, его именем назвали ликер Anis Manolete, рынок запрудили куклы Манолете; если ему вдруг случалось идти по улице пешком, а не ехать на своей обожаемой «Испано-Сюизе», женщины кидали ему под ноги цветы, а он смущенно улыбался и сдержанно махал им рукой.
 

 

Камара откровенно «доил» подопечного, доходя до того, что включал в его расписание по две корриды за день в разных городах! По правде говоря, Камаре казалось, что этот парень ничего не имеет против: Маноло жил только ареной, только борьбой; никаких других интересов у него в жизни не было. Мать научила его бояться женщин, внушив сыну, что женщины и быки несовместимы: либо одно, либо другое. 

 

 Несмотря на феноменальный успех, Манолете не производил впечатления сильного человека. Он был худощав и жилист, как и всякий тореро. «Мой Манило сухой и крепкий, как ручка у метлы» – шутила о его внешности Лупе Сино. До сих пор многие биографы и простые испанцы считают Лупе Сино падшей женщиной, польстившейся на богатство и славу Манолете.
Такая ненависть объясняется традиционным враждебным отношением тореадоров к женщинам. Жозелито, коллега и предшественник Манолете, говорил: «Худший враг тореадора – это женщина. Женщина, как сладкое вино, дурманит твой разум и сковывает ноги, она лишает тебя живости соображения и быстроты реакции».
Вообще, коррида долгое время считалась в Испании не спортом, а исключительно мужским искусством. Считалось, что женщины и быки не совместимы.

 

 Манолете обожал фламенко; и поэтому чуть ли не единственной женщиной, которой удалось стать его близким другом, была Пастора Империо, выдающаяся танцовщица фламенко. Вот на кого Маноло готов был смотреть без устали, до самого утра, так что Камаре приходилось буквально силком вытаскивать его с представлений, чтобы отправить спать.

Пастора и привела в жизнь Маноло Антонию Брончало Лупесино, которую все знали под актерским псевдонимом — Лупе Сино, а Маноло будет ласково называть ее Антонитой 

 

 

  Осенью 1944 года, зайдя после очередной корриды в знаменитый мадридский бар, где в основном отирались звезды, Маноло увидел девушку, чья яркая внешность поразила его, словно удар молнии: грива роскошных каштановых волос, кошачьи зеленые глаза, гибкая фигура, высокомерный взгляд и мелодичный голос. Пастора Империо представила их друг другу, но Маноло так волновался, что не мог даже выговорить, как его зовут, только пожирал ее своими огромными печальными глазами. С этих пор Камара утратил полную власть над Маноло и страшно бесновался по этому поводу.

 

 

Но, несмотря на многочисленные попытки очернить образ Лупе Сино, Манолете и она до безумия любили друг друга. Не случайно Манолете всю жизнь предлагал ей выйти за него замуж, а Лупе отказывалась. Настолько свободолюбивой и удивительной женщиной была возлюбленная тореадора!

Поначалу она ходила на все его бои, но довольно скоро оказалось, что он больше не может обойтись без того, чтобы не видеть Антониту в первом ряду в самом дорогом секторе — «тень». (Сектор «солнце» — куда постоянно попадает слепящее солнце во время боя — на испанской арене для корриды является самым дешевым.) Если она опаздывала, Маноло начинал нервничать, оглядываться, сходить с ума, и точно так же сходил с ума наблюдавший все это Хосе Камара.
 

Два сезона подряд, в 1945 и 1946 годах, они вместе с Антонитой провели в Латинской Америке. Она постоянно была рядом, и потому состязание с очень сильным мексиканским матадором Азурой прошло для него легко. Да, он попробовал там впервые кокаин, но быстро понял, что если регулярно употреблять его перед боем, наступает быстрое истощение. Слава богу, не успел подсесть на него по-настоящему, и Антонита — молодец — поддержала его в этом. 

 

 Маноло был по-настоящему счастлив этой весной, когда они с Антонитой на целые две недели вырвались погостить к ее родным в Гвадалахару. Просто удивительно, насколько обычные люди не понимают своего счастья: он делал то, что они могут делать каждый день, — гонял с парнями в футбол, братья и сестры Антониты научили его играть в карты и домино.


 Во время того блаженного отпуска Манолете торжественно пообещал Антоните, что бросает корриду, вот вернется в Мадрид, проведет семь боев по уже подписанному контракту — и баста. Денег им хватит еще на десять поколений внуков и правнуков! Ровно в тот момент, когда Манолете собирался объявить об этом решении Камаре, а потом журналистам, подоспел Домингин со своим предложением, от которого нельзя отказаться! 

 Последний бой Манолете провел 27 августа 1947 гола Линаресе (Хаен). Было около пяти часов вечера. На трибунах корриды, несмотря на ужасную жару, сидело десять с половиной тысяч зрителей. Выступление состояло из шести боев, проводимых тремя матадорами. Пятым быком по жребию для Манолете достался Ислеро, полутонный черный бык-убийца из ганадерии «Miura».

 

 Крики на трибунах не смолкали. А когда Манолете поразил клинком по Ислеро между лопаток, все вскочили со своих мест. Манолете поднял руки, отвечая восторженным зрителям. Ислеро застыл, но потом молниеносно ранил рогами в правое бедро и пах тореодора. Удар был так силен, что Манолете взлетел в воздух. Рухнув на арену, Манолете принял на себя еще несколько ударов быка. Пока подбежали помощники, Исполеро уже сам упал замертво, перевернувшись на спину. Над корридой застыла гробовая тишина. 

 

В последнем бое Манолете ценой собственной жизни победил своего главного конкурента – тореро – Луиса Мигеля Домингин. «Он умер убивая, и он убил умирая», писала об этом событии одна из испанских газет. «На арене смерти не осталось ни победителей, ни побежденных», подытоживала другая.  

 

 

 Манолете умер мучительной смертью на следующий день. Родственники во главе с матерью Манолете не позволили Лупе Сино увидеться с Манолете в больнице и прийти на похороны. Близкие всегда были против их отношений, считая Лупе падшей женщиной, польстившейся на богатства и славу героя.
Испанский каудильо Франко обьявил 3-х дневный траур во всей Испании. Манолете был захоронен на центральном кладбище Кордобы – города, где он всего 30 лет назад родился.

 

Историки и биографы Мануэля Лауреано Родригеса говорят, что он помог испанскому народу отвлечься и расслабиться в годы фашистского режима Франциско Франко, в то время матадоры были сродни современным рок-звездам. Также биографы пишут, что Лупе Сино имела сомнительную репутацию и погналась за деньгами Манолете, но основывают они свои изыскания на традиционной враждебности женщинам в среде тореадоров.

 

 

О жизни великого матадора снят великолепный одноимённый фильм «Манолете» в главной роли Эдриан Броуди и Пенелопа Крус)

Режиссер фильма Менно Меньес говорит, что картина – это своего рода история любовного треугольника: она любит его, он любит ее, но еще он любит танец со смертью. «Он встретил эту великолепную женщину, попытавшую разрушить его увлеченность этой игрой со смертью. Но невозможно было разделить его и важнейшую часть его жизни, его личности. Накал страстей делает эту историю любви трагической, но потрясающей». Меньес сказал, что заинтересовался судьбой матадора из-за странного отпечатка трагичности на лице, именно поэтому на его роль он пригласил Броуди: актер удивительно напоминает известного тореадора.

 

 

 

 «Манолете – легенда Испании, разгонявшая тучи, когда страна погружалась во мрак и отчаяние. Он сделал корриду настоящим представлением. Он виртуозно выступал и управлял своим телом. Такую легенду не хочется делить с одной конкретной женщиной… «

 

 

 

Источники с Интернета

Muleta — Wikipédia

Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.

Matador tendant la muleta

La muleta est un leurre fait d’un drap de serge rouge monté sur bâton (le palo en espagnol) и резерва à l’usage exclusif du matador pendant la faena. L’étoffe est ovoïde, fixée et pliée en deux sur un bâton ( palillo ) long d’une cinquantaine de centimètres, qui Possède une extrémité cannelée. L’autre extrémité se termine par une pointe d’acier ( pico de la muleta) [1] .

Le terme de muleta pourrait uneir Com origine muletilla [2] , nom espagnol du bâton en Passementerie.

La muleta se distingue du capote de brega , cape rose et jaune utilisée par le matador dans les deux tercios et par ses peones кулон, ставящий курс для exécuter des pass de cape véronique ,

  • 09 mariposa , и т.д.

    Uniquement utilisée pendant la faena, dont elle est l’instrument central, la muleta permet au matador de réaliser une série de pass, dites «pass de muleta»: naturelle, derechazo , и т. Д.Plus petite et légère que le capote , la muleta, qui cache l’épée du matador, peut aussi se manier plus facilement, rapidement et avec une plus grande précision.

    Франсиско Ромеро, генеральный элемент, считающий «изобретателя» корриды, «Pass pour être celui qui Introduction l’usage de la muleta vers» 1726 [1] , [3] .

    Dans les premiers temps, elle s’appelait lienzo , était de couleur blanche et faite en lin, chanvre ou coton, accroché à un bâton [4] .Плюс petite qu’aujourd’hui, использование сына était aussi plus limité. Sa couleur pouvait changer (rouge, jaune ou bleu), selon le choix du torero, avant que le rouge ne soit définitivement accepté, плюс традиционная традиция, ставшая одной из способностей к одежде, ce dernier отличительна mal les couleurs. Au milieu du XIX e siècle, à l’époque de Cúchares, la muleta était encore de petite Dimension и aux débuts de la carrière de Lagartijo, sa couleur pouvait changer [4] .

    Предположим, que c’est «Costillares», inventeur de l’estocade al volapié, (suerte qui a permis l’allongement de la faena et donc accru l’importance de la muleta) qui an entraîné l’élargissement de la muleta et sa fixation sur un bâton pour être plus maniable [1] .

    Sa taille a augmenté au fil du temps, et de nouveaux matériaux furent utilisés, com la flanelle ou la laine. À mesure que sa taille augmentait, de nouvelles фигурки, а также комплексы et d’un, плюс грандиозные творческие способности, новые возможности. Mais le changele plus значимая цель функции: la muleta est passé d’un simple device defense, destiné à faire baisser la tête du taureau avant l’estocade, в l’instrument central de l’art du matador [ 5] .

    1. a b et c Поль Казанова и Пьер Дюпюи, Dictionnaire tauromachique, Jeanne Laffitte, 1981, p. 111 (ISBN 2-86276-043-9)
    2. ↑ Хосе Мария де Коссио, Los toros , Madrid, Espasa Calpe, 2007.
    3. ↑ Жан Тестас, La Tauromachie , PUF, Coll. Que sais-je?, Париж, 1974, с. 70 (ISBN 2-13-046882-9)
    4. a et b Огюст Лафрон — Пако Толоса, Encyclopédie de la corrida , éditions Prisma, 1950, p. 175
    5. ↑ Огюст Лафрон, с. 176-177

    Sur les autres projets Викимедиа:

    Шин Мегами Тенсей IMAGINE Wiki

    Из Шин Мегами Тенсей IMAGINE Wiki

    Мастер спорта, развлекающий публику в обмен на свою жизнь: одна ошибка может означать его смерть.Некоторые считают, что матадоры, погибшие во время выступления, остаются в этом мире.

    Статистика демонов
    Имя
    Матадор
    Выравнивание
    нейтральный
    Виды человек Гонка Дьявол
    Наследование Все физические Рост Большой Тиваз
    Уровень 30 Force Slot 4
    л.с. 599 Ближний диапазон 55
    МП 100 Long Range 45
    Прочность 47 Заклинание 35
    Магия 23 Поддержка 45
    Жизнеспособность 44 Phy.Защита 28
    Разведка 33 Mgc. Защита 27
    Скорость 33 Критический 50
    Удача 20 Crt. Защита 50
    Внешний вид Треугольник Fusion
    Варианты Прожорливый, Неопытный, Доверенное лицо, Отважный Красный Капоте
    Капли Н / Д
    DCM Расположение Н / Д
    Оценка базовой статистики (связанная)
    л.с. 353 Ближний диапазон 47
    МП 64 Long Range 41
    Прочность 37 Заклинание 31
    Магия 22 Поддержка 38
    Жизнеспособность 32 Phy.Защита 24
    Разведка 25 Mgc. Защита 23
    Скорость 32 Критический 50
    Удача 16 Crt. Защита 50
    Сродство
    Физическое сопротивление Magical Resistance (Магическое сопротивление)
    100% 100%
    Косая черта (SLA) Заряд (CHR) Тупой (BLT) Пистолет (HAN) Проникновение (PIR) Спред (SPR)
    85%
    55%
    200%
    100%
    80%
    150%
    Пожар (FIR) Лед (ICE) Электрический (ELC) Force (FRC) Expel (XPL) Смерть (DTH)
    100%
    100%
    100%
    200%
    Пусто 100%
    200%
    Нулевой 100%
    10%
    Нулевой 100%
    Magic (МАГ) Нерв (NRV) Разум (MND) Всемогущий (ALM) Лечебный (CR) Поддержка (SPT)
    75%
    Нулевой 100%
    25%
    Нулевой 100%
    25%
    Нулевой 100%
    100%
    100%
    100%
    Слова силы (WSP) специальный (UNQ) Самоубийство (С.Эпл)
    50%
    100%
    100%
    Характеристики
    Вспышка
    Демон с изощренной техникой владения мечом.
    Умения, использующие косые черты, на 20% эффективнее.
    Mind Induct
    Демон, который может манипулировать разумом других.
    Умственные навыки на 50% эффективнее.
    Безумная смерть
    Демон с угрожающей ухмылкой не от мира сего.Урон, получаемый от демонов-жнецов, снижен на 30%.
    Величайший плод
    Демон с отточенными навыками. Стоимость
    HP умений составляет 0%.
    Элементный синтез
    Эртис Эрос Акванс Flamies
    Невозможно Невозможное Невозможное Невозможное
    Синтез информации
    драгоценный камень Бриллиант Часть снизу
    Заголовок Трудность синтеза
    Требуемый уровень Таро 30 Требуемый уровень камня души 30
    Эффект Таро Эффект камня души
    SPD +1, эффекты умений, основанные на ударе + 1%, сопротивление дробящему урону -2% SPD +3, эффекты умений на основе слэша + 5%

    Если игрок ЗАКОН или ХАОС, сопротивление дробящему урону -10%

    Статистика Митамы
    Рост Большой Тиваз Уровень 30
    Силовой паз 8 Уровень успеха 65%
    л.с. 706 Ближний диапазон 97
    МП 158 Long Range 66
    Прочность 67 Заклинание 50
    Магия 38 Поддержка 64
    Жизнеспособность 59 Phy.Защита 35
    Разведка 48 Mgc. Защита 34
    Скорость 53 Критический 60
    Удача 35 Crt. Защита 50
    Mitama Affinity
    Физическое сопротивление Magical Resistance (Магическое сопротивление)
    100% 100%
    Косая черта (SLA) Заряд (CHR) Тупой (BLT) Пистолет (HAN) Проникновение (PIR) Спред (SPR)
    85%
    55%
    200%
    100%
    80%
    150%
    Пожар (FIR) Лед (ICE) Электрический (ELC) Force (FRC) Expel (XPL) Смерть (DTH)
    100%
    100%
    100%
    200%
    Нулевой 100%
    200%
    Слив 100%
    10%
    Слив 100%
    Magic (МАГ) Нерв (NRV) Разум (MND) Всемогущий (ALM) Лечебный (CR) Поддержка (SPT)
    75%
    Нулевой 100%
    25%
    Нулевой 100%
    25%
    Нулевой 100%
    100%
    100%
    100%
    Слова силы (WSP) специальный (UNQ) Самоубийство (С.Эпл)
    50%
    100%
    100%
    Mitama Характеристики
    Мулета
    Урон Slash / Charge + 30%, заклинание Slash / Charge -50%
    Critical + 50
    Mind Induct
    Демон, который может манипулировать разумом других.
    Умственные навыки на 50% эффективнее.
    Безумная смерть
    Демон с угрожающей ухмылкой не от мира сего.Урон, получаемый от демонов-жнецов, снижен на 30%.
    Величайший плод
    Демон с отточенными навыками. Стоимость
    HP умений составляет 0%.

    Матадор (2006) — Rotten Tomatoes

    Главная Верхняя касса Билеты и расписание DVD и потоковое воспроизведение телевидение Новости Что такое Tomatometer®? Критики ПОДПИСАТЬСЯ | АВТОРИЗОВАТЬСЯ

    Фильмы / TV

      Знаменитости

        Результатов не найдено

        Посмотреть все
        • Дом
        • Касса
        • телевизор
        • DVD
        • БОЛЬШЕ
        • Новости
        • Моя учетная запись
        • ПОДПИСАТЬСЯ АВТОРИЗОВАТЬСЯ