Что такое пафос и что значит пафосный
Пафос — слово из греческого языка, означающее «чувство, эмоция» (πάθος). В античном искусстве пафос — это обращение к эмоциям зрителя с помощью трагизма и страданий. Пафос как душевный порыв противопоставляли этосу — устойчивому нравственному характеру героя.
Пафос — это воодушевление или или волнение, связанное с «высокими» переживаниями. Пафос может быть героическим, трагическим, торжественным и иным.
Например: «А захмелевши, впали, как свойственно русским интеллигентам, в обличительный пафос…» (А.В. Амфитеатров).
В неодобрительном смысле пафос — это напыщенность, претенциозность, фальшивая возвышенность.
Например: «Он не умеет говорить без пафоса» — то есть слишком важничает, переигрывает. В разговорной речи слово «пафос» нередко используют с осуждением или с иронией.
А вот в литературе и искусстве пафосом называют эмоциональный смысл произведения, его основной посыл. Например: «Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви» (В.Г. Белинский).
Прилагательные от слова «пафос» — «патетический» и «пафосный».
Синонимы к словам «пафос» и «пафосный»
Синонимы к слову пафос — патетика, возбуждение, воодушевление, восторг, подъем, страсть, пыл, эмоция, энтузиазм, экстаз.
Синонимы к слову пафосный — патетический, вдохновенный, взволнованный, воодушевленный, возбужденный, высокопарный, напыщенный, окрыленный, претенциозный, страстный, эмоциональный, экстатический.
Примеры из литературы
У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
В.Г. Белинский. «Ответ «Москвитянину»» (1847)
Опять настает эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.
И.А. Гончаров. «Обломов» (1859)
Марья Константиновна была добрая, восторженная и деликатная особа, говорившая протяжно и с пафосом.
А.П. Чехов. «Дуэль» (1891)
Пафос социального равенства всегда подавлял у нас пафос свободы личности.
Н.А. Бердяев. «Демократия и личность» (1915)
И, прислонившись спиной к витрине, Мотылек принялся с пафосом декламировать какую-то элегическую балладу.
А.Т. Аверченко. «Шутка мецената» (1923)
В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов.
И.В. Сталин. Доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (1933)
Собралось тысячи полторы народу. Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.
Сергей Довлатов. «Чемодан» (1986)
― И тут мне приснилась мать! ― патетически воскликнул он. ― Если бы вы знали, какой у нее был ужасный характер ― но это к делу не относится.
Людмила Улицкая. «Медея и ее дети» (1996)
Место Колосенцеву не нравилось, уж больно пафосное, и цены чудовищные, так что даже чашку чаю он там себе позволить не сможет…
Александра Маринина. «Последний рассвет» (2013)
Что такое пафос и что значит быть пафосным?
Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.
Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.
Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.
Более обширная дефиниция этого слова – выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как – энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.

В качестве живого примера пафоса можно выделить стандартный момент из американского кино, где священник в церкви выкрикивает различные фраза, а толпа прихожан отвечает на его фразы громкой и бодрой “аллилуя”. Вся энергия, которой заряжаются люди в этой сцене, в конечном итоге помогает даже людям на инвалидных креслах подняться с ног и подпевать всем остальным.

Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.

Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.
Описание пафосного человека:

Если немного отойти от литературы, кино и других сфер жизни и сравнить значение “пафоса” в реальной жизни, то можно заметить, что под этим словом чаще всего подразумевается негативное описание человека. Пафосный человек обладает следующими чертами характера:
- он пытается каким-либо образом возвысить себя, порой даже без очевидных фактов и причин. Такие люди могут раздувать из мухи слона, тем самым превращая небольшие благие дела в действия мирового масштаба;
- постоянное снисхождение к остальным, ведь пафосные люди, по их мнению, являются центром внимания;поведение при котором создается ощущение, что человек разбирается во всем лучше остальных, хотя во многих случаях это не является правдой;
- агрессивная реакция на попытки остальных снять ему маску “крутого и умного”. В таком случае пафосные люди могут применять различные уловки для того, чтобы восстановить себе репутацию.
По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.
Как определять пафосных людей и что делать с ними?
Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.
Пафос в литературе:
Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.
Литература выделяет следующие виды пафоса:
- сентиментальный – эмоции, которые сопровождают нас в реальной жизни, простые бытовые радости и разочарования.
- героический – воодушевление персонажей, которые готовы свернуть горы для достижения финальной цели.
- романтический – конфликт, который объясняется несправедливостью мира.
гуманистический – готовность героя погибнуть за свое дело. - драматический – передача внутреннего состояния героев, их переживаний.
Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.
Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.
Влияние пафоса на жизнь:
Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.
Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.
Видео по теме:
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Оценить статью:
Загрузка…Автор: Максим Поташев
Краткое содержание статьи:
У каждого сегодня есть хоть общее представление о том, что такое пафос и в каких ситуациях можно столкнуться с этим явлением. Но самому понятию уже несколько тысяч лет и все может оказаться чуть сложнее «бытового» объяснения.

Как «продать» при помощи эмоций?
Эмоции оказывают свое влияние на жизнь людей:
- Под давлением чувств были приняты самые важные решения;
- Только сильные эмоции способны заставить изменить решение;
- Собственное восприятие мира может идти вразрез с логикой и мнением большинства;
- Сильные чувства оставляют неизгладимый след в судьбе людей.
В большинстве случаев, никакие логические аргументы не помогут переубедить человека, действующего в порыве страсти. Именно поэтому в искусстве и политике уделяют особое внимание манипуляциям чужими чувствами:
- Это позволяет добиться большей благосклонности к своей политической партии или лидеру;
- Это заставляет людей всерьез воспринимать новые фильмы и книги;
- Это возвращает к созерцанию новой картины;
- Это вынуждает задуматься о вечном.
Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Потребитель получает эмоции, политик или творец – свою экономическую выгоду. Вот только все сводится к эксплуатации человеческих чувств, к использованию клише и лоббированию на этом фоне не самых здравых идей и не самых качественных проектов. Чему-то действительно стоящему не надо устраивать эмоциональную рекламу.

Что значит пафос?
Пафос – греческое понятие. Если воспользоваться переводом слова мы получим несколько близких по смыслу вариантов:
- Страсть;
- Страдание;
- Воодушевление;
- Возбуждение.
Если обратиться к общепринятому понятию – обращение к эмоциям аудитории. Пафос – все те чувства, которые человек вкладывает в свои творения, надеясь на сопереживание со стороны читателей, зрителей или слушателей. Если заменить одним словом – эмоциональность.
Понятное дело, чувственность придумать или изобрести никто не мог, но есть один человек, который систематизировал и ввел понятия. Им был Аристотель, а произошло это задолго до нашей эры. Так что определению не одна тысяча лет. Сам Аристотель, в большей степени, был оратором, так что и термин относился исключительно к ораторскому искусству. Это уже спустя какое-то время он попал в литературу, а потом «просочился» и в повседневную жизнь.
В пафосе, по большому счету, нет ничего плохого. Да, он играет на чувствах аудитории, но он хотя бы пытается что-то затронуть в душе читателя или зрителя. Основная проблема заключается в том, что за последние несколько тысяч лет человечество очень много раз обыграло все основные сюжеты, способные прикоснуться к «струнам души». И сегодня все кажется вторичным или хорошей реставрацией, для искушенного ценителя.

Пафосные люди – кто они?
Пафос имеет место быть и в повседневной жизни. Но здесь уже речь не идет о каких-то эмоциях, страсти или чувственности.
Как правило, пафосными называют людей, которые:
- Пытаются «возвысить» себя, не имея на то никаких оснований;
- Страдают от повышенного чувства собственной важности;
- Ко всем относятся со снисхождением;
- Пытаются делать вид, что разбираются в вещах, о которых ничего не понимают.
Если человека называют пафосным, в подавляющем большинстве случаев это будет негативной характеристикой. Никому не нравятся люди, с которыми невозможно нормально общаться. Ведь весь диалог сводится к тому, что собеседник пытается продемонстрировать, насколько он идеальный. Не всегда успешно, кстати говоря.
Такие знакомства лучше прекращать сразу же:
- «Перевоспитать» знакомого или знакомую практически невозможно – перед вами уже сформировавшаяся личность;
- Добиться хоть просто уважительного отношения к собственной персоне – невыполнимая задача;
- Вероятность получить эмоциональную отдачу – крайне мала.
А вот быть отвергнутыми такие личности не любят. Можно наблюдать за шоу, в которое будут входить эмоциональные «вспышки», попытки что-то доказать и дополнительное внимание. Но все зависит от конкретного случая.

Что такое пафос в литературе?
Единого понятия нет, но чаще всего подразумеваются все те эмоции, которые автор вложил в свое литературное произведения, надеясь получить отдачу и вызвать какие-то эмоции у своих читателей.
Под понятием «пафос произведения» подразумевают:
- Вложенные автором эмоции;
- Пережитые ощущения при прочтении творения;
- Общее настроение, задаваемое печатным словом.
Книга не обязательно должна быть от первой до последней страницы пропитана сильными эмоциями. Но в любом творении есть частица автора:
- То, что он вложил от себя;
- То, что пытался донести до своей аудитории;
- То, что окажет воздействие на читателя;
- То, что могло оказаться в произведении совершенно неосознанно.
Если в ораторском искусстве наиболее пафосной пытаются сделать заключительную часть речи, в литературе дело обстоит несколько иначе. Эмоциями может быть пропитана вся повесть или рассказ. Может быть дополнительно «выделена» какая-то часть стихотворения или поэмы.

Что подразумевают под пафосом?
Чтобы разложить все по полочкам:
- Понятие «пафос» впервые появилось в Древней Греции;
- Аристотель ввел и использовал термин относительно искусства риторики;
- В литературу это «просочилось» гораздо позже;
- Под пафосом подразумевается повышенная эмоциональность и страсть, все то, что вложил автор для возбуждения аудитории.
Если вы упражняетесь в риторике, наиболее эмоциональной должна быть завершительная часть вашей речи. Пропитайте ее пафосом, в допустимых пределах – получите хороший отклик от слушателей.
У литераторов все работает немного иначе. Наиболее эмоциональным можно делать любой отрывок своего произведения, а можно не снижать градус накала на протяжении всего повествования.
В повседневной жизни все еще проще, пафосные люди:
- Пытаются «набить себе цену»;
- Возвеличивают себя за счет несуществующих талантов;
- Относятся снисходительно к окружающим, надеясь, что это поставит их «на ступень выше»;
- Редко когда бывают интересными собеседниками.
Не стоит разрушать мирок пафосных людей, ведь нагнать вокруг себя всю эту атмосферу могли только совсем уж неуверенные в себе люди.
Даже если вы уверены в том, что сможете определить значение того или иного термина – возьмите словарь или справочник, это может спасти от позора или просто неприятной ситуации.

Видео: очень пафосная речь
В данном ролике Тимур Желвакин расскажет, какие пафосные фразы порой звучат от бодибилдеров:
что это такое, история понятия и его значение.
Цицерон завещал: «Каждый оратор обязан волновать, убеждать и обаять своего зрителя». А Аристотель объяснил, что за волнение отвечает именно пафос. Почему слово пафос в быту стало иронично-осуждающим, даже ругательным? Как литературный термин перешел в словарь современного гламура? Почему в публичных выступлениях без пафосности обойтись невозможно? Дело, конечно же, в уместности использования слова. Делимся выводами и лайфхаками по приемам ораторского мастерства, которые из обычной речи сделают блестящую.
Что такое пафос?
Пафос — это риторическая категория, особый способ выражения страдания, сильной страсти, эмоционального возбуждения. Как один из методов убеждения аудитории, пафос был частью риторики – ораторского искусства, впервые описанного древнегреческим мыслителем Аристотелем. По Аристотелю пафос – это «
Сегодня пафос стал синонимом выставленного напоказ самомнения и приобрел отрицательный контекст. Некоторые словари дают такое определение того, что означает слово пафос – «чрезмерно наигранная приподнятость речи, внешнее проявление воодушевление, которое производит впечатление фальши». Синонимами слова пафосный называют тщеславный, слащавый, лицемерный, неискренний. Соответственно пафосный человек тот, который что называется, работает на публику, ведет себя преувеличенно демонстративно, в речи использует сложные, неуместно красивые слова или сложные обороты. И все для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Современные лингвисты говорят, что книжные, исключительно литературные слова «пафос», «пафосный» стали главными составляющими гламурного словаря. Возможно, потому что для описания жизни «высшей пробы» слов роскошный, элитный, шикарный оказалось недостаточно. «Пафос» и стал тем эксклюзивным словом, которое наделили новым смыслом. Гламурный словарь вкладывает в слово «пафосный» свои значения – это наивысшая оценка живого или неживого предмета, события. Пафосными неожиданно стали статусы в соцсетях, автомобили, девушки, похороны, вечеринки, спектакли и туфли.
Актуальным становится вопрос «что такое пафосный человек» с точки зрения гламурного сленга. Это человек, который отталкивает и привлекает одновременно. Он бывает плох и хорош, ведь пафос заложен в его натуре. В отрицательном значении пафосность ассоциируется с лживостью, напыщенностью, выпендриванием. В положительном – описывает уверенного в себе человека, знающего себе цену.
Подобные метаморфозы есть и в английском языке. В переводе с греческого «pathos» (патос) – это страсть. А в современном английском «pathetic» – «жалкий», «трогательный».
Пройти тест на характер человека
Пафос в литературе.
Пафос применим к устной и письменной речи, где он понимается как ведущий эмоциональный тон или эмоциональный настрой произведения. В литературоведении он объединяет все приемы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателя. Пафос бывает:
- Героический – отражает величие героя.
- Драматический – персонажи описываются с особым драматизмом и надрывом.
- Трагический – связан с предопределенностью судьбы, расплатой за нарушение «высшего» закона.
- Сатирический – построен на насмешливом отрицании устаревших устоев общества.
- Романтический – описывает восторженное состояние души в стремлении к идеалу.
- Сентиментальный – в центре находится сострадание, сочувствие к другому (часто беспомощному) человеку.
Пафос в киноиндустрии – актуальный и необходимый элемент. Особенно в приключенческом кино, где зрителя нужно держать в напряжении с первой минуты. Обычно возвышенными, преувеличенно торжественными фразами и запоминаются монологи Главных Героев с Большой Буквы. Это «I’ll be back» Терминатора, «Я – король мира» героя Леонардо Ди Каприо из «Титаника», «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» Александра Невского.
Как научиться говорить публично?
Выдающиеся личности во многом обязаны навыку, которым владели в совершенстве, – умению выступать. Но убедительными спикерами не рождаются, ими становятся. Главное – найти нужные слова, завладеть вниманием и быть услышанным. По мнению Аристотеля яркий оратор должен овладеть тремя компонентами риторики: логосом (логические суждения), этосом (общечеловеческие ценности) и пафосом (эмоциями).
Многие люди боятся выступать перед аудиторией. И это не обязательно должен быть большой зал. Волнение иногда мешает сказать тост на свадьбе друзей или прочитать реферат, стоя у доски. К счастью, есть книги, собравшие опыт великих ораторов. Они помогут освоить искусство публичных выступлений и говорить ярко, искренне, энергично перед любой аудиторией.
Подготовиться к выступлению. Ненужное волнение часто вызывает недостаток знаний о теме выступления. И это моментально чувствует публика. Ключом к успеху станет тщательная подготовка: планирование речи, изготовление карточек с тезисами, повторение материала несколько раз. Дополнительно пригодится тренировка диафрагмы, выбор правильной высоты голоса, темпа речи.
Узнать свою аудиторию. Недостаточно досконально знать свою речь, нужно знать – кто ее услышит. Одно дело – выступать перед студентами первых курсов, другое – говорить речь перед советом директоров. Желательно выяснить средний возраст, статус слушателей и причины, по которым они будут вас слушать. Хорошо, если будет возможность заранее посетить место выступления – это позволит чувствовать себя уверенней.
Проработать содержание речи. В любой речи есть два запоминающихся момента: начало и завершение. От их эффекта и будет зависеть успех выступления:
- Первая фраза – ее слушают все, без исключения, поэтому она должна быть мощной и обязательно вызвать отклик у аудитории.
- Яркое начало – это «звездный час» оратора, поэтому начало должно быть ярким, информативным. Лучше всего подойдет удачный афоризм, комплимент аудитории или короткая история из жизни.
- Основное выступление – должно быть построено вокруг одной идеи. Здесь можно шутить, рассказывать о серьезных вещах, цитировать великих, хвалить или критиковать другие выступления, делиться идеями. Главное – установить эмоциональную связь с аудиторией и говорить с ней на одном языке.
- Завершение – еще одна иллюстрация идеи выступления. Это может быть история, призыв к действию. Главное – передать слушателям свои эмоции гордости, воодушевления или надежды и закончить вовремя.
Пройти тест на уверенность в себе
7 лайфхаков, как улучшить качество публичных выступлений.
Подготовка, продуманная речь и репетиции – только половина дела. Успех во многом зависит от личности выступающего, его умения заинтересовать аудиторию. В помощь начинающим ораторам мы собрали 7 лайфхаков, которые помогут стать настоящим героем публичных речей:
- Будьте проще. Если в речь добавить дозированный пафос, значение слов усилится. Но слишком витиеватые предложения, сложные термины, длинные цитаты или язык абстракций отвлекут внимание от главного.
- Шутите, но в меру. Юмор отлично разбавляет сложные объяснения, помогает удержать внимание все время выступления. Но неуместные анекдоты или шутки ради шутки только оскорбляют слушателей.
- Подключайте эмоции. Настоящие эмоции не только покажут слушателям вас, настоящего, но откликнутся в их душе. Противоречия придают энергии, критика вызывает оживление и помогает установить неформальные отношения со слушателями. Но хвастовство, высокомерие, агрессия, злоба – надежный способ утратить доверие аудитории.
- Согласовывайте мимику и смысл выступления. Манера говорить, жесты, поза спикера значат не меньше, чем смысл выступления. Но если поведение оратора противоречит его словам, слушатели как минимум остаются в недоумении.
- Расскажите историю поражения. Истории успеха активно раскручиваются и создают иллюзию идеальности. Истории неуспеха намного более глубокие и мотивирующие. Но они работают только тогда, когда автор вопреки трудностям добился успеха.
- Придумайте два запасных плана. Выступление может неожиданно затянуться или закончится быстрее. Продумайте, что можно выкинуть из речи в первом случае или добавить во втором. Но главное делать это так, чтобы не испортить эффект от выступления.
- Просматривайте выступления знаменитых ораторов. Изучение известных речей – отличный способ овладеть ораторским мастерством. Знаменитые речи Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Ника Вуйчича, Опры Уинфри подскажут, как удивить, взволновать слушателей, запомниться своей неординарностью.
ТОП-3 мотивационных ораторов: в чем секрет популярности?
Среди мотивационных ораторов есть известные телеведущие, политики, писатели, религиозные деятели. Каждый из них рассказывает непростую историю своей жизни и умеет достучаться до самого равнодушного слушателя. Но темы и подходы у всех разные. Мы собрали ТОП-3 самых вдохновляющих людей и профессиональные секреты, которыми они поделились.
Тони Роббинс признан мотивационным оратором номер один в мире. Успех его выступлений определяют:
- Внешность и актерское мастерство – своим двухметровым ростом и громоподобным голосом он заполняет всю сцену, чем притягивает слушателей, как магнитом.
- Хороший юмор – он использует шутки и охотно смеется вместе с аудиторией.
- Знание материала – прочитал все, что было издано по психологии, ЗОЖ, ораторскому мастерству.
Брайан Трейси больше, чем спикер – автор книг по саморазвитию, бизнес-тренер, предприниматель и коуч. В своей книге делится советами:
- Выступайте, чтобы побеждать. Ум – главный актив, используйте его по максимуму. Это поможет зарабатывать больше, стать увереннее.
- Начинайте свои выступления по-разному. Хорошее начало речи или презентации гарантирует успех выступления. Продумайте, что вы будете говорить, стоя на сцене, учитывайте аудиторию, тему предыдущего выступления, время дня.
- Улыбайтесь искренне, держитесь скромно. Когда вы улыбаетесь, то излучаете доброжелательность. Когда вы держитесь скромно, то не демонстрируете превосходство над слушателями.
Джо Язбек – часто выступает перед зрительным залом и учит ораторскому мастерству бизнесменов. На своих семинарах делится секретами:
- Во время выступления наблюдайте за всем вокруг. Выучите речь на память, чтобы не читать с листка. Когда выходите на сцену, посмотрите в последние ряды, ощутите атмосферу зала.
- Составляйте свою речь самостоятельно. Не доверяйте написание тезисов или выступление кому-то другому. Обязательно распечатайте и принесите речь с собой, чтобы она не потерялась в электронной почте, например.
- Составляйте речь так, чтобы ее идеи плавно переходили одна в другую. Переход от одной идеи к другой – соединительная нить выступления. Если переход будет незаметным, речь получится плавной, естественной.
Выводы:
- Пафос – это такой прием в речи, литературе или киноиндустрии, что вызывает сильные чувства и переживания.
- На языке гламура одним прилагательным «пафосный» описываются все прелести красивой, сладкой жизни.
- Страсть и эмоциональность – базовые приемы выступления, помогающие донести мысль аудитории, удержать внимание слушателей, получить поддержку.
- Мотивационные спикеры – современные риторы, которые делятся своими секретами успешных публичных выступлений.
Пройти тест на темперамент
Пафос — Lurkmore
| К вашему сведению! В этой статье мы описываем само явление пафоса, а не составляем списки «особо пафосных» личностей, песен, фильмов, аниме и прочей херни. Ваше мнение о очередном «эталоне пафоса» здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием «пафосных мудаков» будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice! |
| « |
Фильм 300 спартанцев, самый напряжённый момент, идут строем 300 отборных накачанных мужиков и тут с ряда сзади женский голос с придыханием «Блин, я бы им всем дала … всем …» | » |
| — 140091 | ||
Суть этой статьи in a nutshell
Пафос как он есть
Пафос (англ. pathos, от древнегреческого πάθος) — древнее, страшное и таинственное греческое слово, употребляемое быдлом по любому поводу без особого значения, хотя обычно подразумевается «крутизна» или «понты». Пожалуй, единственное, в чём оно право, это то, что понятия пафоса и эпичности лежат рядом в одной плоскости.
На самом деле, пафос — это то, что древние греки называли «надрыв» или «страсть». Всякого рода возвышенные клятвы в любви и верности, эпические драматические моменты — вот что такое пафос. Героические смерти и крики «NOOOOOOO!!11111» после этого — пафос. Герой, свято клянущийся в отмщении в возвышенном стиле перед умирающим — тоже пафос. Герой, идущий с голым задом на полчища врагов — это ниибательский пафос. Проще говоря, пафос — это то, что делает, например, месилово трёхсот потных мужиков против огромного вооруженного полчища Былинным Эпиком. Или пародией — если случится передоз.
Если совсем коротко, пафос — это приём, вызывающий сильные чувства и сопереживание.
[править] Пафос и надмозг
Прилагательное от «Пафос» будет «патетичный», что по-русски значит «помпезный», но в инглише в свою очередь преобразилось в практически противоположность. Собсно «Пафос» по-гречески — это «страсть». Отсюда по Аристотелю «пафос» — сопереживание герою в драме. А теперь внимание, следите за руками! Страсть → сопереживание → сочувствие → жалость. И в современном английском pathetic значит «смешной», «шутовской», «позерский», «жалкий»: «You are just pathetic» — «Ты просто смешон». Улавливаешь?
В русском надмозг поработал с точностью до наоборот. Пафос → драматичный → торжественный → «крутой», в представлении тех, кто ни об одном из предыдущих пунктов не слышал и этой статьи не читал. А теперь, девочки и мальчики, запомните редкие, но важные в великом и могучем литературном русском языке слова — помпезность и претенциозность. Что характерно, слова эти с оригинальным значением сабжа не синонимы, а верными синонимами к нему будут именно патетичность или патетика.
ИРЛ, слова «пафос» и «патетичный», в значительной степени, приобрели своё нынешнее значение в двадцатом веке. Дело в том, что разного рода леваки-революционеры, когда учили общаться новоиспеченных коммунистов с пролетариатом, то учили говорить их «пафосно», чтобы вызывать эмоции: построим, победим, сделаем, даёшь и тому подобное. И если стиль речей за полвека не изменился, а народ постепенно окуклился во что-то более вменяемое, то слово «пафос» (которое до этого использовалось в русском языке в большем числе смыслов) стало прочно ассоциироваться с помпой и официозом и ни с чем больше.
В США же эволюция пошла прямо противоположным путём. По состоянию на семидесятые годы прошлого века слово «pathetic» использовалось разве что как чисто театральный термин или атрибут высокого стиля небыдла, который раскрывает богатство английского языка путём применением тех слов, которые не сразу вкурит и профессиональный лингвист, там, где можно сказать по-человечески: «высокий» литературный английский отличается от разговорного намного сильнее, чем литературный русский от разговорного. Однако, в какой-то момент слово раскопали хипстеры, которые путём его применения стали тонко троллить быдло, что своими театральными потугами оно может только вызывать чувство жалости у знатока. Тем не менее, быдло сочло слово хорошим, годным; поскольку в словари оно не заглядывало, то ничтоже сумняшеся стало применять оное слово уже в значении «лузер», где оно окончательно закрепилось в мейнстриме к концу девяностых, то есть относительно недавно. Тем самым, троллинг опять вернулся к театралам, но только в очень, очень толстой форме, обозвав лузерами всех тех, кто исполняет роли, способные вызвать сострадание. Кто к нам с чем придёт, тот от того и погибнет, как говорится.
[править] Пафос в массовой культуре
Смерть без пафоса (Совсем…)
В эпическом и просто приключенческом кино, пафос — один из двух обязательных элементов, без которых зритель заснёт на второй минуте (другой элемент — саспенс, то есть загадочность и напряжение). Без пафоса, как говорит дедушка Аристотель, зрителю будет похуй, убили твоего Былинного Героя, или он превозмог. Надо, чтобы у пожирателя попкорна пробежали мурашки от суровости и эпичности дядьки на экране. Для этого служат Пафосные Моменты: возвышенные Монологи, В Которых Каждое Слово Надо Писать С Большой Буквы; сопровождать их надо слоу-мо и надрывной симфонической музыкой. А уж если герой умирает, то не блюя кровью и коченея, а произнесет Прощальный Монолог, закроет глаза и резко запрокинет голову, как будто ему выдернули питание.
Наиболее годные примеры пафосного кино встречаются в псевдоисторических боевиках типа sword&sandal (300 спартанцев, Гладиатор, Храброе сердце, ну и, конечно, он самый). Тут даже придумывать ничего не нужно: отцы уже все и так красочно расписали, детям осталось только добавить компьютерной графики и пафосных фраз — «Приди и возьми!»; «Наши стрелы закроют от вас солнце — Мы будем сражаться в тени!»; «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», а в самый главный момент что-нибудь вроде «Это СПАРТААА!!!111адинадинадин». Чувствуешь, анон, сопереживание? Хочется взять меч и уебать парочку ни в чем не повинных персов? То-то. Это пафос, сынок.
Хороший пример излишнего пафоса: уровень московской облачности находится аккурат над поясом Владимира Ильича, так что большую часть времени снизу можно было бы наблюдать только штаны. (Между прочим, этот фаллический символ был вполне реальным архитектурным проектом, но, увы, не реализованным).
Дочитав только до этого места, можно подумать, будто мы говорим, что пафос — это всегда замечательно и должно вызывать визги восторга. Увы, нет. Пафос требует умелых рук, слоновьей дозы самоиронии и тщательной дозировки, переложишь — зритель будет долго отплёвываться, а то и вовсе стошнит. Например, драгоценный Никита Сергеевич кладет пафос даже не лопатой, а карьерным экскаватором, но от этого его фильмы становятся только смешнее. Атака с голым задом штыком на фашистский танк — это ведь должно бы быть так же пафосно, как триста спартанцев против 9000 персов — авотхуй.
Надо также отметить факт существования личностей, совершенно неспособных оценить все эти вопли и кривлянья. Однако, эмоции у некоторых из них всё-таки могут быть проявлены в желании заставить замолчать клоуна/крикуна-побеждающего/любящего/умирающего ударом тяжелым инструментом по голове, уничтожить, наконец, этот чёртов объект спасения/любви и выключить музыку.
Пафос также характерен для текстов в рок-музыке, а уж в металле из концентрированного пафоса отливается более половины текстов. Manowar — официальный эталон дистиллированного металлического пафоса. Металл без пафоса — все равно что готика без ангста, вызывает подозрения в позёрстве. И, что интересно, для фанатов пафосность любимой группы становится ещё одним фактом, объясняющим её величие; а для нелюбителей — ещё одним фактом, доказывающим её никчёмность.
В этой стране знали толк в этом вашем пафосе не хуже греков. Достаточно вспомнить истории про мученически павших пионеров-героев, после которых наших дедушек прошибало на скупые мужские слезы и они проникались яростью благородной. Советские гимны и марши полны пафоса в столь же высокой концентрации. Суть пафоса здесь — подчеркивание чёрно-белости: наши — молодцы, к ним — сопереживание, а кто не с нами, тот… ну ты понел. В этом отношении между Кобзоном и Manowar нет никаких отличий, кроме того, что один поет про дедушек-ветеранов, а другие — про Воинов Истинного Металла.
Игры, если не приглядываться, менее пафосны. На самом же деле тут всё уже настолько запущено, что пафоса уже никто особо и не замечает. Некогда, некогда! Пора спасать принцессу, королевство, планету, галактику, вселенную! Press any key to skip the cutscene.
Правда, тут есть и нюанс — те же «кинематографичные» игры, как правило, гораздо длиннее фильмов, потому больше итогового пафоса и выше риск передозировки. Тут на помощь сценаристам приходят всякие catch-phrase и прочие шуточки-бугагашечки, которые сбросят накопившееся довление пафоса, чтобы его можно было нагнетать дальше, и в то же время «засейвят» эмоции. И таких циклов игроделы в отличие от фильмоделов могут позволить себе гораздо больше.
300 Спартанцев ну оочень пафосны.
Пафос удвоен!!
- Голливудские «300 спартанцев», «Гладиатор», «Храброе сердце», а также олдовый «Спартак» Кубрика, состоящие из пафоса чуть менее, чем полностью.
- Avatar
- Группа Manowar
- Вархаммер («FOOOR TEH EMPERAAAAAAH!!!!!!!!!1») и вслед за ним Варкрафт
- Многое в аниме: «Code Geass» (Япония, 2006—2008?), «Tengen Toppa Gurren Lagann», «Hellsing» (и в манге в том числе). Вообще, в связи с специфической ЦА, аниме всегда состоит из пафоса. Без исключений. Даже если это романтическая комедия. Варьируется лишь процент оного.
- Mass Effect, CoD, Crysis и прочие дорогостоящие проекты. Это даже не обязательно должен быть боевик. Причина та же, что и в случае с аниме — издатель хочет быть уверен, что если геймплей/идея/графон большинству не понравится, то им наверняка понравится примитивный пафос.
- Гарри Поттер
- Скайрим. Тут просто КИЛОТОННЫ пафоса.
[править] Особо патетичные личности
[править] Сферический. В вакууме
| Больше пафоса для бога пафоса! | ||||
|---|---|---|---|---|
| 1 | 3 | yes | Показать | Скрыть |
|
|
- Пафос — имя греческого мифологического персонажа. Сына ожившей статуи и человека.
- Пафос — англо-курорт на острове Кипр. Символом города является фигурка упомянутого выше мифологического персонажа, представляющая ма-а-аленького человечка с БО-О-ОЛЬШИМ МПХ. Некоторые утверждают, что сей персонаж отвечает за… потенцию, причем чем меньше Пафос, тем больше потенция. И наоборот… Что, собственно, часто подтверждается IRL.
- Пафос — способ изготовления многослойных печатных плат.
- Пафос — имя нигры-рэппера в GTA IV.
- Пафос — становится причиной катастрофы (South Park s10e02)
| Пафос. Уроки истории искусств на Луркоморье | |
|---|---|
пафос — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
па́-фос
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -пафос- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ˈpafəs] мн. ч. [ˈpafəsɨ]
Семантические свойства
Значение
- воодушевление, душевный подъём, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики ◆ Весь пафос его, весь пыл его увлечения складывается пред алтарём того бога, которому никогда ни один художник не молился. Л. И. Шестов, «Шекспир и его критик Брандес», 1898 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- неодобр. наигранность, преувеличенная драматичность ◆ В отчаянии он напускал на себя мрачный пафос и, отдуваясь после каждой фразы, возбуждённо лгал о своём путешествии в Персию и о страстных соловьях Гафиза. В. П. Катаев, «Бездельник Эдуард», 1920 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- книжн. идея, замысел ◆ Пафос анархизма и его стихия есть свобода, но свобода не как принцип индивидуального обособления, а как основа разумного и совершенного общения. П. И. Новгородцев, «Приложение об общественном идеале», 1917 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- патетика, Джолли
Антонимы
- равнодушие, бесстрастность
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от др.-греч. πάθος «страсть», из πάσχω «страдать, терпеть» (восходит к праиндоевр. *kwenth- «страдать, терпеть»). Русск. пафос отражает ср.-греч., нов.-греч. произношение слова πάθος. Напротив, патетический заимств. через нем. pathetisch (с ХVI в.) или франц. pathétique из лат. pathēticus, др.-греч. παθητικός : πάθος. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Анаграммы
|
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
пафос — это… Что такое пафос?
Пафос — см. Эстетика. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. пафос … Литературная энциклопедия
ПАФОС — см. Патос. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПАФОС … Философская энциклопедия
ПАФОС — (греч. pathos страсть). Воодушевление, страстное проникновение идеею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАФОС греч. pathos, от pascho, терпеть, испытывать чувство, страсть. Воодушевление;… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАФОС — ПАФОС, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее,… … Толковый словарь Ушакова
пафос — См … Словарь синонимов
пафос — античное понятие, означающее страдание, к коему привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, то есть разрешение страсти через страдание. В учении Аристотеля пафос одно из основных понятий эстетики: смерть или иное трагическое … Большая психологическая энциклопедия
Пафос — (греч. πάθος чувство, эмоция) риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который… … Википедия
пафос — ПАФОС, ПАТОС а, м. pathos m. <гр. pathos страдание. Ложный пафос, напыщенность. Ганшина. 1. Чувство воодушевления, приподнятости. БАС 1. Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее. Белинский соч. А … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пафос — (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных… … Психологический словарь
Пафос — ПАФОС. Буквальное значение слова (греч.) страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин П. и производный от него патетическое перешли в теорию… … Словарь литературных терминов
пафос — ПАФОС, а, м. Право выступать в конце (или в др. наиболее выгодное время) концерта, когда зрители уже полностью подготовлены к восприятию исполнения. Кого ставим в пафос? Звезд на пафос ставь. Пошёл в начало, пафосом пожертвовал. Возм. из муз … Словарь русского арго
