Нерли храм – описание, история, фото, точный адрес

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму.

       

        Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

        Есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

        Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

        При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

        Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

        Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

        Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этого прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

        После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы. Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

econet.ru

фото, история и описание :: SYL.ru

Церковь Покрова на Нерли является одним из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения завоевала сердца не только посещающих ее, также она осталась запечатленной на полотнах знаменитых художников. Все это показывает величие и самобытность храма.

Предыстория возникновения церкви

Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.

Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.

Начало постройки храма

Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. Однако некоторые историки расходятся в дате. По некоторым источникам постройка шла в 1165-1667 годах, а другие источники утверждают, что это случилось в 1158 году.

Первая дата взята из жизнеописания самого Андрея Боголюбского, а вторая – из Владимирского летописца, который был написан в 16 веке. Так или иначе, но постройка началась. Некоторые историки утверждают, что белый камень, из которого возведен храм, привезли сюда сами побежденные булгары.

Размещение церкви таково, что князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема, а постройка началась с возведения фундамента, так как по весне тут река выходила из берегов. С внешней стороны все это было обложено плитами из белого камня.

Архитектура церкви

В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.

Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).

Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.

Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу – львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.

Внутреннее оформление храма

Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.

Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наречение церкви

По некоторым источникам, изначально храм должен был быть посвящен не Покрову, а Богородице. Это связано с чудом, которое произошло с князем во время похода на булгар (покровительство Пресвятой Богородицы, что впоследствии привело к появлению этого церковного праздника).

Однако есть еще одна версия, чему мог быть посвящен храм Покрова на Нерли. Церковь имела своеобразные фигурки в росписях барабана, которые указывали на еще один праздник, а именно, Изнесение древа Креста Господня. Эта версия подтверждается тем, что в окрестностях храма был обнаружен крест, который датируется 12 веком. Непосредственная близость с водой дополнительно указывает на это.

Таким образом, изначально церковь могла сочетать в себе посвящение нескольким важным датам, однако все же она стала Покровской.

Чудо, произошедшее перед постройкой храма

Теперь следует рассказать о чуде, которое заставило князя Андрея несколько сменить название храма и вообще начать постройку. Это случилось во время похода, когда князь велел везти за собой икону Богородицы с младенцем на руках. Весь путь их преследовали чудеса, которые были расценены, как заступничество Божьей Матери.

Первое чудо случилось на месте, где после Андрей Боголюбский построил свой замок. Тут кони не смогли продолжить свой путь дальше в Ростов, как планировалось. Они просто не могли сдвинуть с места повозку, где была икона. Затем она же предрешила поход на булгар в пользу русичей. Сильные лучи стали исходить от иконы, защищая войско Андрея Боголюбского.

Так и был переименован храм Покрова на Нерли. Церковь была первой, которую посвятили этому празднику.

Археологические раскопки

Следует отметить, что некоторые конструкции храма не сохранились до сегодняшних дней. Раскопки показали, что с трех сторон сооружение когда-то было опоясано открытой галереей из белого камня. Ее вымостили майоликовой плиткой (очень яркой). Также была лестница, которая находилась в юго-западном углу галереи. Она поднималась на хоры. Поддерживали галерею столбы из белого камня, на парапете были установлены фигуры различных животных (среди них был барс в прыжке – это символ владимирской династии). Все, что осталось от галереи, это основания, которые находятся на расстоянии двух с половиной метров от стен храма.

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Паломничество к церкви

По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.

Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.

К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.

Месторасположение и адрес церкви

Если вы решили посетить церковь Покрова на Нерли, то следует знать, что добраться до нее несложно, но немного неудобно. Храм находится на территории заповедника, который называется “Боголюбовский луг – церковь Покрова”. Если вы едете из города Владимир на автомобиле, то вам следует выехать на трассу до Нижнего Новгорода. По пути вы увидите большой поселок – это и есть Боголюбово. В его центре можно заметить еще одно величественное сооружение – это Свято-Боголюбский монастырь, который также интересно посетить.

Также вы можете доехать до поселка на автобусе или пригородной электричке. Затем следует идти пешком около полутора километров. Однако вы можете оплатить проезд на повозке, которая будет запряжена лошадьми.

Красоты природы вокруг церкви

Храм был построен близ реки Нерли, а именно на пойменном лугу там, где река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. И теперь, когда это происходит, церковь оказывается на небольшом острове, а воды, как кажется, подходят к самым стенам. Это очень красивое зрелище, что подтверждают очень многие люди. Церковь Покрова на Нерли построена таким образом, что очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж, она как бы естественно вырастает из земли.

Когда-то давно близ храма располагалась пристань, и речные суда, которые шли по Клязьме, могли причалить и сделать остановку. Конечно, сейчас этого нет, однако даже издали это замечательный ансамбль, который воплотила в себе не одна картина. Церковь Покрова на Нерли была запечатлена несколькими художниками. Эти холсты считаются поистине шедеврами в искусстве.

Церковь Покрова на Нерли в искусстве

Красота этого храма не раз привлекала людей искусства. Многих она вдохновляла на возвышенные поэтические сочинения, стихи. Некоторые запечатлевали эти красоты на холсте. К примеру, полотно С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” по праву считается одним из шедевральных произведений. Он сумел точно передать почти неземную красоту храма, окруженного нетронутой природой.

Очень многие писали на эту тему сочинение. Церковь Покрова на Нерли была описана многими школьниками, а также просто любителями пейзажа. Как бы там ни было, но со времен ее постройки (а прошло уже более 800 лет) она не потеряла своей чистоты, изящества и изысканности. До сих пор в эту местность съезжаются паломники, чтобы полюбоваться интересным древним творением рук человека в сочетании с истинно русским пейзажем.

www.syl.ru

Церковь Покрова на Нерли — Википедия

Координаты: 56°11′46″ с. ш. 40°33′41″ в. д. / 56.1962694° с. ш. 40.5614222° в. д. / 56.1962694; 40.5614222 (G) (O) (Я)

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче[1]. Современные исследователи С. В. Заграевский[2] и Т. П. Тимофеева[3] на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси[источник не указан 1944 дня].

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви[4].

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы

[5].

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

Церковь Покрова на Нерли. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь
  • Покрова на Нерли

  • Покрова на Нерли
    (юго-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (северо-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (западный фасад)

Современное положение[править]

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.[источник не указан 1157 дней]

  • Афанасьев, К. Н. Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли / К. Н. Афанасьев // Архитектура СССР. — 1983. — № 6. — С. 51—53.
  • Воронин, Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков : в 2 т. Т. 1. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 558 с. — С. 262—301.
  • Заграевский, С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника / С. В. Заграевский. — М. : Алев-В, 2008. — С. 129—146.
  • Паевский, А. Совершенный храм на берегу Нерли / А. Паевский // Вокруг света : [офиц. сайт журнала]. 25.03.2008.
  • Паевский, А. Совершенство на берегу Нерли // Троицкий вариант. — 2010. — № 46 (2 февраля). — С. 8.
  • Тимофеева, Т. П. Церковь Покрова на Нерли / Т. П. Тимофеева, С. М. Новаковская-Бухман. — М. : Северный паломник, 2003.

www.wikiznanie.ru

Церковь Покрова на Нерли — это… Что такое Церковь Покрова на Нерли?

Координаты: 56°11′46.57″ с. ш. 40°33′41.12″ в. д. / 56.196269° с. ш. 40.561422° в. д. (G) (O) (Я)56.196269, 40.561422

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

История

В литературе принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче[1].

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви[2].

В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь

  • Покрова на Нерли

  • Покрова на Нерли
    (юго-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (северо-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (западный фасад)

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Примечания

Литература

 

dic.academic.ru

Храм Покрова на Нерли во Владимирской области

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 г. (по «Житию» Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче). Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 г.). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

Вдали от селений и телеграфных проводов, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Церковь Покрова на Нерли во Владимирской областиПешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена. Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.

По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками. Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Как добраться до церкви Покрова на Нерли.

Храм находится на территории историко-ландшафтного комплекса «Боголюбский луг — церковь Покрова на Нерли». Боголюбово расположено в 10 км от Владимира по направлению к Нижнему Новгороду. До города туристы могут доехать на автобусе, электричке или автомобиле, оставив его на стоянке у ж/д станции «Боголюбово». За отдельную плату посетителей доставят к церкви на повозке, запряжённой лошадьми.
Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Храм Покрова на Нерли»

Регистрационный номер: 331510368550006

www.culture.ru

Церковь Покрова на Нерли — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 56°11′46″ с. ш. 40°33′41″ в. д. / 56.1962694° с. ш. 40.5614222° в. д. / 56.1962694; 40.5614222 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=56.1962694&mlon=40.5614222&zoom=15 (O)] (Я)

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

История

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче[1]. Современные исследователи С. В. Заграевский[2] и Т. П. Тимофеева[3] на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — это 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на РусиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2268 дней].

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви[4].

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы[5].

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь
  • Church of the Protection of the Theotokos on the Nerl 08.jpg

    Покров на Нерли

  • Church of the Protection of the Theotokos on the Nerl 11.jpg

    Покров на Нерли
    (юго-западная сторона)

  • Church of the Protection of the Theotokos on the Nerl 05.jpg

    Покров на Нерли
    (северо-западная сторона)

  • Church of the Protection of the Theotokos on the Nerl 20.jpg

    Покров на Нерли
    (западный фасад)

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1481 день]

Напишите отзыв о статье «Церковь Покрова на Нерли»

Примечания

  1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — Т. 1. — М., 1961. — С. 262—263.
  2. Заграевский С. В. [rusarch.ru/zagraevsky14.htm К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли]. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3-12.
  3. Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. [rusarch.ru/timofeeva3.htm Церковь Покрова на Нерли]. — М.: Сев. паломник, 2003.
  4. Флоренский П. В., Соловьёва М. Н. [rusarch.ru/florensky1.htm Белый камень белокаменных соборов]. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
  5. Воронин Н. Н. [rusarch.ru/voronin1.htm Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли.] — М.: Искусство, 1967. — С. 126.

Литература

  • Афанасьев, К. Н. [www.rusarch.ru/afanasiev1.htm Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли] / К. Н. Афанасьев // Архитектура СССР. — 1983. — № 6. — С. 51—53.
  • Воронин, Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков : в 2 т. — Т. 1. — М. : Изд-во АН СССР, 1961. — 558 с. — С. 262—301.
  • Заграевский, С. В. [www.zagraevsky.com/vsmz9.htm К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли] // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника / С. В. Заграевский. — М. : Алев-В, 2008. — С. 129—146.
  • Паевский, А. [www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/588/ Совершенный храм на берегу Нерли] / А. Паевский // Вокруг света : [офиц. сайт журнала]. 25.03.2008.
  • Паевский, А. [trv-science.ru/2010/02/02/sovershenstvo-na-beregu-nerli Совершенство на берегу Нерли] // Троицкий вариант. — 2010. — № 46 (2 февраля). — С. 8.
  • Тимофеева, Т. П. [www.rusarch.ru/timofeeva3.htm Церковь Покрова на Нерли] / Т. П. Тимофеева, С. М. Новаковская-Бухман. — М. : Северный паломник, 2003.

Отрывок, характеризующий Церковь Покрова на Нерли

Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.

wiki-org.ru

Церковь Покрова на Нерли — это… Что такое Церковь Покрова на Нерли?

Координаты: 56°11′46.57″ с. ш. 40°33′41.12″ в. д. / 56.196269° с. ш. 40.561422° в. д. (G) (O) (Я)56.196269, 40.561422

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

История

В литературе принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче[1].

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви[2].

В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И. Э. Грабарь

  • Покрова на Нерли

  • Покрова на Нерли
    (юго-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (северо-западная сторона)

  • Покрова на Нерли
    (западный фасад)

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Примечания

Литература

 

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *