Пабло Пикассо. Классический период и сюрреализм
Пикассо писал классические произведения и пробовал себя в сюрреализме. Узнаем, чем характеризуется каждый этап в творчестве художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»
1. Пабло Пикассо и Жан Кокто
2. Пабло Пикассо. Занавес к балету «Парад», 1917
3. Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, 1917
4. Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1917
5. Пабло Пикассо. Купальщицы, 1918
7. Пабло Пикассо. Женщины, бегущие по берегу, 1922
8. Пабло Пикассо. Поль на ослике, 1923
Поговорим о «классическом» периоде Пикассо. Он начался после 1914 года, когда Первая мировая война вызвала желание спокойствия и порядка. Перемены стиля Пикассо стали частью перемен в его жизни.
Вот они 👇
🎭 Начал сотрудничать с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. С писателем Жаном Кокто и композитором Эриком Сати Пикассо участвовал в постановке новаторского балета «Парад» — создавал занавес, декорации и костюмы. Постановка принесла всем участникам скандальную славу.
👰 Женился на русской балерине Ольге Хохловой. Он познакомился с ней во время работы с Дягилевым. Это период, когда стиль Пикассо совпал с классическими вкусами жены.
🖼 Вернулся к жизнеподобным образам. Пишет много реалистичных портретов Ольги. Она показана в разных образах: печальная, читающая, модница, задумчивая и т.
д.✍️ Начал показывать процесс создания произведения. Есть несколько примеров, когда Пикассо на картине приоткрывает творческую кухню: по краям — загрунтованный холст, несколько линий карандашом, следы размазывания кисти, чтобы понять густоту краски; а в центре — уже полноценная живопись.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Пабло Пикассо
1. Мать и дитя, 1921
2. Танец, 1925
3. Художник и его модель, 1926
4. Сидящая женщина, 1927
5. Купальщица, открывающая кабинку, 1928
6. Женщина в красном кресле, 1929
7. Распятие, 1930
8. Поцелуй, 1931
В начале 1920-х годов у Пикассо началась новая революция в стиле. Переход к сюрреализму связан с разочарованием в человеке и собственной семейной жизни.
Вот как это происходило 👇
🦵 Тела на картинах все больше деформируются. На картине «Мать и дитя» укрупняются руки, пальцы — но все еще сохраняется классический образ. Дальше ощущение неправильности и несовершенства человеческого тела будет только расти, тело раздувается и утяжеляется, как от болезни.
👀 Человек становится неузнаваемым. Деформация тела доходит до пика: зритель с трудом находит антропоморфные формы, глаза, нос и рот располагаются в разных местах лица. «Художник и его модель» — просто множество будто беспорядочных линий. Сюрреалистические картины Пикассо полны ужаса и внутренних конфликтов, которые испытывал художник.
💔 Любовь показана как агрессия.
На картине «Поцелуй» в поцелуе нет ничего от нежности и тепла, влюбленные, скорее, пытаются съесть друг друга. В это время у Пикассо портятся отношения с Ольгой. Он пишет ее портрет «Женщина в красном кресле» в похожем кресле и на похожем фоне, что и классический портрет несколькими годами ранее — но теперь вместо красивой женщины мы видим пугающее нагромождение частей тела.Пабло Пикассо
1. Портрет Ольги, 1917
2. Лицо, 1926
3. Сон, 1932
4. Плачущая женщина, 1937
5. Франсуаза Жило в голубом платье, 1949
6. Портрет Жаклин, 1965
Женщины играли в жизни Пикассо важную роль. Некоторые даже находят закономерности между переменами в его творчестве и личной жизни.
Давайте посмотрим, как художник писал своих женщин.
👰 Ольга Хохлова.
〰️ Мария-Тереза Вальтер. Пикассо изображал юную девушку плавными линиями — получался нежный, мягкий образ. На картине «Сон» округлые линии рук, плеч и бус рифмуются.
💧 Дора Маар. Фотограф и художница, она была очень чувствительной и артистичной. На картинах Пикассо Маар известна как «Плачущая женщина» — художник часто показывает ее в слезах. Длинные ногти и заломленные руки подчеркивают эксцентричность.
🎨 Франсуаза Жило. Пикассо пишет ее нежной и юной. В это время он возвращается к голубому цвету, работает в желтых тонах — но он не символизирует печаль, как у Шагала, а наполнен нежностью.
👁 Жаклин Рок. Вторая официальная жена Пикассо была на 46 лет моложе него. У Жаклин был сложный характер, на ее портретах преобладают холодные оттенки, угловатость — и вместе с тем переданы утонченность и молодость: длинная шея, темные волосы, выразительные глаза.
Пикассо часто писал людей, по-особенному изображая их внешность. Но у него был талант передавать образ модели и свое отношение к ней.
🖼 Проверим, как хорошо у вас получится узнать женщин Пикассо >по портретам. Перед вами их портреты и фотографии. Подумайте, какие из них соответствуют друг другу.
Пикассо. Женские портреты.
Фотографии моделей
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Пабло Пикассо, картины периода Сюрреализма 1925-1930г
Картины Пабло Пикассо 1924-1929
1 … 2В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931).
Гитара, бокал и блюдо с Фруктами 1924 |
Паоло в костюме Арлекина 1924 |
Натюрморт с камнем 1924 |
Натюрморт с мандолиной 1924 |
Сын художника 1925 |
Гипсовая голова и рука 1925 |
Мандолина и гитара 1924 |
Натюрморт с античным бюстом 1925 |
Натюрморт с рыболовной сетью 1925 |
Танец 1925 |
Поцелуй 1925 |
Скульптура 1925 |
Женщина с мандолиной 1925 |
Художник и его модель 1926 |
Бюст молодой женщины. Мария-Терез Вальтер 1926 |
Гитара 1926 |
Интерьер с мольбертом 1926 |
Мастерская модистки 1926 |
Обнаженная стоящая у моря 1927 |
Мужчина и женщина 1927 |
Художник и его модель 1927 |
Сидящая женщина 1927 |
Студия 1927 |
Этюд. Канны 1927 |
Игроки в мяч на пляже 1928 |
Купальщица 1928 |
Купальщица открывает кабину 1928 |
Купальщицы на пляже 1928 |
Пейзаж 1928 |
На пляже, в Динарде 1928 |
Художник и его модель 1928 |
Студия 1928 |
Птица на дереве 1928 |
Синий акробат 1929 |
Купальщица 1929 |
Фигура 1929 |
Большая обнаженная в красном кресле 1929 |
Портрет Паоло, в костюме Пьерро 1929 |
Лежащая женщина 1929 |
Сидящая Купальщица на пляже 1929 |
Пловец 1929 |
Без названия 1929 |
Купальщица, Дизайн для монумента. Динарде 1928 |
Портрет женщины 1921 |
Большая Купальщица 1921 |
Женщина в Кресле 1927 |
Женщина в платье с корсажем 1920 |
Женщина в шляпе с цветами 1921 |
Сидящий Арлекин 1923 |
Арлекин с зеркалом 1923 |
1 … 2
Период сюрреализма Пабло Пикассо
Пабло Пикассо — один из самых знаменитых и влиятельных художников 20-го века, сыгравший неотъемлемую роль в продвижении направлений современного искусства на передний план.
Творчество Пикассо на протяжении всей его жизни охватывало ряд различных художественных течений и категорий, от классицизма и кубизма до стиля искусства, которому посвящена эта статья; сюрреализм.
Александр фон Гумбольдт II
Пожалуйста, включите JavaScript
Александр фон Гумбольдт II
Сюрреализм — это культурное движение, которое охватывает не только мир искусства, но и литературу, музыку, театр и философию.
Вся концепция сюрреализма, получившая известность в 1920-е годы, связана с хаосом, элементом неожиданности и нелогичным изображением реальности.
Сюрреалистический манифест Андре Бретона 1924 года предполагает, что культурное движение было выражением «психического автоматизма» и «всемогущества сна».
Эта философская концепция быстро распространилась в мире искусства (как и во многих других дисциплинах) и поставила под вопрос основы художественного творчества.
Поскольку сюрреализм в основном занимается отходом от разума и рациональности, это проложило путь художникам и экспертам в области искусства, чтобы подвергнуть сомнению представление о том, что искусство является единственным продуктом творческого воображения художника.
Период сюрреализма Пикассо
Карьера Пабло Пикассо печально известна тем, что он охватывает широкий спектр художественных дисциплин, поэтому его нельзя назвать абсолютным сюрреалистом как таковым. Однако было, особенно с 1920-х годов, свидетельство сюрреалистического влияния во многих его работах.
Примерно с 1927 года творчество Пикассо начало приобретать форму того, что можно было бы назвать сюрреалистическим, но в его предыдущих работах были признаки этого влияния. Пикассо опирался на влияния «извне» и сознательно не выбирал определенные элементы дисциплины, которые, с его точки зрения, могли бы улучшить его собственный художественный стиль.
В середине 1930-х годов Пикассо все больше ассоциировался с мыслителями-сюрреалистами, такими как поэт-сюрреалист Поль Элюар. Действительно, ясно, что Пикассо в некоторой степени находился под влиянием этого движения, поскольку он даже пробовал свои силы в написании сюрреалистической поэзии, а также принимал участие в выставках сюрреалистического искусства.
Доказательства сюрреализма в творчестве Пикассо
Доказательства влияния сюрреализма в творчестве Пикассо можно увидеть в его серии «Купальщицы», созданной в 1927 году. Эти работы изображают изображения человеческого тела, в которых некоторые части тела были изменены и введены стимуляторами, вызвавшими аномалии, которые общество сочло бы непривлекательными и, возможно, гротескными.
Это игнорирование общепринятой конструкции и визуальных пропорций человеческого тела может быть связано с сюрреалистической мыслью; отход от рациональности к нелогичному и хаотичному мышлению.
Сюрреализм, пожалуй, наиболее заметен в творчестве Пикассо, в его серии рисунков 1933 года под названием «Анатомия». На этих зарисовках изображены изображения маленьких фигурок, отдаленно напоминающих человеческую форму, но состоящих из неорганических компонентов. Эти работы снова демонстрируют пренебрежение к конструкции и пропорциям человеческой формы, придавая человеческие черты тому, что по сути является машиноподобными элементами.
«Герника» Пикассо — очень известное произведение искусства, в котором чувствуется влияние сюрреализма. В 1937 года Пикассо сочинил грандиозную работу, чтобы продемонстрировать свой гнев против войны с Герникой; произведение размером с фреску было просмотрено миллионами на Всемирной выставке в Париже.
Благодаря своему огромному размеру Герника в значительной степени производит впечатление благодаря своим масштабам; он погружает и поглощает всех, кто смотрит на него, и бросает вызов идее, что война героична.
Изображение само по себе очень хаотичное, смерть и разрушение процветают. Этот хаотичный характер имеет очень очевидное сюрреалистическое влияние, поскольку зрителю трудно понять, что происходит. Как упоминалось ранее, Пикассо полностью игнорирует пропорции человеческого тела, поскольку лица искажены, а аномалии человеческих черт очевидны повсюду.
Методы сюрреализма
Чтобы создать произведение искусства в стиле сюрреализма, вам необходимо охватить философию культурного движения, которое в основном связано с отходом от разума. По этой причине сюрреалистические техники в искусстве или в любой другой дисциплине делают упор на то, чтобы у художника было свободное воображение и творческая свобода, избегая при этом сознательного контроля.
Еще один аспект сюрреалистических техник заключается в том, чтобы черпать вдохновение из бессознательного в надежде на достижение свободного мышления, но нелогичного подхода.
Существуют различные влиятельные художники-сюрреалисты, которые разработали особые методы для достижения этой концепции случайных объектов и изображений, лежащих в основе сюрреалистической мысли. То, что известно как Frottage, представляет собой сюрреалистическую технику, в которой изображение создается путем помещения листа бумаги на шероховатую поверхность и протирания бумаги карандашом или мелком до тех пор, пока не создается впечатление поверхности под ним. См. также Макс Эрнст.
Декалькомания — еще одна сюрреалистическая техника, при которой краска — обычно большой кистью — выплескивается на чистый лист бумаги, а затем покрывается и растирается другим, создавая случайные узоры и комбинации.
Автоматическое рисование — это еще одна техника, заключающая в себе сюрреалистическую идею непредсказуемости, в которой художник должен позволить линии пера или любого другого инструмента, который он использует, свободно перемещаться и не иметь никакого сознательного планирования или структуры.
В то время как Пабло Пикассо, очевидно, был вдохновлен сюрреалистическим движением и находился под его влиянием, работа его жизни включала в себя несколько различных художественных течений, и он не был ограничен какой-то одной категорией.
Однако с 1930-х годов в его работах появился явный сюрреалистический подход с полным игнорированием условностей и пропорций человеческого тела. В центре сюрреалистического искусства, некоторые из которых можно найти в работах Пикассо, была концепция хаоса и беспорядка; спонтанность и неожиданность.
Пабло Пикассо — Сюрреализм
Два фактора сработали одновременно: новая муза Пикассо Мария-Тереза Вальтер, чье «чарующее лицо» он хотел изобразить, немедленно уведомив свою новую подругу, что «у нас все получится вещи вместе», и близость к кругу Андре Бретона. Именно в галерее Пьера в 1925 году Пикассо впервые принял участие в групповой выставке сюрреалистов (до этого его работы были представлены только на персональных выставках).
В первом номере La Revolution Surrealiste была опубликована фотография эскиза Пикассо 1914 года, во втором номере две страницы были посвящены рисункам художника, а в четвертом номере (15.07.1925) была опубликована репродукция скандального «Молодого Ladies of Avignon», созданной 18 годами ранее. Именно благодаря Бретону холст картины был раскатан, извлечен из темного угла мастерской и продан коллекционеру по имени Жак Дусе.
В таких картинах, как «Женщина с цветком (1932)», «Девушка перед зеркалом (Мария-Тереза Вальтер) (1932)», «Лежащая голая на красной подушке (Мария-Тереза) (1932)» и др. Пикассо рассматривал свою последнюю модель, как ребенок, который разбирал новую игрушку, чтобы увидеть, что в ней крутится и пищит. В качестве предмета исследования тело разделяется на части, фрагменты скручиваются и складываются по-новому. Художник как бы пытается представить, что произойдет, если он расставляет фигуры так или иначе.
Однако плавность линий и «уютность» портретов Марии-Терезы не исключают появления других работ, которые можно было бы подписать бретонским кредо: «Красота либо конвульсивна, либо ее нет». Первой работой, в которой художник экспериментировал с сортировкой человеческих частей и складыванием их в новые комбинации, была «Три танцовщицы (1925)». В 1930 году Пикассо создал еще одно произведение, полное экспрессии, «Распятие», которое считается вехой на пути от «Трех танцовщиц» к «Гернике» (1937).
В этот же период созданы многочисленные купальщицы, некоторые из которых отмечены парой цветовых пятен («Купальщица, открывающая кабину» (1928)), другие картины содержат еще одну вивисекцию женского тела и построение монстров из его составляющих: «Купальщица с поднятыми руками (1929)», «Сидящая купальщица на пляже (1930)», «Девушка, бросающая камень (1931)» и «Фигуры на берегу моря».
Подводя итог семилетнему блужданию Пикассо в дебрях сюрреализма: «Я рисую предметы такими, какими я их думаю, а не такими, какими я их вижу».
Три танцора, 1925
The Face, 1926
Женщина в кресле, 1927
Рисунок, 1927
Bather, 1928
Metamorphose I (Женский характер), 1928
Nude на пляже, 19299
9 599559 599559 9 5 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 5 9 5 9 9 9 9 9 9 9 9 .Поцелуй, 1929
Распятие, 1930
Фигуры на пляже, 1931
Девушка, бросающая камень, 1931
Обнаженная и натюрморт, 1931
Кувшин, разрезающий фрукты и листву, 1931
Обнаженная в кресле автобуса, 1952 00temort 9032
, Резка и поддона, 1932
Женщина с цветом, 1932
ДЕЧА, 1932
Обнаженные, зеленые листья и грудь, 1932
Глава женщины, 1932
Все сюрреалистические произведения
20 декабря Джейсон написал:
‘Итак, я коллекционер произведений искусства, который в тупике. У меня есть литография, которую я нигде не могу найти в Интернете. У меня есть большая литография (около 28 дюймов в высоту и 23 дюйма в ширину) этюда Пикассо «Мать и дитя» в 4 руки, но она отличается от любой другой, которую я нашел. Начнем с того, что это трехцветная литография. Это еще и на Монвалле клали бумагу на картон. У отпечатка определенно есть возраст, но, очевидно, нет способа сказать, сколько ему лет. Я искал различные водяные знаки, но не нашел ни одного. Если положить бумагу на доску, это усложняет задачу. Сначала я думал, что она может быть напечатана во Франции издательством La Photolithography L Delaporte. В основном потому, что размер был примерно таким же, и 3 цвета печати были одинаковыми. Однако на литографии «Мать и дитя» нет информации, расположенной на нижнем поле отпечатка, как на других, которые я видел. Так после всего этого есть какие-нибудь мысли?
16 декабря luis из США написал:
‘Ух ты, хорошо, а где оригинал подписан? , фрукты и стол почти в натуральную величину. Хорошая деталь для экзамена по искусству и дизайну :)’
19 октября Передняя сторона хвоста от levenmouth написал:
‘я думаю, что работа должна быть видна со всех сторон :(((‘
21 сентября Паскаль из Нью-Йорка написал:
«Как и все, вы должны учиться или практиковаться, чтобы оценить. Если вы всю жизнь ели гамбургеры и пиццу, вам может быть трудно оценить суши».
16 июля steve из США написал:
«Захватывает дух, как и все, что он когда-либо делал. Насыщенные яркие цвета и острые внутренние углы. Пикассо — мастер’
28 июня Николай из Швейцарии написал:
«Картина, безусловно, впечатляет, если не сказать больше. Но что всегда поражало меня любопытством, так это то, что ни одна из других работ Пикассо того периода не может сравниться с этой картиной. Общеизвестно, что когда-то в обучении живописи было обычной практикой, когда мастер перекрашивал участки работы ученика. В случае с этой картиной я не могу не задаться вопросом, какая часть ее на самом деле могла быть написана отцом Пикассо».