Наскальная живопись эпохи мезолита — Особенности петроглифов
Изменения климата в эпоху мезолита серьезно отразились на всех сферах жизни человека. Примерно в десятом тысячелетии до нашей эры ледники начинают отступать. Территории, на которых раньше были пастбища для бизонов и лошадей, стремительно превращаются в леса. Травоядные животные перебираются на север. Наши предки охотятся на кабанов, зубров, оленей, ловят рыбу и собирают устриц. Места для поселений выбирают рядом с водоемами. Появляются новые орудия труда, развиваются скотоводство и земледелие. Все эти изменения отразились и на живописи эпохи мезолита.
История открытия
Первые находки эпохи раннего мезолита сделаны в Пиренейских горах во Франции – в пещере Мас д’Азиль, исследовать которую в 1887 году начал археолог Эдуард Пьетт. В честь этого места была названа азиальская культура, занимающая промежуточное положение между мадленской и мезолитом. Раскопки продолжались до середины двадцатого века. Тут были обнаружены наскальные изображения лошадей, бизонов, оленей, фигурки, вырезанные из кости, расписанная галька.
Следующая археологическая находка сделана в начале двадцатого века – исследователь Рокафорт обнаружил образцы живописи эпохи мезолита в 1908 году в Испании. В долине реки Эбро он нашел древние рисунки, выполненные красным и черным цветами. На скале изображена группа женщин с тонкими талиями в оригинальных юбках. Между Барселоной и Валенсией в долинах и горных ущельях обнаружено немало живописных сцен. Тут можно увидеть изображения людей и животных, которые не превышают в высоту 75 сантиметров.
Чаще всего художники эпохи мезолита изображали сцены охоты. Люди преследуют оленей, баранов, козлов. Целая галерея с такими композициями обнаружена в ущелье Валлторта. Кроме сцен военных сражений тут можно увидеть казнь человека соплеменниками.
С живописью эпохи мезолита можно познакомиться в разных странах. В Узбекистане в ущелье Зараут-Сая найдены монохромные рисунки размером от 4 до 30 сантиметров. В основном тут представлены сцены охоты на быка, джейранов, козлов и баранов. Тела животных, спасающихся бегством от охотников, пронзают стрелы. В Азербайджане на верхней террасе Беюк-Даша тоже много изображений охотников. Фигуры тут крупные, некоторые из них в высоту составляют полтора метра. Руки переданы гравированными линиями, а тела и ноги выполнены в известняке в технике протирания.
Наскальные рисунки Зараут-СаяУченые считают, что самые древние из ныне найденных изображений находятся в Западной Испании в «Скале Мавров». На скале можно увидеть оленей с детально прорисованными головами.
Особенности живописи
Первое, что бросается в глаза, — размер рисунков стал значительно меньше. Например, животные, изображенные на скалах в местах археологических находок на Пиренейском полуострове, едва достигают в высоту четырнадцати сантиметров, а фигуры людей не больше десяти.
Черный и красный — основные цвета, с которыми работали художники эпохи мезолита. Иногда в рисунках они использовали сразу оба цвета, что помогало выделять детали на контрасте – тело человека закрашивали красным, а ноги – черным. Но все-таки чаще рисунки были монохромными.
Для изготовления красок начали использовать новые ингредиенты – яичный белок, мед и даже кровь.
Исчезает объем, характерный для живописи палеолита. Многие детали изображаются схематично. Древний художник все еще с большим трудом передает в своих рисунках пропорции. У героев его изображений могут быть, например, огромные ноги и голова, а вот тело – непропорционально длинное и вытянутое.
Животных изображают в движении, они словно летят по воздуху. Люди тоже полны энергии и заняты привычными делами. Появляется немало групп взаимосвязанных между собой объектов – наскальные рисунки больше не хаотично размещенные отдельные изображения. Под сводами пещер можно увидеть целые истории, где каждая новая деталь взаимосвязана с предыдущей.
Шедевром живописи эпохи мезолита признан рисунок, обнаруженный в ущелье Гасулья в Испании. Два стрелка замерли невдалеке от горного козла в выразительных позах: опираясь на одно колено и вытянув назад вторую ногу, они слегка наклонились вперед и натянули луки.
Рисунок охотников в ущелье ГасульяНередко в пещерах встречаются наслоения рисунков. Исследователи объясняют это так: из-за многочисленных войн территории регулярно переходили к разным племенам. С помощью живописи древние художники пытались сохранить за собой право на новую местность, покрывая старые рисунки новыми.
Живопись в эпоху мелозита существенно изменилась. Если раньше фигура человека была второстепенной, то теперь он – главный герой большинства наскальных историй. Изображения объединены в группы, которые правдоподобно передают сцены из жизни. Каждая деталь продумана, однако некоторые из них нанесены схематично и как будто не до конца проработаны древними художниками.
Наскальные рисунки в пещере Альтамира (Испания ) — Альтернативный взгляд Salik. biz
1878 год — дон Марселино Санс де Саутуола, археолог-любитель, страстный почитатель древностей, посетив Всемирную выставку в Париже и осмотрев экспонировавшиеся там в особом разделе о доисторических людях материалы из раскопок археологов из Франции, был поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированными на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений давали возможность сделать вывод: что либо подобное может быть и на земле Испании. Вернувшись в Сантандер, Саутуола все свое время посвятил поискам подобного рода изображений.
Впервые он осмотрел находящуюся в его владениях пещеру в 1876 г. еще до посещения Всемирной выставки в Париже, через несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть было не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Доставая пса из расщелины в каменном завале, охотник нашел заросший бурьяном вход в пещеру на склоне холма. Навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 000 лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна носил название Альтамира, такое же название было дано и знаменитой пещере.
Еще во время первой разведки пещеры Альтамира, Марселино увидал в ее глубине несколько черных рисунков, но не стал придавать этому значения. Однако, возвратившись в ноябре 1879 г. из Парижа, Саутуола начал проводить разведочные раскопки в пещере. При этих раскопках он обнаружил в пещере обработанные орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. Как-то раз он взял с собой 9-ти летнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост давал возможность свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти только согнувшись. И именно Мария увидела тогда на одном из сводов Альтамиры бизонов, нарисованных красной краской. «Торос, торос!» — закричала девочка.
Саутуола увидал то, что со временем назовут Большим плафоном — одно из наиболее знаменитых произведений искусства верхнего палеолита. Потолок пещеры был расписан с применением охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядел многоцветным. Изображения животных полосой тянулись в длину на 18 метров, а в ширину примерно на 9 метров.
В центре Большого плафона в различных позах нарисованы 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца — самка оленя, несколько фигур лошадей, козел, бизон с отсутствующей головой, а еще выше — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоской стене они смотрятся странно, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.
Изучая рисунки, идальго сделал вывод, что автор их должен быть очень сведущим и талантливым, его рука уверенно вписала изображения в скалистые неровности. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидал рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он обнаружил куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи полутора— и 2-х метровых бизонов. И самое главное — Саутуола после тщательного исследования собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен древнекаменного века никого никогда не было. Он был уверен, что живопись пещеры Альтамиры — следы неизвестной еще деятельности ископаемого человека.
Саутуола осознавал, что определить точный возраст изображений Альтамиры ему, любителю, не под силу. Он с удивительной для дилетанта скромностью написал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Саутуола, несмотря на свою уверенность, ничего не утверждал — он только ставил вопрос, окончательное решение которого он на себя не брал, хотя собранных им тогда доказательств, как выяснилось через 20 лет, было вполне достаточно для такого решения.
Он написал небольшую работу о своем открытии и отправил ее в редакцию журнала «Материалы по естественной истории человека» (Франция) — главного в те времена органа историков первобытности, он решил познакомить с фресками пещеры Альтамиры своих соотечественников. Профессор Мадридского университета геолог Виланова, посетив Альтамиру и найдя в контрольных шурфах культурного слоя пещеры кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя, поддержал выводы Саутуолы.
Жители Сантандера и ближайших провинций были взволнованы открытием своего земляка. Сведения просочились в прессу — Альтамира сделалась местом туристического паломничества. Даже сам король Испании осчастливил пещеру своим посещением (какой-то шустрый подданный даже вывел поверх одной фрески дымом от факела имя Альфонса XII в память о столь важном визите).
Однако судьба Альтамиры решалась учеными в Париже.
Как в последствии написал внук Марселино Саутуолы Эмилио, его дед вместо признания и благодарности получил только упреки и горести. Ученые мужи накинулись на гипотезу Саутуолы и объявили его шарлатаном и лжецом. Профессор Картальяк, глава редакции «Материалов», прочел брошюру Саутуолы, где воспроизводились альтамирские фрески. Со временем он вспоминал, что эти рисунки произвели на него неизгладимое впечатление, но он решил посоветоваться с одним из величайших археологов, человеком светлого ума и передовых взглядов, ученым, фактически создавшим современную первобытную археологию, Габриэлем де Мортилье.
И тот, когда до него дошли вести об Альтамире, предостерег Картальяка: «Дружище, будь осторожен. Это фокусы испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Так фигуры бизонов, созданные десятки тысяч лет назад, вдруг оказались в центре страстей, бушевавших в то время вокруг вопроса о происхождении человека.
Аргументы Мортилье были сведены к следующему. Все изображения пещеры Альтамиры находятся в кромешной тьме, туда не может проникать дневной свет. Для создания же фресок необходимо долгое искусственное освещение, чего не могли обеспечить люди ледниковой эпохи. В пещере отсутствуют следы применения осветительных средств, к примеру, копоти от факелов. А тем временем фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения форм.
Поверхность пещеры покрыта древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; только в нескольких местах (это и было основанием считать их древними) обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко можно снять пальцем. Невозможно представить себе сохранение таких красочных изображений на протяжении многих веков. Охра, которой рисовались фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этих местах, ею даже обмазывают дома местные жители.
Больше в пещеру археологи не заходили и фресками не интересовались…
1902 год — на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони делали доклад об открытых ими в 1901 г. двух огромных пещерах — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. В Комбарель обнаружены лишь гравированные фигуры зверей — 14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона и 90 животных других видов — размерами до одного метра. В Фон-де-Гом — и гравировки, и многоцветные росписи: двухметровые зубры, мамонты, северные олени — в общем 75 изображений.
Некоторые из фигур покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков… Аудитория хохочет — да ведь авторы фресок не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи; они-то и рисовали свой скот от нечего делать.
Конечно, докладчики ссылались на предшественников. К тому времени уже признали палеолитический возраст наскальных рисунков в пещерах Пэр-но-Пэр, Ла-Мут, Марсула, Шабо. Была Альтамира… Но эти ссылки только усиливали юмористическое настроение развеселившихся слушателей.И тут поднялся Картальяк и призвал слушателей не совершать роковую ошибку, которую сам он совершил 20 лет назад и о чем теперь глубоко сожалеет. В наступившей тишине ученый заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» выйдет его статья об этом, а сейчас надо идти в пещеры и осмотреть те изображения, о которых было доложено.
В день закрытия конгресса, 14 августа 1902 г., его участники отправились в Комбарель, потом в Фон-де-Гом, оттуда в Ла-Мут — и убедились, что все о чем сообщалось о наскальных изображениях соответствует действительности. У выхода из Ла-Мут участники экскурсии сфотографировались, этот групповой снимок стал свидетельством исторического момента — признания наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись пещеры Альтамира.
Современные методы датировки давали возможность окончательно подтвердить то, в чем не сомневался Саутуола. При помощи радиоуглеродного метода AMS14C, для которого необходим только крошечный кусочек угля, получена серия дат для Большого плафона Альтамиры: они варьируют от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, находящихся в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.
Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры проходило непросто, наступило время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью позаботиться об их сохранности.
Каждый год Альтамиру посещали тысячи людей, что конечно сказалось на ее сохранности. 1977 год – пещера Альтамира была закрыта для посетителей: выяснилось, что огромный туристический поток оказывает влияние на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые из посетителей не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, к примеру монеты.
Продолжительные наблюдения специалистов дали возможность установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 г. пещера Альтамира вновь была открыта, но было ограничено количество посетителей до 8 500 в год. А с начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер — Альтамиру-2. Находящаяся неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии были использованы для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части.
Сами росписи создавали так-же, как и тысячи лет назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол. Применение лака и эпоксидной смолы создало иллюзию, словно с потолка свисают капельки воды.
Но некоторые изменения все же были внесены: для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это дает возможность туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении установили кондиционеры, поддерживается постоянная 14 °С температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.
Жизнь «первооткрывательницы» Альтамиры — той самой девочки, дочери Саутуолы Марии, сложилась хорошо. Она вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин. Фонд этой семьи и оплатил большую часть расходов по созданию Альтамиры-2.
2001 год, 17 июля — пещеру-копию открыли для посетителей, первыми из которых стали король и королева Испании. Потомки дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать. Рядом со входом в пещеру стоит простой обелиск из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.
А. Ермановская
Быки Альтамиры — Альтернативный взгляд Salik.biz
Теперь ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Пещера Альтамира – гордость Испании, ее национальное достояние. Некогда желающие по три года ожидали очереди, чтобы увидеть знаменитых разноцветных быков, «пасущихся» на ее потолках. Теперь Альтамира закрыта для посещения: живопись первобытных людей не выдерживает натиска наших современников. Зато рядом с ней – музей с копиями наскальных изображений. Его проходимость — 250 000 посетителей в год. Но ложка дегтя есть и в этой медовой бочке: человек, подаривший человечеству Альтамиру, в свое время так и не смог доказать ее подлинность и умер с клеймом «обманщика»…
— Salik.bizЛЮБИТЕЛЬ
Марселино де Саутуола был человек далеко не бедный. Его семья владела обширными угодьями в провинции Кантабрия, что на севере Испании. Марселино получил блестящее юридическое образование, но его истинной страстью были древности. Еще в детстве он мечтал найти какой-нибудь клад и перекопал добрую часть родительских владений. Что до археологии, то любовь к ней проснулась в нем на Всемирной Парижской выставке – летом 1875 года. Уже будучи знатным идальго, дон Марселино испытал едва ли не детский восторг при виде миниатюрных изображений зверей, вышедших из «мастерских» каменного века. Он посмотрел, где были найдены эти артефакты, понял, что его родная Кантабрия когда-то вполне могла быть пристанищем первобытных людей, и решил по возвращении домой как следует осмотреть окрестности. Но прежде – перечитать труды ведущих археологов из Германии, Франции, Англии. Марселино выписывал книги из заграницы и тщательно штудировал их в своем родовом поместье Сьеро-Мортеро. И чем больше читал, тем больше убеждался: Кантабрия – идеальное место жительства для первобытного человека. Здесь множество известняковых пещер, а до ближайшей – и вовсе рукой подать: каких-то 6 км! Поиски почти сразу увенчались успехом: в окаменевшей глине Марселино нашел остро заточенные раковины, кости животных, среди которых были останки дикой лошади, давно исчезнувшей в Европе. Поспешил поделиться своими открытиями с научной общественностью и… впервые столкнулся с тем, что к нему относятся как к любителю и дилетанту, а потому все его находки не воспринимают всерьез. Но негативная реакция ученых мужей его только раззадорила. Новоявленный археолог исследовал пещеру за пещерой, разыскивая убедительные свидетельства обитания древних людей в Кантабрии. И в ноябре 1879 года добрался, наконец, до пещеры Альтамира…
ПАПА, СМОТРИ!
Строго говоря, он уже был в ней, четыре года назад – когда до него дошли слухи, что некий охотник за козами обнаружил пещеру близ Сьеро-Мортеро, вход в которую засыпан обвалом. Тогда путь в Альтамиру пришлось расчищать кайлом и ломом, а беглый осмотр позволил обнаружить каменные орудия палеолитического человека. Так, ничего особенного. И все же что-то заставило Марселино вернуться – на этот раз вместе с 9-летней дочерью Марией. И пока отец сосредоточенно копался в земле, девочка беззаботно бегала по пещере, с любопытством осматриваясь вокруг. Собственно, на самом деле, это Марии де Саутуоле должны принадлежать лавры первооткрывательницы «королевы расписных пещер», потому что именно она подняла голову и воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И тогда Марселино впервые за все время поисков глянул вверх, а не под ноги, и увидел стадо животных, заполнившее все пространство свода пещеры…
Саутуола принялся считать быков. Изображения, поврежденные временем или скрытые сталактитовыми наростами, археолог в расчет не принимал. Оказалось, фантастическое стадо состоит из 23 животных.
Даже при слабом свете лампы краски поражали яркостью и многоцветьем: казалось, все эти животные были написаны только вчера. Все быки были разными: одни бежали, другие чего-то напряженно ждали, третьи лежали, четвертые готовились к нападению. ..
Но все, как один, поражали своей граций, точностью деталей, экспрессивностью исполнения. Одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять: рисовал великий мастер!
СЕНСАЦИЯ, ИЛИ ФОКУС ИСПАНСКИХ ИЕЗУИТОВ
Каноническая наука утверждала: древние люди пользовались краской только в практических и ритуальных целях. И все. Это был максимум их способностей и возможностей. Тем сенсационней прозвучало открытие Саутуолы. Ведь он не сомневался – полихромная (многоцветная) живопись относится к эпохе верхнего палеолита!
Сам испанский король Альфонс XII приезжал в Альтамиру, рассматривал фантастических быков и даже оставил свой автограф в пещере – факельной копотью вывел на стене свое имя. О находке в Пиренеях говорили на светских раутах во всех столицах мира. Но с самого начала яркость живописи и высокий уровень мастерства ее исполнения вызывали подозрения. И чем дальше, тем больше. А когда стало известно, что в родовом поместье Саутуолы Сьерра-Мортеро гостил некий художник, начали поговаривать уже не об ошибке, а о преступлении — умышленной подделке находок. Художник сразу же напечатал опровержение, в котором объяснял, что работал в Сьерра-Мортеро, чтобы скопировать настенные изображения, так как сам Саутуола совсем не умел рисовать. Напрасно. Живопись объявили подлогом, а самого Марселино прозвали «изобретателем Альтамиры». Для гордого испанского гранда это был серьезный удар по самолюбию. Но он не сдавался.
Писал в ведущие журналы «доисториков» всей Европы, доказывая подлинность и древность наскальной живописи. На стороне Саутуолы был лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Он не поленился приехать в пещеру, исследовал ее и даже обнаружил раковину, некогда послужившую палитрой для первобытного художника. Вилланова полностью поддержал выводы археолога-самоучки. Но, даже действуя вдвоем, они оказались бессильны.
К сонму осуждающих присоединилась церковь: она просто не могла признать сам возраст живописи, так как вся история, согласно Ветхому Завету, насчитывала не более 7000 лет. Но, конечно, не церковники играли первую скрипку в этом обличительном концерте.
XIX век принадлежал Дарвину и его теории эволюции, предполагающей развитие от простого к сложному. Сторонники теории борьбы видов не могли допустить малейших духовных потребностей в древнем homo sapiens. В ученых головах просто не укладывалось, что примитивный человек из каменного века мог обладать и чувством прекрасного, и вкусом, и – самое главное – талантом, достойным восхищения.
А потому все известные специалисты по древностям яростно изобличали «фокусы испанских иезуитов». Один из них — французский палеонтолог Арле — даже приехал в пещеру для экспертизы росписей Альтамиры. Саутуола с радостью принял специалиста, который заинтересовался фантастическими быками, не зная, что Арле явился лишь с одной целью: окончательно разоблачить «фокусников». По большому счету, он мог даже не приезжать: вердикт был уже вынесен. Но — для чистоты эксперимента – Арле все же посетил пещеру. Заключения палеонтолога не оставили Саутуоле ни единого шанса.
Арле загибал пальцы. Во-первых, для создания фресок требуется искусственное освещение – ведь все изображения находятся во тьме, дневной свет их не достигает. Меж тем в пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов.
Во-вторых, краска росписей свежая, местами даже влажная. Невозможно, чтобы такие красочные изображения сохранялись на протяжении долгих веков.
Наконец, в-третьих. Охра, которой нарисованы быки, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители. Вывод напрашивается сам за себя: рисунки – новодел, а их первооткрыватель – шарлатан.
От этого удара Марселино де Саутуола не оправился до конца жизни. Он умер через 9 лет после своего потрясающего открытия, и все девять лет был вынужден обороняться и доказывать, что Альтамира – подлинник, настоящий шедевр древнего искусства изумительной выразительности и сохранности…
АВТОРИТЕТЫ ПЕРЕДУМАЛИ
Ученые споры постепенно заглохли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Лишь иногда сообщения об открытиях в древней живописи во Франции и Испании мелькали в бульварных газетах. Серьезная же научная пресса никак не реагировала на археологические сенсации конца XIX века. А те редкие комментарии, которые все же появлялись, неизбежно изобиловали эпитетами «неубедительные», «недопустимые», «ложные», «надуманные».
Так продолжалось до 1895 года. Покуда французский археолог Эмиль Ривьер не нашел рисунки, выгравированные на стенах пещеры Ла-Мут в Дордони.
Их древность не вызывала сомнений. Но тут в памяти Ривьера – одного из противников Саутуолы – всплыли обстоятельства открытия последнего и их последствия. Прослыть «изобретателем» Ла Мута Ривьеру не хотелось. Тогда он пустился на хитрость. Закрыл вход в пещеру и пригласил археологов Габриэля де Мортилье, Эмиля Картальяка и других специалистов по древностям осмотреть Ла Мут. Авторитеты единодушно признали рисунки палеолитическими и отбыли в Париж. Но по дороге, видно, передумали. Буквально через пару дней ушей Ривьера достигла свежая парижская сплетня: оказывается, изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из его помощников! Теперь уже подоспела очередь Эмиля Ривьера приходить в отчаяние: на кону его карьера! Но он оказался много хитрее испанского идальго и залег на дно. А попутно продолжил исследование пещеры Ла Мут и обнаружил… каменный светильник, датируемый эпохой верхнего палеолита. Так вот как, выходит, древние художники освещали своды пещер! Это был единственный вопрос, на который в свое время не смогли ответить Саутуола и Вилланова…
Казалось бы: все, надо признать, что «испанские иезуиты» и не думали фокусничать! Как бы ни так: доводы Ривьера никто не услышал, а он не настаивал, не желая разделить судьбу испанца…
Я БЫЛ БЕЗУМЦЕМ
Осенью 1901 года молодой археолог Анри Брейль зашел в гости к признанному авторитету в области доисторической археологии профессору Эмилю Картальяку, а по совместительству — непримиримому противнику признания древнего искусства. Слово за слово – и уговорил того посетить только что обнаруженные пещеры Фон-де-Гом и Камбарелль. На протяжении многих тысячелетий доступ в пещеры был закрыт: каменные обвалы, известковые натеки, размытая и окаменевшая глина перекрыли входы. Но вот теперь их расчистили – и Картальяк с Брейлем могли туда попасть. ..
Картальяк не устоял перед соблазном. А проникнув в Фон-де-Гом, увидел там то, что отрицал в течение всей своей научной деятельности: наскальную живопись. Профессору даже удалось расчистить изображение бизона, написанного в немыслимой для первобытного человека технике «пуантилизма» — брызгами красок разных цветов.
Будто пелена упала с глаз профессора. Когда он оправился от потрясения, то первым его побуждением было поехать в Альтамиру. Он попросил Брейля поехать вместе с ним. В поместье их встретила взрослая уже дочь Саутуолы – Мария. Молодая женщина проводила ученых в пещеру, отвела к тому месту, где когда-то воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!»
Теперь настал черед открыть глаза Картальяку. И, стоя посреди Альтамиры, завороженный профессор признал: «Я был безумцем!» Он нашел в себе силы и смелость посетить могилу Марселино де Саутуолы, на этот раз отказавшись от сопровождения Брейля. Предпочел наедине переговорить со своим давним оппонентом, с которым отныне был на одной стороне…
Вскоре в журнале «Антропология» появилась статья Картальяка «Покаяние скептика». В ней он признавался: «Я оказался соучастником ошибки, допущенной 20 лет тому назад, а также несправедливости, в чем теперь надо признаться и исправить». Картальяк – на этот раз беспристрастно – изложил сущность открытия «испанца благородного происхождения, мсье Марселино С. де Суотуола». С фокусами было покончено — справедливость восторжествовала!
Влад РОГОВ
Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)
? LiveJournal- Main
- Top
- Interesting
- 235 ideas
- Your 2020 in LJ
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
-
English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Наскальные рисунки в пещере Альтамира, Испания
Горные долины Испании известны своей спокойной и скромной жизнью, куда со всего мира приезжает множество туристов. Однако, несмотря на все ее красоты, основной достопримечательностью остается пещера Альтамира. Пещера славится древнейшими наскальными рисунками охоты на животных, которые были представлены ЮНЕСКО в качестве Всемирного Наследия.
Изображения были созданы за много тысячелетий до нашей эры, а обнаружила их дочка археолога Саутолы, которую звали Мария. Пока ее отец пытался найти на полу останки древнего человека, она пыталась обнаружить что-то необычное и начала досконально изучать стены пещеры. Увидев изображения, она закричала: «Быки, быки!». Так и было сделано историческое открытие древнейших рисунков.
История с девочкой Марией известна каждому жителю Кантабрии, и при первом визите вам ее непременно расскажут местные жители. К сожалению, открытие археолога не признали при его жизни. На сегодняшний день у входа в пещеру стоит памятник первооткрывателю палеолитической живописи.
Посетив удивительную пещеру, вы непременно увидите рисунки с изображениями диких животных, которые были сделаны первобытными людьми. Иллюстрации были созданы с использованием угля и охры, в связи с этим, имели немного выпуклый вид, что придавало им реалистичности.
Древние люди рассматривали изображения при свете фитилька, пропитанного жиром животного. Его использование придает рисункам подвижность, будто животные бегут по сводам Альтамиры. Это на самом деле чудесный процесс, который вы тоже увидите на экскурсии в пещере.
Не удастся увидеть… самой Альтамиры. Виной тому огромное количество туристов, из-за наплыва которых климат в пещере существенно изменяется, стены потихоньку рушатся, а рисунки покрываются плесенью. Сейчас власти работают над новым проектом, целью которого является создание рядом с пещерой копии Альтамиры. В результате использования новейших современных технологий, была получена точная копия пещеры вместе со всеми трещинами, рисунками и впадинами. Изображения были получены с применением тех же инструментов и красок, которыми пользовались люди десятки тысячелетий тому назад. Работу на стенах и потолках проделали художники Педро Саура и Матильда Мускис, изумительно владеющие техникой и знаниями палеолитической живописи. Основание проекта имело научный интерес, а в процессе его воплощения многие художники ощутили на своем опыте то, как понимал живопись и искусство древний человек.
Наскальные рисунки в пещере Альтамира фото
Необходима быстрая и высококачественная печать? Отличным выбором для вас станут услуги типографии printbar.info. Визитки, флаеры, открытки, плакаты, баннеры, афиши и многое другое.
Пещера Альтамира | Путеводитель по Испании
На севере Испании, в Кантабрийских горах, рядом с городом Сантандер находится пещера Альтамира, самая известная среди известняковых пещер в мире. Найденные здесь наскальные рисунки помогли понять многие аспекты жизни первобытных людей. Обнаруженная в прошлом веке пещера названа учеными «Сикстинская капелла первобытного искусства». Известность пещеры связана с именем одного испанского археолога-любителя, который открыл изображения в пещере Альтамира.
Содержание:
Открытие пещеры Альтамира
Фанатичного любителя древних артефактов звали Дон Марселино де Саутуола. Он попал в пещеру Альтамира через несколько лет после того, как она была найдена в 1868 году одним из местных жителей. Среди находок Саутуола в пещере были обнаружены кости и зубы древних животных, грубо обработанный камень, служивший орудием нашим предкам. После этого исследование пещеры Альтамира доном Саутуола было прекращено на 11 лет. После возвращения он нашел в пещере еще много интересного: остатки древнего очага, каменные орудия, оленьи рога и кости.
Иногда исследователь брал на раскопки Марию, свою дочь. Именно она нашла различные рисунки, которые покрывали своды пещеры Альтамиры, в одном из боковых гротов. Потолок был расписан изображением огромных ярко раскрашенных быков. Эти рисунки натолкнули Марселино де Саутуоле на теорию, которая гласила, что найденные в пещере рисунки рассказывают о до сих пор неизвестной жизнедеятельности древних людей.
Долгие размышления об огласке своих открытий в пещере Альтамира привели к тому, что в 1880 году его исследования были опубликованы в популярном в то время журнале, передовом в XIX веке. Открытые всему миру находки Саутуола в Кантабрии были представлены им как настоящее искусство человека эры палеолита. Дон Марселино передал право окончательного решения по наскальным рисункам коллегам, имевшим больше опыта в подобных делах. Публикация археолога-любителя вызвала очень сильный резонанс в обществе. Выводы Соутуолы вызвали негодование самых крупных ученых того времени, его обвиняли в том, что найденные им в пещере Альтамира артефакты были фальсифицированы.
Признание пещеры Альтамира
Споры между учеными по поводу находки Саутуола не прекращались ни на минуту, а в это время сообщения о наскальных рисунках в пещерах поступали со всей Европы. Среди возросшего числа находок попадались предметы и скульптуры с орнаментом, найденные в слоях, которые относятся ко времени верхнего палеолита. Так, в пещере Ла Мут, недалеко от реки Везер, француз Эмиль Ривьер обнаружил в 1895 году изображения ископаемых животных. Этот артефакт без сомнения был древним, так как залегал в галерее, закрытой пробкой древнего слоя с содержанием фрагментов палеолитических орудий.
Другой известный археолог, Дало, в 19 веке нашел в пещере Пэр-но-Пэр изображения разнообразных животных, среди которых были и мамонты. Этот «Зоопарк древности» был разбросан по известняковым стенам на площади 25 кв.м. Слой, закрывавший рисунки, однозначно относит находки к древнекаменному веку, тем самым доказывая, что возраст обнаруженных наскальных рисунков весьма солиден.
Стоит заметить, что открытие рисунков на потолке и стенах в пещере Альтамира в Испании стали катализатором для изучения наскальной живописи, относящейся к палеолиту. Впоследствии во всех регионах Европы и Азии были найдены такие же пещеры с похожими рисунками. Самыми известными в мире стали Ласко (1940), Капова пещера на южном Урале (1959), Дель Ромито (1961), Руффиньяк (1956) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) — пещера, находящаяся на западе Монголии.
В наши дни кроме пещеры Альтамира насчитывается еще около 150 густо расписанных пещер времен палеолита, и это только в западной Европе. Все найденные пещеры помогли современным людям более подробно изучить жизнь своих предков, живших в каменном веке. Обнаруженные в пещере Альтамира гравюры и рисунки, фрагменты орудий и предметы быта ясно дают нам понять, что древние люди были не столь примитивными, какими их представляли себе исследователи и ученые в средних веках.
Документальный фильм о пещере Альтамира.
Другие статьи
Удивительных пещер: изображения внутренних дворов Земли
Бизон Альтамира
(Изображение предоставлено MNCN-CSIS, Испания)
Расписанный бизон на потолке пещеры Альтамира в Испании. Пещера закрыта для публики, потому что вторжение людей нанесло ущерб картинам, которым 14000 лет.
Пещерный олень Альтамира
(Изображение предоставлено: MNCN-CSIS, Испания)
Олень, изображенный в «Полихромном зале» пещеры Альтамира, проходе, полном росписей эпохи палеолита красной охрой.Внизу слева расположены датчики для измерения температуры и влажности в пещере.
Полихромный зал, Альтамира
(Изображение предоставлено MNCN-CSIS, Испания)
Скалистый полихромный зал в пещере Альтамира сравнивают с палеолитической Сикстинской капеллой из-за украшенного потолка.
Оставляя след
(Изображение предоставлено Пабло Х. Каридад, Shutterstock)
Палеолитические наскальные рисунки в Аргентине. В Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) в Патагонии люди украшали стены пещеры отпечатками ладоней как минимум 9000 лет назад.
Голубая дыра
(Изображение предоставлено © Alicja Ludwikowska | Dreamstime.com)
«Голубые пещеры» на греческом острове Закинф доступны только по морю. Солнечный свет, отражающийся от воды, придает этим пещерам голубой оттенок, что делает их популярными для катания на лодках и дайвинга.
Замерзшая скала
(Изображение предоставлено: © Елена Элиссеева | Dreamstime.com)
Сталактиты капают с потолка в пещере в регионе Дордонь во Франции. Эти скальные образования образуются, когда насыщенная минералами вода капает через пещеру, оставляя после себя карбонат кальция или другие минералы.Вода, которая падает на землю из растущего сталактита, может образовывать сталагмиты. Когда эти наземные образования встречаются с потолочными образованиями, в результате образуется «колонна».
Серная пещера
(Изображение предоставлено: КРЕДИТ: © Softdreams | Dreamstime.com)
Пещера Каклик в Турции питается серными водами, которые создают эти белые образования, мало чем отличающиеся от тех, что наблюдаются в Мамонтовых источниках в Йеллоустонском национальном парке. . Содержание серы в воде придает этим пещерам неприятный запах тухлых яиц.
Скрытый мир
(Изображение предоставлено: © Torsius | Dreamstime.com)
Пещеры Мулу на Борнео — одни из самых обширных на Земле. Вырезанные из известняка в национальном парке Гунунг-Мулу, пещеры охватывают не менее 225 миль (362 км) подземных ходов.
Like a Flowing Stone
(Изображение предоставлено Константиносом Куртидисом, Фракийский университет Демокрита, распространяется EGU по лицензии Creative Commons License)
Стена пещеры на острове Антипарос, Греция.Пещерные образования, такие как сталактиты и сталагмиты, известны геологам как «образования».
Showy Cavern
(Изображение предоставлено: Даниэле Сильва, Shutterstock)
Пещера Борджио Верецци в Италии была обнаружена тремя мальчиками в 1933 году. Теперь она открыта для публики, чтобы увидеть внутри сталактитовые и сталагмитовые образования.
Подземная страна чудес
(Изображение предоставлено Дэвидом Дэвисом, Shutterstock)
Даже сегодня люди не могут не оживить пещеры.Пещеры Камышовой флейты в китайской провинции Гуанси освещены разноцветными огнями, чтобы подчеркнуть их образования.
Альтамира, Испания.
Расположение: Антильяна дель Мар, Кантабрия, Испания. | Ссылка на сетку: 43� 22 ’00 «с. 2. 42 ’00 «З. |
Альтамира: (Магделанское наскальное искусство).
‘Сикстинская капелла искусства палеолита’
Особо известный как первый из когда-либо обнаруженных образцов европейского наскального искусства. В исследователь Марселино Санс де Саутуола картин в пещере в 1879 был печально осужден как фальшивомонетчик, пока его смерть пятнадцать лет спустя. Только через пять лет после его смерть, что был обнаружен еще один образец наскального искусства, который восстановил репутацию археолога.
(внутренний план пещерной системы)
Altamira ‘High View’: |
Описание : Есть три основные места с наскальными рисунками в Северной Испании, Предполагается, что они были нарисованы людьми Магдалины между 16000 и 9000 до н.э., но Альтамира — единственное место, где признаки домашней жизни распространяются на первая пещера, в которой хранятся настоящие картины.(1) Пещера Альтамира — одна из семнадцать найдены в горах Северной Испании недалеко от Атлантического побережья. Пещерная система длиной около 300 м состоит из серии вращающихся проходов от 2 до 6 м высокий, на котором было нарисовано более сотни фигур животных потолки.
В 2008 году британские ученые датировали картины методом U / Th. Перед углеродом уголь в картинах использовался для определения возраста картины методом С14.Очевидно, это работает только для черные части картин, содержащие углерод. Уран распадается на торий, и этот процесс происходит в любом виде месторождение кальцита. Этот метод измеряет уран и торий. содержание в корках цветочных камней, которые росли поверх картины. На самом деле этот метод дает только минимальный возраст, но он можно использовать также для гравюр и картин без угля. Результаты поразительны: части произведений искусства находятся между 25000 и 35000 лет.(2)
В течение 1960-х и 1970-х годов картины в пещере Альтамира были повреждены влажностью дыхание большого количества посетителей. Альтамира была полностью закрыт для публики в 1977 г. и открыт для ограниченного доступа в 1982. В день допускалось очень мало посетителей, в результате трехлетний лист ожидания. В настоящее время проводится исследование. сделаны из условий сохранения внутри пещеры Альтамира, поэтому его НЕВОЗМОЖНО посетить.Музей и неудовлетворительный, дешевую копию небольшого участка пещеры построили поблизости (Вас предупредили).
Художественный анализ: Картины Альтамиры полихромны, имеют до трех цветов в теле одного животное, значительный прогресс в технических художественных навыках. В те же художественные навыки находят свое отражение в точность физических пропорций изображенных животных. Одна из самых впечатляющих особенностей фигурок животных — это что многие были нарисованы на естественных выступах каменное лицо; что-то увиденное в других пещерах эпохи палеолита, хотя большинство образцов наскальной живописи игнорируют естественный характер скалы, сосредоточенный только на одном измерении.В изображения в Альтамире были нарисованы и выгравированы.
Примеры способ использования выступов на потолке для повысить искусство.
(Другое Примеры трехмерного наскального искусства)
В комплексе росписи в пещера, зубры в разных положениях наиболее распространены и проводятся очень умело.К другим животным относятся лошади, красные олень и кабан. Фигурки животных раскрашены почти до шкала в натуральную величину, например длина благородного оленя — 2,20 м. Художники очень кропотливо изображены его специфические и половые особенности. Использование рельефа придало картинкам особый вид. динамизм и движение животных. Даже фактура меха и гривы разных виды, нарисованные на поверхности скалы, были включены.
Другие рисунки, обозначенные как антропоморфный , изображать людей с головами животных, а также различными знаками, такими как как руки или гребенчатые и ступенчатые символы до сих пор не поняты.
Пещеры Альтамира в Испании, в которых есть из лучших доисторических картин мира, будет открыт для публики, несмотря на предупреждения это человеческое дыхание уничтожит Картины возрастом 20000 лет.(ссылка к статье полностью) |
галерея изображений: Альтамира.
(Разное Доисторические памятники Испании)
(Домашняя страница Cave-Art)
(Палеолит Домашняя страница)
Большая пещера Альтамира | Великие имена в истории
Этот бизон находится на потолке пещеры в Испании под названием Альтамира.
Написано около 14 000 лет назад. Мало того, что красиво, вроде заряжается.
Это одна из почти сотни фигур на потолке, который кто-то назвал «Сикстинской капеллой доисторических времен».
Фигуры нарисованы в стиле, который кажется нам современным, как некоторые графические эксперименты двадцатого века. Сам Пикассо вышел из пещеры под впечатлением: «После Альтамиры, — сказал он, — все упало».
Большинство наскальных рисунков представляют собой просто контуры, но они заполнены цветом, который различается по интенсивности, что придает им эффект светотени и даже вид объема. Художник также использовал неровности на поверхности скалы, чтобы рельефно выделять свои фигуры или их части.Он был настоящим мастером.
Зачем красил потолок? Ученые хотели бы знать.
Фигуры не составляют красивую композицию, как известная работа Микеланджело. Они нарисованы здесь и там и в любую сторону, одни смотрят в одну сторону, другие в другую, разных размеров и масштабов. Художник, кажется, выбрал свободное место на потолке и максимально комфортно работал стоя. Помните, там было кромешно темно. Ему приходилось работать с фонариком или масляной лампой. Трудно представить, как он мог не залить сажей потолок.
Согласно одной из теорий, у животных была магическая цель. Художник рисовал их, так сказать, чтобы напугать игру; хотя «дичь» — глупое слово для тех времен, когда охота не была спортом. Или, возможно, он нарисовал их, чтобы поблагодарить невидимую Силу за то, что она дала ему пищу.
Трудно поверить, что он нарисовал красивое животное, потому что у него был зуд художника. Или потому, что он хотел украсить свою спальню. Камера с картинами находится в той части пещеры, где никто никогда не жил.
Но они лучше, чем просто волшебные знаки. Они основаны на тщательном наблюдении и упорядочены так, как это может сделать только великий художник.
Еще одна загадка всплыла недавно. Ученые считают, что они обнаружили, что некоторые из этих фигур были нарисованы на тысяч лет спустя после других. Смотрите эту историю здесь (а также другие очень интересные посты по искусству и истории). Длинный темный ледниковый период прошел бы, как зима; а весной нового Времени какой-то художник пытался подражать Старому Мастеру?
13000 лет назад каменный оползень закрыл вход, и до 1879 года туда больше никто не заходил.В земле образовалась дыра, и маленькая девочка спустилась вниз, как Алиса в Стране чудес. Она побежала за отцом, археологом-любителем. Когда он рассказал миру о том, что открыла его дочь, никто ему не поверил. Подобных доисторических картин никогда не видели. И выглядели они подозрительно современными. После долгих дебатов эксперты наконец-то сняли свои возражения и признали картины подлинными. После этого люди стали все больше и больше посещать пещеру Альтамира, пока власти не решили закрыть ее, потому что на картинах были видны повреждения от влаги и тепла, которые поднялись от посетителей.
Недавно испанское правительство открыло копию пещерного зала с картинами. Вот фотография мероприятия с королем Хуаном Карлосом и королевой Софией.
Фигуры на потолке — не единственные в пещере. Вот очень большой олень, 2,25 метра в длину, нарисованный на стене другой камеры.
..
Gran Cierva
Пещера Альтамира, объявленная ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, находится недалеко от Сантандера, столицы автономного региона Кантабрия на севере Испании.
PPT — Пещера Альтамира, расположенная в Альтамире, Испания, 20,000b.c.e. Изображения зубров у многих зубров в натуральную величину. Презентация в PowerPoint
Пещера Альтамира, расположенная в Альтамира, Испания, 20,000b.c.e. Изображения зубров у многих зубров в натуральную величину.
Крупные планы зубров Пещера Альтамира 20 000 до н.э. Картины демонстрируют удивительный натурализм в изображениях зубров. Суставы зубра показаны правильно, а анатомия — точно.Цвет краски из натуральных материалов остался ярким, потому что температура и уровень влажности в пещерах постоянны. Пещеры также защищают картины от непогоды.
Зал быков Пещера Ласко, Франция 18000 — 15000 до н.э. Обнаружен в 1939 году французскими подростками, пытающимися найти собаку, упавшую в яму. Это место называется залом быков, потому что на нем преобладают изображения крупного рогатого скота. Многие рисунки больше натурального размера. Рисунки показывают животных только в профиль, и многие из них перекрывают предыдущие изображения.Отношения масштабов сильно различаются у животных.
Мертвец из пещеры Ласко 18 000 — 15 000 до н.э. Живописи людей в доисторическом искусстве лишены натурализма, используемого в изображениях животных.
Венера Виллендорфская 25000 — 20000 до н.э. См. Также третью страницу Textbox.
МЕЗОПОТАМИЯ
Лестница в зиккурате в Уре Зиккураты представляли собой многослойные храмы, которые занимали центр месопотамского города.Он был отгорожен от города стеной, и только король и священники могли войти в него. Жертвоприношения оставляли для наслаждения богам. Ритуальные трапезы были оставлены перед изображениями богов для потребления богами. Обетные статуи
На пике своей эффективности колесница была на уступает по важности единственному элементу в системе колесниц — самой лошади. Было высказано предположение, что ассирийцы сами несут ответственность за эту революцию. Однако к восьмому веку до нашей эры селекционное разведение произвело лошадь, на которой ассирийцы могли ездить с переднего сиденья, с весом на плечах, и между конем и всадником возникла взаимность, позволяющая человеку использовать лук во время движения. .Взаимность, или, возможно, верховая езда, не достигли такого уровня развития, все же, чтобы всадники были готовы отпустить поводья: ассирийский барельеф показывает кавалеристов, работающих в
Ассирийцы использовали очки для пыток как предупреждение любому, кто когда царь Ашурнасирпал (883-859 до н.э.) преодолел заговор князей в Сирии, например, он сделал их наказание публичным зрелищем и хвастался его жестокостью: «Я построил столб против его городских ворот и содрал кожу со всех. восставших вождей, и я покрыл столп их кожей.Одних я замуровал внутри столба, некоторых наколол на столб на кольях, а третьих привязал кольями вокруг столба. … И я отрезал конечности восставшим офицерам, царским офицерам … Многих из них я сжег в огне, и многих взял в плен. У некоторых я отрезал им носы, их пальцы, у многих выколол глаза. Я сделал один столп для живых, а другой — для мертвых, и привязал их головы к стволам деревьев вокруг города. Их юношей и девушек я сжег в огне.
Упадок Ассирии Сила, террор и вооруженная мощь Ассирийской империи не предотвратили повторения восстаний, и каждый ассирийский царь провел большую часть своей жизни, ведя внешние или гражданские войны. Постепенно, в седьмом веке до нашей эры, мятежники с помощью внешних сил смогли успешно отделить части империи. Наиболее эффективными союзниками были вавилоняне, чья родина находилась в южной части Месопотамии, и мидяне, кочевые верховые народы, жившие на высокогорном персидском плато.Наконец, в 612 г. до н. Э. Коалиция успешно захватила и сравняла с землей саму Ниневию. Библейский пророк Иезекииль прославил уничтожение угнетателей Израиля, ассирийцев, провозгласив, что «все они убиты, пали от меча, который вызвал ужас на земле живых». Разрушенная ассирийская крепость в Нимруде с остатками городского зиккурата справа. Все ассирийские города были низведены до этого уровня.
ПЕЩЕРА АЛТАМИРА от All About Spain
Пещера Альтамира, расположенная в 2 км от Сантильяна-дель-Мар, носит прозвище «Сикстинская капелла» рупестрийского искусства и была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Пещера имеет длину 270 метров и состоит из ряда проходов и камер. Высота главного прохода колеблется от двух до шести метров.
Внутри пещеры находится большой набор картин, созданных 15 000 лет назад. Пещера была обнаружена в 1879 году, и удивительным был не только ее возраст, но и высокое качество картин и их отличная сохранность.
Художники использовали древесный уголь и охру или гематит для рисования изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы добиться вариации интенсивности и создания впечатления светотени.Они также использовали естественные контуры стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая деталь пещеры, на которой в разных позах изображено стадо вымерших степных бизонов, две лошади, большая лань и, возможно, кабан.
Картины также включают абстрактные формы в дополнение к животным сюжетам, например, отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и обдували их пигментом, чтобы оставить негативное изображение.Множество других пещер на севере Испании содержат предметы искусства эпохи палеолита, но ни одна из них не является такой сложной или густонаселенной, как Альтамира.
Посещение пещеры
Посещение оригинальной пещеры ограничено очень ограниченным количеством людей, чтобы не подвергать опасности ее микроклимат и сохранение картин.Новую пещеру «Неокуева де Альтамира» и музей, посвященный временам, когда пещера Альтамира была заселена, однако их можно посещать без ограничений.
«Неокуева» — это строгое и точное воспроизведение оригинальной пещеры и ее рисунков, выполненных с использованием тех же техник, которые использовали художники эпохи палеолита.