Пещеры альтамира: Пещера Альтамира. Доисторическая эпоха и наскальные рисунки

Альтамира: «Сикстинская капелла» каменного века

Пещера Альтамира, открытая в 1879 г. испанским аристократом-археологом, находится в Кантабрийских горах, продолжении Пиренеев, на севере Испании недалеко от крупнейшего центра провинции Кантабрия города Сантандер.

Пещера Альтамира, расположенная на высоте 158 метров над уровнем моря — достопримечательность Испании из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, носящая неформальный, но прочно связанный с этим местом титул «Сикстинская капелла каменного века». Фрески и вырезанные в известняке изображения в залах и коридорах в эпоху палеолита не оставляют сомнений в том, что наши пращуры были безмерно талантливы.

Содержание

Пещера Альтамира, история обнаружения

Однажды один пастух, живший в местности под названием Альтамира (откуда и название пещеры), — звали его Модесто Кубилас — в 1868 г. заметил, разыскивая своих овец, что они исчезают в заросшей кустарником расщелине, и забрался в нее. Оказалось, что за входом в расщелину скрывается довольно большое, уходящее вглубь пространство с новыми расщелинами-коридорами. Пастуху показалось, что стены пещеры кое-где разрисованы, но видел он все это в темноте и не был уверен, что это рукотворные рисунки. Однако счел нужным поделиться своим наблюдением с графом Марселино Сане де Саутуола (1831-1888 гг.), про которого всем в горной деревне Пуэнте-де-Сан-Мигель, где он жил, было известно, что это «просвещенный идальго»:  раскапывает какие-то кости в горах, проводит всякие опыты и выписывает кучу научных журналов, а на картинках там — сплошные древности. Сам же граф считал себя археологом-любителем. Он, конечно, сразу пошел в эту пещеру, но поначалу не разглядел там ничего особенного, кроме каких-то черных штрихов на стенах. В 1875 г. он провел там раскопки, но снова нашел только кости и орудия труда каменного века. В 1878 г. отправился туда, взяв с собой дочку Марию. Граф занялся раскопками, а любопытная девочка смотрела вверх и первой разглядела, что на потолке пещеры изображены или волы, или быки. Граф поднял фонарь повыше и ахнул…

С 1879 г. граф знакомит со своим открытием профессора Мадридского университета, геолога и палеонтолога Хуана Виланова-и-Пиера. Тот приехал, все осмотрел и поддержал мнение графа о том, что эти фрески сделаны, скорее всего, в каменном веке. Интервью с профессором появилось в газетах, он прочитал несколько лекций об Альтамире, и король Испании Альфонсо XII посетил Альтамиру, оставив на стене свой автограф, выведенный коптящим шлейфом свечи. В 1880 г. Саутуола выпустил брошюру «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер».

Однако научное сообщество того времени во главе с французом Мортилье стало отрицать достоверность находок, даже несмотря на авторитет профессора Вилановы, более того: Саутуолу обвинили в фальсификации и шарлатанстве на Археологическом конгрессе в Лиссабоне в 1880 г. Сказать, что он был раздавлен, — ничего не сказать, не исключено, что тяжелая депрессия, в которую после этого впал гордый идальго, не в силах вынести такого позора, и послужила главной причиной его смерти в 1888 г.

В 1895 г. наскальные изображения, подобные фрескам Альтамиры, были найдены во Франции (пещеры Ласко, пещера Шове), потом еще и еще. И, наконец, в 1902 г. французский археолог Эмиль Картальяк, яростный обличитель Саутуолы, публично в газетной статье «Раскаяние скептика» признал, что был неправ, и повинился перед памятью графа.

Итак, археологами, палеонтологами и историками искусства было признано, что росписи Альтамиры относятся к эпохе верхнего палеолита. При использовании современных методов исследования и аппаратуры уже в наше время было установлено, что изображения на «плафоне» были созданы в основном в промежутке от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, расположенных в других частях пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.

Было также определено, что они создавались в четыре этапа, и значит, можно не сомневаться, что искусство первых художников Альтамиры не исчезало, напротив, передавалось от поколения к поколению, оставаясь равно мощным в художественном отношении.

Пещера Альтамира, искусство и достопримечательности

Наскальные изображения пещеры Альтамира и подобных ей петроглифов ценны не только как археологические артефакты. Они доказывают, что древние люди отнюдь не были примитивными существами.

Пространство пещеры Альтамиpa принято делить на три части. Первая включает в себя расширение, начинающееся от входа и расположенный в 26 м от него так называемый «Большой плафон» — покрытый изображениями потолок объемного Зала разноцветных бизонов. Площадь «плафона» определяется примерно в 180 м2. Этот «плафон» и принес Альтамире устоявшееся сравнение ее с фресками на потолке «Сикстинской капеллы» в Ватикане, созданными Микеланджело.

И даже свод входа оформлен так называемыми «макаронами» — волнистыми линиями, проведенными явно пальцами, и некими не совсем ясными фигурами. Далее тянется галерея, от которой отходят еще несколько коридоров поменьше. Это — вторая и центральная часть Альтамиры. К третьей части пещеры относят коридор длиной около 50 м, стены которого густо, почти сплошь разрисованы.

Изображения Альтамиры систематизированы учеными. Во-первых, это изображения животных — быков, оленей, лошадей, бизонов, кабанов, козлов, реже мамонтов и кошачьих. Во-вторых, схематичные изображения людей. В-третьих, графические знаки, смысл и назначение которых остаются до сих пор по большей части неразгаданными, как, например, очертания-отпечатки ладоней. Это что касается классификации чисто археологической. Искусствоведы-эксперты имеют другой взгляд на эти изображения, находя в них параллели с такими направлениями в изобразительном искусстве, как экспрессионизм, символизм и импрессионизм.

С этими заключениями можно соглашаться или не соглашаться, но факт остается фактом: древние художники не просто точно воспроизводили то, что видели. Они старались придать своим рисункам динамику, выразительность и в пластике, и в цветовой палитре фигур и символов. Где-то были реалистами, а где-то смело использовали схематические приемы. Это означает, что они обладали и чувственным восприятием мира, и воображением, и талантами, и, как ни странно это кажется на первый взгляд, незаурядным интеллектом, хотя было еще куда как далеко до создания письменности.

Впрочем, почему бы их графические знаки из точек и штрихов не могли служить в определенной степени письменными сообщениями? Вероятность этого весьма высока. Таких знаков в пещере, отдельных или сгруппированных, около 60.

Отдельные темы для удивления — как хорошо творцы этих древних фресок знали свойства и выразительные особенности тех минеральных красок, которые применяли, и сама техника их рисунков. Они рисовали кусочками угля, применяли охру, марганец, каолин, гематит. Все линии быстры и точны, без каких-либо следов поправок. И еще: неровную скалистую поверхность древние живописцы тоже использовали как дополнительный пластический элемент фактуры, что делало их изображения бесконечно живыми.

К середине XX в. пещеру начали посещать туристы, а в 1960-1970-х гг. Альтамиру накрыл настоящий туристический бум: все хотели видеть ее, и количество посетителей доходило до 1500 в день. Но из-за этого в пещере резко изменился к худшему микроклимат, вследствие повышения уровня углекислого газа и температуры воздуха на стенах стали появляться плесень и капли влаги. В 1977 г. пещера была закрыта на реставрацию. В 1982 г. ее открыли, но пускали не более 20 человек в день. Однако и это не спасло фрески от дальнейшего разрушения, и в 2002 г. пещера была вновь закрыта.

Начиная с 2014 г. в пещеру пускают пять человек в день. По жребию, иногда: это зависит в том числе и от погоды. Но у желающих попасть туда есть потрясающая компенсация: в отдельном здании, построенном в 2001 г. рядом с пещерой, воспроизведены все фрески гротов Альтамиры: они подсвечены, сопровождаются информацией, работают гиды — все как полагается в современном музее.

Испания, карта расположения пещеры Альтамира

Пещера Альтамира — тайна подземной галереи

Собака выла и жаловалась на свою учесть, казалось на всю округу… Трагическое происшествие, по которому она попала в расщелину скал в погоне за дичью в прибрежной области Ла-Марина в Кантабрии, в окрестностях приморского городка Сантандер послужило прологом удивительных событий, привёдших к открытию одной из известнейших в археологическом мире пещер Альтамира.

Её хозяин, охотник Модесто Перес услышал свою любимицу сразу и бросился спасать. Лихорадочно разбирая камни, он все ближе довольно быстро подбирался к животному и не сразу заметил, что рядом с ним при разборе камней открывается зияющая и пугающая пустота входа в подземную галерею Альтамира. Произошло это событие летом 1868 года, чуть позже о своей находке охотник рассказал владельцу земли, известному в тех местах любителю палеонтологии, археологии и разных древних артефактов Марселино де Саутуола.

Занятый юридической практикой по нескольким интересным делам и предстоящим посещением Всемирной выставки в Париже испанский «просвещённый идальго» под впечатлением археологических артефактов, увиденных там, отправился к Альтамире только в 1875 году. Первичный осмотр крупной подземной галереи, длина которой составляет 380 метров и расположенной на склоне известкового холма на высоте 120 над долиной речки Саи, не принёс ничего интересного.

Несколько разочарованный, испанский аристократ забывает о находке на четыре года, деятельный и привыкший заниматься проблемами, только интересующими его, он в это время был увлечён некоторыми естественнонаучными вопросами. Во второй раз, подготовившись значительно лучше, он предпринимает попытку обследования пещеры Альтамира только в 1879 году. В этот раз ему улыбается удача, и он находит в пещере орудия труда древнейших людей и многочисленные кости зверей.

В один из летних дней, запланированных для работы в пещере, с ним прогуляться до подземной галереи настойчиво попросилась его дочь Мария. В свои 9 лет она была ребёнком непоседливым и очень любознательным, живо интересующимся всеми естественнонаучными изысканиями отца. Пока отец у входа был занят в археологическом раскопе, Мария с интересом обследовала стены и потолок пещеры. Именно она в одном из боковых помещений пещеры, расположенном ниже основной галереи обнаружила знаменитую живопись Альтамиры. С её восклицания «Папа, посмотри, быки…» началась эпоха научного исследования карстовой полости, которая незакончена и поныне.

Отец услышал восторженный крик дочери из глубины подземной галереи и поспешил на её зов, при свете факелов им удалось рассмотреть несколько рисунков животных на потолке. Будучи человеком, хорошо знакомым с артефактами древности, археолог понимал, что наблюдает рисунки незаурядные, он видел такие только на предметах, относящихся к палеолиту. Ему необходима была научная консультация по датировке и изучению рисунков Альтамиры и археолог-любитель обратился за помощью в Мадридский университет. На его просьбу откликнулся Хуан Виланова-и-Пьера, университетский археолог, имеющий большой опыт в подобных исследованиях, он составил план изучения пещеры и всячески помогал его осуществлению.

Результат их совместных исследований опубликован был в 1880 году, в виде небольшой брошюры с картинками и названной Краткими заметками о доисторических предметах, найденных в провинции Сантандер. Но участники исторического конгресса, состоявшегося в Лиссабоне чуть позже во главе с французским специалистом Габриэлем-де-Мортилье, высказались резко против определённой мадридскими учёными датировки памятника археологии.

Как ни странно, главным аргументом научной дискуссии, отрицавшим палеолитический возраст артефактов Альтамиры стала их высокое художественное качество и беспрецедентная сохранность. Под напором французской делегации рисунки Алтамиры были признаны более поздней подделкой под палеолитические сюжеты, а Марселино де Саутуола обвинили в заказе рисования этих картин. До самой своей смерти в 1888 году археолог-любитель жил с клеймом исторического фальсификатора и травмой в душе.

В 1895 году во Франции в подземных галереях Комбарель и позже в Фон де Гом были найдены зооморфные рисунки палеолитического возраста, подобные изображениям пещеры Альтамира. Этот факт позволил известному археологу из Франции Эмилю Картальяку пересмотреть результаты Лиссабонского исторического конгресса 1880 года. Он публично признал ошибку учёных относительно открытий в обширной статье на страницах археологического журнала.

Летом 1902 года были организованы новые раскопки в Альтамире, доказавшие, что сделавшие её известной рисунки были нанесены между 15 и 10 тысячелетиями до н. э., именно в период позднего палеолита. Марселино де Саутуола и его дочь Мария признаны научным сообществом первооткрывателями наскальной живописи Альтамиры. Сегодня доказано, что замечательная сохранность рисунков связана с естественной герметизацией карстовой полости около 13 тысяч лет назад. Уникальная пещера в 1985 году становится особо ценным объектом в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карстовая полость пещеры Альтамира состоит из основной подземной галереи и отдельных залов, главный из которых довольно обширный 18/9 м и высокий до 5,5 метров. Дневной свет когда-то попадал в карстовую полость из большого отверстия на потолке. На стенах и потолке залов пещеры, один из которых Плафон имеет площадь около ста квадратных метров, древними художниками нанесены крупные рисунки более двадцати животных лошадей и быков, оленей и кабанов, бизонов и горных козлов, сцены охоты, так называемой Мадленской культуры.

Интересной особенностью изображений Альтамиры является нанесение их на выпуклости скальной поверхности, что создаёт визуально эффект объёма. Учёные поныне спорят о том, изображалось это единой композицией, или имеет место просто накопление отдельных рисунков в течение большого временного отрезка, был ли это один художник или авторство принадлежит многим древним живописцам.

Поражает исследователей мастерство и манера художника, твёрдой рукой проведены абсолютно без поправок чёткие линии, передающие динамику движения и повадки зверей. Позже подобные приёмы использовали в своей живописи художники-импрессионисты. П. Пикассо, побывав в Альтамире, воскликнул: «После Альтамиры – все упадок», что звучало из его уст как высшая похвала неизвестным древним художникам. Своеобразное цветовое решение создано с помощью природных естественных красителей гематита и охры, каолина и марганца, разведённых на крови животных, жире и костном мозге.

С целью сохранности бесценных рисунков в пещере Альтамира доступ в неё ограничен, посетить её можно только со специальным разрешением, которое ожидают при наличии заявки годами. Меры эти не являются излишними, подземную галерею уже закрывали не раз по настоянию учёных из-за появления плесени. В 1964 году в одном из подземных залов при археологическом музее в Мадриде группой немецких учёных воссоздана точная копия подземной галереи. Многочисленные копии колоритных изображений Альтамиры хранятся в Мадридском и Мюнхенском музеях.

Altamira Cave — Bilder und Stockfotos

147Bilder

  • Bilder
  • FOTOS
  • GRAFIKEN
  • VEKTOREN
  • видео

Durchstöbern SIALER 147

. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

Sortieren nach:

Am beliebtesten

rote bisons aus der altamira-höhle — пещера альтамира стоковые фотографии и изображения

Rote Bisons aus der Altamira-Höhle

altamira replik — альтамира пещера стоковые фото и изображения

альтамира реплика

santillana del mar-kirche — altamira cave стоковые фото и изображения

Santillana del Mar-Kirche

felsmalereien aus пещерные фото и фотографии

Felsmalereien aus der Höhle Altamira

Paläolithische Felsmalerei eines Bisons und eines Pferdes aus der Altamira-Höhle, Сантильяна-дель-Мар, Кантабриен, Испания

die altamira-höhlen.
испанский рок-арт. es ist die höchste darstellung der höhlenmalerei в Испании — пещера альтамира стоковые фотографии и изображения

Die Altamira-Höhlen. Испанское рок-искусство. Es ist die höchste…

Сантильяна-дель-Мар-Кирхе — пещера Альтамира фото и фотографии fotos und bilder

Zeichnungen in der polychromen Decke der Altamira-Höhle in…

Bisonzeichnungen in der Höhle von Altamira, einem Höhlenkomplex, in der Nähe der Historischen Stadt Santillana del Mar in Kantabrien, Испания

altamira-felsmalerei — altamira cave stock-fotos und bilder

Altamira-Felsmalerei

prähistorische höhlenmalereien in nordspanien — altamira cave stock-fotos und bilder

Prähistorische Höhlenmalereien in Nordspanien

santillana del mar — altamira cave stock-fotos und bilder

Santillana del Mar

Typische Architektur in Santillana del Mar, einem mittelalterlichen Dorf in Nordspanien. Сантильяна-дель-Мар ist ein sehr beliebtes Ziel für Touristen, die Spanien besuchen.

rote pferde aus der altamira-höhle — стоковые фотографии и изображения пещеры altamira

Rote Pferde aus Der Altamira-Höhle

großes reh in der höhlenmalerei von altamira — пещера altamira стоковые фотографии и изображения

Großes Reh 903 Altamira Altamira

Großes 0 903 Altamira Der große Hirsch der Altamira-Höhle misst mehr als zwei Meter in der Länge.

репродукция Höhlenmalereien von altamira im chromischen bereich der neohöhle, spanien — altamira cave стоковые фото и изображения

Reproduktion der Höhlenmalereien von Altamira im chromischen…

бизон — пещера Альтамира сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

бизон

Bild des Stieres im prähistorischen Stil — Pastellzeichnung

santillana del mar sprue’ — пещера альтамира сток-фотографии и изображения

Santillana del 9 Mar sprue’ das ockerpferd der altamira-höhle — фото и изображения пещеры altamira

Das Ockerpferd der Altamira-Höhle

street view von santillana del mar, kantabrien, spanien — altamira cave стоковые фото и изображения

Street View von Santillana del Mar, Kantabrien, Испания

Calle del Racial (Rassenstraße). Traditionelles Dorf Santillana del Mar mit der Colegiata y Claustro de Santa Juliana im Hintergrund, Kantabrien, Испания.

Панорама Сантильяна-дель-Мар, Кантабриен, Испания — фото и фотографии пещеры Альтамира

Панорама Сантильяна-дель-Мар, Кантабриен, Испания

Stiftskirche und Kreuzgang Санта-Хулиана, Сантильяна-дель-Мар, Кантабриен, Испания.

straßen von Santillana del mar — пещера альтамира фото и изображения

Straßen von Santillana del Mar

steinzeit-kunst — фото и изображения пещеры altamira

Steinzeit-Kunst

vista allgemeinen santillana del mar, kantabrien, spanien — altamira cave стоковые фото и изображения

vista allgemeinen Santillana, Spa Mar, ni

pferd a la höhlenmalerei — пещера Альтамира сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы фотографии и изображения

Rocky streat von Santillana del Mar

rote linie zeichen in altamira höhle — пещера altamira стоковые фото и изображения

rote linie Zeichen в Altamira Höhle

Neben Tieren gibt es in der Altamira-Höhle viele nicht identeifizierte rot.

бык а ля альтамира — пещера альтамира сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

бык а ля альтамира

Bemalung des Stieres wie urzeitliche Höhlenmalereien0002 Santillana del Mar sprue’

Santillana del Mar, Испания — 15 сентября 2009 г.: Blick auf eine der Straßen von Santillana del Mar, in der sich immer noch der Anguss befindet, aus dem früher (und heute auch) Tiere frisches Wasser tranken . Dies wären die Tiere der lokalen Bauern, wie Kühe oder Ziegen.

Bull wie Felszeichnung oder Höhlenmalerei-primitiven Kunst — пещера Альтамира стоковые фото и фотографии0003 обелиск-обелиск — пещера альтамира фото и изображения

Обелиск-обелиск

сантильяна-дель-мар — пещера альтамира сток-фото и изображения

Сантильяна-дель-Мар

Blick auf den Hauptplatz Сантильяна-дель-Мар — Испания

мар-дель-сантильяна пещера фото и фото

Сантильяна-дель-Мар

Главная церковь Сантильяна-дель-Мар, Испания

Сантильяна-дель-Мар, Испания. Коллегиум Санта-Хулиана — пещера Альтамира фото и фотографии

Сантильяна-дель-Мар, Испания. Коллегиум фон Санта Юлиана

Die Stiftskirche Santa Juliana in Santillana del Mar, Kantabrien, Spanien.Wichtiges romanisches Gebäude, 1989 zum Nationaldenkmal Spaniens erklärt.

бык а-ля альтамира — пещера альтамира сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

бык а ля альтамира

Bemalung des Stieres wie urzeitliche Höhlenmalereien

исторический центр Сантильяна-дель-Мар — пещера альтамира сток-фото 02 Zentrum von Santillana Del Mar

Kirche der Stiftskirche in Santillana Del Mar in Kantabrien

mittelalterliches dorf santillana del mar в Испании. — Фото и фотографии пещеры Альтамира

Среднее Дорф Сантильяна-дель-Мар в Испании.

La Colegiata в Сантильяна-дель-Мар — фото и фотографии пещеры Альтамира

La Colegiata в Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар, Испания — 29. Апрель 2012: Сантильяна-дель-Мар Кирче именует Колегиата. Famoust Anziehungskraft für die Leute, die kommen, um diese Stadt zu besuchen. Menschen, die in dieser Kirche heiraten wollen, müssen auf Chears warten, bevor sie ein Date bekommen können.

Blick auf die Straße in Santillana del Mar — стоковые фото и фотографии пещеры Альтамира

Blick auf die Straße in Santillana del Mar

pyrenäenziege aus altamira höhle — altamira cave стоковые фотографии и изображения -grafiken, -clipart, -мультфильмы и -symbolesantillana del mar — пещера altamira сток-фотографии и изображения

Santillana del Mar

der Palast von altamira oder der alcázar von elche stadt. — пещера альтамира стоковые фото и изображения

Der Palast von Altamira oder der Alcázar von Elche Stadt.

mädchen hält bunten blumenstrauß mit verschiedenen gerbera blume — альтамира пещера стоковые фотографии и фотографии

Сантильяна-дель-Мар — пещера Альтамира сток-фото и изображения

Сантильяна-дель-Мар

статуя бизона, высокогорная испанская маска — пещера Альтамира сток-фото и изображения

Statue von Bison, Altimira Spanien Maskottchen

Сантильяна-дель-Мар — пещера Альтамира сток-фото и фото

Сантильяна-дель-Мар

Stiftskirche Сантильяна-дель-Мар (Кантабриен)

blick auf die cave straße in santillana del mar stock-altamiraund

Blick auf die Straße в Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар — пещера Альтамира фото и фотографии

Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар в Кантабриен, Испания

altamira-palast в Эльче, Испания — пещера Альтамира фото и изображения

Альтамира-Паласт в Эльче, Испания und -symbole

bison in prähistorischen Stil

colegiata von santillana del mar — пещера altamira сток-фотографии и изображения

Colegiata von Santillana del Mar

Reflexion der Colegiata von Santillana del Mar (Kantabrien)

stock-fotoiras del santillana cave и изображение

Santillana del Mar

verschiedene ehemalige spanische peseten münzen vor dem euro — altamira cave stock-fotos und bilder

verschiedene ehemalige spanische Peseten Münzen vor dem euro

altamira oriole — altamira cave stock-fotos und bilder

Altamira Oriole

Dieser Altamira Oriole baut ein Nest und webt die Stränge miteinander. Hier geht er gerade, mit einer schönen Bogenbewegung.

altamira oriole — фото и фотографии пещеры альтамира

Altamira Oriole

масляная краска-желтая охра — пещера альтамира фото и изображения

масляная краска желтая охра

santillana del mar — пещера альтамира стоковые фотографии и изображения

Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар в Кантабриен, Испания

santillana del mar — Пещера Альтамира фото и фото

Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар в Кантабриен, Испания0003 Сантильяна-дель-Мар — фото и фотографии пещеры Альтамира

Сантильяна-дель-Мар

Сантильяна-дель-Мар в Кантабриен, Испания

из 3

Пещеры Альтамира в Испании вновь открыты на один день

  • Опубликовано

    Посетители вышли из пещеры, пораженные увиденным, — рассказывает наш корреспондент.

    «Цвета такие, будто их нарисовали позавчера», — сказал учитель на пенсии Антонио Диас.

    Студентка Андреа Висенте сказала, что от этого опыта «волосы встают дыбом».

    Другой посетитель, журналист Альваро Сан Мигель, сказал, что внутри пещер он чувствовал тяжесть истории, любуясь скалистым потолком.

    Картины возрастом 22 000 лет были обнаружены в 1876 году местным археологом и его дочерью. В течение более чем 20 лет после этого изображения считались подделками.

    В последующие годы пещеры были повреждены дыханием посетителей, и в конце концов пещеры были закрыты для публики. В течение последних 12 лет посетители могли видеть копии изображений только в ближайшем музее.

    Воспроизведение этого видео невозможно

    Для воспроизведения этого видео необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

    Заголовок в СМИ,

    Эндрю Грэм-Диксон посещает Альтамиру в Северной Испании, где впервые были обнаружены доисторические наскальные рисунки. . Их случайным образом пригласили принять участие в розыгрыше, чтобы посетить оригинальные пещеры.

    Во время визита десятки датчиков отслеживали изменения температуры и влажности в пещере, чтобы увидеть, можно ли в будущем пускать больше посетителей, рассказывает наш корреспондент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *