Государственное устройство и политическая система Вьетнама
В. — парламентская республика. Действует Конституция СРВ, принятая 15 апреля 1992, четвертая после 2-й мировой войны (1946, 1959, 1980). В настоящее время во В. насчитывается 57 провинций, четыре города центрального подчинения (млн чел.): Ханой, Хошимин (св. 5), Хайфон (1,7) и Дананг (0,7).
Политическая система В. определена в преамбуле Конституции: «Партия руководит, народ главенствует, государство управляет». Коммунистическая партия В. является единственной партией, занимающей ведущее положение в политической системе страны.
Опираясь на авторитет правящей с 1945 партии, руководство КПВ на VI съезде в 1986 выступило инициатором радикальных перемен, провозгласив курс политики «обновления». В настоящее время КПВ насчитывает св. 2 млн чел. Генеральный секретарь ЦК КПВ — Нонг Дык Мань, избран на IX съезде КПВ в апреле 2001.
Принцип государственного управления раскрывается в Конституции: «Вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через Национальное собрание, Народные советы всех ступеней, избираемые народом и несущие перед ним ответственность».
Национальное собрание (НС) — однопалатный высший представительный орган, осуществляет законодательную власть, решает основные вопросы внутренней и внешней политики государства, осуществляет верховный контроль за деятельностью всех государственных органов. Избирает из числа депутатов Постоянный комитет, президента и вице-президента, Совет министров (правительство), председателя Верховного народного суда, генерального прокурора Верховной народной прокуратуры. Состоит из 498 депутатов, избираемых от административно-территориальных единиц и от общественно-политических организаций и союзов. Избирается на 5 лет, его сессии проводятся 2 раза в год. Св. 90% депутатов НС являются членами КПВ.
Все граждане СРВ, достигшие 18-летнего возраста, имеют право избирать, а с 21 года — быть избранными в депутаты НС. На 1-й сессии XI созыва (июль 2002) председателем НС был избран Нгуен Ван Ан.
Постоянный комитет НС (ПК НС) — орган, постоянно действующий между сессиями НС.
Президент СРВ — глава государства, представляет СРВ на международной арене. Он избирается НС на 5 лет из числа депутатов, несёт ответственность и подотчётен НС. Обнародует законодательные акты и даёт им толкование, предлагает НС кандидатуры вице-президента, председателя правительства, председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. В соответствии с решением НС или ПК НС объявляет военное положение, всеобщую или частичную мобилизацию и т.д. Президент осуществляет общее командование Вооружёнными силами, возглавляет Совет национальной обороны и безопасности. Президент СРВ — Чан Дык Лыонг — избран на этот пост в сентябре 1997, переизбран в июле 2002.
Совет министров — правительство СРВ, высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Подотчётен НС, а в промежутках между сессиями — Постоянному комитету НС и президенту СРВ. В состав правительства входит 20 министерств и 6 государственных учреждений, имеющих статус министерств. Срок полномочий главы правительства — 5 лет. Председатель Совета министров СРВ — Фан Ван Кхай — избран в сентябре 1997, переизбран в июле 2002.
Система местных органов власти соответствует административному делению страны. Каждая административная единица имеет избираемый местным населением орган власти — Народный совет. Срок полномочий Народных советов провинций, городов центрального подчинения и приравненных к ним административных единиц — 4 года. Срок полномочий остальных советов — 2 года. Исполнительными органами Народных советов, органами административной власти на местах являются Народные комитеты.
В целом политический строй можно охарактеризовать как партийно-государственную систему. Все законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют под руководством КПВ.
Отечественный фронт В. (создан в 1977) объединяет все общественно-политические организации СРВ, а также объединения вьетнамцев, проживающих за рубежом. В него входят: КПВ, Федерация профсоюзов, Союз коммунистической молодёжи Хо Ши Мина, Федерация женщин В. и др.
Основная задача внешней политики СРВ провозглашена как создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития и реализации курса на переход к рынку. Она строится на принципах самостоятельности, дозированной открытости, подключения к деятельности региональных структур и многосторонних организаций, сбалансированных отношений с ведущими державами и мировыми политико-экономическими центрами.
Начиная с 1995 В. принимает активное участие в деятельности АСЕАН, являлся автором инициатив, получивших поддержку членов АСЕАН. В частности, он предложил программу диалога Азия—Европа (АСЕМ), успешно провёл саммит АСЕАН в Ханое в декабре 1998, в ходе которого были приняты «Ханойская декларация» и «Ханойский план действий». В. и другие страны АСЕАН подготовили «кодекс поведения» в районе Южно-Китайского моря, вступили в переговоры с КНР с целью подписания этого документа.
Вьетнамо-китайские отношения были нормализованы в ноябре 1991. Руководство СРВ и КНР придерживаются мнения, что вооружённые столкновения 1979 не должны повторяться ни при каких обстоятельствах. 19 октября 1993 был заключён договор о принципах урегулирования пограничных споров, из которых важнейшими являются: руководство международным правом, отказ от использования силы и односторонних действий. В соответствии с договором в декабре 1999 было подписано соглашение о демаркации сухопутной границы. В декабре 2000 страны заключили Соглашение о делимитации границы в Тонкинском заливе и о рыболовстве.
Всё более насыщенный характер приобретают вьетнамо-американские отношения. В. расценивает активное участие США в региональных делах как позитивный фактор, который является отражением сложившегося в Азиатско-Тихоокеанском регионе баланса сил. В июле 2000 было подписано торгово-экономическое соглашение с США (ратифицировано в кон. 2001), предусматривающее предоставление В. режима наибольшего благоприятствования.
В сентябре 2000 состоялся официальный визит премьер-министра СРВ Фан Ван Кхая в РФ. Был подписан пакет соглашений о выплате В. России долга в размере 1,7 млрд долл. в течение 23 лет на принципах Парижского клуба кредиторов. Важным событием вьетнамо-российских отношений стал визит во В. президента РФ В.В. Путина в марте 2001. Главы стран подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве между СРВ и РФ.
Акцент в строительстве современных Вооружённых сил В. делается на создании небольших, хорошо оснащённых и обученных регулярных сил, крупного стратегического резерва и контингента военизированных формирований. Доля военных расходов в ВВП сократилась с 17% в 1990 до примерно 6% в 2002. В абсолютном выражении расходы на военные цели снизились с 2,5 млрд долл. в 1990 до 1,8 млрд долл. США в 2001. С 1985 проводится политика сокращения общей численности армии. В 1985 она насчитывала 1260 тыс. чел., в 2001 — 484 тыс. чел. (Сухопутные войска 412 тыс., ВВС 30 тыс., ПВО 15 тыс., ВМС 42 тыс.). Численность стратегического резерва (народные силы самообороны и народная милиция, береговая охрана) оценивается в 4—5 млн чел.
СРВ имеет дипломатические отношения с РФ с 1991 (установлены с СССР в 1950).
Вьетнам
Вьетнам в XVI—XVIII вв.
Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.
Социально-экономический строй Северного Даивьета в XVIII в.
К XVIII в. Дайвьет продолжал оставаться феодально-чиновничьим государством. В экономике вьетского общества господствовали феодальные производственные отношения, тогда как многие национальные меньшинства, населявшие северные и западные горные районы, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основным содержанием экономических процессов, происходивших в Дайвьете, было разложение натурального хозяйства и распад главной производственной и общественной ячейки — сельской общины — под влиянием проникавших в деревню товарно-денежных отношений.
Рост налогообложения и повинностей, вызванный междоусобными войнами, разбуханием бюрократического аппарата и коррупцией, вынуждал общинников покидать свои участки земли и селиться в частновладельческих феодальных и храмовых хозяйствах, освобожденных от государственных податей. Сельская община постепенно утрачивала свою былую застойность. Старейшины, мелкие чиновники и сельское духовенство при очередных переделах земли включали наделы ушедших
[497]
крестьян и выморочные земли в свои личные участки, которые обрабатывали обедневшие общинники.
Многочисленными постановлениями и попытками реформ правительство Чиней стремилось остановить процесс распространения частного землевладения, законсервировать общинные отношения и укрепить свою власть. В 1711 г. Чинь Кыонг обнародовал ряд аграрных законов, содержание которых было направлено на восстановление древних принципов землепользования. Государство подтверждало свое право верховной собственности, запрещало создавать частные усадьбы. В то же время общинные власти получали определенную автономию управления, перераспределения земель и выбора деревенских старейшин. Однако все эти постановления лишь фиксировали то, что уже объективно сложилось во вьетской деревне.
Борьба государственно-общинного начала с частным по существу завершилась в пользу последнего: в 1723 г. впервые были обложены налогом частновладельческие хозяйства и тем самым официально признаны. Одновременно правительство Чиней изменило фискальную систему, установив три основных налога: поземельный, подушный и налог на покрытие расходов, связанных с проведением общественных работ и праздников. Главной целью этой реформы было не только унифицировать фиск, но прежде всего увеличить общую сумму налоговых поступлений в казну государства.
Более быстрыми темпами, чем в XVII в., основывались и развивались государственные мануфактуры, шахты и рудники. Правительство поручало китайским предпринимателям или вьетским чиновникам открывать промышленные предприятия с условием отчисления в пользу государства определенного количества продукции и денежных сумм. Эти лица (например, чиновник Буй-тхе-Кхань из пров. Тхайнгуен, получивший в 1762 г. распоряжение об основании золотых, серебряных и оловянных рудников) превращались во владельцев предприятий с правом реализации продукции, т. е являлись по существу представителями промышленно-торговой буржуазии. Условия труда на шахтах и рудниках были неимоверно тяжелыми; первоначально основной наемной рабочей силой являлись хоакьеу (выходцы из Китая), но ее не хватало, и поэтому власти всячески поощряли вербовку на горнопромышленные разработки безземельных крестьян, в частности беженцев, покинувших свои деревни, чтобы спастись от голода. Приток почти даровых рабочих рук не мог не сказаться на расширении горной промышленности, а вместе с тем и на активизации внутренней и внешней торговли.
Внешняя торговля на севере не была так обширна, как на юге Дайвьета, но все же конторы португальских (с XVI в.), голландских и английских (с XVII в.) купцов в дельте р. Хонгха, и главным образом в порту Фохиен, получали огромные прибыли от торговли золотом, ценной древесиной, шелком, перцем и другими товарами, так как пошлины были введены лишь в 30-х годах XVIII в.
Развитие внутренней торговли по-прежнему сдерживалось многочисленными таможенными перегородками, налогами на товары и средства перевозок. Например, с владельцев каботажных судов, плотов, речных лодок взимались «водные отчисления» в пользу государства. К тому же в стране политическая обстановка оставалась крайне напряженной и, несмотря на сторожевые посты, установленные на дорогах, торговцы опасались совершать дальние поездки. Неспокойно было даже в окрестностях столицы, вследствие чего в 1745 г. Чинь Зоань издал особое распоряжение об организации охраны.
Расширение сферы товарно-денежного обращения потребовало при-
[498]
кятия ряда законов об упорядочении системы мер, весов и денежных знаков. Основной единицей веса стал «тхыок» — цилиндр, вмещавший 1200 зерен неочищенного риса общим весом от 27 до 30 г. Провинциальные монетные дворы были ликвидированы, а выпуск медных и цинковых монет сосредоточен в столице. По-прежнему широкое хождение имели золотые и серебряные слитки — ланги.
Чини провели также некоторые преобразования в области гражданского судопроизводства и военных дел. Судебные реформы сводились к усилению наказаний за преступления; центральные власти сделали это из страха перед ширившимися народными волнениями.
Предметом особого внимания Чиней была армия. В период военных действий против Нгуенов она насчитывала около 100 тыс. пехоты и кавалерии, 500 боевых слонов и 500 военных кораблей. Ее структура оставалась прежней, т. е. армия делилась на столичные и провинциальные войска. Каждые три семьи полноправных общинников должны были отряжать на определенный срок одного молодого мужчину на службу в охранные войска правителя (вуа). Чини учредили высшее военное училище, где обучались дети феодалов. Теоретические знания преподавали в холодные и жаркие месяцы года, тогда как практика проходила осенью и весной.
Несмотря на все меры, принятые феодалами Чинь, они не могли возродить централизованную монархию, остановить процесс роста мелкого помещичьего землевладения, сдержать растущее недовольство широких народных масс существующим режимом.
[499]
Вернуться коглавлению кн.: в XVI—XVIII вв.
Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.
|
Государственное устройство и политическая система Княжества Лихтенштейн — наследственная конституционная монархия, которую представляет князь из династии Лихтенштейнов, ведущей своё происхождение из Нижней Австрии и правящей в Лихтенштейне с 1719 года. В стране действует Конституция 1921 года (с существенными исправлениями и дополнениями 2003 года), согласно которой правитель страны и её народ составляют двух суверенов, на которых зиждется государственная власть. Глава государства — князь, которому, согласно Конституции, принадлежит вся полнота власти в стране. Он осуществляет управление государством, определяет внутреннюю политику и представляет страну во взаимоотношениях с другими государствами. Князь обладает широкими полномочиями, включая право налагать вето на любые законопроекты парламента и решения референдумов, распускать правительство, назначать и освобождать от должности членов правительства, единолично издавать указы и принимать особо важные законы, назначать судей, присваивать титулы и звания, в том числе дворянские. Наследование трона, свободного вследствие смерти или отречения монарха, проводится по прямой и законной нисходящей линии потомков правящего Дома Лихтенштейн в порядке первородства, с приоритетом по мужской нисходящей линии в том же уровне родства. Таким образом, Лихтенштейн, наряду с Монако и Ватиканом, является одним из трёх европейских государств, где монарх по-прежнему играет активную роль в повседневной политике. Высший орган законодательной власти представлен однопалатным парламентом — Ландтагом, состоящим из 25 депутатов, избираемых на срок 4 года путём всеобщего прямого голосования. Ландтаг разрабатывает и принимает законы, утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги и сборы, ратифицирует международные соглашения и договоры, а также по согласованию с князем формирует правительство и осуществляет контроль над его деятельностью. Высший орган исполнительной власти — правительство. Председателем правительства становится обычно представитель политической партии, набравшей на выборах в парламент наибольшее число голосов избирателей. Кабинет министров назначается князем по предложению парламента. Регулярных Вооружённых сил в Лихтенштейне нет, ответственность за оборону страны несёт Швейцария. |
Административно-территориальная система Лихтенштейна включает две исторические области — Оберланд (Верхний Лихтенштейн) с центром в городе Вадуц, и Унтерланд (Нижний Лихтенштейн) с центром в городе Шелленберг, которые, в свою очередь, делятся на 11 муниципальных районов, или коммун.
|
Вьетнамское чудо: рост экономики в авторитарной стране
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Это третий визит действующего президента США в Ханой за сорок с лишним лет, прошедших после вьетнамской войны
США полностью сняли введенный в 1984 году запрет на продажу оружия и военного оборудования Вьетнаму. Об этом заявил президент Барак Обама в ходе своего трехдневного визита в эту страну, привлекающую все больший интерес благодаря ее успехам в экономике.
До сих пор Вьетнам закупал вооружения в основном в России. Тесное сотрудничество между двумя странами сложилось в этой сфере еще со времен холодной войны, когда СССР и Вьетнам были союзниками.
Нынешнее вьетнамское правительство явно хотело бы диверсифицировать импорт оружия и поэтому рассматривает альтернативные варианты. Однако, как сообщает из Ханоя корреспондент Би-би-си Джонатан Хед, оно не спешит закупать вооружения в Соединенных Штатах.
Американское оружие все еще слишком дорого для Вьетнама, несмотря на то, что страна за последнее десятилетие удвоила свой оборонный бюджет. Оборонная стратегия Вьетнама во многом базируется на соперничестве с грозным соседом – Китаем.
Вьетнамские власти стремятся повысить свою обороноспособность, но не хотят вызывать излишнее раздражение Пекина закупками современного оружия, способного изменить баланс сил в регионе.
В последние годы Вьетнам стремительно меняется. Экономические успехи этой страны, успешно привлекающей крупные иностранные инвестиции, заставили взглянуть на Вьетнам как на потенциально нового «азиатского тигра».
Но далеко не все реформы в стране проходят гладко, препятствием для них часто становится авторитарная политическая система.
В апреле парламент Вьетнама избрал нового президента — им стал бывший глава службы внутренней безопасности Чан Дай Куанг, которого сложно заподозрить в стремлении к политическим реформам.
Что представляет собой Вьетнам сегодня, какое место он занимает на политической и экономической карте мира?
Автор фото, AFP
Подпись к фото,В последнее время Вьетнам активно развивается экономически, в то время как политическая система остается неизменной
Нга Фам, обозреватель Вьетнамской службы Би-би-си:
Война с США закончилась 41 год назад, и Вьетнам с тех пор, конечно, сильно изменился. Жизнь в последнее время здесь бьет ключом, экономика развивается довольно быстро. На улицах огромное количество машин, повсюду открываются новые магазины.
Темпы экономического роста постоянно составляют 5-10%, но одна из причин в том, что стартовый уровень был очень низким, и в реальных показателях это все еще очень мало. Поэтому Вьетнам все еще остается бедной страной с огромными проблемами в экономике.
Рост экономики наблюдается в основном благодаря ее децентрализации и политике открытых дверей, активно привлекающей иностранные инвестиции, прежде всего из Тайваня, а также Сингапура и Южной Кореи.
Китайские инвестиции также растут, но Китай и Вьетнам — конкуренты в сфере производства потребительских товаров. Китай доминирует во внешней торговле Вьетнама, но не в инвестициях. Китайцам это просто не нужно, им есть где вкладывать деньги в своей стране.
Крупные инвестиции идут в текстильную промышленность и другие трудоемкие отрасли. Вьетнам становится крупным производственным центром наподобие Китая, здесь производится очень много товаров. Российские инвестиции идут в нефтегазовую отрасль.
Но, кроме того, во Вьетнаме появляется все больше стартапов в ИТ-технологиях и бизнесе, и эти стартапы тоже привлекают значительные инвестиции из-за рубежа.
Отношение к США тоже сильно изменилось. Ненависти к Соединенным Штатам больше нет, наоборот, я бы сказала, что вьетнамцы сейчас любят Америку. Обама получил самый теплый прием в Ханое.
Огромные толпы ханойцев выстроились вдоль пути следования его кортежа, чтобы приветствовать американского лидера. Так что теперь между двумя странами совсем другие отношения.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,Пожилые вьетнамцы до сих пор питают теплые чувства к России, а молодое поколение имеет уже другие ориентиры
Старое поколение вьетнамцев до сих пор любит Россию и русских. Если вы приедете во Вьетнам, вы увидите, что многие здесь все еще говорят по-русски, тепло относятся к России и считают ее своим старшим братом. Но, конечно, молодые вьетнамцы уже мало что знают о России.
Коммунистическая партия по-прежнему у власти во Вьетнаме, но она сильно эволюционировала. Сейчас она ориентируется на рынок и в этом смысле очень прагматична.
Предпринимательство, коммерциализация приветствуются. Главная партийная задача – развивать экономику, потому что основное давление на власть вызвано низким уровнем жизни.
Во Вьетнаме по-прежнему однопартийная система, но коммунисты понимают: чтобы удержаться у власти, они должны развивать экономику.
Средняя зарплата во Вьетнаме все еще очень низка – около тысячи долларов в год. Но в Ханое и в других крупных городах типичный офисный работник получает около 500 долларов в месяц. Нужно учесть, что цены во Вьетнаме намного ниже, чем в Москве, где я была совсем недавно и поразилась дороговизне.
В политическом смысле, с точки зрения свободы прессы и прав человека, Вьетнам остается закрытым и репрессивным обществом. Коммунистическая партия отделяет экономику, где виден прогресс, от политики, где ничего не меняется.
Пока что это работает, но вряд ли такое положение дел продлится долго. Существует давление как внутри страны, так и из-за рубежа.
Коммунистическая идеология за последние десятилетия изменилась причудливым образом и мало напоминает марксизм. Во Вьетнаме принят очередной пятилетний план — наследие прошлых времен. В нем, как обычно, заложены высокие темпы роста и заоблачные показатели ВВП, но это ничего не значит, это просто декларация о намерениях.
Нынешнее вьетнамское руководство легко корректируют цифры, подходы, направления, оно сильно своей гибкостью. Так что нам еще предстоит увидеть, каким будет Вьетнам лет через 10- 20, трансформируется ли он во что-то, уже не имеющее никакого отношения к коммунизму.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,Вьетнамская экономка на подъеме, но не все реформы в ней проходят гладко
Майкл Бюлер, Лондонский университет SOAS (Исследования стран Азии и Африки):
Важно понимать, что в 1980-х годах во Вьетнаме произошла либерализация экономики, но последовавшее экономическое процветание не сопровождалось стремлением к большей политической открытости.
Комунистическая партия, находящая у власти, недавно сделала все, чтобы политик с реформаторскими взглядами не был избран на пост президента в этом году. Режим по-прежнему очень репрессивен в своем отношении к любым оппозиционным группам.
Вопрос в том, сможет ли Вьетнам продолжать эту политику открытости в экономике и без политических реформ. Нужно отметить, что экономические реформы были успешными далеко не везде.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,Толпы вьетнамцев выстроились в Ханое вдоль маршрута следования кортежа президента США
Вьетнам, как и Россию, часто называют клептократией. В обеих странах мы видели попытки реформ.
Вьетнам начал свои реформы с очень низкого уровня. Перед началом вьетнамской перестройки «Дой Мой» в 1986 году инфляция в стране составляла 700%, сельское хозяйство было разрушено попытками коллективизации, страна ничего не производила, и на этом фоне можно говорить о двух десятилетиях экономического процветания.
Но в последние годы компартия попыталась реформировать госпредприятия, либерализовать банковский сектор, и эта кампания оказалась не очень удачной. Если посмотреть в корень проблемы, причина неудач — в отсутствии политических реформ.
Руководить этими приватизированными фирмами и реформировать их были назначены, как правило, люди, близкие к компартии, «золотая молодежь», зачастую — сыновья и дочери влиятельных партийных функционеров. Это похоже на то, что происходило в России, где на подобные должности назначались люди, приближенные к власти.
Поэтому пока не ясно, сможет ли Вьетнам развить достигнутые успехи. Соседний Китай становится все более и более дорогостоящей экономикой, зарплаты становятся все выше, и мы видим, что многие производства либо собираются переместить, либо уже перемещаются в другие страны Юго-Восточной Азии.
В этом смысле Вьетнам занимает интересную позицию в регионе. Например, Индонезия с большим трудом привлекает прямые иностранные инвестиции, поскольку демократизация и децентрализация, проведенные здесь в последние два года, привели к тому, что иностранным инвесторам становится все сложнее понять, кто что контролирует и кто за что отвечает.
В авторитарный Вьетнам инвесторам легче вкладывать деньги, поскольку компартия остается здесь главным игроком. Этого уже нельзя сказать о других странах региона, таких как Филиппины или Индонезия, ставших в последние пару лет более демократическими.
В политическом смысле давление на власть растет. В стране существует активная блогосфера, властям все труднее блокировать протестные голоса в интернете — так же, как это происходит во многих странах с авторитарными режимами.
Организованные оппозиционные группы базируются в США, они умеют использовать соцсети и обычные СМИ для оказания давления на власти страны.
Внутри Вьетнама тоже есть оппозиция, но здесь нет оппозиционной партии или какой-либо организованной оппозиции, поскольку компартия немедленно подавляет любые организованные протесты или демонстрации, которые очень редки в этой стране.
ЛАОС: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА — Словарь Кольера — Русский язык
К статье ЛАОС
До 1975 в Лаосе правили консервативные монархи. Господствующие позиции занимали немногочисленные влиятельные семьи. Страна 600 лет управлялась из Луангпхабанга, но в провинции была своя аристократия с династическими претензиями, имевшими корни в истории лаосских королевств Тямпатсака, Вьентьяна и Сиангхуанга. Высшая знать подпиралась менее именитой, которая, в свою очередь, выступала в роли покровителей лиц более низкого социального положения.
В декабре 1975 монархия была упразднена. Однако официальное превращение страны в «народно-демократическую» республику не разрушило традиционных политических и социальных устоев. Престиж именитых семей ослаб, но появилась новая элита. Бывшие клиенты предприняли поиск новых патронов. Некоторые высокопоставленные семьи были связаны с революционными верхами, сумели удержаться на плаву и не утратили своего влияния.
Роды лао лум продолжают оставаться самыми могущественными вопреки демагогическим утверждениям республиканских лидеров о равноправии народов. Лао тенг и лао сунг по-прежнему отодвинуты на второй план, как и до 1975.
Сохранив многие пережитки власти периода монархии, когда доминировала элита лао лум из буддийской среды, страна приобрела также немало особенностей, присущих государствам, которыми руководят коммунистические партии. Одна из таких черт — бюрократический стиль управления, когда чиновники делают упор на работу по повышению политической грамотности и на развертывание кампании критики и самокритики среди подчиненных. От своего «наставника» — Вьетнама ЛНДР заимствовала концепцию центров переобучения, или «лагерей перевоспитания», куда в первые годы республики были направлены тысячи сторонников прежнего режима.
Правящая партия. Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ), по сути коммунистическая, безраздельно осуществляет политический контроль над страной. В Конституции, принятой в августе 1991, отражена ключевая роль НРПЛ. В уставе последней записано: «Партия — ведущее звено всей политической системы, интеллектуальный лидер общества и выразитель интересов всех слоев населения. Партия формулирует и корректирует главные направления стратегии и тактики национального развития во всех сферах жизни и контролирует деятельность своих руководящих кадров и рядовых членов, государственных учреждений и общественных организаций».
Большинство ведущих коммунистов Лаоса на протяжении 10 лет вооруженной борьбы, с 1964 по 1974, скрывались на базах Патет Лао в пещерах провинции Самныа (ныне провинция Хаупхан). В 1975 они спустились с гор и прибыли во Вьентьян. В первые годы НРПЛ утратила доброжелательное и дружественное отношение населения, уставшего от войны и коррупции, процветавшей при монархическом режиме.
Вначале руководство лаосских коммунистов взяло курс на выполнение революционной задачи фундаментального преобразования общества на путях «социалистической трансформации и социалистического строительства». После 1979 эти ранние, с энтузиазмом провозглашенные намерения создать государство нового типа были модифицированы. Последовала либерализация экономической и социальной политики, во многом по образцу Вьетнама.
После 1975 Вьетнам оказывал сильное влияние на Лаос. Однако в конце 1980-х годов, особенно после распада СССР и развала социалистического лагеря в 1991 и сокращения советской помощи Вьетнаму и Лаосу, Вьетнам сосредоточился на проблемах собственного развития. Это подтолкнуло лаосских руководителей к ревизии прежнего идеологического багажа, к отказу от коллективизации деревни и к принятию мер, стимулирующих рыночные отношения. Страна получила возможность проводить независимый внешнеполитический курс. Единственным наследием былой коммунистической системы оказалась партия НРПЛ.
Центральные органы власти. Глава государства в Лаосе — президент. Его выбирают сроком на 5 лет не менее 2/3 депутатов Национального собрания. С согласия Национального собрания президент назначает премьер-министра и членов его кабинета и может отправить их в отставку. Президент председательствует «при необходимости» на заседаниях правительства, по рекомендации его главы назначает и снимает со своих постов губернаторов провинций и мэров городов, а также высокопоставленных должностных лиц в вооруженных силах и послов. Президенту предъявляют свои верительные грамоты иностранные дипломаты. Ему дано право вводить в стране чрезвычайное положение и объявлять войну.
Первым главой государства, избранным согласно конституции 1991, был деятель НРПЛ Кейсон Фомвихан. Он выполнял обязанности президента Лаоса вплоть до своей кончины в ноябре 1992. Его сменил Нухак Пхумсаван, который в феврале 1998 уступил свое место премьер-министру Кхамтай Синхандону.
Национальное собрание избирается на пятилетний период в составе 85 депутатов. Главный законодательный орган страны контролирует деятельность административной и судебной систем. К числу его прерогатив относятся избрание и смещение президента государства, председателя Верховного суда и Генерального прокурора «согласно рекомендации Постоянного комитета Национального собрания». Данный комитет, в состав которого входят также президент и вице-президент, организует работу Национального собрания во время сессий, занимается их подготовкой, наблюдает и надзирает за функционированием исполнительной и судебной власти.
В административном отношении страна разделена на 16 провинций, один муниципальный округ (Вьентьян) и одну особую зону.
Внешняя политика Лаоса претерпела существенные изменения со времени поражения коммунизма в СССР и Восточной Европе и сближения Москвы и Пекина в конце 1980-х годов. Лаос остается в числе немногих государств, официально не отказавшихся от марксистско-ленинской идеологии. Вьетнам, Китай, Куба и Северная Корея числятся среди «стратегических друзей» ЛДНР, что подчеркивается в выступлениях ее руководителей и в официальных документах. Следуя в фарватере Вьетнама и Китая, Лаос взял курс на рыночные реформы.
Небольшая и бедная страна, Лаос находится в окружении крупных, более зажиточных и сильных государств, и это неизбежно приходится учитывать во внешней политике. Лишенному выхода к морю и слабо заселенному Лаосу приходится играть роль буфера и балансировать между Вьетнамом и Таиландом.
В 20 в. территория Лаоса регулярно становилась объектом экспансии внешних сил. Франция установила контроль над государствами Индокитая в 1899 и сохраняла в этом регионе статус колониальной державы вплоть до подписания Женевских соглашений в 1954. После этого Франция была вынуждена вывести свои войска из Лаоса. Затем США пытались сделать его аванпостом в холодной войне против Китая, Северного Вьетнама и СССР. С провозглашением ЛНДР в 1975 на СССР легло бремя содействия и помощи ее развитию. После распада СССР этим занялись международные организации и развитые страны Европы, а также Япония и Австралия.
В 1998 Лаос был принят в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
70 лет строительства и совершенствования Конституции Вьетнама в интересах прав человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»
Хоанг Хунг Хай (Вьетнам)
70 ЛЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ ВЬЕТНАМА В ИНТЕРЕСАХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Автор раскрывает содержание процесса государственных политических и юридических решений, направленных на улучшение прав человека и гражданина во Вьетнаме. На протяжении 70 лет, по мере неуклонного укрепления страны, родились Конституции 1946, 1959, 1980, 1992 и, наконец, 2013 гг. Автор подчеркивает важнейшее значение в истории страны первой демократической Конституции 1946 г., прогрессивной даже по отношению к конституциям ряда европейских стран, как определившей равенство мужчин и женщин. В ходе конституционного строительства права человека и гражданина постоянно расширялись, и в настоящее время Конституция Вьетнама в достаточной мере соответствует международным конституционным стандартам и вместе с тем отвечает национальной самобытности Вьетнама.
Ключевые слова: конституция, Хо Ши Мин, демократия, права человека и гражданина, международное право.
The author reveals the contents of the process of public policy and legal decisions aimed at improving human and civil rights in Vietnam. For 70 years, as the steady strengthening of the country, the Constitution was born in 1946, 1959, 1980, 1992 and finally 2013. It stresses the importance in the history of the country’s first democratic Constitution of 1946 progressive even in relation to the constitutions of a number of Eu-
ropean countries, as defined by the equality of men and women. During the construction of the constitutional human and civil rights is constantly expanding, and now Vietnam’s Constitution adequately complies with international constitutional standards and at the same time meets the national identity of Vietnam.
Keywords: The Constitution, Ho Chi Minh, democracy, human and civil rights, international law.
В 1945 г. родилась Демократическая Республика Вьетнам (ныне — Социалистическая Республика Вьетнам — СРВ). На протяжении 70 лет государственного строительства и развития страны все политические и юридические решения были направлены на все большее обеспечение прав человека и гражданина. Вместе с неуклонным укреплением страны поочередно рождались Конституции Вьетнама 1946, 1959, 1980, 1992 и, наконец, 2013 гг. В процессе создания Конституций права человека и гражданина всегда были одним из ключевых статей этих документов, они непрерывно укреплялись, повышались, расширялись и развивались как количественно, так и в содержательном отношении.
1. Первые шаги в области прав человека и гражданина в истории конституционного строительства во Вьетнаме
Сразу же после победы Августовской революции, на первом заседании правительства президент Хо Ши Мин поставил неотложную задачу: «Прежде нами управляла абсолютная монархия, и при колониализме также не было недостатка в абсолютизме, поэтому наша страна не имеет Конституции. Наш народ не пользуется демократическими свободами. Мы должны иметь демократическую Кон-ституцию»1. Год спустя, в 1946 г., родилась первая Конституция Вьетнама на основе провозглашенных в ее Преамбуле трех принципов, а именно: всенародного единства, обеспечения демократических свобод и осуществления сильной и мудрой народной власти.
Глава о правах и обязанностях граждан была помещена в тексте Конституции на втором месте (ст. 4—16) после гл. I, определяющей политический строй. Эта ее позиция отражает место и важность
прав человека и гражданина в основном Законе государства. Тем не менее, само название главы ставит обязанности выше прав. Возможно, это объяснялось историческими ограничениями и исключительно трудной обстановкой первых дней только что созданной народной власти, которая с первых дней вынуждена была противостоять враждебным силам. Конституция 1946 г. впервые в истории провозгласила и закрепила основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права граждан Вьетнама. «Определяющее преимущество Конституции 1946 г. состояло в том, что она появилась на свет в первый же год народной власти, которая должна была сосредоточить усилия на решении внутренних проблем, противостоянии бесчисленным внешним угрозам, и, тем не менее, уделила огромное внимание основным гражданским правам, начав закладывать особые традиции конституционного строительства Вьетнама»2.
Конституция 1946 г. имела ряд очень прогрессивных положений, в частности, ст. 15 гласила: «Во всех местных школах малые народы имеют право обучаться на родных языках». Статья 12 подчеркивала: «Право частной собственности граждан Вьетнама гарантируется». В то же время в последующих Конституциях некоторые права уже отсуствовали. Так, например, ст. 30 определяла: «Парламент проводит открытые заседания, на которых могут присутствовать представители общественности». Установление прав граждан Вьетнама на свободное перемещение внутри страны и на выезд за рубеж было записано в ст. 10 Конституции 1946 г., но не было внесено в Конституции 1959 и 1980 гг.
Хотя Конституция 1946 г. — первая Конституция Вьетнама, которая родилась почти 70 лет назад, но «она явилась образцовой Конституцией, определившей все самые основные права человека: равенство мужчин и женщин, национальное равенство, свободу вероисповедания. В некоторых развитых европейских странах в то время равенства мужчин и женщин не было и в помине, а в нашей стране оно уже существовало, и женщина имела право участвовать в выбо-рах»3. «Можно сказать, что, родившись в исключительно трудной обстановке, Конституция 1946 г. торжественно зафиксировала за-
воеванные народом права человека в качестве ключевого демократического положения Основного закона страны»4.
Хотя Конституция 1946 г. родилась в исключительно сложной обстановке, она означала развитие и утверждение высоких ценностей — прав человека и гражданина в истории вьетнамского народа в целом и в истории конституций в частности. «Положения Конституции 1946 г. явились прочным фундаментом для конституционного строительства нашей страны, которое было продолжено Конституциями 1959, 1980, 1992 гг. Конституция 1946 г. имела прогрессивное содержание, она отвечала особым условиям нашей страны и явилась также первой демократической конституцией в Юго-Восточной Азии, отразившей исторические, политические, юридические ценности в духе высокого гуманизма, она достойно отвечала чаяниям народа в деле защиты независимости и всенародной сплоченности»5.
2. Новый шаг в развитии гражданских прав в Конституциях 1959, 1980, 1992 гг.
В Конституции 1959 г.: После полного освобождения Севера, когда Юг продолжал народно-демократическую революцию, а ситуация в стране вступила в новый этап развития, 18 декабря 1959 г. Национальное собрание 1-го созыва на 11-й сессии приняло Конституцию Демократической Республики Вьетнам 1959 г. Глава III Конституции определила «Основные права и обязанности граждан» в статьях начиная с 22 по 42. Таким образом, по сравнению с Конституцией 1946 г. количество гражданских прав возросло. Прежде всего, необходимо констатировать, что название этой главы ясно отразило новое понимание партией и государством прав человека и прав гражданина, а именно — права гражданина были поставлены впереди его обязанностей.
В развитие основных прав и обязанностей, зафиксированных в Конституции 1946 г., Конституция 1959 г. была дополнена рядом новых прав граждан. К примеру, правом женщин на равную заработную плату с мужчиной, на отдых до и после родов с сохранеиием
заработной платы; правом на демонстрации, правом на неприкосновенность жизни, правом не подвергнуться аресту без решения Народного суда или санкции Народной прокуратуры, правом на жилище, правом апелляций, правом судебных исков, правом на отдых, на свободные научные исследования, литературное и художественное творчество, осуществление культурной деятельности.
В Конституции 1980 г.: После освобождения Юга, когда началось строительство социализма в масштабах всей страны, на 7-й сессии Национального собрания 11-raI созыва была принята Конституция Социалистической Республики Вьетнам 1980 г. В ней «Основные права и обязанности граждан» определены статьями, начиная с 53 по 81 в гл. V. В развитие основных прав граждан, сформулированных в предыдущих конституциях, Конституция 1980 г. была дополнена рядом новых статей: правом участия в управлении государством и обществом, правом на социальное страхование, правом на жилище, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, правом на заботу для тех, кто имеет революционные заслуги, правом на льготы для инвалидов войны и семей павших бойцов. Параллельно с установлением права неприкосновенности жизни, права защиты жизни, имущества, чести и достоинства Конституция запретила любые формы принуждения и телесных наказаний (ст. 69, 70). Предшествующие Конституции включали перечень таких основных гражданских прав, которые автоматически пролонгировались. Однако Конституциия 1980 г., прежде чем пролонгировать такие статьи, подтвердила: «Государство гарантирует все права граждан» (ст. 54), что отразило главенствующую миссию и роль государства в обеспечении и развитии прав человека и гражданина.
Конституция 1980 г. родилась и действовала в условиях, когда Вьетнам сохранял централизованную, бюрократическую, дотационную экономику, основанную на ряде положений, не соответствовавших переходу к социалистической рыночной экономике. В частности, ст. 62 гласила: «Граждане имеют право на жилье. Государство расширяет жилищное строительство, одновременно поощряет и способствует коллективам и гражданам в строительстве жилищ, согласно общему плану, в целях реализации данного права. Распределение государством жилищных площадей должно быть справедли-
вым и рациональным», а ст. 61 указывала: «Государство осуществляет режим бесплатного медицинского обследования и лечения».
В Конституции 1992 г.: гл. V Конституции 1980 г. содержала 29 определений прав и обязанностей граждан. В Конституции 1992 г. — 34 таких статей (с 49 по 82). Таким образом, по сравнению с предыдущими, Конституция 1992 г. явилась существенным развитием определений прав человека и гражданина. Все предшествующие Конституции Вьетнама содержали определения гражданских прав, однако они все же не использовали термина «права человека». В 1992 г. впервые в истории конституционного строительства Вьетнама термин «права человека» был официально записан в ст. 50 Конституции: «В Социалистической Республике Вьетнам политические, гражданские, экономические, культурные и социальные права человека уважаются, что отражено в гражданском праве и установлено в Конституции и в законодательстве». Хотя данное определение стало шагом вперед в процессе конституализации прав человека во Вьетнаме, однако оно все же имело ряд определенных ограничений, как чисто технических, так и по содержанию прав.
Права человека, записанные в Конституции, защищают всех граждан, включая тех, кто нарушил закон. Впервые в конституционной истории Вьетнама в Конституцию было записано основное содержание принципа презумпции невиновности: «Никто не может быть признан виновным и подвергнуться наказанию без имеющего законную силу приговора суда».
Незаконно задержанный, арестованный, привлеченный по суду, подвергнутый судебному разбирательству имеет право на компенсацию материального ущерба и восстановление достоинства. Представитель власти, допустивший нарушения закона при задержании, аресте, привлечении к суду, судебному разбирательству другого лица, должен быть строго наказан (ст. 72). Это определение также ясно выразило дух ответственности Вьетнама в гуманном исполнении международных обязательств в области обеспечения прав человека, установленных п. 5 ст. 9 Международной конвенции по гражданским и политическим правам: «Любой человек, ставший жертвой незаконного задержания или ареста, имеет право на ком-пенсацию»6.
Кроме определения «граждане имеют право участвовать в управлении государством и обществом», Конституция была дополнена правом «участвовать в обсуждении общих проблем всей страны» (ст. 53). Права человека и гражданина в области экономики были расширены положениями о рыночной экономике (ст. 15—17 Конституции 1992 г.). В нее в 2001 г. было внесено следующее дополнение: «Организации и частные субъекты, относящиеся к различным хозяйственным укладам, могут развивать производство и бизнес в отраслях, не запрещенных законом; вместе длительное время развиваться, сотрудничать равноправно и на конкурентной основе в соответствии с законом». Можно сказать, что впервые в истории конституционного строительства нашего государства в Конституции было записано весьма важное положение, отражающее новые подходы нашей партии и государства к экономическому управлению, а именно — «в отраслях, не запрещенных законом, организации и частные лица, относящиеся к различным хозяйственным укладам, также могут участвовать в производстве и бизнесе»7.
Кроме определения прав детей в целом, Конституция 1992 г. более конкретно зафиксировала права талантливых детей, детей с физическими недостатками, детей, живущих в трудных условиях (ст. 59). Это определение, с одной стороны, расширило и повысило права детей, с другой — повысило отвественность и обязанности государства, общества, организаций и лиц в деле защиты, воспитания и образования детей.
Конституция 1992 г. явилась первой конституцией, зафиксировавшей право на открытия и изобретения, технические рационализаторские предложения, одновременно ясно определив: «Государство защищает авторские права и права на промышленную собственность» (ст. 60).
По сравнению с Конституциями 1959, 1980 гг. Конституция 1992 г. была дополнена правом граждан Вьетнама на выезд за рубеж и возвращение на родину. Наряду с провозглашением права на свободу вероисповедания, как во всех прежних конституциях, Конституция 1992 г. дополнительно подчеркнула: «Традиционные места верований и религий охраняются законом». Таким образом, право на свободу вероисповедания не только получило уважение, но также
были созданы условия для практического осуществления духовной жизни на конституционной основе.
Все предшествующие Конституции лишь провозглашали защиту прав вьетнамских эмигрантов, тогда как Конституция 1992 г. зафиксировала: «Вьетнамцы, постоянно живущие за рубежом, являются частью национального сообщества Вьетнама. Государство поощряет и создает условия, чтобы вьетнамцы, постоянно живущие за рубежом, сохраняли вьетнамскую культурную национальную самобытность, сохраняли тесные связи с семьями и своей малой родиной, вносили вклад в строительство своей малой родины и всей страны» (ст. 75).
Конституция 1992 г. дополнительно зафиксировала новое право, в сравнении с предыдущими, — право на получение информации и подтвердила, что оно является основополагающим правом граждан (ст. 69). «Конституция 1980 г. и Конституция 1992 г. разделены всего 12 годами — не столь долгим временем по сравнению с обычной жизнью Конституции, однако во Вьетнаме это был период, когда происходили системные изменения революционного характера, что наложило выразительную печать на содержание Конституции, в особенности что касается установления гражданских прав в целом, а также положения о равенстве мужчин и женщин»8.
3. Обеспечение и развитие прав человека в Конституции 2013 г.
В целом, все статьи Конституции 2013 г., начиная с Преамбулы и статей о политическом, экономическом, культурном, общественном, научном, технологическом, экологическом развитии, и вплоть до статей об организации и деятельности государственного аппарата, обращаются к человеку, правам человека и гражданина. Уважение, повышение роли прав человека должно выражаться в конкретной деятельности государства, а именно: «Государство обеспечивает и развивает право народа быть хозяином; признает, уважает, защищает и обеспечивает права человека и гражданина» (ст. 3). Глава о правах человека и гражданина в Конституции 1992 г. является гла-
вой 5, тогда как в Конституции 2013 г. эта глава помещена гораздо выше — номером 2 под названием «Права человека, основные права и обязанности гражданина». Это не просто механический перенос, это изменение отражает внимание к данному вопросу, важность прав человека и гражданина, утвержденных в Конституции.
Как сказано выше, политический строй — это политико-правовой фундамент для реализации прав человека, что закреплено в первой главе Конституции. Во второй главе определены права человека и гражданина, которым не противоречат все последующие определения. Статья первая второй главы гласит, что «в Социалистической Республике Вьетнам политические, гражданские, экономические, культурные, социальные права человека, права гражданина признаются, уважаются, защищаются и обеспечиваются Конституцией и законом». Конституция 1992 г. фиксировала уважение прав человека лишь в ст. 50. Очевидно, что данное определение еще не отвечало международным критериям прав человека. Преодолевая этот недостаток, Конституция 2013 г. определила ответственность и обязанности государства в деле уважения, защиты и обеспечения прав человека. Также в этой статье Конституция устанавливает, что права человека и гражданина «признаются» как естественные. Первоочередной обязанностью демократического государства является признание фундаментальных прав человека. Создание конституционных основ является обязанностью государства по обеспечению прав человека, что установлено Международной конвенцией о гражданских и политических правах и Международной конвенцией об экономических, социальных и культурных правах, участником которых является Вьетнам. Параграф 2 ст. 14 устанавливает: «Права человека, права гражданина могут быть ограничены в случае необходимости лишь законом по причинам, связанным с национальной обороной, государственной безопасностью, общественным порядком и безопасностью, с общественной моралью, здоровьем общества». «Это — основные принципы, направленные на повышение ответственности государства в отношении прав человека и гражданина; на предотвращение их неоправданного сокращения и ограничения, произвольного обращения с ними со стороны государственных органов и
9
служащих» .
Конституция 2013 г. дополнена некоторыми новыми правами и одновременно более четко формулирует содержание прав, в частности, права на жизнь, культурных прав, права определения национальности, использования родного языка, выбора языка общения, права не быть выдворенным и переданным другой стране, права на частную жизнь, права на личные и семейные тайны, права на социальное обеспечение, на жизнь в здоровой окружающей среде, права личной собственности и т. д. Конкретизация содержания прав и дополнение новыми правами ставят перед нами задачу безотлагательно строить заново или исправлять, основательно дополнять большое число юридических документов с тем, чтобы эти права могли быть реализованы в жизненной практике.
Например, некоторые законы надо строить заново — это Закон о референдумах, Закон о демонстрациях, Закон об обществах, Закон об ограничении прав человека, прав гражданина, Закон о свободе информации… Ряд законов требует изменений и дополнений: Уголовный кодекс, Кодекс о судебном разбирательстве уголовных дел, Гражданский кодекс, Закон о печати, Закон об издательской деятельности.
Все предшествующие Конституции в основном акцентировали внимание на правах осужденных и подсудимых, тогда как права других субъектов не были четко определены. На этот раз, в Конститу-циии 2013 г. (параграф 7 ст. 103) подчеркнуто, что: «Право на оправдание осужденных и подсудимых, право на защиту законных интересов истца гарантируются».
Конституция 2013 г. продолжила повышать права человека, права гражданина, опираясь на решимость все лучше и лучше обеспечивать эти права, сделав это ведущей, всепроникающей идеей в процессе исправлений, дополнений и строительства Конституции10.
Наряду с преемственностью и дополнительным внесением новых прав человека, Конституция 2013 г. также ясно определила ответственность и обязанности законодательных, судебно-исполнительных органов и органов юстиции в деле уважения, защиты и развития прав человека во Вьетнаме в целях осуществления международных обязательств, содержащихся в международных конвенциях по правам человека, участником которых является Вьетнам. Соот-
ветственно все органы в государственном аппарате должны действовать в целях осуществления высшего конституционного принципа, согласно которому «народ является хозяином Социалистической Республики Вьетнам» (параграф 2, ст. 2 Конституции 2013 г.).
Конституция 2013 г. четко определила обязанности Национального собрания в отношении международных соглашений по правам человека в вопросах ратификации, принятия или прекращения действия в параграфе 14 ст. 70. Конституция 2013 г. впервые сформулировала задачу правительства: «Защищать права и интересы государства и общества, права человека, права гражданина» (параграф 6, ст. 96). И далее, задача правительства — «отвечать требованиям, обеспечивать права, свободы и законные интересы граждан»11.
Конституция также более четко определила главную роль и миссию Суда по защите справедливости и прав человека: «Народный суд осуществляет задачу по защите справедливости, защите прав человека, прав гражданина, по защите социалистического строя, интересов государства, законных прав и интересов организаций и отдельных лиц» (параграф 3, ст. 102). Таким образом, по сравнению с предшествующими конституциями и в отличие от других органов государственной власти, первоочередной задачей Суда, согласно Конституции 2013 г., является защита справедливости и прав человека, поскольку, «если Суд не станет местом осуществления справедливого правосудия, конституционные определения прав человека превратятся в формальную декларацию, не имеющую реальной силы»12. «Суд является местом, куда сознательно приходят все люди, все граждане в поисках истины, в поисках правды. Когда твои права и интересы нарушены или, в случае конфликта, человек приходит в Суд в поисках справедливости. Поэтому можно сказать, согласно Конституции 2013 г., что Суд является символом справедливости и
13
выполняет задачу по защите справедливости» .
Осуществляя правосудие, защиту справедливости, Суд не только выполняет задачу по защите прав и интересов подсудимых, но, что важно, должен надежно защищать все стороны, имеющие отношение к процессу. Для обеспечения выполнения роли и задачи Суда Конституция 2013 г. подчеркивает: «Судья и заседатели ведут рассмотрение дела и выносят приговор независимо, руководствуясь
лишь законом; запрещается учреждениям, организациям и частным лицам вмешиваться в судебное разбирательство, осуществляемое судьей и заседателями». «Урегулирование правонарушения или конфликта в целях справедливости и защиты прав человека возможно лишь на основе исполнения судопроизводства, когда независимое судебное разбирательство гарантировано»14. Наряду с этим, Конституция зафиксировала следующее новое положение в деятельности Суда: «Принцип судебной тяжбы гарантируется».
Строительство и совершенствование Конституции и закона в интересах прав человека является важной задачей партии, государства и вьетнамского народа. С рождением Конституции 2013 г. мы продолжаем всемерно бороться за то, чтобы определения прав человека, прав гражданина реализовывались в практической жизни Вьетнама, а также искренне выполнялись международные обязательства по обеспечению и развитию прав человека в рамках международного сообщества.
Все Конституции Вьетнама в целом отражают процесс и знаменуют этапы развития вьетнамской революции, а также, в частности, укрепляют и расширяют права человека, права гражданина. «По форме, структуре, также как и по своему содержанию, характеру, по существу, положения о правах граждан, определенные Конституциями Вьетнама, в достаточной мере отразили черты или близки к ним в плане современных представлений о гражданских правах, распространенных в современном мире, в то же время сохраняя и развивая элементы своеобразия, национальную самобытность, с общей ориентацией на гармонизацию законов Вьетнама и международных конвенций по правам человека»15.
Примечания
1 Ho Chi Minh. Toan tap : [Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений]. Nxb. Chinh tri quoc gia, Ha Noi, 2009. T. 4. Tr. 8.
2
Nguyen Dinh Loc. Hien phap Viet Nam va quyen con nguai // Hien phap, phap luat va quyen con nguai-kinh nghiem Viet Nam va Thuy Bien : [Нгуен Динь Лок. Конституция Вьетнама и права человека // Конституция, законы и права человека — опыт Вьетнама и Швеции]. Ханой, 2001. С. 101.
3 ‘ ’
Hoang Gia Minh. Nhan 66 nam Quoc hoi thong qua Hien phap 1946: Cong trinh
lap hien doc dao, tien bo : [Хоанг Зя Минь. 66-летие принятия Национальным собранием Конституции 1946 г: Создание оригинальной, прогрессивной Конституции]. URL: http://duthaoonline.quochoi.vn/DuThao/Lists/TT_TINLAPPHAP/View _Detail.aspx?ItemID=900 (15.10.2015).
4 f ,
Hoang Van Hao. Hien phap Viet Nam va van de quyen con nguoi, quyen cong dan // Hien phap, phap luat va quyen con nguoi-kinh nghiem Viet Nam va Thuy Dien : [Хоанг Ван Хао. Конституция Вьетнама и проблемы прав человека, прав гражданина // Конституция, законы и права человека — опыт Вьетнама и Швеции]. Ханой, 2001. С. 150.
5 Hoang Gia Minh. Nhan 66 nam Quoc hoi thong qua Hien phap 1946: Cong trinh lap hien doc dao, tien bo): [Хоанг Зя Минь, 66-летие принятия Национальным собранием Конституции 1946 г: Создание оригинальной, прогрессивной Конституции]. URL: http://duthaoonline.quochoi.vn/DuThao/Lists/TT_TINLAPPHAP/View _Detail.aspx?ItemID=900, tra cuu ngay (15.10.2015).
6 Trung tam Nghien cuu quyen con nguoi. Cac van kien quoc te co ban ve quyen con nguoi: [Центр исследований прав человека. Основные международные документы по правам человека]. Ha Noi, 2002. Tr. 254.
7 , ,
Nguyen Van An. Phat huy dan chu, tang cuong phap che xa hoi chu nghia, tiep tuc cai cach to chuc va hoat dong cua Nha nuoc theo Nghi quyet sua doi, bo sung mot so dieu cua Hien phap nam 1992 : [Нгуен Ван Ан. Развитие демократии, усиление социалистической законности, продолжение реформ по организации и государственной деятельности согласно Резолюциям об исправлениях и дополнениях ряда статей Конституции 1992 г.] // Nhan dan. № 17014. 18/2/2002. Tr. 7.
Nguyen Tinh Loc. Hien phap Viet Nam… Op. cit. Tr. 106.
9 Nguyen Sinh Hung. Hien phap sua doi la bao chinh tri — phap ly vung chac de toan Dang, toan dan va toan quan ta dong long vung buoc tien len trong thoi ky moi // Hien phap nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam — nen tang chinh tri, phap ly cho cong cuoc doi moi toan dien dat nuoc trong thoi ky moi: [Нгуен Шинь Хунг. Исправления в Конституции являются надежным политико-юридическим велением, чтобы вся наша Партия, весь наш народ, вся наша армия единодушно и уверенно вступили в новую эпоху // Конституция Социалистической Республики Вьетнам — политическая и юридическая основа дела всестороннего обновления государства в новую эпоху]. Ha Noi, 2014. Tr. 19.
10 Hoang Hung Hai. Bao dam quyen con nguoi-tu tuong chu dao cua Hien phap nam 2013 : [Хоанг Хунг Хай. Обеспечение прав человека — это ведущая идея Конституции 2013] //Ly luan chinh tri. № 6. Ha Noi, 2014. Tr. 40.
11 Pham Hong Thai. Lam гб nhung quy dinh cua Hien phap ve vi tri, vai tro phap ly cua Chinh phu // Hien phap nuac Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam — nen tang chinh tri, phap ly cho cong cuoc doi mai toan dien dat nuac trong thai ky mai : [Фам Хонг Тхай. Уточнение некоторых положений Конституции о юридическом положении и роли правительства // Конституция Социалистической Республики Вьетнам — политическая и юридическая основа дела всестороннего обновления государства в новую эпоху]. Ha Noi, 2014. Tr. 307.
12
Nguyen Dang Dung. Toa an thuc hien quyen tu phap, bao ve cong ly : [Нгуен Данг Зунг. Осуществление Судом правосудия и защиты справедливости]. URL: http://www.nclp.org.vn/nha_nuoc_va_phap_luat/toa-an-thuc-hien-quyen-tu-phap-b ao-ve-cong-ly
13 Tran Van Do. Hien phap nam 2013 va yeu cau sua doi Luat To chuc Toa an nhan dan // Hien phap nuac Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam — nen tang chinh tri, phap ly cho cong cuoc doi mai toan dien dat nuac trong thai ky mai: [Чан Ван До. Конституция 2013 г. и необходимость изменения Закона о Народном суде // Конституция Социалистической Республики Вьетнам — политическая и юридическая основа дела всестороннего обновления государства в новую эпоху]. Ha Noi, 2014, Tr. 369.
14 Tran Xuan Thai. Co che bao ve quyen con nguai bang toa an : [Динь Тхе Хынг, Чан Суан Тхай. Судебная система защиты прав человека]. URL: http://www.vusta. vn/vi/news/Trao-doi/Co-che-bao-ve-quyen-con-nguoi-bang-toa-an-40694.html
15 Nguyen Dinh Loc. Hien phap Viet Nam va quyen con nguai // Hien phap, phap luat va quyen con nguai-kinh nghiem Viet Nam va Thuy Dien : [Нгуен Динь Лок. Конституция Вьетнама и права человека // Конституция, законы и права человека — опыт Вьетнама и Швеции]. Ханой, 2001. С. 108.
Туры во Вьетнам, отдых во Вьетнаме, виза во Вьетнам
все страны
Полное название: Социалистическая Республика Вьетнам
Столица: Ханой
Политический строй Однопартийная унитарная социалистическая республика
Площадь: 331,2 тыс.кв.км.
Государственный язык: Вьетнамский
Население: 90,5 млн.чел.
Религия: Атеисты, последователи местных культов
Разница с Минском во времени: Опережает на 4 часа
Телефонный код: +84
Денежная единица: Вьетнамский донг
Виза: Нужна, октрывается в Минске
Стоимость «типового» ужина: 10-15 дол.США
Аренда авто в сутки: 20-30 дол.США
Что мы знаем о Вьетнаме? Ещё несколько лет назад эта страна была Террой инкогнито, забытой и путешественниками, и путеводителями. Но в последнее время Вьетнам стал развиваться и предлагать замечательные идеи для отдыха.
Вьетнам — великолепная страна, экзотическое побережье которой составляет 3500 км ласкового и кристального Южно-Китайского моря. Эта страна привлекает туристов со всего мира отелями с уютнейшими и комфортабельными номерами, сказочной красоты пляжами, омываемыми чистейшими водами Южно-Китайского моря, и, что немаловажно, качественным сервисом. Столица же — Ханой, сохранив дух древности и загадочное великолепие восточного города, превратилась в современный мегаполис.
Климат Вьетнама, несмотря на то, что средняя температура меняется лишь в пределах +22…+27 °C, делится на две зоны: северную и южную. В северной части страны четыре времени года — достаточно краткосрочная зима, яркая, нежная весна, жаркое, засушливое лето и спокойная осень. В горных регионах температура может понизится до +13…+19 °C. Южная часть Вьетнама имеет лишь два сезона — засушливый и дождливый. Однако, несмотря на свое название, дождливый сезон не длится круглые сутки. Днем погода очень благоприятная, а вот дожди чаще всего идут вечером или ночью. Так что сезон дождей – это не повод для беспокойства — отдыхать во Вьетнаме можно в любое время года!
Говоря о Вьетнаме, нельзя не отметить великолепное место не только для интереснейших подводных погружений, доставляющих настоящее удовольствие, но и просто для созерцания великолепия нетронутой природы— залив Халонг — национальный парк, внесённый ЮНЕСКО в список всемирного наследия за свои красивейшие пейзажи. Воды залива омывают около 3 000! островов и островков причудливых очертаний, в которых можно даже различить очертания животных. Поэтому не стоит удивляться и названиям островов: «остров петуха», «остров слона», «остров обезьяны», и т.д. Эти острова радуют богатством животного мира и буйством экзотической растительности: шустрые ящерицы, смешные обезьянки, разноцветные птицы, яркие цветы. Берега Халонга скалисты, есть даже сталактитовые и сталагмитовые пещеры и загадочные гроты, которые можно рассмотреть и исследовать самостоятельно, прогулявшись на настоящем каноэ, выполненном в традиционном вьетнамском стиле.
Побережье с заманчивыми действенно чистыми, нетронутыми белоснежными пляжами, покрытыми золотистым песком, тянется вдоль всей страны от неописуемого по красоте залива Халонг до южного курортного города Фаньета. Оно по праву считается самым экологически чистым на планете. Это настоящий Эдем и удивительное место для профессиональных дайверов и просто любителей подводного плавания: морская вода Южно-Китайского моря настолько прозрачна и кристальна, что на несколько метров в глубину просматриваются разноцветные коралловые рифы, неповторимые по красоте, удивительные раковины (а если повезет, и с настоящим ценным жемчугом!), забавные крабы и масса экзотических стаек рыб. Все эти подводные обитатели оставляют неизгладимые, ярчайшие впечатления и массу положительных эмоций, и сюда желаешь возвратиться вновь и вновь! При этом очень приятный для туристов факт, что стоимость занятий дайвингом и проката необходимого для погружений снаряжения во Вьетнаме достаточно низкая.
Для высококлассного пляжного отдыха отлично подходят побережья Нячанга, Хойана и Дананга. Эти курортные города особо популярны из-за своей удалённости от мегаполисов и сказочных видов, открывающих туристу древние пагоды, старинные храмы и культурные памятники. Список достоинств этих мест достаточно велик: разнообразие флоры, вкуснейшие блюда национальной кухни, гостеприимность местных жителей, качественный сервис и уютные отели. Без сомнения, здесь масса развлечений на любой вкус: аква-аттракционы, водный спорт, полёты над морем на воздушном шаре, великолепны змеиные рестораны, велорикши, традиционные представления с использованием водяных кукол, танцевальные шоу.
Далат и Сапа – горные курорты Вьетнама. Они известны своими оздоровительными тёплыми минеральными источниками (от +37 до +80 °C) и полезнейшими грязевыми ваннами, позволяющими не только укрепить здоровье, но и избавиться от недугов. Медицинское обслуживание здесь на высочайшем уровне, лечение подбирается тщательно и в сочетании с чистейшим воздухом гор дает отличный эффект!
Итак, мы знаем, что Вьетнам — это удивительное государство, многостороннее, загадочное и невероятно красивое. Это страна, которой удается сочетать высокое качество туристических услуг с приятно низкими ценами. Вы будете удивлены дешевизне сувениров из серебра, дерева редких пород, традиционной керамики, качественной одежде. Традиционные сувениры можно приобрести почти в каждом городе с раннего утра до позднего вечера.
Яркие впечатления, масса положительных эмоций и красочных фото, приветливое население, ценнейшее культурно-исторические наследие, чудеснейшие пляжи и великолепная природа — это Ваш незабываемый отдых во Вьетнаме!
наверхКОНСТИТУЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | Посольство Социалистической Республики Вьетнам в США
КОНСТИТУЦИЯ
Действующая Конституция была принята Национальным собранием 13-го созыва в 2013 году. Конституция 2013 года является основополагающим правовым документом высшей правовой юрисдикции, закрепляющим основные взгляды Коммунистической партии Вьетнама на экономические и политические реформы, социалистические цели, социалистическую демократию и граждан. ‘свобода человека.В Конституции четко указано, что государственная власть находится в руках народа. Государство принадлежит людям, людям и людям. Государство обеспечивает и постоянно продвигает право народа на господство во всех областях и проводит политику равенства, единства и взаимопомощи между этническими группами. Народ использует государственную власть через Национальное собрание и народные советы. Эти агентства избираются людьми, представляющими их волю и устремления.
Конституция наделяет всех граждан (как мужчин, так и женщин) равными правами во всех политических, экономических, культурных и социальных областях, а также в семейных делах, право на свободу вероисповедания и религии, право следовать или не следовать любому религия, право на свободу передвижения и проживания во Вьетнаме, право выезжать за границу и возвращаться домой в соответствии с законодательством и т. д.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Социалистическая Республика Вьетнам — правовое государство. Политическая система была создана с момента рождения Демократической Республики Вьетнам и включает следующее:
Коммунистическая партия Вьетнама — авангард вьетнамского рабочего класса, трудящихся и всей нации; Верный представитель интересов рабочего класса, трудящихся и всего народа.
Люди в политической системе: Как творец истории, люди составляют решающую силу в процессе социальной эволюции и составляют нынешнюю политическую систему Вьетнама. Все полномочия принадлежат народу, и их полномочия осуществляются через государство. Государство регулирует общество законами под руководством Коммунистической партии Вьетнама.
Государство Социалистическая Республика Вьетнам является центральной организацией и опорой политической системы, которая реализует волю и силу народа, действует от имени народа и несет ответственность перед народом за управление всей деятельностью государства. общественной жизни и во внутренних и внешних делах.
Национальное собрание — высший представительный орган народа; высший орган государственной власти Социалистической Республики Вьетнам; Национальное собрание выполняет три основные функции: издавать законы, принимать решения по важным национальным вопросам, осуществлять высший надзор за всей деятельностью государства.
Президент государства — глава государства, избираемый Национальной ассамблеей из числа своих депутатов для представления Социалистической Республики Вьетнам во внутренних и внешних делах.Президент наделен двенадцатью полномочиями, предусмотренными Конституцией, из которых наиболее важными являются провозглашение обнародования Конституции, законов и постановлений, руководство общенародными вооруженными силами и вступление в должность Председателя Совета национальной обороны и безопасности, а также вынесение рекомендаций. в Национальное собрание: избрание, смещение или увольнение вице-президента, премьер-министра, председателя Верховного народного суда и главы народной прокуратуры.
Правительство является высшим органом государственного управления Социалистической Республики Вьетнам.Правительство имеет тот же срок полномочий, что и Национальное собрание. Правительство управляет осуществлением государственных дел в областях политики, экономики, культуры, общества, национальной обороны и безопасности и международных отношений; обеспечивает эффективность государственного аппарата от центрального до низового; обеспечивает соблюдение и исполнение Конституции и законов; и гарантирует устойчивость и улучшение материальной и духовной жизни людей. Правительство состоит из премьер-министра, который в соответствии с Конституцией является депутатом Национального собрания, заместителей премьер-министра, министров и других членов.
Народные суды: Верховный народный суд, местные народные суды, военные трибуналы и другие трибуналы, учрежденные законом, являются судебными органами Социалистической Республики Вьетнам. При особых обстоятельствах Национальное собрание может принять решение о создании Специального трибунала. Во время судебного разбирательства жюри равноправно и независимо от судей и подчиняется только закону. Судебные процессы проводятся публично, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Решения народных судов принимаются коллективно и принимаются большинством голосов.Верховный народный суд — высший судебный орган Социалистической Республики Вьетнам. Он контролирует и направляет судебную работу местных народных судов, военных трибуналов, специальных трибуналов и других трибуналов, если иное не предусмотрено Национальным собранием при учреждении таких трибуналов
Народная прокуратура: Верховная народная прокуратура наблюдает за исполнением закона министерствами, органами министерского уровня, другими государственными учреждениями, местной администрацией, хозяйствующими субъектами, массовыми организациями, народными военными органами и гражданами.Он реализует право на судебное преследование, обеспечивает серьезное и единообразное исполнение закона. Местная народная прокуратура и военная прокуратура следят за исполнением закона и пользуются правом на судебное преследование в соответствии с законом.
Социально-политические организации и народные ассоциации: это организации, представляющие интересы различных социальных сообществ, участвующих в политической системе, со своими собственными принципами, целями и особенностями.В настоящее время во Вьетнаме действуют крупные общественно-политические организации, такие как Вьетнамский фронт Отечества, Вьетнамский профсоюз, Союз вьетнамских женщин, Коммунистический союз молодежи Хо Ши Мина, Ассоциация ветеранов и другие профессиональные организации.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
