Прага адрес собор святого вита: Собор святого Вита в Праге – жемчужина готической архитектуры

история, описание, архитектура, фото, как добраться

Прага богата историческими памятниками и шедеврами архитектуры. Яркий пример — Пражский град. Это целый комплекс зданий и храмов, располагающихся вокруг 3-х дворов. Доминирующим объектом комплекса является собор Святого Вита — духовный символ чешского государства.

Собор считается второй по популярности достопримечательностью Праги после Карлова моста. Ежегодно 1,5 миллиона туристов приезжают в Чехию полюбоваться этим грандиозным сооружением. Его по праву называют жемчужиной европейской готики. Это самый большой и самый главный собор чешской столицы, здесь расположена резиденция архиепископства страны. Его стены за время своего существования обросли легендами и богатой многовековой историей.

Содержание

  1. История возведения, этапы строительства
  2. Каменная ротонда
  3. Святой Вацлав
  4. Святой Вит
  5. Святой Войтех
  6. Трехнефная базилика
  7. Этапы строительства кафедрального собора
  8. 1344—1419 гг.
  9. Гуситские войны и великий пожар 1541 г.
  10. 1556—1561 гг.
  11. 1873—1929 гг.
  12. Архитектура и внутреннее убранство
  13. Южный фасад
  14. Западный фасад
  15. Интерьеры собора, часовня Святого Вацлава и капеллы
  16. Часовня Святого Вацлава
  17. Главный алтарь
  18. Королевская крипта
  19. Капеллы
  20. Положение собора в современной Праге
  21. Месторасположение и советы посетителям
  22. Обзорное видео

История возведения, этапы строительства

Официальное название звучит так: Кафедральный собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха. В народе оно не столь популярно, но двое других имен из названия сыграли немалую роль в становлении христианства в Чехии, и если детально изучить историю, можно узнать много интересных фактов. Этот знаменитый готический собор в Праге является третьим храмом, возведенным на одном и том же месте. Его предшественниками были: небольшая ротонда и трехнефная базилика.

Каменная ротонда

В X в. во главе страны был князь, который считался самым почитаемым правителем Чехии не только в средние века, но и является таковым до сих пор. Это покровитель чешских князей — Вацлав. А почему он стал святым, и какое отношение имеет к собору, возведенному в XIV в., расскажут исторические хроники.

Святой Вацлав

Во времена правления Вацлава в стране проходило становление христианства, шла активная борьба с язычеством. Князь, родившийся в христианской семье, сыграл в этой борьбе ключевую роль. В 929 г. он был благословлен саксонским императором Генрихом I Птицеловом, который передал ему священную реликвию — мощи (часть руки) юного сицилийского великомученика Святого Вита. В том же году по распоряжению Вацлава была возведена небольшая каменная ротонда в самой высокой точке крепости.Ее назвали именем этого христианского святого. Здесь проводились службы на латинском и славянском языках.

Вацлав погиб в 935 г. в результате заговора против него родного брата. В дальнейшем народ причислил великого князя к лику святых, как погибшего за свою веру. Его похоронили в возведенной им ротонде.

Святой Вит

Святой Вит — юный праведник, который жил в III в. По легенде, мальчик обладал великим даром исцеления. Однажды он помог изгнать беса сыну римского императора Диоклетиана, но попал в немилость, отказавшись молиться римским языческим богам. По приказу правителя он был брошен в котел с кипящим маслом.

В XIV в. его именем стали называть удивительное, широко распространенное в средневековой Европе явление — беспорядочные и неконтролируемые импульсивные движения, напоминающие безумные танцы. Люди, которые начинали «танцевать», не могли самостоятельно остановиться: некоторые падали в изнеможении с искалеченными телами, некоторые погибали. В те времена «танцевальному безумию» приписывали демоническое происхождение, и нарекли его «пляской Святого Вита». А уже в современной медицине подобные симптомы объединили в редкое наследственное заболевание, которое имеет формальное название болезнь хорея или Гентингтона.

В католической церкви день памяти святого — 15 июня. В средние века считалось, что если сплясать в этот день около его памятника, будешь здравствовать целый год. Святой Вит почитается не только в католичестве, но и в православии как небесный патрон актеров, танцоров и студентов. Его заступничество помогает при сильных бурях, ударах молнии, эпилепсии и ревматической хорее. Еще его называют покровителем проспавших.

Святой Войтех

Еще одно имя из названия готического собора в Праге — Святой Войтех (Адальберт Пражский). Этот человек был вторым епископом в стране. Строгое христианское воспитание сделало его ревностным служителем церкви и жестким бескомпромиссным критиком нравов чешского общества тех времен. Он упрекал вельмож за многоженство, злоупотребление алкоголем, работорговлю. Это привело к конфликту с правителем, и Войтеху пришлось покинуть Чехию.

Впоследствии он вновь возвращался на родину и снова покидал. В последние годы жизни Войтех совершал миссионерское паломничество в Пруссию. Его проповеди вызвали большое недовольство у язычников, и вскоре епископ погиб в результате нападения. Тело перевезли в Польшу в город Гензно и там похоронили. Спустя два года его имя канонизировали. В 1039 г. чешский князь Бржестислав I совершил поход на Польшу, в результате которого останки возвратили на родину и перезахоронили в ротонде Святого Вита.

Трехнефная базилика

В 1060 г. во время правления Спытигнева II в Праге была основана епархия. И чтобы вместить всех верующих, на месте маленькой ротонды князь начал строительство более просторной базилики. Ее размеры составляли 70 м в длину и 35 м в ширину. Базилика служила как коронационный костел и место погребения княжеской семьи. Она стала главным храмом страны, и получила название от трех святых, чьи останки в ней покоились — Вита, Вацлава и Войтеха.

Этапы строительства кафедрального собора

В 1344 г. началось третье и самое грандиозное строительство на том же самом месте. Его заказчиком стал король Карл IV. Поводом для возведения храма послужило разрешение Папы Римского на создание в городе архиепископства, а также цель короля сделать Прагу самым красивым городом Европы. Но строительтво затянулось очень надолго, вплоть до XX в.

Историки выделяют три основных этапа строительства:

  1. 1344—1419 гг.
  2. 1556—1561 гг.
  3. 1873—1929 гг.

Каждый из них примечателен отдельными достижениями и известными именами.
Рассмотрим поэтапные исторические хроники за период 1344—1929 гг.

Многовековое строительство не было беспрерывным. Работать над архитектурным проектом мешали войны, нехватка средств, стихийные бедствия, природные катаклизмы. Но, несмотря на все это, настал день, когда собор предстал во всем своем великолепии, в том облике, который мы наблюдаем в настоящее время.

1344—1419 гг.

Первым архитектором проекта стал француз Матиас из Арраса, который руководил строительством восемь лет. Он создал проект, заложил фундамент, но успел построить только основание стен. После его смерти на смену пришел молодой немецкий зодчий Петер Парлерж. Более сорока лет он трудился над возведением храма. Изначально Парлерж следовал чертежам своего предшественника, но затем внес свои элементы, которые позволили создать уникальный, не имеющий аналогов монумент. Стиль Парлержа называют поздней готикой. И, пожалуй, его фамилия стала самой известной из всех работавших над проектом. Карл IV поддерживал и одобрял идеи своего архитектора.

Интересный исторический факт: для Парлержа была построена огромная мастерская (размеры и расположение соответствуют Градчанской площади), в которой трудились лучшие каменщики, художники и скульпторы.

Парлержем были спроектированы такие элементы собора как Золотые ворота, башня-колокольня, алтарь, часовня Святого Вацлава, внутренние своды. Завершали работу архитектора его сыновья, но в 1419 г. строительство остановилось более, чем на сто лет.

Гуситские войны и великий пожар 1541 г.

Пятнадцать лет маленькой Чехии пришлось воевать почти со всей Европой. Все началось с публичного сожжения пражского проповедника Яна Гуса. Он был искренним и набожным человеком. На его проповеди собиралось до 3-х тысяч слушателей. Он обличал и яростно критиковал безобразия в католической церкви того времени. Его последователи в дальнейшем и вели эти самые Гуситские войны. За все это кровопролитное время было совершено пять крестовых походов, и погибла половина населения страны.

Серьезный ущерб Пражскому граду нанес пожар 1541 г. Была уничтожена большая часть левобережной Праги, серьезно пострадали собор и его убранство.

1556—1561 гг.

В этот короткий период восстановлением и дальнейшим строительством занимались два архитектора: Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они известны тем, что добавили в архитектуру собора элементы барочного и ренессансного стиля, достроили южную башню и установили на ней часовой механизм, отлили новые колокола (старые были уничтожены пожаром). На этом работы закончились из-за нехватки финансирования.

В дальнейшем серьезный урон внешнему облику и внутреннему убранству нанесли такие события:

  • восстание сословий;
  • артиллерийский обстрел Прусской армией;
  • удар молнии в купол южной башни.
1873—1929 гг.

В конце XIX в. снова заговорили о строительстве собора. Несколько лет ушло на ремонт и восстановительные работы, которыми руководил Йозеф Краннер. Он удалил барочные элементы, которые не вписывались в архитектуру и нарушали общий гармоничный вид здания. Краннера сменил Йозеф Моцкер. Архитектор продолжил работу в неоготическом стиле, а также использовал сохранившиеся чертежи Парлержа. На его счету завершение западного фасада. Последним руководителем проекта стал Камил Гильберт. Бытуют разные мнения по поводу заслуг Гильберта, но в целом проведенная им работа считается вполне успешной, ведь именно ему удалось закончить шестивековую стройку и гармонизировать старания своих предшественников, чтобы все элементы собора являли собой единое целое.

Архитектура и внутреннее убранство

Благодаря своим впечатляющим размерам, собор виден практически из любой точки Праги.

Цифры говорят сами за себя:

  • длина продольного нефа — 124 м;
  • длина поперечного нефа — 60 м;
  • высота свода — 33 м;
  • высота южной башни-колокольни — 96,5 м;
  • высота западных башен-близнецов — 82 м;
  • ширина западного фасада — 38 м;
  • диаметр окна-розы — 10,4 м.

Фасады здания украшают ажурная каменная резьба, мозаичное панно, каменные устрашающие горгульи, многочисленные рельефы и статуи, оригинальные часовые механизмы, изящная кованая решетка. Рассмотрим отдельно южный и западный фасады, а также внутренний интерьер собора.

Южный фасад

Доминирующими элементами южного фасада являются:

  1. Башня-колокольня. Самая высокая башня с панорамной площадкой на высоте 56 м. На ней можно увидеть два часовых механизма: верхний показывает часы, нижний — минуты. Чуть ниже, на уровне второго яруса расположена красивая позолоченная решетка, за которой находятся колокола. Самый большой из них (весом 16 тонн) называют «Зигмундом». Этот колокол звонит по самым важным государственным праздникам или событиям. Вокруг него сложено немало легенд.
  2. Золотые ворота. Они служили парадным входом, которым пользовались королевские семьи и высшее духовенство во время торжественных мероприятий (коронации, свадьбы, праздничные мессы). Портал украшен большим мозаичным панно из позолоченного венецианского стекла на тему Страшного суда, представляет собой тройную арку в готическом силе.

Западный фасад

Нижний ярус собора на западной стороне формируют центральный и два боковых портала.

На их бронзовых дверях можно увидеть рельефные исторические сцены:

  • на средней — из строительства собора;
  • на правой — из жизни Вацлава;
  • на левой — из жизни Войтеха.

По центру второго яруса расположено знаменитое окно-роза, характерное для готических храмов. Витраж для этого окна составлялся известным чешским модернистом Альфонсом Мухой. Сюжет картины на тему сотворения мира.

По бокам от окна две 80-ти метровые башни-близнецы.

Водостоки по всему периметру фасада оформлены в виде животных, птиц и мифических существ (горгульи). В средневековье было распространено мнение, что они отпугивают злых духов.

Интерьеры собора, часовня Святого Вацлава и капеллы

Интерьеры храма, аналогично фасаду, представляют собой торжество готики и не уступают по красоте внешнему облику. Внутреннее пространство разделено на три нефа огромными колоннами, которые поддерживают высокие крестообразные своды. По всему периметру помещения расположены семнадцать капелл. Обращают на себя внимание алтарь, мраморный монумент Мавзолея Габсбургов, часовня Святого Вацлава. Из капеллы Святого креста можно спуститься в подземный королевский склеп. Там же можно обнаружить остатки базилики и ротонды.

Часовня Святого Вацлава

Сокровищницей готического искусства и самым священным местом в соборе называют капеллу Святого Вацлава. Здесь покоятся останки канонизированного князя. В этой капелле молились члены королевской семьи и проходили самые важные церковные службы.

В художественном плане это самая красивая капелла. Нижний ярус оформлен фресками с полудрагоценными камнями, изображающими библейские сцены. Верхний ярус украшен живописными картинами, сюжет которых составляют сцены из жизни Вацлава. В центре дальней стены расположена скульптура князя в боевых доспехах. Небольшая дубовая дверь о семи замках в одной из стен часовни ведет в Коронную палату, где находятся королевские коронационные регалии. Самая ценная из них, святыня всех монархов чешского государства — корона Святого Вацлава времен Карла IV. Известен факт, что во время своей коронации король приложил ее сначала к черепу Вацлава, обозначая его вечным правителем Чехии. Также существует легенда об этой короне: тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Такой случай произошел во время Второй мировой войны. Государственные сокровища постоянно находятся за закрытой дверью. Для всеобщего обозрения их выставляют только в исключительных случаях.

Закрыт и доступ в часовню. Полюбоваться на ее убранство можно лишь через открытые дверные проемы.

Главный алтарь

Алтарь расположен в восточной части храма. Он был спроектирован в XIX в. Йозефом Краннером. В центаральной части хора над алтарем можно увидеть скульптурную галерею основателей и строителей объекта, среди них Карл IV и Петер Парлерж. Подобная галерея — уникальное явление для европейских храмов. Некоторые приравнивают его к богохульству, ведь размещать бюсты и скульптуры светских лиц в церкви недопустимо.

По центру алтаря расположен ковчег в готическом стиле. Над ним возвышается балдахин с остроконечным завершением. Его боковые части оформлены в виде тройных аркад. В каждой из шести арок помещены небольшие домики с изображением покровителей чешских земель. По центру балдахина — распятие Христа с эмблемой пражской архиепархии.

Перед алтарем находится Мавзолей Габсбургов, оформленный большим белым мраморным надгробием с рельефным изображением короля Фердинанда I, его супруги Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II в окружении семи ангелов и статуи воскресшего Иисуса. Все трое здесь и похоронены. Мавзолей огорожен изящной кованой решеткой в ренессансном стиле.

Королевская крипта

Под Мавзолеем Габсбургов есть два подземных помещения с захоронениями 16 королевских персон. Самые известные среди них: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II. Вход в королевскую крипту открывается из капеллы Святого Креста.

Капеллы

В католической церкви капеллы — это храмовые помещения или молельные комнаты, предназначенные для частных богослужений. Они посвящены какому-либо церковному празднику, святому или почитаемой иконе.

В соборе Свяого Вита насчитывают семнадцать капелл:

  1. Святой Анежки.
  2. Шварценбергская.
  3. Новая архиепископская.
  4. Гильберта.
  5. Святого Сигизмунда.
  6. Святой Анны.
  7. Старая архиепископская.
  8. Иоанна крестителя.
  9. Девы Марии.
  10. Святых мощей.
  11. Яна Непомуцкого.
  12. Святой Марии Магдалены.
  13. Святого креста.
  14. Святого Андрея.
  15. Тунская.
  16. Гроба Господня.
  17. Святой Людмилы.

Капеллы использовались для молитв представителями знатных семей. За эту почетную возможность пражской знатью организовывалось обустройство капеллы, приглашались художники и скульпторы, размещались мощи святых и другие священные реликвии. Здесь также можно увидеть и надгробия известных чешских деятелей. Например, в капелле Святой Марии Магдалены покоятся останки Парлержа и Матиаса. Примечательно также надгробие главного викария Пражского архиепископства Яна Непомуцкго, сделанное из двух тонн серебра.

Положение собора в современной Праге

Величественный и грандиозный, восхитительный и таинственный собор Святого Вита в Пражском граде с момента заложения первого камня стал не только центром духовной жизни чехов, но и одним из самых ярких символов всей страны. В храме до сих пор проходят богослужения и католические обедни. В это время вход для туристов закрыт. В остальные часы осмотреть собор может любой желающий.

Месторасположение и советы посетителям

Есть несколько правил для посещающих:

  • запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся людям;
  • запрещается громко разговаривать;
  • запрещается трогать руками стены и предметы интерьера;
  • запрещается входить с едой и напитками;
  • мужчинам запрещается входить в головных уборах;
  • разрешается фотографировать без использования вспышки и штативов.

Чтобы не полностью осмотреть достопримечательность, лучше заранее узнать рабочие часы.

В настоящее время режим посещения разделен на два сезона:

  • зимний (ноябрь—март), часы работы 9:00-16:00, в воскресенье 12:00-16:00;
  • летний (апрель—октябрь), часы работы 9:00-17:00, в воскресенье 12:00-17:00.

Найти собор в Пражском граде несложно благодаря его значительным размерам. Вход на территорию располагается в третьем дворе комплекса. Добраться можно от станции метро «Malostranska» на трамвае с маршрутом №22, 23, 41, или пешком (примерно 900 м). Остановка «Prazsky hrad». Адрес пишется так: III nadvori 48/2, Praha I.

Обзорное видео

Как следует из всего вышесказанного, богатую историю имеет не только сам собор, но и каждая его деталь. Недаром вокруг стен величественного монумента сложилось столько ярких легенд и преданий. Изучать можно долго и увлеченно, и каждый раз находить что-то новое. А лучше приехать в Прагу и увидеть его собственными глазами. Небольшое обзорное видео самое лучшее тому доказательство. 

Пражский Град. Кафедральный собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха

Собор Святого Вита (более известное и полное название —  Кафедральный Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха) – один из красивейших храмов готики в Европе, имея в высоту практически 100 м, прекрасно виден даже с противоположных берегов речки Влтавы. Он является уникальным памятником  и гордостью Чехии, известным всему миру своим неповторимым готическим стилем, расположен в центре III двора в Пражском Граде.

Для справки. Общую высоту костела определяют по самой высокой точке, таковой считается южная башня – ее общая высота 96,5 м. с наличием своей смотровой площадки.

Несмотря на то, что собор является образцом готического стиля, часть элементов – к примеру, западные башни относят к неоготике.

Много столетий подряд в соборе проводились коронации, свадьбы и крестины чешских королей, здесь же расположена усыпальница монархов Богемии и архиепископов и других значимых персон Праги. Помимо этого, костел является хранилищем для множества регалий и различных ценных предметов власти государства, начиная со времен Средневековья.

Содержание

  1. Страницы истории
  2. Характерные черты готической архитектуры
  3. Западный и южный фасады, Золотые ворота
  4. Южная башня с колоколами
  5. Внутреннее пространство собора
  6. Капелла Св. Вацлава
  7. Надгробие Яна Непомуцкого
  8. Полезная информация
  9. Адрес Собора Св. Вита:
  10. График работы смотровой площадки
  11. Цены на билеты 2022
  12. Рекомендации туристам

Страницы истории

У этого величественного сооружения нет аналогов в мире не только по архитектуре готики, но и по истории возведения.

Строительство костела продолжалось в течение длительного периода, который занял практически нескольких столетий.

Начальный этап пришелся на 1344 год, а окончательный вариант собор приобрел лишь к началу 20 века.  Место для строительства собора было определено не случайно.

Изначально на этом месте князем Вацлавом в 925 г. был построен храм ротонда имени Св. Вита для проведения в нем коронации монархов, хранения семейных реликвий и сокровищ, со временем, здесь же планировалось и появление усыпальницы для монаршей семьи.

Для справки. Святой Ва́цлав — патрон и князь Чехии (924—935/936), который относиться к роду Пржемысловичей, причислен к лику святых, почитаемый и православными, и католиками.

Но помимо этого, князь преследовал еще и цель приобщить народ к христианству, которое очень сложно приживалось. Храм был возведен на месте бывшего капища языческого божества войны Святовита, который был в большом почете у местного населения. Таким образом, хитрость князя Вацлава заключалась в том, чтили Святовита – станут поклоняться и Святому Виту.

Для справки. Вит – период жизни 290-303 – простой юноша, достоверных сведений о жизни которого не сохранилось. По существующей легенде, находясь в Риме, юноша изгнал из знатного горожанина бесов. Однако, когда Вит не захотел почитать римских богов, его подвергли казни.

В ротонде Святого Вита также был похоронен и князь Вацлав, который был убит в 935 году, уже через пару лет, его канонизировали, и он стал первым глубоко чтимым святым Чехии. В 1060-1096 годах ротонду немного переделали и превратили ее в базилику и посвятили ее помимо уже названных Святых Вацлава и Вита, новое строение посвятили еще и Святому Войтеху.

Для справки. Святой Войтех – годы жизни 955-997, II епископ Праги, прославившийся своим усердным служением Церкви и имевший огромное уважение не только в Чехии, но и в Польше, Германии и Венгрии.

За не одно столетие при возведении собора в его облике и строительстве не преминули оставить след достаточно много известных архитекторов – Камилла Гилберт, Йосеф Моцкер, Бенедикт Рейт и множество других.

Специалисты по истории подразделяют легендарное возведение данного собора на несколько этапов.

I этап: Период с 1344 по 1419 гг. Побудителями продолжения строительства собора являлся монарх Чехии Карл IV, а также архиепископ Эрнест. Первоначально планировалось продолжить его изначальное назначение, то есть, как семейный склеп, место для коронации и крещения членов монарших семей, а также место хранения для королевских сокровищ. Но данная инициатива была приостановлена из-за войны Гуситов.

II этап: Период с 1490 по 1510 гг. Король Чехии Ягеллон Владислав хотел продолжить строительство, для чего пригласил известного в те времена архитектора Бенедикта Рейт, но процесс пришлось остановить из-за хронического недофинансирования.

III этап: Период с 1556 по 1593 гг. Очередные попытки возобновления строительства костела Св. Вита, которые добавили в общую архитектуру сооружения элементы барокко.

IV этап: Период с 1844 по 1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер и Ворцлав Песина подготовили программу завершения строительства ранее уже возведенных частей здания. Йозеф Краннер в период с 1861 по 1866 гг. ремонтные работы и сумел не только восстановить интерьер, но и избавился от привнесенных элементов барокко. После его смерти заканчивать реконструкцию собора пришлось архитектору Йосефу Мокеру. Таким образом, строительство знаменитого собора, которое длилось около 600 лет, благополучно завершилось в 1929 году.

По окончанию строительства собор действительно оказался великолепнейшим творением с причудливыми рельефами и грандиозными формами, множеством скульптур и богатым внутренним убранством.

Характерные черты готической архитектуры

Легендарному кафедральному собору Чехии свойственны все черты классического готического стиля архитектуры. От множества остальных готических строений, его отличают внушительные размеры и некоторые другие особенности:

-длина главного корабля или нефа – вытянутого помещения, составляет 124 м;

-длина поперечного корабля – 60 м;

-вышина южной башни – почти 97 м;

-вышина каменных башен в стиле неоготики – 82 м;

-высота внутреннего купола – 33 м;

-круглое окошко в виде венецианки – 10 м.

Три основных входа собора декорированы каменными и бронзовыми рельефами и статуями. Уникальный декор – химеры и горгульи, некие демоны в Средних веках, которые способны отпугивать злых духов и защищать от них, технически же оказываются водостоками. Увидеть и оценить все масштабы этого величественного сооружения получится только издалека, ведь сама площадь настолько плотно заставлена строениями, что просто нет возможности охватить всю территорию целиком и получить полную достоверную картину о самом соборе.

Полезно. Если вы первый раз будете посещать собор Св. Вита, постарайтесь подойти к нему со стороны основного входа в Пражский град. Храм откроется перед вашими глазами неожиданно, поражая своим величием и мощью.

Постарайтесь не спешить попасть внутрь, желательно обойти собор вокруг. Образные фасады смотрятся как кружева из камня, в которые как бы вплелись цветы, ветки и листья.

Западный и южный фасады, Золотые ворота

В настоящее время, внутрь храма можно войти через любой из трех порталов, которые расположены на западной стороне. Двери на центральном входе Бронзовые двери центрального входа покрыты рельефными картинами на тему строительства этого легендарного сооружения, а боковые ворота повествуют о славных делах Святого Войтеха и о жизни князя Вацлава.

Над центральным входом размещено витражное окно-розетта, диаметром около 10 метров, в котором демонстрируются различные сюжеты о создании мира. По сторонам от розетты размещены парные высокие башни.

С юга расположен парадный вход, которые используется только в торжественных случаях и носит название Золотые ворота. Назвали их так потому, что над аркой собрана уникальная мозаика из стекляшек, покрытых золотом и цветной смальты. Чтобы создать такую мозаику, мастерами было изготовлено более 1 000 000 маленьких плиточек 33 разных цветовых оттенков.

Центр картины из мозаики занимает Иисус Христос, проводящий Страшный суд, и умоляющие о милости защитники земли чешской. Справа от картины – те, кто спасся, а слева – безбожники, место которым в аду.

Нельзя обойти своим вниманием необычное ограждение перед входом в Золотые ворота. На решетке ограды размещены двенадцать картин, изображающих разные промыслы для каждого из знаков зодиака. Данное ограждение вполне реально можно назвать уникальным, так как Церковь никогда не поддерживала астрологию.

Южная башня с колоколами

Южный фасад костела славится своей колокольной башней высотой около 97 метров, венцом такого творения является трехметровый шпиль с ярким чешским львом, сияющим на солнце.

Второй ярус башни отдан под колокола, укрытые грациозными позолоченными решетками. Самый большой и невероятно тяжелый колокол Чехии, составляющий около 14-16 тонн и высотой около 2 метров, носит имя «Зигмунд» или по-другому «Сигизмунд», который звонит только по большим праздникам или невероятно значимым событиям. Соратниками по старине и значимости можно назвать следующие колокола – «Вацлав», весом 4500 кг, кроме того, «Иоанн Креститель» весом 3500 кг.

Полезно. Если посетить экскурсию в воскресенье в 9:45 или 11:59, то можно услышать завораживающий звон колоколов, который именно в это время разносится над Пражским Градом, заставляя замирать от восторга.

Там же, только немного выше расположены уникальные часы, созданные в 1597 году. Часы имеют два циферблата, которые размещены друг над другом – верхний циферблат информирует о часах, нижний, показывает минуты.

Также на южной колокольне устроена смотровая площадка на расстоянии в 56 метров от земли, к ней ведет винтовая лестница на 300 ступенек – ориентировочно, это высота 3 девятиэтажных домов – и, она достаточно длинная и узкая. Смотровая площадка открывает шикарнейшие панорамные виды не только Пражского Града, но и всей Праги с ее аккуратными домиками с красной черепицей.

Полезно. Учтите, что лучшим днем для экскурсии в кафедральный собор имени Святого Вита будет солнечный денек, ведь в непогоду на башню не допускают посетителей.

Внутреннее пространство собора

Огромное внимание в костеле приковывают необычной красоты разноцветные витражи. В Средневековье бытовало мнение, что свет в соборе должен быть необыкновенным, практически неземным. Когда солнце попадает на витражи – собор внутри как бы светится изнутри радужными красками. как будто загорается радужными цветами. Над витражами трудились не один десяток художников Чехии, среди которых был именитый Альфонс Муха.

Геометрически храм изнутри повторяет форму огромного, около 124 метров на 60 латинского креста. В восточной части собора размещен главный алтарь. В его основе — престол, украшенный маленькими аккуратными скульптурными портретами пророков Ветхого Завета.

Спереди алтаря, за решеткой, расположен саркофаг из белого мрамора, который создал скульптор Молин в 1589 г. На крышке саркофага которого вырезаны портреты Фердинанда I, Максимилиана II и Анны Ягеллонской. Это лишь небольшая часть усыпальницы, ведь основное количество склепов расположено в полуподземном помещении или так называемой крипте, у которой есть еще одно название «нижняя церковь».

Вниз в нижнюю церковь идут ступеньки, которые обустроены возле капеллы Св. Креста. В крипте размещены 16 склепов, среди именитых захороненных здесь персон можно назвать Карла IV и его жену, Рудольфа II и Вацлава IV.

Капелла Св. Вацлава

Непосредственно над криптой, соорудили один из лучших шедевров готической архитектуры, часовню. Стены капища расписаны чудесными красочными фресками, на которых изображены Библейские сцены, декорированные золотом. Мозаика из 1345 самоцветов, в которые вошли сердолик, яшма, агат, халцедон и аметист, размещенная над святилищем является олицетворением небесного Иерусалима.

По правую руку часовни размещен склеп Святого Вацлава, по центру находится его статуя в боевом облачении.

Надгробие Яна Непомуцкого

Усыпальница Св. Яна Непомуцкого расположен возле алтаря, но замечательно виден от входа. Этот уникальный шедевр барочного искусства создал венский мастер Фишер фон Эрлах, для чего использовал 2 тонны чистейшего серебра. Напротив, выстроена его капелла.

Полезно. В каменном сооружении внушительных размеров всегда очень холодно, несмотря на то, что на улице будет очень жаркая погода, поэтому позаботьтесь, направляясь на экскурсию, о теплой одежде.

Также в соборе Св. Вита размещен орган и даются концерты музыки соборного органа, который известен как лучший в Европе. Концерты обычно устраиваются по определенному расписанию в основном, в выходные и праздничные дни.

Кроме этого, при соборе есть серьезная библиотека, заслуживающая внимания.

Адрес Собора Св. Вита:

III. Nadvori 48/2, Pražský hrad 119 01 Praha 1, Чехия.

График работы смотровой площадки

В летний период, начиная с 1 апреля по 31 октября:

-с понедельника по субботу (включительно), часы посещения 9:00-17:00;

-в воскресный день, часы посещения 12:00-17:00.

В зимнее время, с 1 ноября по 31 марта:

-с понедельника по субботу (включительно), часы посещения 9:00-16:00;

-в воскресный день, часы посещения 12:00-16:00.

Доступ на смотровую площадку башни начинается и заканчивается часом позже основного графика.

Важно учитывать, позже, чем за 20 минут до закрытия, войти будет невозможно.

Кафедральный собор открыт для посещения все дни недели.

Цены на билеты 2022

Собор бесплатно можно осмотреть снаружи и попасть в ближайшую от входа зону. Увидеть внутреннее убранство храма, рассмотреть его более детально, можно купив билеты на специальные экскурсии в Пражский Град.

-по кругу В — 250 чешских крон;

-по кругу А— 350 чешских крон

Экскурсия в южную башню с посещением смотровой площадки обойдется в 150 чешских крон.

Для посещения специальной экскурсионной экспозиции по сокровищницам собора с заходом в картинную галерею Пражского Града понадобится покупка отдельного билета по цене в 250 чешских крон.

Билеты будут действовать два дня, соответственно в день покупки и на следующий. Возврату билеты не подлежат.

Собор действующий, поэтому святыня недоступна для посетителей в период проведения религиозных служб, которые обычно проводятся в будние дни и субботу в 7 часов утра, также по пятницам дополнительно в 18 часов вечера, а в воскресенье – в утренние часы — 8. 30 и 10.00.

Любые изменения в работе храма или времени проведения служб в праздничные дни можно отследить на официальном сайте — https://www.katedralasvatehovita.cz/en.

Рекомендации туристам

Так как храм является действующим, то на его территории необходимо придерживаться определенных правил.

  • Фотографии делать позволено, но желательно избегать использования штатива и вспышки.
  • Предпочтительна классическая тенденция в одежде – мужчинам, брюки и рубашка с длинным рукавом, женщинам – платье или юбка с блузкой, длина ниже колена. Мужчины должны быть без головного убора, в отличие от женщин.
  • Запрещено громко разговаривать, курить, есть и пить, а также общаться по телефону и трогать инвентарь.

Если придерживаться наших советов, то посещение уникального собора будет не только интересным, но и комфортным для вас.

39 Просмотры

Пражский Собор Святого Вита — Livingprague.

com

Если вы читали сообщение о Легенда о Святом Вите , то мы подошли к 925 году и Вацлаву, герцогу Богемии (позже известному как Добрый король Вацлав) подарил реликвию (кости) святого Вита от Генриха Первого, короля Германии (если вы думаете, что это было мило с его стороны, то просто обратите внимание, что 4 года спустя Генрих вторгся в Богемию и заставил Вацлава платить дань).

Прага Собор св. Вита, вид с третьего двора

ST Витус к настоящему времени почитается по всей Европе от Франции до Балкан и уже является покровителем защиты от эпилепсии, бурь и нападений животных, хотя почему эти два последних связаны с ним, я не знаю. И почему Вацлав так интересовался Святым Витом, покровителем нападений животных? Помните, что это 10 век. Страшно, что это могло быть просто имя, потому что по-чешски оно произносится как «Святый Вит», и в то время просто существовал языческий бог войны по имени Свантовит (см.0004 Славянская эпопея Часть вторая ). В любом случае, это были мощи официального святого.


Ротонда и костел

Пражскому Граду исполнилось бы около 150 лет в 925 году, когда князь Вацлав начал строительство ротонды , построенной в современном 3-м дворе, который должен был располагаться с южной стороны нынешнего Пражского собора Святого Вита. Это место упокоения мощей святого Витта.

Как развивался Собор Святого Вита в Праге на протяжении вековДва предыдущих здания на месте нынешнего Собора Святого Вита в Праге и соответствующие размеры

Примерно в 1060 году и после смерти Вацлава сайт получает обновление, когда Прага становится епископством. Затем Ротонда была поглощена церковью, часть которой до сих пор можно увидеть на южной стороне собора Святого Вита. На первом изображении выше вы можете увидеть первоначальный план расположения Ротонды (черным цветом), как церковь затем поглотила Ротонду (красный цвет) и, наконец, как собор поглотил все (синий цвет). На втором изображении выше показаны и Ротонда, и церковь, а также высота церкви по отношению к современному пражскому собору Святого Вита. Как видите, он не слишком отличается от того, что мы имеем сейчас, только меньше и без высокой башни с южной стороны.


Собор св. Вита в Праге

В 1344 году все снова изменилось, когда Прага была признана архиепископством и представлена ​​кардиналом в Ватикане. Великим празднованием этого стал план построить то, что вы видите сегодня, площадью почти 7500 квадратных метров, и построить это как задачу 4 поколений (120 лет), хотя это заняло немного больше времени, чем ожидалось, примерно на 400 лет больше.

Три этапа строительства собора Святого Вита в Праге

На рисунке выше я примерно разделил собор Святого Вита на три этапа. Самый старый находится сзади, его начал Матиас Аррасский в 1344 году, но он смог построить только задний неф, старую ризницу и часовни до своей смерти в 1360 году. Затем Петр Парлер и его сыновья берут на себя отделку нефа на востоке, самые важные часовни и Высокая башня, до 1420 года, когда начинается гуситская война. Затем почти все останавливается, пока собор не повреждается большим пожаром 1541 года и снова не восстанавливается. Планировка восточного нефа была изменена, чтобы учесть могилу Яна Непомука, канонизированного в 1727 году. Пражский собор Святого Вита снова был поврежден во время войны с пруссаками в 1757 году.0004 Затем в 1840 году открывается фонд реставрации и завершения собора Святого Вита, и деньги собираются для завершения первоначальных планов трансепта, остальной части нефа и западного входа. В этот момент архитекторы Йозеф Мокер, Камиль Гильберт и Йозеф Краннер завершили работу (забавный факт: Матиас Аррасский и Петр Парлер оба похоронены в соборе Святого Вита).


Вход в Прагу Собор св. Вита

Третий двор Пражского Града с входом в Собор св. Вита с левой или «западной» стороны

Чтобы как следует осмотреть Собор Святого Вита, вам нужно будет купить билет в историческое здание трассы A или трассы B. Поверьте мне на слово, если вы хотите, чтобы собор стоил ваших денег, стоит взять напрокат аудиогид на несколько часов. Но это не мешает вам зайти внутрь. Хотя они ограничат количество людей в соборе Святого Вита, когда вы войдете внутрь, вы обнаружите, что находитесь в своего рода приемной с потрясающим видом на неф и окнами со свинцовым освещением в западной части.



Вам не нужен билет, чтобы увидеть интерьер пражского Собора Святого Вита, вам нужен билет, чтобы пройти дальше.

Посмотрите пост Prague Castle Tours , чтобы узнать, что доступно на различных билетах. Вам НЕ нужен билет, чтобы попасть в собор, но он вам понадобится, если вы хотите исследовать его. Слева вы найдете автоматические ворота со считывателями QR-кода. Предъявите свой билет и отправляйтесь исследовать пражский собор Святого Вита по часовой стрелке. Моя любимая первая остановка — это третье от конца окно со свинцовой подсветкой «Банк Славия» работы Альфонса Мухи, установленное в 1929. Это последовало за предыдущим годом, когда он (и его спонсор) представил чехам Slave Epic , но графика в этом окне более религиозна (на фото позже в этом посте).

Королевская гробница в Пражском соборе Святого Вита

Слева есть несколько часовен, и когда вы доберетесь до центра церкви, слева от вас будет орган, но вы можете даже не увидеть его, потому что ваши глаза будут подняты между Готика упирается в сердце нефа (его высота 33,2 метра), особенно если светит солнце.

Перечень и расположение названий часовен в пражском соборе св. Вита

На рисунке выше показана планировка пражского собора св. Вита сегодня, включая названия часовен. Что мне нравится в этом конкретном графическом изображении, так это то, что оно связывает название часовни с семьей, которая использовала его, т. е. часовня Святой Анны использовалась семьей Ностик, часовня Магдалины принадлежала семье Вальдштейн, саксонская часовня принадлежала семье Штернбергов. и т.д.

Могила Яна Непомука в Пражском соборе св. Вита

За органом находится ризница, затем часовни снова начинаются в дальнем конце и продолжаются вправо. «Гробница» святого Витта находится прямо в конце нефа напротив Троицкой/Императорской часовни, но помните, он не похоронен здесь. Тогда он станет очень узким из-за дополнительного орнамента в дальнем правом углу для поклонения Яну Непомуку (на фото выше). Это выглядит как запоздалая мысль, потому что она была добавлена ​​в 1727 году и дополнительно украшена в течение следующих 50 лет, но помните, что этот конец собора Святого Вита был разработан для старших членов королевской семьи, поэтому его присутствие здесь является признаком его важности, даже если не королевский.

Королевская молельня находится вверху справа на этой фотографии.

После того, как вы прошли Яна Непомука, ваш взгляд, естественно, будет прикован к дальнему концу собора. Если вы теперь посмотрите налево, вы увидите нависающую Королевскую молельню, которая была построена специально для того, чтобы королевская семья могла в тишине и покое молиться над королевской гробницей.


Часовня Святого Вацлава

Прага Собор Святого Вита Часовня Святого Вита

После Молельни вы попадете в Трансепт Праги Собор Святого Вита, затем часовня Святого Вацлава находится слева от вас, рядом со стеклянными дверями , который вел бы к входу с южной стороны. Несколько особенных вещей здесь включают в себя настоящие мощи Вацлава, герцога Богемии, который был возведен в ранг короля посмертно, а затем стал чешским святым покровителем. На изображенном ранее плане этажа вы увидите, что часовня Святого Вацлава расположена прямо на земле, на которой находилась его первоначальная Ротонда Святого Вита. Наконец, этот зал открывается для публики в среднем каждые 8 ​​лет, если проводится выставка драгоценностей чешской короны, одна из которых является рукой Святого Вита.


На пути к выходу

Покидая часовню Святого Вацлава, не забудьте пройтись до центра собора Святого Вита, чтобы сделать потрясающие фотографии. Посмотрите на восток, чтобы увидеть Королевскую гробницу, хор и короткую часть нефа. Посмотрите на запад, чтобы увидеть большую часть нефа и окно-розу над западным входом. Наконец, еще несколько часовен слева с очень ярким свинцовым светом на солнце.

Если есть что-то, что вы хотите посмотреть и вернуться, сделайте это сейчас , потому что, как только вы пересекли веревки, вы вышли из зоны с билетами, и вам нужно будет заплатить еще раз, если вы хотите вернуться позже (ваш билет действителен только для одного входа).


Последние изменения

Прага Собор св. Вита был официально освящен в 1929 году в завершенном виде. Датой освящения было выбрано 1000-летие со дня смерти св. Вацлава. В 1931 году в Капелле Новых Архиепископов было установлено окно, созданное Альфонсом Мухой и оплаченное Банком Славия (Banka Slavie), в котором были показаны сцены из жизни СВ Кирилл и СВ Мефодий .

Пражский собор св. Вита Окно Альфонса Мухи

В знак признания реликвий в пражском соборе св. Вита в 1997 году он был официально переименован в собор св. Вита, св. Адальберта и св. Вацлава, хотя все до сих пор называют его св. .

The Solid Silver ST Adalbert

В зоне, которую я называю свободной для входа, если смотреть прямо вперед, есть серебряная фигура. Это С.Т. Адальберт (чехи называют его С.В. Войтех), второй епископ Праги, погибший мученической смертью от прусских язычников. На этом месте его всегда удостаивали сначала мраморной моделью, а затем мотивом фальшпола. Текущая версия отлита из 320 кг серебра и установлена ​​в 2018 году.


Вы также можете прочитать

Legend of ST Vitus

Old Royal Palace

Golden Lane

ST WENSELAS Vineyard в Prague Castle

Собор св. Вита — Прага

Уже более 600 лет крыши Пражского Града возвышаются над башнями собора св. Вита. Кафедральный собор, чье первоначальное название Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта, является самым большим и самым важным храмом в Чешской Республике. Это резиденция архиепископа Праги и место, где захоронены святые, короли, князья и императоры Богемии. До 1836 года здесь проходили коронации королей Богемии. Это один из лучших образцов готической архитектуры.

Западная сторона

Когда вы идете от II двора к III двору, первое, что вы замечаете, это впечатляющая западная часть собора Святого Вита. Также есть официальный главный вход в собор. Эта часть собора самая новая, она была построена на рубеже 19 и 20 веков (см. Историю собора Святого Вита). Западная часть собора характеризуется двумя высокими башнями и окном-розой. Автор этого окна, Франтишек Кисела, вдохновился старинными готическими окнами в знаменитых соборах Парижа. Обратите внимание на четыре фигуры внизу окна, по две с каждой стороны. Они представляют важных людей в новейшей реконструкции собора.

Южная сторона

Пройдя в III двор, минуя Старый Провост, можно заметить, что правая часть собора Святого Вита от ренессансной колокольни с барочным «шлемом» до готической части восходит к эпохе. известного архитектора Петра Парлера и двух его сыновей. На доминанте этой стороны, колокольне, находится Зикмунд, самый большой колокол в Чешской Республике.

Золотой портал

Справа от башни находится бывший главный вход в собор под названием Золотой портал. Большая мозаика над входом изготовлена ​​на богемском стекольном заводе при участии итальянских художников. На ней изображен Страшный суд. Иисуса окружают ангелы и коленопреклоненные чешские покровители – святые Прокоп, святые Зикмунд и святые Витт слева и святые Вацлав, святые Людмила и святые Войтех справа. Мозаика занимает площадь 82 квадратных метра.

Собор Святого Вита состоит из центрального нефа с узкими проходами с небольшими часовнями и северного трансепта. Часовни освещаются светом, проникающим через цветные окна, на которых изображено множество сакральных мотивов. Обратите особое внимание на окно Альфонса Мухи, представителя стиля модерн.

Знаменитые часовни

Шедевром собора Святого Вита является часовня Святого Вацлава, созданная в 14 веке Карлом IV в честь покровителя чешских земель Святого Вацлава. Эта часовня известна своим красивым и богатым убранством. Еще одним восхитительным произведением искусства является надгробие Иоанна Непомуцкого, расположенное напротив часовни Иоанна Непомуцкого.

Трифорий

Над сводами аркад можно увидеть бюсты людей, заслуживших заслуги при строительстве собора. Бюсты в старой части собора принадлежат литейному цеху Петра Парлера.

Мавзолей и королевский склеп

Перед главным алтарем собора Святого Вита находится королевский мраморный мавзолей, под которым находится королевский склеп, где хоронили чешских королей. Мавзолей состоит из надгробий Фердинанда I Австрийского, его жены Анны Богемской над Венгрией и императора Священной Римской империи Максимилиана II.

Королевский склеп под собором содержит могилы Карла IV, его четырех жен, Вацлава IV, Владислава Посмертного, Георгия Подебрадского, Рудольфа II и дочери Марии Терезии Австрийской Марии Амалии Австрийской.

Как добраться:
Собор Святого Вита является доминантой комплекса Пражского Града. Доехать можно на трамваях №1. 22 и 23 от м. Малостранска (остановка Пражский град) или от м. Малостранска по старинным королевским ступеням. Доступ к собору безбарьерный.

Часы работы:

* Понедельник – Суббота Воскресенье
ноябрь – февраль 9:00 – 16:00 12:00 – 16:00
Март – октябрь 9:00 – 17:00 12:00 – 17:00

Входная плата:
С 5 апреля 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *