Пуэрто гойя картина: Франсиско Гойя. Из Сарагос – в бессмертье

Франсиско Гойя. Из Сарагос – в бессмертье

К 275-летию со дня рождения художника

Автопортрет в студии. Около 1790–1795 годов

 

«Время показало: он создал настоящий исторический портрет своей родины»

(Теофиль Готье о Франсиско Гойе)

 

Эпоха романтизма, сменившая Просвещение с его культом разума и логики, подарила искусству новые веяния – интерес музыкантов, писателей и художников романтизма был сосредоточен теперь на чувствах людей, красоте природы и единении человека с ней. Романтизм подарил нам таких писателей как Байрон и Гюго, таких композиторов как Шуберт и Бетховен, таких художников как Брюллов и Делакруа.

Романтизм подарил нам и творчество Франсиско Гойи, ставшего настоящим летописцем своего времени.

Его картины запечатлели родную Испанию и в минуты счастья, и в минуты страдания и боли. Его живописное изображение разнообразных проявлений зла и страданий зачастую гротескны, но как ничто другое отражают ту боль и беспомощность испанской элиты, оказавшейся неспособной отстоять свою страну в годы французской оккупации.

Детство Франсиско Гойи, родившегося 30 марта 1746 года, прошло в маленькой испанской деревушке Фуэндетодос, население которой едва насчитывало сто человек, куда семья Гойя перебралась вскоре после рождения младшего сына. Позже родители Франсиско и двух его старших братьев вместе с детьми переехали обратно в Сарагосы, где отец будущего художника работал золотильщиком – престижное и прибыльное в те годы ремесло, заключающееся в покрытии позолотой церковных изваяний.

Можно с легкостью представить, как маленький Франсиско, следующий за отцом по пятам, завороженно следил за работой архитекторов и живописцев, трудящихся в то время над реставрацией собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, где работал в то время отец, и как мечтал и сам однажды расписывать купол капеллы, подобно Диего Веласкесу.

Да, Франсиско Гойя с самого детства знал, чему он хочет посвятить всю жизнь – живописи.

Подучившись художественному ремеслу в мастерской художника Лусана-и-Мартинеса, в 1763 году Франсиско впервые пробует принять участие в конкурсе от мадридской академии Сан-Фернандо на получение стипендии. За его рисунок не будет отдано ни одного голоса. В 1766 году он пробует получить стипендию снова, и вновь его ждет крах, а поступать за свой счет в Академию Франсиско был не намерен.

Жизнь юного художника между 1776 и 1771 годами покрыта завесой тайны. Известно, что жил он эти пять лет в Риме, но, как и зачем он покинул Испанию остается загадкой. Из достоверных источников мы можем узнать лишь то, что в 1771 в Риме он участвовал в конкурсе, организованном Пармской академией, где его работа в очередной раз не удостоилась никакой награды.

«Резкие тона» и «подвижные мазки», за которые тогда упрекнули Гойю еще много лет будут шокировать любителей устоявшейся гладкой академической живописи.

Как художник вновь оказался в Испании неизвестно, однако, в том же, 1771 году, в Сарагосе Гойе предложили его первый заказ – роспись потолка купола малого хора Богородицы в базилике Нуэстра-Синьора-дель-Пилар, том самом храме, где когда-то работал его отец. После разработки эскиза, Гойя быстро получил эту работу – помимо техники юного художника, каноников подкупило то, что он просил за свою работу всего 15 тысяч реалов, тогда как его конкурент, Антонио Веласкес, запросил 25 тысяч.

Фреска «Поклонение имени Бога» 1772 год

Так в 25 лет удача, наконец, улыбнулась живописцу. Уже в следующем году работа над фреской была окончена, и вызвала в рядах как священников, так и художников большое восхищение.

Большим уважением к Гойе проникся даже Франсиско Байеу, один из членов жюри Академии художеств, прежде неоднократно отвергающий конкурсные работы Гойи. Но сейчас он был так впечатлен мастерством юного художника, что сосватал ему в жены свою сестру Хосефу, в браке с которой Гойя прожил до самой ее смерти. У супругов родилось несколько детей, но выжил только один, Хавьер, также впоследствии ставший художником.

Но рождение и воспитание сына в будущем. Сейчас Гойе только 26 лет, и он мечтает, вслед за Сарагосами, покорить и столицу Испании – Мадрид.

И, нужно сказать, ему это удалось. Чему немало поспособствовало родство с Байеу, бывшим на тот момент придворным художником короля Карла III.

В Мадриде Гойя выполняет королевские заказы – создает картоны (рисунок углем или карандашом, с которого впоследствии пишется картина красками) для дворцовых зал, которые выделялись сюжетами – Гойя предпочитал писать свои произведения в тематике народной жизни, что считается совершенно новым веянием и импонирует заказчикам. Каждый созданный им картон отличает чувство пространства и света, правдоподобие социальных типажей, их манер и одежды, умелую компоновку и пластичность форм.

Картон Продавец посуды 1778 год

Не смотря на популярность творчества Франсиско Гойи при дворе, в месте придворного художника ему отказали, однако, ему уже и так удалось накопить капитал в сто тысяч реалов, который он только приумножает, берясь за контракт на роспись купола все того же собора дель Пилар.

Параллельно с работой над росписью религиозных сооружений, Гойя берется писать портреты: среди его заказчиков младший брат короля Карла III с супругой.

Вошедший в придворный круг, Гойя начал интересоваться и отражать в своих работах политические и социальные настроения, волнующие его новое окружение: засилие церкви в государственном аппарате, отсталость культуры и промышленности, нищета, преступность. Так начало складываться мировоззрение того Франсиско Гойи, который создаст серию офортов (гравюр) «Капричос».

С 1785 года Гойя становится вице-директором Королевской Академии, спустя десять лет его выбирают руководителем живописного отделения. Академия, прежде бывшая поборницей классицизма в живописи, под влиянием Гойи обращается к романтизму.

В Гойе удивительным образом сочетались талант художника и хватка успешного дельца – имея постоянную работу в Академии, он не перестает писать на заказ, а также находить себе новых влиятельных меценатов. Добился он и того, что не удалось ему шесть лет назад – становится придворным художником, наравне со своим шурином Байеу. Теперь постоянный годовой доход художника начал составлять около 15000 реалов в год (для сравнения – садовник того времени получал в год около 350 реалов), которые он активно вкладывал в движимое и недвижимое имущество (с движимым имуществом, правда, не задалось, и купленная, украшенная золотом карета оказалась в канаве на следующий же день после покупки).

Портрет семьи Карла IV 1800

Проблемы художника начались со смертью Карла III. Гойя все также являлся придворным художником, но теперь уже Карла IV, для которого он и прежде писал портреты, однако, двору, напряженно следящему за разворачивающимися событиями Великой Французской революции, становится не до украшений дворца и у Гойи совершенно нет заказов. На просвещенных испанцев начинаются гонения – ряд друзей художника арестовали, самого же Гойю в 1790 отправили в Валенсию.

До 1793 года о судьбе художника мало что известно – из-за отсутствия заказов он почти ни с кем не вступал в переписку. Однако, в 1793, находясь в Кадисе, Гойя серьезно заболел. Долгие годы ученым не удавалось установить, что за недуг поразил тогда художника, однако, в 2017 ученые пришли к выводу, что это был синдром Сусака, аутоимунное заболевание, которое при отсутствии должного лечения привело к тому, что Гойя до конца жизни остался глухим.

После болезни Гойя берется за портреты и картоны, а в 1795 году встречает самую знаменитую свою модель – герцогиню Альба. Ее портрет в полный рост – самый прославленный ее образ, настоящая симфония в белом, красном и черном тонах. Многие приписывают глухому 50-летнему художнику и молодой герцогине роман, однако, этому не осталось никаких письменных подтверждений, помимо едких сатирических образов герцогини, вошедших в «Капричос», начатый художником в 1797 году после отказа его от должности в Академии по причине плохого самочувствия.

Портрет герцогини Альба в белом 1795 год

«Капричос» – серия из восьмидесяти гравюр, ставших сатирой на социальные, религиозные и политические порядки, царившие в Испании того времени. Пропитаны едкой насмешкой как сами изображения, так и комментарии Гойи, оставленные к ним. Например, такой комментарий сопровождает самая известная картина серии «Сон разума рождает чудовищ»: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых им чудес».

Через два дня после старта продаж офорты «Капричос» были изъяты по вмешательству инквизиции, которой не понравились намеки на придворные скандалы, а также беспощадное обличение нравов, бывшее характерной чертой серии, в которой Гойя разоблачал предрассудки, продажность, злоупотребление властью и многие другие грехи придворного света. Однако, Гойе повезло и монархи, возможно, не увидели в «Капричос» скрытого смысла или же не предали ему особого значения.

Сон разума рождает чудовищ. Цикл «Капричос» Окончен 1799

После неудач с продажами серии, Гойе как никогда требовались заказы на картины – и они поступают.

В 1799 он пишет портрет королевы в мантилье, которым она остается очень довольна. К июню 1801 он заканчивает знаменитый «Портрет семьи Карла IV», после чего пишет не менее знаменитые «Маха одетая» и «Маха обнаженная» по заказу первого министра Испании Мануэля Годоя.

Махами в те времена называли испанских горожанок из низших классов, известных своим щегольством и бурным нравом, однако первоначально картины назывались «Цыганки», как следует из описи имущества Годоя 1808 года. Долгие годы считалось, что моделью для этих картин послужила герцогиня Альба, однако сейчас более вероятной кажется версия, что писали «Маху» с Пепиты Тудо – любовницы (а впоследствии и жены) Годоя.

«Маха одетая» Около 1800-1805 года

1808 год заставил Гойю вновь вернутся к офортам. Год, когда Испания была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне, арест нового короля Испании Фердинанда VII и бесчинства Наполеона I – все это стало причиной того, что Гойя взялся за работу над циклом «Бедствия войны». Сюжеты цикла клеймят ужасы и беды войны – насилие, разбой, грабежи, убийства, несущие страдания не только всему народу, но и отдельной личности.

В 1812 умирает жена Гойи, Хосефа, личная драма, по всей видимости, нашла отпечаток в картине «Похороны сардинки», также вошедшей в цикл картин о бедствиях войны.

Похороны Сардинки (фрагмент) 1813

Однако, Испания освобождена от Наполеона, чья армия разбита русскими войсками. И после того, как родина художника была окончательно освобождена от французов, Гойя запечатлел события Мадридского восстания в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».

Следующие годы не приносят стареющему художнику покоя. Гойя уже 68 лет, с него сняли обвинения в подозрении о сотрудничестве с французами, однако, большинство его полотен все равно упрятали в Академии Сан-Фернандо, бывшем месте его работы. Новый король Испании, Фердинанд VII относился к художнику враждебно, хоть и вынужден был с ним сотрудничать потому, что Гойя дружен со многими финансистами, а разоренному войной и оккупацией государству требуются крупные ссуды на восстановление.

В то время Гойя рисовал портреты теперь уже детей своих бывших покровителей и меценатов, выручал за них неплохие суммы, и в 1819 году купил сельский дом – «Дом Глухого».

Фреска «Шабаш ведьм» в «Доме глухого» 1820

В начале 1820 года Гойя тяжело заболел. Недавно расписанный изнутри фресками «Дом глухого» художник завещал своему единственному внуку, сыну Хавьера, Мариано. Тогда же он познакомится с Леокадией Вейс, которая на тот момент была замужем, но вскоре развелась с мужем, чтобы оставаться с Гойя, от которого у нее вскоре родилась дочь Росарита.

Обеспокоенный политической ситуацией в стране и опасаясь преследования со стороны нового правительства Испании, Гойя покинул территорию страны, отправляясь в Бордо, куда переселились на тот момент многие, ставшие неугодные новому правительству, друзья художника. О Гойе того времени писал его старый друг Моратин, уже приютивший его когда-то во время болезни 1793-го, приведшей к глухоте: «Гойя глух, стар, обессилен и ни слова не говорит по-французски, но очень доволен всем и желает посмотреть на мир».

Вскоре во Франции к художнику присоединяются и Леокадия с Росаритой. В этой стране, еще недавно оккупировавшей его собственную, Гойя провел последние четыре года своей жизни.

«У меня больше нет ни зрения, ни силы, ни пера, ни чернил, мне всего не достает, кроме воли к жизни».

Гойя хотел жить, он был болен и пережил еще несколько приступов паралича, однако, со свойственной ему энергией и жизнелюбием продолжал творить – написал «Молочницу из Бордо» и портрет Пио де Молина. Он с нетерпением ждал приезда из Испании сына с супругой, хотя был страшно болен и почти не вставал с постели.

Молочница из Бордо 1825-1827

За четыре года до смерти в письмах Гойя шутил, что ему суждено, как Тициану, прожить девяносто девять лет. Однако, судьба распорядилась иначе.

Гойя умер 16 апреля 1828 года в своих роскошных апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо, нажитых его собственным трудом, талантом и деловой хваткой. Придворный художник, переживший двух королей, жизнелюб и пацифист, переживший тяготы войны и оккупации, Франсиско Гойя был всегда правдив с собой и народом Испании, став тем, кто донес до своих потомков его век со всеми достоинствами и недостатками. Гойя жил в переломную для Испании эпоху. Он был свидетелем блестящих карнавалов и ужасов войны, реформ в духе просвещенного абсолютизма и последующей реакции общества на них. Перед этим прозорливым человеком прошли короли и тореадоры, принцессы и цыганки, министры и поэты, и ничто не укрылось от неумолимого взгляда великого художника.

 

Использованные источники:

1. Батикль Ж. Гойя: легенда и жизнь / Жанин Батикль. – Москва : АСТ, 2002. – 176 с. – Текст: непосредственный

2. Миргородская Т. Франсиско Гойя. Махо, махи, промахи и взмахи / Татьяна Миргородская / Караван историй. – 2021. – № 3. – С. 112-131. – Текст: непосредственный

3. Опимах И. Франциско Гойя / Ирина Опимах // Смена. – 2014. – № 5. – С. 65-73. – Текст: непосредственный

4. Прокофьев В. Н. «Капричос» Гойи / В. Н. Прокофьев. – Москва : Искусство, 1970. – 181 с. – Текст: непосредственный

5. Шнайдер М. Франсиско Гойя / Манфред Шнайдер. – Москва : Гелеос, 2006. – 379 с. – Текст: непосредственный

6. https://artchive.ru/franciscogoya. – Текст: электронный

 

Ольга Сустретова, главный библиотекарь

Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

Франсиско Гойя. Биографическая справка — РИА Новости, 10.05.2011

12 мая в Музее Современной истории России открывается выставка коллекции графики Франсиско Гойи из фондов ГЦМСИР «Сумерки и свет», приуроченная к году России-Испании 2011.

Великий испанский художник и гравер Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 г. в горном селении Фуэндетодос в Арагоне на севере Испании, в семье мастера-позолотчика.

К концу 1750-х гг. семья переехала в город Сарагосу. В возрасте 13 лет Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лусан-и-Мартинесу. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, но именно в те годы он получил свой первый официальный заказ — от местной приходской церкви.

В 19 лет Гойя приехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Потерпев неудачу, он отправился в Италию. В 1771 г. Франсиско Гойя получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны (вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию) для шпалер (стенные безворсовые ковры) с изображением сцен из испанской жизни.

Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в течение 1776-1791 гг. написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 г. Гойя был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный случившимся, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо, в 1795 г. — директором ее живописного отделения.

В 1789 г., после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.

В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его покровительницей и возлюбленной. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнаженная» (1797) и «Маха одетая» (1802).

В 1792-1793 гг. Франсиско Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления Гойя начал работать над серией офортов «Капричос» (закончена к 1799 г.). Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему. Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки — трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т. п. Офорты создают сложный мир образов, в которых реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира.

В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячью персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе 1814 г.). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны» (1808-1820), в которой изобразил борьбу испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 г.

Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провел в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. «Дом Глухого»). Здесь он начал серию офортов «Тавромахия», изображающих историю боя быков в Испании (1815).

Стены своего дома художник расписал маслом. В созданных здесь сценах, включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (1820-1823).

Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819-1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты. В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 г.

Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В настоящее время самая полная в мире коллекция работ Франсиско Хосе де Гойи (1746-1828) хранится на родине художника в Испании в Мадридском музее Прадо. Живописные полотна Гойи в других музеях мира или частных коллекциях — редкость. А вот графика мастера есть во многих музеях Европы и частных коллекциях.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Картина, приписываемая известному художнику Гойе, на самом деле была пуэрториканским художником.

Оказывается, известный портрет, приписываемый художнику Франсиско де Гойе, на самом деле написан другим художником.

Работа впервые за 60 лет демонстрируется в Институте Барбера де Бирмингема Ко всеобщему удивлению он утверждал, что композиция полотна, на котором изображена пожилая женщина, личность которой неизвестна, написана не знаменитым Испанский художник, но пуэрториканец.

Картина, которая теперь известна, написана Хосе Кампече, одним из ведущих деятелей искусства Пуэрто-Рико. Он родился в Сан-Хуане в 1751 году в семье вольноотпущенника и женщины с Канарских островов. Он умер в 1809 году.

Помимо того, что он был художником, он был музыкантом и «в раннем возрасте изучил ремесла своей семьи», — объясняют в Художественном музее Пуэрто-Рико, где выставлены некоторые из его работ.

Campeche Latinidad и философия изучались в Королевском монастыре отцов-доминиканцев, а между 1776 и 1778 годами испанский придворный художник Луис Барри Алькасар был одним из его учителей. Этот человек прибыл на остров, изгнанный королем Карлосом III, и научил молодого Кампече своему искусству.

По данным музея, Кампече был «художником-самоучкой и разносторонним художником. Он культивировал музыку, архитектуру, топографию, дизайн доспехов и изготовление музыкальных инструментов. В основном он создавал картины на религиозную тему и портреты», в том числе портрет пожилой женщины.

Его работы в стиле рококо отличаются вниманием к деталям и орнаменту, в котором преобладает голубовато-серая и розовая палитра, которую он унаследовал от своего наставника Барретта. Франсиско де Гойя также считается художником рококо, который был почти современником. Гойя родился в 1746 г. и умер в 1828 г.

Автор картины был раскрыт после расследования, которое началось с писем, сопровождавших покупку картины в 1940 году. Письма, подписанные арагонским художником его матери, оказались фальшивыми, факт, который Фатима Висенте Кордеро поставила вперед. Алерт, исследователь из Университета Наварры, сообщает газета El Español.

В расследования, предшествовавшие открытию, вмешались многие специалисты из различных американских и английских галерей и музеев с намерением выяснить истинного автора картины.

Среди исследователей Музей искусств Сан-Диего доктора Майкла Брауна; Розарио Гранадос из Художественного музея Блэнтона в Техасе и Ксанте Брук, бывшего сотрудника Ливерпульского музея.

Следователи опечатывали забор в Кампече, пока исполнительный директор Испанской ассоциации Гийом Кинц не подтвердил, что картина принадлежит ему, а не лингвисту.

Большое мастерство Кампече заключается в его мастерстве портретной живописи и миниатюры, что сделало его одним из самых выдающихся художников Латинской Америки в конце восемнадцатого века.

Директор коллекции Института Барбера Роберт Уинли сказал о картине: «Было бы здорово увидеть, что публика может интерпретировать из этой удивительной работы о более «предположительно» изысканных английских и французских портретах в Бежевой галерее. ».

«Это даст посетителям уникальное представление о качествах колониальной портретной живописи и ее связи с испанским изобразительным искусством», — сказал он.

Хотя личность изображенной старухи неизвестна, она представляет собой «таинственный и мощный вид, который вместе с ее тонкой и нежной цветовой палитрой делает образ достойным восхищения и удовольствия», который, как теперь известно миру, несет в себе подпись Пуэрто-Рико.

Мухаммед Борн

«Эксперт по путешествиям. Интернет-энтузиаст-любитель. Неисправимый фанат поп-культуры.»

Франсиско де Гойя | Третье мая

года

Эль-Трес-де-Майо

Третье мая

El Tres de Mayo
1814 Холст, масло
104 1/2 дюйма на 135 3/4 дюйма
266 см x 345 см
Музей Прадо, Мадрид

район Пуэрто-дель-Соль в Мадриде (см. Также картину Гойи Второе мая года). За этим последовало национальное восстание в Испании, и такие сцены, как «Третье мая» Гойи, повторялись по всей испанской деревне, поскольку французские командиры не смогли подавить национальное настроение, а вместо этого только разозлили его.

Гойя прежде восхищался практическими свободами, обещанными французским «просвещением». Большинство испанских интеллектуалов времен Гойи устали от неуверенных попыток Карла IV и Фердинанда провести реформы и улучшения в Испании. Однако жестокость Наполеона (через его брата Жозефа и военачальников, которым было приказано свести к минимуму боевые действия там) приостановила любую привязанность испанских либералов к французским свободам.

На протяжении шестилетней оккупации Франции Гойя почти полностью жил в Мадриде. В художественных книгах много спекуляций о том, был ли Гойя лично свидетелем таких событий, как « Второе мая года» и « Третье мая года». , и есть (хотя и оспаривается некоторыми историками) рассказ одного из садовников Гойи, человека по имени Исидро, который рассказал Антонио Труэбе (записанный в его книге Madrid por fuera Amazon), что Гойя был свидетелем стрельбы в Монтана-дель-Принсипи-Пио через телескоп (примечание: после его смерти телескоп был зарегистрирован как принадлежащий Гойе), и что Исидро позже той же ночью сопровождал Гойю к тому месту, где трупы были, в это время Гойя делал записи. Эта учетная запись упоминается в книге Ксавьера де Саласа GOYA (Goya / Xavier de Salas; [перевод, G. T. Culverwell] Amazon)

«…Третье мая стало еще более известным, появляясь на обложках книг по истории, появляясь на почтовых марках и открытках. Оно использовалось для воплощения искусства Гойи, а также духа испанского революционного героизма. На этом жестоком, но трогательном изображении изображена публичная казнь повстанцев 3 мая 1808 года, на следующий день после восстания [см.0023 Второе мая ] В отличие от энергичного уличного боя, в котором испанцы, кажется, на мгновение одерживают верх, эта резня мирных жителей, которую французы учинили в отместку за восстание, была раскрашены в самые яркие цвета. Здесь, в сияющих белых, золотых и алых тонах на мрачном черном, сером и коричневом фоне увековечены обреченные люди, уличные бойцы Второго мая встречают свою судьбу. Один или два узнаваемы: труп, распростертый под живыми жертвами, распростертая мужская фигура со спутанными, пропитанными кровью волосами и разбитым черепом, идентифицируется как герой с кинжалом, пронзающий лошадь на правом переднем плане продолжающейся картины.

[Вверху] из книги Сары Симмон, Гойя ,
Phaidon press, 1998. Страница 263.
Чтобы прочитать о книге Симмона, перейдите сюда.
Ссылка Amazon на книгу «Искусство Гойи: идеи» Сары Симмонс

«У большинства жертв есть лица. У убийц нет. Это один из наиболее часто отмечаемых аспектов Третьего мая, и это правильно: с этой картиной рождается современный образ войны как анонимного убийства, и давняя традиция убийства как благородного зрелища подошла к своему запоздалому концу».

[Вверху] из книги Роберта Хьюза, Гойя ,
Knopf Books, 2003. Страница 317.
Чтобы прочитать о книге Хьюза, перейдите сюда.
Ссылка Amazon на книгу Роберта Хьюза Гойя

Из электронного письма наполеоновского ученого:

«Я вернулся и просмотрел вашу историческую информацию, и она мне кажется прекрасной. Я был действительно рад, что вы упомянули, что испанцы совершили зверства против французов, а также в ответ на их действия. В вашем обсуждении «Великих подвигов против я просто хотел упомянуть, что испанские партизаны и крестьяне, как известно, часто откапывали мертвых французов и калечили их трупы. Мой другой комментарий касается вашего обсуждения в «Третьем мая». с Карлом и Фердинандом, и вы говорите, что эти два монарха правили безуспешно.На самом деле одна из основных проблем, с которыми испанские интеллектуалы столкнулись со своими королями, заключалась в том, что они отказались дать своим подданным конституцию (главная цель либералов в начале 19й век). Фактически, после окончания наполеоновских войн Фердинанд пообещал править с письменной конституцией. Но когда он нарушил это обещание (он был настоящим придурком) — это вызвало либеральный мятеж в Испании в 1820-х годах, который был жестоко подавлен». — К.Г.

Гойя

Третье мая — Возмездие и справедливость

Статья под названием «Насилие в европейской живописи» С.А. Хана была опубликована в Бангладеш Новая Нация от 17 сентября 2006 г. включает новую интерпретацию Третьего мая Гойи. Хан является преподавателем Президентского университета в Дакке, Бангладеш. (Статья также включает анализ произведений Делакруа Свобода, ведущая народ и Жерико Плот Медузы. )

«В Третьего мая 1808 Франсиско де Гойя нарисовал событие, имевшее место второго и третьего мая 1808 года, когда граждане Мадрида восстали против французских захватчиков и на следующий день получили быстрый и варварское возмездие (Честь, 602). Слева от картины группа безоружных гражданских лиц, стоящих на коленях в смешанной луже крови и трупов, спиной к насыпи и лицом к расстрельной команде; члены расстрельной команды, на право, готовы и привержены исполнению казни, мимо осужденных и палачей собралась группа зрителей, чтобы стать свидетелями происходящего. Единственным освещением на картине является фонарь у ног солдат.0003

Первоначальное наблюдение пробуждает в нашем сердце сочувствие к беспомощным людям, которым грозит смерть, но тщательный анализ поможет нам понять, что, возможно, они не заслуживают сочувствия. Вместо этого эти люди предстанут перед правосудием; стол угнетения повернулся против них! Монах среди осужденных мирных жителей живо напоминает нам об испанской инквизиции. Испания купается в смерти и разрушениях, но пришло время им встретить свою судьбу. Гойя не показывал нам лиц палачей, т. е. их личности, потому что неважно, кто вершит правосудие. Кто-то может подумать, что это французские солдаты, но их форма и высокие шляпы (французские солдаты носили шляпы с приплюснутыми полями спереди и сзади) не подтверждают такую ​​точку зрения.

Гражданские лица, ставшие свидетелями казни, кажутся нейтральными, не участвующими ни во вторжении, ни в восстании; таким образом, они невиновны. Однако на самом деле эти люди — вероломные личности, которым выгодно быть испанцами, но которые отказались помочь родине. Теперь приходят трусы, чтобы стать свидетелями смерти испанских героев. Чувство вины у этих слабаков постоянно, и в результате они не могут смотреть в глаза осужденным или солдатам; один из них смотрит на происходящее нерешительным косым взглядом, в то время как другие прикрывают глаза от стыда.

Наконец, Гойя, великий испанский художник, фокусирует одинокий фонарь на людях, которые умерли или скоро умрут. Поэтому было бы разумно заключить, что суть этой картины — смерть и ужас.»

Скрытый автопортрет Гойи в

Третье мая?

Октябрь 2003 г.

писатель Сири Хустведт (в статье UK Guardian здесь) обсуждает обнаружение небольшого автопортрета художницы на знаменитой картине:

«…На переднем плане окровавленные трупы лежат друг на друге, но над этими телами два странных человека. Самая верхняя фигура в плаще и кажется пожилой женщиной. Под ней другой человек, более темный и более смутное, существо, контуры которого исчезают во мраке… Я видел лицо смотрит на меня. Это простой рендеринг — большие глаза, приплюснутый нос и открытый рот, но включает в себя подпись художника львиные волосы, выпадающие из-под подбородка». 0168

Статья UK Guardian здесь.



Исходная страница 1997 г. — обновление за июнь 2019 г.


АМАЗОН

Гойя Ужасно возвышенное — Графический роман — (Испанское издание) — Amazon


Гойя: его жизнь и творчество в 500 изображениях: Иллюстрированный отчет о художнике, его жизни и контексте, с галереей из 300 картин и рисунки — 256 страниц, Lorenz Books, 2015 — Amazon


«От этого стремительного приступа жизни не следует ожидать спокойствия и утонченное искусство, ни рефлексивное. И все же Гойя был больше, чем ницшеанский эгоист, который боролся с миром, чтобы утвердить свое сверхчеловеческое достоинство. Он был восприимчив ко всем оттенкам чувств, и именно его чрезвычайная чувствительность, а также его мужественное безрассудство приводили в действие его нападки на возмутительное испанское общество». сочинение о Гойе из ЛЮДИ ИСКУССТВА (1931).

«…Одиночество имеет свои пределы, ибо Гойя был не пророком, а художником. Если бы он не был художником, его отношение к жизни было бы нашли выражение только в проповеди или самоубийстве». Из эссе Андре Мальру в САТУРН: ЭССЕ О ГОЙЯ (1957).

«Гойя всегда великий художник, часто пугающий… свет и тени играют на ужасных ужасах». От Чарльза Эссе Бодлера о Гойе от РЕЦЕНЗИИ ОТДЕЛЬНИКИ (1842).

«[Ан] необычайное смешение ненависти и сострадания, отчаяние и сардонический юмор, реализм и фантазия». предисловие Олдоса Хаксли к ПОЛНЫМ ОТРАВЛЕНИЯМ ГОЙИ (1962).

«Его анализ красками, мелом и тушью массовой катастрофы и человеческой слабости указывал на кого-то, одержимого хаосом существования…» Из книги Гойя автора Сара Симмонс (1998).

«Я не могу простить вам восхищения Гойей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *